Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Від Ради Асоціації та від себе особисто хочу подякувати Вас за високу явку на наш захід. Ми розцінюємо це як Вашу небайдужість до справ Асоціації та ...полностью>>
'Семинар'
Т.1, М., 19 9. . Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. 3. Диоген Лаэртский...полностью>>
'Курсовая'
Так как в практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями, то тема, рассма...полностью>>
'Обзор'
МЭР РФ в очередной раз уточнило прогноз развития экономики РФ до 2012 года. Теперь в 2010 году базовый сценарий прогноза предполагает рост ВВП в 1,6%...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Андре Мари Ампер

(1775 – 1836)

собенно важное значение имели исследования Ампером взаимодействий круговых и линейных токов. К этим исследованиям он подошел, основываясь на следующих рассуждениях:

если магнит по своим свойствам аналогичен катушке или кольцевому проводнику, обтекаемым током, то два круговых тока должны действовать друг на друга подобно двум магнитам.

Рис. 1.9. «Станок Ампера» для демонстрации действия прямолинейных токов: 1 – подвижная рамка; 2 – неподвижный проводник

Открыв взаимодействие круговых токов, Ампер начал исследование взаимодействия линейных токов. С этой целью он построил так называемый «станок Ампера» (рис. 1.9), в котором один проводник мог изменять положение относительно другого проводника. В ходе этих опытов было установлено, что два линейных тока притягивают или отталкивают друг друга в зависимости от того, имеют ли токи одинаковое направление или различное. Серия опытов этого рода позволила Амперу открыть закон взаимодействия линейных токов: «два параллельных и одинаково направленных тока взаимно притягиваются, между тем как два параллельных и противоположно направленных тока взаимно отталкиваются». Обнаруженные явления Ампер предложил назвать «электродинамическими» в отличие от электростатических явлений.

Обобщая результаты своих экспериментальных работ, Ампер установил математическое выражение количественных соотношений взаимодействующих токов подобно тому, как это сделал Кулон по отношению к взаимодействию статических зарядов. Эту задачу Ампер решил аналитическим приемом, исходя из принципов Ньютона о взаимодействии масс и уподобляя этим массам два элемента тока, произвольно расположенных в пространстве. При этом Ампер предположил, что взаимодействие элементов тока происходит по прямой, соединяющей середины этих элементов, и что оно пропорционально длине элементов тока и самим токам.

Электродинамическая теория Ампера изложена им в сочинении «Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта», изданном в Париже в 1826 – 1827 гг. Математическое выражение закона взаимодействия между двумя элементами тока (рис. 6.10) было выведено Ампером в следующем виде:

,

где dF – сила взаимодействия;

– токи и элементы цепи;

r – расстояние между элементами;

ε – угол между элементами;

– углы, образуемые элементами с прямой, соединяющей их середины.

Уравнение Ампера и современное уравнение взаимодействия электрических токов дают один и тот же результат для замкнутых токов, хотя для элементов проводников оно и неверно.

Опираясь на труды предшественников, а также на важные результаты своих исследований, Ампер пришел к принципиально новому выводу о причине явлений магнетизма. Отрицая существование особых магнитных жидкостей, Ампер утверждал, что магнитное поле имеет электрическое происхождение; все магнитные явления сводились им к «чисто электрическим действиям». Основываясь на тождестве действия круговых токов магнитов, Ампер пришел к выводу о том, что магнетизм какой-либо частицы обусловлен наличием круговых токов в этой частице, а свойства магнита в целом обусловлены электрическими токами, расположенными в плоскостях, перпендикулярных к его оси. Ампер подчеркивал, что «...эти токи вокруг оси магнита реально существуют, или, скорее, что намагничивание является операцией, посредством которой частицам стало сообщаться свойство возбуждать для этих токов такое же электродвижущее действие, какое имеется в .вольтовом столбе… Магнитные явления вызываются исключительно электричеством… нет никакой разницы между двумя полюсами магнита, как их положение относительно токов, из которых этот магнит состоит». Разработанная Ампером гипотеза молекулярных круговых токов явилась новым прогрессивным шагом на пути к трактовке природы магнитных явлений.

А

Рис. 1.10. К выводу Ампером математической зависимости силы взаимодействия двух элементов тока

мпером в 1820 г. была высказана мысль о возможности создания электромагнитного телеграфа, основанного на взаимодействии проводника с током и магнитной стрелки. Однако Ампер предлагал взять «...столько проводников и магнитных стрелок, сколько имеется букв..., помещая каждую букву на отдельной стрелке». Очевидно, что подобная конструкция телеграфа была бы весьма громоздкой и дорогой, что, по-видимому, помешало практической реализации предложения Ампера. Потребовалось некоторое время для того, чтобы найти более реальный путь создания телеграфа.

Значение работ Ампера для науки было весьма велико. Своими исследованиями Ампер доказал единство электричества и магнетизма и нанес решительный удар царившим до него представлениям о магнитной жидкости. Установленные им законы механического взаимодействия электрических токов принадлежат к числу крупнейших открытий в области электричества.

О

Майкл Фарадей

(1791 – 1867)

ткрытия в области электромагнетизма побудило многих ученых и в том числе М. Фарадея обратиться к исследованию этого явления. Многочисленные эксперименты Фарадея по исследованию взаимодействия проводников с током и магнитов привели его в 1821 г. к открытию явления взаимного вращения магнитов и электрических токов. Он наблюдал, что электрический ток, проходящий по проволоке и проявляющий магнитное действие под прямым углом к направлению тока, может заставить эту проволоку совершать вращение вокруг магнита или может заставить магнит вращаться вокруг проволоки. Устройство, которое применил Фарадей для демонстрации этих действий, было таково (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Схема установки Фарадея для демонстрации электромагнитного вращения

Он брал две чашки 1 и 2 с отверстиями в дне для ввода проводников 5 и 6 от батареи; в чашки он наливал ртуть и помещал магниты 3 и 4, из которых первый был подвижным и прикреплялся при помощи нитки к вводной проволоке так, что мог плавать в ртути в положении, близком к отвесному, а его верхушка, выходившая из ртути наружу, могла вращаться вокруг вертикальной оси чашки L. Второй магнит укреплялся неподвижно в вертикальном положении в чашке 2. Между обеими чашками Фарадей помещал медный стержень 7 с отогнутыми концами, из которых один 8 был неподвижен и погружался в ртуть по оси чашки, а ко второму прикреплялся посредством металлической нити подвижной стержень 9 опущенный в ртуть чашки 2. При пропускании тока через цепь начиналось вращение магнита 3 вокруг стержня 5, а стержня 9 – вокруг магнита 4. Этот опыт впервые демонстрировал возможность непрерывного превращения электрической энергии в механическую и являлся наглядной иллюстрацией принципиальной возможности построения электродвигателя.

1.5. Установление законов электрической цепи

По мере углубления исследований электрического тока подготавливаются условия для перехода от качественных наблюдений явлений в электрической цепи к установлению некоторых количественных отношений.

Как уже отмечалось, еще В. В. Петров в начале XIX в. указал на связь между сечением проводника и протекающим по нему током. В 1821 г. Дэви установил, что проводимость проводника зависит от материала и температуры; он также пришел к выводу о зависимости проводимости от площади сечения проводника. Более глубоко эти явления были исследованы немецким физиком Г. С. Омом.

Первый этап исследований Ома относился к изучению проводимости проводника, по которому проходит ток. Для этих целей Ом устроил прибор, подобный крутильным весам Кулона; на них (вместо бузиновых шариков, имеющихся в приборе Кулона) была подвешена магнитная стрелка. По углу кручения нити можно было судить о токе, действующем на стрелку. Помещая магнитную стрелку прибора над проводником, расположенным в направлении магнитного меридиана, Ом установил, что угол кручения нити, характеризующий отклоняющее действие тока, оставался постоянным. На основании этих опытов он пришел к выводу о том, что ток в различных участках цепи остается постоянным. Последующими опытами Ом установил, что ток в проводнике прямо пропорционален площади поперечного сечения проводника и обратно пропорционален его длине.

Р

Георг Симон Ом

(1787 – 1854)

езультаты исследований Ома были опубликованы им в 1827 г. в работе «Гальваническая цепь, разработанная математически доктором Г. С. Омом».

Исследуя закономерности в электрической цепи, Ом впервые проводит аналогию между движением электричества и тепловым или водяным потоком, при этом разность потенциалов играет роль падения температур или разности уровней. Свой закон Ом сформулировал следующим образом: «Величина тока гальванической цепи пропорциональна сумме всех напряжений и обратно пропорциональна длине цепи».

О

Густав Роберт Кирхгоф

(1824 – 1887)

днако закон Ома, несмотря на его многократную проверку, не сразу был признан справедливым. В 1832 г. академик. Э. X. Ленц показал, что закон Ома справедлив и для цепей с индукционными токами. Таким образом, Ленц расширил рамки применимости закона Ома и своими трудами много содействовал тому, что с 40-х годов этот закон получает признание и широко применяется в научных исследованиях и на практике в случаях, когда источник электродвижущей силы питает неразветвленную электрическую цепь.

Между тем на практике нередко приходится применять разветвленные электрические цепи, соединяя в некоторых точках цепи два и более проводников, имеющих различные сопротивления; в этих точках цепи электрический ток разветвляется. В 1847 г. немецкий физик Г. Р. Кирхгоф сформулировал законы, устанавливающие связь между электродвижущими силами, введенными в цепь, токами и сопротивлениями, которые неодинаковы в разных ветвях сложной цепи.

1.6. Первые электрические приборы и устройства

Отклонение магнитной стрелки электрическим током было положено в основу принципа действия первых электроизмерительных приборов.

Вскоре после опубликования брошюры Эрстеда немецкий физик Швейггер обнаружил (1820 г.) усилие действия тока на магнитную стрелку, помещенную внутри рамки, состоящей из нескольких витков проволоки с током. Это устройство получило практическое применение для обнаружения электрического тока в проводнике и получило название мультипликатора (рис. 1.12).

О

Рис. 1.12. Схема мультипликатора

днако вследствие влияния земного магнетизма на магнитную стрелку мультипликатора его показания были неточными. Ампер в 1821 г. показал возможность устранения влияния земного магнетизма с помощью астатической пары, представляющей собой две магнитные стрелки, укрепленные на общей медной оси и расположенные параллельно друг другу, с полюсами, обращенными в противоположные стороны. В 1825 г. флорентийский профессор Нобили скомбинировал астатическую пару с мультипликатором и устроил таким образом более чувствительный прибор – прообраз гальванометра.

Рис. 1.13. Первые электромагниты Стерджена: 1 – чашечки со ртутью, заменяющие зажимы

Исследование явлений намагничивания железных тел, окруженных спиралью, обтекаемой током, привело в 1825 г. к построению англичанином В. Стердженом первого электромагнита. Этот электромагнит (рис. 1.13) представлял собой стержень из мягкого железа длиной около 30 см и диаметром 12 мм, покрытый лаком; поверх лака располагалась обмотка из 18 витков толстой медной (неизолированной) проволоки. Значительная толщина проволоки создавала возможность иметь большой ток в обмотке. Электромагнит мог удерживать груз около 4 кг. Стерджен установил, что полярность концов железного стержня .меняется при перемене направления тока в обмотке.

Опыты Стерджена были продолжены многими учеными. Вскоре электромагнит получил широкое применение в различных электрических приборах и устройствах.

1.7. Первые опыты применения электрического тока

П

А. Т. Болотов

(1738 – 1833)

Павел Львович Шиллинг

(1786 – 1837)

ервое практическое применение электрический ток нашел в области медицины. Применение электричества (статического) для лечебных целей получило распространение еще до открытия явлений электрического тока, и в разных странах был накоплен опыт в области электролечения. В качестве примера можно привести работы русского ученого А. Т. Болотова, посвятившего вопросам применения электричества для лечебных целей ряд своих сочинений, среди которых наибольший интерес представляет обширный труд «Краткие и на опытности основанныя замечания о електрицизме и о способности електрических махин к помоганию от разных болезней», СПБ, 1803, (рис. 1.14). В этом сочинении описаны различные электростатические машины, созданные Болотовым, и отмечается целесообразность применения электричества в медицине. Болотовым была организована своеобразная электролечебница, через которую в течение 2 лет прошло более 1500 больных.

Изобретение вольтова столба привело к установлению возможности применения электрического тока для лечебных целей, к зарождению гальванотерапии. Большое внимание этим вопросам уделял В. В. Петров, который преподавал физику в Медико-хирургической академии. Применение электрического тока в медицине способствовало усилению интереса к его изучению, содействовало углублению познания свойств электричества.

Среди первых практических применений электричества большое значение для развития электротехники имело применение электричества в военном деле и прежде всего для воспламенения пороховых зарядов. Существовавшие ранее пиротехнические методы воспламенения страдали рядом существенных недостатков, в особенности в случае применения их для взрыва подводных мин.

Первые попытки применения электричества для воспламенения подводных мин относятся к самому началу XIX в., но только в 1812 г. П. Л. Шиллингу удалось решить эту проблему. Им был создан хорошо изолированный проводник – первый подводный электрический кабель и специальное приспособление для воспламенения порохового заряда – электрический запал. Как указывает И. X. Гамель, специально изучавший документы о работах Шиллинга по электровзрыванию, запал Шиллинга воспламенял пороховой заряд «посредством гальванической искры».

Рис. 1.14. Титульный лист книги Болотова

Запал Шиллинга получил высокую оценку со стороны академика Б. С. Якоби, отмечавшего, что «...Шиллинг первый оказал великую услугу, дав уголькам такую форму и устройство, что они могут быть употреблены для этой цели. Весьма остроумное его изобретение относительно установки угольков доставило возможность воспламенять порох почти на всяком произвольном расстоянии, что прежде даже теоретически считалось невозможным. Способ этот совершенно неизвестен за границей...».

Свои опыты над созданием хорошо изолированного проводника Шиллинг закончил в 1811 г. Проводник представлял собой тонкую проволоку, изолированную двумя слоями изоляции: первый слой – шелк, после обвивки слоем шелка проволока пропускалась через специальный смолистый состав; затем все это обвивалось слоем пеньки и вторично пропускалось через тот же смолистый состав.

На основании документальных данных, приведенных И. Гамелем, можно утверждать, что в октябре 1812 г. Шиллинг успешно взрывал на Неве подводные мины с помощью разработанного им электрического запала.

Труды Шиллинга положили начало минной электротехнике, которая в нашей стране получила широкое и самобытное развитие, в частности, благодаря деятельности Б. С. Якоби, М. М. Борескова, В. С. Сергеева и др. Развитие военной электротехники оказало большое влияние на электротехнику вообще, вызвав необходимость создания более совершенных источников тока (например, магнитоэлектрическая взрывная машина (генератор) Б. С. Якоби) и специальных изолированных проводников.

1.8. Краткое заключение

1. Рассматриваемый период в истории науки об электричестве характеризуется главным образом открытием и изучением свойств электрического тока, получение которого стало возможным в результате изобретения вольтова столба (1800 г.).

  1. В течение первой четверти XIX в. были обнаружены химические, тепловые, световые и магнитные действия тока и положено начало их исследованию.

  2. Начало изучению химических действий тока было положено в 1800 г. электролизом воды. Тепловые и световые действия тока (накаливание током проволоки, электрические искры и т. п.) наблюдались многочисленными исследователями.

  3. Наиболее глубокие исследования тепловых, световых и химических действий тока были произведены академиком В. В. Петровым, построившим крупнейший для своего времени источник тока, открывшим явление электрической дуги (1802 г.) и показавшим возможность практического применения дуги для целей освещения, плавки металлов и др. В. В. Петровым впервые была установлена зависимость тока от площади поперечного сечения проводника, разработан принцип изоляции проволочных проводников и др. Трудами В. В. Петрова были заложены основы новой области знаний – электротехники.

  4. Важное значение для развития учения об электрическом токе и расширения области его практических применений имели электрохимические исследования, приведшие к получению путем электролиза в чистом виде щелочных металлов калия и натрия, открытию явления электроосмоса, установлению электропроводности земли и воды.

  5. Расширение электрохимических исследований привело к необходимости разработки теории электрохимических процессов; уже в начале XIX в. создается первая ионная теория электролиза.

  6. Обнаружение магнитных действий тока (1820 г.) положило начало развитию электромагнетизма. Исследования магнитных проявлений тока привели к разработке Ампером (1820 г.) начал электродинамики, к формированию более прогрессивных воззрений на природу магнетизма. Открытие взаимодействия токов и магнитов являлось предпосылкой к построению электродвигателя.

  7. Углубление и расширение исследований электрического тока подготовили условия для перехода от качественных наблюдений к установлению некоторых количественных закономерностей в электрической цепи. Основополагающее значение в развитии учения об электрическом токе сыграли законы Ома (1827 г.) и Кирхгофа (1847 г.).

  8. Изучение магнитных действий тока приводит к построению электромагнита (1825 г.) и первого прибора для обнаружения электрического тока – мультипликатора (1820 г). Отклонение магнитной стрелки током было положено в основу принципа действия первых электроизмерительных приборов.

  9. Применение электрического тока для лечебных целей и, в особенности, в военном деле способствовало развитию теоретических исследований в области электричества и расширению его практических применений: создаются первые изолированные проводники для подвода тока под водой, разрабатываются специальные электрические генераторы («взрывные машины»).

  10. Важнейшее значение открытий и изобретений в области электричества и магнетизма, произведенных в первой четверти XIX в., заключается в том, что они подготовили почву для открытия явления электромагнитной индукции и последующего бурного развития электротехники.

2. ОТКРЫТИЕ ЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ДО 70-х ГОДОВ XIX в.

2.1. Открытие явления электромагнитной индукции

Новый и чрезвычайно важный период в истории развития электричества и магнетизма начался после открытия явления электромагнитной индукции (1831 г.). Этот период охватывает около 40 лет развития научной и технической мысли и характеризуется не только громадными достижениями в области науки об электричестве и магнетизме, но и ростом практических применений электричества. Важнейшей научно-теоретической базой дальнейшего развития естествознания стал закон сохранения и превращения энергии. Этот основной закон естествознания мог быть сформулирован только на основе многочисленных предшествовавших достижений физики, химии и других наук. Данные естествознания нового времени показали несостоятельность и недостаточность механистического (механического) материализма. На основе этих новых данных возникло и новое мировоззрение. Этот революционный переворот в мировоззрении явился самым значительным итогом развития науки в рассматриваемый период.

В подготовке закона сохранения и превращения энергии немалую роль сыграло развитие учения об электромагнетизме.

Созданием основ электродинамики была убедительно доказана связь между электрическими и магнитными явлениями. Но эта связь была показана как односторонний процесс; было установлено, что при протекании электрического тока по проводнику вокруг последнего обнаруживаются магнитные действия, проявляющиеся в притяжениях и отталкиваниях стальных предметов, постоянных магнитов или проводников с током. К 20-м годам XIX в. наука и практика убедительно подтвердили закономерность взаимного превращения различных форм энергии – тепловой и механической, электрической и тепловой, химической и электрической. Таким образом, к этому времени наука оказалась подготовленной к тому, чтобы поставить на разрешение задачу нахождения связи обратного характера, т. е. доказательства того, что при определенных условиях механическая энергия может быть превращена в электрическую. Эта проблема нашла свое решение с открытием явления электромагнитной индукции.

Явление электромагнитной индукции впервые было открыто и подробно описано в 1831 г. выдающимся английским ученым Майклом Фарадеем. Основываясь на открытиях взаимопревращений различных форм энергии, Фарадей пришел к правильному выводу о возможности превращения механической энергии в электрическую. Эту задачу он сформулировал в 1821 г. в своем дневнике следующими словами: «превратить магнетизм в электричество». Фарадей был совершенно уверен в двухсторонней связи этих явлений, но этот факт нужно было доказать экспериментально. В течение последующих лет Фарадей непрерывно производил эксперименты и, наконец, во второй половине 1831 г. он показал, что такое превращение возможно. Эти опыты привели его к открытию «магнитоэлектричества», или индукционного электричества, тождественного по своим свойствам и действиям с гальваническим электричеством, «простым» (т. е. статическим) электричеством и термоэлектричеством. Фарадей вел весьма подробную и точную запись всех своих опытов и работ над превращением магнетизма в электричество; эти материалы включены в большой труд Фарадея, опубликованный под названием «Экспериментальные исследования по электричеству». О результатах этих своих работ Фарадей доложил на заседании Королевского Общества в Лондоне 24 «ноября 1831 г.

Описанию этих опытов посвящена 1-я серия «Экспериментальных исследований по электричеству», в которой показано последовательное развитие экспериментов Фарадея, приведших его в течение августа – сентября 1831 г. к открытию явления электромагнитной индукции. В разделе 1 этой серии, озаглавленном «Индукция электрических токов», Фарадей описывает опыты, показавшие возможность индукции тока током; это явление Фарадей назвал «вольтаэлектрической индукцией». Эксперименты Фарадея последовательно развивались следующим образом.

I. На деревянный цилиндр (рис. 2.1, а) или барабан наматывались две изолированные друг от друга медные проволоки 1 и 2; первая из них соединялась с источником электрического тока 3, а другая – с гальванометром 5; в цепь, в которую включена обмотка 1, вводился прерыватель 4. При замыкании контакта 4 наблюдалось внезапное, но очень слабое действие на гальванометр: его стрелка отклонялась в одну сторону. В дальнейшем при непрерывном прохождении тока отклонения стрелки не наблюдалось. Аналогичное явление можно было наблюдать при размыкании цепи, питающей обмотку 1: стрелка в момент размыкания отклонялась, но в противоположную сторону, затем возвращалась в начальное положение и оставалась в покое все время, пока цепь была разомкнута. Результаты этих опытов Фарадей рассматривал как индукцию тока током, но считал индуктированный ток весьма кратковременным, длящимся всего один момент и по своей природе больше напоминающим «электрическую волну, возникающую при разряде обыкновенной лейденской банки», чем ток гальванической батареи. Фарадей полагал, что этот кратковременный индуктированный ток должен обладать способностью намагнитить стальную иглу, хотя его действие на стрелку гальванометра едва заметно.

II. Для проверки этих соображений Фарадей поставил опыт по другой схеме (рис. 2.1, б), которая отличалась тем, что в цепь 2 вместо гальвано-метра включалась небольшая полая спираль 6, намотанная на стеклянную трубку 7, внутрь которой можно было вводить стальную иглу 8. Игла вставлялась внутрь спирали, и ток в цепи 1 замыкался; не размыкая этой цепи, Фарадей вынимал иглу и обнаруживал, что она оказывалась намагниченной. Если в этой схеме сначала замкнуть цепь 1 и пропустить ток, а после этого ввести не намагниченную иглу внутрь спирали и затем разомкнуть контакт 4, то игла, как и в первом случае, оказывается намагниченной, но полярность ее будет противоположной. Этот опыт устранил всякие сомнения в том, что при включении и выключении тока, питающего цепь 1, в цепи 2 наводится электрический ток, обладающий такими же свойствами, как и ток индуктирующий. Кратковременность наводимого тока вначале не позволяла Фарадею обнаруживать некоторые другие действия, например электрохимические или тепловые.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Междисциплинарный научно-практический сборник

    Документ
    Современный мир столкнулся с системным кризисом цивилизации. Если раньше мы могли прогнозировать и планировать развитие общественных институтов, экономики, то сейчас общество ежедневно оказывается лицом к лицу с непредвиденными ситуациями.
  2. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 марта 2012 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Бурятском государственном университете по адресу: 67 ,
  3. Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований (По материалам VII межвузовской студенческой олимпиады) номинация «социальная работа» Орел – 2010

    Документ
    Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010.
  4. Проблемы и перспективы развития исторической информатики

    Анализ
    Анализ историографии последних лет показывает повышение интереса к теоретическим проблемам исторической информатики: осмыслению закономерностей и этапов ее развития, взаимодействия с другими областями научного знания, перспектив на будущее.
  5. Тема История экономических учений как наука. 2

    Документ
    Предмет истории экономических учений – процесс возникновения, развития и смены теоретических идей и взглядов отдельных экономистов, школ и направлений экономической мысли в различные эпохи и в различных странах в тесной связи с историей

Другие похожие документы..