Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Манящий и, вместе с тем, загадочный! А может быть, потому и манящий, что загадочный? Новодевичий монастырь – это интереснейшая история, прекраснейшая ...полностью>>
'Лекция'
Константина Внутренняя политика св. Константина Основание Константинополя Топография Константинополя. Основные христианские святыни Сыновья св....полностью>>
'Конкурс'
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «На время улети в лицейский уголок…», посвященный 195-летию око...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цели и задачи дисциплины - сформировать у студентов комплекс фундаментальных представлений, составляющих основу одной из наиболее востребованных в на...полностью>>

Отрывки из книги: Корниенко О. В. Экономическая теория. Р-н/Д, Феникс, 2008. Содержание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Отрывки из книги:

Корниенко О.В.

Экономическая теория. Р-н/Д, Феникс, 2008.

Содержание

I. Общая экономическая теория

1.Структурная организация экономической науки

1.1. Предмет и функции экономической теории

1.2. Методы экономической науки

1.3. Система экономических наук

1.4. Структура экономической науки

2. Основные категории рыночной экономики

2.1. Определение и структура рынка

2.2. Разделение и кооперация труда

2.3. Собственность и ее формы

2.4. Благо и товар

2.5. Деньги: эволюция, свойства, функции

3. Пространственные аспекты экономической науки

3.1. Географический фактор в развитии экономики

3.2. Факторы, влияющие на размещение производства

3.3. Теории размещения производства

3.4. Геоэкономика

4. Эволюция экономических систем

4.1. Представления экономистов исторической школы об эволюции экономических систем

4.2. Формационный и эволюционный подходы к выделению типов экономических систем

4.3. Клиометрия и экономическая антропология

II. Микроэкономика

5. Спрос и предложение

5.1. Теория спроса

5.2. Теория предложения

5.3. Взаимодействие спроса и предложения

6. Теория потребительского поведения

6.1. Потребление и экономический выбор

6.2. Предельная полезность

6.3. Процесс потребительского выбора

6.4. Предельная норма замещения

7. Рынки факторов производства

7.1. Земля и земельная рента

7.2. Труд и заработная плата

7.3. Капитал и процент

7.4. Предпринимательство и прибыль

8. Производство и издержки

8.1. Производственная функция и оптимум производителя

8.2. Предельная норма технологического замещения

8.3. Издержки производства и доход

9. Конкуренция и монополия

9.1. Конкуренция и ее виды

9.2. Чистая монополия

9.3. Монополистическая конкуренция и олигополия

III. Макроэкономика

10. Введение в макроэкономику

10.1. Основные макроэкономические показатели

10.2. Экономический рост

10.3. Склонность к потреблению и сбережениям

10.4. Инвестиции и мультипликатор

10.5. Распределение и дифференциация доходов

11.Совокупный спрос и совокупное предложение

11.1. Совокупный спрос

11.2. Совокупное предложение

11. 3. Равновесие на рынке товаров

12. Макроэкономическая нестабильность

12.1 Безработица

12.2. Инфляция, ее виды и типы

12.3. Экономический цикл

13. Теория денежного обращения

13.1. Структура денежной массы и типы денежных систем

13.2. Спрос и предложение денег

12.3. Равновесие на денежном рынке

14. Кредитная система государства

14.1. Источники, принципы и формы кредитования

14.2. Банковская система и центральный банк

14.3. Коммерческий банк и банковский мультипликатор

14.4. Денежно-кредитная политика государства

15. Финансовая система государства

15.1. Финансы и госбюджет

15.2. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

15.3. Принципы, функции и формы налогообложения

IV. Переходная экономика

16. Зарождение и развитие командно-административной экономики

16.1. Формирование командной экономики

16.2. Этапы развития административно-командной экономики в России

16.3. Международный социалистический лагерь. Противостояние двух систем

17. Проблематика перехода к рыночной экономике

17.1. Формирование рыночного механизма в условиях переходной экономики

17.2. Приватизация

17.3. Трансформационный спад в рамках переходного этапа. Расцвет теневой экономики

V. Мировая экономика

18. Основные субъекты мировой экономики

18.1. Классификация стран, входящих в мировую экономическую систему

18.2. Международные экономические организации

18.3. Международные интеграционные объединения

19. Международные экономические отношения

19.1. Международное разделение труда

19.2. Международная торговля

19.3. Вывоз капитала

19.4. Миграция рабочей силы и международный туризм

19.5. Международная валютная система

20. Глобальные экономические проблемы и глобализация экономики

20.1. Классификация глобальных экономических проблем

20.2. Экономические аспекты глобальных проблем

20.3. Положительные и отрицательные стороны процесса глобализации экономики

VI. История экономических учений

21. Общие аспекты развития мировой экономической науки

21.1. Формирование и эволюция истории экономического знания

21.2. Эволюция методологии экономической науки

21.3. Научные революции в истории экономической мысли

21.4. Социалистические учения в истории экономической науки

22. Крупнейшие национальные школы в истории экономической мысли

22.1. Экономическая мысль Великобритании

22.2. Экономическая мысль Франции

22.3. Экономическая мысль Германии

22.4. Экономическая мысль США

23. Эволюция российской экономической науки

23.1. Зарождение экономической мысли в России

23.2. Отечественная экономическая мысль в ХIX веке

23.3.Эволюция российской экономической мысли в первой половине ХХ века

23.4. Развитие российской экономической науки после Второй мировой войны

I. Общая экономическая теория

4. Эволюция экономических систем

4.1. Представления экономистов исторической школы об эволюции экономических систем

В своей основной работе «Национальная система политической экономии» (Das nationale System der politischen Ökonomie) (1841) немецкий экономист Ф. Лист (Friedrich List) (1789-1846) излагает интересный вариант исторического развития хозяйства в ведущих государствах (Италии, Нидерландах, Великобритании, Испании, Португалии, Франции, Германии, России, США). Немецкий ученый разработал представление о том, что страна, отсталая в экономическом развитии, должна пользоваться не сегодняшним опытом стран, достигших определенных успехов, а их опытом в прошлом, когда и их экономика находилась в плачевном состоянии.

Ф.Лист, например, выделяет следующие экономические системы:

  • дикость: основной вид экономической деятельности в этот период – присвоение продуктов природы (охота, собирательство, рыболовство);

  • пастушество: основной вид деятельности – скотоводство;

  • земледелие: в этот период преобладает обработка земельных ресурсов,

  • земледельческо-мануфактурное состояние: главные сферы экономики – сельское хозяйство и ремесло;

  • земледельческо-мануфактурно- коммерческое состояние: важное место начинают занимать торговля и промышленность.

Основными представителями так называемой «старой» немецкой исторической школы являются экономисты В. Рошер (Wilhelm G.F. Roscher) (1817-1894), К. Книс (Karl Knies) (1821-1898) и Б. Гильденбранд (Bruno Hildebrand) (1812-1878).

«Система народного хозяйства» (System der Volkswirtschaft) (1854-1894) В. Рошера является фундаментальным произведением, создававшимся автором в течении всей жизни и состоящим из пяти томов: «Основания национальной экономии» (1854), «Национальная экономия земледелия»(1859), «Национальная экономия торговли и ремесел» (1881), «Система науки о финансах» (1886) и «Система помощи бедным и политика борьбы с бедностью»(1894).

В работах В. Рошера можно проследить следы влияния исторической школы в юридической науке. Он достаточно часто заимствовал аргументацию у юристов и придавал важное значение аналогичным ситуациям, возникавшим, по его мнению, в юриспруденции и в экономической науке.

Немецкий ученый полагал, что необходимо описывать экономическую природу человека и его экономические потребности, исследовать законы и характер институтов, относящихся к удовлетворению этих потребностей.

К. Книс считал, что в экономической эволюции различных народов речь может идти только об аналогиях, но не о законах. Хозяйственный строй общества развивается и проходит через целый ряд стадий. Причем ни одна форма организации общества не является абсолютной. Экономическая наука, по К. Кнису, может лишь описывать возникновение и развитие экономических явлений с этических позиций и не в состоянии дать их теоретическое обобщение. К. Книс полагает, что рост торговли и улучшение средств связи вызывает тенденцию к синхронизации развития различных стран. Крупнейшим произведением К. Книса является работа «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» (Die politische Ökonomie vom Standpunkte der geschichtlirhen Methode) (1853).

В основной работе Б. Гильденбранда «Национальная экономия настоящего и будущего» (Die Nationalokonomie der Gegenwert und Zukunft) (1848) подчеркивается принадлежность политической экономии к общественным наукам.

Б. Гильдебранд считал историю средством полного обновления экономической науки, причем ссылается на прогресс, который совершил исторический метод в филологии. Б. Гильдебранд полагает, что поразительно низкая ценность отдельных экземпляров материальных благ, принадлежащих к самым полезным, объясняется их большим количеством.

Б. Гильдебранд выделяет 3 этапа развития хозяйства:

  • Натуральный;

  • Денежный;

  • кредитный.

Если дополнить приведенную выше схему Гильдебранда бартерным хозяйством (расположив его между натуральным и денежным) и прибавить фондовое и виртуальное хозяйство, то получается достаточно интересная периодизация развития экономики. При желании можно объединить первые три типа хозяйств (натуральное-бартерное-денежное) в особую группу «реальная экономика» – т.е. имеющую дело с обычными благами и товарами (в т.ч. деньгами-товаром), последние три (кредитное, фондовое, виртуальное) составляют «фиктивную экономику», главными орудиями которой становятся векселя, банкноты, акции, облигации, электронные деньги – все они представляют неполноценные заменители реального богатства. В данном случае весьма интересным является анализ перехода хозяйства от одного типа к другому; исследование причин возврата к устаревшим типам хозяйства (например, в условиях гиперинфляции происходит откат к бартерному хозяйству); изучение аспектов сохранения элементов натурального хозяйства во всех других типах хозяйств и т.д.

Традиции «старой исторической школы были развиты в трудах «новой исторической школы», основными представителями которой являются Г. Шмоллер (Gustav von Schmoller) (1838–1917), А. Шеффле (Albert Schäffle) (1831–1903), К. Бюхер (Karl Bücher) (1847–1930).

Представители новой исторической школы критиковали экономистов-классиков по следующим позициям:

  • за утверждение, что сформулированные классиками законы реализуются в любом государстве во всякое время;

  • за узость в оценке психологии человека: представители классического направления, по мнению экономистов-историков, представляя человека в форме «homo economicus», забывали о том, что существуют и другие мотивы поведения человека, кроме погони за достатком, например, связанные с честолюбием, чувством долга, страдания и т.п.;

  • за злоупотребления абстракцией и дедукцией.

Г. Шмоллер рассматривает следующую последовательность этапов развития экономики:

  • деревенская экономика;

  • городская экономика;

  • территориальная экономика;

  • национальная экономика.

К. Бюхер в работе «Возникновение народного хозяйства» (Die Entstehung der Volkswirtschaft, 1893) следующим образом классифицирует экономическую историю:

  • ступень замкнутого домашнего хозяйства;

  • ступень городского хозяйства;

  • ступень народного хозяйства.

Критерием для выделения этапов К. Бюхер считает длину пути, которую должен пройти продукт от производителя к потребителю. Например, в домашнем хозяйстве длина пути составляет не более одной мили – «с поля или огорода землевладельца через мельницу и кузницу в его и господский дом». В городском хозяйстве путь увеличивается до нескольких десятков миль, а товар проходит местный рынок или ярмарку; в народном хозяйстве продукт преодолевает уже сотни миль, перемещаясь из одних стран или континентов в другие.

Новым этапом развития исторического направления является появление «юной исторической школы», в которую входили В. Зомбарт (Werner Sombart) (1863 –1941) и М. Вебер (Max Weber) (1864 – 1920).

В своей главной работе «Современный капитализм» (Der moderne Kapitalismus) (1902), В. Зомбарт, являвшийся профессором университетов в Бреславле (ныне Вроцлав) и Берлине, выделяет 3 этапа хозяйственного развития общества: индивидуалистическое, переходное и социальное. В основе этих этапов лежат по его мнению различные уклады хозяйственного мышления.

В работе «Буржуа» (Der Bourgeois) (1913) В. Зомбарт рассматривает 6 основных типов предпринимателей:

  • разбойники (участники военных и заморских походов);

  • феодалы (капитализирующие ренту);

  • государственные деятели (внедряющие промышленные и торговые предприятия);

  • спекулянты;

  • купцы;

  • фабриканты.

В. Зомбарт анализирует также 3 типа конкуренции:

  • конкуренция эффективностью;

  • конкуренция внушением;

  • конкуренция насилием.

В. Зомбарт выделяет 3 этапа хозяйственного развития общества: индивидуалистическое, переходное и социальное. Кроме этого, Зомбарт предлагает другую концепции определения типов экономических систем, выделяя:

  • Замкнутое, или натуральное хозяйство;

  • Ремесленное хозяйство;

  • Капиталистическое хозяйство;

  • Коллективистское хозяйство;

  • Корпаративистское хозяйство.

Критериями выделения типов экономических систем, Зомбарт считает: особый дух, присущий системе (например, в капиталистическом хозяйстве – стремление к прибыли); форму (например, форму собственности, роль государства); субстанцию (уровень развития техники и технологий).

В начале своей карьеры великий немецкий социолог и экономист М. Вебер преподавал в университетах Фрайбурга и Гейдельсберга, однако с 1896 г. из-за душевного расстройства он был вынужден на время прервать работу в учебных заведениях и смог продолжить ее только в 1919 г. в Мюнхенском университете. К главным экономическим произведениям ученого относятся: «К истории торговых обществ в средние века» (Zur Geschichte der Handelsgesellschaften im Mittelalter) (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (Die Römische Agrargeschichte in ihrer Bedeutung für das Staats- und Privatrecht) (1891), «Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии» (Roscher und Knies und die logischen Probleme der historischen Nationalökonomie) (1903-1905).

Возникновение капиталистической системы производства в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus) (1904) связывается немецким ученым с Реформацией, с появлением протестантских течений в христианстве, с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности; протестантский религиозно – этический комплекс, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчетливости. М. Вебер отмечает «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей».

По мнению австрийского экономиста Й. Шумпетера (Joseph A. Schumpeter) (1883-1950), большинство исследований немецких экономистов-историков «не были отмечены полетом мысли», а являлись добротными работами ремесленников от науки. В частности, австрийский экономист ссылается на Г. Ибсена (Henrik Ibsen), который для того, чтобы показать, что один из персонажей пьесы «Гедда Габлер» (Hedda Gabler) является «посредственным ученым занудой, если не сказать тупицей», сообщает в ремарке, что тот работает над книгой, посвященной проблемам обработки льна в Брабанте ХVI в.

4.2. Формационный и эволюционный подходы к выделению типов экономических систем

Основными типами экономических систем согласно формационному подходу, разработанному в трудах К. Маркса, являются: первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая системы.

Производительные силы, в сочетании с производственными отношениями (т.е. отношениями людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ), формируют общественный способ производства.

Общественный способ производства является базисом определенной общественно-экономической формации, надстройку которой представляют всевозможные неэкономические отношения (социальные, культурные, политические, религиозные), традиции и обычаи общества.

Для первобытно – общинной формации характерны:

  • Преобладание простейших видов трудовых операций – собирательства, охоты, рыболовства;

  • Гегемония натурального хозяйства;

  • Кочевой образ жизни, связанный с быстрым исчерпанием экономических ресурсов на территориях проживания общины;

  • Уравнительное распределение.

Рабовладельческая формация предполагает наличие двух основных социально-экономических классов – рабовладельцев и рабов. Выделяют два основных типа рабовладельческой системы: азиатский и античный (греко-римский).

Для азиатского типа рабовладельческой экономической формации характерен избыток рабочей силы (используемой на различных общественных работах: строительстве ирригационных комплексов, дворцовых построек, культовых сооружений – храмов, пирамид) и недостаток плодородной почвы (расположенной обычно вдоль русел рек: Янцзы, Хуанхэ, Инда, Ганга, Брахмапутры, Тигра, Евфрата, Нила); рабы принадлежат в основном государству, а точнее возглавляющему его деспоту.

Античный тип, напротив, характеризуется относительным недостатком рабочей силы и избытком плодородных почв; рабы являются собственностью частных рабовладельцев.

В условиях феодальной формации основными экономическими субъектами являются собственники земли – феодалы (помещики), а также находящиеся в крепостной зависимости крестьяне. За право обрабатывать участки земли крестьяне выплачивали феодалу различные виды ренты:

  • Барщину (отработочная рента);

  • Оброк (натуральная рента);

  • Денежную ренту.

Основная масса выпускаемой продукции выпускается в этот период в рамках мануфактурных предприятий.

Капиталистическая формация представляет наиболее совершенный известный способ экономической организации общественного производства, основанный на личной свободе наемного рабочего и наличие большого числа частных предприятий.

В ХХ в. в России и некоторых других странах был осуществлен широкомасштабный «эксперимент» по созданию доселе невиданной социалистической экономической формации, окончившийся крахом.

Цивилизационный подход основан на выделении особых видов экономических цивилизаций – национальных или межнациональных образований, занимающих на определенном историческом этапе лидирующие позиции в мировом хозяйстве. Средний срок существования цивилизации – около тысячи лет. Цивилизация либо гибнет под напором менее цивилизованных народов, либо под действием различных причин перестает развиваться, что ведет к стагнации, прекращению экономического прогресса.

Итальянский ученый Дж. Вико (Giambattista Vico) (1668-1744) выделял три типа цивилизаций:

а) «божественную» (безгосударственность, подчинение жрецам);

б) «героическую» (аристократическое государство);

в) «человеческую» (демократическая республика или представительная монархия).

Согласно концепции французского социалиста – утописта Ш. Фурье (Charles Fourier) (1772-1837) общество последовательно проходит периоды:

  • эдемизма («райской» первобытности);

  • дикости;

  • варварства;

  • цивилизации;

  • гармонии.

Российский социолог и экономист Николай Яковлевич Данилевский (1822-85) выделял десять исторических типов цивилизаций (или культурно-исторических типов):

  • египетскую;

  • китайскую;

  • ассиро-вавилоно-финикийскую (или халдейскую, или древнесемитическую);

  • индийскую;

  • иранскую;

  • еврейскую;

  • греческую;

  • римскую;

  • новосемитическую или аравийскую;

  • германо-романскую, или европейскую.

На смену европейской, по мнению Д., идет славянская цивилизация. Работы Д. предвосхитили многие идеи О. Шпенглера и А. Тойнби.

Немецкий философ О. Шпенглер (Oswald Arnold Gottfried Spengler) (1880-1936) выделял следующие типы цивилизаций:

  1. египетскую;

  2. индийскую;

  3. вавилонскую;

  4. китайскую;

  5. «аполлоновскую» (греко-римскую);

  6. цивилизацию майя;

  7. «магическую» (византийско-арабская),

  8. «фаустовскую» (западноевропейскую).

Предрекая «закат» фаустовской системе немецкий ученый прогнозировал лидерство русско-сибирской цивилизации.

В концепции английского историка и социолога А.Тойнби (Arnold Joseph Toynbee) (1889-1975) выделяются следующие группы цивилизаций:

  1. Первичные обособленные (египетская, андская);

  2. Первичные необособленные (шумерская, минойская, индская, майя и т.д.);

  3. Вторичные (вавилонская, эллинистическая, мексиканская, древнекитайская и т.д.). Вторичные цивилизации являются «дочерними» по отношению к первичным. Например, эллинистическая цивилизация ведет свою родословную от минойской;

  4. Третичные (православно-христианская, русская западная, арабо-мусульманская, дальневосточно - японская);

  5. Застывшие (эскимосская, кочевая, османская, спартанская);

  6. Неразвившиеся (дальневосточно – христианская, дальнезападно - христианская).

Современный американский ученый С. Хантингтон (Samuel Phillips Huntington) в современном мире находит 8 типов цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую, латиноамериканскую.

Согласно американскому экономисту У. Ростоу (Walt Whitman Rostow) (1916-2003) существуют следующие типы экономических систем:

  1. Традиционное общество;

  2. Переходная экономика (подготовка условий для экономического роста);

  3. Экономика с высокими темпами экономического роста;

  4. Общество, движущееся к зрелости;

  5. Общество высокого массового потребления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Чтение на евразийском перекрестке международный интеллектуальный форум 27-28 мая 2010 г материалы форума Челябинск 2010

    Документ
    Ч 69 Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сб. материалов форума (27–28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул ; М-во культуры Челяб.
  2. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

    Закон
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  4. Т. А. Ткачева (отв редактор), Е. В. Кузнецова (зам отв редактора)

    Документ
    Я Язык в социокультурном пространстве и времени: материалы Всероссийской конф. с международным участием (г. Астрахань, 13 – 14 октября 2011 г.) / под ред.
  5. «Бюллетень» (5)

    Бюллетень
    Записи включают полное библиографическое описание изданий, инвентарный номер и название отдела в сокращенном виде (шифр отдела). Список сокращений приводится в «Бюллетене».

Другие похожие документы..