Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Библиографический указатель'
Барон  Мюнхгаузен Белый Бим Черное Ухо Бременские музыканты Волк Д' Артаньян Два капитана Джульетта Дон Кихот и Санчо Панса Дядя Стёпа Железный дровос...полностью>>
'Поэма'
Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведённой картине русского общества. “Евгений Онегин”, считает критик, есть поэма ис...полностью>>
'Документ'
Более пяти лет в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (Ю...полностью>>
'Курсовая'
Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш­нюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономи­ческих программ, функций обороны ...полностью>>

Лекция 1 предмет и объект философии

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ

План

1.Понимание философии

2.Предмет философии

3.Функции философии

  1. Понимание философии

Философия, с точки зрения Б. Рассела, является чем-то проме­жуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она со­стоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым, но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторите­ту, будь, то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, но его мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они пре­вышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теоло­гией и наукой имеется сфера, которая и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столе­тия. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? На такие вопросы нельзя найти ответа в лабо­ратории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но сама определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозре­нием. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело, философии.

Наука учит нас, что мы способны познавать, но то, что мы спо­собны познавать, ограниченно, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприимчивость ко многим очень важным вещам. Теология, с другой стороны, вводит догматиче­скую веру и то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого рола дерзкое неуважение к Вселенной.

Философия как нечто отличное от теологии возникла в Греции и VI и. до н. э. Пережив свою историю в Античную эпоху, она снова, в эпоху возникновения христианства и падения Рима, была поглощена теологией. В течение своего второго великого периода, от XI до XIV в., она испытывает господство католической церкви, если не говорить о немногих великих мятежниках, таких как император - Фридрих 11 (1195-1250). Этому периоду был положен конец тем ом, который достиг своего кульминационного пункта в эпох) Реформации. Третий период — начиная с XVII столетия и вплоть до нашего времени — в большей степени, чем какой-либо из предшест­вующих, находится под влиянием науки. Современная философия начинается с Декарта, для которого основным бесспорным положением являлось положение о существовании лишь самого себя и своих собственных мыслей, из чего следует заключать о существовании внешнего мира. Это только первая стадия в развитии, которое привело через Беркли и Канта к Фихте, для которого все — только эманация «я».

  1. Предмет философии

Вопрос о предмете философии ставится в рамках научной сто­роны философского знания, т.е. философия рассматривается здесь, прежде всего как наука. Предмет философии формировался исто­рически.

Античное понятие философии было тождественно научному зна­нию вообще: предметом была вся действительность. Объект фило­софии начинал очерчиваться и изучаться на уровне «живого созер­цания».

В течение многих веков философия выступала натурфилосо­фией. Частные естественные науки в течение длительного време­ни не имели в своей структуре теоретического уровня знания

Теоретическое, умозрительное относилось к философии как уче­нию об общем. Понимание философии как, учения о всеобщем (теоретическом) встречается уже у Аристотеля. Впоследствии за «первой философией» (Аристотель) установилось название «метафизики» (то, что «после физики»). Метафизика стала сино­нимом

философской науки о первых началах, о всеобщем. В на­стоящее время термин «метафизика» имеет три значения: онто­логия; философия вообще; всеобщий метод, противоположный диалектике.

Центральным понятием в определении предмета философии яв­ляется «всеобщее». Что есть всеобщее? Метафизика, по Канту, долж­на основываться на гносеологии, на учении о всеобщем в мышле­нии у Гегеля всеобщее существует исключительно в сфере «чистого мышления». Всеобщее есть чистая мысль. Понимание предмета философии как всеобщего, а философии как теории всеобщего общепризнано. И как прежде, так и сейчас сама трактовка «всеобщего» различна в разных философских системах.

Исторически третье понимание философии (после «протознания» и «метафизики») связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Таким образом, рассмотрение вопроса о предмете философии связано с выяснением отношения филосо­фии частных наук в историческом аспекте. Существует две концепции изменения предмета философии. Норная концепция «распочкования»; вторая — предметное самоопределение философии. Суть первой концепции в том, что предмет философии в ходе развития научного знания и выделения частых наук должен был «распочковаться», т.е. содержание фи­лософии как метафизики и натурфилософии оказалось «разобранным, но частям — отдельными науками». Философия в итоге «распа­лась», разложилась. По этой концепции получается, что философия не может иметь собственного предмета познания, а потому не мо­жет быть и самостоятельной наукой. В лучшем случае философия оказывается, растворена в позитивном знании; выступает учением о науке вообще и о методах частных наук, т.е. не выходит за грани­цы совокупного частного знания. В соответствии с концепцией «предметного самоопределения философии» становление философии как самостоятельной науки завершилось примерно к середине XIX в. I исторически третье понимание философии связано с окончанием размежеванием философии с другими областями знания.

Концепция «распочкования» рисует картину формирования фи­нн, философии (появление у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается принципиально иным, нежели любой дру­гой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в главном от того пути, по которому шли к своей автономии частные науки.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир—человек,». В этой системе две подсистемы: «мир» и «человек». Взаи­моотношения между этими сторонами подразделяются на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духов­но практический.

  1. Функции философии

Под «функцией» понимается:

1)способ действия;

2) способ проявления активности системы (философского знания)

3)типы решаемых задач по отношению к человеку, социальной груп­пе, пауке, к искусству, другим явлениям социальной действительности.

Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемах человек»,

Философия выступает как:

1) информация о миро в целом и об отношении человека к этому миру;

2) комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности.

Соответственно различают:

1) мировоззренческие;

2) методологические функции философии.

Мировоззренческие функции включают в себя следующие.

1)Гуманистическая функция: помогает осмыслить жизнь, найти ее смысл и укрепить свой дух.

2)Социально-аксиологическая функция включает в себя под функции:

3)конструктивно-ценностную разработку представлений о ценностях (добро, справедливость, правда, красота); формирование представлений о сопельном идеале (соотношении личности и об­щества);

интерпретаторскую подфункцию — интерпретация социальной действительности;

критическую — критика структур, состояний социальной действительности, расхождения социальной действительности с идеалами.

4)Культурно-воспитательная функция. Функция способна оградить, человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышле­ния; воспитание способности субъекта не обходить познаватель­ные противоречия.

5)Отражательно-информационная функция. Разработка мировоз­зрения, соответствующего современному уровню науки, истори­ческой практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции философии (отношение к пауке):

эвристическая (формирование гипотез и теорий);

координируемая (координация методов);

ингефирующая (между научными дисциплинами);

логико-гносеологическая (частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания).

Философия как наука. До сих пор стоит вопрос о научности философии. Существует ли сходство частных наук и философии или они принципиально различны? Раскрываются ли научно-ра­ционалистические аспекты философии или нет?

Та или иная система знания считается научной или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям,

Критерии научности следующие:

1) объективность;

2)рациональность;

3)эссенциалистская направленность;

4)системность знании;

5)проверяемоеть.

Критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания.

Таким образом, философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания; и в этом отношении философии есть наука, вид научного знания.

Философия как идеология. Идеология всегда выражает интересы общества, ее главный принцип — не принцип объективности, как естественных наук, а принцип партийности. Партийность - это определенность социальной позиции субъекта.

Поскольку в философии имеется идеологическая сторона, она есть одновременно идеология и наука. Философия стремится к научному познанию мира и в то же время к максимальному вы­ражению интересов субъекта или группы.

Философия как гуманитарное знание. Философия относится к гуманитарным наукам. Наиболее яркие примеры в этом отноше­нии концепции Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Л.И. Шестова.

Объектом гуманитарных наук является индивид, его духовный, внутренний мир, а также связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. Гуманитарные науки изучают духовный мир человека через текст.

Дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении. Потенциальным текстом является и человеческий поступок. Текст и его понимание — специфическая особенность гуманитарного знания. Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой индивидуальности, с ним связана диалогичность гуманитарного познания.

Философское знание имеет гуманитарный характер.

Философия как искусство. Философские произведения так же, как произведения искусства, оказываются личностными, выражаю­щими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Результаты философствования тесно связаны, как и в ис­кусстве, с индивидуальностью. На этом своеобразии философского знания основан феномен личностного, «внутреннего» неприятия читателями одних философов и влечения к произведениям других (кто-то, например, не принимает Гегеля, но увлечен Сартром, другой — наоборот).

Родственность философии и искусства и их взаимопроникнове­ние вплоть до слияния демонстрируется тем, что философские тру­ды нередко создавались в форме художественных произведений (к примеру, у Платона, Ницше, Камю), а многие выдающиеся поэты и писатели (Пушкин, Достоевский, Толстой) были философами-мыс­лителями.

Философия как трансцендирующее постижение объекта. Трансцендирующий характер — сторона философского позна­ния. «Трансцендентный» (от лат. «переступать») понимается как выходящий за границы возможного опыта, лежащий за предела­ми этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Этому понятию противоположно «имманентное». Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые находятся за пре­делами их наличия бытия. Трансцендентное входит в религиоз­ное познание и в философию. Трансцендирование хотя и не дает определенного и точного знания, как научная рациональность, но способно уловить некоторые глубинные свойства постигае­мого бытия («ведающее неведение»). Постижение богатства пер­воосновы мира происходит также благодаря медитации. Углуб­ляясь в себя, человек через себя постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек постигает все более са­мого себя. Медитация входит составным элементом в общий фи­лософский метод трансцендирования. Трансцендирование тес­но связано с мистикой, если под ней понимать «нечто загадочное, необъяснимое», «веру в сверхъестественное, божественное, таинственное». Любое философствование, доходящее до границ с непостижимым и до представлений о первооснове мира, его свойствах, не может не касаться областей сверхъестественных. В мистическом опыте трансцендентное становится имманентным. Результатом философского трансцендирования — с включенны­ми в него медитацией и мистикой — является философская вера. Это уже не наука, а психологическая установка индивида, принимающего что-то необоснованное, нереально существующее. Специфика этой веры — в ее предмете, каким оказываются первоосновы мира и бытия человека.

Верой (в философии), по Ясперсу, называется сознание экзистенции в соотнесении с трансценденцией. Подлинное отличие философии от предметно познающего мышления, применяемого в науках, состоит в том, что философии, и только ей, присуще трансцендирующее мышление.

Из сказанного следует, что отдельными своими сторонами, как и отдельными концепциями, философия подобна религии и мистицизму как видам познания.

Лекция 3

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

План

1.Исторические основы структурализации философии

2.Современная структура философского знания

  1. Исторические основы структурализации философии

По мере того как философия в историческом развитии понима­ла свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и за­дачу, складывалась структура философского знания. Уже антич­ная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы филосо­фии таким образом:

теоретическая философия, ее цель — знания ради знания;

практическая философия, ее цель — знания ради деятельности;

творческая (патетичная) философия, ее цель—знания ради твор­чества.

Этику и политику Аристотель относил к практической фило­софии, риторику и поэтику — к патетической. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических и патетических, а первая философия, естественно, имела абсолютную первостепенность по отношению ко всем другим теоретическим дисцип­линам. У стоиков (IV в. до н. э.) философия начиналась с логики. Но она не имела статуса самостоятельной науки, а была введени­ем ко всему комплексу наук. После логики шла физика (учение о природе), а после физики — этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Для стоиков первостепенное значение имела этика, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе) только подготавливали основные жизнеполагающие положения и выводы философии о назначе­нии и судьбе человека, об отношении ее к вечному и бесконечно­му миру. Протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей исто­рии В Новое время в плане построения автономной метафизики фундаментальную разработку получила теория познания (гносео­логия). В представлениях того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретиче­ский, но и чувственный уровень познания (ощущение, восприя­тие, представление).

То, что античные философы называли физикой, в философии последующих столетий получило название онтологии (учение о бы­тии, или о первоначале всего сущего).

Попытку переосмысления структуры философского знания сде­лал И. Каши. В «Критике способности суждения» он говорит о трех частях философии и соотносит их с тремя «способностями души». Под ними он подразумевает познавательную, практиче­скую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие че­ловеку от рождения. Кант, т.о., трактует философию как учение о единении истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорациональное понимание, как только теории или методоло­гии научного познания, которые высказывались вначале просвети­телями, а потом позитивистами. Сфера философии охватывается следующими вопросами.

Что я могу знать?

Что я должен знать?

На что я смею надеяться?

Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй—мораль, на третий — религия, на четвертый — антропология. Кант подчерки­вает и задает перспективу осмысления антропологической пробле­матики как наиважнейшей для философии, Гегель, наоборот, счита­ет, что главная цель философии состоит в диалектическом раскрытии категориальной структуры ума. В человеке Гегель прежде всего видит способность к разумному мышлению. Суть человека состоит в способности к постижению разумного ума. Поэтому философию. Поэтому философию Гегель определяет как самопостижеиие человеком своей сути. Идеал человека для Гегеля — разумный человек, который познает действительность при помощи понятий и категорий. Гегель выделяет три части философского знания:

1)логику;

2)философию природы;

3)философию духа.

К философии духа (объективного, субъективного, абсолютного) Гегель относит комплекс философских дисциплин о государстве и праве, морали и моральности, о всемирной истории, об искусстве, религию и саму философию. Таким образом, гегелевская системе философии универсальна, она охватывает мир человеческой культуры, действительность во всем ее разнообразии.

  1. Современная структура философского знания

Онтология — учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определе­ние. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленны­ми и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжи­тельными и однодневными, живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешением отдель­ных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и со­единяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность быть, существовать как мно­жество, появляться, и возникло понятие бытия.

Онтологические проблемы — это проблемы объективного бы­тия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

Для ранних греческих философов поиски бытия — это поиски первовещества, из которого вроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, алейрон Анаксимаидра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обще вестве (V-IV в. до н. э.), когда люди стали утрачивать веру в тради­ционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, глав-Ном реальностью которого были боги и традиция. Философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, не­изменном, едином, разумном бытии. Парменид обосновал тезис О тождественности мышления и бытия, сообщив людям об открытии им новой силы, силы абсолютного мнения, которая сдер­живает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надеж­ность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться

некоторому порядку.

Для Средневековья бытие равно Богу, потому что именно Бог, согласно с религиозным представлением, все творит и во все вдыха­ет жизнь. Начиная с XVI-XVII вв. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами, как простор, время, движение, причинность. В XX в. возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через бытие человека и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъек­тивное нераздельны.

Второй раздел философского знания — теория познания (гносео­логия). Теория познания имеет свои истоки в древних философских учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные раз­мышления о том, каким же способом человек получает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет, можно ли вообще по­знать истину.

Гносеология тесно связана с онтологией. Если для индийской ведической философии мир построен так, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в т.ч. и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесе иллюзорных пред­ставлений. Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и поня­тий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения ис­тины. Так, Гегель утверждал, что ум — это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, а логика представляет их истин­ную природу.

Третий раздел философии — логика, методология, философия' науки и научного познания (эпистемология). Если гносеология оза­бочена тем, можно ли познать мир, логика и методология непосред­ственно обращены ктому, что же нужно делать, чтобы познавать, т.е. она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила процесса познания. Методология формулирует принципы, прояв­ляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в позна­нии мира.

Можно перечислить множество методологий, которые устано­вились в XX столетии: позитивистская, диалектическая, феномено­логическая, герменевтическая, синергетическая. Каждая методоло­гия является целым миром идей и теоретических споров. Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает совре­менному уровню науки.

Философия науки вырабатывается из традиционной методоло­гической проблематики, но круг ее интересов шире. Она рассмат­ривает место и роль науки и ученых в жизни общества. Собственно, наука — не такое уж давнее явление в жизни людей. Как специали­зированный вид духовного производства и социальный институт она возникает только в XVII в., но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает, а фигура ученого становится бо­лее влиятельной и весомой. Каким образом строится коммуникация между учеными, какие модели мира они признают, а какие отбрасы­вают, каково взаимоотношение естественно-научного и гуманитар­ного знания — все эти вопросы являются прерогативой философии науки.

Четвертый раздел философии, который сформировался в XVIII в. и интенсивно развивается в XX и XXI вв., — это философская антропология и философия культуры. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его и, поеное качество, что отличает его от животных, выявить ра­тную суть человека. Она пытается выявить общие моменты и за­мш ы биологического, психического, духовно-исторического к социального развития человека. «Кто мы, куда идем, где наше Место и назначение во Вселенной?» — вот вопросы, которые за­нимают разум философов-антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является «мерой развития самого человека». Философия изучает культу­ру (как вторую природу человека, как мир человеческих смыс­лов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций. Локальное и уни­версальное в культурах, природа и механизм культуротворчества, способы трансляции социокультурного опыта, взаимо­отношения культуры и цивилизации, культуры и свободы — вот круг проблем философии культуры.

Крупным и традиционным разделом философии выступают социальная философия и философия истории. Социальная фило­софия близка к теоретической социологии, рассматривает орга­низацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоот­ношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отно­шений. Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, нача­ла и конца.

Два последних раздела в мире философии — этика и эстетика. Этика — это философская теория морали, которая изучает, что такое характер, натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добра и зла, что такое честь, совесть, вина, почему ответственность — неотъемлемый спут­ник свободы.

И, наконец, эстетика — это теория прекрасного. Эстетика как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, что такое красота, где ее истоки, старается выяснить внутренние законы прекрасного.

Наконец, можно сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связаны с философией: психология, история, этнография! литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имею! место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека и мир в общем, в их взаимодействии и взаимопроникновении.

Лекция 5

ДАОСИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ

И РЕЛИГИЯ КИТАЯ

План

1.Возникновение и сущность философии даосизма

2.Основные категории даосизма

3.Религиозный даосизм

4.Основные концепции религиозного даосизма



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция №1 Предмет и методы политологии

    Лекция
    Как самостоятельная наука политология начинает склады­ваться в середине XIX в., что было обусловлено, в первую оче­редь, качественными изменениями, происходившими в механиз­мах и способах организации политического процесса.
  2. Предмет и метод психологии антология

    Документ
    Психологическая наука исключительна не только в силу уникальности своего предмета – самого тонкого, сложного, возвышенного и противоречивого, чем является душа, мысль, сознание человека, но и в силу высочайшей степени свободы, которую
  3. Лекция 1 предмет и задачи зоосихологии

    Лекция
    Психика животных одно из интереснейших творений природы. Психические качества и поведение животных всегда были в поле внимания человека: фольклор, религиозные представления, мировоззрение.
  4. Лекция 17. Лингвистический поворот в философии Л. Витгенштейна

    Лекция
    1. Л. Витгенштейн о задачах философии в отношении языка.ый язык некорректен. это животное обычно называют лисицей, но настаиваети этом они согласны относительно его
  5. Лекция 1 Предмет и структура естествознания Естествознание

    Лекция
    Естествознание – комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи. При этом под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм. Совокупным объектом естествознания является природа.

Другие похожие документы..