Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Хлопчик-Вересень: Добридень, милі! А якщо заждались Ви мене, малі, то це тому, що вранці проводжав я діток у школу - і в місті, і в селі. Я вів їх пер...полностью>>
'Рассказ'
Готовится к печати очередная книга ямальской писательницы, журналиста, общественного деятеля, руководителя приёмной Губернатора ЯНАО в г. Надыме и На...полностью>>
'Программа'
С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл пред­назначен для основной школы (5-9...полностью>>
'Урок'
а) создать условия, обеспечить возможность учащимся давать оценку историческим событиям, деятельности исторических личностей, высказывать свое мнение...полностью>>

А. Г. Войтов философское основание теории (Осмысление проблемы) Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ключ к  счастью

Панацеи нет: каждый замок имеет свой ключ или каждую проблему можно решить своим средством.

Допускаю существование дееспособных граждан страны, которые хотят гибели своей страны, радуются ее унижению и уничтожению (мазохистов). Но это патология. И таких людей очень мало. Нормальные люди желают жить в свободной, демократичной, прогрессивной, уважаемой стране, даже если вкладывают в эти понятия не общепринятое содержание и фактически оказываются гражданами «страны негодяев» (С. Есенин). Последние естественно не считают себя негодяями, хотя фактически ими являются, выступая носителями зла. Борясь с ними, не следует усердствовать - их также желательно сделать участниками созидательных процессов. (Имело место то, что один участник войны объяснял так: во время атаки не важно ваше мнение - условия таковы, что вы будете вместе со всеми бежать и стрелять в противника, даже если вы разделяете его концепции и готовы воевать с теми, с которыми идете в атаку). Сколько таких людей тогда усердствовало в общих интересах, а сегодня отрекающихся от своей прогрессивной прежней функции. В душе они, видимо, осознают свое прошлое или настоящее негодяйство, но вынуждены молчать, и не становятся последователями иуды - не кончают жизнь самоубийством. Пожалеем их, но создадим общество, в котором минимизирована роль таких людей. Как можно преодолеть негодяйство и быдловатость людей?

Социальный крах нашей страны - необратимый факт. Прошлого не вернешь. Борясь за лучшее будущее, нужно осознавать невозможность его построения простым возвратом назад - такого не бывает. Но для того, чтобы новое не только содержало позитивное прошлого, но и было лучше его, надо осмыслить причины гибели старого. В движении вперед следует выяснить истинную причину краха того общества.

В печати называли многие факторы общественного развития в качестве причин социального краха. Все они важны, но не являются конечной, главной причиной произошедшего. Ищут не там, где потеряли, а где удобно искать (по аналогии со старым анекдотом). И в связи с этим диагноз ошибочен и не может быть основой адекватного прогноза и лечения общества.

Чего же обществу не хватило, почему оно так упало? Если отвечать одним словом, то обществу не хватило интеллекта. И этой способности не хватило, прежде всего, элите, лидерам общества. Конечно, если бы ее было в достатке у народа, то они не избрали бы себе таких правителей: правительство всегда достойно отражает уровень развития народа.

Прежде чем продолжить этот ответ, надо условиться о следующем с тем, чтобы избежать терминологического взаимонепонимания. Если вы называете все процессы в мозгу «мышлением», «интеллектом» (я против этого), тогда речь идет о том, что обществу не хватило высшей формы мышления, интеллекта, а именно способности применять логику и диалектику в качестве прямых, непосредственных, общенаучных, сознательных, практических приемов мышления. Более конкретно обществу не хватило умения понимать все объекты с помощью соритов, кладограмм, а поэтому общество не поднялось на уровень настоящей теоретичности, интеллектуальности, интеллигентности: «теоретики» фактически не теоретики, «интеллектуалы» - не интеллектуалы. И всего этого не хватило, прежде всего, для истинного понимания экономики. Например, на протяжении почти всей истории профессионалы отстаивали необходимость усиления экономических, денежных, финансовых методов руководства, управления экономикой. И это было правильно, но ввиду непонимания экономики не смогли найти методов решения этих задач с их помощью, названных потом «рынком». Рыночные методы не стали средством развития рыночной экономики, а стали ее могильщиками, но это не означает ошибочности самой необходимости развития рыночных (или экономических, финансовых) методов руководства страной. Вне адекватного интеллекта иного и быть не может.

Отстаиваемый здесь подход состоит в следующем. Люди мыслят только в той мере, в какой они применяют строго детерминированные, операциональные, формализованные приемы умствования. Именно так применяется математика на основе специального обучения. Стихийно, подсознательно люди со здравым рассудком применяют и логику. И это представляет их соображение (мысли, здравомыслие и т. п.), но не мышление. Логико-диалектическое сознательное мышление предполагает умение строить известные с древности сориты, а в настоящее время и практически применяемые в биологии кладограммы. Поскольку же этими методами не овладела не только элита общества, но и профессионалы логики, то это и не позволило теоретически понять объекты, прежде всего экономику, что и стало коренной причиной несчастий общества.

1

Интеллект  Теория  Идеология  Бедствия

2

Общество создало математику, но не создало адекватной логики и диалектики, а поэтому и не обеспечивает право всех людей на развитие этой интеллектуальной способности. Вне ее не могут быть решены современные проблемы самосохранения, прогрессивного развития общества. Поэтому для общества надо, прежде всего, создать возможность превращения соритов в нормальное средство понимания всех объектов реальности для того, чтобы теоретически осмысливать их. Это сильнейшее орудие труда не возникнет стихийно, как и не может это сделать быстро и, тем более, один, при том, любой человек. Этот ключ является единственным к истинному пониманию общества, мира вообще.

«Заготовки» ключа к истине сделали Сократ и Платон, а потом их «обрабатывали» почти все великие мыслители прошлого. Но и сегодня эти идеи не готовы для превращения в норму понимания всех объектов реальности всеми людьми со здравым рассудком. В то же время идей прошлых и современных мыслителей достаточно для того, чтобы сделать сориты основой обучения первоклашек и на этой основе качественно поднять идеологию, мировоззрение всех активных людей, в том числе и негодяев, с тем, чтобы избежать самоубийственной в современном мире конфронтации, достигнуть взаимной терпимости людьми.

Исследовательские поиски на протяжении трети века позволили не только осмыслить проблему, но и подготовить в целом интеллектику (теорию интеллекта) и многие элементы дидактической системы, которая обеспечит это право людей на мышление, интеллект и поможет им справиться со стоящими перед ними и обществом трудностями. Гипотеза многообразно апробирована и педагогически проэкспериментирована.

Представители «мозгового центра» страны не сумеют адекватно признать значимость этой идеи: как известно, «черепная коробка» - самая неприступная крепость, а поэтому безрезультатны попытки привлечения внимания элиты, особенно философов, которые с древности монополизировали право на решение этой проблемы. В то же время у страны нет иной возможности перебороть негативные тенденции в интересах народа.

Современная логика объясняет «птичьим языком» известный с древности прием логики. В то же время с помощью пятого правила руководства для ума Р. Декарта весьма просто и не трудоемко стать теоретиком, настоящим интеллектуалом, интеллигентом. Почти все необходимое для восприятия уже готово - синтезированы идеи предшествующих мыслителей по этому вопросу.

Умный гордится мышлением (своей способностью применять логику и диалектику), а дурак - знаниями. В то же время нет альтернативы: общество не выживет, если не перейдет от эпохи эрудиции второго тысячелетия к эпохе интеллекта третьего тысячелетия.

В мире возникает искусственный интеллект, но препятствием всему обществу остается последняя «терра инкогнито» - мышление, философствование. Не понимая его сущность, утверждают о существовании профессиональных форм мышления (экономического, политического и т.п.), не обучают фактически никого умению применять логику в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического метода мышления. И если в прежнем обществе без такого мышления можно было существовать, то для тех, кто «штурмует небо» в интересах трудового народа, отсутствие такого интеллекта обесценивает все их усилия. Именно от отсутствия этой способности людей произошел тот крах.

«Демоническая сила невежества»

Конечная причина бед - «зло незнания» (Э. Ротердамский) или невежество. «Демоническая сила невежества» была причиной многих трагедий, и ее К. Маркс называл причиной будущих трагедий [см. 148.Т.1.с.112] (что мы и переживаем сейчас). Ее то и надо изучить, и средством может стать специальная наука - ГЛУПИСТИКА, которая еще не конституировалась, но существует. Она создается с древности при размышлениях о роли глупости - антипода мудрости:

глупость  мудрость.

Глупость - орудие зла, а мудрость - орудие добра. Эта идея прослеживается во всех формах общественного сознания с древности, начиная с мифологии, мистики, религии, не говоря уже о философии и науке. Достаточно небольших усилий для того, чтобы найти в сохранившихся документах всех прежних учений факты в пользу сказанного. Важно собрать воедино главные идеи о демонической силе невежества и сделать их доступными тем, кто намерен занять активную жизненную позицию. Это дело будущего, а сейчас осмыслим только роль невежества в качестве конечной причины произошедших событий.

Ни ранее и ни сейчас официальные идеологи не интересовались истиной в своих поисках. Они решают свои проблемы - обеспечения средств существования для работы на рынок идей, на котором господствует социальный заказ силы капитала или власти. И как бы кто не пытался оспорить это, данная идея давно провозглашена и она истинна.

Идеологи были призваны решить проблемы научной идеологии. К этому их призывали все основные их авторитеты. И, тем не менее, они не решили этих проблем. Почему? Эту проблему следует осмыслить специально.

У трудящихся не было своих исследователей ввиду того, что у них не было средств. Поэтому исследователями становились обычно дети элиты, для которых наука не была кровным делом. «Недоросли» не прошли трудового воспитания, а поэтому не были готовы к настоящему интеллектуальному труду. Среди них очень мало борцов за интересы народа.

Кто такие академики?

При осмыслении проблем сегодняшнего дня простые люди уповают на академиков. Именно академики должны были бы просветить, интеллектуализировать общество с тем, чтобы оно избежало невежества и трудностей. Но академики не обеспечили и, тем более, не обеспечат этого. До тех пор, пока не будет осознана бесплодность академии, до тех пор народу придется трудно. Академики - «герои», которые не дадут избавления народу. Для понимания этой истины надо учесть много фактов, в том числе и размышления Д. Менделеева об академической науке [152].

Академики

┌────────────┼────────────┐

Педагоги ИсследователиТеоретики

Первоначально академики были просто педагогами. И сегодня это имеет значение: определенные учебные заведения называют «академиями». Поскольку плодотворность обучения зависит от степени образованности самого педагога, который всю жизнь призван учиться и у учеников, и посредством исследований, то естественно, что академии стали центрами исследований действительности. И чем далее, тем более смысл термина «академик» переносился на исследование действительности. Рост числа исследователей привел к тому, что началась их дифференциация, и академиками стали называть не всех исследователей, а только заслуженных, авторитетных, которые внесли существенный вклад в развитие науки или в разработку теоретического понимания действительности. В результате спецификой академического исследования стала теоретичность, и академики признаны теоретиками, а затем и интеллектуалами. Именно на это претендует современная академия. И возможно, что в некоторых её отделениях это соответствует действительности. Что же касается гуманитарных наук, то в них, может быть, и существуют действительные авторитеты, но подавляющее большинство их представляет собой обратное явление.

Быдлизм начинается на низших уровнях образованности, что естественно, но не естественно то, что он стал нормой среди докторов и академиков общественных, экономических наук. Эти престижные звания, степени стали прибежищем, прежде всего, дилетантов. Они то и стали троянским конем, открыв ворота крепости. Они подтвердили идею: «КРЕПОСТИ ЛЕГКО БЕРУТСЯ ИЗНУТРИ».

Исходное прогресса

Общественный прогресс был реальностью ХХ века на основе овладения мудростью в ее научных формах. И важный вклад в него внесли Маркс, Энгельс, Ленин - действительные интеллигенты, интеллектуалы, теоретики. Их идеи стали идеологией общественного прогресса, а затем с ними произошло то, что повторялось уже много раз в истории общества - непосредственные душеприказчики великих людей становились ортодоксальными гробокопателями идей своих духовных вождей. Идеи Маркса, Энгельса, Ленина не есть «марксизм-ленинизм». Последним стали называть интерпретации их идей теми, кто назвал себя их последователями. После смерти Ленина стал господствовать безмозглый, ортодоксальный догматизм. Менталитет идеологов и политиков реального социализма не поднялся до уровня интеллектуальности его классиков. В связи с этим они стали опираться на идеологический монополизм и создали для этого академическую монополию невежества (речь идет не обо всех направлениях деятельности академии, а главным образом о социальных науках), ставшую официальным «спичрайтером» тех, кто считал себя идеологами. Академия общественных наук превратилась в цепного пса монопольных идеологов. Академики не только сами не могли двигать науку вперед, но и не давали этого другим: «рыба гниет с головы». В результате движение перестало быть носителем теоретического мировоззрения и соответствовать требованиям интеллектуальности. Идеологи потеряли разум, а поэтому их места стали занимать представители зла. Неудивителен тот факт, что многие академики первыми в целом переметнулись на сторону зла.

Элита движения так и не поняла конечных причин произошедшего и заблуждается по многим вопросам, не обеспечивает требующееся возрождение движения.

Идеология, политика и практика

┌─идеология

┌─┴─ политика

┌─┴─── практика

Общественная жизнь многоукладна - единство различных образов жизни, укладов. И каждый из них представляет единство идеологии, политики и практики.

Практика породила и политику, и идеологию. Обратное воздействие последних на практику является определяющим фактором. Четкое взаимодействие этих элементов прослеживается в наиболее развитых укладах.

Идеология - господствующее в обществе миропонимание, обычно противоборствующее другим подходам к жизни. Идеология - определяющий фактор цивилизованного общества, что осознается в должной мере только в настоящее время. Значение идеологии постоянно растет, и достигло максимума. В будущем она - главное оружие общественного прогресса. Все утверждения о деидеологизации общества есть средство борьбы сил зла с идеологией добра.

Любое дело предполагает единство трех элементов: идеологии, политики и практики. Идеология – исходный фактор для развития экономики вообще. И ее должны разрабатывать исследователи, а доводить до сознания людей - педагоги, пропагандисты, агитаторы. Идеологи оказывают воздействие на экономику только посредством своих идей. Политики имеют право выбирать исповедываемую ими идеологию. И идеологи не могут ничем их принудить, кроме как практичностью своих идей. Функция политиков состоит в разработке общих концепций общественного развития - программ, уставов, конституций и т.п. Идеологи не могут участвовать в этой работе, даже если это им поручают политики. Практики разрабатывают планы на основе идеологий и программ политиков и организуют их выполнение.

У истоков российской революции стоял гений - В.И. Ленин, который начал свою сознательную деятельность как исследователь общества, прежде всего экономики и философии. Этим он занимался всю жизнь и поэтому стал идеологом. На этой основе он стал организатором, политиком движения и затем практиком (первое движение на схеме).

1

Идеологи  Политики  Практики

2

Это было осознано его последователями, которые вовлекались в движение из практики (организаторы, руководители), а затем претендовали на функцию политиков и идеологов. Особенно это наглядно в деятельности Н.С. Хрущева, который не имел серьезного образования, и поэтому его партийная программа нанесла громадный ущерб движению (второе движение на схеме).

Общественная практика нуждается в единстве трех основных субъектов: практиков, политиков и идеологов. Когда же один субъект берет на себя даже не три, а две из названных функций, то происходит гибель соответствующего общественного движения. Практики организуют движение в соответствии с разработанной политиками программой. Основанием же всего этого может быть только идеология, поднятая на уровень теории. И не только практики, но и политики не могут выполнить роли идеолога (как и идеологи не могут быть политиками и практиками). Лидеры партии претендовали на единство этих функций, что и погубило ее. Многие отряды политических движений, возникшие на её основе, повторяют это зло. Что нам снова читать речи, книги их лидеров?

Политики, идеологи и практики различаются психологически. Идеолог способен «рыть землю носом» ради истины, «перелопачивая» громадные потоки информации. Политик же нуждается в громадной силе воли для того, чтобы заставить себя прочитать хотя бы десяток страниц, написанных другими людьми. Поэтому политики требуют изложения идей на двух или семи или, в крайнем случае, на 12 страницах. Речи политика пишут другие, а он их озвучивает, претендуя на авторство. Политик требует от идеолога «голую идею» с тем, чтобы воспользоваться ею.

Идеологи – разрабатывают науку и делают ее нормой

общественного сознания определенного общества.

Их сфера деятельности - учебные заведения.

Политики – восприняв идеологию, разрабатывают

программы, планы деятельности для решения

задач в конкретных условиях, их сфера

деятельности – администрация, СМИ. Их

деятельность определяется не только наукой,

но и искусством.

Практики – осуществляют решение проблем на основе идеологии и политики применительно к конкретным функциям организации распределения, обмена, производства.

Функции идеолога исчерпываются разработкой теории и доведением ее до политика, который призван превратить ее в программу своей деятельности с учетом конкретных обстоятельств.

Все попытки элиты выполнять в единстве три функции были не обоснованы и привели к современному состоянию. В связи с этим следует обособить функции элиты в движении: идеологию, политику и практику. Один человек не может выполнять их сегодня. Поскольку лидерами становились практики, то они менее всего оказывались способны выполнять идеологическую функцию и даже понять саму суть идеологии и ее проблемы. Практиков нельзя сделать идеологами, хотя многие из них стремятся к этому. Поскольку один идеолог приходится на тысячи практиков, то конкуренция практиков за выполнение идеологической функции происходит неидеологическими средствами, и побеждает невежда. И ранее, и сейчас практики не понимают того, что их идеологическое невежество стало причиной произошедшего. И преодолеть современную ситуацию можно только на основе решения проблем идеологии.

Исходная идеологическая задача

Общественный прогресс - единственная возможность выживания общества. Он детерминирован главным трендом общественного развития. Этот прогресс общества и был назван Марксом коммунизмом. И ему нет альтернативы. Более того, само содержание прогрессивного преобразования общества строго детерминировано главными практическими тенденциями общественного развития. Их рациональнее осмысливать на примере практики развитых стран, например США. Понимание этого не оставляет никакой иной альтернативы прогрессивному преобразованию общества - социализация есть закон современной общественной жизни. И если в развитых странах социализация происходит стихийно, постепенно и за счет ограбления остального мира, то странам последнего такой путь заказан. У них этот процесс может осуществляться сознательно, планомерно в форме «строительства» нового общества.

Снова надо решать задачи преобразования общества. В.И. Ленин их осмыслил «постфактум» и позволил его последователям упреждающе понять их. В частности, все это нашло отражение в его работе «Очередные задачи советской власти». Среди комментарий этой работы не нашлось ни одного адекватного ей. В этом произведении В. И. Ленин определил последовательность трех главных задач:

убедить  завоевать  управлять.

В.И. Ленин осмыслил их после решения первых двух, а сейчас надо начинать с первой: убедить народ в том, что коммунизм является единственным средством общественного прогресса, благосостояния народа и что не следует его отрицать ввиду его дискредитации предшествующей элитой. Конечно, убедить легче, чем преодолеть дискредитацию идеи. Эта задача является сугубо идеологической и требует адекватного понимания самой сути идеологии.

Суть идеологии

Обсуждения идеологии многообразны. Нет возможности знать все написанное по этому вопросу. Возможны разные версии трактовки понятия «идеологии». Отбросим широко распространенную ранее версию трактовки идеологии как иллюзорного понимания объекта.

Идеология

┌──────────┼───────────┐

Мнения  Доктрины  Документы власти

В самом широком смысле слова идеологией можно считать всю совокупность общественного сознания, представленную всеми мнениями, концепциями и т.п. всех индивидов общества. Такая идеология была всегда. Идеология возникла как наука об идеях. Ею можно назвать доктрины, программы и т.п. документы партий, общественных движений, которые служат целью их деятельности. Можно идеологией признавать и официальные документы власти, которые определяют судьбу развития страны.

Несколько иначе сущность идеологии можно показать таким образом «учения  доктрины  идеология» или схемой:

Идеология

┌─────┴────┐

Частная Официальная

┌───────┴──────┐

Общественных  Государственная

организаций (Конституция)

Учения - субъективные мнения индивидов. Они имеются у каждого, хотя обычно особенные идеи существуют у людей весьма редко, да и их большинство - дилетантство непрофессионалов (прожектеры). Опаснее дилетантство профессионального полузнания, которое в гуманитарных, общественных науках является нормой. Если у такого человека имеется возможность публиковать, то он ее использует. Его идеи могут иметь даже общественную значимость, что не свидетельствует об их позитивности, плодотворности.

Доктрины - учения индивидов (или измы, см. А.А. Козлов, Плеханов [192]), ставшие основанием деятельности групп людей, партий, общественных движений и т.п. Учение Маркса было доктриной [см.133.Т.20.с.85]. В каждый данный момент конкурирует много доктрин, в том числе мистических, теологических и т.п. Они характеризуются парадигмальностью.

«Измы» ориентируют на своих классиков, а не на практику. Их адепты смотрят назад - на своих гуру, а не вперед - на потребности практики в теоретическом обосновании.

В этом значении иногда используют слово «философия».

Идеология - доктрина, ставшая основой политики правительства страны. Ее проводит правительство и навязывает ее против воли граждан. Идеология - государственно осуществляемая доктрина. Идеологией стали и мировые религии.

Идеология

┌────────────────┼───────────────┐

Профессиональные  Технические  Общественные

знания и естественные науки науки

С седой древности существуют знания ремесленников. Эти идеи можно считать исходным элементом идеологии. На этой основе позднее возникли и также стали всеобщими знания естественных и технических наук. Их также следует отнести к идеологии. Что же касается знаний общественных наук, то они весьма разноречивы и по ним идет главная идеологическая борьба. Именно их часто имеют в виду при упоминании деидеологизации.

Идеология

┌────┴───┐

Сами идеи  Учения об идеях

┌──┴───┐

Некоторые  Все

┌──┴──┐

Об объектах  «Кто» высказывает

┌─ идеология

┌─┴─ верования

┌─┴─── здравомыслие

Идеологией можно считать, например, только идеи о государстве или ином объекте. Ею можно считать идеи, которые высказывают определенные субъекты о каком бы то ни было объекте. Можно ею считать и все идеи. Буквальное же значение слова «идеология» состоит в названии не самих идей, а учений об идеях.

Здравомыслие - исторически исходная и в настоящее время базовая форма общественного сознания. Существенная доля народа живет на его основе, когда она далека от теории и руководствуется лозунгом «на бога надейся, а сам не плошай». Здравомыслие часто включает в себя самые разные суеверия, с которыми боролась религия с древности. Приметы и предрассудки - основа такой духовности. Все это можно назвать мировоззрением или идеологией. В таком случае называют именем развитого феномена его исторических предшественников. Оккультизм язычества и мистические паранауки (астрология и тому подобное) предшествуют собственно религии, характеризующейся монотеизмом. Все это стихийно возникающие мироощущения. На их основе создают идеологии в качестве системы учений, которые должны стать исходным для преобразования общества. Например, разработанная Платоном идея о государстве.

Мистика - исходная доктрина в общественном развитии. Несмотря на борьбу с ней в течение последних двух тысячелетий, ее значение весьма существенно в современном мире. Ее главная форма - астрология, экспансия которой достигла максимума. Религия родственна мистике, но отличается от нее. Возникнув из мистики тысячи лет назад, религия обособилась от неё и стала ее оппонентом. Она давно стала главной доктриной. Она не обеспечила единства народов ввиду распада на множество конфессий, сект и т.п. Нельзя ждать от нее решения проблем спасения общества. Ее значение не сводится только к негативу, как это часто примитивно утверждают прогрессисты. И борьба с ней также бесплодна, как бесплодна борьба религии с мистикой в течение ее истории.

С древности возникла и наука как форма идеологии. Ее значение постоянно росло. Несмотря на многочисленные попытки превращения науки в главную форму идеологии, этого еще не произошло.

Выделяя три названные формы общественного сознания, доктрин или идеологий, существующие в многообразии их форм, следует иметь в виду разное их значение. Объект религии шире объекта науки, и она имеет такие функции, которыми наука не занимается. Аналогично и сфера мистики.

Как и общественное, субъективное сознание людей часто является симбиозом многих форм верований. Вместо извечной вражды между ними следует попытаться помирить их представителей. В любом случае их взаимная борьба не решает их проблем, не способствует им в качестве сил добра. Все это не отрицает их возможности оспаривать мнения друг друга. Науки должна утверждать себя не прямой борьбой со своими предшественниками, а своей содержательностью, истинностью.

Научная идеология состоит из разных элементов. Ее простейшей формой являются позитивные, житейские знания с древности. Кроме умалишенных, никто не подвергает их сомнению. Давно стали нормой и различные учения, особенно технических, естественных наук. Против некоторых из них выступают различного рода мракобесы, скажем, отрицание биоэволюции как основы возникновения людей. Тем не менее, эти учения стали нормой общества и нет особой необходимости утверждать их в качестве идеологии, поскольку они практически ею являются. Названные элементы, которые должны развиваться, весьма важны для жизни общества, но для этого главный элемент идеологии должен стать нормой - теорией вообще, и, прежде всего, общества. Общественные, социальные, гуманитарные науки должны быть теоретизированы для того, чтобы стать универсальной идеологией прогресса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. К. Сайкина метафизические основания нравственности введение в этику Учебное пособие

    Учебное пособие
    В данном учебном пособии по этике затронут достаточно широкий круг важнейших этических проблем, дается анализ центральных философско-этических категорий.
  2. А. Г. Войтов философия учебное пособие

    Учебное пособие
    Многие выдающиеся философы считали философию наукой о науке. Ее называли наукоучением, метанаукой (наукой о науке), а в западной традиции – эпистемологией (учением о знании) или философией науки.
  3. Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в составе

    Учебное пособие
    А. В. Малько, докт. юрид. наук, проф. — глава XIV, XV, XVI; А. А. Кененов, канд. юрид. наук, доц. — глава XI; А. Г. Бережнов, канд. юрид наук, доц. — глава XIII; [А.
  4. Учебное пособие для вузов под ред (1)

    Учебное пособие
    Коллектив авторов: канд. филос. наук, доц. Волкова А.Н. (гл. 3); канд. филос. наук, доц. Горнев В.С (гл. 9); канд. филос. наук, доц. Данильченко Р.Н. (гл.
  5. Учебное пособие для вузов под ред (2)

    Учебное пособие
    Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru yanko_slava@yahoo.com   http: yanko.lib.ru зеркало: http: members.fortunecity.com/slavaaa/ya.

Другие похожие документы..