Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
1.1. Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (далее - Расчет) заполняется лицами, признаваемыми налогоплательщиками...полностью>>
'Лекция'
Лекция по длинной арифметике (хранение, сложение, вычитание, дополнительный код, умножение на короткое и длинное, деление на короткое и длинное, извле...полностью>>
'Реферат'
§ 2. Особенности гражданско-правового механизма присоединения двух организационно правовых форм юридических лиц: открытого акционерного общества и об...полностью>>
'Документ'
Большинство речных круизов по Волге заканчивается в Астрахани. Дальше комфортабельным речным лайнерам хода нет: всего несколько десятков километров п...полностью>>

Урок биологии-9 класс. Тема «Многообразие живого мира. Основные свойства»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа», село Покровка, урок биологии-9 класс. Тема «Многообразие живого мира. Основные свойства» живых организмов». Учитель Ечина Л. Н.

Тема урока: Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Цели урока: 1) показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем.

2) повторить тему: «Система органического мира. Царства бактерий и грибов. Вирусы».

Задачи: 1) образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого;

2) развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы;

3) воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: проблемная беседа, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: экология, история, цитология.

Обеспечение занятия: 1) наглядные пособия; таблица «Уровни организации жизни»;

2) раздаточный материал;

3) оборудование: дополнительная литература.

Ход урока.

  1. Организационный момент: приветствие, подготовка аудитории к работе, наличие учащихся.

  2. Проверка знаний учащихся. Метод: фронтальный опрос. Вопросы: работа по карточкам. Дополнительные вопросы.

  3. Подготовка к ЕГЭ, повторение темы. «Система органического мира. Царство бактерий и грибов. Вирусы».

  4. Изложение нового материала. Тема: «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов». План: 1) Определение понятия «жизнь». 2) Системность и организованность жизни. 3) Основные свойства живых систем.

  5. Сообщение домашнего задания: 1) глава 1, стр. 8-11, вопросы 1-10 стр. 11; 2) повторить 7 класс стр. 8-27; стр. 242-243.

  6. Закрепление изученного материала. Обсуждение результатов заполнения таблицы.

  7. Подведение итогов занятий: 1) оценить степень реализации поставленных на уроке целей; 2) оценить работу учеников во время урока.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  1. Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука.

  2. Перечислите известные вам методы общей биологии.

  3. Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?

  4. Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?

Индивидуальная работа учащихся по карточкам:

Карточка 1.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:

- палеонтологический;

- сравнительно-аналитический;

- сравнительно-эмбриологический:

Карточка 2.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:

- биогеографический;

- популяционный;

- моделирование.

Карточка 3.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:

- иммунологический;

- паразитологический;

- генетический.

Карточка 4.

Дайте определение: гомология, аналогия, рудиментарный орган, атавизм. Приведите примеры.

Подготовка к ЕГЭ, повторение темы. Система органического мира. Царства бактерий и грибов. Вирусы.

Вопросы для повторения:

    1. Давайте вспомним систему живой природы. Царство – «Растения». Царство - «Животные».

    2. Что вы помните о бактериях. (Строение, питание, размножение).

    3. Дайте общую характеристику группы «Грибы» на примере отдела «Настоящие грибы».

    4. Что вы можете рассказать о вирусах?

Рассказ учителя с элементами беседы по плану:

  1. Определение понятия «жизнь». Что такое жизнь? Что отличает живое от неживого? По какому признаку считать объект живым? (Рассказ о вирусах) Задание: найти определение понятия «жизнь», выписать его в тетрадь.

  2. Системность и организованность жизни (беседа - повторить царства, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы). Вспомнить уровни организации живого! Как взаимодействуют между собой все эти уровни?

  3. Основные свойства живых систем: а) какое специфическое свойство жизни обеспечивает воспроизведение себе подобных?; б) какое свойство обеспечивает изменение самовоспроизводящихся структур?

Рассмотрим остальные свойства живых систем (работа с таблицей, используя учебник и дополнительную литературу):

Основные свойства живых систем.

Свойство

Проявление свойства

Единство химического состава

Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород

Обмен веществ и энергии

Все живые системы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в неё продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов

Самовоспроизведение или размножение

Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК

Наследственность

Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение

Изменчивость

Способность организмов приобретать новые признаки и свойства

Рост и развитие

Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования

Раздражимость

Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия; организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды

Дискретность

Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство

Саморегуляция

Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов

Закрепление

Обсуждение результатов заполнения таблицы.

Домашнее задание:

      1. гл. 1 стр. 8-11, вопросы 1-10 стр. 11, устно.

      2. Повторить 7 кл. стр. 8-27; стр. 242-243.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по биологии 10 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа для 10 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый) и (профильный) уровни.
  2. Рабочая программа по биологии 9 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах МОУ гимназии №1 и рассчитана на 2 часа классных занятий.
  3. Программа основного общего образования по биологии [zaiceva. распечатано (1)

    Программа
    Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности
  4. Программа основного общего образования по биологии [zaiceva. распечатано (2)

    Программа
    Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности
  5. Программа основного общего образования для 6 класса общеобразовательной школы «биология. Живой организм»

    Программа
    В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом: 68 часов (34 часа из федерального компонента,17 часов из школьного компонента и 17 часов

Другие похожие документы..