Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
История - это прежде всего осмысление прошлого. Если события в описываемой действительности развертываются во временной последовательности - от прошл...полностью>>
'Автореферат'
Ведущая организация: Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии (г. Москва) Министерства здравоохранения и социального развити...полностью>>
'Рабочая программа'
Неопределенность и риск являются неотъемлемыми атрибутами рыночных отношений и важнейшими факторами, влияющими на принятие управленческих решений в с...полностью>>
'Урок'
Оборудование: микроскопы, цифровой микроскоп, лабораторное оборудование, культура масляно-кислых бактерий, рабочие тетради к уроку (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), сл...полностью>>

Урок 57 тема: поэтический мир марины цветаевой

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УРОК 57

ТЕМА: ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

1.ЛЕКЦИЯ

«Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете с отчаянной яростью вырыдала:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст…

Имя этой женщины – Марина Цветаева». Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт – Евгений Евтушенко, угадав, может быть, главную трагедию ее жизни – трагедию одиночества и ощущение своей ненужности. Его же словами можно определить и то, чем являлась Марина Цветаева для русской поэзии : «Марина Ивановна Цветаева – выдающийся профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед. Такой замечательный поэт, как Ахматова, которая так восхищалась Цветаевой, была лишь хранительницей традиций, а не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой».

Марина Цветаева как будто заранее предчувствовала свою судьбу и еще в юности писала стихи о смерти. Можно, конечно, считать это данью литературной моде, однако предчувствие ее не обмануло. Как заметил один из критиков: «Мало сказать, что жизнь не баловала Марину Цветаеву,- она преследовала ее с редким ожесточением». Хотя вначале ничто не предвещало трагического конца. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября(8 октября)1892 г. В семье ученого-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, который оставил по себе память тем, что был основателем Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, талантливый музыкант, ученица Рубинштейна, была из обрусевшей немецко-польской семьи. У Марины и ее сестры Аси было счастливое детство, но мать заболела чахоткой, ей предписали мягкий климат, и у семьи Цветаевых началась кочевая жизнь. Они жили в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, где девочки учились в частных пансионах, а в 1906 г. мать умерла. Осенью этого же года Марина записалась в интернат при Московской частной гимназии, сделав это вполне сознательно, чтоб как можно реже бывать в осиротевшем доме. В это время она начинает писать стихи, основным мотивом которых становится мотив смерти и одиночества, хотя в первых стихах (она начала писать в 6 лет) таких мотивов не было. Марина очень много читает, придумывает себе кумиров, одним из которых стал в 1905 году лейтенант Шмидт, потом был Наполеон и герцог Рейхштадтский, его незадачливый сын. Марина вообразила себя бонапартисткой и повесила у себя в комнате портреты своих кумиров, а в 16 лет поехала в Париж, где прослушала в Сорбонне летний курс истории старофранцузской литературы. Были потом в ее жизни и другие герои, которых объединяло одно общее качество: все они были страстными, ищущими натурами – бунтарями, как она сама. Друзья и знакомые Цветаевой отмечали, что у нее был трудный, упрямый характер, она порой даже казалась дикой и дерзкой, и хотя была ужасно застенчивой, легко шла на конфликт. Зная свой характер, она не сомневалась, что получила его от предков, и всегда интересовалась своей родословной.

Какой-нибудь предок мой был – скрипач,

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром?

- писала Цветаева в одном из своих стихотворений. В другом она вспоминала своих бабок, гордую польскую панну – по матери – и сельскую попадью – по отцу: «Обеим бабкам я вышла внучка: чернорабочий и белоручка!...»Литературные кумиры тоже были многочисленны: Пушкин, Гете, Блок, Пастернак, Ахматова.

Первый сборник стихов Цветаевой вышел в печать в 191- г. и был одобрен такими поэтами, как Брюсов, Волошин, Гумилев. Особую поддержку она получила в лице М.Волошина, с которым она подружилась, несмотря на разницу в возрасте. В доме Волошина в 1911 г. Цветаева познакомилась с С.Эфроном, который в 1912 г. стал ее мужем. В этом же году вышел второй сборник ее стихов – «Волшебный фонарь»- и родилась дочь Ариадна. В 1913 г. умер отец Цветаевой. Однако, несмотря на горечь утраты, Марина обрела душевное равновесие и на протяжении последующих 5-6 лет была невероятно счастлива. Это был «роман с собственной душой», как писала она потом. В печати появляется еще один сборник ее стихов – «Из двух книг», она пишет много стихов о Москве, адресуя их Блоку, Ахматовой, Мандельштаму. Началась Первая мировая война, Сергей Эфрон ушел на фронт братом милосердия, ездил на санитарном поезде, бывало, что рисковал жизнью. Для поэтессы эти годы становятся временем творческого взросления. В 1917 г. родилась вторая дочь – Ирина. Произошли две революции, Эфрон в Крыму, но дважды тайно пробирается в Москву. Марина вместе с детьми терпит огромные лишения, от истощения умирает Ирина. Цветаева в отчаянии, она не видит никакого выхода, но продолжает много писать: в это время было создано свыше 300 стихотворений, поэма «Царь-девица», шесть романтических пьес, множество записей-эссе. Позднее критики скажут, что это был период небывалого расцвета ее творчества, в котором преобладали трагические мотивы и мотив разлуки. Однако были и другие особенности в ее творчестве: оно было насыщено народными образами, темами и мотивами. В 1921 г. Цветаева через И.Эренбурга получает письмо от Эфрона, который жил в то время в Праге, и решает выехать из России (1922г.).Вначале она едет в Берлин, а оттуда в Прагу, где живет три года, здесь родился сын Георгий (Мур). Много пишет. Главной темой творчества становится философия и психология любви, причем не только любви мужчины и женщины, но и любви ко всему, что есть на свете.! Ноября 1925 г. переезжает в Париж. Живется трудно. Хотя Цветаеву много и охотно печатают, гонорары скромны, денег не хватает. Во Франции вместе с мужем она прожила 13 с половиной лет. Она стала признанным поэтом, но натянутыми были отношения с русскими поэтами и прозаиками, многие из которых ей откровенно завидовали. Особенно напряженными были отношения с Мережковским и Гиппиус. В 1937 г. на родину возвращается Ариадна, затем Эфрон, Цветаева осталась одна с сыном и более полугода ничего не писала. 12 июня 1939 г. Марина Цветаева вернулась в СССР, вся семья воссоединилась и устроилась в подмосковном Болшеве. Но эта последняя радость длилась недолго: в августе 1939 г. арестовали дочь, в октябре – мужа, и она в который раз остается одна с сыном. Вновь начались скитания. Мужа своего Цветаева больше не увидела, говорят, он был расстрелян в 1941г. Началась Великая Отечественная война, Цветаева в это время работала над переводом стихов испанского поэта Ф.Гарсиа Лорки. Теперь работа прервалась Переезд в Татарию, в город Елабуга. Найти работу невозможно. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей не ответили, так как Союз писателей Татарии был тогда арестован в полном составе и там оставался только какой-то завхоз. Как рассказывали хозяева дома, где жила Цветаева с сыном, ее подкармливала жен местного милиционера, которой она помогала стирать.

Новые испытания оказались Цветаевой уже не под силу, ее воля к жизни с каждым днем слабела. Последней надеждой была работа в Чистополе, где жили в основном московские эвакуированные писатели. Там открылась столовая, и Цветаеву должны были взять на работу посудомойкой. На этом заявлении стоит дата 26 августа 1941 года. А 31 августа она повесилась, оставив три записки – своим знакомым с просьбой не оставлять ее сына, и сыну, в которой были такие слова: «Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Через три года прогиб на войне и сын Цветаевой.

Такая страшная судьба впала на долю Марины Цветаевой, одного из самых замечательных поэтов России. Она не собиралась умирать рано и всегда говорила: «Меня хватит на 150 миллионов жизней». Однако ей не пришлось дожить и одной. Но хоть в одном пророчества Цветаевой оправдались. Двадцатилетней романтической девушкой она написала в одном из своих стихотворений:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам

Настанет свой черед.

2.ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей было присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем становится неизбежным и для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности:

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший сер!...

С этой безмерностью в мире мер?!

Поэт – единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой-

Что ей хоромы-и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что-Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Поэтому такой важной считала Цветаева миссию поэта, дар которого возносит над обыденностью, но одновременно и лишает обычных человеческих радостей.

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. В ее творчестве можно найти русские народные поэмы-сказки и интимнейшую психологическую лирику.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ:

-«Гришка-вор тебя ополячил» - стр.24

- «Писала я на аспидной доске…»

(По книге:

Педчак Е.П.Литература: Устный и письменный экзамены. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.)

Тема Родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера отобразилось в стихах о Москве. В первых стихах – Москва- символ гармонии, минувшего, в более поздних- символ Родины, святыни. С темой Родины связан и мотив странничества как символа неприкаянности, самоотречения, непокоя. Вообще душа всегда была главной темой цветаевского творчества .

Свобода и свободолюбие, а также любовь - вечные и дорогие темы творчества Цветаевой.

3.Итог урока.

Мы лишь немного прикоснулись к творчеству М.Цветаевой .Ее литературное наследие необыкновенно велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УЧЕБНИК, СТР.64-78 (2 ТОМ)

( . Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб.для общеобразоват.учреждений.В 2 ч./В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; Сост.Е.П.Пронина; Под ред.В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2001.)

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ: «БЕССОННИЦА», «ПОДРУГА», «УЧЕНИК», «ДЕРЕВЬЯ», «МОЛОДОСТЬ», «ЧАС ДУШИ», «СТОЛ».

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ПОНЯТИЙ «РОМАНТИЗМ» И «РОМАНТИЧЕСКИЙ».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Миронова Елена Вадимовна Количество часов на первое полугодие: 64 на второе полугодие: 72 Всего: 136 часов; в неделю: 4 часа Плановых урок

    Урок
    Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
  2. Календарно-тематическое планирование уроков литературы 11 кл. Учитель моу поваровской сош анисимова И. А

    Урок
    В двух частях. Под редакцией В. П. Журавлева. М., «Просвещение», 009. № п/п Тема урока Количество часов Вид контроля. Измерители. Дата проведения.
  3. Учебное пособие (7)

    Учебное пособие
    Учебное пособие по русской литературе ХХ века (1910 — 1950-х гг.) отражают современный научный взгляд на творчество таких писателей, как Е. Замятин, М.
  4. И. В. Фоменко, Л. П. Фоменко. Художественный мир и мир, в котором живет

    Документ
    Статьи сборника посвящены проблемам поэтики. Анализируются функции заглавия, цитаты, повтора, рассматриваются проблемы онтологии имени в художественном тексте, предлагаются интерпретации отдельных произведений и принципы реконструкции
  5. Задачи: Представить картину состояния русской культуры в конце XIX -начале XX века. Составить генеалогическое древо семьи Цветаевых

    Документ
    Самой сложной задачей оказалась последняя. Книг, в которых были бы полно и последовательно даны биографические сведения о членах цветаевского рода, я не обнаружила даже в библиографическом списке.

Другие похожие документы..