Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Данное предложение включает приемку на нашем производственном участке до отгрузки, монтаж и сдачу в эксплуатацию нашим техническим специалистом на ме...полностью>>
'Документ'
Редакциям российских журналов, включенных в международные базы цитирования (Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematic...полностью>>
'Публичный отчет'
На протяжении учебного года на занятиях воспитанники объединения «Исследователь родного края» расширяли свои знания о природе родного края в ходе изу...полностью>>
'Доклад'
Публичный доклад МОУ «Орловская СОШ» имеет целью широкое информирование общественности, прежде всего родительской, об образовательной деятельности шк...полностью>>

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (52)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

«15» марта 2002 г.

Регистрационный № 04 – 1201 - Б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по специальности

1201 Технология машиностроения

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – техник

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва 2002

1 Общая характеристика специальности 1201

Технология машиностроения

1.1 Специальность 1201 Технология машиностроения утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 “Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования”.

1.2 Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 1201 Технология машиностроения:

очная;

очно-заочная (вечерняя);

заочная;

экстернат.

1.3 Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;

  • на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.

1.4 Квалификация выпускника – техник.

1.5 Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в области производства изделий машиностроения в качестве техника на предприятиях, в научно-исследовательских и конструкторских организациях различных организационно-правовых форм собственности.

Основные виды профессиональной деятельности техника:

производственно-технологическая – осуществление технологического процесса изготовления деталей и сборки изделий машиностроения (узлов, машин, оборудования и т. п.) и контроль за соблюдением технологической дисциплины на производстве; контроль за эффективным использованием материалов и оборудования; осуществление технического контроля соответствия качества изделия установленным нормативам; под руководством более квалифицированного специалиста проведение стандартных и сертификационных испытаний объектов техники; управление современными техническими системами и их эксплуатация;

организационно- управленческая – организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; оценка экономической эффективности производственной деятельности; сбор, обработка и накопление с использованием современных технических средств технологической, технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений; обеспечение безопасности труда на производственном участке;

конструкторско-технологическая – разработка технологических процессов изготовления деталей средней сложности и сборки простых видов изделий машиностроения; проектирование изделий средней сложности основного и вспомогательного производства; составление технических заданий на проектирование технологической оснастки; под руко-

водством более квалифицированного специалиста проведение патентных исследований и определение показателей технического уровня проектируемых объектов техники и технологии;

опытно-экспериментальная – под руководством более квалифицированного специалиста проведение работ по проверке и освоению новых объектов техники и технологических процессов: регистрация по заданной программе необходимых характеристик и параметров и обработка полученных результатов.

Выпускник должен уметь: разрабатывать технологический процесс изготовления типовых деталей и изделий машиностроения; разрабатывать конструкторскую документацию на изделия средней сложности (детали, сборочные единицы); проводить типовые расчеты при проектировании и проверке на прочность элементов механических систем; оформлять и читать простые схемы электрических, гидравлических и пневматических приводов; рассчитывать параметры типовых деталей и узлов технологической оснастки; оформлять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами; применять при графических, вычислительных, проектных и других работах компьютерную технику с использованием прикладного программного обеспечения; пользоваться нормативной и справочной литературой и другими источниками информации для выбора материалов, технологических режимов, оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств; проводить расчет настройки металлорежущего оборудования и использовать методы, средства и основные приемы его наладки; разрабатывать и внедрять управляющие программы для обработки простых деталей на механообрабатывающем оборудовании; осуществлять метрологическую проверку изделий; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка (цеха), оценивать эффективность производственной деятельности; выполнять слесарные операции и основные приемы работы на механообрабатывающем оборудовании.

Выпускник должен знать: нормативные документы по стандартизации; правила разработки и оформления технической и технологической документации; методы и средства выполнения технических расчетов, графических и вычислительных работ; основные характеристики материалов и их свойства; контрольно-измерительную аппаратуру и правила пользования ею; методы и средства нормирования точности; технические средства получения, обработки и передачи информации; устройство, технические характеристики, приемы наладки и особенности эксплуатации металлообрабатывающего оборудования; основы технологии производства деталей и сборочных изделий машиностроения; способы измерения параметров, характеристик и режимов работы оборудования; методы расчета технико-экономических показателей при обосновании принятия технического решения; основы экономики, организации труда и управления; основы организации производства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты; действия в чрезвычайных ситуациях.

1.6 Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 1201 Технология машиностроения, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по направлениям подготовки: 657800 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств; 651400 Машиностроительные технологии и оборудование; 651600 Технологические машины и оборудование и другим направлениям машиностроительного профиля в сокращенные сроки.

2 Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 1201 Технология машиностроения

2.1 Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм собственности; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

2.2 Требования к уровню подготовки по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам

Выпускник должен:

в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;

в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области социальной психологии:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать экономическую информацию;

в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).

По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

Выпускник должен:

в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать основные понятия и методы основ линейной алгебры, математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;

  • уметь использовать методы линейной алгебры;

  • уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

в области информатики:

  • иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

  • знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

  • уметь использовать изученные прикладные программные средства;

в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.

По общепрофессиональным дисциплинам

Выпускник должен:

иметь представление:

  • о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

  • об основах технологических методов производства машиностроительных материалов;

  • о способах получения, передачи и применения электрической и других видов энергии;

  • о компонентах электронной техники, микропроцессорах и микро-ЭВМ в структуре средств вычислительной техники и в системах автоматического контроля и управления процессами и объектами в производстве;

  • о системах обеспечения качества продукции;

  • о методах оценки качества и надежности изделий машиностроения;

  • о методах внедрения технологических процессов обработки и сборки изделий в машиностроительном производстве и соответствующей технической документации;

  • о структуре гибких технологических комплексов и интегрированных автоматизированных производств;

  • о технических средствах и основных принципах построения систем управления, диагностирования и контроля в автоматизированном производстве;

  • о принципах построения и возможностях систем автоматизированного проектирования для обеспечения потребностей машиностроительных производств;

знать:

  • правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;

  • основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы равновесия и перемещения тел;

  • методы расчета и измерения основных параметров простых электрических и магнитных цепей, виды применяемого электрооборудования;

  • методы оценки основных свойств машиностроительных материалов;

  • физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях;

  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

  • методы и средства нормирования точности;

  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

  • основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;

  • физические основы функционирования гидравлических и пневматических систем;

  • устройства и принципы действия различных типов приводов и элементов автоматики для управления ими;

  • методику расчета основных параметров разного типа приводов;

  • теоретические основы процессов резания, закономерности формообразования при резании и эксплуатации инструментов при различных видах обработки;

  • принципы построения производственных процессов изготовления изделий машиностроения;

  • характеристики технологических методов изготовления заготовок и деталей машин при разработке технологических процессов;

  • методы разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей на автоматизированном оборудовании;

  • возможности типового производственного оборудования машиностроительных производств;

  • типовые структуры машиностроительных предприятий и их подразделений;

уметь:

  • оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

  • определять характер нагружения, напряженного состояния и проводить расчеты при проектировании и проверке на прочность механических систем;

  • рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических и магнитных цепей;

  • выбирать материалы для изготовления изделий машиностроения;

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

  • применять документацию систем качества;

  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

  • использовать пакеты прикладных программ для разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов;

  • выбирать рациональный способ изготовления заготовки;

  • разрабатывать и внедрять управляющие программы для обработки типовых деталей на металлообрабатывающем оборудовании;

  • выбирать транспортные средства, конвейеры, и другие средства механизации и автоматизации производственного процесса;

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения граждан в процессе профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области экономики отрасли:

  • иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  • иметь представление о патентных исследованиях и определении показателей технического уровня проектируемых объектов техники и технологии;

  • знать организацию производственного и технологического процессов;

  • знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

  • знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

  • знать методику разработки бизнес-плана;

  • знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации (предприятия);

в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях;

в области охраны труда:

  • знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;

  • уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь использовать экобиозащитную технику.

По специальным дисциплинам

Выпускник должен:

иметь представление:

  • об основных научно-технических проблемах и перспективах развития машиностроения;

  • о ресурсо- и энергосберегающих технологиях;

знать:

  • кинематические схемы и типовые методы расчета настройки технологических машин;

  • способы обеспечения заданной точности изготовления изделия;

  • технологические процессы производства типовых деталей и узлов машин;

  • прикладные программы по моделированию и расчету технологических процессов и технических объектов машиностроительного производства;

уметь:

  • использовать приемы наладки и особенности эксплуатации механообрабатывающего оборудования разных групп и типов;

  • применять методику отработки изделий на технологичность;

  • применять методику проектирования станочных и сборочных операций;

  • проектировать участки механических и сборочных цехов;

  • разрабатывать и оформлять технические задания на проектирование технологической оснастки;

  • проектировать технологическую оснастку средней сложности различных видов и назначения;

  • использовать методику нормирования трудовых процессов;

  • производить расчет пооперационных расходов сырья, материалов, инструмента и энергии.

2.3 Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике

В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.

Кроме того, студент должен овладеть приемами слесарных работ и работ на механообрабатывающем оборудовании.

2.4 Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 1201 Технология машиностроения выпускник должен быть готов к выполнению производственно-технологической, организационно-управленческой, конструкторско-технологической, опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информация для включения в Публичный доклад учреждений начального и среднего профессионального образования Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    Доклад
    Инновационное учебное заведение, располагающее высококвалифицированными педагогическими кадрами, научным потенциалом, современным оборудованием и условиями для решения всего комплекса проблем воспитательно-образовательного процесса,
  2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования 

    Образовательный стандарт
    Государственное образовательное учреждение Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
  3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Государственные требования (95)

    Образовательный стандарт
    Общее руководство – Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России, член-корреспондент РАМН, профессор Володин Н.
  4. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Государственные требования (96)

    Образовательный стандарт
    Общее руководство: заместитель руководителя Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов здравоохранения Минздрава России Слепушенко И.
  5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 сестринское дело базовый уровень

    Образовательный стандарт
    N 57 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования".
  6. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (72)

    Образовательный стандарт
    1.1. Специальность 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 года № 2572 “Об утверждении государственного образовательного

Другие похожие документы..