Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Понятие объективности измерения в психодиагностике....полностью>>
'Тезисы'
Доклады будут напечатаны в рецензированной монографии. О сроках передачи докладов для публикации в сборнике сообщим отдельным письмом. Реализация опл...полностью>>
'Документ'
У затишному куточку міста, де шумлять ліси та вабить красою Синє озеро, знаходиться школа-дитячий садок, яка носить горде ім’я полум’яної патріотки У...полностью>>
'Документ'
- выявления сильнейшей команды Приморского края для участия во Всероссийском фестивале любительских хоккейных команд с 28 апреля по 08 мая 2012 года ...полностью>>

Программа "чистая вода" на 2011 2017 годы паспорт федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 2017 годы Наименование Программы федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 2017 годы Основания для разработки поручение Президента Российской

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2010 г. N 1092

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА"

НА 2011 - 2017 ГОДЫ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 22 декабря 2010 г. N 1092

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЧИСТАЯ ВОДА"

НА 2011 - 2017 ГОДЫ

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Чистая вода"

на 2011 - 2017 годы

Наименование Программы - федеральная целевая программа

"Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

Основания для разработки - поручение Президента Российской

Программы Федерации от 26 июня 2008 г. N Пр-1251,

распоряжение Правительства Российской

Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р,

поручения Правительства Российской

Федерации от 30 ноября 2007 г. N ВЗ-П9-

6078, от 24 июля 2008 г. N АЖ-П9-4510,

от 18 мая 2009 г. N АЖ-П9-2682, от 20

августа 2010 г. N АЖ-П9-5765

Государственный заказчик - Министерство регионального развития

Программы Российской Федерации

Основные разработчики - Министерство экономического развития

Программы Российской Федерации,

открытое акционерное общество "Институт

микроэкономики"

Цель Программы - обеспечение населения питьевой водой,

соответствующей требованиям безопасности

и безвредности, установленным санитарно-

эпидемиологическими правилами

Задачи Программы - развитие системы государственного

регулирования в секторе водоснабжения,

водоотведения и очистки сточных вод,

включая установление современных целевых

показателей качества услуг,

эффективности и надежности деятельности

сектора водоснабжения, водоотведения и

очистки сточных вод;

создание условий для привлечения

долгосрочных частных инвестиций в сектор

водоснабжения, водоотведения и очистки

сточных вод путем совершенствования

законодательства Российской Федерации о

тарифном регулировании в сфере жилищно-

коммунального хозяйства в части

долгосрочного тарифообразования,

законодательства Российской Федерации о

государственно-частном партнерстве и

экологического законодательства

Российской Федерации;

модернизация систем водоснабжения,

водоотведения и очистки сточных вод

посредствам поддержки региональных

программ субъектов Российской Федерации,

направленных на развитие водоснабжения,

водоотведения и очистки сточных вод

Важнейшие целевые - удельный вес проб воды, отбор которых

индикаторы и показатели произведен из водопроводной сети, не

Программы отвечающих гигиеническим нормативам: по

санитарно-химическим показателям;

по микробиологическим показателям;

доля уличной водопроводной сети,

нуждающейся в замене;

доля уличной канализационной сети,

нуждающейся в замене;

доля сточных вод, очищенных до

нормативных значений, в общем объеме

сточных вод, пропущенных через очистные

сооружения;

доля объема сточных вод, пропущенных

через очистные сооружения, в общем

объеме сточных вод;

обеспеченность населения централизованными

услугами водоснабжения;

обеспеченность населения централизованными

услугами водоотведения;

рост инвестиционной активности в секторе

водоснабжения, водоотведения и очистки

сточных вод

Срок реализации - 2011 - 2017 годы

Программы

Объем и источники - предельный (прогнозный) объем

финансирования финансирования Программы в 2011 - 2017

Программы годах за счет всех источников составит

331,8 млрд. рублей,

из них:

за счет средств федерального бюджета -

9 млрд. рублей, в том числе:

3 млрд. рублей - в 2011 году;

3 млрд. рублей - в 2012 году;

3 млрд. рублей - в 2013 году;

за счет средств консолидированных

бюджетов субъектов Российской Федерации

- 9 млрд. рублей,

в том числе:

3 млрд. рублей - в 2011 году;

3 млрд. рублей - в 2012 году;

3 млрд. рублей - в 2013 году;

за счет средств из внебюджетных

источников - 313,8 млрд. рублей,

в том числе:

7,3 млрд. рублей - в 2011 году;

21,2 млрд. рублей - в 2012 году;

27,6 млрд. рублей - в 2013 году;

41,9 млрд. рублей - в 2014 году;

58,4 млрд. рублей - в 2015 году;

70,2 млрд. рублей - в 2016 году;

87,2 млрд. рублей - в 2017 году.

Объемы и источники финансирования

ежегодно уточняются при формировании

федерального и региональных бюджетов на

соответствующий год

Ожидаемые конечные - увеличение доли населения, обеспеченного

результаты реализации питьевой водой, отвечающей обязательным

Программы и показатели ее требованиям безопасности:

социально-экономической по показателю удельного веса проб воды,

эффективности не отвечающих гигиеническим нормативам

по санитарно-химическим показателям,

который должен снизиться с 16,8 процента

в 2009 году до 14,4 процента к 2017 году;

по показателю удельного веса

проб воды, не отвечающих гигиеническим

нормативам по микробиологическим

показателям, который должен снизиться с

5,1 процента в 2009 году до 4,4 процента

к 2017 году;

увеличение доли сточных вод, очищенных

до нормативных значений, в общем объеме

сточных вод, пропущенных через очистные

сооружения, с 46 процентов в 2009 году

до 53 процентов к 2017 году;

уменьшение доли уличной водопроводной

сети, нуждающейся в замене, с 42

процентов в 2009 году до 28 процентов к

2017 году;

увеличение доли заемных средств в общем

объеме капитальных вложений в системы

водоснабжения, водоотведения и очистки

сточных вод с 5 процентов в 2009 году до

30 процентов к 2017 году

I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы (далее - Программа).

По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 процентов и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.

По данным формы федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" за 2009 год, доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 16,8 процента, а по микробиологическим - 5,1 процента. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.

Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Выраженный недостаток фтора в поверхностных водных источниках является основной причиной высокой заболеваемости населения Российской Федерации кариесом. Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.

Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Продолжительность жизни россиян находится на нижней границе этого показателя для развитых стран. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.

Повышение качества централизованного водоснабжения до уровня, достигнутого западноевропейскими странами, позволит населению использовать водопроводную воду и не прибегать к использованию бутилированной воды.

Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 год, в Российской Федерации подается в сеть на хозяйственно-питьевые нужды более 11 млрд. куб. метров воды в год, однако 30,5 млн. человек, или 22 процента населения, не обеспечены услугами централизованного водоснабжения. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2009 год, централизованный водопровод отсутствует в 11 процентах городов и 53 процентах сельских населенных пунктов.

В Российской Федерации около 40 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5 процента водопроводных сетей. По данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2009 года степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 53,8 процента (в 2003 году - 51 процент).

В Российской Федерации не проходят очистку 7 процентов сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46 процентов). Одна треть канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2009 году было заменено только 0,4 процента общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. По одной аварии в год происходит почти на каждом 5-м километре канализационной сети.

Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.

В России вся выручка сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2009 году составляла 300 млрд. рублей, при этом капитальные затраты составили лишь 11 процентов операционных расходов организаций, осуществляющих свою деятельность в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - организации). В мире это соотношение составляет 74 процента, то есть примерно 43 процента расходов организаций составляют расходы на вложения. Вследствие низких капитальных инвестиций инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.

Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в России приблизительно в 3 раза ниже, чем в странах Западной Европы. При этом рост тарифов в России обусловлен в первую очередь ростом операционных расходов, в результате чего в перспективе платежи населения за воду в России будут сопоставимы с расходами западноевропейских потребителей при значительно более низком качестве предоставляемых услуг.

При относительно низком уровне тарифов потребление питьевой воды в России значительно превышает потребление воды в развитых странах, наиболее экономично использующих воду. Это связано с высокими потерями воды при транспортировке и отсутствием у потребителей стимулов к экономии.

Большая часть расходов водоснабжающих организаций связана с закупкой импортного оборудования, сырья и материалов. В России наблюдается дефицит собственного производства оборудования и реагентов, таких, как коагулянты, флокулянты, окислители, биоциды, стабилизаторы, антинакипины, сорбенты, ионообменные смолы и синтетические фильтрующие загрузки, то есть продуктов, необходимых для обеспечения современных технологий водоподготовки.

При разработке вариантов реформирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в качестве возможных подходов к решению вышеизложенных проблем рассматривались 2 основных подхода.

Пассивный подход заключается в прямой государственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. К преимуществам этого варианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методической базы в области разработки и реализации подобных программ.

Применение этого подхода дает возможность реализовать отдельные проекты, но не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, реализация этого подхода не обеспечивает создания условий, предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением. Наиболее эффективным механизмом, использующим этот подход, является реализация региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств внебюджетных источников.

Второй подход предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.

Предлагаемые в рамках 2-го варианта механизмы взаимодействия различных уровней власти, частных операторов и инвесторов носят институциональный характер и призваны сформировать долгосрочную систему отношений, основанную на создании условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключения концессионных соглашений, экологического и других областей законодательства Российской Федерации. Вместе с тем предлагается осуществлять поддержку реализации региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:

задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития страны, ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;

необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;

проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, решение задачи обеспечения населения качественной питьевой водой планируется осуществлять в рамках Программы, к основополагающим принципам которой необходимо отнести устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциацию подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения крупных и средних городов, малых городов и отдельно сельских поселений.

На решение задач и достижение целей Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:

нормативные правовые риски. Реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей деятельность организаций. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы;

макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

региональные и муниципальные риски. При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны субъектов Российской Федерации - участников Программы.

II. Основные цели и задачи Программы, перечень целевых

индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

Целью Программы является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах. Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:

развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации;

модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения цели Программы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в объекты жилищно-коммунального хозяйства (в случае, если не нарушаются утвержденные критерии доступности), а также на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.

Важно отметить, что расходы федерального бюджета, возникающие в связи с принятием Программы, не оказывают существенного влияния на достижение цели Программы. Так, выделение ассигнований из федерального бюджета в размере 3 млрд. рублей в год эквивалентно разовому повышению тарифа на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения на 1 процент. В то же время поддержка реализации региональных программ позволит осуществить необходимые институциональные преобразования на региональном уровне, что будет способствовать увеличению объема долгосрочных частных инвестиций, в том числе с использованием заемных средств.

Задачи Программы будут решаться путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации и финансирования мероприятий Программы, предусматривающих поддержку региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Целевые показатели и индикаторы реализации Программы приведены в приложении N 1.

Перечень целевых показателей и индикаторов региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации приведен в приложении N 2.

По результатам оценки эффективности Программы может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или досрочном прекращении реализации Программы начиная с очередного финансового года.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная целевая программа повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах" (далее - Программа).
  2. Российские сми о мчс мониторинг за 22 декабря 2011 г

    Руководство
    Единый номер экстренных служб "112" заработает в 2012 году ряде регионов России - Шойгу (Информационное агентство «РИА "Новости" - Единая лента», 21.
  3. Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № вп-п9-4244. Под Стратегией понимается взаимоувязанная по задача (1)

    Задача
    Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской
  4. Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № вп-п9-4244. Под Стратегией понимается взаимоувязанная по задача (2)

    Задача
    Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской
  5. Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № вп-п9-4244. Под Стратегией понимается взаимоувязанная по задача (3)

    Задача
    Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской

Другие похожие документы..