Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для отдельных видов имущества, специально указанных в настоящем договоре или дополнении к нему, может устанавливаться иной режим....полностью>>
'Закон'
На расширенном заседании отраслевого Совета по Интернету и новым средствам массовой информации при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российс...полностью>>
'Документ'
Руководители: Надточий Татьяна Леонидовна, педагог, член Правления Всеукраинского культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики, председат...полностью>>
'Конкурс'
Областной конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (региональн...полностью>>

Дипломная работа студентки заочного отделения А. В. Быковской 2010 год

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уход и смерть Льва Толстого

Дипломная работа студентки заочного отделения А.В. Быковской

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВАI. ЛЕВ ТОЛСТОЙ — ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ,ПУБЛИЦИСТ

      1. Духовный перелом, второе «духовное рождение»

2. Завещание

ГЛАВА 2. УХОД И СМЕРТЬ ТОЛСТОГО

1. Уход и Смерть Л. Толстого

2. Гражданские похороны «отлученного» от церкви Л. Толстого

ГЛАВА 3. ОТКЛИКИ современников НА УХОД И СМЕРТЬ ТОЛСТОГО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Год 2010 – год памяти Льва Толстого — столетие ухода великого писателя, мыслителя, публициста. Без Льва Толстого мир осиротел.

Это значимый год для многих наших современников - исследователей творчества Толстого, да и всех тех людей, кому не безразличны история русской литературы, духовная жизнь России: вчера и сегодня.

В начале ноября 2010 года исполняется 100 лет со дня ухода и смерти Льва Николаевича Толстого.

К этой дате наши современники-журналисты начинают публикации, посвященные Толстому. Одна из них меня до глубины души поразила и заставила о многом задуматься. Писатель Андрей Битов опубликовал статью «Мой Толстой»1, где размышляя о приближающейся памятной дате, рассказал о своем ВОСПРИЯТИИ, видении Льва Николаевича. И действительно получается, для каждого Толстой – свой, у каждого – своя уникальная точка зрения на Льва Николаевича.

«... слава Богу, что я писал в школе сочинения на тему «Наташа и Андрей» или «Наполеон или Кутузов», ни разу не раскрывая неподъемную книгу. … Я лишь завидовал своему дядюшке, который с наслаждением перечитывал СВОЕГО Толстого, только что отвоевав СВОЮ войну», - признание А. Битова.

«Да и мне пришлось для начала окончить школу, пройти стройбат и угодить в шахтеры, чтобы на Кольском полуострове, от первой до последней буквы, добыть для себя золото войны и мира. Преодолеть этот текст было не легче работы в забое, но какой же это был восторг для тайком уже пописывающего автора!» И далее: «Прошло уже полвека, а я все еще надеюсь успеть перечитать эту книгу. И именно тогда меня восхитило не только богатство, но и необычайная художественная жадность Толстого. Например, княжна Марья, благословляя брата Андрея на войну, надевает ему на шею простенький серебряный крестик, а мародер-француз сдирает с него, убитого, тот же крестик, уже золотой.

И это был уже МОЙ Толстой»2.

В свою очередь признаюсь и я: действительно, перечитывая «Войну и мир» в 20 лет, мне она уже казалась совершенно другой, производила совершенно иное впечатление, представлялась более глубоким философским произведением. Перечитав Толстого через еще 20 лет, уверена, только тогда у меня появится свое неповторимое видение творчества графа, рассмотренное сквозь призму своей жизни.

Х х х

Сто лет назад не стало Льва Толстого. Его имя известно всему миру, его помнят и чтут не только в России, но и во всем мире. Он - один из самых ярких и необычных писателей и мыслителей русской литературы.

В год столетия со дня смерти писателя тема ухода и смерти графа звучит еще более актуально, ведь на данный момент еще очень мало написано всесторонних исследований, посвященных этой теме.

Чтобы понять удивительную личность и творчество Толстого, стоит еще раз взглянуть на события последнего года его жизни.

Толстой будто знал, что этот год - последний. В марте месяце Софья Андреевна, говоря о чем-то, начала свою фразу со слов: «В следующем году…», он прервал ее и сказал тихо и строго: «Следующего года больше не будет. Совсем…» Он был хорошим пророком и в отношении себя.

Природа была щедра к нему: она подарила ему полных 82 года жизни. «Как страшно сказал Монтень, столь любимый Толстым, - отмечал писатель Юрий Олеша, - что если вы прожили год и видели смену времен - зимы, весны, лета и осени, - то вы уже все видели. Ничего нового вы уже не увидите». Толстой же сумел увидеть все по-новому, так как никогда до этого. Это были его последние, неповторимые: зима, весна, лето, осень - 10 месяцев и 7 дней3.

Сто лет – это мало или много, чтобы понять великого Толстого, чтобы приблизиться к нему? Много всего написано, много продолжают писать и сейчас...

Столетие со дня смерти Льва Николаевича – огромное событие для всего мира. В начале 2010 года вышел в прокат фильм «The Last Station» («Последнее воскресенье»), посвященный уходу и смерти Толстого.

«Лев Толстой представлен в фильме не только как мировая знаменитость, за которой охотятся толпы репортеров, но и как человек с внутренними противоречиями, слабостями, неисполнимым желанием постичь истину и добиться абсолютной гармонии с собой и миром»4. Именно таким и представляется нам Лев Николаевич сейчас. Не писатель-отшельник, а философ со своими поисками смысла бытия. И именно с этой стороны будет рассматриваться Толстой и в этой дипломной работе.

Куба и Мексика организовали мероприятия, посвященные памятной ноябрьской дате. В Германии публикуются новые переводы произведений графа.

В России сейчас витает в облаках идея о постановке «Памятника последнему произведению Толстого».

«Идея «Памятника последнему произведению», приуроченного к столетию со дня смерти Льва Толстого, восхитила меня: редкое в мировой литературе описание прихода замысла прежде самого текста – еще одно подтверждение уже «постмодернизма» Л.Н.Толстого. Исподволь я расспросил правнука, можно ли установить место, где Льва Николаевича посетил замысел «Хаджи-Мурата», ведь оно с такой выпуклостью описано на первых страницах повести.

Владимир Ильич согласился со мною.

Памятник, в моем представлении, должен был бы представлять стоящий на стеле кованый сломанный репейник, эскиз которого так точно выписан Толстым. К этому можно было бы приурочить факсимильное издание посмертного тома 1911 года»5.

Наряду с этим, «в России пока не планируется масштабных мероприятий, приуроченных к столетию со дня смерти Льва Толстого, пишет британская газета Daily Telegraph. Режиссер Сергей Соловьев не может найти прокатчиков для своей новой картины «Анна Каренина» и совершено напрасно надеется на этот юбилей, считает издание.
Газета приводит слова известного кинорежиссера Сергея Соловьева, который не может договориться о прокате своего фильма "Анна Каренина", о том, что, по словам прокатчиков, "никто из молодых людей, которые ходят в кинотеатры, не знают, кто такая Анна Каренина". Соловьев надеется, что ему может повезти в этом отношении осенью, когда исполнится сто лет со дня смерти писателя.

Между тем, по данным Daily Telegraph, широко отмечать годовщину в России не намерены, а Кремль пока молчит на этот счет. Праправнук писателя, директор международного фонда «Наследие Льва Толстого» Владимир Толстой намерен провести научную конференцию в Ясной Поляне, пишет газета. Также, по ее сведениям, планируется неформальная встреча потомков писателя.

В мире этот юбилей отмечается намного более пышно, фестивали памяти Толстого намечены даже на Кубе и в Мексике.
«Люди больше всего читают трэш, в основном западный трэш,— заявила газете основатель издательства «Глас» Наталья Перова.— Толстого почитают в России, однако сейчас подобные даты больше не становятся общенациональными праздниками, как это было в те времена, когда мы были отрезаны от Запада и не имели доступа к такому многообразию форм досуга». По мнению Перовой, проблема заключается в коммерциализации культуры России»6.

Мысль Натальи Перовой совершенно не понятна. Почему из-за коммерциализации культуры Россия откажется от празднования юбилея Толстого? Почему же тогда юбилеи Чехова и Гоголя были так широко отпразднованы?

Вместе с тем совсем недавно в России были опубликованы книги, дневники, мемуары и воспоминания самой близкой, духовной, дочери Льва Николаевича – Александры Львовны Толстой. Ее воспоминания позволяют нам совершенно с другой стороны увидеть все трагические события последних месяцев и дней жизни Льва Николаевича.

В дипломной работе сделана попытка взглянуть на уход и смерть Льва Толстого с учетом новых публикаций за последнее десятилетие. И в первую очередь глазами Александры Львовны, Саши, и, возможно, открыть новые грани семейной трагедии писателя, ставшей известной всей России, всему миру.

Книги Александры Толстой «Дочь» и «Жизнь с отцом» – воспоминания любимой дочери Льва Николаевича – стали очень ценными произведениями, которые помогли взглянуть на проблему ухода графа с другой стороны, другими глазами, где Софья Андреевна предстала уже не в образе безутешной вдовы, а в образе жены, отчаянно бившейся за наследство.

В книге «Жизнь с отцом» достоверно изображен быт семьи Толстых, показаны сложные внутрисемейные отношения. Все последние годы жизни писателя младшая дочь была его доверенным лицом, ей единственной он открыл тайну своего ухода из Ясной Поляны, на ее руках умирал7.

Книга «Дочь» продолжает рассказ о судьбе этой удивительной женщины: три года на фронтах Первой мировой войны, чин полковника медицинской службы, два Георгия, а потом - революция, Лубянка, один из первых советских концлагерей, освобождение благодаря ходатайству яснополянских крестьян, эмиграция, жизнь в Японии, в США, работа по организации «Толстовского фонда»… В книге много запоминающихся характеров: изображены и крупные фигуры российской эмиграции, и зарубежные политические и общественные деятели, и партийная элита советского государства8.

Именно Александра знала о предстоящем уходе писателя, именно она написала по его просьбе последние его слова, именно ей Толстой доверял более всех на свете...

В дипломной работе мы опирались прежде всего на дневники Льва Николаевича. Это – бесценные документы, благодаря которым мы можем приблизиться, попытаться понять внутренний мир писателя, заглянуть ему в душу... Дневники Льва Николаевича и Александры Львовны – это, на мой взгляд, самые правдивые источники, которые могут пролить свет на реальные события, реальные мотивы, побудившие писателя к уходу и последующей смерти. Именно эти дневниковые записи и будут составлять основную часть моей работы.

Цель данной дипломной работы – собрать и проанализировать наиболее важный материал, дневниковые записи, записки, посвященные уходу и смерти Льва Николаевича, показать мотивы писателя, вынудившие Толстого покинуть любимое родовое гнездо.

Дипломная работа разбита на 3 основные главы и подглавы. Глава «Лев Толстой – писатель, мыслитель, публицист» - напоминание того, что Толстой – не только великий писатель, но и великий философ, с его поисками истины, с его уникальным осмыслением веры.

В первой главе представлена личность и творчество позднего Толстого, проанализировано его духовное рождение, о котором на весь мир он открыто заявил в своей «Исповеди».

В центре внимания исследования - творчество «позднего» Толстого — художника, мыслителя, публициста, его «духовный перелом», который бесповоротно изменил его жизнь. Книга «Исповедь», написанная Толстым как раз во время его глубокого духовного перелома – основа этой главы.

В подглаве-параграфе «Завещание», третьей в этой дипломной работе, исследуется история завещательных распоряжений Толстого, что очень важно для понимания причин ухода Льва Николаевича.

Заветным желанием Толстого было завещание всего своего наследия — безвозмездно.

<…>Заявляю, что желаю, чтобы все мои сочинения, литературные произведения и писания всякого рода, как уже где-либо напечатанные, так еще и неизданные, написанные или впервые напечатанные с 1 января 1881 года, а равно и все написанные мною до этого срока, но еще не напечатанные, - не составляли бы после моей смерти ничьей частной собственности, а могли бы быть безвозмездно издаваемы и перепечатываемы всеми, кто этого захочет <…> Это - фрагмент из завещательного распоряжения 18 сентября 1909 г., который Толстой подписал в имении В.Г. Черткова на ст. Крекшино.

Именно завещания Л. Толстого стало одной из причин ухода. «... я со своими поделился или, как у вас это говорят<...> - кажется, отошел от семьи. Теперь я здесь лишний, как и ваши старики, когда они доживают до моих годов, а потому совершенно свободен»9 – поделился Толстой неадолго до своего ухода в беседе с крестьянином М.П. Новиковым.

О том, как писалось завещание, каковы причины его изменений, редакций, тайны его составления - вот главные вопросы этой главы.

Вторая глава – «Уход и смерть Толстого». В ней – предыстория ухода – события, повлекшие и подтолкнувшие графа к этому поступку, а также подробное описание самого ухода и приготовления к нему. Глава построена на дневниковых записях, а также воспоминаниях некоторых современников Толстого.

Основа данного раздела - анализ ситуации, связанной с кончиной и похоронами «отлученного от церкви» всемирно известного писателя, властителя дум русского общества: как реагировали на происходящее власти, как восприняло русская и зарубежная печать, русское общество, как вели себя простые граждане?

Последняя глава диломной работы посвящена исследованию откликов, которые незамедлительно стали появляться в печати после ухода и смерти Толстого. Версии причин ухода, которые были самыми часто встречающимися в печати, осуждение или восхищение уходом Толстого, которое проявили общественные деятели, – все это представлено в этой главе.

В основу дипломной работы положено изучение прежде всего дневников Л.Н Толстого, приближенных к нему в последние годы и месяцы жизни (книги А.Л. Толстой, воспоминания близких Толстого: секретарей, словом, всех незаинтересованных во лжи людей), а также новые работы о графе, начавшие выходить в последнее десятилетие.

ГЛАВА 1. ЛЕВ ТОЛСТОЙ — ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ

1.1. Обращение к философии

Лев Николаевич Толстой - великий писатель, но он не менее знаменит во всем мире, как мыслитель, как оригинальный русский философ. Религиозно-философские произведения Толстого в послереволюционной России XX века издавались мало и небольшим тиражом. Так, было издано полное собрание сочинений Толстого в 90 томах очень маленьким тиражом. Работы «В чем моя вера», «Царство Божие внутри нас» весь XX век были практически неизвестны.

Толстой, художественные произведения которого изучали в школе, как философ и публицист в России оставлся практически неизвестным. Только в 1982 году философское произведение Толстого «В чем моя вера» выходит тиражом, доступным читателю, и сейчас Толстой возвращается к нам не только как великий писатель, но и как великий мыслитель.

С приходом Интернета ситуация значительно улучшилась. Появились электронные библиотеки и сайты, посвященные Льву Николаевичу. Теперь огромное количество информации о Толстом, его философские и литературные произведения, дневники можно найти, например, на сайтах музея Л Толстого, В.Б. Ремизова, Ясной Поляны, И.В. Петровицкой, в электронной библиотеке Мошкова…

Жизнь Толстого можно условно разделить на две части. В первой из них то, что нам хорошо известно. Детство, ранняя смерть матери, Казанский университете, служба на Кавказе, путешествие по Европе, первые опыты в литературе, яснополянская школа и журнал Ясная Поляна, становление Толстого как писателя, его широкое признание — женитьба, яснополянская идиллия, «Война и мир», «Анна Каренина»...

Первую часть своей жизни, где-то лет до пятидесяти, Толстой прожил очень бурно, в ней было все: война, литературная слава, любовь, семья, дети. И жизнь его была очень разнообразна...

А в пятьдесят лет происходит резкий перелом. Всегда волновавший писателя вопрос «В чем смысл жизни?» становится еще более острым. Оказалось, что все что было (а всего было очень много), все уже не имеет значения, все потеряло свой смысл. Главное - понять смысл жизни, зачем все это. Новое миросозерцание Толстой позже выразит в произведении «Исповедь» (1879 – 1882 гг.), где расскажет о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа».

В этот период Толстой приходит к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занимается физическим трудом, пашет, шьет сапоги, переходит на вегетарианскую пищу...

Толстой обращается к религии с вопросом о смысле жизни, к христианству, и он, будучи Толстым, позволяет себе самостоятельно прочитать Евангелие.

Толстой пишет свои основные философское произведения, в частности, «В чем моя вера» и «Царство Божие внутри нас», в которых он пытается показать читателю то, как он прочитал Святое писание, как он понял христианство, и Толстой в своих работах говорит, что главное, с его точки зрения в христианстве, - это заповедь любви. Если закон любви, считает Толстой, - это основной смысл, основное содержание Святого писания, то что противоположно этому, что мешает человеку жить по закону любви? И Толстой дает ответ: насилие. Насилие противоположно любви.

В целом, Лев Толстой – совершенно уникальная фигура не только в русской, но и в мировой литературе и философии. Гениальный человек, он сумел объединить литературу, философию и публицистику в нечто единое целое. Постоянные поиски смысла жизни – и не на словах, не в книгах, а внутри себя самого. Именно внутренее, духовное, осмысление веры, христианства, Еванеглия, а не принятие как данность – вот, что делает Льва Николаевича уникальной общемировой фигурой.

1.2. Духовный перелом

«Второе духовное рождение», о котором Лев Толстой на весь мир рассказал в своей «Исповеди» (1879-1882), резко изменили личную жизнь писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу.

В «Исповеди» Толстой рассказал, что отчаяние, которое овладело им в середине 70-х годов и предшествовало коренному изменению его взглядов, было сходно с душевным состоянием, пережитым на много лет раньше, после смерти брата Николая, в начале 60-х годов. Но если тогда, по словам Толстого, неизведанные им радости и заботы семейной жизни вывели его из этого отчаяния, то в 70-е годы ему стало ясно, что семейное счастье было для него мнимым или, во всяком случае, временным спасением от всеобщей жизненной неурядицы, от предчувствия социальных катастроф.

В 1878 г. уже не в публицистической, а в художественной форме была начата автобиографическая «Моя жизнь», но повествование остановилось на первых детских воспоминаниях. Наконец, в 1879 г., после поездок в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, бесед с духовными лицами — сановными митрополитами, епископами, архимандритами, а также с малыми служителями церкви и простыми богомольцами, Толстой приходит к полному разрыву с церковным учением. К октябрю 1879 г. относится рукопись, начинающаяся словами: «Я вырос, состарился и оглянулся на свою жизнь...»10 Из первой главы этого сочинения, по мере его переработки, создалась «Исповедь».

В начале мая 1882 года Софья Андреевна Толстая с маленькими детьми и дочерьми уехала в Ясную Поляну, а Лев Николаевич остался в городе со старшими мальчиками, учившимися в гимназии. Ему это было тем более удобно, что он задумал напечатать в журнале «Русская мысль» свою «Исповедь» и ему нужно было держать корректуры. Отдавая в печать «Исповедь», написанную им еще в 1879 г., Лев Николаевич приписал заключение к ней в виде рассказа о сне, виденном им недавно и давшем ему полное религиозное спокойствие. В рассказе об этом сне Лев Николаевич описывает свое фантастическое положение на помочах над пропастью, символически изображая свое неустойчивое душевное состояние. Когда «Исповедь» появилась, вероятно, в плохом французском переводе, этот рассказ о сне дал повод одному горячему испанскому публицисту написать восторженную статью о Льве Николаевиче, причем публицист говорит, что Лев Николаевич предается аскетическим опытам и опрощению. И так упростил свою постель, что спит головой на столбе, а тело и ноги подвешены на ремнях.

В «Исповеди» писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа». Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения Толстой кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого «толстовства», которое делается популярным не только в России, но и за границей.

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893).

Толстой приходит к выводу, что всё существование высших слоев общества, с которыми он был связан происхождением, воспитанием и жизненным опытом, построено на ложных основах. Сознание тщеты жизни вообще и в особенности перед лицом неизбежной смерти приводит к усилению религиозных настроений Толстого. Социальные выводы, сделанные Толстым, были столь же решительны. К характерной для него и прежде критике материалистических и позитивистских теорий прогресса, к апологии наивного сознания добавляется теперь резкий протест против государства и казённой церкви, против привилегий и образа жизни своего класса, вскормленного крепостническими традициями, развращённого буржуазностью и бюрократией. Свои новые социальные взгляды Толстого ставил в связь с нравственно-религиозной философией.

В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу.

Вопрос о смысле жизни, не уничтожаемом неизбежностью смерти, становится для Толстого важнейшим задолго до создания трактата. Русло поисков ответа на этот вопрос естественно обусловливалось идеей единения людей (стержневой в наследии писателя) и опорой Толстого на вечные начала нравственности: на первый план выдвигается проблема расхождения между идеалом нравственности и практической этикой людей.

Историческая ретроспектива этой проблемы уходила в далёкие века. Её решение - и философской, и художественной мыслью разных времён и народов - связывалось всегда с исследованием существующих представлений о добродетели, поскольку именно ими определялись не только пути к общему благу, но и само его осмысление.

Извращение представлений о добродетели связывалось Толстым с той социальной общностью людей, которая именовалась им сословием образованным; бытиё истинной добродетели - с миром крестьянским, с русским трудовым народом.

Эта социально-нравственная антитеза, оформившаяся в начале творческого пути Толстого, и предопределила собою последующее уяснение писателем источников духовного самосозидания и осмысления им «истинного» христианства как гуманистического учения, общечеловеческого по своей нравственной первооснове.

Устранение расхождений между существующим и должным Толстой ставил (с начал творческого пути) в прямую зависимость от внутреннего усилия личности и тем самым утверждал нравственное совершенствование в качестве главного начала в движении от зла к добру. В 1891 г., возвращаясь к этой проблеме, Толстой писал: «Свободы не может быть в конечном, свобода только в бесконечном. Есть в человеке бесконечное - он свободен, нет - он вещь. В процессе движения духа совершенствование есть бесконечно малое движение - оно-то и свободно, - и оно-то бесконечно велико по своим последствиям, потому что не умирает»11.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «утверждаю» (2)

    Документ
    Калиниченко О.В.: работа по теме «Исследование этнического самосознания и национального характера в поликультурном обществе». Подготовка статьи по теме исследования.
  2. Материалы российской научно-практической конференции с международным участием Ульяновск, 15-16 декабря 2010г. (сайт: ) Ульяновск 2010

    Диплом
    В 93 Высшее сестринское образование в системе российского здравоохранения: материалы российской научно-практической конференции с международным участием (15-16 декабря 2010г, г.
  3. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности специальность 260204 «Технология бродильных производств и виноделие»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности технология бродильных производств и виноделия ведется в Воронежской государственной технологической академии с 2 года в соответствии
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  5. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

    Публичный отчет
    Специальность 260202 – Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5.

Другие похожие документы..