Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Экскурсия “Только во Львове…”. Приглашаем на прогулку по средневековому Львову. Тут замирает время По узеньким улочкам разливается аромат утреннего ...полностью>>
'Пояснительная записка'
В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и ...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Курсовая работа: методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов журналистики / науч. ред. М.В. Симкач...полностью>>
'Документ'
Победа в Великой Отечественной войне, достигнутая усилиями всех народов Советского Союза, стала решающей для разгрома фашизма и исхода Второй мировой...полностью>>

Урока Тема урока: Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Главная > Занятие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

План разработки урока

Тема урока: Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Автор: Кочнева Татьяна Владимировна МОУ Суходольская СОШ № 2 «Образовательный центр»

Класс: 6

Продолжительность занятия: 40 минут

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: сформировать представление об объединении русских земель вокруг Москвы – центра борьбы с Ордынским игом.

Задачи урока:

Обучающие: научить выделять причины возвышения Москвы во всей их многофакторности, выделять причины объединения русских земель. Применять карту для того, чтобы проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы. Развивающие: развивать память, внимание, развивать аналитическое мышление учащихся, сравнивая    деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Активизировать познавательную деятельность, продолжить формирование умений: аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы.

Воспитательные: формирование патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории Родины, воспитание в учащихся гордости за свой народ на примере последствия Куликовской битвы.

Основные понятия: баскаки, Ордынское иго, «ордынский выход», князь

Использованные литература и материалы (в том числе видео и мультимедиа): пособие «История России 9-16 веков» ООО «Мир знаний», учебное пособие «История России А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение», Москва 2008. ,раздаточные карточки

Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point,интерактивная доска, программа работы с презентациями Power Point.

Структура урока и ход урока

Шли годы. И с Москвою во главе

Неспешно, потихоньку, понемногу

Из множества разрозненных земель

Единое слагалось государство ,

Как из перстов слагается кулак

Н. Кончаловская [1]

1. Вводная часть(2минуты). Организационный этап. Создание эмоционального настроя. Вводное слово учителя: Урок мне хочется начать высказыванием известного русского историка Н.М.Карамзина, который так характеризовал положение русских земель в конце XIII века: « Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…»

2.Актуализация знаний и переход к изучению новой темы (8 минут). 1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель? 2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар? 3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель

4.Какие княжества боролись за преобладание на Руси?

3.Изучение новой темы(20 минут)

Учитель: Обратите внимание на эпиграф урока. Почему именно Москва становится центром объединения земель? При подготовке ответа учащиеся используют материал пособия ООО «Мир знаний» и учебник.

«Мы должны различать те условия, которые были причиной того, что незначительное Московское княжество могло бороться с сильным Тверским княжеством, от тех, которые поддерживали Московское княжество в том положении, на которое оно встало, благодаря первым, и помогли его усилению. В числе первых причин надо отметить: 1) географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства, 2) личные способности первых московских князей, их политическую ловкость и хозяйственность, умение пользоваться обстоятельствами, чего не имели тверские князья, несмотря на одинаковое выгодное положение Тверского княжества и Московского. К причинам, способствовавшим усилению княжества, надо отнести: 1) сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии; 2) политическую близорукость татар, которые не могли своевременно заметить опасное для них усиление княжества; 3) отсутствие сильных врагов, так как Новгород не был силен, а в Твери происходили постоянно междоусобия князей; 4) сочувствие бояр и сочувствие населения».

 

Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. [2]

Ответы учащихся записывают на доске и фиксируются в тетрадях, а затем проверяются коллективно.

1. Географическое положение Москвы. 2.Наличие естественных рубежей (лесов и рек), защищавших Московское княжество от вторжений и разорения. 3.Приток населения в северные районы. 4.Торговые связи. Через Московское княжество проходит важнейший торговый путь, есть выход к Волге через Оку и Москву-реку. 5.Политика московских князей направлена на усиление Москвы и объединение русских земель.

Учитель: На последнем пункте мы остановимся более подробно. Обратимся к схеме «Династия Московских князей»[3] и, послушав выступления одноклассников, убедимся, что это так.

Сообщения учащихся сопровождаются работой с картой и таблицей на интерактивной доске

Московские князья

Территории, вошедшие в состав Московского княжества

Задание классу: Дайте оценку политике Ивана Калиты

4.Физкультминутка (1 минута ). Зарядка для глаз.

5.Продолжение работы с новой темой. Сообщение учащегося « Дмитрий Иванович Донской». По окончании сообщения, учитель ставит проблему перед учащимися:

Вы познакомились с деятельностью московских князей, как вам кажется, кто из них мог спасти Русь? Ответ обоснуйте.

Учитель: Орда не хотела мириться с усилением Московского княжества. Темник Мамай, захвативший власть в Орде, решил повторить поход Батыя. Какие же цели стояли перед предводителем Орды и Московским князем?

Цель Московского князя

Цель Мамая

Освобождение от ордынского ига, объединение русских земель под главенством Москвы

Мечтал о славе Батыя, стремился унизить Московское княжество, стремился не потерять «ордынский выход»

Летописец так пишет о плане похода Мамая на Русь: «Прииму землю Русскую и разорю церкви христианские, а веру их на свою переложу…и баскакы посажаю по всем градам русским ,а князей русских изобью» Учитель: И вот перед Дмитрием Ивановичем встает трудная задача :как спасти Русь? Покориться или взяться за оружие? Учащиеся: высказывают свое мнение. Учитель организует самостоятельную работу с учебником с преобразованием текста в таблицу и ученики называют союзников .

Союзники Московского князя

Союзники Мамая

Князь Полоцкий, князь Брянский, сыновья литовского князя Ольгедра, крестьяне и ремесленники из русских земель

Литовский князь Ягайло, Рязанский князь Олег

Мультимедиа слайд с рассказом о битве.[4]

Учитель: Укажите значение этой битвы

6. Рефлексия (4 минуты).

Индивидуальные задания учениками выполняются на карточках Задание № 1. Из перечисленных причин возвышения Москвы выберите только верные:

1. Москва находилась на юге Руси. 2.Наличие естественных рубежей, защищавших Московское княжество от вторжений и разорения. 3. Население покидало северные районы из-за отсутствия плодородных земель. 4.Торговые связи. Через Московское княжество проходит важнейший торговый путь, есть выход к Волге через Оку и Москву-реку. 5.Слабость Твери. 6 .Московские князья стремились не ссориться с Золотой Ордой, тем самым укрепляя эти земли. 7.К этому стремилась Золотая Орда. 8.Победа на поле Куликовом. Задание № 2 Работа с картой. Показать и назвать земли, вошедшие в состав Московского княжества а)при Данииле Александровиче б)при Юрии в)При Иване Калите г)при Дмитрии

7.Итог урока. Выставление оценок (4 минуты). XIV века стали весьма значимыми в истории Руси. Не только начался процесс централизации государства, но и страна смогла дать первый серьезный отпор монголо-татарам.

8. Домашнее задание( 1 минута).

Параграф №18

Написать эссе на тему: «Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле…» В.О.Ключевский.

Ссылки: [1],[2] – раздел «Лекции»

[3] - раздел «Схемы»

[4] – раздел «Карты»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: Москва центр борьбы с ордынским владычеством

    Учебник
    Учебник : Данилов А. А. Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI в./ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2007.- 256 с.
  2. Урок по истории в 6 классе. Тема урока : Москва

    Урок
    3. показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить героизм, мужество, патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой;
  3. План изучения нового материала. Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы

    Урок
    Оборудование: карта «Образование и расширение Российского централизованного государства», картосхема «Куликовская битва», учебная картины «Утро Куликовской битвы», «Поединок Пересвета с Челубеем», тесты по теме «Предпосылки объединения русских земель».
  4. Урок-лекция

    Урок
    №3 4 1 Р.II.Человечество на заре своей истории. Гл. Первобытная эпоха У истоков рода человеческого. У-изучен. Нового материала Этапы развития человечества Пар.
  5. Календарно-тематическое планирование уроков истории и обществознания на 2008- 2009 учебный год

    Календарно-тематическое планирование
    1 4. Возникновение искусства и религиозных 1 3 верований Глава . Первобытные земледельцы и 4-5 скотоводы 5. Возникновение земледелия и скотоводства 1 4 .

Другие похожие документы..