Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
В ролях: Джемма Артертон («Принц Персии: Пески Времени», «Квант Милосердия», «Битва Титанов»), Доминик Купер («Mammа MIA»), Люк Эванс, Роджер Оллем, ...полностью>>
'Документ'
Г.А.Дмитренко, доктор економічних наук, професор, завідувач кафедри економіки та управління персоналом ДВНЗ Університет менеджменту освіти НАПН Украї...полностью>>
'Доклад'
В данное время я нахожусь на этапе межаттестационного периода, вернее, предаттестационного периода на 1-ую квалификационную категорию. А методическая...полностью>>
'Исследование'
Экономикс — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурс...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины ббк 83. 3 З 34

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Зарубежная литература 20 века
(вторая половина)

Учебно-методический комплекс дисциплины

ББК 83.3

З 34

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Рецензент:

д-р филол. наук, профессор Н.А. Гузь (г. Бийск).

З 34 Зарубежная литература 20 века (вторая половина) [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Ю.Г. Бабичева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск БПГУ им. В.М.Шукшина, 2009. –79 с. – 50 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 540300 «Филологическое образование».

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Автор-сост.: Ю.Г. Бибичева, 2009.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа………………………………………………………………………..5
Пояснительная записка……………………………………………...……………………7
  1. Организационно-нормативная документация………………………………… 8 - 32

1. 1. Учебная программа……………………………………………………………. 8 - 21

1. 2. Карта ресурсов………………………………………………………………… 22 - 32

  1. Средства контроля……………………………………………………………… 33 - 40

2. 1. Организация рейтинг-контроля………………………………………………. 33

2. 2. Контрольно-измерительные материалы………………………………………34 - 40

  1. Методические рекомендации………………………………………………….. 41 - 65

3. 1. Методические указания для студентов……………………………………….41 - 57

3. 2. Методические указания для преподавателей……………………………….. 57 - 65

  1. Дидактические материалы………………………………………………………66 - 79


Утверждаю

Декан факультета

_______________

«_____»__________

Рабочая программа

Кафедра литературы

Шифр и наименование

дисциплины СД ДПП. 05. «Зарубежная литература.

Зарубежная литература 20 века (вторая половина)

Статус - обязательная

Специальности

(направления) 540300 «Филологическое образование»

Формы обучения дневная

Объем дисциплины 84

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

8

84

42

28

14

-

42

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП. 05. Зарубежная литература. Зарубежная литература 20 века (вторая половина).

Развитие жанра философско-интеллектуального романа XX века. Специфика социальной сатиры в западноевропейской литературе XX века. Формирование новых театрально-драматургических форм в XX веке. Особенности нового поэтического языка XX века. Литература западноевропейского экзистенциализма. Театр абсурда и «новый роман» во Франции. Современная английская и немецкая проза. Современная литература США. Зарубежная литература в школе.

Разработчик ассистент Бабичева Ю. Г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

литературы

Заведующий кафедрой _____________________ Н. А. Гузь

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель __________________________

Пояснительная записка

Курс «Зарубежная литература. Зарубежная литература 20 века (вторая половина)» включает в себя обширный и разносторонний материал, обусловленный достаточно интенсивным развитием литературного процесса в этот период, сложностью культурно-исторической ситуации, а также глобальностью социальных сдвигов, когда в области искусства и литературы, в частности, происходит переоценка многих ключевых понятий.

Достаточно обширный материал курса и одновременно незначительное количество часов, отведенное на его освоение, опосредуют следующую логику структуры курса: сочетание национально-хронологического принципа с теоретико-литературоведческим. Для монографических лекций выделяются самые знаковые писательские фигуры, характеристика творчества которых сопровождается анализом наиболее важного в плане идеи и поэтики произведения, включенного в список обязательной литературы. Соответствующую структуру имеет и учебно-методический комплекс.

Цели и задачи курса определены в соответствии  с требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом к уровню подготовки выпускников:

  • знание истории мировой литературы как культурного феномена;

  • умение профессионального восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных текстов, включая их использование в социо-культурном диалоге, значимость которого особенно явно прослеживается последе время;

  • умение ориентироваться в специальной литературе и использовать ее для саморазвития и повышения своего коммуникативного потенциала;

  • умение выполнять самостоятельные литературоведческие исследования соответственно уровню подготовки;

  • умение интегрировать, адаптировать специальные знания и моделировать процесс социо-культурного диалога, в том числе в образовательных целях.

Цели:

-формирование у студентов системы ориентирующих знаний о литературе Европы, США и стран Азии;

-составление представлений о художественном своеобразии литературы рассматриваемого периода и условиях ее формирования и развития.

Задачи:

-ознакомить студентов с основными произведениями литературы и творчеством отдельных авторов;

-сформировать представления об историко-культурном контексте и общих закономерностях развития литературного процесса;

-проанализировать закономерности развития литературных направлений и литературных жанров;

-побудить студентов к серьезной проработке художественных текстов по списку обязательной и дополнительной литературы, к анализу произведений в контексте всего литературного процесса с обязательным изучением научной литературы по основным разделам курса.

Междисциплинарные связи. История зарубежной литературы является частью единого цикла филологических дисциплин. Курс выстраивается во взаимодействии с теорией литературы, историей русской литературы, историей философии, всемирной историей, культурологией и иностранными языками.

Учебно-методический комплекс включает: организационно-нормативную документацию, средства контроля, методические рекомендации, а также дидактические материалы.

Раздел 1. Организационно-нормативная документация

1. 1. Учебная программа

Выдержка из стандарта:

Развитие жанра философско-интеллектуального романа XX века. Специфика социальной сатиры в западноевропейской литературе XX века. Формирование новых театрально-драматургических форм в XX веке. Особенности нового поэтического языка XX века. Литература западноевропейского экзистенциализма. Театр абсурда и «новый роман» во Франции. Современная английская и немецкая проза. Современная литература США. Зарубежная литература в школе.

Модульная рабочая программа дисциплины

При разработке модульной рабочей программы автор ориентировался на программу Н. П. Михальской «Зарубежная литература 20 века. Литература второй половины 20 века - 1950-1990-е годы».

Выдержка из программы:

Вторая мировая война и литература. Историческое значение победы над фашизмом. Литературный процесс в период существования и противостояния различных общественно-политических укладов. Выдвижение на мировую арену литературы стран "третьего мира". Значение литературы Латинской Америки во второй половине XX века. Военная тема в литературе. Переоценка наследия прошлого, национальная самокритика, осмысление новой действительности в немецкой литературе. Борхерт и тема "вернувшегося поколения". Романы и рассказы Бёлля: "Где ты был, Адам?», "И не сказал ни единого слова», "Глазами клоуна». Творчество Грасса и его роман "Жестяной барабан». Английская литература после второй мировой войны. Творчество писателей старшего поколения — Пристли, Грина, Сноу, И. Во. Тема "англичанина за границей" в творчестве Грина. Темы ответственности и личного выбора в романах Грина "Суть дела" и «Власть и слава». Общественно-политическая проблематика романов "Тихий американец" и "Комедианты". Романный цикл "Чужие и братья" Сноу. Понятие "эпический цикл" и реализация принципов эпического цикла в творчестве Сноу. Работа Сноу "Две культуры". Парадоксы Во, сатирическая традиция в романах Во(трилогия "Шпага чести»). Повесть Во «Незабвенная». Творчество "сердитых молодых писателей" в контексте послевоенной литературы Англии. Пьеса Осборна "Оглянись во гневе!». Романы Эмиса "Счастливчик Джим", Уэйна "Спеши вниз" и "Меньшее небо", Брейна "Путь наверх". Английский "рабочий роман" (Силлитоу, С.Чаплин). Театр "новой волны". Пьеса Дилени «Вкус меда», пьесы Уэскера. Модернизация исторической темы в драмах Болта ("Человек во все времена"), Осборна ("Лютер"). Философско-аллегорические романы-притчи Голдинга "Повелитель мух", "Шпиль". Голдинг и экзистенциализм. Философско-психологические романы Айрис Мёрдок. Эволюция писательницы от экзистенциализма к неоплатонизму. Идеи лингвистической философии в романах Мёрдок. Романы "Под сетью", "Сон Бруно". Мёрдок и русская литература. Восприятие Мёрдок Толстого и Достоевского. Проблемы искусства в романе "Черный принц". Экзистенциальная проблематика рассказов и романов Спарк. Роман Спарк "Мисс Джин Броди в расцвете лет». Творчество Дж. Фаулза. Обращение к теме обретения самосознания как необходимого условия обретения свободы. Приверженность классике и смелые художественные эксперименты Фаулза — романиста, автора повестей и рассказов. Значение Гомера и Шекспира для Фаулза. Роман "Коллекционер». Тема искусства и художника в "Башне из черного дерева" и "Даниэле Мартине". Поэтика постмодернизма и роман "Женщина французского лейтенанта". Схема викторианского романа. Интертекстуальность. Своеобразие решения конфликта, несколько вариантов финала романа. "Открытая" форма повествования. Философия и эстетика литературы абсурда. Антидрама и антироман в литературе Франции. Социальный гротеск и пародирование социальной реальности в пьесах Ионеско "Лысая певица" и "Носороги". Театр Беккета. Антидрама "В ожидании Годо». Эстетика бездействия и безмолвия. Пьесы Пинтера "Сторож", "Пейзаж", "Коллекция". Французский "новый роман". Поэтика романа "Золотые плоды" Н.Саррот. Пародирование стереотипов современного общества. Романы и кинороманы Роб-Грийе "В лабиринте" и "В прошлом году в Мариенбаде». Статья Роб-Грийе "О некоторых устаревших понятиях". Литература и "потребительское общество". "Вещи" Перека. Документализм в литературе. Роман Мёрля "За стеклом». Движение битников и молодежная "контркулътура» в США. Поэма Гинзберга "Вопль" — манифест битничества. Культ свободы от социально-общественных условностей. Обращение к христианству и восточной философии. Керуак — один из родоначальников движения битников в американской литературе. Роман Керуака "На дороге" — выражение настроений молодежи 50-х годов, бунт против конформизма. Спонтанный стиль, приемы импровизации в романе. Творчество Сэлинджера в контексте "контркультуры". Роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи" и рассказы (цикл о Глассах). Свойственные герою Сэлинджера отчужденность, обостренное ощущение разлада в окружающей его жизни — в семье, школе, обществе. Осуждение фальши, лицемерия, "показухи", "липы". Преодоление одиночества, обретение себя в помощи детям. "Новый журнализм" и документальные жанры в американской литературе: "нехудожественные романы", "романы как истории". Творчество Капоте ("Хладнокровные"). Поиски смысла жизни, преодоления отчуждения, путей выхода за пределы экзистенциалистских представлений. Романы Апдайка (трилогия о Кролике — Гарри Энгстроме). Проблема самореализации героя в творчестве Апдайка. Роман-притча "Кентавр" — мифологизация обыденного. Проблема прогресса и морали в сатирических произведениях Воннегута ("Колыбель для кошки»). "Уловка-22" Хеллера — роман-метафора об американской действительности 50-60-х годов. Литература стран "третьего мира", возрастание ее роли в мировом литературном процессе XX века. Латиноамериканская литература. Художественные поиски, достижения и открытия Маркеса, Карпентьера, Кортасара, Фуэнтеса, Борхеса. «Магический реализм» и «необарокко» в латиноамериканской литературе. Реализация "магического реализма" и "необарокко" в творчестве Мар­кеса и Карпентьера. Повесть «Царство земное" — художественное кредо Карпентьера. Роман «Сто лет одиночества" Маркеса. Тема судьбы латиноамериканского континента в романе и мифологема одиночества. Философское осмысление истории и проблема национального самосознания. Время историческое и метафизическое. Тема смены поколений и цивилизаций. Своеобразие поэтики романа Маркеса: низменное и возвышенное, трагическое и комическое в их взаимодействии, "карнавальное" начало. Прошлое и настоящее в романе Фуэнтеса "Смерть Артемио Круса". Фантастика и мистицизм в творчестве Кортасара. Категория "игры", художественный и социальный смысл игры в романе Кортасара «Игра в классики». Коллаж, хеппенинг, их роль в структуре романа. Философские рассказы, поэзия и эссе Борхеса. Поиски метафор реальности, образ парадоксального мира. «Вавилонская библиотека», «Допущение реальности», «Повествовательное искусство и магия». Эссе Борхеса о писателях. Постмодернизм в литературе и споры о сущности постмодернизма. Барт, Деррида, Кристева Постмодернизм как выражение «духа времени» как феномен второй половины XX века. Понятия и термины постмодернистской эстетики. Произведения Роб-Грийе, Фаулза, Кортасара, Борхеса, роман Умберто Эко "Имя Розы" как явления постмодернизма. Проблема взаимодействия культур Востока и Запада. Японская литература в контексте литературного процесса XX века. Своеобразие художественного мышления и художественного языка японских писателей. Роль национальной традиции в японской литературе. Философия и эстетика дзен, их роль в творчестве японских поэтов и романистов. Японская литература в ее связях с литературой Запада. Основные течения в японской литературе XX века. Кавабата Ясунари как «выразитель сути японского мышления». Значение национальных традиций для Кавабата Ясунари. Связь с течением "неосенсуализма". Отражение мироощущения японцев в повести "Тысячекрылый журавль" и романе "Стон горы". Рассказы Кавабата Ясунари. Творчество Кобо Абэ. Философско-эстетические взгляды и их реализация в творчестве писателя. Роман "Женщина в песках". Экзистенциальные мотивы, метафизический и социальный смысл романа. Символика песка и воды. Взаимоотношения человека и социума в романах «Чужое лицо» и «Человек-ящик». Маска как "прикрытие истинного облика человека". Структура романов Кобо Абэ.

Содержательная часть

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе:

Курс «Зарубежная литература. Зарубежная литература 20 века (вторая половина)» является завершающим в системе историко-литературных дисциплин, которые посвящены изучению зарубежной литературы, и ввиду обширности и разнородности материала, отражающего сложные эстетические искания писателей различных стран и направлений, демонстрирует возможность продуктивной корреляции культурологического, философско-исторического литературоведческого подходов в процессе рецепции и анализа художественных текстов, позволяя студентам не только познакомиться с определяющими понятиями современной культуры и расширить их литературоведческий кругозор, но и на практике использовать знания, полученные в предыдущих курсах.

В процессе усвоения курса студент должен приобрести знания, предполагающие свободное владение историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, умения, позволяющие связать теоретические знания с историко-литературными фактами, а также необходимые навыки современных методик анализа как отдельного произведения, так и литературного процесса в целом. Работа с критическими и научными материалами позволит выработать навыки историографического обзора. На практических занятиях, в основном, монографического плана, студент должен уметь раскрыть реализацию творческих принципов конкретного писателя. Индивидуальная работа во многом направлена на выработку навыков саморефлексии и критического мышления.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов:

Изучение курса направлено на выработку у студентов следующих знаний, умений и навыков:

  • представления о роли и месте зарубежной литературы в системе филологического и, в целом, гуманитарного знания;

  •   знания основных литературных и литературоведческих фактов, событий и роли конкретных художников и теоретиков литературы в них;

  • умения осуществлять комплексный поиск литературоведческой информации в источниках разного типа, работать с литературой, анализировать факты и явления литературной и культурно-общественной жизни зарубежных стран;

  • умения выражать и обосновывать свою читательскую позицию по конкретным литературным событиям, самостоятельно их интерпретировать;

  • умения организовывать самостоятельные исследования по наиболее актуальным проблемам зарубежной литературы рассматриваемого периода и представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  • проявлять навыки организации межкультурного диалога, способствующего наиболее конструктивному и продуктивному усвоению информации.

Курс «Зарубежной литературы» для филологических факультетов является базовым, реализуется в виде аудиторной, внеаудиторной, а также самостоятельной работы и изучается в разных объемах учебного времени студентами различных направлений и специальностей в 8 семестре на очном отделении. По учебным планам факультета для студентов-бакалавров очного отделения на него отводится 84 общих учебных часа. Итоговой проверкой полученных знаний является экзамен.

Таблица №1

учебно-методическая КАРТА дисциплины

«Зарубежная литература. Зарубежная литература 20 века (вторая половина)» 84 часа

для студентов образовательной профессиональной программы

540300 «Филологическое образование» по очной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

№№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

2

Введение.

Особенности развития зарубежной литературы после 1945 года

Значение победы над фашизмом во второй мировой войне. Литературный процесс второй половины ХХ в. Характеристика литературных школ и направлений: театр абсурда, школа «нового романа», структурализм, постмодернизм. Особенности нового поэтического языка XX века. Литературные дискуссии о судьбе романа: концепция «смерти» романа. Преобладание традиционных литературных форм («неореализм») в литературе Италии, Испании, Германии. Литературные открытия ХХ века: латиноамериканская и японская литературы. Проблема взаимодействия эстетических и этических традиций Востока и Запада. Литература в «постиндустриальном обществе». Сближение литературных направлений как характерная тенденция второй половины ХХ в. Миф, история и современность в творчестве зарубежных писателей второй половины ХХ века. Литература последней трети 20 века. Постмодернизм как выражение «духа времени» и как феномен эпохи.

2

Раздел I,

Литература Франции

Тема 1.

Литература западноевропейского экзистенциализма. Философские основы и художественная практика экзистенциализма во Франции

Развитие философии экзистенциализма: атеистический, религиозный экзистенциализм. Основные философские категории экзистенциализма («существование», «свобода», «мир-в-себе», «мир-для-себя», человек абсурдный, «пограничная» ситуация, проблема выбора, проблема действия…). Творчество Ж.П. Сартра. Экзистенциалистская концепция «ситуации» и «свободы выбора». Сочетание натурализма с модернизированным мифом в драме «Мухи». Творчество А. Камю. «Миф о Сизифе» - философское эссе об абсурде как источнике свободы. Роман «Посторонний» как художественная реализация чувства «абсурда». Герой и общество. «Инаковость» Мерсо: неприятие нравственного кодекса окружающих (замена морального сознания влечением к приятному). Слияние с природой как «разобществление» личности. Экзистенциальное отношение к миру героев романа А. Камю «Чума».

Французский реализм второй половины 20 века. Творчество Базена, Дрюона, Мерля, Мориака, Сименона.

4

реферат

2

Тема 2.

Школа «нового романа» во французской литературе 50 – 60 годов 20 века

«Новый роман»: новые стилевые возможности слова, фабулы, жанра. Отказ от «истории», лежащей в основе сюжета, от интриги, конфликта, от последовательности и логичности. Критика традиционного романного героя. Персонажи «нового романа» – «существа без значения». Эссе «Эра подозрений» Н. Саррот «Тропизмы»: романы «ни о чем», обнажение мира подсознательного и одновременно критика внешнего мира, косности и поверхностности социальной среды («Золотые плоды»). «Шозизм» Роб-Грийе, субъективный монтаж натуралистически копируемых «вещей» как способ разрушения объективной реальности («В лабиринте»).. Роман «В лабиринте». Семантика картины как сюжетопорождающего элемента. Категория пространства – лабиринт и мотив блуждания и поиска.

Второе поколение «антироманистов» – «новый новый роман» 60-х годов. Роман как система знаков, структуралистская эстетика и структуралистские «тексты» («Драма» Соллерса). Отказ от принципов отражения и выражения, формирование постмодернистской имманентности. Ролан Барт – от структурализма к постструктурализму («Наслаждение от текста»).

2

Тезирование

2

Тема 3.

Формирование новых театрально-драматургических форм в XX веке. Французская драма: экзистенциализм и «театр абсурда».

Особенности развития зарубежной драматургии второй половины 20 века. Творчество Ж. Ануя. Интерпретация мифа с точки зрения экзистенциальной философии в драме «Антигона». Особенности драматургии. Формирование эстетики «антидрамы». Творчество Ионеско Э. Пьеса «Лысая певица».

2

Занятие 1. Логика и абсурд в пьесах Э. Ионеско и С. Беккета
«Носороги» (1959)
и «В ожидании Годо» (1952)

2

Раздел II,

Литература

Великобритании

Тема 1.

Современная английская проза: реалистические тенденции в послевоенной литературе Великобритании

Особенности литературного процесса в Великобритании в послевоенное время. Творчество Г. Грина. Особенности поэтики. Соединение комического и трагического, парадоксальность прозы.

Творчество Ч.П. Сноу. Исследование политической жизни Англии: аналитический характер прозы, отсутствие метафоричности. Творчество Энтони Пауэлла. Жанр политического детектива в английской литературе. Творчество М. Эмиса. Слияние культурного мировосприятия Запада и Востока: Кадзуо Исигуро. Движение «сердитых молодых людей». Драматургия «новой волны».

2

Тема 2.

Жанр философско-интеллектуального романа в английской литературе второй половины ХХ века

Творчество А. Мердок. Сочетание интеллектуально-психологического и философского начал в прозе. Влияние философии Платона, Сартра, Вейль. Тема духовности и духовных ценностей в романе «Черный принц». Особенности жанра: соединение детективного, готического, философского и психологического романа. Мотив тайны в романах «Добрый подмастерье» и «Зеленый рыцарь». Творчество Дж. Фаулза. «Подруга французского лейтенанта» и эстетика интертекстуальности. Пререосмысление традиций викторианского романа ХIХ века. Литературные ассоциации. открытая форма повествования, многоуровневая организация текста, многозначность интерпретаций романа.

2

Занятие 2.

Роман-притча У. Голдинга «Повелитель мух» (1954)

2

Раздел III

Литература Германии после 1945 года

Тема 1.

Современная немецкая проза

Литература разделенной Германии. Осмысление послевоенной действительности. Группа «47» и развитие реализма в Германии. Своеобразие немецкой литературы после 70 года. Творчество В.Кеппена. Образ послевоенной жизни в романах В.Кëппена «Голуби в траве» и «Теплица». Осмысление исторической вины и протест против реставрации национализма в романе «Смерть в Риме». Элементы экспрессионизма. Творчество П. Зюскинда. Обращение к историческому материалу как способ осознания проблем современности в романе «Парфюмер». Проблема безумно-разумного. Формулы тоталитаризма. Причины формирования государственных монстров. Интертекстуальность романа.

2

Занятие 3. Творческий портрет Г. Белля. Проблема «непреодоленного прошлого», ответственности и свободы выбора в романе «Бильярд в половине десятого»

Литература

Австрии

1950-1990 гг. Творчество Э. Канетти. Интерес к механизмам власти. Отражение тоталитарного режима в романе «Ослепление».

4

Составление лекции

2

Раздел IV

Современная литература США.

Тема 1. Пути американской литературы второй половины 20 века

США – родина постмодернистской литературы. Концепция «хипстера» и идеология хиппи» в творчестве Мейлера. Тема одиночества западного интеллигента в романах Беллоу. Стилевой синкретизм творчества Воннегута, «enfant terrible» Буковски. Негритянская литература и творчество Болдуина Творчество Д. Апдайка. Роман «Кентавр» как отражение нравственной позиции автора. Реалистическая условность и особенности использования мифологического плана. Обитатели Олимпа как персонификации отдельных граней отдельных граней американского самосознания. «Школа черного юмора» в США. Томас Пинчон и его рассказ «Энтропия». Романное творчество Пинчона. Экспериментальна литература последних десятилетий.

2

Занятие 4.

Творчество Д. Селинджера. Образ молодого героя в романе Д. Сэлинджера
«Над пропастью во ржи» (1951)

2

Раздел V

Литература Швейцарии

1950-1990 гг.

Национальный менталитет и особенности национальной истории ХХ века. Творчество Макса Фриша. Послевоенная драматургия. Романное творчество: поиск героем пути к самому себе. Специфика социальной сатиры в западноевропейской литературе XX века. Творчество Ф. Дюрренматта. Жанр трагикомедии. «Физики». Парадоксальный сюжет как сатирическая модель абсурдности современного мира. Тема ответственности ученого. Детективный жанр в творчестве Дюрренматта.

2

Занятие 5.

Американская драматургия второй половины 20 века

Литература

Италии

1950-1990 гг. Итальянский неореализм. Творчество А. Моравиа. Творчество Васко Пратолини

10

Защита проектов

4

Раздел VI

Литература Латинской Америки

1950-1990 гг

Национально-освободительное движение и литература «третьего мира». Специфика латиноамериканского типа художественного сознания. Особенности магического реализма. Творчество Х.Л. Борхеса. Концепция философии и истории культуры. Интеллектуальное влияние западной культуры. Жанр новелл-эссе как синтез жанров. Культурологические парадоксы и интеллектуальная метафоричность. Роль аннотаций, справок, цитат, фрагментов. Интертекстуальность прозы. Текст в тексте и типы взаимодействий текстов. Проблема автора: соотношения реального автора, автора-рассказчика и вымышленного повествователя.

Творчество Карлоса Фуэнтоса. Хоатичность художественной структары романа «Край безоблачной ясности». Совмещение интро-и ретроспеции, многоликость повествования романа «Смерть Артемио Круса». Творчество М. Астуриаса. Влияние европейской и индейской культур. Социальная мифология ХХ века в романе «Господин президент». Массовое сознание и механизм формирования вождя. Архитектоника романа.

2

Занятие 6.

Творчество Г. Маркеса. «Сто лет одиночества» (1967) как обобщение судьбы латиноамериканского континента.

Литература Испании

1950-1990 гг. Творчество М. Делибеса. Оппозиция «природа – человек», «человек – цивилизация». Метафизическое звучание социальных проблем. Социальные и нравственные идеи в романе «Пять часов с Марио». Критика мещанства и стандартизованного мышления. Образ автора и образ рассказчика. Сплетение тем. Особенности построения монологов.

4

Составление лекции

Творчество Х. Кортасара. Категория игры в творчестве писателя. Игра как способ преодоления абсурда действительности. Художественный – и социальный смысл игры в романе «Игра в классики».Мотив Достоевского в романе. Метафизические поиски и мифологема лабиринта. Архитектоника романа. Г. Гарсия Маркес. Особенности повествовательной манеры. Творческий путь П. Коэльо.

2

Раздел VII Художественное своеобразие японской литературы

Особенности национального менталитета. Проблема традиции и новаторства. Творчество Р. Акутагавы. Влияние западноевропейской культуры и экзистенциализма. Гротеск, фантастика, парадоксальность образов и сюжетов. Интерес к человеческой психике и бессознательному. Человек как микромир. Тема творчества, искусства. Мифологема одиночества. Пантеистические мотивы. Творчество Я. Кавабата. Воплощение классического японского представления о прекрасном в творчестве Ясунари Кавабата. Учение дзэн и концепция прекрасного в японской литературе. Традиция и ритуал в романе «Тысячекрылый журавль». Творчество Кобр Абэ. Сочетание вымышленного и реального в романах писателя.

2

Занятие 7.

Поэтика романа Кобо Абэ «Женщина в песках» (1962)

Творчество Ю. Мисима. Роман «Золотой храм» как эстетический манифест. Красота и зло. Метафоричность прозы.

2

Проверка двойного дневника

2

Раздел VIII

Проблемы зарубежной литературы конца 20 века.

Тема 1 Повествовательные стратегии постмодернистского текста. Поэтика современного романа: У. Эко «Имя Розы»

Постмодернизм как метод, до предела, до отрицания самого модернизма доводящий его основополагающие принципы, - утверждение тотальной бессмысленности, хаотичности бытия, бессилия любого объективного знания, несостоятельности всякой систематизации. Имманентность литературного процесса, замкнутого в гигантской библиотеке – понятие интертекстуальности. Деконструктивизм как адекватное выражение постмодернизма, вытесняющего искусство «толкованием текстов» на основе тотального релятивизма и субъективизма. Постмодернизм как прием. Широкое употребление постмодернистских приемов в эпоху поисков универсального художественного языка. Своеобразие постмодернизма Эко, осваивающего традиционный культурный опыт в целях создания современного художественного синтеза. Эко о постмодернизме. «Имя розы» как исторический роман, обстоятельства и характеры в романе, жанр «интеллектуального детектива» виртуальная реальность Эко и Кальвино.

2

Основные понятия постмодернистской эстетики

2

Терминологический диктант

2

Тема 2. Зарубежная литература в школе

Проблемы изучения зарубежной литературе в средней школе. Итальянский сказочник Джанни Родари. «Грамматика фантазии» (1973), «Чиполлино», проблемы современной действительности в «Сказках по телефону». Жанр фэнтези. Английский сказочник Джон Роналд Руэл Толкин. Трилогия «Властелин колец». Клайв Стейплас Льюис. «Хроники Нарнии».

Таблица №2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс удк ббк у рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (41)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  5. Учебно-методический комплекс удк ббк Х рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Экономический анализ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 – «Финансы и кредит».

Другие похожие документы..