Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Национальная культура народа отражает уровень развития цивилизации, особенности его культурной деятельности, исторических традиций, духовной жизни и ...полностью>>
'Учебники'
В нашем прайсе Вы найдете краткую информацию о наших книгах, многие из них уже получили признание специалистов и широко известны, некоторые из них, н...полностью>>
'Документ'
«Друзья, для меня было бы намного легче изложить всё путешествие во всей полноте его сказочной “нереальности”, окрашивающей беспредельной реальностью...полностью>>
'Документ'
Выражение «выпускник на рынке труда» в своём смысле полностью противоречит концепции непрерывного образования, занявшей прочное место в умах образова...полностью>>

Учебное пособие Ульяновск 2010 удк 004. 8(075. 8) Ббк 32. 813я73

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ульяновский государсТвенный университет

Факультет математики и информационных технологий

Кафедра телекоммуникационных технологий и сетей

А.А. Смагин, С.В. Липатова, А.С. Мельниченко

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Учебное пособие

Ульяновск

2010

УДК 004.8(075.8)

ББК 32.813я73

С 50

Печатается по решению Ученого совета
факультета математики и информационных технологий
Ульяновского государственного университета

Рецензенты:

доктор технических наук, профессор кафедры информационных
технологий УлГУ К.В. Кумунжиев;

доктор физико-математических наук, профессор А.С. Андреев

Смагин, А. А.

С 50 Интеллектуальные информационные системы : учебное пособие / А. А. Смагин, С. В. Липатова, А. С. Мельниченко. – Ульяновск : УлГУ, 2010. – 136 с.

В пособие включены необходимые материалы для самостоятельного изучения теории интеллектуальных информационных систем, тесты для контроля правильного усвоения материала, глоссарий, разбитый по разделам, литература для более глубокого изучения каждой темы. Материал носит учебно-методический характер и способствует формированию знаний и практических навыков в области интеллектуальных информационных систем.

Пособие отвечает требованиям программы по курсам «Системы искусственного интеллекта», «Интеллектуальные информационные системы», «Представление знаний» и «Основы интеллектики» и предназначено для студентов факультетов математики и информационных технологий, иностранных языков и профессиональных коммуникаций.

УДК 004.8(075.8)

ББК 32.813я73

© Ульяновский государственный университет, 2010

© Смагин А.А., Липатова С.В., Мельниченко А.С., 2010

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Часть 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ 5

§1. История развития искусственного интеллекта как науки 5

Определение искусственного интеллекта 5

История развития искусственного интеллекта 6

Задачи искусственного интеллекта 9

Тест по теме «История развития искусственного интеллекта» 11

Литература по теме «История развития искусственного
интеллекта»
13

§2. Направления и подходы к исследованиям в области
искусственного интеллекта
13

Основные подходы к исследованию искусственного интеллекта 13

Основные направления исследований в области
искусственного интеллекта 15

Тест по теме «Направления и подходы к исследованиям
в области искусственного интеллекта»
20

Литература по теме «Направления и подходы к исследованиям
в области искусственного интеллекта»
22

§3. Классификация интеллектуальных информационных
систем
22

Определение интеллектуальной информационной системы 22

Классификация интеллектуальных систем 23

Тест по теме «Классификация интеллектуальных
информационных систем»
31

Литература по теме «Классификация интеллектуальных
информационных систем»
33

Часть 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИСКУССТВЕННОГО
ИНТЕЛЛЕКТА
34

§1. Представление знаний 34

Данные и знания 34

Классификация моделей представления знаний 39

Тест по теме «Представление знаний» 48

Литература по теме «Представление знаний» 48

§2. Нейронные сети 50

Классификация искусственных нейронных сетей 53

Однослойные искусственные нейронные сети 54

Многослойные нейронные сети 56

Задачи, решаемые нейронными сетями 59

Тест по теме «Нейронные сети» 60

Литература по теме «Нейронные сети» 61

§3. Эволюционное моделирование 62

Генетические алгоритмы 65

Схема функционирования генетического алгоритма 66

Виды генетических алгоритмов 73

Тест по теме «Эволюционное моделирование» 77

Литература по теме «Эволюционное моделирование» 78

§4. Нечеткие множества и нечеткая логика 79

Теория нечетких множеств 81

Нечеткая логика 84

Тест по теме «Нечеткие множества и нечеткая логика» 91

Литература по теме «Нечеткие множества и нечеткая логика» 93

Часть 3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ
94

§1. Экспертные системы 94

Модель экспертных систем 97

Классификация экспертных систем и оболочек
экспертных систем 100

Средства разработки экспертных систем 102

Тест по теме «Экспертные системы» 105

Литература по теме «Экспертные системы» 106

§2. Системы поддержки принятия решений 107

Структура систем поддержки принятия решений 109

Классификация систем поддержки принятия решений 113

Тест по теме «Системы поддержки принятия решений» 117

Литература по теме «Системы поддержки принятия
решений»
119

Глоссарий 121

Рекомендованная литература 134

Часть 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

§1. История развития искусственного интеллекта как науки

Определение искусственного интеллекта

Термин «искусственный интеллект» (artificial intelligence) был предложен в 1956 году. Слово intelligence означает «умение рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект», для которого есть термин intellect.

Искусственный интеллект (ИИ) занимается изучением разумного поведения (у людей, животных и машин) и пытается найти способы моделирования подобного поведения в любом типе искусственно созданного механизма. Несмотря на то что термину больше полувека, единого определения его не существует. Разные исследователи по-разному определяют эту науку, в зависимости от своего взгляда на нее, и работают над созданием систем, которые:

  • думают подобно людям;

  • думают рационально;

  • действуют подобно людям;

  • действуют рационально.

Синтезируя десятки определений искусственного интеллекта из различных источников, в качестве рабочего определения можно предложить следующее.

Искусственный интеллект – это одно из направлений информатики, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои, традиционно считающиеся интеллектуальными, задачи, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножестве естественного языка.

При воссоздании разумных рассуждений и действий возникают определенные трудности. Во-первых, в большинстве случаев, выполняя какие-то действия, человек не осознает, как это делает, не известен точный способ, метод или алгоритм понимания текста, распознавания лиц, доказательства теорем, решения задач, сочинения стихов и т.д. Во-вторых, на современном уровне развития компьютер слишком далек от человеческого уровня компетентности и работает по другим принципам.

Искусственный интеллект всегда был междисциплинарной наукой, являясь одновременно и наукой и искусством, и техникой и психологией. Методы искусственного интеллекта разнообразны. Они активно заимствуются из других наук, адаптируются и изменяются под решаемую задачу. Для создания интеллектуальной системы необходимо привлекать специалистов из прикладной области, поэтому в рамках искусственного интеллекта сотрудничают лингвисты, нейрофизиологи, психологи, экономисты, информатики, программисты и т.д.

История развития искусственного интеллекта

Идея создания искусственного подобия человека для решения сложных задач и моделирования человеческого разума витала в воздухе еще в древнейшие времена. Так, в Древнем Египте была создана «оживающая» механическая статуя бога Амона. У Гомера в «Илиаде» бог Гефест ковал человекоподобных существ.

Искусственный интеллект является в некотором смысле наукой будущего, в которой нет жесткого разделения по областям и ясно видна связь между отдельными дисциплинами, которые лишь отражают определенную грань познания.

Точный свод законов, руководящих рациональной частью мышления, был сформулирован Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Однако родоначальником искусственного интеллекта считается средневековый испанский философ, математик и поэт Раймонд Луллий, который еще в XIII веке попытался создать механическую машину для решения различных задач на основе разработанной им всеобщей классификации понятий. В XVIII веке Лейбниц и Декарт независимо друг от друга продолжили эту идею, предложив универсальные языки классификации всех наук. Труды этих ученых можно считать первыми теоретическими работами в области искусственного интеллекта. Теория игр и теория принятия решений, данные о строении мозга, когнитивная психология – все это стало строительным материалом для искусственного интеллекта. Но окончательное рождение искусственного интеллекта как научного направления произошло только после создания ЭВМ в 40-х годах XX века и выпуска Норбертом Винером основополагающих работ по новой науке – кибернетике.

Формирование искусственного интеллекта как науки произошло в 1956 году. Д. Маккарти, М. Минский, К. Шеннон и Н. Рочестер организовали двухмесячный семинар в Дартмуте для американских исследователей, занимающихся теорией автоматов, нейронными сетями, интеллектом. Хотя исследования в этой области уже активно велись, но именно на этом семинаре появились термин и отдельная наука – искусственный интеллект.

Одним из основателей теории искусственного интеллекта считается известный английский ученый Алан Тьюринг, который в 1950 году опубликовал статью «Вычислительные машины и разум» (переведенную на русский язык под названием «Может ли машина мыслить?»). Именно в ней описывался ставший классическим «тест Тьюринга», позволяющий оценить «интеллектуальность» компьютера по его способности к осмысленному диалогу с человеком.

Первые десятилетия развития искусственного интеллекта (1952-
1969 гг.) были полны успехов и энтузиазма. А. Ньюэлл, Дж. Шоу и Г. Саймон создали программу для игры в шахматы на основе метода, предложенного в 1950 году К. Шенноном, формализованного А. Тьюрингом и промоделированного им же вручную. К работе была привлечена группа голландских психологов под руководством А. де Гроота, изучавших стили игры выдающихся шахматистов. В 1956 году этим коллективом был создан язык программирования ИПЛ1 – практически первый символьный язык обработки списков и написана первая программа «Логик-Теоретик», предназначенная для автоматического доказательства теорем в исчислении высказываний. Эту программу можно отнести к первым достижениям в области искусственного интеллекта.

В 1960 году этой же группой была написана программа GPS (General Problem Solver) – универсальный решатель задач. Она могла решать ряд головоломок, вычислять неопределенные интегралы, решать некоторые другие задачи. Результаты привлекли внимание специалистов в области вычислений, и появились программы автоматического доказательства теорем из планиметрии и решения алгебраических задач.

С 1952 года А. Самюэл написал ряд программ для игры в шашки, которые играли на уровне хорошо подготовленного любителя, причем одна из них научилась играть лучше, чем ее создатель.

В 1958 году Д. Маккарти определил новый язык высокого уровня Lisp, который стал доминирующим для искусственного интеллекта.

Первые нейросети появились в конце 50-х годов. В 1957 году Ф. Розенблаттом была предпринята попытка создать систему, моделирующую человеческий глаз и его взаимодействие с мозгом, – персептрон.

Первая международная конференция по искусственному интеллекту (IJCAI) состоялась в 1969 году в Вашингтоне.

В 1963 году Д. Робинсон реализовал метод автоматического доказательства теорем, получивший название «принцип резолюции», и на основе этого метода в 1973 году был создан язык логического программирования Prolog.

В США появились первые коммерческие системы, основанные на знаниях, – экспертные системы. Происходит коммерциализация искусственного интеллекта. Растут ежегодные капиталовложения и интерес к самообучающимся системам, создаются промышленные экспертные системы. Разрабатываются методы представления знаний.

Первая экспертная система была создана Э. Фейгенбаумом в 1965 году. Но до коммерческой прибыли было еще далеко. Лишь в 1986 году первая коммерческая система R1 компании DEC позволила сэкономить примерно 40 миллионов долларов за год. К 1988 году компанией DEC было развернуто 40 экспертных систем. В компании Du Pont применялось
100 систем, и экономия составляла примерно 10 миллионов в год.

В 1981 году Япония, в рамках 10-летнего плана по разработке интеллектуальных компьютеров на базе Prolog, приступила к разработке компьютера 5-го поколения, основанного на знаниях. 1986 год стал годом возрождения интереса к нейронным сетям.

В 1991 году Япония прекращает финансирование проекта компьютера 5-го поколения и начинает проект создания компьютера 6-го поколения – нейрокомпьютера.

В 1997 году компьютер «Дип Блю» победил в игре в шахматы чемпиона мира Г. Каспарова, доказав возможность того, что искусственный интеллект может сравняться с человеком или превзойти его в ряде интеллектуальных задач (пусть и в ограниченных условиях).

Огромную роль в борьбе за признание искусственного интеллекта в нашей стране сыграли академики А. И. Берг и Г. С. Поспелов.

В 1954-1964 гг. создаются отдельные программы и проводятся исследования в области поиска решения логических задач. Создается программа АЛПЕВ ЛОМИ, автоматически доказывающая теоремы. Она основана на оригинальном обратном выводе Маслова, аналогичном методу резолюций Робинсона. Среди наиболее значимых результатов, полученных отечественными учеными в 60-е годы, следует отметить алгоритм «Кора» М. М. Бонгарда, моделирующий деятельность человеческого мозга при распознавании образов. Большой вклад в становление российской школы искусственного интеллекта внесли выдающиеся ученые М. Л. Цетлин,
В. Н. Пушкин, М. А. Гаврилов, чьи ученики и явились пионерами этой науки в России.

В 1964 году предлагался метод автоматического поиска доказательства теорем в исчислении предикатов, получивший название «обратный метод Маслова».

В 1965-1980 гг. произошло рождение нового направления – ситуационного управления (в западной терминологии соответствует представлению знаний). Основателем этой научной школы стал профессор Д. А. Поспелов.

В Московском государственном университете в 1968 году В. Ф. Турчиным был создан язык символьной обработки данных РЕФАЛ.

Задачи искусственного интеллекта

Искусственный интеллект преследует множество целей. Одной из основных задач искусственного интеллекта является создание полного научного описания интеллекта человека, животного и машины и вычисление принципов, общих для всех троих. Моделирование разума необходимо для решения задач. К интеллектуальным задачам можно отнести все задачи, алгоритм нахождения которых неизвестен. Но, например, перебор всех возможных комбинаций также является алгоритмом. Применить его на практике, к сожалению, на современном уровне развития техники к большинству задач невозможно (современная ЭВМ не может сгенерировать все простые перестановки более чем 12-ти разных предметов, так как этих перестановок более 479 млн).

Комбинаторный взрыв, с которым столкнулись исследователи уже в ранних исследованиях, – пример этого. В таких случаях, когда незначительное увеличение входных данных задачи ведет к возрастанию количества повторяющихся действий в степенной зависимости, говорят о неполиномиальных алгоритмах, которые характеризуются тем, что количество операций в них возрастает в зависимости от числа входов по закону, близкому к экспоненте. Подобные алгоритмы решения имеет чрезвычайно большой круг задач, особенно комбинаторных проблем, связанных с нахожденим сочетаний, перестановок, размещений каких-либо объектов. Поэтому труднорешаемой (нерешаемой) задачей можно называть такую задачу, для которой не существует эффективного алгоритма решения. Экспоненциальные алгоритмы решений, в том числе и исчерпывающие, абсолютно неэффективны для случаев, когда входные данные меняются в достаточно широком диапазоне значений, следовательно, в общем случае считать их эффективными нельзя.

Эффективный алгоритм имеет не настолько резко возрастающую зависимость количества вычислений от входных данных, например ограниченно полиномиальную, то есть х находится в основании, а не в показателе степени. Такие алгоритмы называются полиномиальными, и, как правило, если задача имеет полиномиальный алгоритм решения, то она может быть решена на ЭВМ с большой эффективностью. К таким можно отнести задачи сортировки данных, многие задачи математического программирования и т.п.

Следовательно, современный компьютер не может выполнить решение полностью аналитически. Возможна замена аналитического решения численным алгоритмом, который итеративно (то есть циклически повторяя операции) или рекурсивно (вызывая процедуру расчета из самой себя) выполняет операции, шаг за шагом приближаясь к решению. Если число этих операций возрастает, время выполнения, а возможно, и расход других ресурсов (например, ограниченной машинной памяти), также возрастает, стремясь к бесконечности. Задачи, своими алгоритмами решения создающие предпосылки для резкого возрастания использования ресурсов, в общем виде не могут быть решены на цифровых вычислительных машинах, так как ресурсы всегда ограничены.

Решением подобных задач и занимается искусственный интеллект. Исследователи изучают процессы мышления, разумное поведение для того, чтобы найти методы решения подобных задач, так как человек в своей деятельности сталкивается с ними достаточно часто и успешно решает.

Хотя до сих пор многое задачи не решены, определенные достижения в этой области есть. Исследователи использовали различные подходы и методы, чтобы получить результат. В конце 50-х годов родилась модель лабиринтного поиска и появилась теория распознавания образов как следствие начала использования ЭВМ для решения невычислительных задач. Начало 60-х годов называют эпохой эвристического программирования, когда использовались стратегии действий на основе известных, заранее заданных эвристик. Эвристики позволяют сокращать количество рассматриваемых вариантов. В середине 60-х годов к решению задач стали активно подключать методы математической логики. С середины 70-х годов исследователи стали уделять внимание системам, основным на экспертных знаниях.

Такие системы применимы к слабоформализуемым задачам. Неформализованные задачи обычно обладают следующими особенностями:

  • ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью исходных данных;

  • ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью знаний о проблемной области и решаемой задаче;

  • большой размерностью пространства решения (то есть перебор при поиске решения весьма велик);

  • динамически изменяющимися данными и знаниями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  2. Д. В. Зеркалов Безопасность труда

    Монография
    Зеркалов Д. В. Безопасность труда Электронный ресурс : Монография / Д. В. Зеркалов. – Электрон. данные. – К. : Основа, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
  3. Краткий конспект лекций и методические указания к курсовой работе для студентов специальности: 270102 «Промышленное и гражданское строительство» заочной формы обучения Тюмень, 2010

    Конспект
    Матыс Е.Г. Экономика отрасли: краткий конспект лекций и методические указания к курсовой работе для студентов специальности 270102 «Промышленное и гражданское строительство» заочной формы обучения.
  4. Айзексон У. Стив Джобс p doc

    Документ
    Айзексон, У. Стив Джобс / уолтер айзексон; нер. с англ. Д. Горяниной, Ю. Полещук, А. Цырулъниковой, А. Чередниченко. — М. Астрель: CORPUS, 2012 – 688с.
  5. Л. Н. Блинов Главный редактор издательства (1)

    Учебник
    Учебник представляет современную экологию как междисциплинарный комплекс знаний, связывающий воедино основные положения общей и прикладной экологии, природопользования и науки об окружающей человека среде.

Другие похожие документы..