Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Что ни мужик – то вера, что ни баба – толк», – гласит старая пословица. Действительно, разнообразие естественно-географических и социально-экономиче...полностью>>
'Документ'
Цель «Марша парков» – привлечение внимания общественности, средств массовой информации, властей, бизнеса и населения к проблемам особо охраняемой тер...полностью>>
'Закон'
Відповідь: Відповідно до пп. 3.2.1п. 3.2 ст. 3 Закону України “Про податок на додану вартість” не є об'єктом оподаткування податком на додану вартість...полностью>>
'Доклад'
И вот 27 марта 2 года состоялось очень знаменательное событие. В престижном колледже Мексики "“El Colegio de Mexico”, что равнозначно Московскому...полностью>>

На годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2010 год Основание для подготовки заключения

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Курской области

____________Л.А. Фомина

___ мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании

коллегии Контрольно-счетной палаты

Курской области. Постановление

№ 33/1.1-2011 от 12.05.2011 г.

Заключение
Контрольно-счетной палаты Курской области

на годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2010 год

1. Основание для подготовки заключения.

Заключение Контрольно-счетной палаты Курской области подготовлено в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 33 Закона Курской области «О бюджетном процессе в Курской области», планом работы Контрольно - счетной палаты на 2011 год, утвержденным постановлением Курской областной Думы от 11.12.2010г. № 1336-IV ОД.

Годовой отчёт об исполнении областного бюджета за 2010 год представлен Губернатором Курской области в Контрольно-счетную палату Курской области для подготовки заключения с соблюдением установленных сроков.

Пакет документов представлен в полном объеме в соответствии со статьей 34 Закона Курской области от 18.06.2003 N 33-ЗКО «О бюджетном процессе в Курской области» и включает в себя отчёт об исполнении консолидированного и областного бюджета, содержащий данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета; отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Курской области, отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), отчет о состоянии государственного долга Курской области на начало и конец отчетного финансового года, баланс исполнения областного бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку.

Настоящее заключение подготовлено на основании данных отчета об исполнении консолидированного бюджета за 2010 год, годового отчёта об исполнении областного бюджета за 2010 год, результатов внешних проверок бюджетной отчётности главных администраторов средств областного бюджета, а также контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Курской области в соответствии с планами работ 2010-2011 годов, анализа представленных главными администраторами бюджетных средств докладов о результатах и основных направлениях деятельности за 2010 год.

2. Макроэкономические условия исполнения областного бюджета

(анализ проведен на основании данных Министерства экономического развития РФ (Доклад об итогах социально-экономического развития РФ в 2010 году), Министерства регионального развития РФ (Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ в 2010 году), Администрации Курской области (Информация о социально-экономической ситуации в Курской области за 2010 год), комитета по экономике и развитию Курской области и территориального органа федеральной службы государственной статистики по Курской области, при наличии расхождений использовались более поздние, уточненные данные).

В 2010 году в Российской Федерации в целом и в Курской области в частности продолжался рост экономики, начавшийся со второго полугодия 2009 года, отрасли постепенно восстанавливали позиции, утраченные в 2008, 2009 годах. Влияние засухи и падения сельскохозяйственного производства ограничили рост ВВП Российской Федерации 4-мя процентами, но особенно сильно природные катаклизмы сказались на регионах с существенной долей сельскохозяйственной отрасли в экономике, таких как Курская область. По оценке комитета по экономике и развитию Курской области рост ВРП региона составил только 1% по сравнению с 2009 годом (в сопоставимых ценах).

Росту ВВП в РФ в 2010 году способствовало улучшение ситуации в мировой экономике, увеличение внешнего спроса и рост цен на сырьевые товары российского экспорта, восстановление фондовых индексов и укрепление позиций платежного баланса. Наряду с внешним спросом, положительный вклад вносило восстановление внутреннего спроса, как инвестиционного, так и потребительского, стимулируемого антикризисными мерами. На рост экономики Курской области в 2010 году наиболее существенное влияние оказало увеличение спроса на продукцию горнорудной промышленности.

Исполнение доходной составляющей бюджета региона напрямую зависит от состояния экономики и макроэкономических процессов, происходящих как в Российской Федерации, так и в мире в целом, влияние их было наглядно продемонстрировано в 2008 и 2009 годах. В 2010 году макроэкономические условия исполнения бюджета Курской области, как и большинства других регионов Российской Федерации, характеризовались постепенным восстановлением положительной динамики, переходящим к концу года в уверенный рост. Но даже рост познается в сравнении.

Министерством регионального развития РФ подготовлен Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ в 2010 году. В соответствии с докладом по сводному индексу, учитывающему социально-экономическое положение регионов в целом, Курская область попала в последнюю 20-ку с индексом 95,7.

Максимальные и минимальные значения сводного индекса социально-экономического положения регионов РФ (по версии Минрегиона) в 2010 году.


Расчеты сводного индекса проводятся с учетом большого количества показателей, учитывающих реальный сектор экономики регионов, инвестиционную привлекательность, доходы и занятость населения, бюджетную систему, и если взять отдельные составляющие, то Курская область не является аутсайдером, и даже имеет существенные успехи в отдельных секторах (например, бюджетная система, строительство и т.д.), но по совокупности получается, что показатели области росли несколько медленнее среднероссийских. Или применительно к сводному индексу социально-экономического положения регионов РФ правильнее будет сказать, что в ряде регионов показатели росли быстрее других. Если взглянуть на карту, характеризующую данный индекс, то можно сказать, что подавляющее большинство регионов европейской части России, с отрывом друг от друга в несколько процентов попали в число 50 регионов, где положение хуже среднероссийского. Они отмечены на карте более темным цветом, Курская область обозначена №48. Исключением из ближайших к нам регионов являются Москва, а также Московская, Калужская, Липецкая и Белгородская области (их положение лучше среднего)

Социально-экономическое положение, сводный индекс


В целом по Российской Федерации «Промышленное производство» выросло в 2010 году на 8,2%, по ЦФО на 8,5%, а по Курской области на 6,7% (при прогнозируемых при составлении бюджета на 2010 год 2%).

Рост производства продукции по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» при составлении проекта бюджета на 2010 год вообще не планировался, однако составил по Курской области 12,6%, существенно превысив средние значения как по ЦФО 8,1%, так и в целом по РФ 3,6%. Необходимо отметить, что отгрузка товаров отрасли (в действ. ценах) по сравнению с 2009 годом увеличилась в 2,3 раза (в связи со снижением спроса в первой половине 2009 года складские запасы готовой продукции увеличивались, а во второй половине 2009 года и в 2010 году объем реализации и цены росли, что и привело к такому соотношению). В 2010 году в ОАО «Михайловский ГОК» увеличено производство продукции более углубленной переработки, а также внедрена новая горнотранспортная схема, позволившая оптимизировать транспортно-погрузочную систему, увеличив ее пропускную способность.

В целом по стране максимальный рост промышленного производства отмечен по виду деятельности «Обрабатывающие производства» +11,8% по РФ и +9,3% по ЦФО. К сожалению, на уровне Курской области не удалось добиться близкого показателя и даже предусмотренного прогнозом социально-экономического развития на 2010 год роста на 5%, увеличение составило только 1,5%. Но если вспомнить предыдущий период, то можно сказать, что в 2009 году падение по данному виду деятельности по России составляло -16,0%, а по ЦФО - 16,4%. Курской области удалось ограничить потери - 10,1 % и, по сути, на настоящий момент уровень восстановления производства относительно докризисного, по Курской области вполне сопоставим со средним по России и по ЦФО, однако и использовать такой своего рода задел созданный в 2009 году не удалось, в 2010 году мы существенно отстали от соседей.

В 2010 году мероприятия по увеличению производства и расширению ассортимента выпускаемой продукции прошли на ООО «Исток», ОАО «Геомаш», ООО ПО «Вагонмаш», ОАО «Прибор», ОАО «Фармстандарт-Лексредства», ЗАО «Курскрезинотехника» и других предприятиях, но для качественного изменения ситуации необходимо привлечение крупных инвестиций в отрасль. В феврале 2010 года в Курской области утверждена Комплексная программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 2011-2017 годы, при условии ее реализации объём финансирования строительства новых и модернизации действующих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в регионе в ближайшие пять лет составит около 40 миллиардов рублей.

Рост по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составил 4,9% при прогнозе в +1%. Рост в среднем по России составил 4,1%, а по ЦФО 4,5%. В топливно-энергетическом комплексе продолжалась реализация инвестиционных проектов. На Курской АЭС в плановом режиме велись работы по продлению эксплуатационного ресурса действующих энергоблоков, филиалом ОАО «Квадра» «Курская региональная генерация» завершено строительство и производится наладка оборудования парогазовой установки ТЭЦ в г. Курске; филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» выполнен значительный объем работ по реконструкции, техническому перевооружению и новому строительству на электросетевых объектах области.

Индекс производства сельскохозяйственной продукции по Курской области в 2010 году составил 77,6%, при среднем по Российской Федерации 88,1%, а по ЦФО 84,8%, но именно по данному индексу простое сравнение со средними российскими и окружными показателями не корректно, слишком велико влияние природных факторов в зависимости от уровня направленности агропромышленного комплекса регионов.

Индекс производства продукции сельского хозяйства и объемы производства по видам продукции в Курской области в 2009 и 2010 годах.

Наименование показателей

Ед изм.

2009 год

Прогноз при принятии бюджета

2010 годфакт

Выполнение от факта 2009 года

Индекс производства продукции сельского хозяйства (к предыдущему году)

%

98,8

106

77,6

77,6%

Производство сельскохозяйственной продукции (все категории хозяйств):

Зерно (в весе после доработки)

тыс.т

3054,1

3200

1526,4

50,0%

Сахарная свекла

тыс.т

2753,1

3200

2161,6

78,5%

Скот и птица (на убой в живом весе)

тыс.т

122,7

183

122,8

100,1%

Молоко

тыс.т

400,1

448

390,1

97,5%

Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции в Курской области более чем значительное, но коснулось в основном растениеводства, которое в полной мере приняло на себя удар засухи летом 2010 года. В Курской области произведено только 1526,4 тыс. т. зерна или 50,0 % от 2009 года и 2161,1 тыс. т. сахарной свеклы или 78,5 % от уровня 2009 года и, при этом по валовому производству зерна Курская область заняла первое место в Центральном федеральном округе и вошла в число 7 регионов Российской Федерации с наиболее высоким его намолотом, а по валовому сбору сахарной свеклы не только вышла на первое место в ЦФО, но и стала вторым регионом в России после Краснодарского края.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2010 году

(в % к 2009 году) по регионам Центрального федерального округа.

На представленной выше карте хорошо видно, что от засушливого лета пострадали все регионы, более темным цветом выделены регионы, потерявшие в производстве сельскохозяйственной продукции более 20%, в том числе и Курская область. Хорошо видно, что это в основном южные и юго-восточные регионы, в полной мере ощутившие на себе пожары и засуху. Белгородская область, индекс по которой составил 100,0%, в отрасли сельского хозяйства в большей мере имеет животноводческую направленность, и поэтому существенные потери растениеводства в данной области были компенсированы ростом производства скота и птицы на убой на 15,2%, необходимо отметить, что на настоящий момент мы не располагаем официальными статистическими данными, было ли это связано с фактическим увеличением производства или с забоем ощутимо снизившим поголовье скота.

Хорошее техническое состояние сахарных заводов Курской области в условиях неурожая сахарной свеклы позволило обеспечить эффективную переработку низкокачественного сырья. В области осуществлялся контроль над уровнем отпускных цен на горюче-смазочные материалы, удобрения, ценами на зерно и мясомолочную продукцию; за осуществлением мероприятий по достижению целевых показателей по заработной плате и своевременности ее выплаты; по погашению задолженности за поставленную на переработку сельскохозяйственную продукцию и сырьё. Организовано взаимодействие с банковскими структурами по вопросам пролонгации ранее полученных сельхозтоваропроизводителями кредитов.

В рамках заключенных Соглашений между Администрацией Курской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на господдержку сельхозпредприятий в 2010 году направленно 2,2 млрд. рублей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на территории области продолжается строительство новых и реконструкция действующих животноводческих комплексов. За пять последних лет введено в эксплуатацию 27 таких объектов, создано 1600 рабочих мест со средней заработной платой 15 тысяч рублей. В 2010 году в ООО «Псельское» Беловского района введен свинокомплекс на 2400 свиноматок мощностью 5,4 тыс. тонн мяса свиней в год; сдана в эксплуатацию в ФГУП «Учхоз «Знаменский» молочно-товарная ферма на 250 голов дойного стада; в ЗАО «Любимовская» Кореневского района проведено расширение действующего репродуктора селекционно-гибридного центра и действующей фермы откорма. В Пристенском районе проведена реконструкция свинарника на 270 голов свиноматок с законченным циклом производства. В 2010 году велось строительство и на других с/х объектах в Железногорском, Конышевском, Фатежском, Глушковском и в других районах области.

За 2010 год поголовье свиней в Курской области возросло на 12,9 %, в том числе в сельхозорганизациях - на 21,7 %. По темпам увеличения поголовья свиней Курская область вышла на первое месте среди областей ЦЧР.

Объем работ, выполненных в Курской области по отрасли «Строительство», составил 24130 млн. рублей с ростом на 21,9 % к уровню 2009 года, по темпам роста объема строительных работ Курская область вошла в 10-ку лидеров, по РФ заняв 9 место. Рост обеспечен за счет дорожной отрасли (освоено 3,4 млрд. рублей или в 1,6 раза больше чем в 2009 году, проведен ремонт 590 км автомобильных дорог, дорожное строительство 5км), строительства объектов здравоохранения (в частности в г. Курске введен в действие перинатальный центр на 130 коек стоимостью 1337,0 млн. рублей, фельдшерско-акушерские пункты в Октябрьском и Суджанском районах), объектов АПК (указаны выше) и других объектов. Водопроводных сетей построено 103,1 км., что в 2,6 раза больше чем в 2009 году. При этом сократился ввод жилых домов на 16,4% с 456,1 тыс. кв.м в 2009 году до 381,2 тыс. кв. м (в связи с падением спроса на жилье в период кризиса) и ввод в эксплуатацию газовых сетей с 1275,9 км до 691,0 км или на 45,8%.

Инвестиции в основной капитал в 2010 году составили 44840 млн. рублей, с ростом физического объема на 8,9%, от уровня 2009 года, что, однако, ниже прогнозного уровня на 2010 год (46600 млн. рублей) на 1760 млн. рублей. Необходимо отметить, что росту в 8,9% невольно поспособствовала корректировка Росстатом фактического показателя инвестиций по Курской области за 2009 год произведенная уже в 2011 году с 48900 млн. рублей до 41120 млн. рублей, таким образом, в 2009 году было снижение инвестиций, а не рост как указывалось ранее, а в 2010 году соответственно относительно уточненного показателя 2009 года образовался рост, а не снижение. Учитывая, что корректировка может достигать 15,9% (как с показателем за 2009 год), а также тот факт, что тогда же в 1 квартале 2011 года Росстатом был откорректирован фактический показатель инвестиций еще и за 2008 год с 45100 млн. рублей до 46750 млн. рублей возникает принципиальный вопрос целесообразности анализа уровня инвестиций в основной капитал за 2010 год в ближайшие 2 – 3 года в виду его относительной достоверности.

Считаем важным, обратить внимание на оценку инвестиционной привлекательности региона, проводимую независимыми экспертами, а в частности оценку Рейтингового Агентства "Эксперт РА" (ЗАО "Эксперт РА"), которое существует с 1997 года и в настоящее время претендует на роль сильнейшего рейтингового агентства на территории стран СНГ и Восточной Европы, ведущего аналитико-коммуникационного центра. Аналитическое исследование агентства - "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" направлено на сравнение преимуществ и недостатков инвестиционного климата субъектов федерации и ведется им практически с момента образования. В качестве составляющих инвестиционного климата в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов "Эксперт РА" используются две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал - количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион.

Инвестиционный риск - качественная характеристика, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической, криминальной ситуации и законодательной среды. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Распределение регионов России по Рейтингу инвестиционной привлекательности (количество в группах) по версии Рейтингового Агентства "Эксперт РА"

По итогам 2010 года (20.12.2010) для Курской области подтвержден:

Инвестиционный рейтинг регионов — «3B1»

(Пониженный потенциал - умеренный риск)

Итак, количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства, по мнению экспертов рейтингового Агентства "Эксперт РА" достаточно низка, хотя и инвестиционный риск на среднем уровне, таким образом ждать всплеска внешней, частной инвестиционной активности не приходится, так как имеется достаточное количество регионов с большей инвестиционной привлекательностью, но на определенную стабильность вполне можно рассчитывать. Для улучшения ситуации, возможно, имеет смысл, что-то изменить. Например, статья 10.1 Закона Курской области от 12 августа 2004 г. N 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области» предусматривает создание органами государственной власти Курской области режима наибольшего благоприятствования для инвесторов в целях реализации Стратегии и Программы социально-экономического развития Курской области, создания условий для диверсификации экономики области. Постановление Губернатора Курской области от 29 февраля 2008 г. N 102 «О мерах по реализации статьи 10.1 Закона Курской области "Об инвестиционной деятельности в Курской области» давно принято, однако документы от инвесторов-претендентов для получения льготы по налогу на имущество организаций в Администрацию области в 2010 году не поступали. Мы вовсе не говорим об огульном увеличении льгот, но закон явно не работает.

Средняя начисленная заработная плата в 2010 году составила 13867,6 рублей и по сравнению с 2009 годом возросла на 10,8%, в 2009 году рост от 2008 года составлял 8,6%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в 2010 году составила 103,5% к уровню 2009 года, таким образом, наметился реальный, хотя усредненный и незначительный, но все-таки рост зарплаты. В 2009 году при росте номинальной, реальная зарплата снизилась до 94,1%.

Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 01.01.2011 года отсутствует по бюджетным учреждениям всех уровней.

По данным Росстата средняя годовая численность безработных граждан по области составила в 2010 году 10539 чел., таким образом, среднегодовой показатель впервые в посткризисный период снизился на 1,8 % (средний уровень 2009 года составлял 10727 чел.).

По данным Минрегиона на рынке труда РФ в 2010 году численность безработных снизилась на 0,7 млн. человек и составила в среднем за год 5,6 млн. человек, или 7,5% экономически активного населения, что на 0,9 процентного пункта ниже уровня 2009 года, по данным комитета по экономике и развитию Курской области уровень регистрируемой безработицы в регионе составил всего 1,7%.

В 2010 году инфляция на потребительском рынке РФ составила 8,8 процента. С августа инфляция стала ускоряться из-за засухи и неурожая, которые повлекли за собой рост цен на сельскохозяйственные товары и продовольствие, как на мировых рынках, так и на внутреннем рынке. По ЦФО показатель инфляции составил 8,9%, а по Курской области он достиг 9,5%, превысив рост большинства соседних регионов, основная составляющая роста сложилась за счет роста цен на продовольственные товары на 14,5%, быстрее цены на продовольствие росли только в 5 областях ЦФО. Однако оборот розничной торговли в сопоставимых ценах все-таки вырос от уровня 2009 года на 3,7%, что даже выше запланированного прогнозом роста в 2%.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На отчет об исполнении областного бюджета за 2010 год Общие положения

    Публичный отчет
    Заключение Контрольно-счетной палаты Брянской области (далее - Контрольно–счетная палата) на отчет администрации Брянской области об исполнении областного бюджета за 2010 год подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
  2. Пояснительная записка к отчету об исполнении областного бюджета за 2007 год

    Пояснительная записка
    Исполнение областного бюджета за 2007 год осуществлялось в соответствии с Законом Ярославской области 12 декабря 2006 г. № 100-з «Об областном бюджете на 2007 год» и постановлением Администрации области от 23.
  3. Итоги законотворческой работы курганской областной думы пятого созыва (2011 год)

    Закон
    Информационно-аналитический материал подготовлен аналитическим отделом аппарата Курганской областной Думы на основании материалов Курганской областной Думы, Правительства Курганской области, территориальных органов федеральных органов
  4. Годовой отчет Открытого акционерного общества «кузнецов» за 2010 год

    Публичный отчет
    Согласно распоряжению Правительства № 1446-р от 4 октября 2008 года Российской Федерацией в отношении ОАО «КУЗНЕЦОВ» используется специальное право на участие в управлении обществом (Устав ОАО «КУЗНЕЦОВ» статья 9).
  5. Отчет о работе контрольно-счетной палаты (1)

    Публичный отчет
    В 2009 год все участники бюджетного процесса в Ленинградской области вступили в условиях набиравшего обороты экономического и финансового кризиса, факторы которого в период формирования бюджетов всех уровней на 2009 год и на плановый

Другие похожие документы..