Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, задания для контрольной работы, перечень вопросов к зачету и список основной литератур...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 26 декабря 2005 г. в 14.00 час на заседании диссертационного совета Д 212.265.01 при Томском государственном архитектурно-строительн...полностью>>
'Программа'
Приём терапевта 3 10. Первичный осмотр стоматолога 1 11. Консультация гинеколога 1 1 . Консультация невролога 1 Рекомендуемое количество процедур в д...полностью>>
'Документ'
В работе рассмотрена методика выбора наиболее оптимального алгоритма обработки изображений в зависимости от вида этих входных изображений (на примере...полностью>>

Менеджмент в кросс-культурной среде

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова»

Факультет - Магистратура

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент в кросс-культурной среде

Образовательная ступень - магистр

Москва, 2008

Составители: к.э.н. Штыхно Дмитрий Александрович

Блинова Екатерина Артуровна

Рецензент: _______________________________________________________

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

________________________________________________________________

(наименование организации, где работает рецензент)

Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью во второй половине XX столетия и новой моделью развития традиционной мировой экономики, приобретает все больший вес и влияние. Однако вопреки прогнозам глобализация не приводит к стиранию культурных различий, скорее, наоборот, она усиливает национальное и культурное разнообразие в современном мире, являющееся основой разнообразия национальных моделей менеджмента. Наблюдается культурная и национальная дифференциация общества, проявляющаяся в межцивилизационных, межконфессиональных и межэтнических конфликтах. Становится очевидно, что учет культурно-институциональных различий в менеджменте позволяет достичь успеха в глобальной конкуренции, в которую вовлечены фирмы, страны, культуры и цивилизации. Культурно-институциональное разнообразие вполне может способствовать достижению корпоративных целей. Таким образом, общие тенденции глобализации экономики и развития информационных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов культуры в обеспечении конкурентоспособности стран и фирм делают актуальным сравнительный анализ национальных моделей менеджмента.

Методический пакет составлен на основании Учебного плана подготовки магистров по направлению 0805000 "Менеджмент" и по направлению 080100 "Экономика" магистратуры РЭА им. Г.В. Плеханова

Рабочая программа утверждена на заседании Совета Магистратуры, протокол № ____ от «____» ____________ 200 _ г.

Председатель Совета ________________ Сагинова О.В.

(подпись)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель дисциплины 4

1.2. Учебные задачи дисциплины 4

1.3. Методы преподавания дисциплины 4

1.4. Место курса среди других дисциплин учебного плана 5

1.5. Требования к уровню освоения содержания 5

1.6. Формы контроля 6

2. Содержание программы учебной дисциплины 8

Тема 1. Культуры и цивилизации 8

Тема 2. Культура в сравнительном менеджменте 9

Тема 3. Кросс-культурная коммуникация 11

Тема 4. Страновые и региональные особенности менеджмента 13

Тема 5. Кросс-культурная кооперация 15

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 17

3.1. Литература 17

3.2. Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов 20

3.3. Тематика курсовых работ по дисциплине 21

3.4. Виды и задания для научно-исследовательской работы 23

3.5. Пример теста по дисциплине 25

4. Тематический план изучения дисциплины 31

5. Кейсы для изучения 32

Исследования по методике Хофстеда для России 32

Связь японского менеджмента с политикой реформ в Японии 35

1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель дисциплины

Цель дисциплины – дать понимание закономерностей взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера, предложить практические рекомендации по управлению мультинациональным коллективом.

1.2. Учебные задачи дисциплины

  • определить роль культуры в глобальном цивилизационном пространстве;

  • изучить феномен культуры в разрезе его влияния на менеджмент;

  • раскрыть теоретические основы, виды и основные проблемы в кросс-культурной коммуникации;

  • рассмотреть страновые и региональные особенности менеджмента;

  • определить способы управления мотивацией и коммуникацией в кросс-культурной кооперации.

1.3. Методы преподавания дисциплины

Предусматриваются следующие методы изучения дисциплины:

  • интерактивные лекции;

  • семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

  • письменные и/или устные домашние задания;

  • кейс-стади;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

Также предусматривается использование следующих видов научно-исследовательской работы (НИР):

Виды научно-исследовательской работы

Объем в часах на студента

Курсовая работа (проект)

80

Научный семинар, круглый стол

40

Аналитический обзор, реферат, дайджест

40

Публикация в Плехановских чтениях или других конференциях, эссе (без доклада)

10

Публикация в Плехановских чтениях или других конференциях, эссе (с докладом)

20

Подготовка кейса

20

1.4. Место курса среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина предназначена для студентов магистратуры 1 года обучения. Дисциплина основывается на знаниях, полученных при изучении общего менеджмента на уровне бакалавриата (специалитета) и организационного поведения.

1.5. Требования к уровню освоения содержания

После прохождения курса студент должен -

а) знать:

  • концепции национальной культуры как источника ценностей и норм, структуру национальной культуры, основные типы ценностных ориентации, процесс формирования норм культуры и их динамику, проблемы взаимного восприятия культур, опасности стереотипизации при восприятии национальной культуры;

  • характеристики (параметры) национальной культуры и формы их проявления в бизнес-культуре: природа, время, язык и система мышления, действие, коммуникации, пространство, отношение к власти, структуризация;

  • национальные особенности межличностных коммуникаций, влияние характеристик культуры на процесс коммуникаций, соотношение вербальных и невербальных коммуникаций, национальные особенности переговорного процесса;

  • культурологические и историко-географические традиции и различия в мотивации и отношении к труду в разных странах, применимость западных теорий мотивации в России и в странах с неамерикано-европейскими культурными традициями;

  • национальные особенности управления, лидерства и корпоративной культуры в США, отдельных странах Европы, Ближнего и Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии;

  • особенности управления многонациональными корпорациями (МНК) и совместными предприятиями (СП).

б) уметь:

  • анализировать параметры модели национальной культуры и бизнес-культуры ведущих стран (регионов) мира.

  • учитывать национальные особенности межличностных коммуникаций;

  • планировать и обеспечивать односторонний и многосторонний международный деловой переговорный процесс;

  • учитывать культурологические различия в организации и мотивации труда, подборе персонала, подготовке и переподготовке кадров в различных бизнес-культурах;

  • анализировать и проектировать корпоративную культуру в условиях мультикультурализма;

  • применять теории ситуационного лидерства в различных бизнес-культурах

  • переносить эффективные методы и приемы менеджмента национальных бизнес-культур в российские условия;

  • использовать типажи организационных структур и их элементы в деятельности многонациональных корпораций, принимать решения, связанные с конкретными типами структур;

  • анализировать конкурентные стратегии МНК в связи с особенностями национальной бизнес-культуры ведущих стран.

1.6. Формы контроля

Согласно Учебному плану, по дисциплине предусмотрена сдача экзамена.

Экзамен проводится письменно, в форме теста. Тест рассчитан на 80 минут и включает следующие типы вопросов:

а) истина/ложь (верно/неверно, согласен/не согласен), возможно, с объяснением;

б) множественный выбор (1 вариант из 4-х);

в) соответствие двух списков – терминов и их определений;

г) короткий ответ (вписать пропущенный термин/выражение);

д) короткий список (указать 3-4 характеристики явления, примера, критерия и т.п.);

е) короткое эссе.

Итоговая оценка выставляется после того, как дисциплина пройдена в полном объеме согласно Учебному плану и определены результаты по всем формам контроля знаний по данной дисциплине. Итоговая оценка выставляется в соответствии со следующей шкалой (в %% от максимально возможной суммы баллов по всем формам контроля):

- менее 50% - неудовлетворительно (незачет);

- от 50% до 64% - удовлетворительно (зачет);

- от 65 до 79% - хорошо (зачет);

- от 80% до 100% - отлично (зачет).

2. Содержание программы учебной дисциплины

Тема 1. Культуры и цивилизации

Цель темы – определить и иллюстрировать основные понятия сравнительного менеджмента – "культура" и "цивилизация", показать их взаимосвязь, раскрыть роль религии как основы духовной культуры и цивилизаций.

Примерный объем темы – 6 часов.

Содержание темы:

Понятия "культура" и "цивилизация".

Определения "культуры". Феномен культуры и его проявления. Функции культуры. Типология культуры. Генезис культуры. Определение "цивилизации". Возникновение древнейших цивилизаций. Межцивилизационные войны и культура. Система ценностей в динамике и диалоге цивилизаций. Перспективы взаимодействия и судьбы цивилизаций в XXI веке.

Религия как форма культуры.

Обзор религий. Религия как часть национальной культуры. Религия как форма духовной культуры. Основные компоненты религии: вера, отношение к Богу, вероучение, культ, организация верующих. Функции религии. Типология религий. Распространенность различных религий. Мировые религии: буддизм, христианство: католицизм, православие, протестантизм, ислам – возникновение, суть вероучения, основные направления, социальная доктрина и право. Национальные религии: религии Индии, Китая, Японии, Ирана, Иудаизм.

Локальные цивилизации в глобальном цивилизационном пространстве.

Глобализация экономики: факторы, тенденции, противоречия. Тенденции экономической динамики локальных цивилизаций. Локальные цивилизации в глобальной экономике. Многомерная геоцивилизационная модель. Влияние глобализации на социокультурный облик локальных цивилизаций.

Литература:

1, 4, 7, 8, 12, 13, 14, 18, 19, 22

Вопросы для самопроверки:

  1. Приведите несколько определений культуры.

  2. Какие существуют подходы к изучению культуры и в чем заключается их сущность?

  3. В чем состоит феномен культуры и как он проявляется?

  4. Укажите основные функции культуры.

  5. Дайте определение культурным ценностям.

  6. Приведите три основных значения термина "цивилизация".

  7. Как Вы оцениваете перспективы взаимодействия цивилизаций.

  8. Укажите основные мировые религии и их характеристики.

  9. Укажите основные национальные религии и их характеристики.

  10. Охарактеризуйте влияние глобализации на социокультурный облик локальных цивилизаций.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Определение "культуры" Э. Тайлора.

  2. Значение термина "культура" в трудах С. Пуфендорфа.

  3. Прогнозы демографической службы ООН по динамике численности Земли до 2050 г.

  4. Исследования социокультурных циклов в глобальном масштабе П. Сорокина.

  5. Религия и свободомыслие. Религия и атеизм в современном мире.

Тема 2. Культура в сравнительном менеджменте

Цель темы – изучить теории культуры, классификации деловых культур и показать взаимосвязи национальных и деловых культур.

Примерный объем темы - 22 часа.

Содержание темы:

Сравнительный менеджмент как раздел менеджмента.

Подходы к изучению сравнительного менеджмента: социально-экономический, экологический, поведенческий, эмпирический. Предмет изучения сравнительного менеджмента. Взаимосвязь сравнительного менеджмента с кросс-культурным и международным менеджментом и международным бизнесом. Развитие изучения сравнительного менеджмента в России.

Теории культуры и классификации деловых культур.

Теория культурных универсалий Дж. Мэрдока. Системный подход к культуре – модель П.Р. Харриса и Р.Т. Морана, модель Т.Н. Глэдвина и В. Терпстра. Ценностный подход к культуре – теория западных базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича, теория внутреннего содержания личности Г.В. Оллпорта, П.Е. Вернона и К. Линдзи. Классификации деловых культур. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры. Исследования Е. Холла по восприятию времени в разных культурах: монохронные и полихронные культуры. Классификация деловых культур Р. Льюиса: моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Классификация деловых культур Х. Триандиса по восприятию информации.

Исследования Г. Хофстеде.

Цель и методология исследования. Параметры национальных культур, выявленные в ходе исследования: индекс "дистанция власти", индекс "индивидуализма", индекс "маскулинности", индекс "избежание неопределенности", индекс "долгосрочной ориентации". Связь значений индексов и общих норм поведения. Влияние значений индексов на организационное поведение. Организационные модели Г. Хофстеде: "пирамида людей", "смазанная машина", "деревенский рынок", "семья".

Исследования Ф. Тромпенаарса.

Цель и методология исследования. Культурные измерения отношений между людьми: универсализм – специализация, индивидуализм – объединённость, аффективность (нейтральность – эмоциональность), диффузные и специальные культуры, культуры достижений и культуры принадлежности к группе. Культурные различия в понимании времени и отношению к нему: последовательное и синхронное восприятие, ориентация на прошлое, настоящее или будущее. Культурные различия по отношению к окружающему миру: внутренне управляемые и внешне управляемые. Организационные модели Ф. Тромпенаарса: "Эйфелева башня", "Управляемая ракета", "Икубатор", "Семья".

Кластеризации культур. Культура и стили руководства.

Кластеризация Ронена и Шенкара. Кластеризация Тромпенаарса. Модель культурных типов Льюиса. Конвергенция и дивергенция деловых культур. Теоретические модели управления Фармера – Ричмена и Негандхи – Прасада. Факторы формирования стилей руководства: система ценностей, интенсивность потребностей, картина мира, процесс познания, отношение к риску, межличностное общение. Стиль принятия решений: директивный и партисипативный. Лидерство в кросс-культурном аспекте.

Литература:

1, 2, 4, 5, 10, 11, 19, 20, 22, 26

Вопросы для самопроверки:

  1. Чем вызвана необходимость сравнительного анализа национальных моделей менеджмента?

  2. Что изучает сравнительный менеджмент и как его предмет изучения соотносится с другими дисциплинами? Каковы основные подходы к сравнительному менеджменту?

  3. Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?

  4. Почему важнейшим критерием классификации культур Р. Льюис выбрал отношение ко времени?

  5. Как на практике проявляются различия в национальных культурах, выявленные Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарсом?

  6. Какие выводы можно сделать из исследований Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса относительно решения проблем межкультурного взаимодействия и менеджмента в кросс-культурной среде?

  7. Какие проблемы осложняют выделение кластеров стран со схожей культурой?

  8. Какие факторы определяют национальные различия в стиле руководства?

  9. Каков механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?

  10. Какие методы влияния на подчиненных эффективны в культуре вины, а какие – в культуре стыда?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Исследования Е. Холла: организация коммуникаций, способ разрешения конфликтов, отношение к пространству и времени.

  2. Исследования системы ценностей Дж. Энгланда.

  3. Исследования интенсивности потребностей Б.М. Басса и П. Бургера.

  4. Подходы к трудовым отношениям в исследованиях Дж. Диксона.

Тема 3. Кросс-культурная коммуникация

Цель темы – показать сложность и необходимость кросс-культурной коммуникации в условиях глобализации, объяснить сущность двух подходов к исследованию кросс-культурной коммуникации, указать способы решения проблем понимания.

Примерный объем темы - 12 часов.

Содержание темы:

Теоретические основы кросс-культурной коммуникации.

Культура и поведение: факторы поведения, основные характеристики эмпатии. Культура и ценности: четыре основные сферы культурных ценностей, формы культурных ценностей. Понятие и основы кросс-культурной коммуникации. Структура кросс-культурной коммуникации. Кросс-культурный шок и ошибки коммуникации. Невербальные коммуникации и ошибки общения. Кросс-культурный шок: симптомы, причины, фазы и преодоление. Аккультурация. Модель освоения "чужой культуры" М. Беннета.

Виды кросс-культурной коммуникации.

Вербальная коммуникация: сущность, специфика, формы, стили, контексты. Невербальная коммуникация: сущность, специфика, кинексика, окулистика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика. Паравербальная коммуникация: сущность и средства.

Проблемы понимания в кросс-культурной коммуникации.

Сущность и детерминирующие факторы процесса восприятия: основные элементы, фактор первого впечатления, фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к нам. Культура и восприятие: различия в восприятии культуры, восприятие и интерпретация культуры. Кросс-культурные конфликты и пути их преодоления: возникновение межкультурных конфликтов, стратегии разрешения конфликтов. Межличностная привлекательность в кросс-культурной коммуникации: понятие и детерминанты межличностной привлекательности, внешние факторы привлекательности (потребность в поддержании отношений, эмоциональное состояние, пространственная близость), внутренние факторы привлекательности (физическая привлекательность, стили общения, сходство, личное отношение). Атрибуция в кросс-культурной коммуникации: понятие и сущность атрибуции, ошибки атрибуции и их влияние на процесс кросс-культурной коммуникации. Стереотипы восприятия в кросс-культурной коммуникации: понятие и сущность стереотипа, генезис стереотипов, функции стереотипов, значение стереотипов для кросс-культурной коммуникации. Предрассудки в кросс-культурной коммуникации: понятие и сущность предрассудка, механизм формирования предрассудка, типы предрассудков, корректировка и изменение предрассудков.

Литература:

1, 2, 3, 4, 11, 15, 16, 18, 19, 22

Вопросы для самопроверки:

  1. Укажите факторы, которые являются детерминантами практического поведения людей.

  2. Объясните сущность понятия "эмпатия" и ее основные характеристики.

  3. Укажите четыре основные сферы и формы культурных ценностей.

  4. Укажите этапы работы по сокращению уровня неопределенности в кросс-культурных контактах.

  5. Опишите содержание фаз культурного шока.

  6. Дайте характеристику основным формам аккультурации.

  7. Опишите формы вербальной коммуникации и ее стили.

  8. В чем состоит сущность "двойной природы" невербальных коммуникаций?

  9. Приведите примеры ошибок понимания в невербальной коммуникации.

  10. Приведите примеры культурноспецифицечких особенностей паравербальной коммуникации.

  11. В чем состоит сущность различных стратегий разрешения конфликтов?

  12. Дайте характеристику и приведите примеры ошибок атрибуции в кросс-культурной коммуникации.

  13. В чем состоят корни стереотипов в кросс-культурной коммуникации и как их преодолевать?

  14. Поясните разницу между стереотипами и предрассудками в межкультурной коммуникации.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Исследования Э. Холла относительно зон коммуникации.

  2. Связь основных типов телосложения с психологическими особенностями человека.

  3. Исследования К. Делхеса о причинах коммуникационных конфликтов.

  4. Правил эффективной межкультурной коммуникации Г. Триандиса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Маркетинг в кросс-культурной среде

    Документ
    Процесс глобализации не поддается искусственному сдерживанию и является очередным этапом в развитии человечества. Классические учебники и курсы по маркетингу, хоть и описывают компании, оперирующие за рамками своих национальных границ
  2. Кросс-культурные коммуникации

    Документ
    Процесс глобализации не поддается искусственному сдерживанию и является очередным этапом в развитии человечества. Классические учебники и курсы по маркетингу, хоть и описывают компании, оперирующие за рамками своих национальных границ
  3. Рабочая программа учебной дисциплины "Современные мировые концепции менеджмента" Направление подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Рецензент: 1. Боронина Елена Владиславовна, зам. Генерального директора по инвестициям ОАО "Государственная страхования компания ЮГОРИЯ",кандидат эк.
  4. Цель программы «Мастер делового администрирования»

    Программа
    на оказание услуг по обучению руководителей и специалистов предприятий,относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы, по программе «Мастер делового администрирования»со специализацией «Маркетинг и управление
  5. Программа наименование дисциплины кросскультурный менеджмент рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

    Программа
    Цель дисциплины «Кросскультурный менеджмент» – формирование кросскультурного подхода к ведению бизнеса в современных условиях глобализации в целях повышения эффективности управленческой деятельности и применение полученных знаний на практике.

Другие похожие документы..