Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Бюллетень'
Бюллетень новых поступлений: для специалистов сферы культуры, искусства, образования / ПГКУБ им. А. М. Горького, Информационный центр "Культура&...полностью>>
'Документ'
Современные теории мировой торговли. Формы развития мировой торговли и внешнеторговые операции. Основные условия и методы международной торговли....полностью>>
'Закон'
ст. 9 - в рабочих программах учебных курсов и предметов отсутствуют материалы, обеспечивающие контроль качества подготовки обучающихся (контрольные и...полностью>>
'Статья'
В частности, он коснулся и вопросов налогообложения операций с отчуждением недвижимости и транспортных средств. Однако спешим успокоить - почти все на...полностью>>

Муниципальное общеобразовательное учреждение (65)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Идея самореализации (реализации индивидуальных склонностей и способностей)

«Человек - это возможность» - цитата, которая давно и прочно сопровождает жизнь Лицея.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ как стремление к осуществлению возможностей(потенций) изначально присутствует в человеке. Самореализация - потребность роста (потребность человека в росте).

По А.Маслоу : самореализация – высший уровень в иерархии потребностей человека, «желание человека самоосуществиться, его стремление стать тем, чем он может быть».

  • Идея толератности. Ценность другого.

Многие формы образовательной деятельности (например, проектная деятельность) построены на принципах партнерства.

  • Идея открытого образования. Ценность эффективного использования возможностей

Вокруг существует огромное множество возможностей построения образа себя

  • Идея свободы и ответственности.

  • Ценность интеллектуального.

Третье - Психологические особенности возраста.

Особенности психического развития.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что молодой человек стоит в этот период перед необходимостью решить важную задачу – профессионально самоопределиться, сделать реальный (а не на уровне размышлений, фантазий и мечтаний) выбор.

Задача выбора будущей профессии, или профессионального самоопределения не может быть успешно решена вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее или, говоря совсем современным языком, самоменеджментом.

Здесь можно сделать ссылку на слова известного нашего психолога Л.И.Божович, которая обращенность в будущее, построение жизненных перспектив считала аффективным центром жизни старшеклассников.

В юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить, Обращенные к себе в процессе самоанализа(рефлексии) вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементами социально-нравственного или личностного самоопределения. Такое представление во вмогом сходно с понятием идентичности (по Э.Эриксону), понимаемой как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Идентичность – это чувство адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. Многие психологи готовность к самоопределению рассматривают как основное новообразование, характеризующую раннюю юность.

Поскольку обучение в Гуманитарном лицее начинается с 9 класса (что соответствует юношескому возрасту), в своей практике мы ориентируемся на следующие основные психологические характеристики юношеского возраста:

  • Обретение чувства личной тождественности и целостности (идентичности)

  • Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

  • Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

  • Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Личностное самоопределение и профессиональное самоопределения – являются ключевыми. Это вызывает необходимость еще раз уточнить современное понимание сущности профессионального самоопределения личности. В настоящее время оно трактуется как развитие личности в качестве субъекта деятельности, а интегративным критерием профессионального самоопределения является внутренняя готовность личности к осознанному и самостоятельному планированию, коррекции и реализации перспектив своего развития.

1.3 МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Модель мониторинга включает в себя несколько взаимодополняющих направлений:

Мониторинг знаний (учебной успешности)

Мониторинг эффективности преподавательской деятельности

Мониторинг психологических условий

Мониторинг психологических характеристик личности (с которыми, над формированиями которых работает данная инновационная программа)

Мониторинг эффективности использования средств, методов и форм

Мониторинг знаний (Мониторинг учебной успешности) учащихся представляет собой процедуру измерений, предназначенных для формирования рейтинговой оценки знаний (учебной успешности) как отдельного учащегося, так и групп обучающихся в целом на определенном временном интервале. Мониторинговая система оценки знаний учащихся может быть определена как конкретное средство для определения расхождения между образовательным процессом и его целями. Она включает в себя следующие элементы:

  • фиксирование (индикацию) долговременных учебных линий, охватывающих несколько последних лет данной ступени обучения, с конкретными конечными или промежуточными целями для различных курсов;

  • конкретный набор тестовых инструментов для реализации системы регистрации результатов учебного процесса - для отдельного субъекта процесса обучения или для группы обучающихся;

  • индикацию стандартов для оценки динамики оценки успешности учащихся.

Мониторинг эффективности преподавательской деятельности и корректировка организации педагогического процесса предполагает

  • Изучение и выявление профессионально значимых личностные качеств и профессиональных умений ( мотивации, педагогическое мышления, рефлексивных, коммуникативных, организаторских, перцептивных способностей, стремления и способности к личному и профессиональному саморазвитию…),

  • изучение профессиональной компетентности педагогов

  • Изучение динамики успешности выпускников ( востребованность выпускников, уровень их адаптивности, характеристики карьерного роста).

  • организация процесса обучения ((возможность построения индивидуального образовательного маршрута, гибкость, сочетание теоретической и практической подготовки, лекций, семинаров и практических занятий, использование современных подходов, методов и средств обучения

Используемые формы и методы: опросы, тестирование

Мониторинг психологических условий

Наш опыт показывает, что в инновационной практике особую формирующую функцию несут условия (уровень адаптированности, уровень тревожности, статус в группе, самоощущение в коллективе и др), в которых осуществляется инновационная деятельность. Поэтому мониторинг должен быть чувствителен к моментам качественных изменений условий. Мониторинг условий может включать в себя:

  • Мониторинг отношений в образовательной системе (ученик-учитель, учитель-учитель, ученик-ученик, учитель-родитель)

  • Мониторинг отношений к образовательной системе (отношения самих учащихся, отношения их родителей, выпускников, общественности, СМИ и т.д.)

  • Изучение динамики эмоционального фона в течение учебного года (в том числе, в различных нетрадиционных образовательных ситуациях или формах)

Используемые формы и методы: опросы учащихся, родителей, педагогов, выпускников Социометрические процедуры (в том числе и игровые), наблюдение

Мониторинг психологических характеристик личности (с которыми, над формированиями которых работает данная инновационная программа)

Психологический мониторинг мы рассматриваем, во-первых, как систему информационного сопровождения инновационного образовательного процесса, где для эффективной и тщательной работы с каждым учащимся просто необходимо учитывать как особенности его когнитивной сферы (особенности интеллекта – как этот человек получает, хранит и использует информацию), так и факторы личностного характера, которые могут помогать (или мешать) процессу образования (особенности мотивации, межличностных отношений, особенности самоотношения и самооценки, особенности организации эмоционально-волевой сферы и т.д.) С другой стороны, отслеживание динамики изменения характеристик дает нам возможность описывать и анализировать результаты. Причем, если выстраивать мониторинг в режиме сравнительного лонгитюда (в том числе и с другими образовательными учреждениями), то можно получить важные, интересные и, зачастую, неожиданные данные, которые дают другое понимание дальнейшего профессионального пути.

Важное замечание: для описания результативности инновационной системы выбор параметров для изучения динамики особенностей личности определяется, исходя из приоритетных образовательных целей и задач.

Используемые формы и методы: диагностика осуществляется с использованием тщательно отобранных стандартизованных психологических методик, отвечающих требованиям валидности и надежности.

На протяжении нескольких лет мы используем лонгитюдную модель мониторинга в режиме «вход-выход». (см. приложение)

Мониторинг эффективности использования средств, методов и форм (с одной стороны, каким становится человек, проходя через такие образовательные формы, а с другой - благодаря чему происходили самые значительные изменения)

Используемые формы и методы: опросы учащихся, контент-анализ рефлексивных текстов учащихся, экспертные оценки, самооценка учащихся

Из опыта проведения мониторинговых измерений: Методические рекомендации

Психолого-педагогическая диагностика носит комплексный характер. Речь идет о совокупности действий по определению предмета исследования, систематизации его признаков и их сравнению, интерпретации полученных результатов, прогнозировании решения. Главным в цепи этих действий является первое – определение предмета исследования (измерения). Что именно подлежит «распознаванию», анализу и оценке, какие качества, характеристики, особенности и т.п.? Ответ на этот вопрос позволяет подобрать адекватный диагностический инструментарий.

Базовые требования к измерению

Проведение диагностических процедур с использованием психологических тестов должно отвечать требованиям валидности и надежности применяемых методик.

Валидность (обоснованность измерения: измеряется то, что хотели измерить)

Надежность измерения (постоянство и повторяемость результатов измерения одних и тех же свойств, которые контролируются в одинаковых условиях)

Формы и методы диагностики

наблюдение

промежуточные и итоговые аттестации учащихся (тестирование, зачет, экзамен, рейтинг)

анализ документов, продуктов деятельности, рефлексивных текстов

использование стандартизованных процедур

Использование стандартизованного инструментария. Разработка диагностических материалов

При проведении диагностических процедур в рамках мониторинга может быть использован как уже существующий инструментарий (психологические тесты, тесты знаний), так и возможна разработка собственных методик – опросников, анкет. (см.Приложение)

Обработка результатов диагностики
Результат диагностики можно сравнить:
-с результатами других (социальная норма)
-с прежними результатами (индивидуальная норма)
-c поставленными целями (предметная норма).

Приложение 3.

Старшая школа. Программа курса повышения квалификации педагогических работников

Рецензенты: Ушаков К.М.,

Ковалева Т.М.

Старшая школа занимает особое место в системе образования человека, поскольку, с одной стороны, является итогом школьного (т.е. "общего") образования, а с другой стороны, подготавливает человека к самостоятельному продуктивному решению задач на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности.

Предлагаемая образовательная программа повышения квалификации "Старшая школа" направлена на подготовку кадров к решению инновационных задач, стоящих перед старшей школой.

ПРеамбула

Образовательная программа "Старшая школа" предусматривает повышение квалификации по направлениям:

  1. Организация учебного процесса в старшей школе;

  2. Особенности обучения в старшей школе (по предметам: география, естествознание, химия, ,математика, английский язык, русский язык, удмуртский язык);

  3. Педагогическое проектирование;

  4. Психологическое сопровождение в старшей школе;

  5. Тьюторство.

Принципы организации учебного процесса:

  • деятельностный подход к организации учебного процесса;

  • индивидуализация учебного процесса;

  • технологичность процесса обучения.

Деятельностный подход к организации учебного процесса предусматривает следующую специфику учебного плана:

    1. увеличение доли самостоятельной работы, семинарских и практических занятий в противовес лекционным формам обучения;

    2. закрепление обязательности предъявления результата (продукта) практической деятельности, осуществленной в ходе стажировки, как условие аттестации (сертификации) слушателя.

Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности выбора слушателями

  1. специализации;

  2. темы и формы предъявления курсовой работы;

  3. места и способа прохождения стажерской практики;

Технологичность процесса обучения достигается благодаря

  1. модульной организации учебного плана (в каждой специализации выделяются 4 учебных модуля: установочный семинар "Введение в Старшую школу", установочный семинар специализации, "Стажерская практика", "Итоговое мероприятие");

  2. использованию в учебном процессе образовательных технологий ("Образовательная картография", ''Исследование'', ", ''Проектирование'', информационные технологии и др.

Курсы повышения квалификации предполагают участие слушателей в следующих учебных модулях: в двух установочных семинарах ("Введение в Старшую школу" и "Введение в специализацию"), стажерской практике и итоговом мероприятии специализации.

Учебный план

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ повышения квалификации

"Старшая школа"

Модули

Количество часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практ. занятия

  1. Установочный семинар "Введение в Старшую школу"

24

10

14

2) Установочный семинар специализации

24

10

14

  1. Стажерская практика

16

16

  1. Итоговое мероприятие специализации

8

8

Защита курсовой работы

Итого

72

20

52

Учебный план Образовательной программы "Старшая школа" формируется с учетом индивидуальных учебных планов слушателей, которые составляются на основе выбора

  • специализации;

  • места и способа прохождения стажерской практики;

  • формы предъявления результатов.

Учебный график

Первая

неделя

Вторая

неделя

Третья

неделя

Четвертая неделя

Пятая

неделя

Шестая

неделя

Установочный семинар "Введение в Старшую школу"

(3 дня, 24 часа)

Установочный семинар специализации

(3 дня, 24 часа)

Стажерская практика

16 часов

Самостоятельная

работа

Итоговое мероприятие

специализации

(1 день, 8 часов)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Установочный семинар «Введение в старшую школу»

Условием вхождения в ту или иную программу специализации "Тьюторство", "Педагогическое проектирование", "Организация учебного процесса в старшей школе", "Психологическое сопровождение в старшей школе", "Особенности обучения в старшей школе (по предметам: география, естествознание, химия, математика, нглийский язык, русский язык, удмуртский язык)" является самоопределение слушателей относительно своей специализации в рамках образовательной программы "Старшая школа". Это самоопределение происходит в результате работы слушателей на первом установочном семинаре "Введение в Старшую школу", который является обязательным для всех слушателей курсов повышения квалификации, независимо от выбранной в дальнейшем специализации.

Цели и задачи семинара: ввести слушателей в проблематику Старшей школы, познакомить с основными способами педагогической деятельности, организации курсов повышения квалификации по данной образовательной программе.

В ходе установочного семинара происходит презентация образовательной программы, образовательных модулей, дополнительных образовательных услуг.

Итог: самоопределение слушателей относительно данных курсов и выбранной специализации (рефлексивный текст).

Виды деятельности

Часы

1.

Лекции

10

2.

Семинары-практикумы, пленарные заседания

6

3.

Презентации образовательной программы, учебного плана и учебных программ специализаций

2

4.

Работа в группах

4

5.

Самостоятельная работа

2

Всего:

24

учебная Программа установочного семинара

«введение в старшую школу»

День 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение (31)

    Доклад
    Прошлый учебный год был отмечен существенными изменениями в структуре организации и функционирования СОШ № 15 как ОУ. На основании решения учредителя начальные классы и педагоги бывшей СОШ № 20 были переведены в СОШ № 15, 4 класса
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение (82)

    Документ
    Климатические и экономические условия. Поселок Уральский – закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО)- расположен в лесистой местности на границе Белоярского и Сысертского районов Свердловской области в 30-ти км юго-
  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение (92)

    Реферат
    Публичный доклад рассматривается нами как одно из основных средств развития общественного участия в управлении образованием, комплексной модернизации системы образования.
  4. Муниципального общеобразовательного учреждения (5)

    Документ
    Лицензия регистрационный номер № 039401, дата выдачи 21 декабря 2004 года. Выдана Министерством образования Республики Мордовия. Срок действия лицензии 21 декабря 2009 г.
  5. Муниципальное общеобразовательное учреждение (52)

    Документ
    Состояние системы образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе №19»по итогам 2009-2010 учебного года: ПЕРМЬ.

Другие похожие документы..