Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
5 1 4,8 5,1 49,7 348,4 Узбекистан 4 1 ,0 9 ,1 1314,7 1 7,7 901,3 Інші країни світу 80848,7 13 ,1 3199 8,0 13 ,0 39079,3 Європа 01089, 135,1 35 40,3 1 ...полностью>>
'Книга'
Книга зарегистрирована в Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан.Свидетельство о государственной ...полностью>>
'Документ'
Система оцінювання знань та визначення рейтингу студентів має за мету стимулювання систематичної та самостійної роботи студентів денної форми навчанн...полностью>>
'Литература'
31.А. Куприн «Белый пудель»32.Н. Кун «Мифы и легенды Древней Греции»33.Г.Х. Андерсен «Снежная королева»34.Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»35.В....полностью>>

Как составить конспект урока русского языка. Конспект урока

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литература

  1. Филиппов Ю. В. Социализация этноса. Н.Новгород, 1997.

  2. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

  3. Этническая психология. М., 1984.

  4. Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 2. Новосибирск, 1997.

Особенности преподавания русского языка в национальной школе.

  1. Русский язык – часть национальной культуры, средство человеческого общения.

  2. Исследования над языком и формирования национального самосознания.

  3. Введение регионального компонента. Региональный компонент. Традиционные задачи преподавания русского языка в школе.

  4. Родной язык – важная часть жизни.

Методика преподавания русского языка в школе.

Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся. Думается, необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков – по многим причинам.

Во-первых, очень остро сейчас стоит вопрос, связанный с мировоззрением, а значит и вопрос о родном языке как факторе национального самосознания. Родной язык и речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова.

Во-вторых, самое характерное устремление сегодняшнего дня – поиск путей гуманизации общества и гуманитаризации школьного обучения. Подход с этих позиций можно выразить словами К. Д. Ушинского: “ в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка”. Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на наших уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Вот что писал о языке К.Д. Ушинский: “Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое”.

Русский язык – живой, естественный язык – важное средство человеческого общения. Свободная речь ученика и учителя должна постоянно звучать на уроках.

Иными словами, на уроках русского родного языка формируется языковая личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.

Возможно ли достижение этой цели в школьном обучение родному языку? Если результат не достигается, то родной язык не осознается как материальная духовная ценность народа. Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность. Однако субъективная потребность в языке может быть сильно снижена из-за ограниченности социальной сферы его применения и из-за отсутствия интереса к нему. Поэтому создание интереса к изучению родного языка – это по-прежнему один из злободневных вопросов преподавания нашего предмета. Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости, особое эмоциональное отношение к этому. На родном языке, через родную речь дети узнают реалии национальной жизни, через устную и письменную формы языка приобщаются к культурному наследию народу, через учебный предмет “русский язык” осваивают нормативные традиции и закономерности языка. И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого и естественного. Суть решаемой задачи состоит в том, чтобы поднять роль сознательного начала, быть взыскательнее в требованиях к языковым знаниям и речевым умениям носителей языка.

Стержнем учебной работы по освоению языка должна быть притягательная сила родного языка. Учащимся следует усвоить, что родной язык – ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры. У истоков русского литературного языка стояли такие гиганты, как Ломоносов и Пушкин. Без хорошего знания родного языка нельзя стать культурным человеком.

Ставя задачи не только образования, но и воспитания языковой личности, учитель может, во-первых, представить язык как оправдывающую себя систему, обеспечивающую плодотворное общение на совершенном этапе развития общества; во-вторых, с помощью исторического комментария проиллюстрировать особенности и закономерности отечественного языка; в-третьих, сориентировать учащихся на естественную, свободную речь на родном языке в разных условиях общения. Раскрытию вопроса о национальном языке могут быть посвящены вводные уроки (5 – 9 классы) и обобщающие уроки (9 класс) на тему “Общие сведения о языке. Русский язык, его самобытность и тенденции развития”. Но этого не достаточно. Вводные уроки и уроки обобщения лишь обрамление необходимой огромной работы по языку в школе. Идея формирования национального самосознания связана с реализацией ряда важных функций сознания: познавательной, оценочной, мобилизующей, коммуникативной и защитной.

Для воспитания национального самосознания важно рассказать учащимся о борьбе за чистоту языка и палитре мнений спорящих. Имена ученых – лингвистов и писателей, чьи труды способствовали развитию языка, могут быть названы на вводных уроках, усвоены при работе над специальными текстами, включенными в уроки в течение учебного года. Высказывания писателей о русском языке как одном из самых богатых и выразительных языков мира содержат учебники по русскому языку.

Можно обратить внимание учащихся на то, что язык – важнейший признак принадлежности человека к определенной национальности.

Формированию четко осознаваемой позиции грамотных носителей родного языка у наших школьников поможет цикл уроков, объединенных идеей представить основные понятия общественной речевой культуры, а именно следующие: “беседа”, “диалог”, “диспут”, “дискуссия”, “сообщение”, “выступление”. Такой цикл может быть связан с уроками повторения, как правило многоплановыми, или с уроками развития речи, причем сообщение и выступление могут быть рассмотрены как форма монолога, а диспут и дискуссия – как диалогические формы.

При изучении любого раздела учащиеся могут поделиться наблюдениями над речью окружающих, не всегда отвечающей изучаемым нормам языка. Подобная работа может проходить в специальной рубрике урока “На пустыре невежд”. К примеру, наблюдения за включением в родной язык заимствованных слов отразят условия его развития в настоящее время и не всегда достаточную щепетильность в использовании иностранной лексики взамен родной. В языковом сознании учащихся постепенно может сложиться ясное представление о том, что “язык от людей и для людей” (Ф. Фолсом). Этот тезис относится к любому языку, но прежде всего его необходимость доказать применительно к языку родному. Учителю следует пояснить, что в ряду великих открытий человечества находятся изображения в области языка – самого главного достижения любой человеческой культуры. Возможно, уместной будет игра по воображению – путешествие в далекую точку планеты. На каком языке придется разговаривать? Будет ли это легкий разговор? Можно предложить другую ситуацию – беседу, в которой запрещено называть что-то, но при этом необходимо передать или выяснить нужное. Ситуация, поведения героев, мотивация их поведения – все вымышлено, придумано детьми. Задана только цель разговора, например приглашение в гости одним из собеседников и отказ другого с объяснением без слов причины отказа (“Не могу, должен пойти к врачу”; “Опаздываю на тренировку” и др.). Поймут ли другие, что хотели сказать участники разговора? Скорее всего, нет. Интересно заметить, что даже выразительную жестикуляцию и мимику мы не всегда прочитываем, верно.

Родной язык можно показать и со стороны средств создания комического. Множество примеров мы найдем в произведениях С. Маршака, Даниила Хормса, Б. Заходера и других авторов. Например, о звукозаписи обычно говорят при изучении фонетики.

Детям нравятся забавные стихи, и этих примеров никогда не бывает слишком много. Можно проводить минуты поэзии, отличающиеся особой тональностью работы на уроке, используя при этом стихотворные тексты из учебника, иногда давать стихотворные произведения для диктантов по памяти – настанет момент, когда дети поймут простую, но такую важную мысль: “Вот чем еще хорош язык: без него у нас не было бы стихов. А поэзия на всех языках делает жизнь полнее и интереснее” (Ф. Фолсом).

Произведения русской поэзии позволяют показать интонационную и лексическую выразительность национального поэтического слога, его особенности в области морфологии и синтаксиса.

Задача учителя заключается в том, чтобы систематически и последовательно включить в общеобразовательный курс русского языка местный языковой материал, т.е. региональный компонент.

Под региональным компонентом школьного лингвистического курса понимаются языковые факторы, специфичные для той или иной местности, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне, способствует, конечном счете, гуманизации школьного образования. При этом территориальная определенность слова не означает его территориальной замкнутости. Единый русский национальный язык лишь обретает в нем конкретную индивидуальность и радостную для учащихся узнаваемость. Свое становится необходимой ступенькой в познании всеобщего, национального помогает постичь феноменальность русского мышления, ощутить себя частицей великого целого – своего народа. Кроме того, идея географичности языковой среды нацеливает на сравнительное изучение (ознакомительное на первом этапе) языков народов-соседей. Подобное сопоставление воспитывает не только бережное отношение к уникальному языку своего народа, но и уважение к миропониманию, мироощущению неславянина, стремление к контактам и добрососедству, чувство сопричастности мировой культуре. Воспитательный потенциал местного материала сопряжен с его достоинствами обучающего характера. Объединяя лингвистическую теорию с повседневной практикой ученика, региональный компонент позволяет раздвинуть стены школьного класса, вывести урок в краеведческие музеи, местные библиотеки, писательские объединения, т.е. сделать его живым и интересным не только для будущего филолога. Учебное исследование (анализ материалов местной прессы, радио, телевидения, художественной литературы, речевых особенностей своей школы, семьи и под.) – это не только живой и интересный труд, оно позволяет сделать учащихся и учителя равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия. Реальная общественно – полезная деятельность по описанию литературного художественного издания, таким образом, естественно вливается в общий процесс демократизации сегодняшней школы.

Важнейшая цель лингвистического образования – свободное владение родным языком – успешнее может быть достигнута там, где знание норм кодифицированного варианта счастливо дополняется умением черпать из живого источника народной речи, умением слушать и слышать звучащее слово современников. Местный языковой материал должен последовательно и систематически включаться как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находить место в урочной и внеурочной деятельности учащихся. В рамках обязательной программы по русскому языку для общеобразовательной средней школы региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем: общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного осмысления региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной своей части. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики края, области и т.д. мыслится в рамках факультативов, спецкурсов, кружков и т.д. Например, В Мурманской области, разработка тематики факультативов уже начата.

Систематическое включение местного языкового материала в школьный лингвистический курс требует уточнения методологических основ, целей, задач обучения. Рассматривая язык как культурно-историческую среду, мы естественно расширяем традиционные границы объекта изучения (им становится русский национальный язык во всей полноте своих проявлений), а также актуализируем языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.

Введение регионального компонента имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Дополняется и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе:

- познакомить учащихся со структурными и функциональными (лексико-фразеологическими, фонетическими, грамматическими, стилистическими) особенностями русского языка в крае.

- обогатить словарный запас школьника за счет местного языкового материала, ценного за счет его познавательности.

- на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, его традициях и обычаях.

- показать феноменальность русского языка на фоне языка народов-соседей, раскрыть пути языкового взаимоотношения.

На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников.

  1. Иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края, контакты (прежде всего языковые) с народами-соседями: а) понимать слова и фразеологизмы, уметь использовать эти единицы в речи, грамотно их писать; б) знать собственные имена, в т.ч. топонимы и микротопонимы, уметь объяснить их происхождение, правильно использовать их в устной и письменной речи; в) представлять особенности языковой культуры края.

  2. Понимать структурно-семантические особенности русского языка в сравнение с неславянскими языками народов-соседей, уметь объяснить в чем феноменальность родного языка.

  3. Уметь анализировать окружающую речевую среду, оценивать факты речи земляков, способствовать повышению их речевой культуры.

  4. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы.

Изучение русского языка в региональном аспекте ведется различными путями (методами): репродуктивным; проблемно-поисковым как ведущем; коммуникативным, опирающимся на живое общение, и др. На уровне приемов работы отметим особую роль сопоставлений: понимание специфики языка народа возможно лишь на контрастном языковом фоне норм кодифицированного литературного языка. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д. На основе местного материала разрабатывается серия творческих заданий по анализу, реконструкции и сопоставлению текста на уроках развития речи.

Естественно работа с региональными языковыми факторами мыслится только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя словесника в школе, она должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы. Однако разумное включение регионального компонента в базовые и доп. части лингвистического образования школьников представляется делом общественно- значимым, а главное актуальным. Язык, сохраняющий в себе духовное богатство, свежесть мышления, изобретательность, не где-то далеко, а рядом живущих соотечественников, не чьих-то а наших предков, есть одна из реальных сил, возрождающих Россию.

Здесь подмечены лишь некоторые подходы к воспитанию национального самосознания при обучении родному русскому языку. Главное состоит в том, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью. Нужно сохранять этот великий дар, память народа о достигнутом.

Вопросы.

  1. С чем связаны проблемы обучения русскому языку как родному?

  2. Наблюдая за языком, что можно узнать о языке?

  3. как можно сделать урок более интересным?

  4. Что такое региональный компонент?

  5. Какова цель лингвистического образования?

  6. Перечислите перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе?

  7. На основе традиционных задач, какой минимум умений и знаний формируется у школьников?

Список используемой литературы.

  1. М.Т. Баранов, Т.А Ладыженская и др. “Методика преподавания русского языка”.

  2. “Русский язык в школе” журнал 1993 г. № 4

  3. “Русский язык в школе” журнал 1994 г. № 5

  4. “Русский язык в национальной школе” 1988 г. № 6

Содержание курса методика преподавания русского языка

в национальной школе.

Основные принципы организации материала по русскому языку в процессе обучения.

Изучение русского языка в национальной школе занимает особое место: кроме познавательного и общеобразовательного, оно имеет и большое практическое значение. Поэтому оказывается совершенно необходимым практическое знание русского языка, умение хорошо говорить и писать по-русски. Знание русского языка широко открывает перед национальной молодежью двери в современную науку.

Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР еще выше поднял значение русского языка. Закон предоставил право родителям решать, в школу с каким языком обучения отдавать своих детей: «В школах, в которых обучение ведется на языке автономной республики, автономной области или национального округа, изучение русского языка проводится по желанию учащихся так же, как в русских школах учащиеся по их желанию могут изучать язык автономной республики, автономной области или национального округа».

В законе признано необходимым подготовку детей к жизни начинать уже с первых лет обучения. Это обстоятельство, безусловно, должно учитываться при определении содержания всего обучения и его целенаправленности, в том числе по родному и русскому языкам и литературе.

Под содержанием обучения понимается «система знаний, умения и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения в соответствии с целями воспитания».

Содержание обучения как одна из основных категорий методики преподавания русского языка дает ответ на вопрос: чему учить?

Важным при определении содержания обучения является вопрос оптимальной организации и расположения отобранного материала. Коммуникативной направленностью обучения обусловливается необходимость на любом его этапе сочетать явления разных уровней русского языка — лексики, словообразования, грамматики, фонетики и т. д., поскольку в речи они функционируют в тесной взаимосвязи.

Целями и задачами обучения, возрастными особенностями учащихся, различной степенью их общего и языкового развития определяется характер учебного материала, круг умений и навыков, вводимых на различных этапах.

Курс русского языка в национальной школе строит в соответствии со структурой общего среднего образования: I—IV классы (начальная школа), V—IX классы (неполная средняя школа), X—XI классы (средняя образовательная школа).

В указанных классах (I—IV, V—IX, X—XI) дается относительно законченный круг знаний, умений и навыков как между классами, так и в целом между на­чальной, неполной средней и средней школой устанавливается необходимая преемственность, что способствует планомерному расширению знаний, умений и навыков учащихся.

Задача создания основ общения на русском языке уже в начальных классах делает необходимым обучение связной речи; лексико-грамматический материал с этой целью отрабатывается главным образом в типовых предложениях. Подбор типовых конструкций по определенным темам содействует последовательному формированию и развитию навыков связной речи учащихся.

Обучение русской речи предполагает постепенное развертывание структуры речевого высказывания, т. е. постепенное распространение предложения путем ввода новых слов с пониманием того, как меняется от этого смысл высказывания.

К концу начальной школы, приблизительно в IV классе, приемы введения языкового материала становятся более разнообразными за счет включения, наряду с типовыми предложениями и небольшими связными текстами, некоторых доступных правил.

В последующих классах также важна комплексная работа по всем уровням русского языка, так как в речи функционирует разноаспектный материал, расширяют­ся рамки работы по видам речевой деятельности, увеличивается из класса в класс объем языкового материала. Все это ведет к большому разнообразию принципов организации языкового и речевого материала.

В определении структуры курса русского языка на продвинутом этапе в методике известны различные принципы расположения материала, а именно: концентрический, комплексный, линейно-ступенчатый, линейный.

Концентрический принцип. Внутри каждого концентра продвинутого этапа (V— IX и X—XI классы) языковой материал может быть дан с делением на более мелкие концентры. Темы и вопросы, изученные в предшествующим концентре, повторяются в последующем, где рассматриваются более углубленно и расширенно.

Такая подача обеспечивает повторяемость материала и связь между новым и старым. Однако излишняя повторяемость одного и того же нередко снижает интерес учащихся к изучаемому материалу.

Комплексный принцип. Весь учебный материал распределяется по комплексам, или циклам. Модель удобна тем, что в ней разноаспектный материал представляется вместе, как при функционировании в речи. Однако работа по моделям имеет свои неудобства: во - первых, трудно предвидеть и отобрать все модели, которые могут понадобиться в конкретных жизненных ситуациях; во-вторых, по мере увеличения языкового материала затрудняется его систематизация,

Из изложенного можно сделать вывод о том, что работа по моделям может иметь большее место, например, в V—VI классах, причем ведется она путем отбора этих моделей по определенным жизненным темам и ситуациям. При этом важно не сводить комплексность лишь к работе по моделям, а осуществлять ее и при построении курса русского языка на основе других принципов.

Линейный принцип. Под этим термином подразумевается такой принцип, когда грамматические и синтаксические категории вводятся в том порядке, какой принят в науке о языке (например, части речи изучаются одна за другой: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол и т. д.). Внутри каждой части речи опять же соблюдается порядок, принятый в научной грамматике, например по­следовательность изучения падежей: именительный, родительный, дательный, винительный и т. д. Этот принцип нацелен не столько на развитие речи, сколько на вооружение учащихся систематизированными знаниями. Разумеется, учащимся нужны не только речевые умения и навыки, но и знания, однако круг этих знаний должен быть установлен с учетом коммуникативной направленности обучения и развития всех видов речевой деятельности.

Линейно-ступенчатый принцип. Данный принцип содержит элементы линейности и ступенчатости.

Части речи и их грамматические категории, как и синтаксические, располагаются линейно, но вводятся небольшими частями и не сразу, а в два-три приема. Распределение материала и его ввод определяются необходимостью этого материала для развития речи и доступностью его для учащихся данного этапа обучение, данного класса.

Такой порядок представления материала позволяет планомерно работать над составлением предложений, постепенно распространяя их новыми членами, новыми словами и тем самым создавая условия для изучения частей речи на синтаксической основе.

В условиях национальной школы охарактеризованные принципы применяются в сочетании друг с другом, т.е. в чистом виде почти не встречаются.

Так, распределение материала для начальной, неполной средней и средней школы сохраняет свою силу при построении курса на основе любого из рассмотренных принципов. На каждом из рассмотренных этапов также имеет место концентрическое расширение знаний, но в то же время наблюдается стремление избежать бесконечного повторения одного и того же материала, поэтому предусматривается введение его в ступенчатом расположении. На всех этапах обращается внимание на комплексность, на установление тесной связи между явлениями разных уровней языка - лексики, словообразования, грамматики и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русский язык 5 класс Раздел I. Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
  2. Задачи преподавания русского языка в национальной (та­тарской) школе состоят в том, чтобы -дать определенный круг знаний о строе русского языка, его уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах

    Документ
    Основой языковой политики современной России является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного нацио­нально-русского и русско-национального двуязычия.
  3. Методика преподавания русского языка как родного в средней школе: лингвометодический аспект

    Программа
    Издание содержит программу, методические рекомендации по изучению лингвометодического аспекта методики преподавания русского языка как родного в средней школе, а также рекомендации по прохождению студентами педагогической практики.
  4. Н. Г. Чернышевского Н. В. Попова, В. А. Отришко методика русского языка: самостоятельная работа

    Самостоятельная работа
    П58 Методика русского языка: самостоятельная работа / учебно-метод. пособие для студентов специальностей 050301 «Русский язык и литература» и 031001 «Филология» / Н.
  5. Программа по  русскому  языку  для  10-11  классов общеобразовательных  учреждений пояснительная  записка       Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему

    Программа
    обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

Другие похожие документы..