Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
внедрение систем управления технологическими процессами в различные отрасли пищевой промышленности требует от инженеров технологических специальносте...полностью>>
'Документ'
Имя существительное (The Noun). Общие сведения. Существительные исчисляемые и неисчисляемые. Образование множественного числа имен существительных. О...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее – ФГОС НПО) представляет собой со...полностью>>
'Документ'
В настоящем тексте изложена концепция пространственно-деятельной идентификации. Отношения между понятиями пространства и деятельности толкуются здесь...полностью>>

Стоматологического факультета

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО АКУШЕРСТВУ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ IV КУРСА

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

КУРСК – 2002 г.

УДК 618.2/7:618.1 (075.8)

ББК 57.1

М 54

Печатается по решению редакционно-
издательского совета КГМУ

Методические рекомендации по акушерству для самоподготовки студентов IV курса стоматологического факультета. Курск, 2002. - 21 с.

Методические рекомендации составлены на основании «Программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских заведений» (Москва, 1994 г.), утвержденной Начальником УУЗ Минздравмедпрома РФ от 20.06.1994 и рабочей программой КГМУ, утвержденной в 1996г.

Рекомендации составили: к.м.н., ассистент кафедры И.Н.Поляков,

к.м.н., доцент кафедры А.С. Лебедев

Рецензенты:

  • д.м.н., проф., зав. кафедрой акушерства и гинекологии ФПО КГМУ Б.Ф.ХУРАСЕВ

  • к.м.н., доц. кафедры акушерства и гинекологии Орловского мед.института ОГУ С.П.ПАХОМОВ

ISBN  КГМУ, Коллектив авторов, 2002 г.

ЗАНЯТИЕ №1.

ФИЗИОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ. ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНАХ И СИСТЕМАХ.

  1. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность занятия обусловлена первым знакомством с новым разделом медицины – АКУШЕРСТВОМ. Полученные знания, по крайней мере первого занятия (изменения в организме женщины во время беременности, признаки беременности, методы исследования при беременности, способы определения срока беременности, даты предоставления дородового отпуска), всегда пригодятся врачу любой специальности.

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент должен знать: изменения в организме женщины во время беременности, признаки беременности, методы исследования при беременности, способы определения срока беременности, даты предоставления дородового и послеродового декретного отпуска,

уметь: провести дифференциальный диагноз раннего срока беременности и другой соматической патологией, установить срок беременности, провести пальпаторное и аускультативное исследование беременной, поставить диагноз.

  1. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. При изучении данной темы необходимы знания анатомии и физиологии органов малого таза, биологии и генетики, процессов оплодотворения и развития плодного яйца, методов объективного исследования и пропедевтики.

  2. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Изучить физиологию маточно-менструального цикла, оплодотворение и развитие плодного яйца.

  2. Изучить изменения в организме женщины в связи с беременностью, признаки беременности.

  3. Выучить методы объективного обследования беременных.

5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. Акушерство. М., «Медицина», 1986.

2. «Акушерство» под редакцией Г.М. Савельевой. М., «Медицина», 2000.

3. «Акушерство» учебник для ст-тов мед.ВУЗов, Савельева Г.М. М., 2001

  1. «Акушерство» справочник Калифорнийского университета под редакцией К.Нисвандера, А.Эванса, в переводе Н.А.Тимониной, М., 1999.

  2. Кафедральные лекции.

6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

1. Что такое плодное яйцо? Что такое децидуальная оболочка?

2. Что такое физиологическая анемия беременных (физиологическая гемодилюция)?

3. Основные изменения в сердечно-сосудистой системе при нормальной беременности.

4. Назовите основные физиологические изменения в дыхательной системе во время беременности.

5. Укажите нормальную величину прибавки массы тела за неделю во второй половине беременности и в течение всей беременности.

6. Изменения в матке во время беременности.

7. На сколько и какие группы разделяются наиболее характерные признаки для диагностики беременности?

8. Перечислите предположительные, вероятные и достоверные признаки беременности.

9. На каком сроке беременности ощущает шевеление плода первородящая и повторнородящая?

10. Какие методы получения информации о состоянии плода Вы знаете?

11. Как определяется предполагаемый срок родов по данным анамнеза (дате последней менструации и первого ощущения шевеления плода)?

12. Какие размеры таза измеряют обычно при пельвиометрии тазомером?

13. Укажите соответствие размеров при нормальном тазе:

1. Distantia spinarum

2. Distantia cristarum

3. Distantia trochanterica

4. Conjugata externa

5. Conjugata vera

6. Conjugata diagonalis

а) 20-21 см

б) 25-26 см

в) 2829 см

г) 11 см

д) 12,5-13 см

е) 31-32 см

14. Укажите соответствие понятий:

1. Членорасположение плода (habitus)

2. Положение плода (situs)

3. Позиция плода (positio)

4. Вид позиции (visus)

5. Предлежание плода (presentatio)

а) отношение крупной части плода (головки или ягодиц) ко входу в малый таз

б) отношение продольной оси плода к продольной оси (длиннику) матки

в) отношение конечностей плода к головке и туловищу

г) отношение спинки плода к передней или задней стенке матки

д) отношение спинки плода к правой или левой стенке матки

15. Укажите соответствие: цель приемов Леопольда

1. Первый прием

2. Второй прием

3. Третий прием

4. Четвертый прием

а) определить характер предлежащей части (головка или ягодицы)

б) определить позицию и вид плода

в) определить характер предлежащей части, место ее нахождения по отношению ко входу в малый таз

г) определить часть плода в дне матки и высоту стояния дна матки

16. Какие Вы знаете методы определения массы внутриутробного плода?

17. Частота сердцебиения внутриутробного плода в норме.

18. На каком сроке беременности выдается дородовой декретный отпуск?

7. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

Задача №1.

Первобеременная женщина поступила 20 сентября в отделение патологии беременных. Соматически здорова. Последняя менструация была 13 декабря, впервые ощутила шевеление плода 2 мая. Размеры таза: 25-28-31-20. При обследовании установлено: тазовый конец плода в дне матки, спинка плода спереди, слева. Предлежащая часть прижата ко входу в малый таз.

Диагноз?

Задача №2.

Повторнобеременная поступила в роддом 10 мая. Беременность 4-ая. В анамнезе 1 нормальные роды, 2 медаборта, аднексит. При обследовании установлено: дата последней менструации 18 августа, дата первого ощущения шевеления плода – 23 декабря. В дне определяется крупная часть плода. Спинка плода справа, спереди. над входом в малый таз определяется более мягкая, подвижная, но не баллотирующая крупная часть плода. Сердцебиение плода справа, чуть выше пупка, 138 ударов в мин., ритмичное.

Поставьте диагноз.

Задача №3.

При обследовании повторнобеременной женщины на соке 37-38 недель установлено: головка плода определяется на уровне пупка слева, предлежащей части нет. Сердцебиение плода определяется слева на уровне пупка.

Диагноз?

ЗАНЯТИЕ №2.

ТЕМА: КЛИНИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ РОДОВ.

1.ВВЕДЕНИЕ. Знание клинического течения родов и умение провести нормальные роды является фундаментальной основой родовспоможения и необходимо врачу любой специальности.

2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент должен знать: признаки начала родов, периоды родов, оценить прогресс родовой деятельности;

уметь: оценить родовую деятельность, прогресс родов, провести психофизиологическое обезболивание, оказать пособие при нормальных родах.

3. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Знание и умение объективного обследования беременных, сбора анамнеза, анатомия костей таза и мышц тазового дна. Анатомия матки.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: 1. Сбор и оценка анамнеза. 2. Объективное обследование: а) определение наружных размеров таза; б) пальпация живота; в) аускультация сердцебиения плода; г) влагалищное исследование (по возможности); д) дополнительные измерения; е) определение срока беременности и предполагаемой даты родов, массы внутриутробного плода, кровопотери в родах; ж) участие в ведении и приеме родов; з) участие в осмотре родовых путей и ушивании разрывов мягких тканей; и) определение целости последа. 3. Выписка рецептов на лекарственные препараты по теме занятия.

  1. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Изучить родовые изгоняющие силы. Знать признаки начала родов, деление родов на периоды. Изучить процессы, происходящие в миометрии.

  2. Нарисовать «партограмму» (динамику открытия шейки матки и опускания головки плода в течении родов) для перво- и повторнородящей.

  3. Представить в виде граф-логической схемы биомеханизм родов.

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. Акушерство. М., «Медицина», 1986.

2. Акушерство под редакцией Г.М. Савельевой. М., «Медицина», 2000.

3. «Акушерство» учебник для ст-тов мед.ВУЗов, Савельева Г.М. М., 2001

  1. Кафедральные лекции.

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Что такое роды (partus)?

2. По каким критериям плод считается жизнеспособным?

3. Как классифицируются роды в зависимости от срока беременности?

4. Что означает понятие «предвестники (предшественники) родов»?

5. Сколько и какие периоды родов выделяют по их клиническому течению?

6. Классификация родов по продолжительности.

7. Что считается началом II периода родов, как определяется продолжительность периода изгнания и чему она равна в норме?

8. Что относится к изгоняющим силам?

9. Что такое контракция? Что такое ретракция? Что такое дистракция?

10. Как исчисляется продолжительность последового периода и какая продолжительность его в норме?

11. Физиологическая роль околоплодных вод и плодного пузыря.

12. Какие классифицируют отхождение околоплодных вод в зависимости от времени их излития?

13. Что такое биомеханизм родов? Какой биомеханизм родов считается нормальным?

14. Что такое вставление головки?

15. Что такое ведущая точка на предлежащей части?

16. Как называется третий период родов?

17. Какие существуют признаки отделения последа? Перечислите их.

18. Классификация кровопотери в родах по Константинову.

19. Как осуществляется профилактика кровотечения после рождения плода?

8. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

Задача №1

Первобеременная А. поступила в роддом 12 сентября с жалобами на схваткообразные боли внизу живота, которые появились 6 часов тому назад. Дата последней менструации – 5 декабря, дата первого ощущения шевеления плода – 25 апреля. Соматически здорова. Спинка плода слева спереди. В дне матки определяется тазовый конец плода. При внутреннем исследовании установлено: шейка матки сглажена, раскрытие шейки 3 поперечных пальца (5,5-6 см). Головка прижата ко входу в малый таз. Стреловидный в правом косом размере таза, малый родничок слева у лона (спереди).

1. Определите дату предполагаемых родов по данным анамнеза. Какой срок беременности? Какое положение, предлежание, позиция и вид плода?

2. Сформулируйте диагноз.

3. Какой момент биомеханизма родов осуществляет головка?

Задача №2.

Роженица с доношенной беременностью пожаловалась на отхождение вод 5 минут назад и схватки потужного характера. При внутреннем исследовании выявлено: раскрытие шейки матки полное. Плодного пузыря нет, подтекают светлые околоплодные воды. Головка в плоскости выхода малого таза. Стреловидный шов в прямом размере выхода, малый родничок спереди (у лона).

Какой диагноз и момент биомеханизма родов?

ЗАНЯТИЕ №3.

ТЕМА:ТЕЧЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ

НОРМАЛЬНОГО ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА.

  1. ВВЕДЕНИЕ. Знание особенностей клинического течения и ведения физиологического послеродового периода является основой профилактики различных послеродовых осложнений, частота которых составляет около 30-40% и имеет тенденцию к возрастанию.

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент должен знать: особенности течения, длительность пуэрперия, возможные осложнения его и меры профилактики, методы послеродовой контрацепции.

Уметь: оценить течение послеродового периода (степень инволюции матки, состояние лактации), провести беседу о соблюдении гигиены и профилактике послеродовых осложнений осложнений, подобрать индивидуальные методы контрацепции.

  1. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Важно из курса анатомии и физиологии вспомнить анатомо-физиологические особенности женских половых органов и молочных желез; а также санитарно-профилактические мероприятия в стационаре и жилище.

  2. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Классификация, особенности течения и ведения послеродового периода.

  2. Инволютивные процессы, происходящие в органах и системах родильницы, особенности инволюции матки, регенеративных процессов в эндометрии и шейке матки.

  3. Становление лактации. Клиника послеродовых осложнений и мероприятия по их профилактике.

  4. Мероприятия по предупреждению нежелательной беременности в послеродовом периоде и в отдаленное время.

  5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Сбор и оценка анамнеза (специального анамнеза).Объективное обследование родильницы по органам и системам органов с акцентом на обследование живота, матки, грудных желез, промежности. Измерение таза, высота стояния дна матки.Оценка лохий. Выписка рецептов на лекарственные препараты по теме занятия.

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. Акушерство. М., «Медицина», 1986.

2. Акушерство под редакцией Г.М. Савельевой. М., «Медицина», 2000.

  1. 3. В.И. Кулаков, В.Н. Серов. Руководство по планированию семьи. 1997. С. 214-221.

4. Кафедральные лекции.

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Продолжительность послеродового периода.

  2. Что такое инволюция матки? Какие признаки (процессы) характеризуют инволюцию матки?

3. Укажите динамику уменьшения массы матки за счет инволюции ее с учетом длительности послеродового периода.

4. Назовите основные причины, от которых зависит быстрота (скорость) инволюции.

5. Как осуществляется инволюция шейки матки в послеродовом периоде?

6. Что такое лохии? Какое количество лохий выделяется в первые 8-10 дней послеродового периода?

7. Укажите изменение характера лохий в течение нормального послеродового периода.

8. Что такое лохиометра, ее причины?

9. Что такое молозиво, его характеристика?

10. Когда после родов начинается отделение (секреция) грудного молока?

11. Под воздействием какого гормона гипофиза происходит процесс образования молока?

12. Чем отличается молозиво от зрелого грудного молока?

13. Есть ли различие между женским и коровьим молоком, используемым для кормления ребенка в отсутствие грудного молока?

14. Перечислите основные профилактические мероприятия послеродовых инфекционно-септических заболеваний в стационаре.

15. Время первого прикладывания здорового ребенка к груди здоровой родильницы и режим кормления детей.

16. Мероприятия по профилактике и лечению нагрубания желез.

17. Продолжительность послеродового декретного отпуска.

18. Когда происходит после родов восстановление менструальной функции?

19. Какие методы контрацепции рекомендуются в послеродовом периоде не кормящим грудью родильницам?

20. Назовите объем лечебных мероприятий при гипофункции молочных желез.

8. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.

Срочные роды 4 дня тому назад. Ребенок умер на 3 сутки. Родильница жалуется на чувство распирания и тяжести в молочных железах, которые при пальпации равномерно уплотнены, болезненные. Соски чистые. Температура тела 37,0оС. Дно матки на 4 поперечных пальца ниже пупка. Матка плотная, безболезненная. Патологии со стороны внутренних орагнов нет. Лохии кровянистые, умеренные.

Диагноз? Лечение?

ЗАНЯТИЕ №4

ТЕМА: АКУШЕРСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

(ГЕСТОЗЫ)

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Гестозы – общепринятое (с 1997 г. в России) объединенное понятие токсикозов второй половины беременности, частота которых составляет 18-28%, занимают 1-2 место среди причин материнской смертности и в 50-60% являются причиной перинатальных потерь. Знание ранних симптомов, своевременное обследование и квалифицированное лечение гестозов позволяет избегать тяжелых осложнений для матери и плода.

  1. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент должен:

Знать: Группу риска по развитию гестоза. Классификацию гестозов, шкалы по определению их степени тяжести. Этиологию и патогенез развития гестозов. Принципы терапии и оказания экстренной помощи. Осложнения гестозов и оказание экстренной помощи. Возможности профилактики гестозов и реабилитация после родоразрешения.

Уметь:Диагностировать гестоз на ранних стадиях его развития. Определить степень тяжести. Провести дифференциальную диагностику с экстрагенитальной патологией (гипертоническая болезнь, заболевания почек, эндокринная патология и др.) Выбрать обоснованную тактику ведения беременности и патогенетическую терапию в зависимости от степени тяжести гестоза.

Оказать экстренную помощь при приступе эклампсии.

3. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

При изучении темы необходимо повторить: физиологические изменения в сердечно-сосудистой системе и почках при беременности. Из курса патанатомии вспомнить изменения в органах при гестозе. Объем обследования и тактику ведения беременных в женской консультации.

4. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Патогенез гестоза представить в виде граф-логической схемы.

  2. Исходя из патогенеза изучить клинические симптомы гестоза.

  3. Ранние лабораторные признаки гестоза.

  4. Классификация гестозов. Степени тяжести.

  5. Объем обследования и дифференциальная диагностика.

  6. Тактика ведения беременности и принципы комплексной патогенетически обоснованной терапии в зависимости от степени тяжести и типа гемодинамики.

  7. Принципы родоразрешения беременных с гестозом.

  8. Осложнения гестозов.

  9. Последовательность экстренной помощи при тяжелых гестозах. Принципы терапии эклампсии Строганова.

  10. Возможности профилактики гестозов.

5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Г.М. Савельева «Акушерство» учебник для ст. ВУЗов, М.,2001

  2. В.Н.Серов, А.Н. Стрижаков, С.А. Маркин. «Руководство по практическому акушерству», М., 1997

  3. «Акушерство» Справочник Калифорнийского университета, под ред. К.Нисвандера, А. Эванса, М., 1999

  4. «Организация экстренной мед.помощи в акушерско-гинекологической практике». О.И.Линева, Самара, 1997

  5. Лекционный материал кафедры.

  6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

  7. Дайте современное понятие «Гестоз».

  8. Сущность этиопатогенеза гестоза.

  9. Особенности современного течения гестозов.

  10. История развития учения о токсикозах второй половины беременности.

  11. Претоксикоз – это еще физиология или разгар заболевания?

  12. Перечислите женщин, входящих в группу риска по развитию гестоза.

  13. Какие ранние симптомы отечного синдрома? Как высчитывается долженствующая прибавка в весе за беременность? за неделю? (по Школьнику).

  14. Методы определения лабильность и дезадаптации сердечно-сосудистой системы.

  15. Ранние признаки протеинурии. Качественное определение протеинурии.

  16. Какие симптомы учитываются при оценке степени тяжести по шкале Виттлингера, Ващилко, Гоека ?

  17. Объем и результаты лабораторного обследования при гестозе.

  18. Как высчитать среднее АД?

  19. Перечислите возможные изменения глазного дна при гестозе.

  20. Патогенетические принципы терапии гестозов.

  21. Можно ли и когда возможно применение мочегонных при гестозе?

  22. Объем инфузионной терапии при гестозе. С чего начать? Назовите основные принципы инфузионной терапии. Какой контроль инфузионной терапии?

  23. Какие гипотензивные препараты применяются при гестозе?

  24. Фамакологические свойства сернокислой магнезии. Назовите токсические симптомы сернокислой магнезии. Какова суточная и курсовая доза магнезии в схеме Бровкина? В зависимости от чего подбирается доза сернокислой магнезии в схеме Серова?

  25. Как и когда проводится управляемая относительная гипотония?

  26. Клинические симптомы пре- и эклампсии. Почему они развиваются?

  27. Осложнения пре- и эклампсии.

  28. Тактика при выявлении симптомов пре- и эклампсии на до госпитальном этапе.

  29. Тактика при выявлении пре- и эклампсии в стационаре.

  30. Последовательность экстренных мероприятий при эклампсии.

  31. Причины материнской смерти при пре- и эклампсии.

  32. Перечислите характерные патолого анатомические изменения при пре- и эклампсии в плаценте, матке, почках, печени, легких, мозгу.

  33. Назовите показания к экстренному кесареву сечению при пре- и эклампсии.

  34. Показания для досрочного родоразрешения при гестозе.

  35. Реабилитация женщин после родоразрешения по поводу гестоза.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стоматологический факультет наименование тем (объем в часах и содержание) лекций и практических занятий

    Документ
    11-45-12-35- практическое занятие –учебный разбор больных различными формами псориаза и красного плоского лишгая. Особенности поражения слизистой рта при карсном плоском лишае.
  2. Тематический план лекций кафедры стоматологии детского возраста для студентов стоматологического факультета 2 курс 4 семестр

    Календарно-тематический план
    3. Этапы и пути развития ортодонтии. Филогенез и онтогенез зубочелюстной системы. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребенка в норме.
  3. Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009

    Учебно-методические указания
    Плазма крови. Состав плазмы, функции основных компонентов плазмы: белков, ионов, микроэлементов. Осмотическое, гидростатическое и онкотическое давление плазмы крови, их значение в транскапилярном обмене жидкости.
  4. Тематические планы лекций Темы лекций по терапевтической стоматологии для студентов 2-ого курса стоматологического факультета

    Документ
    2.Оснащение кабинета терапевтической стоматологии. Стоматологическое оборудование, инструменты. Коффердам. Способы дезинфекции и стерилизации. Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний (СПИД, гепатит).
  5. Методические рекомендации к производственной практике по хирургической стоматологии (для студентов стоматологического факультета)

    Методические рекомендации
    В настоящих методических рекомендациях изложены основные положения о целях, задачах, месте проведения производственной практики по хирургической стоматологии студентов стоматологического факультета Волгоградского государственного

Другие похожие документы..