Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальність теми дослідження. Узявши курс на розвиток демократії, Україна проголосила принцип поділу влади на законодавчу, виконавчу та судову, закр...полностью>>
'Документ'
Концепция формирования здорового образа жизни у населения Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана с целью сохране...полностью>>
'Документ'
Межгосударственный стандарт ГОСТ 13015-2003"Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, ...полностью>>
'Инструктивно-методическое письмо'
(Основные направления формирования предпосылок к продуктивному успоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Когито-...полностью>>

Лекция Политические партии и общественно-политические движения. Группы интересов и лоббизм. Политические идеологии. Избирательная система

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 3. Политические партии и общественно-политические движения. Группы интересов и лоббизм. Политические идеологии. Избирательная система.

1. Политическая партия

1.1. Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и ставящая целью реализацию своей политической программы путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществления.

Признаки:

  • Нацеленность на завоевание и осуществление государственной власти;

  • Носитель определенной идеологии;

  • Наличие политической программы, где формулируются цели и задачи партии;

  • Наличие организации: руководящие органы, членство, устав;

  • Наличие разветвленной сети местных организаций;

  • Стремление обеспечить себе поддержку избирателей.

Структура политической партии

Функции партий

  • артикуляция и агрегирование интересов социальных групп, социальных слоев;

  • идеологическая – разработка программы, пропаганда своих идей, формирование электората, воздействие на общественное мнение;

  • политическая социализация и политическая мобилизация населения;

  • рекрутирование политической элиты;

  • борьба за власть и влияние на политику;

  • участие в формировании органов власти, реализация политической программы на законодательном уровнях

Пути создания современных партий:

  • Электорально-парламентский. Первоначальным этапом новой партии является возникновение парламентской группы, объединяющей депутатов одного политического направления. Затем формируются комитеты поддержки разных уровней. Объединение этих элементов и приводит к возникновению партии.

  • Внешнее происхождение. В этом случае новые партии возникают независимо от парламентских выборов, на основе различных групп интересов и общественных организаций - профсоюзов, философских обществ, религиозных групп, промышленных и финансовых группировок, нелегальных организаций. Лейбористская партия Великобритании (1899 г.) сформировалась на основе профсоюзов, философского Фабианского общества, Социал-демократической ассоциации. Крестьянские объединения в Скандинавских странах стали базой формирования крестьянских партий.

  • Позже Кеннет выделил еще один путь создания партий - унитарный (слияние или раскол партий).

1.2. Типология политических партий

Признак

Виды

По типу организационной структуры

"Кадровые" партии

  • Немногочисленны;

  • В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство;

  • Их задача мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь поддержку максимального числа избирателей из различных слоев населения;

  • Опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту;

  • Проводят активную деятельность только в период выборов;

  • Существует за счет богатых спонсоров;

  • Руководящая роль, как правило, принадлежит парламентариям.

  • В качестве примера можно привести европейские либеральные и консервативные партии, Республиканскую и Демократическую партии в США.

"Массовые"

  • Многочисленны;

  • фиксированное членство;

  • централизованная иерархизированная организационная структура;

  • активная деятельность в массах;

  • коллективное финансирование за счет членских взносов

По отношению к власти

Правящие (участвуют в формировании органов государственной власти)

Оппозиционные

Оппозиция – политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления государственной власти. Выделяют системную и внесистемную оппозицию. Оппозиция является одной из форм реализации принципа политического плюрализма, права на объединение

По отношению к закону

Легальные/нелегальные

По идеологической направленности

Анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические;

По шкале политического спектра

Крайне левые (партии коммунистичес­кого толка)

Левые (социалистические и социал-демокра­тические). Левые выступают за реформы, большой государственный сектор, социальную защиту трудящихся

Центристские - это умеренные партии, стремя­щиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности

Правыми считаются либеральные и консервативные партии. Выступают за сильную государственную власть, частную собственность, за стабильность

Крайне правые — партии фашистские и неофашистские

По внутренней дисциплине

Партии со слабой структурой Слабая структурирован­ность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы — кадровая партия, а лейбористы — партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.

Партии с сильной структурой

Внутрипартийная дисциплина, зафиксирован­ная в уставах, предписывает всем депутатам от данной пар­тии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы.

По их отношению к социальной действительности

Консервативные, реформистские и революционные

Требования к политическим партиям РФ (см. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях")

  • политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

  • в политической партии должно состоять: с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

  • не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Дополнительные понятия:

Партийная коалиция – объединение П.П. для достижения политических целей.

Партийная фракция – часть П.П., выдвигающая свою программу, отличную от общей партийной программы

Парламентская фракция – группа депутатов парламента, членов одной П.П., которая проводит политику П.П.

1.3. Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть.

Отличия от партий:

  • Не ставят целью борьбу за власть;

  • Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, могут объединять представителей разных идеологий;

  • Как правило, отсутствует единая программа, устав, количество участников непостоянно.

  • Как правило, добившись цели распадаются.

Направления:

  • за сохранение и развитие демократии и прав человека;

  • антивоенные, антиядерные;

  • за землю и социальные права крестьян;

  • за новый экономический порядок (антиглобализм);

  • неприсоединения;

  • экологические;

  • против расовой и национальной дискриминации;

  • женские, молодежные, студенческие.

Функции:

  • Агрегируют интересы широких слоев населения;

  • Выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

  • Создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной задачи;

  • Руководят массовыми выступлениями;

  • Воздействуют на власть.

Отношения с партиями:

  • Могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями

  • Некоторые движения создаются по инициативе партий. Партии могут их брать под контроль, руководить ими;

  • В ряде случаев движения могут преобразоваться в партию (партия зеленых).

1.4. Группы интересов в политике и лоббизм

Группы интересов (группы давления) можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Функции групп интересов

Основное предназначение групп интересов, как и политических партий, состоит в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах происходит согласование множества частных требований граждан и социальных групп, оформление этих первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.

Наряду с агрегированием и артикуляцией интересов важной социальной функцией групп интересов является информирование органов, принимающих политические и административные решения.

Отличия от политических партий

Во-первых, политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания интересов считают завоевание власти в государстве. Группы интересов не ставят перед собой такой цели. Они отстаивают интересы своих членов, оказывая влияние на властные структуры. Во-вторых, политические партии, как правило, стремятся к расширению социальной базы. Специализированные же группы интересов организуются для того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов.

Типологизация групп интересов. Многообразие групп интересов в современном мире затрудняет их типологизацию. Определенное признание политологов получила классификация (конец 1980-х гг.) немецкого ученого Ульриха фон Алеманна, который исходил из существования пяти основных сфер социально-политической активности.

  • Организованные интересы в экономике и в мире труда: предпринимательские объединения и ассоциации самостоятельных работников;профсоюзы; потребительские союзы.

  • Группы интересов в социальной сфере: объединения по защите социальных прав (к примеру, общества слепых); объединения социальных достижений (например, благотворительные фонды); группы самопомощи (по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и пр.).

  • Групповые интересы в области досуга: спортивные союзы; клубы для общения и реализации хобби.

  • Организованные интересы в сферах религии, науки и культуры: церкви, секты; научные ассоциации; общеобразовательные кружки и клубы по искусству.

  • Группы интересов по общественно-политической деятельности: а) духовные, этические, правозащитные ассоциации (например, "Эмнисти Интернэшнл"); б) экологические (Гринпис), феминистские, глобалистские/антиглобалистские гражданские инициативы, движения в поддержку расовых, этнических и иных меньшинств

Лоббизм - специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций, политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (групп давления) на процесс принятия решений правительством, парламентом. Прежде всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и т. п.

Функции лоббизма. Основными функциями лоббизма являются:

  • посредничество между обществом и государством. Лоббисты представляют интересы тех или иных групп населения перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют разнообразные интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то, добившись инвестиций, он обеспечит работников этих предприятий работой и зарплатой;

  • замещение политического представительства. Лоббисты во многих случаях представляют группы интересов, замещая при этом их официальных представителей в структурах власти (депутатов законодательных органов власти, избираемых представителей исполнительных органов власти);

  • структурирование плюрализма общественного мнения. Лоббисты, реализуя интересы тех или иных общественных групп, минимизируют радикализм позиций политических партий в их борьбе за власть;

  • информационная функция. СМИ представляют собой важное средство и канал лоббирования, они широко используются в лоббистской деятельности (информирование широкой публики о каких-то фактах из жизни политиков, публикация материалов в пользу того или иного законодательного акта и т.д.);

  • постановка актуальных проблем. Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят перед общественностью и государственными органами вопросы, связанные с решением тех или иных общественных проблем. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты, именно лоббисты подняли перед законодателями вопрос о проблеме незаконного, "пиратского" их копирования.

Негативные стороны деятельности лоббистских организаций в их самом общем виде можно охарактеризовать следующим образом:

  • Лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов, то есть реализовываться как "непатриотическое" средство.

  • Лоббизм выступает иногда проводником неправильного воздействия (давления) на государственные органы, здесь можно говорить о его преступных видах, которые подтачивают фундамент власти.

  • Лоббизм таит в себе немалую опасность "размывания" народовластных устоев общества, превращения тех или иных государственных институтов в мощный инструмент отдельных властных групп.

  • Лоббизм может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма, усиливать крайние формы удовлетворения интересов специальных институтов. В качестве примера может быть приведена энергичная атака директоров спиртоводочных заводов на российское правительство, в результате которой акциз на алкогольные напитки был снижен с 90% до 85%.

  • Лоббистские мероприятия в определенных условиях выступают как проявление социальной несправедливости. Как показывает социальная практика некоторых западных стран, результаты лоббизма большого бизнеса несравнимо более значительны, чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, способствовать повышению социально-политической напряженности.

  • Лоббизмом нередко блокируются действительно нужные государственные решения, инициируются решения, способствующие осуществлению интересов бюрократии, создаются препятствия к удовлетворению действительно общественно значимых интересов.

  • Лоббизм иногда существенно мешает проведению стабильной и оперативной государственной политики, ибо он может быть направлен, например, на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, усиление позиций одной из ветвей власти при одновременном ослаблении другой и т.д.

  • Лоббизм может использоваться как инструмент для обогащения отдельных предпринимательских и элитарных групп.

  • Для того, чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д.

1.5. Партийные системы
Партийные системы – механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление.

Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества политических партий. Обычно выделяют три основных типа партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные.

Вид политической системы

Разновидности

Однопартийная

Юридически закрепленный статус правящей одной партии (КНДР)

Фактически однопартийные системы («искусственная многопартийность»). Китай

Двухпартийная система

Классический вариант. Великобритания

Система «двух с половиной партий». Канада, Австрия, Австралия.

Многопартийная система

Партийные системы «поляризованного плюрализма»

Партийные системы «умеренного плюрализма»

Системы фиксированного законом числа партий

М. Дюверже. Три социологических закона взаимосвязи избирательных и партийных систем:

  • пропорциональная избирательная система обуславливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой;

  • абсолютная мажоритарная избирательная система порождает систему партийную, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу;

  • относительная мажоритарная система влияет на формирование двухпартийной системы.

2. Выборы и избирательная система

2.1. Выборы – это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемые при помощи голосования.

Демократические выборы отличаются неопределеннос­тью, необратимостью и повторяемостью.

Функции выборов

  • Выражение и представительство разнообразных интересов населения.

  • Важное средство систематического обновления властных структур.

  • Контроль за институтами власти.

  • Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.

  • Легитимизация стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т. п.

  • Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами.

  • Перевод политических конфликтов в русло их мирного урегулирования.

  • Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

  • Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия.

  • Формирование политической элиты.

  • Генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ.

  • Формирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

Классификация выборов

Критерий классификации

Виды

По принципу избирательного права

Всеобщие - ограниченные

Равные – неравные

Прямые – косвенные (многостепенные)

С тайным – с открытым голосованием

По срокам

очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

По масштабу

Федеральные

Региональные

Местные

2.2. Избирательная система

Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Мандат - вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания. Довольно часто слово используется самостоятельно и в сочетании с другими словами в избирательном праве. Например, если говорят, что пять кандидатов претендуют на один мандат, это означает, что по избирательному округу надо избрать одного депутата, а на это место выдвинуты пять кандидатов в депутаты.

Компоненты избирательной системы:

избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов;

избирательный процесс — комплекс дей­ствий в процессе выборов.

Рассмотрим оба компонента избирательной системы подробнее. Следует отметить, что «избирательное право» может пониматься как в узком так и в широком смысле.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планы семинарских занятий петрозаводск 2004 Рассмотрены и утверждены к печати на заседании кафедры политологии факультета политических и социальных наук Петргу 20. 05. 02. Печатаются по решению редакционно-издательского совета

    Планы семинарских занятий
    Планы семинарских занятий предназначены для подготовки и проведения практических занятий по политологии и теории политики, как студентов-политологов, так и студентов неполитологических специальностей университета.
  2. База kazref. Narod. Ru – Қазақша рефераттар!!! Адрес: г. Алматы, ул. Сатпаева, дом 76, кв. 56 уг. Розыбакиева Тел

    Реферат
    ДИПЛОМ.doc 7 8 K 5/04/07 «Нарық жағдайында өнімнің сапасын басқару «Қызыл Жар» мысалында.ДИПЛОМ.doc 794 K 11/ 1/07 «ТУРАНАЛЕМ БАНК» акционерлік қоғамының несиелік тәуекелді басқару әдістері.
  3. Название лекции (5)

    Лекции
    Многозначность понятия «общество». Системное строение общества. Основные сферы общества. Многовариантность общественного развития. Общество и природа. Глобальные проблемы человечества.
  4. Лекции для студентов тема политология как наука и учебная дисциплина 4 > Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки 4 > Методологические основы и функции политологии 9

    Лекции
    В буквальном смысле слова политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, свя­занной с властными отношениями, с государственно-полити­ческой организацией общества, политическими институтами, принципами,
  5. Политическая система российской федерации: теория и практика формирования, тенденции развития

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «_24 »_декабря 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета по политическим наукам (Д.212.141.20) в Московском государственном техническом университете им.

Другие похожие документы..