Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится «17» июня 2009 года в 9.00. часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.01 по защите диссертаций на соискание учёной степен...полностью>>
'Документ'
Прошёл 5-6 ноября с.г. в г. Куйбышеве (Самара), на который было делегировано 192 делегата 6 союзных республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан...полностью>>
'Документ'
Проблемы глобализации и конкурентный федерализм. Глобализация – это, возможно, самый значительный вызов, с которым Россия сталкивается в последние де...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министер...полностью>>

Лекция Политические партии и общественно-политические движения. Группы интересов и лоббизм. Политические идеологии. Избирательная система

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Избирательное право:

  • совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва выбранных представителей, не оправдавших доверие избирателей (в широком смысле)

  • как право гражданина избирать и быть избранным (в узком смысле).

Соответственно выделяют:

  • Пассивное избирательное право - право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  • Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной;

  • наличие гражданства;

  • имущественный;

  • сословный;

Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах право граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Демократические принципы избирательного права включают:

  • Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах.

  • Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку.

  • Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа.

  • Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.

  • Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

  • Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений.

  • Состязательность, конкурентность выборов.

  • Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок.

  • Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает, прежде всего, примерное равенство их материальных и информационных ресурсов.

Теперь остановимся на втором, важном компоненте избирательной системы.

Избирательный   процесс  – совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых  избирательными  комиссиями и кандидатами (избирательными  объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления  избирательной  комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии избирательного процесса: 

  • подготовительная (назначение даты выборов, установление избирательных округов и участков, создание избирательных органов, регистрация и учёт избирателей); 

  • выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;

  • предвыборная агитация и финансирование выборов; 

  • голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование. 


Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Предвыборная агитация

Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов включает в себя работу кандидатов (партий) и групп для убеждения избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или активно поддерживающих их партийный список. Проведение современных избирательных кампаний особенно требует проведения специальных исследований в области политического маркетинга, позволяющих определиться с программами кандидатов, ориентированными на различные группы избирателей, а также выстроить определенные имидж-стратегии.

Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства:

  • реклама в СМИ, главное внимание отводится телевидению (политологи считают, что 70% имиджа создается именно с помощью TV): телеролики, участие в дебатах, передачах, различных шоу;

  • агитационная кампания "от двери к двери", которая предполагает непосредственную работу активистов кандидата с электоратом по месту жительства;

  • встречи кандидата с избирателями;

  • "директ мейл" - адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям;

  • листовочная и плакатная агитация, , ;

  • проведение различных акций (митинги, шоу, массовые праздники, раздача партийной символики и т.п.). Используются и другие способы рекламирования политиков и партий. Например, республиканцы в качестве своего символа часто используют живых слонов.

Проведение предвыборной кампании требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и частично государством.

Типы избирательных систем

Мажоритарная (от лат. majorite – большинство) системасистема формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Т.Е. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Пропорциональная системасистема формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) – это система определения результатов выборов, при которой часть мест в парламенте распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной системой

Виды и страны

1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос) [используется при выборах президента];

2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов) [США, Канада];

3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4). Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

1) пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;

2)пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. Политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Система принята в Австрии, Бельгии, Италии, Финляндии, Германии.

В ряде стран законом предусмотрен процентный барьер, преодолев который партия может быть представлена в парламенте (в ФРГ – 5%, в Швеции – 4%, в РФ – 7%).

1) смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
2)смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).

До 2007 г. в большинстве субъектов РФ выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта;

- выборы депутатов Бундестага в ФРГ.

- Италия

Особенности

- вся территория страны разбивается на территориальные единицы – избирательные округа;

- от каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномандатные округа), иногда два депутата (многомандатные округа);

- избирательные округа должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей;

- избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет;

- избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов.

- В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю. Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе.

- Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

- Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом.

- территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом

Достоинства

- наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями,

- возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти

- представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства

- является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий

- формируется действительно представительный парламент

Недостатки

- При такой системе «победитель получает все». Граждане, голосовавшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных органах власти.

- Возможна ситуация, при которой партия, получившая на выборах голосов меньше, чем ее соперники в совокупности, может получить в парламенте большинство депутатских мест. Таким образом, мажоритарная система может приводить к значительному искажению предпочтений избирателей

- обезличенность партийных списков. Избранные по партийным спискам депутаты ответственны не столько перед избирателями, сколько перед самой партией

- избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему неизвестны

- появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений

- благоприятна в большей степени для столичных партий, нежели для местных политических объединений и независимых кандидатов

- партии не отражают интересов своих избирателей в полном объеме

- сложность системы

Для справки

Эта система – практически единственно возможная при выборах одного должностного лица, например, президента. Возможно голосование в один и два тура. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.

Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания).

Мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).

Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие – в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные – распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей

3. Выборы в Российской Федерации

Процедура Выборов в РФ регламентируется следующими нормативными актами:

  • Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

  • Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. № -ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Стадии (этапы) избирательного процесса в РФ

1. Назначение даты выборов.

В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы – Президентом РФ. В субъектах РФ дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Главы муниципалитетов назначают дату выборов представительного органа власти.

2. Образование избирательных округов и избирательных участков.

Избирательные округа – территория, непосредственно гражданами, которой избирается депутат или выборное должностное лицо.

В России выборы президента РФ и выборы в Государственную Думу проходят по единому избирательному округу (федеральному).

Избирательный участок – это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов.

Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Каждому избирательному участку присваивается определенный номер.

3. Формирование избирательных комиссий.

Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризбирком) РФ – избирательные комиссии субъектов РФ – избирательные комиссии муниципальных образований – окружные избирательные комиссии – территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии – участковые комиссии.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ, которая не только помогает другим комиссия, но и контролирует их. Кроме того, Центральная избирательная комиссия распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

4. Составление списков избирателей.

Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и др. Каждый гражданин может быть включен только в один список избирателей.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность.

Правом выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы власти на различные должности пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях. Для регистрации партия должна соответствовать требованию закона ФЗ «О политических партиях» (см. выше). Порядок выдвижения президента смотрите в схеме («Как стать президентом» Схема).

6. Проведение предвыборной агитации.

Предвыборная агитация – это деятельность, имеющая целью побудить избирателей ку участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов.

Предвыборная программа (обещания) – совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона, выдвигаемая кандидатом на избрание или политической партией. Она представляет избирателю основные направления по улучшению его жизни в случае победы кандидата или партии на выборах.

В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

7. Голосование и установление результатов голосования.

Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нем тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После истечения времени, отведенного на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчет голосов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (7%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе.

Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России – Центризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются, и им выдаются удостоверения.

Финансирование выборов и предоставление отчетов о расходовании средств на эти цели.

Финансирование избирательной кампании осуществляется за счет средств государственного бюджета. Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд.

Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учет всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

Особенности проведения выборов в России

  • В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет.

  • Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (Конституция, статья 81) и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

  • Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

  • Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.

  • Действия избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий

Выборы в Государственную Думу:

  • Выборы в Государственную Думу с 2007 г. проходят по пропорциональной избирательной системе

  • Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

  • Участие только федеральных партий: Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

  • Про разбивку списка: Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

  • А в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Это новое положение закона о выборах депутатов Государственной Думы гарантирует пропорциональное представительство в ГД РФ не только по партийному принципу, но и по территориальному, так как формирование окончательного списка депутатов от политической партии, если она будет допущена в соответствии с итогами выборов к распределению мандатов, будет осуществляться с учетом того, как голосовали за данную партию регионы. Если в одном регионе партия получает больше голосов, чем в другом, то соответственно от первого региона большее количество кандидатов из регионального списка партии получит депутатские мандаты.

  • Исключение граф «против всех»: Существенным изменением в избирательном законодательстве РФ является исключение из избирательных бюллетеней графы «против всех», что по идее законодателя должно привести российских избирателей к более активной политической позиции, к повышению их ответственности за судьбу страны. Однако исключение данной графы во многом ограничивает избирательные возможности граждан. Голосование против всех кандидатов было легальной и достаточно эффективной возможностью для граждан показать политической элите, что при наличии политической активности (граждане участвуют в выборах), они не обнаруживают в политической системе сил, способных представлять их интересы. С исключением графы «против всех» такие сигналы политическая элита перестанет получать, или будет получать их в более радикальной форме.

Часть политологов отождествляет политическую компанию со всеми стадиями избирательного процесса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планы семинарских занятий петрозаводск 2004 Рассмотрены и утверждены к печати на заседании кафедры политологии факультета политических и социальных наук Петргу 20. 05. 02. Печатаются по решению редакционно-издательского совета

    Планы семинарских занятий
    Планы семинарских занятий предназначены для подготовки и проведения практических занятий по политологии и теории политики, как студентов-политологов, так и студентов неполитологических специальностей университета.
  2. База kazref. Narod. Ru – Қазақша рефераттар!!! Адрес: г. Алматы, ул. Сатпаева, дом 76, кв. 56 уг. Розыбакиева Тел

    Реферат
    ДИПЛОМ.doc 7 8 K 5/04/07 «Нарық жағдайында өнімнің сапасын басқару «Қызыл Жар» мысалында.ДИПЛОМ.doc 794 K 11/ 1/07 «ТУРАНАЛЕМ БАНК» акционерлік қоғамының несиелік тәуекелді басқару әдістері.
  3. Название лекции (5)

    Лекции
    Многозначность понятия «общество». Системное строение общества. Основные сферы общества. Многовариантность общественного развития. Общество и природа. Глобальные проблемы человечества.
  4. Лекции для студентов тема политология как наука и учебная дисциплина 4 > Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки 4 > Методологические основы и функции политологии 9

    Лекции
    В буквальном смысле слова политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, свя­занной с властными отношениями, с государственно-полити­ческой организацией общества, политическими институтами, принципами,
  5. Политическая система российской федерации: теория и практика формирования, тенденции развития

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «_24 »_декабря 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета по политическим наукам (Д.212.141.20) в Московском государственном техническом университете им.

Другие похожие документы..