Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
  Вложения в человеческий капитал —наиболее рентабельное направление инвестицийЛидер - это тот, кто ведет рынок, а не тот, кто подстраивается под него...полностью>>
'Программа дисциплины'
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занят...полностью>>
'Документ'
Работая с системой «Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики» у Вас постоянно будет появляться впечатлен...полностью>>
'Доклад'
о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Всеволожского муниципального района за отче...полностью>>

Е. Г. Трубецкова русская литература ХХ века: синергетический аспект учебно-методическое пособие

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Е.Г.ТРУБЕЦКОВА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА:

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Лекционный курс «Русская литература ХХ века: синергетический аспект» адресован магистрам второго года обучения (6 курс) факультета нелинейных процессов, специальность 511500 – Радиофизика.

Цель курса – показать единство культурной и научной парадигмы ХХ века, продемонстрировать точки пересечения поисков современного искусства, литературы, философии с концепцией синергетики в естественных науках.

Предлагаемый лекционный курс пока не имеет аналогов. Впервые русская литература ХХ века подается с точки зрения теории синергетики. Избранный аспект позволяет не только обеспечить необходимую составляющую гуманитарного образования специалиста с университетским дипломом, но и предоставляет возможность увидеть единые закономерности развития науки и искусства, продемонстрировать универсальность моделей нелинейной динамики для разных областей знания, в частности, для литературоведения.

Необходимость данного курса обусловлена самой спецификой нелинейной (синергетической) картины мира, лежащей в основе концепции образования студентов и магистров факультета нелинейных процессов. Синергетика как наука о самоорганизации сложных систем позволяет решить не только конкретные задачи в естественных науках, но и ориентирована на изучение «сложных систем» в других областях знания – экономике, социологии, медицине, в истории, философии. На смену противопоставления гуманитарных и естественных наук, «двух культур» (Ч.Сноу) приходит их синтез – складывается «Новый альянс» (название книги И.Пригожина). Литература, с одной стороны, чутко улавливает изменения парадигмы мышления, с другой – в ряде случаев - генерирует ее.

В курсе лекций выделяются два центральных блока. Первый - новые концепции пространства и времени в науке, философии, искусстве и их развитие / переосмысление в литературе ХХ в. Второй - кризис детерминизма и новое осмысление роли Случая в естественных науках, философии и искусстве. Рассматриваются также точки притяжения и отталкивания между синергетикой и постмодернизмом.

На протяжении ХХ века не раз можно было видеть, как естественнонаучные концепции и открытия были вдохновлены художественными текстами (Эйнштейн – Достоевский, Флоренский – Данте), одновременно методология естественных наук оказывалась актуальной для литературоведения (концепция хронотопа М. Бахтина сложилась под воздействием теории относительности; культурологические модели Ю.Лотмана – после нового осмысления порядка и хаоса, синтеза детерминизма и случайности в развитии сложных систем нелинейной динамикой.)

Методология синергетики, как пишут ее создатели, рождается на стыке наук. Изучение ключевых произведений русской литературы ХХ века в синергетическом аспекте и демонстрация разных методик анализа художественного текста представляются продуктивными для воспитания нелинейного мышления выпускников факультета.

Курс читается на материале произведений авторов русской литературы ХХ века (отечественной и эмигрантской), проводятся параллели с тенденциями живописи, театра, кинематографа, а также с философскими концепциями ХХ века.

Курс рассчитан на 1 семестр и завершается сдачей зачета.

ПРОГРАММА КУРСА

СМЕНА ПАРАДИГМ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

РУБЕЖА ХIХ-ХХ ВЕКОВ

Необходимость осмысления русской литературы ХХ века как целостной системы в ее взаимосвязи с другими видами искусства, наукой и философией.

Кризис европейской культуры рубежа веков, связанный с:

изменением картины мира в науке (зарождение и развитие квантовой физики, открытие общей теории относительности А.Эйнштейна);

кризисом позитивистской философии и расцветом философии интуитивизма А.Бергсона, иррационализма А.Шопенгауэра, русской религиозной философии В.Соловьева, С.Булгакова, П.Флоренского;

социальными потрясениями рубежа веков, особенно сильными в России - волна терроризма, поражение в русско-японской войне, первая русская революция 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 года, гражданская война.

Изменение концепции личности. "Дегуманизация искусства" (Х.Ортега-и-Гассет). Философия сверхчеловека Ф.Ницше. "Аналитическое распластование" человека (Н.Бердяев), отразившееся в живописи кубизма и, на другом художественном языке, в произведениях символистов.

Кризис традиционных средств изображения. Необходимость нового языка описания в литературе, музыке, живописи, театре.

Перспективность изучения глобальных изменений в литературе рубежа ХIХ-ХХ веков в контексте смены общей парадигмы мышления. (О.Шпенглер, Н.Бердяев, Р.Якобсон, Е.Замятин, Ю.Лотман, И. Смирнов).

Признаки новой культурной парадигмы:

  • переосмысление концепций пространства и времени (общая теория относительности А.Эйнштейна, пятимерная теория поля Т.Калуци, "пленочное пространство" П.Флоренского, теория о времени как четвертом измерении пространства Г.Минковского и П.Успенского, разъятие формы на полотнах кубистов, разрушение традиционных пространственно-временных параметров в поэзии и музыке авангарда, теория хронотопа М.М.Бахтина).

  • отказ от статической картины мира. (Применение «стрелы времени» при описании физических явлений и введение «временной координаты» в изначально пространственное искусство живописи: процессуальность "аналитических" полотен П.Филонова, стремление запечатлеть сам темп изображения художников группы «Тринадцать».)

  • "упадок потому что" (В.Шкловский). Разрушение привычных представлений о причинно-следственных связях, обусловленное катастрофичностью социальной атмосферы эпохи, кризисом позитивистского мышления в философии и строгого детерминизма в науке. (В литературе – техника «потока сознания», синтаксис футуристов и О.Мандельштама.);

  • осознание того, что объективное познание - главное требование классической парадигмы - невыполнимо, так как нельзя исключить наблюдателя из процесса наблюдения. (Теория относительности А.Эйнштейна, поворот от исследования объекта к исследованию субъекта в искусстве модернизма, мощное развитие романа о художнике в литературе.);

  • переосмысление роли языка описания, который перестает быть только средством изображения и становится самоценным элементом произведения искусства. (Супрематизм в живописи; «театрализация театра» В.Мейерхольда, перенос внимания на форму слова и структуру произведения в поэзии символистов и футуристов; актуализация метаповествования и расцвет «романа авторефлексии».);

  • смещение границ между реальностью и искусством. (Жизнетворчество символизма, эксперименты в изобразительном искусстве П.Кончаловского, В.Татлина, И.Пуни, И.Клюна, отказ от рампы у В.Мейерхольда, жанр театрально-кинематографических гибридов, введенный М.Мельесом);

  • многовариантность описания. (Принцип дополнительности Н.Бора; сведение в одной плоскости разных точек зрения, масштабов в живописи М.Шагала и П.Филонова; монтаж и объединение разных ракурсов в кинематографе; прием альтернативного повествования в произведениях Б.Брехта, Ф.Кафки, В.Фолкнера, М. Фриша, Э.Хемингуэя.)

  • проблематизация "мимезиса": не столько узнавание объекта, как это было в традиционном искусстве, сколько его понимание. Дистанция художника по отношению к языку - "отчуждение" (Б.Брехт), "остранение (В.Шкловский). Изменение роли читателя/зрителя, который взамен готового образа объекта получает новую композицию различных форм его восприятия. Включение работы по созданию художественного образа - миметического акта - в само содержание образа. Творческий процесс как предмет изображения в искусстве ХХ века.

Преломление и - одновременно - генерирование новой культурной парадигмы в литературе.

Основная литература:

Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Лотман Ю.М. Технический прогресс как культурологическая проблема // Ученые зап. Тартуского государственного университета . 1988. № 831.Труды по знаковым системам. № 22.

Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. (гл. Вызов науке)

Рымарь Н.Т. Узнавание и понимание: проблема мимезиса и структура образа в художественной культуре ХХ века // Вестник Самарского государственного университета. 1997. № 3 (5).

Дополнительная литература:

Замятин Е. О синтетизме. Новая русская проза. О революции, энтропии и прочем // Замятин Е. Избранные произведения. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Трубецкова Е.Г. Распад форм и/или рождение новой эстетической парадигмы // Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ века. М., 2003.

НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ, КУЛЬТУРОЛОГИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

КОЛЛОКВИУМ

  • Время как четвертое измерение пространства в теории П.Успенского.

  • Концепция «пленочного пространства» и обратной перспективы П.А.Флоренского.

  • Теория хронотопа М.М.Бахтина и ее развитие в работах Ю.М.Лотмана..

  • Неомифологическое пространство и время.

  • Множественность хронотопов в произведениях постмодернизма.

Основная литература:

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1975.

Лотман Ю.М. О семиосфере. Он же. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992.

Успенский П. Tertium Organum. М., 1912.

Флоренский П.А. Мнимости в геометрии/ Опыт нового истолкования мнимостей. М., 1922.

Дополнительная литература:

Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре ХХ века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л. 1974.

Каган М. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки.// Там же.

Раушенбах Б. Четырех мерное пространство // Раушенбах Б. Пристрастие. М., 2002.

ИССЛЕДОВАНИЕ «ЕРЕСИ УТОПИЗМА» В ПРОЗЕ 20-Х ГОДОВ: Е.ЗАМЯТИН И А. ПЛАТОНОВ

Природа утопического сознания, традиции и специфика жанра утопии в мировой литературе. Особенности утопического хронотопа.

Прагматические цели антиутопии. Антиутопия и сатира.

  • Роман Е.Замятина «Мы» (1920). Критика революционной концепции личности. Отражение современного автору социокультурного контекста в романе. Специфика заглавия и номинации героев. Особенности хронотопа «Поэмы о Едином Государстве»: специфика организации пространства, функции временной дистанции. «Порядок» и «хаос» в романе. Функция границы.

Утопический идеал и его разоблачение повествователем. Гротеск и аллегория в романе. Символика цвета.

Традиции Е.Замятина в европейской литературе (Дж.Оруэлл, О.Хаксли).

  • Философские контексты Платонова (влияние идей А.Богданова, Н.Федорова, В. Вернадского, К.Циолковского, З.Фрейда).

Оппозиция «мира» и «сознания», «материи» и «идеи» в творчестве Платонова. Компрометация «рационального», трагическая судьба «изобретателей» в «Эфирном тракте» и «Епифанских шлюзах». Рационализм и интуитивизм в творческом процессе писателя. Отталкивание от позиции профессионального литератора.

Испытание идей революции. «Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар».

«Чевенгур» (1929). Своеобразие образов и номинации героев. Позиция автора. Исследование «ереси утопизма». Противостояние идеи и человека. Тема Апокалипсиса, революции как убийства мира. Герои-странники, ищущие «у земли конца». Конфликт «товарищества» и кровных связей в романе.

«Котлован» (1930). Символика заглавия. Хронотоп романа. Образы героев. Мотивы пути и поиска смысла жизни в романе.

Основная литература:

Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М., 1991.

  • Кольцова Н. Роман Е.Замятина «Мы» и «петербургский текст» русской литературы // Вопросы литературы. 1999. Июль-авг.

Новое о Замятине / под ред. Л.Геллера. М., 1997.

Семенова А.Л. Роман Е.Замятина «Мы» и «Государство» Платона // Русская литература. 1999. № 3.

Струве Н. Символика чисел в романе Е.Замятина «Мы» // Струве Н. Православие и культура. М., 1992.

Чаликова В.А. Крик еретика: Антиутопия Е.Замятина «Мы» // Вопросы философии. 1991. №1.

  • Бродский И. Предисловие к повести «Котлован» // Андрей Платонов. Мир творчества. Статьи. Библиография. М., 1994.

Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. М., 1999.

Малыгина Н.А. Художественный мир А.Платонова. М., 1995.

Эйдинова В. «Антидиалогизм» как стилевой принцип русской литературы абсурда 20-30-х годов: К проблеме литературной динамики// ХХ век. Литература. Стиль. Вып. 1. Екатеринбург, 1994.

Яблоков Е. На берегу неба. Роман А.Платонова «Чевенгур». Спб., 2003.

Дополнительная литература:

Павлова О.А. Метаморфозы литературной утопии: теоретический аспект. Волгоград, 2004.

Анненков Ю. Евг.Замятин // Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. М., 1991. С.246-286; Письмо-конспект романа «Мы»// Там же, С.258-260.

Давыдова Т. Творческая эволюция Е.Замятина в контексте русской литературы первой трети ХХ века. М., 2000.

Крючков В.П. «Еретики» в литературе: Л.Андреев, Е.Замятин, Б.Пильняк, М.Булгаков. Саратов. 2003:

Васильев В. Андрей Платонов. Очерки жизни и творчества. М., 1990.

Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994.

«Страна философов» А.Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1-5. М., 1994-2003.

Творчество А. Платонова. Исследования и материалы.: В 2 кн. СПб., 1995-2000.

Чалмаев А. Андрей Платонов. К сокровенному человеку. М., 1989.

Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., 1987.

РОМАН М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ЕМУ НАУЧНЫХ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

Роман "Мастер и Маргарита". Эволюция замысла. Творческая и цензурная история романа. Зеркальная композиция романа: философский, сюжетный и жанровый аспект. "Мастер и Маргарита" как роман о художнике: развитие темы «писателя и власти», ставшей стержневой в творчестве Булгакова конца 20-х – начала 30-х годов («Кабала святош», «Пушкин»). . Проблема автора, его биографии и творческой судьбы текста. Отсутствие имени главного героя как минус-прием.

Синтез традиций русской и западно-европейской литературы в романе. Диалог с другими видами искусства в "Мастере и Маргарите" (Картины Веласкеса и Ван Эйка, симфонии М.Берлиоза и опера «Фауст» Гунно).

Экспериментальная форма романа и переоткрытие пространства и времени в литературе и науке 1920-х годов. "Мастер и Маргарита" и "Мнимости в геометрии" П.Флоренского: параллели на сюжетном, философском, повествовательном уровне романа.

Реализация постсимволистского синтеза в романе "Мастер и Маргарита".

Основная литература

Абрагам П.Флоренский и Булгаков // Философские науки. 1990. № 7.

Альми Н.Л. Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" и традиции русской классики // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир. 1979.

Вулис А. Система зеркал. Эпизод взаимодействия искусств // Звезда востока. 1989. № 11. Он же. Что может отразиться в зеркале // Вопросы литературы. 1987. № 1.

Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Даугава. 1988. № 10-12; 1989. № 1. Или в кн.: Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992. Раздел."Дом в "Мастере и Магарите".

Магомедова Д. "Никому не известный композитор-однофамилец"// Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1985. Т. 44. № 1.

Трубецкова Е. Изменение концепции пространства в контексте романа "Мастер и Маргарита": синергетический подход // Синергетическая парадигма. М., 2000.

Чудакова М. Творческая история романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Вопросы литературы. 1976. № 1.

Дополнительная литература:

Елена и Михаил Булгаковы: Дневник Мастера и Маргариты. М., 2003.

Воспоминания о М.Булгакове. М., 1988.

Лесскис Г.А. Триптих М.Булгакова: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии. М., 1999.

Приходько И. Традиции западно-европейской мениппеи в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979.

Сахаров В. Михаил Булгаков: Писатель и власть. М., 2000.

Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. М., 1997.

Творчество М.Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 1-3. М., 1991-1995.

Чудакова М. Жизнеописание М.Булгакова. М., 1988.

Яблоков Е. Мотивы прозы М.Булгакова. М., 1997.

Яновская Л. Творческий путь М.Булгакова. М., 1983.

БИСПАЦИАЛЬНОСТЬ РОМАНОВ В.НАБОКОВА

Творчество Набокова - "новый вид искусства" (И.Бунин), "оправдание миссии русской эмиграции" (Н.Берберова) или разрыв с традицией русской литературы (Г.Адамович, З.Гиппиус)?

В.Набоков - человек-кентавр. Синтез в его творчестве разных жанров, языков, сочетание профессиональных занятий литературой с профессиональными занятиями энтомологией и шахматами.

Биспациальность (наличие как минимум двух миров) в текстах В.Набокова: оппозиция Россия/Европа в романах русского цикла ("Машенька", "Подвиг", "Дар"). Соотношение реальности/искусства в произведениях писателя ("Камера обскура", "Защита Лужина", "Отчаяние", "Приглашение на казнь", "Дар"). Философское и семиотическое обоснование биспациальности (М.Бубер, М.Бахтин, Ю.Лотман, Ю.Левин).

Тексты писателя как метароман (В.Александров, В.Ерофеев), центральные темы которого - творческая способность памяти, позволяющая воскресить прошлое.(параллели с М.Прустом и И.Буниным), изображение внутреннего мира художника и его творчества, тема шахмат, бабочек, уникальность и ценность личности.

Анализ последнего русскоязычного романа Набокова "Дар" как свода основных тем его творчества. "Многопланность мышления" в романе: поэтика заглавия, особенности хронотопа, многомерность сюжета и композиции, диалог эстетик (В.Набокова, А.Белого, Н.Чернышевского). Отражение в романе изменения общей парадигмы мышления (параллели с экспериментами в графике М.Эшера (гравюры "Рептилии", "Рисующие руки", "День и ночь", "Бельведер").

Основная литература:

Александров В. Набоков и потусторонность. СПб.,1999.

Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. М., 1998. (Гл.1, 3, 5).

Левин Ю. Биспациальность как инвариант поэтического мира В.Набокова // Левин Ю. Избранные работы. М., 1998.

Набоков В. Предисловие к английскому переводу романа «Дар» («The Gift») // Владимир Набоков: Pro et contra СПб., 1997.

Сконечная О. Черно-белый калейдоскоп. Андрей Белый в отражениях В.В. Набокова // Литературное обозрение. 1994. N 7-8. или: Набоков В.:Pro et contra СПб., 1997.

Владимир Набоков: Pro et contra. Антология. Т. 1. СПб., 1997.

Владимир Набоков: Pro et contra.. Антология. Т. 2. СПб., 2001.

Дополнительная литература

Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. Спб., 2003.

Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб., 2004.

Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы. М.-СПб, 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.

ЕрофеевВ. Русский метароман В.Набокова // Вопросы литературы. 1988. № 10.

Империя N: Набоков и наследники. М., 2006.

Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве В.Набокова. М., 2000.

Шраер М. Набоков: темы и вариации. Спб., 2000.

НОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ СЛУЧАЯ

В ЕСТЕССВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ ХХ ВЕКА

Кризис детерминизма в естественных науках конца Х1Х - начала ХХ в. в связи с развитием термодинамики и появлением общей теории относительности А. Эйнштейна. Осмысление ключевой роли случая в развитии открытых систем в синергетике. «Порядок из хаоса» - синтез детерминизма и случайности.

Новое понимание исторического процесса и роли случая в нем в исторической науке ХХ в. Точки бифуркации в истории. Включение наблюдателя в систему наблюдения - переосмысление позиции историка. История как текст.

Модели культуры в семиотике. Семиосфера Ю.М. Лотмана. Роль случайных факторов в истории культуры и создании текста. Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Две формы динамики и момент непредсказуемости. Развитие через взрыв.

Преодоление пропасти между «двумя культурами».

Основная литература:

Ласло. Э. Век бифуркаций. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1994. № 7.

Лем С. Философия случая. М., 2005.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Лотман Ю.М. Проблема исторического факта. Исторические закономерности и структура текста. Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? // Лотман Ю.М. Семиосфера Спб., 2000.

Лотман Ю.М. Клио на распутье// Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992.

Лотман Ю.М. О роли случайных факторов в истории культуры // Там же.

Пригожин И., Стенгрес И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Дополнительная литература

Амстердамский А. Разные понятия детерминизма // Вопросы философии, 1966, № 7.

Горелов А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. М., 1998. Пойзнер Б., Ситникова Д. Самообновление культуры и синтез научных знаний. Томск, 2002.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1995.

Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

Синергетическая парадигма. В. 1,2. М., 2000, 2002.

Трубецков Д.И. Колебания и волны для гуманитариев. Саратов, 1997.

ФИЛОСОФИЯ И ПОЭТИКА СЛУЧАЙНОСТИ В ИСКУССТВЕ РУССКОГО АВАНГАРДА

Роль случайных факторов в творческом процессе и создании художественного текста.

Актуализация роли случая в живописи нач. ХХ в. («Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Осмысление случая как агента подсознания: использование поэтики безумия и сновидения.

Случай в художественной системе русского футуризма. Эстетика «произвола». «Сдвигология» и «наобумное» творчество А. Крученых. Поэтика ошибки. Нарушение синтаксиса как отказ от детерминизма. Разрушение причинно-следственных связей текста («Мирсконца» В. Хлебникова) Закономерное и случайное в художественной системе В. Хлебникова.

Философия и поэтика случайности в творчестве ОБЭРИУтов. Орфографический «сдвиг» в текстах Д.Хармса. Причинно-следственный релятивизм в текстах ОБЭРИУтов. Алогичность текста как отражение абсурдности мира. («Старуха», «Случаи» Д.Хармса)

Основная литература

Григорьев В. Свобода и небходимость поэта.// Литературная учеба. 1985. № 4.

Иванюшина И.Ю. Философия и поэтика случайности в художественной системе русского футуризма // Иванюшина И.Ю. Русский футуризм. Идеология. Поэтика. Прагматика. Саратов, 2003.

Кобринский А. Система причинно-следственных связей в поэтике ОБЭРИУтов // Поэтика ОБЭРИУ в контексте русского литературного авангарда. М., 2000.

Крученых А. Декларация заумного слова // Крученых А. Апокалипсис в русской литературе. М., 1923.

Крученых А. Сдвигология русского стиха. М., 1923.

Хансен-Леве А. Концепция случайности в художественном мышлении обэриутов // Русский текст. 1994. № 2.

Хлебников В. Слово о числе и наоборот // Вопросы литературы. 1985. № 10.

Дополнительная литература:

Марков В. Феномен случайности. Методологический анализ. Рига, 1988.

Ревзина О. Качественная и фнкциональная характеристика времени в поэзии А.Введенского // Russian Literature. 1978. Vol .6.

Силард Л. Математика и заумь // Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре (материалы международного симпозиума). Bern, 1991.

Смирнов И. Причинно-следственные структуры поэтических произведений.// Исследования по поэтике и стилистике. Л. 1972.

Терентьев А. Маршрут шаризны: Закон случайности в искусстве. // Крученых А. Сдвигология русского стиха. М., 1923.

СИНТЕЗ ДЕТЕРМИНИЗМА И СЛУЧАЙНОСТИ

В ИСТОРИОСОФИИ М.АЛДАНОВА

Романы Алданова как единый метатекст об истории России и Европы 18-20 вв. Скепсис к традиционной исторической науке («законам историков») и осмысление ключевой роли случая в истории человечества и судьбе личности.

Понимание переломных моментов истории (Французской революции «Девятое Термидора», убийства Александра II, Берлинского конгресса («Истоки»), 1 съезда РСДРП, Октябрьской революции 1917 г. «Самоубийство», «Ключ. Бегство.Пещера»)) как «развилок», где выбор пути осуществлял случай. (Ср. с т. бифуркации в нелинейной динамике) Применение к истории математических моделей («Ульмская ночь», гл. «Диалог о Случае в истории»).

Птатекст об истории России и Европы 18-20 вв.ИИ М.АЛДАНОВАов дений. ого симпозиума) Вуризма Портреты «великих личностей» как «точки отсчета» изображаемой эпохи.

Диалог и полемика с Л.Н.Толстым.

Основная литература

Дронова Т.И. Ирония в идейно-художественной проблематике тетралогии М.Алданова «Мыслитель» // Филология. Саратов. 1996.

Солженицын А. Приемы эпопей // Новый мир. 1998. № 1.

Трубецкова Е.Г. Философия случая в романах М.А.Алданова: синергетический аспект // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. 1998. № 2.

.

Чернышев А. Гуманист, не веривший в прогресс // Алданов М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1991.

Дополнительная литература:

Адамович Г. Мои встречи с Алдановым // Современная драматургия. 1991. № 1.

Трубецкова Е.Г. М.Алданов и В.Набоков: диалог и случае в истории // Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. Т.8. Вып.2.

Чернышев А. Алдановские «Десять лет спустя»// Алданов М. Сочинения: В 6 т. Т.4. М., 1995.

Щедрина Н.М. Проблемы поэтики исторического романа русского зарубежья: М.Алданов, В. Максимов, А. Солженицын. Уфа, 1993.

«СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ» В РОМАНЕ Б.ПАСТЕРНАКА

«ДОКТОР ЖИВАГО»

Судьба писателя в тоталитарном государстве: "Вся жизнь <…> единоборство с царствующей пошлостью за свободный, играющий человеческий талант".

"Доктор Живаго". Варианты заглавия романа.

Эпическая и лирическая разработка образа главного героя. Двойной финал романа. "Доктор Живаго" - роман о художнике (параллели с "Даром" В.Набокова и "Мастером и Маргаритой" М.Булгакова), подводящий итог и являющийся своеобразным синтезом творчества писателя. Концепция личности Юрия Живаго. Отношение к революции и гражданской войне. Философия истории в романе; авторское понимание роли личности в истории.

Особенности композиции. Роль случая и ритм человеческих судеб. Принцип временного контрапункта в композиции романа (Б.Гаспаров)

.

Основная литература

Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как структурообразующий принцип романа Б.Пастернака "Доктор Живаго" // Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

"Доктор Живаго" Б.Пастернака. С разных точек зрения. М., 1990.

Куликова С., Герасимова Л. Полидискурсивность романа «Доктор Живаго» // В кругу Живаго. Пастернаковский сборник. Stanford Slavic Studies. Stanford, 2000.

Лавров А. «Судьбы скрещенья»: Теснота коммуникативного ряда в "Докторе Живаго"// Новое литературное обозрение. 1993. № 2.

Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир. 1988. № 1.

Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография. М., 1997.

Смирнов И.П. Двойной роман: О «Докторе Живаго»// Пастернаковские чтения. Вып.2. М., 1998.

Дополнительная литература

Бак Д. "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака. Функционирование лирического целого в романном целом // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь. 1990.

Вейдле В. Пастернак и модернизм // Литературная учеба. 1990. № 1.

Воспоминания о Б.Пастернаке. М., 1993.

Витт С. Мимикрия в романе «Доктор Живаго» // В кругу Живаго. Пастернаковский сборник. Stanford Slavic Studies. Stanford, 2000.

Иванов Вяч.Вс. Пастернак и ОПОЯЗ: к постановке вопроса //Тыняновский сб.: Третьи Тыняновские чтения. М., 1988.

Переписка Бориса Пастернака. М., 1990.

Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1997.

Флейшман Л. Борис Пастернак в тридцатые годы. Иерусалим, 1984.

УЗЛЫ ИСТОРИИ В ИЗОБРАЖЕНИИ А. СОЛЖЕНИЦЫНА

"В круге первом". Творческая и цензурная история романа. Особенности хронотопа. Математическое мышление автора в выборе "узловых точек" повествования. Интертекстуальные связи заглавия. Полифоничность восприятия (Ж..Нива). Судьбы трех главных героев и их прототипы. Проблема внутренней свободы человека в тоталитарном государстве. Особенности повествовательной структуры и стиля романа.

"Архипелаг ГУЛаг". Специфика жанра "художественного исследования". "Тоннельный метод" А.Солженицына (Ж.Нива). Осмысление истории России ХХ века. Вопрос о свободе человека в условиях лагеря. Спор с В.Шаламовым. Метод "бессносочного повествования" А.Солженицына.

«Узлы» «Красного колеса». Выбор переломных точек в истории. «Сгущение времени». Отношение автора к «великим личностям» и «делателям» истории.

Основная литература

Белопольская Е.В. Роман А.И.Солженицына "В круге первом". Опыт интерпретации. Ростов н/Д., 1997.

Герасимова Л. Этюды о Солженицыне. Саратов. 2006.

Нива Ж. Солженицын. М., 1992. (публ. глав из книги: Дружба народов. 1990. №. 4, 5).

Паламарчук П.Т. Александр Солженицын: Путеводитель. М., 1991.

Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына. Новый взгляд. М., 1998.

Струве Н. О Солженицыне // Струве Н. Православие и культура. 2-е изд. М., 2000.

Дополнительная литература:

Голубков М. Александр Солженицын. М., 1999.

Мешков Ю.А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время. Екатеринбург, 1997.

А.И.Солженицын и русская культура. Саратов. 1999.

А.И.Солженицын и русская культура. Саратов. 2004.

Урманов А. Поэтика прозы Александра Солженицына. М., 2000.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ПОЭЗИИ И.БРОДСКОГО

Поэзия потерь, утрат. Время и пространство как оси координат творчества Бродского. «Материя времени» в «Петухах», «Колыбельной Трескового мыса», «Моллюске», эссе «Путешествие в Стамбул». Пронизанность вещи и человека временем. Поэт как носитель времени. («Глаголы») Метафоры пространства и времени в поэзии Бродского.

Борьба пространства и вещи (ср. «Открытка из города К.» и «Посвящается стулу»).

Философия языка у Бродского. Поэт как «продукт языка» и «средство существования языка» (Нобелевская лекция). Стихотворение как «реорганизованное время». Творчество против времени и смерти.

Жанр «большого стихотворения» в поэзии Бродского («Большая элегия Джону Донну», «Т.С.Элиоту», «Колыбельная Трескового мыса», «Последний крик ястреба»). Длиннота стиха как бытие поэта, ритмически не совпадающего с миром, со своим временем (Е.Курганов).

Особенности синтаксиса Бродского.

Основная литература:

Иосиф Бродский. Размером подлинника: Сб.ст. Таллинн, 1990.

Иосиф Бродский: Творчество, личность, судьба. СПб., 1998.

Иосиф Бродский. Труды и дни. М., 1998.

Ваншенкина Е. Время и пространство в лирике И.Бродского // Литературное обозрение. 1996. № 3.

Измайлов Р. Хронос и топос: поэтический мир И.Бродского. Саратов, 2006.

Лосев Л. Иосиф Бродский.Опыт литературной биографии. М., 2006.

Лотман М.Ю., Лотман Ю.М. Между вещью и пустотой / из наблюдений над поэтикой сб. И.Бродского «Урания»// Ученые записки Тартуского ун-та. 1990. Вып. 883.

Полухина В. Бродский глазами современников. СПб., 1997.

Дополнительная литература:

Баткин Л. Тридцать третья буква. М., 1997.

Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского // Литературное обозрение. 1990. № 8.

Волков С. Диалоги с И. Бродским. М., 1998.

Кекова С.В., Измайлов Р.Р. Сохранившие традицию: Н.Заболоцкий, А.Тарковский, И.Бродский. Саратов. 2003

Лазарук Р. «На смерь Жукова» И.Бродского и «Урания» Г.Державина // Русская литература. 1995. № 2.

Кузнецов С. Распадающаяся амальгама: О поэтике Бродского // Вопросы литературы. 1997. Май-июнь.

Лосев Л. Реальность зазеркалья: Венеция И.Бродского// Иностранная литература. 1996. № 5.

Памяти И.Бродского // Литературное обозрение. 1996. № 3.

Полухина В. Поэтический автопортрет Бродского // Звезда. 1992. № 5-6.

Стрижевская Н. Письма перспективы: О поэзии Иосифа Бродского. М., 1997.

ЛИТЕРАТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА

Постмодернизм: многозначность терминологии. Дискуссии о времени возникновения.

Культурное состояние эпохи постмодерн: менталитет постиндустриального общества, влияние масс-медиа, крушение "метаповествований" (Лиотар), фрагментарность сознания, постмодернистская чувствительность.

Постмодернизм как теоретическая рефлексия в гуманитарных науках. Постструктурализм и деконструктивизм (работы Р.Барта, Ж.Деррида, М.Фуко): от произведения - к тексту; "смерть автора", интертекстуальная критика, деконструкция смысла.

Отношения постмодернизма и модернизма. Игра традициями, стилями, жанрами. Снятие этических и эстетических иерархий.

Постмодернизм и современная парадигма естественно-научного знания.

Особенности русского постмодернизма. Время возникновения. Истоки постмодернизма в поэме В.Ерофеева «Москва-Петушки» и романе А.Битова «Пушкинский дом». Анализ постмодернистских текстов. Многовариантность судьбы, нелинейность сюжета в «Бесконечном тупике» Д.Галковского, «Линиях судьбы, или сундучке Милашевича» М.Харитонова, парадоксы времени, раздробленность человеческого сознания («Школа для дураков» С.Соколова), текст как метатекст («Крошка Цорес» А.Синявского), центонность повествования («Сюжет» Т.Толстой), герои как пучки разноречивых культурных представлений и ассоциаций («Палиссандрия» С.Соколова, «Чапаев и Пустота» В.Пелевина).

Основная литература

Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика.Поэтика. М., 1989.

Вельш В. Постмодерн: Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. № 1.

Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюдция научного мифа. М., 1998.

Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. Уч. пособие. Изд-ие 2-е., доп. СПб., 2002.

Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.

Дополнительная литература

Генис А. Вавилонския башня. М., 1997.

Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск, 2001.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.

Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. 1997. №28.

Косиков Г. От структурализма к постструктурализму. М., 1998.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. Спб., 2000.

Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

Постмодернизм / Материалы круглого стола// Вопросы философии. 1993. № 3.

Постмодернисты о посткультуре: интервью с современными писателями и критиками. М., 1998.

Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм // Знамя. 1998. №4.

Русский постмодернизм: предварительные итоги. Ставрополь. 1998

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1987.

Эко У. Заметки на полях «Имени розы»// Иностранная литература. 1988. № 10.

Левин Ю. Комментарий к поэме «Москва-Петушки» В.Ерофеева. М., 1996.

Художественный мир Венедикта Ерофеева / Под ред. К.Ф. Седова. Саратов, 1995.

Аверин Б. История моего современника А.Г.Битова // Звезда. 1996. №1.

Андрей Битов: Пятое измерение.

Лавров В. Три романа А Битова или воспоминания о современнике // Нева, 1997. №5.

Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова «Пушкинский дом» // Новое литературное обозрение. 1995. №11.

Роднянская И. Преодоление опыта, или двадцать лет странствий: о творческом пути А.Битова // Новый мир. 1994. № 8.

Вайль П., Генис А. По поводу романа С.Соколова «Школа для дураков» // Вопросы литературы. 1992. № 3.

Генис А. Беседа седьмая: Горизонт свободы. Саша Соколов // Звезда. 1997. №8.

Генис А. Виктор Пелевин: Границы и метаморфозы //Знамя. 1995. №12.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Смена парадигм мышления и формирование новой культурной парадигмы в начале ХХ века

2. Концепция хронотопа М.М.Бахтина и ее развитие в работах Ю.М.Лотмана.

3. Время как четвертое измерение пространства в теории П. Успенского.

4. Концепция «пленочного пространства» и обратной перспективы П.А.Флоренскогою

5. Неомифологическое пространство и время.

6. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте современных ему научных и культурологических концепций.

7. Особенности композиции и хронотопа романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

8. Особенности утопического хронотопа романа Е.Замятина «Мы».

9. Исследование «ереси утопизма», мотивы пути, поиска смысла жизни в прозе А. Платонова.

10. Оппозиция Россия/Европа в романах В.Набокова «Машенька», «Подвиг».

11.Смещение границ между реальностью и искусством в романе «Защита Лужина», «Дар».

12. Новое осмысление роли случая в естественных и гуманитарных науках ХХ века.

13. Философия и поэтика случайности в эстетике русского авангарда.

14. Синтез детерминизма и случайности в историософии М.А.Алданова.

15. Контрапункт времени и судьбы в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

16. Особенности хронотопа романа А.Солженицына «В круге первом».

17. «Узлы» истории в «Красном колесе» А. Солженицына.

18. Синергетика и постмодернизм: точки притяжения и отталкивания.

19. Многовариантность судеб героев и нелинейность сюжета постмодернистских текстов (автор и произведение – на выбор).

20. Особенности хронотопа постмодернистских текстов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 0. общий отдел общие вопросы науки и культуры (2)

    Диссертация
    Диссертация : подготовка, защита, оформление : практ. пособие / Ю. Г. Волков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Альфа-М : ИНФРА - М, 2009. - 170, [2] с.

Другие похожие документы..