Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Практикум'
місце, роль, сферу використання кількісних методів збору соціологічної інформації; методологію, методику та техніку кількісних методів соціологічних ...полностью>>
'Документ'
Робоча навчальна програма дисципліни „Загальна фізика” складена на основі робочого навчального плану №РБ-3-502/01 напряму 0925 „Автоматизація та комп...полностью>>
'Урок'
Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в городе Торуни в уважаемой и богатой купеческой семье. Отец Николая умер, когда тому было 10 лет, от чу...полностью>>
'Публичный отчет'
Ежегодно городская администрация представляет отчет о проделанной работе. 2010 год не стал исключением: все основные структурные подразделения исполн...полностью>>

Рабочая книга по профилактике вич-инфекции и наркозависимости. От составителей

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая книга по профилактике ВИЧ-инфекции и наркозависимости.

От составителей


Приоритетная цель программ пропаганды здорового образа жизни среди молодежи заключается в том, чтобы добиться роста уровня информированности местного сообщества молодых людей в области профилактики ВИЧ-инфекции, инфекций, передаваемых половым путем, и наркомании. К сожалению, специалисты, работающие в этой области, испытывают реальный дефицит в практических рекомендациях, позволяющих повысить их компетентность в информировании молодежи. Поэтому, данный сборник призван оказать информационно-методическую поддержку людям, осуществляющим профилактические мероприятия среди молодежи: волонтерам программ «Равный обучает Равного», социальным работникам, педагогам и психологам.

В первом разделе «Рабочей книги» приводятся тексты профилактических лекций по ВИЧ-инфекции и СПИД, по инфекциям, передаваемым половым путем, и по психоактивным веществам (алкоголь, табак, наркотики). Каждая лекция предваряется примерным рабочим планом. В конце каждой лекции приводятся ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

Правильно построить общение с аудиторией слушателей – это 90% успеха работы лектора. Поэтому во втором разделе помещены рекомендации психологов по эффективному общению с группами подростков и молодежи.

Интерактивная форма профилактического обучения – проведение специальных тренингов с учетом правил и законов групповой динамики. Эта форма позволяет резко увеличить процент усвоенной в ходе обучения информации. Третий раздел «Рабочей книги» посвящен вопросам организации проведения профилактических тренингов среди подростков.

В четвертом и пятом разделах приводятся список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы и список полезных адресов и телефонов, которые также можно использовать в работе.

Надеемся, что данный сборник станет полезным прикладным пособием педагогов, молодых волонтеров программ пропаганды здорового образа жизни, других специалистов, работающих с молодежью.

Раздел 1.

Тексты профилактических лекций


Ниже приводятся тексты, составляющие основу профилактических лекций и бесед с молодежью. Их можно сокращать и вносить изменения с учетом особенностей аудитории (возраст, уровень образованности, время и продолжительность проведения лекции), а также новых научных знаний в данных сферах. Перед проведением лекции рекомендуется составить для себя ее рабочий план, помогающий увереннее себя чувствовать и не упускать важные моменты.

Психоактивные вещества и последствия их употребления


Рабочий план:

Что такое психоактивные вещества?

  • определение

  • классификации

  • легальность и нелегальность

Причины употребления и неупотребления людьми психоактивных веществ

Что такое физическая зависимость?

  • механизм формирования зависимости

  • синдром физической зависимости

  • био-психо-социо-духовная модель

Что такое аддикция?

  • определение

  • виды аддиктивного поведения

  • этапы формирования

Что такое со-зависимость?

  • определение

  • симптомы со-зависимости

  • пути формирования со-зависимости

Лечение наркомании

  • осознание

  • выбор способа лечения

  • детоксикация

  • реабилитация

Последствия злоупотребления отдельными психоактивными веществами

  • алкоголь

  • табак

  • опиаты

  • каннабиоиды

  • амфетамины

  • галлюциногены

  • барбитураты

  • ингалянты

Текст лекции:

Психоактивные вещества (ПАВ) – это различные вещества, которые после употребления способны изменить психическое состояние человека (восприятие, настроение, познавательную способность и поведение). Психоактивные вещества могут быть как естественного (растительного), так и искусственного (синтетического) происхождения. К их числу относятся алкоголь, табак, наркотики и другие отравляющие вещества.

Выделяются различные виды психоактивных веществ. Важно знать и учитывать их специфические особенности. Психоактивные вещества можно подразделять по самым разным признакам: по действию на организм человека, по происхождению, по способам употребления, по химическому строению, по жаргонному названию и т.д. Поэтому, существует множество самых разных классификаций (см. специальную литературу). В качестве примера можно привести классификацию психоактивных веществ, предложенную Ириной Николаевной Пятницкой:

Классификация ПАВ по воздействию на центральную нервную систему человека:

1 группа Седативные (успокаивающие) – тормозят (замедляют) процессы ЦНС

2 группа Стимулирующие – убыстряют, активизируют процессы ЦНС

3 группа Психоделические – изменяют сознание человека

2. СТИМУЛЯТОРЫ

никотин, кофеин, кокаин, эфедрин, фенамин, экстази, амфепромон, амфетамин и др.)




Препараты конопли (марихуана, гашиш), галлюциногены (ЛСД)


3. ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ

ЦНС




Опиатные (героин, морфин, метадон и др.),

Алкоголь, Барбитураты (снотворные).


1. СЕДАТИВНЫЕ


Все психоактивные вещества делятся на две большие группы: легальные (т.е. разрешенные) и нелегальные (неразрешенные). В каждой стране мира составляется свой список нелегальных веществ. В России нелегальными считаются все вещества, внесенные постоянным Комитетом по Контролю за Наркотиками (ПККН) в Список наркотических средств. Именно эти вещества принято обозначать термином «наркотические психоактивные вещества». Все остальные вещества, включая табак и алкоголь, относятся к легальным ПАВ. Их хранение и распространение не подлежат наказанию, их можно купить в магазине или аптеке. Однако признание вещества «легальным» вовсе не означает, что оно менее опасно, чем «нелегальное». Так, например, табак и алкоголь не включаются в официальный Список наркотических веществ только потому, что считаются веществами, традиционными в данной культурной среде.

Почему люди употребляют психоактивные вещества? (рекомендуется, чтобы слушатели лекции самостоятельно высказывали свое мнение о причинах употребления людьми психоактивных веществ, а лектор фиксировал все мнения на доске или на большом листе бумаги, не оценивая при этом «правильное» или «неправильное» мнение)

Чаще всего главными причинами того, что люди начинают пробовать и употребляют психоактивные вещества, называют:

  • нездоровое любопытство;

  • неумение организовать свое свободное время, свой досуг;

  • стремление получить приятные ощущения любым способом;

  • неумение противостоять влиянию других людей;

  • стремление «снять» стрессы, на время забыть о проблемах и жизненных неурядицах.

Почему люди не употребляют психоактивные вещества? [Очень важно задать аудитории этот вопрос, противоположный предыдущему]. Могут быть названы следующие причины:

  • боязнь за свою жизнь и здоровье;

  • боязнь проблем, родителей, милиции;

  • наличие жизненных принципов и убеждений, вера в бога;

  • наличие стремления к благополучию в семье и на работе;

  • отрицательное отношение к наркоманам;

  • потому что нет денег.

Регулярное употребление психоактивных веществ со временем приводит к появлению у человека стойкой зависимости от употребляемого вещества (психической и физической).

Физическая зависимость проявляется в том, что организм не может нормально существовать без данного психоактивного вещества и в его отсутствие развивается синдром отмены (абстинентный синдром1). Это происходит из-за физических и психологических нарушений, связанных с тем, что потребляемое психоактивное вещество стало частью процесса обмена веществ в организме. Ученые считают, что физическая зависимость формируется из-за воздействия психоактивного вещества на определенный участок головного мозга - центр положительных эмоций. Процесс формирования физической зависимости можно проиллюстрировать на примере потребления опийных наркотиков: действие опия связано с тем, что его молекулы очень похожи на эндорфины – вещества, естественно вырабатываемые нашим мозгом. Эндорфины также часто называют «гормонами радости», так как они играют важную роль в формировании хорошего настроения, чувства благополучия, спокойствия и уверенности. Особенно много эндорфинов вырабатывается в моменты душевного подъема, любви, успеха.

При регулярном поступлении опия в организм выработка собственных эндорфинов значительно снижается. У каждого человека в организме есть опиатные рецепторы. Это особые участки нервной системы, которые реагируют на эндорфины, а значит, и на наркотики опийной группы. При постоянном поступлении наркотика организм снижает чувствительность опиатных рецепторов, что приводит к необходимости увеличивать дозу для достижения эффекта.

Говорить о наличии физической зависимости можно тогда, когда уже не вызывают сомнений следующие явления:

1. Физическое влечение, которое выражается в неодолимом стремлении к употреблению наркотиков. Это очень сильное влечение, сильнее, чем голод или жажда. Оно определяет настроение человека, диктует поведение, подавляет контроль за приемом психоактивного вещества. В этом состоянии перестает взвешивать аргументы «за» и «против», перестает разумно мыслить, потому что все его стремления и поступки направлены на поиск, прием психоактивного вещества, преодоление препятствий к этому.

2. Абстинентный синдром (синдром отмены) – это состояние нарушений в организме, которые развиваются после резкого прекращения употребления психоактивного вещества. Приспособившийся к отравляющему веществу организм в отсутствии поступления психоактивного вещества подает сигнал о том, что нужна очередная доза. Абстинентный синдром может по-разному проявлять себя при приеме каждого вида психоактивных веществ.

3. Синдром измененной реактивности, который включает в себя:

  • изменение формы потребления (например: человек употреблял снотворные препараты с целью нормализации сна, в последствии он начинает употреблять снотворное для достижения состояния опьянения);

  • изменение толерантности. При регулярном приеме переносимость психоактивного вещества возрастает. Привычная доза перестает вызывать желаемый эффект (эйфорию) и потребитель переходит на все большие и большие количества психоактивного вещества. Его организм приспосабливается переносить дозы, которые для здорового человека смертельны;

  • исчезновение защитных реакций при передозировке. Защитные реакции (тошнота, рвота, кожный зуд, обильный пот, икота, слюнотечение, резь в глазах) – это сигналы тревоги организма, которые возникают при превышении дозы безопасного предела. При переходе на регулярное потребление психоактивного вещества защитные реакции исчезают из-за того, что организм приспособился;

  • изменение фактической формы опьянения по сравнению с ожидаемой (например: снотворное вместо сна вызывает возбуждение).

Все три описанных явления образуют собой синдром физической зависимости.

Для понимания зависимости от психоактивных веществ лучше всего использовать комплектный подход, который позволяет рассмотреть эту проблему с разных точек зрения. Для этого специалистами была сформулирована био-психо-социо-духовная модель зависимости. Её составляют:

1. Биологическая сторона зависимости

Длительное отравление организма психоактивными веществами приводит к тому, что у зависимого человека перестают нормально работать органы и системы. Чаще всего страдает головной мозг и нервная система в целом. Большинство людей, потребляющих наркотики внутривенно, вводят «грязные» растворы нестерильными инструментами. В результате, микробы и вирусы, проникают в организм. Это опасное для жизни состояние, сопровождаемое резким и сильным повышением температуры, ознобом, тошнотой, головокружением, слабостью. Также результатом нестерильного потребления может быть заражение крови (сепсис). В головном мозге, легких, сердце, печени, почках образуются гнойники. Такие осложнения представляют серьезную угрозу для жизни и требуют серьезного лечения. У потребителей из-за ядовитости наркотика очень часто развивается гепатит – серьезное заболевание печени. В свою очередь, печень, отвечающая за создание белков в организме, перестает их вырабатывать. От недостатка белков снижаются защитные силы организма, и плохо сворачивается кровь.

2. Психическая сторона зависимости

При употреблении психоактивных веществ у человека возникают разнообразные изменения психических процессов:

  • эмоциональная опустошенность;

  • падение активности и энергетического потенциала;

  • вытеснение обычных стремлений и потребностей тягой к психоактивному веществу;

  • снижение интеллекта, образно говоря, «сохнет мозг»;

  • ухудшение памяти и снижение продуктивности умственной деятельности;

  • тревога и депрессия, раздражительность;

  • вспышки злобы и агрессии;

  • сужение круга интересов, снижение стремления узнать что-то новое;

  • пропадает желание что-либо делать;

  • повышается утомляемость.

3. Социальная сторона зависимости

Постепенно разрушаются социальные связи, и снижается их значимость. Это проявляется в том, что зависимый человек перестает быть частью общества. Все, что раньше было значимым, дорогим, любимым, теряет смысл. Ухудшаются отношения с близкими людьми. Попытки родителей помочь зависимому вызывают у него раздражение и злобу. Появляются проблемы с работой и учебой. Понятия о моральных нормах становятся размытыми, что часто приводит к конфликту с законом.

4. Духовная сторона зависимости

Зависимый человек теряет нравственный стержень. Ему становятся безразличными такие понятия, как вера в Бога, любовь к родине, забота о людях, сострадание к слабым и больным, альтруизм, самопожертвование и т.д.

Проиллюстрировать состояние человека, психологически зависимого от ПАВ, можно на следующем примере. Представьте, что вам на хранение оставили дорогое кольцо. Спустя какое-то время вы не можете его найти. Ваши чувства? Вы можете испытывать страх, растерянность, панику, чувство вины, вас прошибает холодный пот. Если кто-то из близких, наблюдая происходящее, посоветует вам не волноваться, а почитать книгу или посмотреть любимую передачу, то, наверняка, он не будет услышан. Также не слышит уговоров человек, которому надо принять очередную дозу. Вдруг вы случайно обнаруживаете потерянное кольцо. Все чувства, которые вы при этом испытаете, похожи на состояние зависимого человека после приема наркотика – радость, облегчение, исчезает боль, страх, чувство вины.

Большое значение для понимания феномена психической зависимости имеет определение аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение (аддикция) – это стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, таблетки и т.п.) либо осуществляя какой-либо вид деятельности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм, работа на даче и т.д.) Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних – это еда, для других – спорт, музыка, компьютерные игры, чтение, рыбалка, Интернет, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддиктивного поведения. Поэтому зависимость нужно понимать не в значении слова «привычка», а в значении слова «несвобода». Вероятность возникновения аддикции выше у тех людей, которые не умеют справляться с житейскими трудностями и стрессами.

Различают два основных вида аддиктивного поведения: химические аддикции и нехимические аддикции.

Химические аддикции – это зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков, таблеток).

Нехимические аддикции проявляются в постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, книги, оружие, цветы) или видах деятельности (секс, работа, дача, забота о муже-алкоголике, общение с компьютером). Такие аддикции могут включать в себя переедание, голодание, коллекционирование, азартные игры, работоголизм, компьютерные игры, интернет, религиозный фанатизм, музыкальный фанатизм, спортивный фанатизм, просмотр «мыльных опер», секс, со-зависимость.

При химических аддикциях внимание фиксируется на одном или нескольких психоактивных веществах. При этом жизнь зависимого человека разрушается значительно быстрее. Это разрушение прекрасно иллюстрирует уже указанная выше био-психо-социо-духовная модель зависимости.

Аддиктивное поведение формируется не сразу, а постепенно и имеет несколько этапов:

1-й этап. Начало (исходная точка) -

проявляется в первом осознании связи между сильным изменением психического состояния и приемом какого-либо вещества (или осуществлением какого-либо действия). Такая фиксация происходит независимо от того, приятные или неприятные эмоции испытал при этом человек. Главное – острота и сила переживаний. [Примеры: переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычайного волнения при знакомстве с коллекцией марок или во время компьютерной игры. Каждый алкоголик помнит свое первое употребление спиртного]

2-й этап. Аддиктивный ритм -

проявляется в том, что устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции. Но пока только в моменты психологического дискомфорта.

Этому установлению способствуют следующие моменты:

  • особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений),

  • тяжелая личная жизнь (болезни и смерть близких людей, потеря работы и другое)

  • ограниченный выбор стратегий выхода из стресса.

Между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.

3-й этап. Аддикция как часть личности -

этот этап проявляется в том, в человеке возникают как бы две личности - «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами» (например: коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекции). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды прекращения аддикции или замена одной аддикции на другую. У многих людей на этом этапе существует иллюзия полного контроля над своими эмоциями и поведением. У человека, который общается с аддиктом, в этом периоде возникает ощущение, что он общается с разными людьми. (Только сегодня человек искренне обещал больше никогда не пить, завтра он может обмануть с целью получения денег для выпивки, послезавтра - злобно обвинить во всем вас) На все доводы у аддикта будет готовый ответ: «Марки мне важнее, чем люди, они никогда не подведут...», «Все люди пьют...», «Живем один раз, съем еще пирожное...».

4-й этап. Доминирование аддикции -

На этом этапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений - не может общаться даже с такими же аддиктами. Окружающие на этом этапе замечают, что «это уже не тот человек», былая личность «ушла», разрушилась.

5-этап. Катастрофа -

Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Не только химические аддикции разрушают здоровье: безудержное потребление пищи приводит к ожирению, азартные игры - к заболеваниям сердца. Возвратиться к прежней жизни уже невозможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек потерял семью, квалификацию, работу, у него серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты очень часто нарушают закон.

Вывод: все виды аддиктивной активности приводят к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями.

В стремительное разрушение жизни зависимого человека неизбежно вовлекаются близкие люди (родители, жены, мужья и др.). Такая ситуация получила название «со-зависимость».

Со-зависимость - это попытка преодоления проблемы, которую испытывает близкий человек. Это поведение, которое призвано помочь уменьшить последствия употребления ПАВ у зависимого человека. Люди зависят от самочувствия, настроения, увлечений своих близких. Эта зависимость может приносить радость, когда человек старается жить заботами любимого человека, переживает успехи, неудачи любимого, принимает близко к сердцу перемену настроения близких, их слова и поступки. Но если во взаимоотношения вмешивается психоактивное вещество, то оно нарушает любую гармонию. Если же в отношениях уже были проблемы, то оно их усугубляет.

Как распознать со-зависимость? Симптомами со-зависимости являются:

• нарушение нормального ритма жизни семьи,

• отказ членов семьи зависимого человека от своей работы и увлечений,

• подчинение жизни семьи состоянию и настроению зависимого человека,

• чувство вины близких людей за происходящее,

• постоянные взаимные обвинения,

• невнимание к другим членам семьи.

Со-зависимый человек хочет контролировать, исправлять зависимого, так как считает, что спасает его, вместо того, чтобы подбодрить его. Со-зависимый ничего не хочет слышать, так как считает, что поступает правильно. Он манипулирует другими и думает, что зависимый должен жить в соответствии с его ожиданиями, не доверяет ему и не позволяет самому отвечать за поступки. В результате он становится тревожным, неуравновешенным и не чувствует себя свободным.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа первичной профилактики вич/спида и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста ЛадьЯ

    Программа
    Программа подготовлена в рамках проекта «Поддержка инициатив религиозных организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа и паллиативному уходу в Российской Федерации»
  2. Льных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  3. Понкин И. В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации // Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв ред и сост д. ю н., проф. М. Н

    Документ
    Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв.
  4. Институт государственно-конфессиональных отношений и права понкин И. В. Половое воспитание школьников в России Материалы к оценке ситуации Москва

    Документ
    Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2008.
  5. С одной из самых сложных гуманитарных проблем распространение употребления психоактивных веществ и формирование зависимости от них среди подростков и молодежи

    Документ
    Предлагаемый Вашему вниманию каталог аннотированной литературы издан с целью оказания помощи всем, кто так или иначе, профессионально или личностно столкнулся с одной из самых сложных гуманитарных проблем – распространение употребления

Другие похожие документы..