Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В этом выпуске поговорим о пользе и вреде аппаратных воздействий для поддержания красоты в салоне и дома. Дело в том, что обилие аппаратуры на космет...полностью>>
'Документ'
Редакция алқасы: А.Т.Бимендина, С.Ә.Аманжолов,(жауапты шығарушы) Ұ.Н.Арқабаева, М.Ж.Құрманбаева, З.Ш.Айдарова, Ж.Ш.Балкенов, Ж.Кожиков, Т.К.Самұратов...полностью>>
'Документ'
Из всех народов так называемого чудского или финского племени, обитающих в России, ни одно так не обрусело в настоящее время (1867), как Мордва, особ...полностью>>
'Лекции'
Сетевые технологии явились логическим заключением появившихся в 70г. многомашинных ассоциаций- совокупности выч. маш. различной производительности, о...полностью>>

Петербургское Востоковедение", 2000. 96 с. Isbn 5-85803-154-4 Издательство "

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Начало формы

Конец формы

Д.В.Иванов. Виртуализация общества

---------------------------------------------------------------

СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2000. - 96 с.

ISBN 5-85803-154-4

Издательство "Петербургское Востоковедение" 191186, Санкт-Петербург,

Дворцовая наб" 18

OCR: Сергей Петров

---------------------------------------------------------------

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 7

Введение 9

Информационное общество: фантом постиндустриальной эры 9

Компьютерные симуляции: киберпротез общества 13

Понятие виртуализации: ключ к пониманию современности 15

Часть I. Модерн - постмодерн: развеществление общества 21

Модернизация: овеществление общества 21

Институциональный строй: реальность общества 27

Постмодернизм: симптомы развеществления общества 34

Часть II. Вещи - образы: виртуализация общества 41

Виртуализация: замещение реальности образами 41

Экономика: виртуализация стоимости 42

Политика: виртуализация власти 5/

Наука: виртуализация знания 53

Искусство: виртуализация творчества 55

Семья: виртуализация любви 57

Часть III. Реальное - виртуальное: парадигма трансформации общества 61

Виртуальная реальность: метафора современного общества 61

Альтернативные модели современности: модернизация и глобализация 64

Виртуализация: новая парадигма общественных изменений 75

Заключение 82

Теория виртуализации: концептуальная схема и исследовательский проект

82

Идеология виртуализации: виртуальный анархизм и виртуальные империи 83

Приложение. Реальность и виртуальность в России: компьютеризация после

виртуализации 85

Светлой памяти моей мамы

Октябрины Васильевны

посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

В самом конце XX в., в его последние четыре- пять лет почти обыденным

стало использование выражений "виртуальный магазин", "виртуальная

конференция", "виртуальная экономика", "виртуальное сообщество" и т.п.

Броское словцо "виртуальность" осваивается разного рода аналитиками

современного общества - от философов и культурологов до политиков и

журналистов. С точки зрения социолога, это распространение новой

терминологии весьма симптоматично. Во-первых, оно отражает зримое

возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей. Перенос

таких форм взаимодействия, как купля-продажа, научная дискуссия или

обсуждение сплетен из реального пространства магазина, офиса, кафе или кухни

в виртуальное пространство сети Internet является, безусловно, впечатляющим

фактом. Но не менее впечатляет тенденция расширительного, метафорического

использования понятия "виртуальная реальность". С его помощью в настоящее

время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные

феномены, не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие

сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности.

Сущностный принцип этой логики - замещение реальных вещей и поступков

образами - симуляциями. Такого рода замещение можно наблюдать практически во

всех сферах жизни современного человека, и это дает основание для целостного

описания социокультурных изменений рубежа XX-XXI вв. как процесса/процессов

виртуализации общества.

В представляемой работе модель виртуализации общества дается как

набросок, эскиз новой теории общественных изменений. Эта модель далека от

идеала теории в строгом, то есть в старом добром смысле. Она сформулирована

не на уровне однозначных и систематически связанных утверждений-пропозиций,

а на уровне эмпирических обобщений и метафорических концептуальных связок

между

[7]

ними. Но примерно таковы и модные сейчас теории модернизации,

постмодернизации, глобализации. Они отличаются от классических теорий

общественного развития О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Д. Белла и др.

именно тем, что не устанавливают закономерность универсальных процессов -

прогресса, эволюции, развития, а всего лишь выявляют логическое единство

изменений - тенденций, эмпирически фиксируемых здесь и сейчас. Можно

определять теории нового типа (или нового стиля) как менее строгие, но можно

определять их и как более точные. Всякая модель, а любая теория - это именно

модель - должна пройти между Сциллой и Харибдой: быть максимально простой

(строгой) и максимально адекватной (точной). В середине и конце XX в.

социологическое сообщество ценит адекватность эмпирическим тенденциям и

сомневается в ценности строгих законов истории. Поэтому различение теорий

развития и теорий изменений стало методологической базой представляемого

исследования. Эмпирическим материалом для построения предлагаемой модели

общественных изменений явились статистические данные и отдельные примеры

(cases) по наиболее развитым странам - США, Великобритании, Франции,

Германии, Японии, а также и по России.

Любая теория - это модель, и она имеет смысл постольку, поскольку

описывает факты. Факты и концепты, использованные при создании модели

виртуализации, принадлежат двадцатому веку. Но уже само название концепции

указывает на то, что ее притязания простираются из двадцатого века в век

двадцать первый. Речь идет не о фактах изменений, а скорее о тенденциях.

Распознать в хитросплетении нынешних тенденций те новые, что будут ключевыми

и завтра, сделать их понятными и тем самым помочь их использовать - научная

задача представляемой книги.

Эта книга - результат наблюдений и размышлений, накапливавшихся и

систематизировавшихся на протяжении пяти лет. Завершив работу, я спешу

поделиться ее плодами с читателями и высказать признательность моему отцу

Владиславу Николаевичу Иванову, поддерживавшему меня во всех моих

начинаниях, профессору Асалхану Ользоновичу Бороноеву, всегда поощрявшему

мои научные изыскания, и моим друзьям Борису Фирсову и Екатерине Сиротко,

оказавшим мне неоценимые услуги при сборе материалов и подготовке текста.

Д. Иванов Санкт-Петербург, июль 2000 г.

[8]

ВВЕДЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ФАНТОМ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЫ

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной

жизни человека - самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В

наиболее развитых странах - США, Германии, Великобритании, Японии количество

компьютеров на тысячу жителей достигло к концу 1990-х гг. уровня 250-400

единиц. Этот уровень конечно уступает показателям таких "идолов" XX в., как

автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы

распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального

компьютера на массовом рынке прошло примерно двадцать пять лет. Для

достижения того же уровня распространенности, какой к началу XXI в. имеет

компьютер, телевизору в свое время потребовалось около сорока лет, а

автомобилю порядка семидесяти. Помимо количественного роста, большое

впечатление на любого аналитика производит рост числа функций - способов

применения компьютерных технологий. Из просто вычислительной машины,

именуемой ныне полузабытой аббревиатурой ЭВМ, компьютер превратился в

универсальное устройство, которое с равным успехом может служить

профессиональным инструментом ученого, инженера, бизнесмена, юриста, врача,

а также средством обучения, повседневного общения, развлечения. Логично

ожидать, что компьютеризация привлечет повышенный интерес

социологов-теоретиков и будет интерпретирована в моделях трансформации

современного общества как ключевая тенденция. Однако, социологическое

сообщество в основном идет по пути "встраивания" новых тенденций в общий ряд

с прежними, по пути подгонки фактов под традиционные объяснительные модели.

Пожалуй, наиболее популярным является тезис, гласящий, что распространение

персональных компьютеров и компьютерных сетей (в особенности развитие сети

Internet) - это решающий шаг на пути к информационному обществу. Однако,

если разобраться в теоретическом смысле расхожего понятия "информационное

общество" и проанализировать то, что действительно происходит в обществе

рубежа веков, то можно прийти к парадоксальному выводу: внедрение в жизнь

человека так называемых "информационных технологий" скорее удаляет нас от

того

[9]

информационного общества, о котором писали Д. Белл, А. Турен, Э.

Тоффлер, П. Дракер, 3. Бжезински, Й. Масуда и др.(1)

Обобщая все написанное социологами и футурологами в 60-90-е гг. XX в.

по поводу информационного общества, можно следующим образом представить

базовые черты этого типа социальной организации:

1) Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное

знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора

стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала

переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным

социальным институтом становится университет как центр производства,

переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет

главенствующую роль;

2) Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором

социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает

принципиально новый характер: привилегированный слой образуют

информированные, в ту пору как неинформированные - это "новые бедные".

Соответственно, очаг социальных конфликтов перемещается из экономической

сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является

развитие новых и упадок старых социальных институтов;

3) Инфраструктурой информационного общества является новая

"интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и

информационные технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в

"технетронную эру"(2), когда социальные процессы становятся

программируемыми.

Такого рода информационное общество нигде не состоялось, хотя основные

технико-экономические атрибуты постиндустриальной эпохи налицо: преобладание

в ВВП доли услуг, снижение доли занятых во "вторичном" и рост доли

"третичного" сектора экономики(3), тотальная компьютеризация и т.п.

Университет не заменил промышленную корпорацию в качестве базового института

"нового общества", скорее академическое знание было инкорпорировано в

процесс капиталистического производства. Общество сейчас мало походит на

целостную программируемую систему институтов. Оно, по признанию того же Ту-

-------------------

(1) Bell D. The coming of post-industrial society. N. Y., 1973;

Touraine A. La societe postindustrielle. Paris, 1969; Brzezinski Z. Between

two ages: America's role in the technetronic era. N. Y., 1970; Toffler A.

The third wave. N. Y., 1980; Drucker P. Post-capitalist society. N. Y.,

1993; Masuda Y. Information society as post-industrial society. N. Y" 1982.

(2) В данной работе написание термина "технетронный" приведено в

соответствии с исходным английским неологизмом, введенным в социальные науки

3. Бжезинским (см. примеч. 1).

(3) В экономической теории принято именовать аграрный и сырьевой сектор

"первичным", производственный же (промышленный) - "вторичным", а сервисный -

"третичным".

[10]

рена, больше похоже на мозаичное поле дебатов и конфликтов по поводу

социального использования символических благ(1).

Прогнозы теоретиков информационного общества оказались несостоятельны в

первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание.

Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но

отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание - сила.

Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в

современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание),

интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение (message) - это

"вещь", то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека;

интерпретация - это "мысль", то есть приобретаемое знание; коммуникация -

это лишь операция передачи, трансляции. Но в современном нам обществе,

именно эта операция трансляции - определяющее, доминирующее звено в триаде

сообщение-коммуникация-интерпретация.

Сегодня создается ничуть не больше интеллектуальной продукции или

знания, чем в Античности или Средневековье. Картина мира каждой эпохи

строится из конечного числа моделей, приводящих имеющиеся факты в удобную

систему объяснений. Геоцентрическая модель Птолемея позволяет рассчитывать

видимое положение планет ничуть не хуже, чем гелиоцентрические модели

Коперника и Галилея; доклады Римскому клубу(2) дают примерно такие же

прогнозы о будущем человечества, что и средневековые пророчества о Страшном

суде; классификации элементарных частиц в XX в. столь же многочисленны и

сложны и в той же степени связаны с опытными данными, что и классификации

ангелов и демонов в веке XV. В настоящее время больше физики и меньше

демонологии, тогда как пятьсот лет назад соотношение было обратным, но по

общему числу моделей эпохи принципиально не различаются. Принципиальная

разница заключается в ином - сейчас неизмеримо больше коммуникаций.

Тиражирование (не путать с созданием) интеллектуального продукта, передача

сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения,

лекций и семинаров в рамках системы всеобщего образования, а теперь еще и

сети Internet - вот что коренным образом отличает современное общество как

информационное. И за словом "информация" кроется именно коммуникация, а не

знание. Наблюдая современных политиков, биржевых брокеров, журналистов и их

аудиторию, нетрудно заметить: более информированный чело-

-----------------

(1) Touraine A. The waning sociological image of social life //

International journal of comparative sociology. 1984. Vol. 25. N 1.

(2) Римский клуб - международная неправительственная организация,

созданная в 1968 г. с целью изучения так называемых глобальных проблем:

угрозы ядерной войны, загрязнения окружающей среды, истощения природных

ресурсов. Результаты изысканий членов клуба представлены в прогностических

докладах "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974),

и др.

[11]

век - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем

числе коммуникаций.

Огромная техническая, экономическая, политическая, культурная роль

информации объясняется именно тем, что она не содержательна ("знание") и не

предметна ("продукт"). Информация операциональна. Информация служит

обоснованием/оправданием действий. Поэтому она столь необходима современному

человеку, ценна для него, воздействует на него. Поэтому в современном

обществе информация - это идол. В традиционном обществе, построенном на

религиозном оправдании деяния, и даже в обществе модернизирующемся,

построенном на идеологических оправданиях деятельности, информация никак не

могла претендовать на ту роль, что играет теперь. Только как коммуникация, а

не как знание или предмет, информация способна вызывать новые операции. Люди

действуют, используя информацию, а коммуникационные потоки не только не

поглощаются как ресурс деятельности, подобно сырьевым или энергетическим

ресурсам, а напротив умножаются и ускоряются. Это происходит потому, что

информация не столько ресурс, сколько стимул (мотив) деятельности.

Итак, информация - это коммуникация, операция трансляции символов,

побуждающая к действию. Если мы определим информацию подобным образом,

станет понятным, почему главным феноменом компьютерной революции стал

Internet, а не гигантские электронные банки данных или искусственный

интеллект. В глобальной сети Internet не создается никакого знания, но зато

многократно увеличиваются возможности осуществления коммуникаций. При этом

утверждения поклонников теории информационного общества о том, что в

современную эпоху информация играет более существенную роль, чем

материальные факторы, не становятся более убедительными. Даже если отдавать

себе отчет в том, что информация - это не знание, а операция трансляции, все

равно трудно всерьез воспринимать суждения о том, что реклама - это

"информационная поддержка" какого-либо товара, личности или акции, или же

что конкуренция средств массовой информации (далее - СМИ) - это

"информационная война". Не передача данных о свойствах товара/услуги, т. е.

рациональная денотация объекта, а создание его образа, мобилизующего

аффективные коннотации, приносит прибыль в современной экономике и

стимулирует развитие рекламного бизнеса. Не за монополию на передачу

сведений воюют владельцы СМИ, а за создание выгодного им или их заказчикам

образа событий. Создание образа - это всегда манипулирование знаками,

символами, а коммуникации - это потоки символов по определению. То, что

выглядит как информационный поток, является процессом создания образа. По

меткому определению, данному М. Маклюэном еще в 60-х гг., действительным

содержанием сообщения является сам сообщающий'. Такой подход

--------------------

(1) McLuhan М. The medium is the message. N. Y., 1967

[12]

дает ключ к пониманию как характера современных технологических и

социальных тенденций, так и неадекватности теорий информационного общества,

основанных на вере в непреходящую правоту Ф. Бэкона, провозгласившего:

"знание - сила".

Не в знании и не в его передаче, а в коммуникации, в создании

привлекательных образов сила современного бизнесмена, политика, ученого,

художника и т.д. Поэтому совершенно корректен Турен, когда избегая терминов

"знание" и "информация", пишет, что в постиндустриальную эру социальные

конфликты возникают по поводу "символических благ". И по той же причине

Турен и Бжезинский ошибались, пророча развитие в постиндустриальную эру

институтов технетронного социального контроля. В обществе, где в

деятельности людей, в их отношениях друг с другом образы важнее реальных

поступков и вещей, развитие так называемых информационных технологий не

могло пойти иначе, кроме как в направлении создания систем централизованного

управления и программирования социальных процессов, в направлении накопления

и обработки данных с целью исчерпывающего знания характеристик и будущего

поведения объекта.

Информационное общество, таким образом, оказывается фантомом

постиндустриальной эпохи. Технологические сдвиги, с которыми связывали

формирование такого рода социальной организации, налицо, а ожидаемые

перемены институциональной структуры не происходят. Урок марксизма не пошел

впрок. Еще один призрак обречен бродить по Европе, а заодно по Америке и

Японии, оставляя нам вопрос, являются ли изменения общественных отношений

функцией от изменений технологических, или же общественные изменения

представляют собой серию технологических, экономических, политических и иных

тенденций, корреляции между которыми вовсе не обязательно предполагают

существование однозначных причинно-следственных связей.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИМУЛЯЦИИ: КИБЕРПРОТЕЗ ОБЩЕСТВА

Отказ от некритического восприятия модели информационного общества с

характерным для нее технологическим детерминизмом открывает перспективу

более адекватной интерпретации компьютерной революции как одной из тенденций

трансформации общества. В этой перспективе принципиально важным оказывается

тот факт, что приоритетным в последние годы XX в. стало развитие не

информационных, а симуляционных технологий - тех-

[13]

нологий виртуальной реальности. В результате наращивания оперативной

памяти и быстродействия компьютеров, а также создания нового программного

обеспечения возникают не только качественно новые формы передачи и обработки

данных, но в первую очередь достигается все большее сходство между работой

на компьютере и управлением реальными объектами, а также сходство

коммуникаций в режиме online с общением в реальном пространстве-времени.

Настигающие одна другую волны так называемых инноваций - процессоры 286-й,

386-й, 486-й, Pentium, Pentium II, Pentium III, или операционные системы

Windows 3.1, Windows 95, Windows 98, Windows 2000 - не вносят никаких

принципиальных изменений в функционирование персонального компьютера или

сети Internet. Но зато убийство монстра игроком в Doom или Quake и нажатие

кнопок на экране пользователем программы Word выглядит все более

реалистичным. Всякий раз прирост технического потенциала компьютера

расходуется в большей мере на совершенствование визуальных и звуковых

эффектов, чем на развитие функций. Эту тенденцию, технологически совершенно

парадоксальную, можно успешно интерпретировать социологически.

Компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную

реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков.

Важно, например, не только то, что теперь можно совершать покупки с помощью

компьютера, подключенного к узлу сети Internet, но и то, что процесс покупки

все чаще организуется как посещение виртуального магазина. Если с помощью

изощренной компьютерной графики web-страница продавца симулирует

расположение товаров на витрине, их осмотр и обмен на плату в виде банкнот

или чека, то это следует трактовать не просто как перенос операции

купли-продажи из реального пространства в виртуальное, а как симуляцию

институциональной формы товарного обмена. Эта институциональная форма

превращает обмен из технической операции в род экономического

взаимодействия: в исполнение социальных ролей покупателя и продавца. Обмен

посредством сети Internet позволяет совершать обмен деньгами, товарами и

услугами без соблюдения этой институциональной формы. Взаимодействие есть,

но ему недостает привычной социальности, общества как среды взаимодействия.

Так общество в традиционном его понимании замещается киберпротезом -

виртуальным магазином. С помощью технологий виртуальной реальности

воссоздается видимость институциональности обмена. Обмен осуществляется как

симуляция - виртуальный аналог реального социального взаимодействия.

Киберпротезирование институциональных форм является характерной

особенностью и иных видов виртуального взаимодействия - виртуальных

сообществ (или, если угодно, тусовок), виртуальных корпораций, виртуальных

развлечений, виртуальных преступлений и виртуального же отпущения грехов.

Сегодня с помощью компьютера, оснащенного модемом, можно обсуждать

политиков, поп-звезд,

[14]

погоду или вести досужие беседы с виртуальными друзьями или соседями -

участниками chat'a, то есть открытой дискуссии в сети Internet. Можно

заработать деньги, принимая заказы на размещение рекламы на виртуальных

щитах - banner'ax, выиграть деньги в виртуальных казино или украсть те же

деньги, взломав виртуальные замки электронной системы учета какого-нибудь

банка. Обличить пороки и покаяться в содеянном можно в виртуальных

проповедях и исповедях в chat'ax на web-страницах, открываемых священниками

в качестве виртуальных приходов(1).

Все перечисленные, а равно и не перечисленные взаимодействия

осуществляются как виртуальные аналоги реальных социальных взаимодействий.

При этом происходит замещение реального исполнения социальных ролей

симуляцией, создается образ реальных атрибутов институциональности.

Виртуальные сообщества/тусовки симулируют непосредственность присутствия в

общении и социальную близость общающихся людей. Виртуальные корпорации

симулируют процедуры заключения контракта и существование организации как

субъекта хозяйственной деятельности. Виртуальное казино симулирует

соревнование партнеров по игре. Виртуальный взлом симулирует нарушение прав

собственности вкладчиков банка. Виртуальный приход симулирует воспитание

пастырем смиренной паствы.

Столь интенсивное в последние годы использование технологий виртуальной

реальности имеет социальный смысл - замещение социальной реальности ее

компьютерными симуляциями. Этот социальный аспект развития компьютерных

технологий явно превалирует над техническим аспектом. Именно поэтому

наращивание быстродействия процессора и объема оперативной памяти

практически без остатка конвертируется в совершенствование графики и

звучания компьютерных симуляций и не сопровождается ощутимыми

функциональными изменениями. Обнаружение социального смысла развития

технологий виртуальной реальности с необходимостью приводит социологов к

идее использовать понятие виртуальности для объяснения общественных

изменений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по дисциплине «культурология»

    Методические указания
    Методические указания по дисциплине «Культурология»/ Владим. гос. ун-т ; сост. М. С. Терентьева, Н. В. Чеснокова. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008.
  2.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  3. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (5)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  4. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (24)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  5. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (15)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.

Другие похожие документы..