Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сценарий'
Убранство зала: На авансцене по бокам два столика со стульями для ведущих, между ними полукругом у занавеса, прикрывающего сцену, расставлены стулья ...полностью>>
'Документ'
Актуальными являются вопросы, касающиеся разработки рациональных и эффективных схем применения ТФ при различных патологических состояниях. Имеющиеся ...полностью>>
'Решение'
10 июля 2009 года мировой судья судебного участка № 10 Кировского района г. ЕкатеринбургаКочнева В.В., при секретаре Золотниковой Е.А, рассмотрев в о...полностью>>
'Доклад'
Перед текстом доклада указывается: сверху слева – индекс УДК, далее, по центру – инициалы и фамилии авторов (с указанием ученой степени и полного наз...полностью>>

Организация исследовательской деятельности учащихся

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организация исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность школьников – одна из форм организации внеклассной работы по экологии, подразумевающая выполнение и защиту учащимися, индивидуально или в группе, экологического проекта по определенной теме. Для этого необходимо провести исследование по выбранной проблеме и оформить полученные результаты в виде научного доклада. Можно с уверенностью сказать, что это – наиболее эффективный метод работы в области экологического образования. Он помогает преодолеть некую пассивность учащихся, так как включает школьников в различные виды природоохранной и научной деятельности в области экологии.

Есть и другие преимущества такого вида работы. Являясь проблемным методом, исследовательская деятельность предполагает постановку и решение определенных задач. Для этого необходимо не только поставить опыт и получить результаты экспериментальной работы, но и проанализировать их, выявить причинно-следственные связи, предложить свои пути решения проблемы. Это развивает логику и мышление учащихся, заставляет их изучать дополнительный материал по определенной экологической проблеме, требует организации и собранности. Кроме того, в ходе выполнения проекта происходит непосредственное общение ребят с природой, развивается наблюдательность, повышается экологическая культура в целом.

Решая конкретную экологическую проблему, юные исследователи начинают понимать необходимость природоохранной деятельности, чувствовать ответственность за состояние природной среды своей местности, своего края, повышают экологическое сознание. Важным является и то, что, включаясь в исследовательскую работу, школьники приобретают умения и навыки постановки и проведения научного эксперимента, учатся работать в лаборатории и вести мониторинг состояния природных экосистем и отдельных компонентов окружающей среды. В свою очередь, это пробуждает интерес к научной работе в целом, к экологическим и биологическим специальностям, что может сыграть важную роль при выборе профессии и направления деятельности после школы.

Любая исследовательская деятельность предполагает наличие нескольких основных этапов:

1. Подготовительный:

- отбор желающих детей по внесенному ими вкладу: участие в проведении опытов, наблюдений, экспериментов при выполнении летних заданий или во время учебного процесса;

- выбор темы – по желанию руководителя и ребенка, учитывая наличие возможностей для выполнения работы; определение актуальности исследования;

- работа с литературными, информационными, лабораторными источниками, анкетирование учащихся, родителей, общественности;

- выдвижение проблемы, которую необходимо решить;

- определение цели и задач исследования;

- определение методов исследования, подбор методики и формулировка конкретной темы проекта;

- составление графика выполнения работ.

2. Исследовательский (основной):

- проведение исследования и фиксация результатов;

- обсуждение результатов исследования;

3. Аналитический (завершающий):

- формулирование выводов;

- составление сводных таблиц, экологических карт, списка литературы;

- оформление работы.

На подготовительном этапе рекомендуется выбрать объект и предмет исследования, который определяет тему работы. Важно с самого начала правильно сформулировать тему, это своего рода визитная карточка исследования. Определение актуальности исследования –обязательное требование к любой работе. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы. Освещение актуальности не должно быть многословным: достаточно одной страницы, чтобы показать главное.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практической деятельности могут дать ответ результаты его работы.

Изучение научной литературы. Сначала ведется поиск основных материалов, к которым примыкает выбранная тема, затем вести поиск узкоспециализированного материала и выписать все, что может вам пригодится в вашей научной работе: факты, цифры, различные точки зрения, интересные мысли. При работе с литературой и с другими источниками данных необходимо сразу фиксировать библиографическое описание книги или адрес сайтов, информация которых будет использоваться в обзоре литературы. В процессе работы с научной литературой уточняется тема исследовательской работы. Уточнив тему, можно приступать к выработке гипотезы. В процессе исследования гипотеза подвергается проверке, в результате которой она может быть подтверждена или опровергнута. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, вопрос, на который мы хотим получить ответ, должен быть ясно выделен. Это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Постановка задач исследования – тоже довольно сложное и трудоемкое занятие. Исследователь должен точно сформулировать, для чего выполняется работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хочется узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ.

Определение методов исследования. Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата. Методы делятся на теоретические (моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному), эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент), математические (статистические, методы визуализации) и т.д.

Выбор методик исследования. Методика – это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования.

Например: в методике подробно разрабатывается процесс проведения эксперимента, составляется последовательность проведения операций измерений и наблюдений, детально описывается каждая операция в отдельности с учетом выбранных средств для проведения эксперимента, обосновываются методы контроля качества операций, обеспечивающие при минимальном (ранее установленном) количестве измерений высокую надежность и заданную точность.

На исследовательском этапе работы закладывается опыт, эксперимент, проводится фенологическое наблюдение или мониторинг. Составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение карт, диаграмм, графиков.

На аналитическом этапе проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения. На этом этапе определяется на сколько выполнены задачи исследования, подтверждается или опровергается гипотеза, вносятся предложения и рекомендации по изменению ситуации.

Рекомендуемый порядок изложения и представления материала.

Исследовательская работа должна иметь:

Титульный лист. Титульный лист является первой страницей работы. Стандартным правилом является то, что номер страницы на нем не ставится. Нумерация ведется с листа «Введение», на котором ставится номер страницы 3. На титульном листе должна быть отражена информация об образовательном учреждении, которое курирует проект и в котором учится автор; название проекта; сведения об авторе и научном руководителе. В нижнем поле указывается место выполнения исследовательской работы и год ее написания (рисунок 1).

МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа»

Исследование экологического состояния родников

д. Кельмаксола

Экологический проект

Выполнили:

ученица 9 класса МОУ

«Кельмаксолинская СОШ»

Рябинина Е.;

ученица 10 класса МОУ

«Кельмаксолинская СОШ»

Иванова И.

Руководитель:

учитель биологии и химии 1 категории

МОУ «Кельмаксолинская СОШ»

Рассолова А.Н.

Научный консультант:

К.х.н., доцент МарГУ

Сыроватская Г.В.

Кельмаксола

2008

Рис 1. Пример оформления титульного листа экологического проекта

Содержание. Оно включает наименование всех структурных частей, разделов и подразделов проекта с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки должны строго соответствовать названиям разделов и находится в той же последовательности, в которой приводятся в тексте.

Введение. Данный раздел необходим для того, чтобы представить обоснование проведения исследования. Это начало работы, поэтому необходимо раскрыть глобальную проблематику проекта, указать, почему выбранная тема исследования актуальна в настоящее время. Во введении описывается также новизна работы, ее научная и практическая значимость, актуальность, указываются цель и задачи проекта. В научной работе цель, как правило, одна, а ее достижение осуществляется путем выполнения нескольких задач. При этом задачи должны находится в рамках поставленной цели.

Обзор литературы. В обзоре литературы приводится уже известная информация по теме. При написании данного раздела автор должен показать знание основных научных работ по исследуемому вопросу. Для этого нужно не просто просмотреть все источники литературы по выбранной теме и извлечь из них только ту информацию, которая наиболее точно позволяет охарактеризовать изучаемый объект и предмет исследования, а также ввести в курс дела тех, кто будет читать работу. При написании обзора литературы нельзя забывать о ссылках на используемые источники. Ссылка ставится после каждого фрагмента текста, взятого из того или иного источника. Она может быть проставлена двумя способами:

- путем указания фамилии автора без инициалов и года издания в скобках, например «(Соловьева, 2001)»;

- путем указания номера источника, под которым дано его библиографическое описание в списке используемой литературы, в квадратных скобках, например «[1]».

Материалы и методы исследования. Данный раздел необходим для того, чтобы передать суть и порядок проведения исследования и описать применяемые методы. В начале этого раздела необходимо перечислить объекты исследования, при этом желательно приводить латинские названия растений или животных. Следует указать район и место проведения эксперимента, кто и когда проводил сбор материала, повторность взятия проб, наблюдений или опытов. В этом разделе необходимо указывать, какие статистические методы обработки данных были использованы. Для школьной научно-исследовательской работы достаточно определение таких статистических параметров, как среднее арифметическое и его ошибка.

Результаты исследования и их обсуждение. Это раздел экологического проекта, в котором описываются результаты проведенной работы, проводится их анализ и синтез. Данный раздел является очень важным, так как в нем автор должен представить обобщение и объяснение полученных при исследовании данных. При этом необходимо вскрыть причинно-следственные связи между изученными процессами и результатами исследования. По ходу обсуждения собственные результаты могут сравниваться с уже известными фактами из каких-то литературных данных.. Тогда, также как и в обзоре литературы, делается ссылка на используемый источник.

В разделе «Обсуждение результатов» экспериментальные данные рекомендуется иллюстрировать таблицами, графиками, схемами, диаграммами различного вида, фотографиями, рисунками и т.д. При этом цифровые значения гораздо более наглядно выглядят в виде диаграмм. Таблицы оформляются таким образом (Рисунок 2):

Таблица 1

Название таблицы

Рис. 2. Пример оформления таблицы

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором оно упоминается. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Например: (таблица 1). На основе таблиц могут быть составлены диаграммы и графики, которые представляются в приложении в виде рисунков. Рисунки подписываются снизу. Все рисунки имеют общую нумерацию: сначала идет номер рисунка, затем его название. Шрифт строчный, нормальный, выровненный по центру. Если в тексте есть ссылка на рисунок, то надо обязательно указать на приложение, где находится рисунок. Например: рисунок 1 (Приложение 1).

Выводы. Они строятся с помощью лаконичных, кратких, и в то же время полно отражающих основные результаты проделанной работы, предложений. В данном разделе не приветствуются размышления и приведение примеров из литературных источников. Количество выводов должно быть не меньше количества поставленных задач и соответствовать им по смыслу. Каждый вывод приводится отдельным абзацем и нумеруется.

Благодарности. Наличие данного раздела в рукописи – это соблюдение некой общечеловеческой этики, которая обязывает автора проекта поблагодарить тех людей, которые помогали ему при проведении исследований, написании проекта, сборе экспериментального материала и т.д.

Список использованной литературы представляет собой пронумерованный перечень литературных и других источников, которые были использованы при написании рукописи проекта. Каждый источник представлен в виде библиографического описания.

Принципы размещения сведений о публикациях в списке литературы следующие:

- источники располагаются по алфавиту;

- если фамилии двух авторов совпадают, то обращают внимание на их инициалы, вновь руководствуясь алфавитным принципом;

- если в работе использовались источники на иностранном языке, то они указываются в списке литературы после работ на русском языке;

- если в списке необходимо поместить названия работ одного автора, то их располагают в хронологическом порядке, то есть в зависимости от года издания данных работ;

- если ссылки в тексте обозначены цифрами, заключенными в скобки, то последовательность литературных источников в списке литературы должна соответствовать порядку появления ссылок в самой работе, алфавитный принцип в данном случае не используется.

Приложение – последний раздел, который служит для представления наглядных материалов, не вошедших в основную часть рукописи проекта. Это могут быть цифровые значения полученных результатов в виде таблиц, фотографии. В приложение также могут быть внесены гербарные образцы, схемы, рисунки, карты, и все то, что автор считает нужным показать для более наглядного представления своей работы. Каждый отдельный вид наглядности выносится в отдельное приложение и нумеруется.

Список используемых источников:

  1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Научно-практический журнал «Завуч» - 2005. -№6

  2. Боднарук М.М. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2008. – 167с.

  3. Воскресенская О.Л. и др. Контрольно-измерительные материалы по экологии: олимпиады и конференции. – МарГУ, 2005

  4. Дни защиты от экологической опасности в системе дополнительного экологического образования Республики Марий Эл (сборник методических материалов).- Йошкар-Ола: ООО «ТРИО», 2007. -130с.

Пример оформления тезисов экологического проекта

Тезисы к работе «Исследование экологического состояния родников д. Кельмаксола»

Иванова Ирина Анатольевна,10 класс,

Рябинина Екатерина Ильинична,9 класс

МОУ «Кельмаксолинская СОШ»

Советского района Республики Марий Эл

Руководитель: учитель биологии и химии

МОУ «Кельмаксолинская СОШ»

Рассолова Алевтина Николаевна

Актуальность выбранной темы состоит в важности подземных вод для питания рек, использования подземных вод для бытовых и иных нужд.

Проблема исследования заключается в том, что на территории деревни Кельмаксола протекает река Кельмак и за период трехгодичного наблюдения видно, что она в последнее время обмеляет. Малые реки должны сохраняться, они являются важной частью водного фонда страны. Река Кельмак является правым притоком реки Малая Кокшага, которая в свою очередь впадает в Большую Кокшагу. Мы считаем, что одной из причин ухудшения водоснабжения является исчезновение родников. В настоящее время на территории д. Кельмаксола насчитывается 4 родника, состояние которых является тревожным.

Целью нашей работы стало изучение и благоустройство родника «Ключ надежды» и оценка значения для местных жителей.

Задачи:

- провести гидрологическое исследование воды родника;

-провести физико-химический анализ качества воды;

-составить паспорт родника;

-провести социологический опрос населения;

-составить план реализации благоустройства родника.

Объектом исследования явился родник «Ключ надежды». Первичный материал мы собирали под руководством учителя биологии и химии Рассоловой А.Н. Были организованы походы с целью описания источника и составили паспорт, в который заносят все основные сведения: местонахождение, флора и фауна… Для получения исторических и краеведческих сведений мы беседовали с местными жителями. Был проведен социологический опрос с целью выяснения отношения местного населения к источникам. Для получения сведений о физико-химическом составе воды нами были отобраны пробы воды и сделан анализ. Химический анализ воды производился химически-титрометрическим и физико-химически-фотометрическим методами в кафедре общей химии МарГУ под руководством доцента Сыроватской Г.В. При проведении исследований выполнялось изучение литературных источников, документации, визуальное наблюдение. Гидрологическая характеристика дана на основе анализа собственных наблюдений и измерений.

Были проведены следующие виды исследования: гидрологическое исследование родника, где определялся характер выхода источника, дебит родника; физико-химический анализ воды, определялись температура, плотность, цветность, прозрачность, запах, вкус и привкус воды, водородный показатель, жесткость, минеральный состав.

Гидрологическое исследование родника показало, что вода вытекает спокойно; характер пласта, из которого вытекает вода – глина; выход воды на поверхность – из промежутков между участками породы; дебит родника составил 280 л/ч.

Уровень рН в исследуемых точках оказался в интервале 7,4 что соответствует слабощелочной среде. Вода благополучна по температуре и органолептическим показателям, что свидетельствует об отсутствии гнилостных процессов, «зацветании» и затухании воды. По химическому составу и степени минерализации родниковая вода относится к классу среднеминерализованных пресных вод, что характерно для поверхностных водоемов и некоторых источников подземных вод, находящихся в водоносных горизонтах, расположенных относительно на небольшой глубине от поверхности (30-70 м).

Исходя из изученной литературы и результатов анализа исследования экологического состояния родников, можно сделать следующие выводы:

- изучив литературу о значении родников, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества;

- проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы учащихся;

- анализ результатов определения физико-химических свойств проб воды отвечает требованиям ГОСТа Р52232 -98. Вода питьевая;

- по типу минерализации родниковая вода – хлоридно-гидрокарбонатно-сульфатная кальциево – натриевая;

-по итогам социологического опроса следует, что нужно благоустраивать родники и поддерживать их чистоту;

-для улучшения состояния родников разработан план мероприятий;

-на два родника составлен экологический паспорт.

В 2008 году мы планируем :

- продолжить работу по исследованию экологического состояния еще трех родников, находящихся в черте д. Кельмаксола;

- провести анализ воды на биогенные вещества;

- проводить в школе мероприятия, на которых школьникам будет разъясняться значимость родников;

- в местных газетах «Вестник района», «Район илыш» разместить статьи с информацией о родниках и призывом о сотрудничестве к местному населению;

- обратиться в администрацию Кельмаксолинского сельского поселения за помощью в благоустройстве родника «Ключ надежды»;

- вести контроль за состоянием родников, осуществлять своевременный уход (очистка, уборка мусора).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии

    Документ
    Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания.
  2. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

    Урок
    Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал,- научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем;
  3. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии в гимназии №2 г. Нелидово

    Исследование
    В соответствии с региональным положением гимназия является центром инновационных исследований, организующим поиск, разработку и внедрение нового содержания, форм, методов и технологий обучения.
  4. Система работы по организации исследовательской деятельности учащихся

    Документ
    В данной брошюре обобщен опыт работы школы-лицея по организации исследовательской деятельности школьников. В практике работы используются рекомендации РНПЦ «Дарын», а также материалы статей А.
  5. Программа проблемного семинара «Организация исследовательской деятельности учащихся» ( проект )

    Программа
    методическими материалами по организации и оформлению исследовательской работы учащихся (банк данных, рекомендации, алгоритмы, памятки, образцыи т. д.

Другие похожие документы..