Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Нижневартовск (далее Правила застройки) приняты в соответствии с ...полностью>>
'Документ'
В целях реализации Международного проекта ЮНЕСКО «Циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра» Правительство Республики Саха (Як...полностью>>
'Документ'
Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности осуществляется Приволжским региональным центром Министерства Российской Федерации по делам...полностью>>
'Анализ'
Финансово-экономическое обоснование проекта (со ссылкой на МЧС) утверждает, что в связи с износом средств производства средний годовой рост социальны...полностью>>

Банки: организация и персонал

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Банки: организация и персонал

Банки: организация и персонал: Практическое пособие.

Автор: Лобанова Т.Н.

Издательство: БДЦ-Пресс, 2004 год.

Объём - 443 с., мягкая обложка.

ISBN: 5-93306-047-X

В настоящем пособии рассматриваются различные характеристики эффективных банковских организаций, базовые функции и организационные структуры банков, задачи структурных подразделений, системы управления банком, специфика информационного банковского обеспечения, организационные распорядки и коммуникации в банке, пути совершенствования деятельности банковского учреждения, в том числе маркетинг в банковском деле, поиск деловых партнеров, технология нововведений. Особое внимание уделено банковскому персоналу, в частности раскрываются способы подбора и расстановки банковских работников, мотивационные ценности, методы повышения результативности, особенности работы банковских команд, механизмы влияния организационной культуры на деятельность банка, отношения банковских служащих с клиентами. В пособии приводится технология организационного развития персонала банковских учреждений

Книга предназначена для практических работников и руководителей банков, слушателей системы повышения квалификации, студентов факультетов банковского менеджмента и экономических факультетов вузов, банковских колледжей, а также для организационных консультантов, работающих в банковском бизнесе

Содержание

Предисловие 6

Введение. Социальная и экономическая банковская среда 6

Глава 1. Организация и структура банка 12

1.1. Банк как эффективная организация 12

1.2. Стратегия и функции банковского учреждения 16

Что является нашим бизнесом? 16

Каковы наши стратегические устремления? 16

В чем заключаются наши основные сильные стороны? 17

Каким образом мы достигаем желаемого? 17

Что является наиболее ценным для нас на пути к достижению желаемого? 17

Что же происходит в банке в связи с реализацией этих функций? 19

1.3. Выбор структуры банка 21

1.4. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи 35

1.5. Система управления банком 40

1.6. Режимы работы с информацией 44

1.7. Организационные распорядки и коммуникации в банке 46

Глава 2. Банковский персонал 51

2.1. Требования к сотрудникам банка 51

2.2. Способы подбора и расстановки банковских работников 55

2.3. Психология банкиров 59

2.4. Управленческие команды 61

2.5. Организационная культура 66

Глава 3. Совершенствование деятельности банковского учреждения 70

3.1. Факторы изменения и развития банковского учреждения 70

3.2. Маркетинг в банковском деле 75

3.3. Банковская информация и поиск деловых партнеров 82

3.4. Технология нововведений 84

3.5. Совершенствование системы управления банком 90

3.6. Организационное консультирование 98

Глава 4. Эффективность деятельности банковских служащих 107

4.1. Отношения банковских служащих с клиентами 107

4.2. Результативность деятельности управляющих 114

4.3. Методы улучшения мотивации и повышения результативности 120

4.4. Технология организационного развития персонала банковских учреждений 134

Правила делового взаимодействия 148

Заключение (современные подходы к оптимизации деятельности банка) 156

Приложения 158

Приложение 1. Система ценностей фирмы "Эппл" 158

Приложение 2. Примеры материалов по стратегии развития банков 159

Система ценностей КБ Пробизнесбанка*(185) 159

I. Миссия банка 159

II. Девиз банка 159

III. Приоритеты банка 159

IV. Стратегические цели банка 159

V. Наши сильные стороны 159

V. Девиз года 159

VI. Что ценит и ожидает банк от своих сотрудников 159

VII. Обязательства банка перед своими сотрудниками 160

VIII. Принципы управления персоналом банка 160

Видение и образцовая модель банка Заксен ЛБ (Германия)*(186) 160

Портрет фирмы 160

Видение 161

Образцовая модель 161

"Кредо" Мосстройэкономбанка*(187) 162

"Энергия успеха" Бин-банка*(188) 164

О планах Банка Москвы*(189) 164

Новая стратегия развития Гута-банка*(190) 164

Приложение 3*(191). Квалификационные характеристики
по должностям работников Сберегательного банка Российской Федерации и его филиалов 166

Общие положения к квалификационным характеристикам по должностям работников Сберегательного банка Российской Федерации и его филиалов 166

Председатель Сбербанка 166

Главный бухгалтер Сбербанка 167

Управляющий отделением Сбербанка 167

Главный специалист Сбербанка 168

Приложение 4. Примерные должностные инструкции работников банка 169

Приложение 5. Профессиограммы работников банка 173

Социально-психологическая профессиограмма кассира 173

Социально-психологическая профессиограмма контролера 173

Профессиограмма начальника отдела подготовки кадров банка 174

Общие положения 174

Общие требования, предъявляемые профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам начальника отдела подготовки кадров 174

Профессионально-квалификационная модель начальника отдела подготовки кадров банка 175

Динамика изменения общих и специальных психологических характеристик 181

Применение профессиограммы 181

Профессиограмма руководителя филиала банка 181

Приложение 6. Диагностические методы и методики оценки сотрудников, поступающих на работу в банк 183

Метод "структурированного интервью" 183

Оценка кандидата на должность 183

Методика К.Н. Томаса*(194) 184

Назначение методики 184

Инструкция 184

Обработка результатов 186

Интерпретация графиков 187

Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)*(195), или шкала локус-контроля Дж. Роттера 187

Назначение методики 187

Инструкция 188

Опросник УСК 188

Обработка результатов теста 189

Интерпретация методики УКС 189

Теоретические предпосылки 189

Значения шкал 190

Методика "физиогномических стандартов" распознавания общих личностных свойств по внешним особенностям работников 191

Приложение 7. Методики диагностики банковской организации 195

1. Диагностика организации: шесть областей для поиска проблем на теоретической основе или без нее. Марвин Р. Вайсборд (приводится в сокращенном варианте) 195

Цели 195

Структура 195

Взаимоотношения 196

Поощрения 196

Лидерство 196

Полезные механизмы 196

2. Методика социальной диагностики*(196) 196

Цели, задачи методики 196

Инструментарий методики 197

Проведение опроса и обоснование выборки 197

Анализ материалов и интерпретация результатов 197

Контроль и коррекция принимаемых управленческих мер воздействия 198

Матрица счета 199

Инструкция 199

Бланк ответов Методика ДСС 199

Опросник 200

Приложение 8. Примеры кейсов для командной оценки высших менеджеров банка 203

Кейс N 1 203

Предыстория вопроса 203

Вопросы (задания) для участников 203

Кейс N 2 204

Критерии оценки команды высших менеджеров при выполнении заданий кейса 207

Командная анкета 208

Цель данной анкеты 209

Таблица для подсчета и анализа результатов 211

Приложение 9. Исследование организационной культуры банка 213

Диагностика организационной культуры (методика) 213

Описание организационной культуры 214

Общие сведения 214

Исходные данные (по результатам организационной диагностики) 214

Структура организационной культуры (после аналитической группировки результатов) 214

Анализ показателей, структуры и характеристик организационной культуры одного из банковских учреждений*(200) 215

Характеристика культуры 215

Предложения и рекомендации 215

Приложение 10. Кейс 14. Жалобы клиентов 217

Описание ситуации 217

Записи клиентов 217

Объяснительные записки сотрудников и руководителей 217

Объяснительная записка заместителя управляющего отделением Зуевой 217

Объяснительная записка старшего кассира 218

Объяснительная 218

Письмо-ответ клиенту 218

Приказ по банку 218

Пример анализа ситуации "Жалоба" 219

Как клиент видит ситуацию в банке 219

Что возмутило клиента 219

Основные ошибки, допущенные в данной ситуации 220

"Жалобы клиентов" как средство совершенствования подготовки персонала*(201) 220

Приложение 11. Кейсы для оценки и обучения банковских служащих 222

Проблемы, задания и примерные ответы 222

1. При оценке специалистов по обслуживанию корпоративных клиентов 222

2. При оценке специалистов по направлению "Кредитование физических лиц" 223

3. Обслуживание частных клиентов 225

4. По направлению "Пластиковые карточки" 226

5. По направлению "Ценные бумаги" 226

6. По направлению "Валютные операции и валютный контроль" 227

Экспертный лист для оценки 228

Приложение 12. Применение технологии организационного развития в отдельном банке 230

Введение 230

Информация организационных консультантов 230

"Сочинения" управленческой команды 230

Пример проекта по решению проблем управленческой команды банка ТУБ 232

Правила, принципы и нормы совместной работы и взаимодействия между подразделениями Банка ТУБ 233

Анализ и прогноз консультирования Банка ТУБ 234

Анализ проблемного поля 234

Примечания 236

Предисловие

Книг и статей о банке и банковской деятельности всегда было много. Однако 15-20 лет назад в отечественной экономической и юридической литературе рассматривались проблемы лишь государственного банка и место банковской системы в плановой экономике. Юридический аспект межбанковских отношений и учреждений Госбанка с клиентурой не рассматривался в связи с неактуальностью в условиях тотальной государственной собственности. Система организации и структура, требования к персоналу учреждений Госбанка и Стройбанка были унифицированы. Существовала централизованная система подготовки и распределения кадров. И удивляться этому не приходилось, поскольку банки занимали свое, отведенное им место в жестко централизованной системе государственного управления экономикой.

Ныне в формирующейся рыночной экономике роль банков становится иной. Банковские учреждения активно участвуют в регулировании финансовых потоков, вступают в новые отношения с клиентами - физическими и юридическими лицами. От банков зависит многое, их правильная организация и целеустремленная деятельность требуют больших знаний и усилий.

Поэтому читатель с интересом встретит очередное переиздание книги "Банки: организация и персонал". На фоне многочисленных, преимущественно экономического характера, публикаций данная книга, по сути дела, впервые раскрывает вопросы организации банка как учреждения и вопросы работы его персонала. А ведь в банки приходят новые люди, которым надо овладеть технологией управления, выполнения финансово-кредитных операций, наконец, "человеческих отношений". Без этого успеха достичь очень трудно. Необходимость для каждого коммерческого банка найти свое место в банковской системе, свой круг клиентов, "свое лицо" в условиях рыночной экономики и обостряющейся межбанковской конкуренции делает особо актуальными вопросы, рассмотренные в предлагаемой работе.

Издание дает глубокий и всесторонний анализ различных аспектов организации банка. Стратегия банковского учреждения определяет его задачи и функции, от этого зависит выбор структуры. Устойчивая система управления достигается тогда, когда четко определены задачи банковских подразделений, их связи между собой, режимы работы с информацией и порядок деятельности. Каждый банкир знает, как это важно.

Но банк - не инерционный институт, он должен быть мобильным и быстро приспосабливаться к изменениям экономической и социальной среды. В книге правильно поясняется, в какой ситуации как надо действовать и какие факторы учитывать. Полезны для читателя материалы и рекомендации о маркетинге в банковском деле, поиске партнеров, технологии нововведений и организационном консультировании.

Новая роль кадров, работающих в банковских учреждениях, на практике реализуется не без труда. Поэтому очень полезными являются главы книги, посвященные банковскому персоналу. Завеса таинственности, свойственная каждому банку, не должна скрывать то общее, что присуще всем банковскими работникам. Разве допустимо недооценивать высокие нормативы - квалификационные требования к сотрудникам, пренебрегать оправдавшими себя способами их подбора? Лишь только с учетом этого можно сформировать слаженные управленческие команды в каждом банке.

Книгу отличает глубокое знание банковской практики. В ней много обобщений, ценных наблюдений и советов. Многие читатели, безусловно, воспользуются советами автора, как повышать организационную культуру работников, каким образом улучшать их отношения с клиентами, как добиваться изменения мотивации служащих и стимулирования их деятельности. К тому же предлагаемая технология организационного развития банка содержит весь комплекс средств, необходимых для решения этих задач. Особый интерес представляют результаты применения технологии организационного консультирования в банках, а также механизм исследования организационной банковской культуры.

Конкретные рекомендации помогут лучше наладить дело в каждом банке. Приложения содержат полезные материалы и документы.

В заключение отмечу, что книга "Банки: организация и персонал" будет не только познавательна, но и интересна для читателя. Много полезного почерпнут в ней как работники банков, так и их клиенты. Ведь банки стали в нашей стране мощным институтом экономического развития.

Директор Международного центра

управленческого консультирования

при Международном научно-исследовательском

институте проблем управления (МНИИПУ),

доктор технических наук, профессор

С.В. Хайниш

Введение. Социальная и экономическая банковская среда

Люди, приходящие в банк, часто думают: "Что это за учреждение такое? Берут наши деньги, куда-то их девают. И чем они здесь занимаются? Вон какое помещение себе "отгрохали". И охрана какая. Откуда у них такие средства?". Эти или подобные вопросы задают себе многие наши граждане, вкусившие "прелести" рыночной экономики. Попробуем пояснить, что же происходит на самом деле.

Начнем с главного. Смысл банковской деятельности составляет торговля деньгами. Как любая торговля, торговля деньгами может осуществляться разными способами. Самый распространенный - скупка с целью перепродажи. Она имеет две стороны.

1. Банки "покупают" деньги, если клиент к ним хочет положить деньги. Объем (т.е. сумма) и цена (т.е. проценты, которые клиент будет получать) этих операций непосредственно влияют на экономическое положение и эффективность работы банков.

2. Банки "продают" деньги, если клиент хочет получить кредит. Объем (т.е. сумма) и цена (т.е. проценты, которые клиент будет платить за кредит) этих операций также непосредственно влияют на экономическое положение банков.

Кроме того, за некоторые банковские операции взимаются дополнительная плата и комиссионные (например, за переводы и кредитные карточки), в то время как у банков возникают дополнительные расходы (например, на аренду зданий, сооружения, оборудование, бланки, персонал и т.д.).

Упрощенно можно сказать, что банк, не получающий внешних субсидий, может существовать на рынке только в том случае и до тех пор, пока его доходы (проценты, которые он получает по кредитам, взимаемая им плата, комиссионные и т.п.) превышают его затраты (проценты, которые он платит, затраты на персонал и имущество). Такой коммерческий банк можно считать эффективным, и мы будем в дальнейшем ориентироваться именно на подобные банковские учреждения. Отсюда все видимые и невидимые для клиента "богатства" банков.

Современные словари определяют банк как "социальный институт экономической жизни, финансовое предприятие, которое сосредоточивает денежные средства (вклады) и предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд) за определенную плату (процент) на принципах возвратности, срочности (под материальные ценности, ценные бумаги, векселя и т.п.). Банк осуществляет посреднические функции во взаимных платежах и взаиморасчетах между предприятиями, учреждениями и отдельными лицами; регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег, операции с ценными бумагами и т.п."*(1) (здесь и далее см. Примечания).

Следует отметить, что банки - только одна группа организаций финансового сектора. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют клиентам*(2), то можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы:

Центральный банк;

коммерческие банки;

специализированные финансовые учреждения (ипотечные, страховые, венчурные, торговые дома, брокерские фирмы и т.п.).

Центральный банк России - это "банк банков". Он не ведет операций с деловыми фирмами и населением. Его клиентура - коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные услуги. Одна из важнейших функций современного Центрального банка - проведение общенациональной денежно-кредитной политики, которая оказывает глубокое и повседневное влияние на состояние финансового сектора и всего народного хозяйства в целом.

Коммерческие банки - это новое явление в нашей экономике. Они являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая кредиты, прием депозитов, расчеты и т.п. Этим они отличаются от специализированных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы.

Специализированные финансовые учреждения оперируют в относительно узких сферах ссудного капитала, где требуются специальные знания и особые технические приемы. Наибольшее распространение специализированные финансовые учреждения получили в сферах ипотечного кредитования, операций по финансированию и расчетам с сельскохозяйственными производителями, во внешней торговле, при инвестировании капитала и размещении ценных бумаг промышленных предприятий, в строительстве.

Деятельность коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений тесно переплетается и выражается в сотрудничестве и взаимодействии по одним линиям и конкуренции - по другим. Масштабы такого соперничества и широкого маневра в прошлом искусственно ограничивались финансовым законодательством некоторых стран. Соответственно в ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские структуры. Но они существуют не изолированно, а в "своей сфере". Рассмотрим эту "сферу" и внешние условия, среду, в которой действуют банки.

Банковская система является необходимым условием функционирования рыночной экономики и стабильности всей кредитно-денежной системы. Как известно, состояние кредитно-банковской системы может затрагивать и практически затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социально-психологические и иные последствия, способные расшатывать основы общества. Кроме того, кредитно-банковская система способна полноценно и стабильно действовать в условиях рынка лишь тогда, когда по структуре и функциям она адекватна рыночной экономике.

Анализ структуры современной российской кредитно-банковской системы позволяет обнаружить связи двух типов: во-первых, взаимосвязи между самими коммерческими банками, кредитными учреждениями; во-вторых, связь между Центральным банком России, с одной стороны, и коммерческими банками, кредитными учреждениями - с другой. При этом связь в первом случае обеспечивает координацию между указанными элементами банковской системы, а во втором случае перерастает в отношения субординации, которые главным образом и обеспечивают целостность всей системы. Таким образом, банковская система России имеет двухуровневое построение*(3).

Так, Центральный банк расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. Что же касается коммерческих банков и кредитных учреждений, то субординация должна быть однопорядковой, полностью равноправной и потому составлять нижний уровень системы.

Сегодня нижний уровень российской кредитно-банковской системы очень неоднороден и может быть условно разделен на четыре группы*(4).

Первая - это крупные и крупнейшие универсальные банки, расположенные в основном в Москве.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организации Объединенных Наций в двухгодичном периоде 2006-2007 годов доклад

    Доклад
    Настоящий доклад об исполнении программ Секретариата Организации Объединенных Наций в двухгодичном периоде 2006–2007 годов представлен в соответствии с положением 6.
  2. Решение конфликтных ситуаций (на примере фирмы, банка, организации и пр.)

    Решение
    Разработка рекомендаций по построению и развитию на предприятии (в организации) эффективной системы бизнес-коммуникаций на основе системы электронного документооборота.
  3. Методические указания по изучению дисциплины «Организация деятельности коммерческого банка» ивыполнению курсовой работы. Для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит». Сост к. э н. С. В. Березина, Д. Д. Тренина Н. Новгород: ннгу, 2006. 30 с

    Методические указания
    Методические указания по изучению дисциплины «Организация деятельности коммерческого банка» и выполнению курсовой работы. Для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит».
  4. Организаций электроэнергетики

    Справочник
    Квалификационный справочник (КС) должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики является нормативным документом, разработанным открытым акционерным обществом "ЦОТэнерго" (ОАО "ЦОТэнерго")
  5. Организация Объединенных Наций доклад (8)

    Доклад
    Условные обозначения документов Организации Объединенных Наций состоят из прописных букв и цифр. Когда такое обозначение встречается в тексте, оно служит указанием на соответствующий документ Организации Объединенных Наций.

Другие похожие документы..