Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анкета'
Организационный комитет IV Международной молодежной научной конференции «Гражданская авиация: XXI век» приглашает Вас принять участие в работе конфер...полностью>>
'Публичный отчет'
Открытое акционерное общество «Северсталь» (далее по тексту «Эмитент», «Общество», «Компания») – предприятие полного металлургического цикла, специали...полностью>>
'Книга'
Все прикладные науки эзотеризма (тайного учения о непознанном) условно делятся на несколько групп, одна из которых оперирует субъективными данными, т...полностью>>
'Документ'
1. Утвердить Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по местным налогам и сборам согласно п...полностью>>

Предисловие 2 Выдержки из учебного плана курса 6

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предисловие 2

Выдержки из учебного плана курса 6

Раздел 1. Общие проблемы философии науки 7

1. Философия и мировоззрение. Специфика философского знания

Мировоззрение – составляющая человеческого сознания. В нем соединяются разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд. Эти «блоки», соединяясь в Мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. На разных этапах истории преобладают к–т предельно общие убеждения, принципы Познания, идеалы, нормы жизнедеятельности. Но Мировоззрение формируется в Сознании конкретных людей, таким образом, оно живет в мировоззрении индивидуальных и групповых вариантов. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В Мировоззрении представлены:

1. Познавательные компоненты (повседневные, профессиональные, научные знания – систематизируются и обобщаются рез-ты индивидуального и общего Познания, стиль и мышление того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности, убеждения, верования, нормы. Ценность – это норма какого-то предмета, явления удовлетворять потребностям, желаниям людей. В систему ценностей человека может входить представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например, жизнь – главная ценность человека, другая большая ценность – безопасность жизни. Ценностное отношение человека к миру формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общих идеалах.

3. Иногда отдельно выделяют морально-волевой компонент Мировоззрения. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально–волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент Мировоззрения – это не просто обобщающиеся знания, ценности, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без этой составляющей Мировоззрение носило бы крайне отвлеченный, абстрактный характер.

В Мировоззрении представлен интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально–Понятийная сторона Мировоззрения на уровне настроений, чувств (эмоциональный настой) называется мироощущением. Мировосприятие – опыт формирования познавательных образов мира, с использованием наглядных представлений. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона Мировоззрения. Мировоззрение – сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.

В Мировоззрении различаются уровни:

1. Повседневно-практический (взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, повседневном опыте, своего рода жизненная Философия). Этот уровень включает в себя также навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем этот уровень обычно не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

2. Теоретический уровень. К этому уровню решения мировоззренческих проблем принадлежит Философия. Философия дает профессиональное, теоретическое, объяснение и решение тех вопросов, которые лежат в основе жизнедеятельности человека. Философия – система взглядов, Сознание эпохи, мышление о духовной жизни. Философия делает Мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергает его критическому суду разума. Мировоззрение в Философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Этот момент существенно сближает философию и науку. Философский плюрализм вытекает из определенного понимания специфики философии, где происходит столкновение мнений. Каждый начинает с начала

Определений философии множество: форма осознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру теоретически сформулированное мировоззрение, наука о всеобщих законах развития общества и мышления. Объект философии – окружающий мир и человек, мир человека. Метод – теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Специфика:

1. Знание предельно общее и абстрактное

2. Знание предельно широкое (о человеке и мире в целом)

3. Вечность философских проблем

4. Знание плюралистичное

5. Метод познания в философии – теоретическое мышление, не ставит экспериментов (в науке – эксперимент)

6. Знание предельно глубокое

Философия позволяет осмысленно подойти к формированию своего мировоззрения. Круг проблем, которые не решаются точными науками: смысл жизни, бытия, устройство мира и т.д. Задачи философии по Канту: Что я могу знать (о себе, судьбе, смысле) ? (гносеология) Что я должен знать (чтобы быть человеком) ? на что я могу надеяться (смертен – бессмертен) ? что такое человек ? (осн. Задача, которая решается по-разному).

2. Предмет философии, его исторические формы

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума – мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на 1ый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Философия – система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Мировоззрение в Философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Этот момент существенно сближает философию и науку. «Философия»-»любовь к мудрости»(Пифагор500 д н.э)

Философия на самых ранних этапах ее развития проявляется в особой установке, особом стиле мышления, в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев и традиций. С сомнения началась философия, с теоретической установки человека по отношению к миру. Цель – познание всеохватного единства мира, которое возможно при бескорыстном созерцании мира. Философия обращается к началам, основаниям, на которых строится то или иное отношение человека к миру. В философской форме мировоззрения существуют 2 противоположных угла зрения: 1. Направление сознания «вовне» – формирование картины мира (что собой представляет мир, в котором мы живем. В познании мира философы обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо навсегда оставались вне поля внимания, компетенции конкретных наук. Таков, например, вопрос о самой возможности познания.) 2. Его обращение внутрь, к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение.

Философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего. Кант: задача философского познания – синтез разнообразных человеческих знаний, философия способна придать наукам «систематическое единство». Философия – это форма познания наиболее общих, всеобщих оснований бытия. Ф-е обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение («наука наук», «госпожа наук»).

Предмет философии – человек и его отношение к миру, его место, чел-к в мире и мир чел-ка, дух. Мир чел-ка, какова природа человека и как она изменялась в каждую данную эпоху? Человек – целый мир, на разных этапах развития философия. На первое место выдвигается тот или иной аспект. Проблема природы и сущности человека рассматривалась на протяжении всей философской мысли.

Др/гр Ф: рационалистический характер -стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ф – наука о причинах и началах сущего (натурфилософия). Сократ – переход к человеку: исследование нравственных характеристик чел-ка (нравственно-этическая тема). Ср/век Ф: Ф – служанка богословия, обоснование религии (теология) Душа и тело едины. Сущ-е 2х начал- тел и дух. Проблема целостности человека. Эпоха Воз-я: (XIV-XV) Ф приобретает опр. самост-ть, становиться наукой наук. Новое время: акцент – познавательные способности человека, разработка научных методов познания (гносеология). Вплоть до Гегеля Ф занималась анализом дух. жизни чел-ка.

Впервые серьезное исследование исторического развития философии провел Гегель. Он связал многообразие философии с многообразием действительности, одной из форм постижения которой и выступает философия. Поскольку действительность многообразна, постольку и философия многообразна. Все философские системы, на его взгляд, представляют собой моменты развития абсолютные идеи, абсолютного духа. Признается ценность каждой идеи, но в то же время подчеркивается ее относительность. Каждый философ, по Гегелю, является сыном своего времени, то есть его учение ограничено рамками той эпохи, в которой он живет и творит. Но если каждая эпоха порождает свой тип философии, то, учитывая качественное различие исторических эпох, цивилизаций, культур возникает вывод о неизбежности философского плюрализма не только для прошлой истории человечества, но и для настоящего и будущего.

Философия рассматривается в марксизме как одна из форм общественного сознания, специфически, под своим углом зрения, отражающая общественное бытие. Следовательно, философия, как духовное образование, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. Но марксизм не ставит развитие философии в жесткую, однозначную зависимость от развития общественного бытия, материальной и духовной жизни людей.

Гегелевской и марксистской концепции в определении сущности и предназначения философии противостоит экзистенциально-псрсоналистский подход. Ф специфична не своим предметом, а способом отношения человека к бытию. Сущность философии образует не VKaKOH-то особый специфический предмет рассмотрения, а само философское мышление, философствование. Философское мышление, даже если его и можно назвать отражением бытия, есть отражение в форме проблемы, иначе говоря, специфичность философии проявляется в преобразовании наличной действительности в проблему: происходит проблематизация действительности и одновременно попытка разрешения этой проблемы в мышлении. Ф – это не наука, а духовно-практическая форма освоения действительности. В отличие от науки, она представляет собой не просто теоретическое знание, интеллектуальную конструкцию, а является выражением основных убеждений человека, его нравственной позиции. Философствование – это духовный акт, в котором действует не только интеллект, а вся совокупность духовных сил человека. Сторонники этого направления настаивают на личном, субъективном характере философии, на присутствии личности философа во всем его учении. Ф – это стремление личности установить согласие с самим собой и окружающим миром, это форма реализации его собственной сущности. Она рождается из чувства неудовлетворенности и беспокойства и является результатом усилий мыслителя снять эти негативные эмоции. Поэтому не следует сталкивать философские системы друг с другом, объявлять, что одна из них истинна, а другая ложна. Каждая ценна сама по себе.

Функции философии:

1. Мировоззренческая, она связана с критической. Поиск решения сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов. Задача критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм впервые прозвучала у Бэкона («призраки»).

2. Методологическая (исследование закономерностей развития, использования понятий; разработка самых общих научных принципов, которые затем используются теоретической наукой; выработка парадигмы, нового видения научного знания).

3. Согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного.

3. Философия и мифология

Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное миропонимание. Мифологически-религиозное миров-е носило духовно-практический характер. Человечество в форме мифов пыталось дать ответ на вопросы о происхождении и устройстве мироздания в целом, возникновении наиболее важных явлений природы, животных и людей. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания. Миф давал единую образную картину мира, сочетающую реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мысль выражалась в конкретных эмоционально-поэтических образах, метафорах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы.

Для первобытного человека было невозможно как зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, независящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Миф обычно совмещает в себе 2 аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Т.о, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию м/у миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидуумом и обеспечивал внутреннее согласие человеческой жизни. Мифы ставили вопросы о происхождении мира, человека, тайны рождения и смерти, о социальном устройстве.

Особенности мифологии:

Отличие философии:

1. знание конкретно-образное

1. понятийное

2. Высшая степень эмоциональности

2.целостное

3. Бессистемность

3..логическое

4. Не отражают сущность вещей и процессов

4. обоснованное

5. Логически не обоснованное

5. рациональное

Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу говорить о познании, то слово познание имеет здесь смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Мифология ничего не доказывает, это теор. конструкция взятая из предшествующих знания опир. на авторитет предков (закон рода). С угасанием первобытных форм общ. жизни миф как особая ступень развития общ. сознания сошел с исторической сцены

Итак, основные черты философии следующие. Философия претендует на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни, т.е. характерный признак философского способа освоения действительности – универсализм. Следующий признак – субстанционализм. Субстанция – это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому- и самостоятельно существующему. Следующее свойство философского размышления – сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Ф опирается на логически доказуемые постулаты, сознание, разум. Миф основан на незнании. Миф-я – коллект. сознание.

4. Философия и религия

Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное миропонимание. Мифологически-религиозное миров-е носило духовно-практический характер. Основа религиозного мировоззрения – вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – земной, естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – небесный, сверхъестественный, сверхчувственный. Специфика религии – в особом характере ее второго мира, его смысловой роли. Основа религиозного мировоззрения – вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Если миф осуществляет контроль за поведением прямо, посредством запретов и регламентации, то религия опосредованно контролирует поведение, путем воздействия на духовный мир человека. В мифе чудо является нормой, не вызывающей у первобытного человека удивления, а религиозное сознание отличает чудесное от естественного (Христос способен творить чудеса, в отличие от тех, кто причастен естественному ходу жизни и смерти, его деяния – исключения из правил, акт исключительности указывает на сверхъестественную природу Иисуса как Бога).

Религия становится более поздним по времени, чем мифология, духовным образованием, которое проявляется на основе новых потребностей общества и выполняет отличную от мифологии функцию регуляции поведения индивида, контролируя его духовный мир. Религия остается способом сплочения тех или иных групп или целых народов.

Религия и философия. Религия воспроизводит в общем одну и ту же – теоцентристскую – схему миропредставления (Бог – центр и творец мироздания, человек – творение Бога, зависимое от Божественного замысла), а философия, постоянно подвергая критическому переосмыслению миропредставления, формирует новое миропонимание, открывая тем самым горизонты бытия (например, на смену космоцентристскому миропониманию приходит антропоцентристское, которое ставит в центр мироздания человека). В то же время религия является для философии тем материалом, осмысливая который философ обнаруживает все те же проблемы, над которыми он размышляет: проблемы добра и зла, материального и духовного, свободы и несвободы. Религия и философия:

Общее: Объект исследования – мир и человек;

Различия:

Религия

Философия

догматичность

плюралистичность нелогичность логическая обоснованность иррациональное мышление понятийное

(вера в сверхъестественное начало)

целостное знание, основано на рациональном мышлении

Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Культ – система утвердившихся взглядов, догматов. Одной из исторических миссий религии выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм непреходящих ценностей. В рамках различных религиозных вероучений формировались единые образцы (каноны), нормирующие образ чувств, мыслей, поведения людей. Благодаря этому религия выступала как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций, обычаев. Это важная культурно-историческая роль. Функция религии также состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего то абсолютного венного.

Родственное Ф и Р: общественно-историч формы M-я, объект исслед-я – вечные ?

Различия Ф и Р: 1.Р – геоцентрическая схема миропред-я Ф – постоянное переосмысление (космоцентризм-антропоцентризм и т.д.)

2. Р – догмы, Ф – свободомыслие 3. Р – религ. M-е, Ф – интел. аспекты М-я



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки

    Документ
    Дисциплина «История первобытного общества» относится к блоку дисциплин предметной подготовки. Она изучается в 1 семестре. Общий объем 48 часа, из них на аудиторные занятия отводится 18 часов, на самостоятельную работу – 28 часов.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 05 История политических и правовых учений шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом

    Учебно-методический комплекс
    История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
  3. Предисловие ко второму изданию (2)

    Документ
    Первое издание этой книги вышло в 1962 г. С тех пор опыт текстологического изучения древней русской литературы значительно возрос. Пришлось сделать различные добавления и разъяснения.
  4. В. И. Прокопцов, научный руководитель Межвузовского учебно

    Документ
    П 13 П р о к о п ц о в В.И. Эдукология: принципиально новая наука образования. В 4 фракталах. Фрактал 1. Эдукология: Ориентировочная основа коллективно-интерсубъектной системомыследеятельности созидателей и пользователей эдукологии.
  5. Учебные программы по журналистике: модель юнеско для развивающихся стран и молодых демократий

    Документ
    Принятые обозначения и подача материала в данной публикации не выражают какого бы то ни было мнения со стороны ЮНЕСКО относительно юридического статуса любой страны, территории, города или местности и их властей, а также относительно

Другие похожие документы..