Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Краеведческий календарь : памятные даты г. Сургута на 2010 г. / МУК ЦБС ; [Сургут. центр. гор. б-ка им. А. С. Пушкина ; сост.Т. И. Сигаева ; ред.: Н....полностью>>
'Документ'
Архитекторы: рук. Посохин М.М., Асадов А.Р., арх.: Легошин В.К., Гелета И.В., Силачева И.Н., Асадов А.А., Кислов В.С., Терехов С.В., Колесников В.Н., ...полностью>>
'Реферат'
Физические упражнения в оздоровительных целях использовались на протяжении многих тысячелетий. Наиболее ранние рукописи, в которых говорится о лечебн...полностью>>
'Программа'
Целью освоения учебной дисциплины «Политическое управление и политические технологии» является формирование у слушателей теоретических знаний и практ...полностью>>

Методические аспекты успешного прохождения испытания на предприятиях индустрии туризма 13 Модульное обучение в системе профессионального образования 28

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Статьи кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» на XII-ю Международную научно-практическую конференцию «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития».

(19 февраля 2010 г.)

Оглавление

Артеменкова А.О.

1

Обучение основам холистического маркетинга в системе подготовки кадров для индустрии туризма 2

Обучение основам личной эффективности при подготовке кадров для индустрии туризма 7

Методические аспекты успешного прохождения испытания на предприятиях индустрии туризма 13

Модульное обучение в системе профессионального образования 28

Использование ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки работы с кадрами на предприятиях индустрии туризма 35

К вопросу о развитии персонала предприятий индустрии гостеприимства 43

Формирование системы развития персонала как фактор обеспечения эффективности деятельности предприятий индустрии гостеприимства 56

Формы корпоративное обучения как элемент системы непрерывного обучения персонала 62

Подготовка кадров, занимающихся продвижением образовательных услуг в области дополнительного образования в ВУЗах 72

Инновации в туризме: методика преподавания, а также примеры и ограничения инноваций в туризме 79

Управление профессиональной ориентацией и адаптацией персонала предприятий сервиса 92

Современные методики подготовки персонала средств размещения 104

Наставничество, как элемент системы подготовки и адаптации кадров 108

Основные формы и методы подготовки персонала для индустрии туризма и гостеприимства 123

УДК 338.48

Обучение основам холистического маркетинга в системе подготовки кадров для индустрии туризма

Артеменкова А.О. ассистент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства».

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО РГУТиС

В данной статье рассмотрены основы холистического маркетинга и создания долгосрочной потребительской ценности в рамках концепции всей компании; обосновывается необходимость изучения принципов и методов холистического маркетинга сотрудниками всей компании в целом; дана оценка актуальности обучения основам холистического маркетинга при подготовке кадров для индустрии туризма.

Ключевые слова: холистический маркетинг, подготовка кадров, индустрия туризма, потребительская ценность, интеграция.

В современных условиях традиционный маркетинг становится все более затратным и менее эффективным. Поэтому многие зарубежные компании ориентируются на стратегические аспекты маркетинга, осознавая его философией управления. Возникает потребность использования маркетинга в качестве концепции, пронизывающей деятельность компании в целом. Построение прочных взаимоотношений между участниками рынка и управление ими в рамках концепции компании приобретают наибольшее значение. Для этого следует применять совершенно новый маркетинговый подход. В условиях динамично меняющихся рынков компании осознают необходимость обновления идеологии и расширение сферы компетентности маркетинга. В итоге, все большее применение находит холистический маркетинг.

Теперь для того чтобы компания не потеряла свои позиции на рынке, марке­тологи должны принимать больше участия в решениях о том, что необходимо потребителю в долгосрочной перспективе. Именно поэтому думающие фирмы берут на вооружение формулу "понять—сделать—продать" и позиционируют маркетинг как ведущую силу корпоративной стратегии. Поэтому необходимо превращать традиционный мар­кетинг типа "один для всех" в маркетинг типа "все для одного"[3]. Компании, осваивающие принцип "все для одного", собирают информа­цию, общаясь с людьми напрямую и создавая с ними проч­ные, тесные деловые взаимоотношения.

Компании успешно развивают системы создания потребитель­ской ценности и управляют ими, интегрируя все вложе­ния и доставляя предложение быстро и с высоким уровнем качества. Для нового маркетингового подхода необходима интеграция управления, а в частности, управления спросом, управления ресурсами и управления сетями. Притом, что интеграция управления должна происходить в течение процесса изучения, создания и доставки потребительской ценности.

Существует три основных фактора, которые являются движущими силами создания стои­мости, — потребительская ценность, сфера ключевых компетентностей и сети сотрудничества. Именно они ведут к новой парадигме маркетинга.

Таким образом, маркетинг вышел на общекорпоративный уровень и теперь каждый сотрудник компании вовлечен в деятельность по изучению, созданию и доставке потребительских ценностей, а задача отдела маркетинга заключается в координации маркетинговых работ.

Каждый сотрудник в компании должен планировать и оценивать свою деятельность с точки зрения маркетинга, что впоследствии приведет к усилению роли маркетинговой грамотности всего персонала организации. Поэтому все сотрудники должны владеть инструментами холистического маркетинга. Соответственно, возникает необходимость обучения персонала.

На сегодняшний день многие предприятия предлагают образовательные программы по маркетингу. Различные семинары, тренинги, курсы, как по основам маркетинга, так и по отдельным его видам. Но никто не предлагает обучение холистическому маркетингу. Возможно, это по тому, что многие рассматривают данный вид маркетинга как подход к формированию бизнеса, который не дает никаких конкретных приемов и методов, а только учит смотреть целостно на процессы в компании. Такое понимание холистического маркетинга ведет к нежеланию изучать особенности данной концепции.

Центр стратегических исследований Современной гуманитарной академии (ЦСИ СГА) провел опрос работников российских предприятий, организаций и компаний с целью определения пожеланий относительно системы дополнительного образования. В результате среди направлений, по которым обучаются сотрудники предприятий, маркетинг набрал лишь 4% [5]. Это свидетельствует о том, что на данный момент российские компании не осознают значимость маркетинга для бизнеса и не готовы вкладывать средства в подготовку кадров с ориентацией на маркетинговую деятельность. Становится понятным, что холистичекий маркетинг в системе подготовки кадров будет востребован лишь у небольшого числа специалистов в области маркетинга и немногих руководителей, которые понимают важность целостного подхода к построению динамичной концепции, основанной на интерактивно­сти и электронной связи между компаниями, потребителями и всеми заинтересованными сторонами, с помощью которой можно было бы интегрировать изучение, создание и доставку ценности с целью построения длительных, взаимовыгодных отношений и совместного про­цветания их главных участников [3].

Особенно важно правильно уметь применить принципы холистического маркетинга для предприятий сферы услуг, в частности, для индустрии туризма, где определение потребительских ценностей каждого отдельного клиента в долгосрочной перспективе и создание целостной концепции управления предприятием на основе индивидуальных потребностей являются фундаментом существования и развития бизнеса. Руководителям необходима четко сформулированная стратегии изучения потребительских ценностей, которая создается засчет понимания связей и взаимодействия между:

  • когнитивным пространством клиента;

  • простран­ством ключевых компетентностей компании;

  • ресурсным пространством сотрудничающих сторон.

Для того чтобы воспользоваться преимуществами, предо­ставляемыми потребительской ценностью, предприятия индустрии туризма должны иметь навыки ее создания, которые они могли бы получить, изучая принципы и методы холистического маркетинга.

Важность использования холистического маркетинга в системе подготовки кадров для индустрии туризма неоспорима. Если в будущем создать образовательные программы по обучению основам холистического маркетинга, то подготовленные кадры могут принести колоссальную выгоду предприятиям индустрии туризма, благодаря тому, что будут обучены методам идентификации полезности услуг для клиента, использования сферы ключевых бизнеса, принципам отбора заинтересованных партнеров в своей сети сотрудничества, а также механизмам управления ими.

Умение управлять бизнес-партнерствами позволит предприятиям индустрии туризма регулировать сложные отношения с поставщиками услуг (отелями, авиакомпаниями, экскурсионными агентствами, ресторанами и др.), рекламными и рекрутинговыми агентствами, страховыми компаниями и т.д.

Для эффективной реакции предприятиям индустрии туризма требуются навыки управления внутренними ресурсами, чтобы увязать между собой основные бизнес-процессы (например, обслуживание клиентов, формирование туристических продуктов, работа с поставщиками услуг, обучение персонала, расчет заработной платы и т.д.) в рамках единого программного комплекса.

Владение методами и принципами управления взаимоотношениями с клиентами позволит предприятиям индустрии туризма определить, кто их клиенты, каково их поведение, чего они хотят, в чем нуждаются, а также быстро и четко реагировать на различные возможности, открываю­щиеся с их стороны.

Сотрудники, обученные механизмам холистического маркетинга, будут способны интегрировать области управления, что в свою очередь вызывает преобразование всей организационной структуры предприятий индустрии туризма, а значит, будет способствовать росту привлекательности предприятий данной отрасли для клиентов и в конечном итоге, увеличению прибыли, что и является конечной целью любого предприятия.

Библиографический список:

  1. Бейкер М. Будущее маркетинга. Теория маркетинга. Под ред. Бейкера М./ Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002

  2. Голубков Е. П. О некоторых основополагающих понятиях маркетинга. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». 2005, №2, №3.

  3. Котлер Ф., Джайн Д., Мэйсинси С. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению/ Пер. с англ. - М.:ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003

  4. /er/misc/holistic_0.xml 12.11.2009

  5. /arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11433.html?no_cache=1&cHash=00282eda91 03.02.2010

УДК 658.64

Обучение основам личной эффективности при подготовке кадров для индустрии туризма

Бронникова Е.М. ассистент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства».

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО РГУТиС

Обучение личной эффективности в рамках подготовки кадров для индустрии туризма является актуальным вопросом ввиду специфики отрасли. Это объясняется условиями работы, зависимостью от внешних условий.

В связи с этим целесообразно осуществлять обучение по нескольким направлениям: образование в вузах, на краткосрочных семинарах и самообразование.

Ключевые слова: личная эффективность, подготовка кадров, обучение, туризм

Обучение личной эффективности актуально в условиях постоянно меняющейся внешней среды и возрастающих требований к персоналу, что особенно актуально для индустрии туризма. Это можно объяснить тем, что работа в индустрии туризма предполагает, в первую очередь, работу с людьми, взаимодействие, коммуникацию, уделение особого внимания желаниям и запросам клиентов, что зачастую предполагает ненормированный график работы. В связи с этим работникам туристской сферы необходимо уметь распоряжаться собой и своими ресурсами в наибольшей эффективностью.

Люди по-разному оценивают эффективность, а зачастую вкладывают разный смысл в это понятие. В связи с этим интересно представить опрос, проведенный РБК[1] 24-25 ноября 2009 года относительно оценки собственной эффективности в профессиональной сфере. Всего в опросе участвовало 11590 человек. Далее представлено распределение ответов на вопрос: «Вы эффективный работник?».

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Вы эффективный работник?»

Согласно данным рис. 1 видно, что 53,3% порошенных считают себя эффективными работниками, 33,4% ответили, что они эффективны от случая к случаю. Незначительное число опрошенных ответило, что они затрудняются ответить (5,4%), не работают (4%) и 3,9% неэффективны в своей профессиональной деятельности. Таким образом, можно сказать, что почти для половины респондентов, принявших участие в данном опросе, актуален вопрос личной эффективности.

Актуален ли вопрос личной эффективности в системе подготовки кадров для индустрии туризма? Для ответа на это вопрос целесообразно разобраться, что же такое личная эффективность.

Личная эффективность – это результативное достижение личных целей. Личная эффективность позволяет двигаться из текущего состояния в желаемое и охватывает всю жизнь (а не только профессиональные области). [2]

Личная эффективность предполагает самоорганизацию и саморазвитие, то есть максимальное использование ресурсов личности, и включает в себя следующие подразделы:

  • управление временем (или тайм-менеджмент);

  • управление коммуникациями;

  • управление рабочим пространством;

  • управление финансами.

Тайм-менеджмент подразумевает под собой умение распоряжаться своим личным и рабочим временем, правильно и рационально его планировать. Для этого существуют различные методики планирования (метод Альпы, матрица Эйзенхауэра, использование календариков-пинариков и многое другое).

Управление коммуникациями подразумевает под собой овладение такими навыками как эффективное слушание; устное общение (лично с клиентами в офисе и по телефону); публичные выступления; умение эффективно писать (вести деловую переписку в том числе с помощью ресурсов Интернет); рациональное чтение; управление информацией.

Рациональная организация рабочего пространства предполагает эргономичное расположение мебели, рабочих бумаг, техники и необходимых атрибутов труда в пространстве.

Управление финансами – рациональное планирование личного бюджета.

Умение правильно распоряжаться перечисленными ресурсами является залогом эффективной работы руководителя. Однако, возникает необходимость почерпнуть знания о личной эффективности, то есть встает вопрос обучения основам личной эффективности, что особенно актуально для руководителя предприятий туризма ввиду специфики работы (зачастую ненормированный рабочий день, перегруженность информацией, небольшие пространства офиса и многое другое).

Подготовка кадров для индустрии туризма подразумевает под собой обучение. Обучение играет важнейшую роль в становлении личности, а также в формировании профессиональных качеств людей. Образование человека должно осуществляться не только в высших учебных заведениях, на специализированных курсах повышения квалификации и овладения профессиональными навыками, но и самостоятельно. Таким образом, выделяется три основных направления, по которым осуществляется обучение при подготовке кадров для индустрии туризма:

  • подготовка в вузе;

  • посещение краткосрочных курсов (семинары, тренинги);

  • самостоятельное изучение и применение на практике основ личной эффективности.

В процессе вузовской подготовки вопросам личной эффективности, самоменеджмента, самоуправления уделяется внимание в управленческих дисциплинах, в частности, в дисциплине менеджмент.

Вопросам самоуправления посвящается отдельная тема, рассматриваются теоретические основы личной эффективности, на практических занятиях могут быть использованы различные методики самодиагностики с целью выявления слабых сторон личности в процессе организации рабочего дня, развиваются коммуникативные навыки, навыки публичного выступления, умение владеть аудиторией, а также умение грамотно строить речь.

Студентам могут быть предложены задания по анализу рабочего дня, выявлению непроизводительных потерь времени.

В частности, студентам предлагается задание по самопрезентации, в ходе выполнения которого необходимо грамотно построить выступление, содержащее рассказ о себе, своих достоинствах, при этом завладеть вниманием аудитории и грамотно отвечать на встречные вопросы.

Еще одной формой, развивающей коммуникативные навыки и навыки публичного выступления, является подготовка мультимедийных презентаций по различным тематикам в рамках читаемых дисциплин (менеджмент, маркетинг, управление персоналом и многие другие дисциплины). Данный вид работы активизирует активность студентов, повышает заинтересованность, побуждает соревновательный дух, что побуждает к более тщательной и продуманной подготовке. Как следствие, умение выступать перед аудиторией с использованием современных технологий.

В частности, Русская школа управления проводит краткосрочные семинары по повышению личной эффективности руководителей. [3] Программа данного однодневного семинара достаточно разнообразна и состоит из следующих разделов:

  • компетенции руководителя (развитие управленческого мышления, оценка личной эффективности, мотивация на успех);

  • коммуникации (стиль в работе, уверенность, власть, влияние, лидерство, правила принятия управленческих решений);

  • публичное выступление (влияние в публичном выступлении, харизма, подготовка презентации);

  • самоменеджмент (основные навыки эффективных людей, тайм-менеджмент; правила преодоления стресса). [4]

Согласно приведенным данным видно, что в структуре семинара присутствуют основные подразделы, важные при овладении навыками личной эффективности для руководителя предприятий туризма.

Еще одной формой краткосрочных курсов являются Интернет-семинары (вебинары) таких компаний как VBCG, Персонал Студия, HRM, SRC, Moscow Business School .[5] Веб-семинары представляют собой интерактивный рассказ с возможностью задавать вопросы, уточнять, то есть активно участвовать в процессе обучения. Тематика различна, в частности вопросы личной эффективности поднимаются в следующих программах: «Самоменеджмент», «Лидерство и руководство» и многие другие.

Следующим направлением, по которому осуществляется обучение личной эффективности при подготовке кадров для индустрии туризма, является самообразование. Основной формой самообразования является чтение литературы. На данный момент существует множество авторов и изданий, посвященных данной тематике. К наиболее популярным можно отнести Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», причем данная книга представлена как в печатном виде, так и в формате аудиокниги, что существенно расширяет возможности ознакомления и восприятия данной информации.

Также следует упомянуть книги Глеба Архангельского, посвященные тайм-менеджменту: «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать», «Организация времени», «Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2007».

Неоспоримым преимуществом данной серии книг является приложение в виде CD-диска, что особенно актуально при рационализации времени с помощью компьютерной программы Outlook.

Также можно отметить таких авторов как Брайан Трэйси, Дональд Трамп и многих других, посвящающих книги эффективности, успеху и лидерству.

Таким образом, обучение личной эффективности в рамках подготовки кадров для индустрии туризма предполагает разностороннее развитие: обучение в вузах, обучение на специализированных курсах и ренингах, а также самообразование.

Библиографический список:

  1. /yourchoice/voteres/2009_20091124.shtml 14.01.2010

  2. /blog/2006/06/personal_efficacy/ 14.01.2010

  3. /seminars/list/1163/ 15.02.10

  4. /seminars/detail/10821/1163/ 17.02.10.

  5. /db/vc/list.html 17.02.10.

УДК 658.64



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Региональная комплексная программа развития профессионального образования содержание

    Программа
    Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда
  2. Министерство образования и науки РФ фгбоу впо

    Документ
    Проблемы практической подготовки студентов: совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников [Текст]: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции/ под общ.
  3. Программа социально-экономического развития липецкой области на 2009 2012 годы

    Программа
    5 декабря 2008 года N 195-ОЗ Закон Липецкой области Российской Федерации «О Программе социально-экономического развития в Липецкой области на 2009 - 2012 годы»
  4. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 мая 2010 г г. Стерлитамак Республика Башкортостан

    Документ
    Развитие физической культуры и спорта в современных условиях (Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский Государственный университет
  5. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях

Другие похожие документы..