Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа учебной дисциплины «История Древней Греции», «История Древнего Рима» По подготовке
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Историко-филологический факультет
Кафедра истории
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан историко-филологического факультета,
доцент Е.А. Калашникова
« » марта 2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История Древней Греции», «История Древнего Рима»
По подготовке – специалиста (учителя истории)
По направлению (специальности) – 032600–история
курс – I, семестры – 2-й
Нормативная трудоемкость дисциплины
Семестр | Учебные занятия | Форма итоговой аттестации (зач., экз.) | ||||
Всего часов | Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа студентов | ||
2-й | 192 | 64 | 32 | 96 | экзамен |
Петрозаводск, 2008
Рабочая программа составлена на основании примерной программы курса «История Древней Греции и Древнего Рима», разработанной в МГПУ под редакцией Г.Т.Залюбовиной и З.В.Сердитых.- Всеобщая история: Сб. типовых программ для пед. высш. учеб. заведений: В 2 ч.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.; Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) – 032600–история.
Разработчик программы – старший преподаватель Т.Б. Егорова
3 марта 2008 г.
(Т.Б. Егорова)
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории, протокол № от марта 2008 г.
Заведующий кафедрой истории,
кандидат исторических наук, доцент
« » марта 2008 г.
(Г.В. Чумаков)
Настоящая программа не может быть использована
другими вузами или подразделениями университета
без разрешения разработчика программы.
Внешние требования (Требования ГОС)
Шифр дисциплины | Содержание учебной дисциплины | Часы |
ДПП. Ф. 01 | Древняя Греция. Особенности природных условий и населения древней Эллады. Ахейская культура и «гомеровская» Греция. Становление греческих городов-государств. Греческая колонизация и специфика древнегреческого полиса. Специфика рабства в Афинах и Спарте. Расцвет афинской демократии, её институты и особенности. Возвышение Македонии. Особенности эллинизма и сущность эллинистического периода в истории античной цивилизации. Формирование понятия античной культуры. Мифология, религия и культура древней Эллады. Древний Рим. Древнейшее население Апеннинского полуострова. Основание Рима и его борьба за гегемонию в Италии. Этнические процессы и формирование римского рабовладельческого государства, латинской культуры. Политические институты в Риме. Социальная структура римского общества. Типы рабовладельческого хозяйства и особенности рабства в Риме. Развитие экономики и роль свободного труда. Гражданские войны и переход к монархической форме правления. Принципат и доминат. Раннее христианство и его особенности. Развитие римской культуры как заключительный этап формирования античной культуры. | 192 |
2. Цели и задачи преподавания дисциплины
Программа по истории Древней Греции и Рима имеет целью дать студентам целостное представление о становлении первых цивилизаций в античном Средиземноморье, показать единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, раскрыть действие общих закономерностей исторического развития, проанализировать научные концепции как по общим проблемам истории древнего мира, так и по отдельным, наиболее важным вопросам истории античности.
С учетом того, что история античности изучается на первом курсе, когда студенты недостаточно хорошо знакомы с основными положениями и закономерностями исторической науки, в программу заложен принцип формирования понятийного аппарата. Особое внимание в программе уделяется центральным вопросам фундаментальной подготовки студентов, таким как типология государств, роль общины в социальной и государственной структуре античных обществ, особенности рабства. Основное внимание сосредоточено на темах, связанных с концепцией полиса, его сущностью, этапами развития.
Программа учитывает современные требования к качественной подготовке учителя и к преподаванию самого предмета в школах разного типа. Поэтому программа включает не только теоретические проблемы и фактическую историю античности, без которых не может быть фундаментальных исторических знаний, но также и вопросы культуры и идеологии античного общества, формы жизни, семьи, быта, знание которых обогатит и самого будущего учителя, даст материал для школьных факультативов по истории.
2.1 Цели:
1. Воссоздать на доступном для студентов уровне событийную историю;
2. Ознакомить учащихся с понятийным аппаратом научного исторического знания;
3. Сформировать у них достаточно ясное представление о существенных аспектах рабовладельческих отношений в разных регионах мира на этапе их складывания, расцвета и разложения;
4. Вырабатывать навыки научного анализа и индивидуальной работы
5. Пробудить в них интерес к мировоззренчески значимым аспектам истории европейской цивилизации;
6. Развивать творческое мышление учащихся.
Курс «История Древней Греции и Древнего Рима» – составная часть базового курса истории древнего мира на историческом отделении историко-филологического факультета. Главным содержанием курса истории в обозначенный период являются кардинальные изменения социально-экономического, политического и культурного характера, происходившие в европейских странах. Данная программа охватывает исторические процессы в период с III тыс.до н.э. по 476 год. Программа написана в проблемно-хронологическом плане. Используется традиционная для отечественной историографии периодизация.
2.2 Задачи:
В результате изучения курса студент должен знать:
базовый материал учебной дисциплины (понятия, имена, даты) за указанный период;
причины, периодизацию и значение исторических процессов и потрясений, происходивших в указанный период в европейских странах;
специфику и периодизацию истории развития Древней Греции и Древнего Рима;
основные направления политического, социально-экономического, идеологического и культурного развития Древней Греции и Древнего Рима в указанный период;
общие и особенные черты в процессе изменения социальной структуры античных обществ;
развитие общественной мысли, характер, цели, содержание и особенности деятельности различных общественных сил на всех этапах развития;
причины возникновения и сущность религиозных воззрений, характерных для античных государств;
зарождение и развитие христианской идеологии, её основные направления, организационную структуру.
В результате изучения курса студент должен уметь:
характеризовать и оценивать деятельность субъектов античной истории;
давать оценку основным историографическим проблемам изучаемого курса;
отбирать, анализировать и объективно интерпретировать материал для семинарских занятий, научно-исследовательской, образовательной и культурно-просветительской деятельности.
В результате изучения курса студент должен владеть:
знаниями теории и методов исторических исследований;
способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию по античной истории.
Проблемный принцип выстраивания учебного курса позволяет формулировать общую задачу изучения истории античности как задачу сопоставительного прослеживания вместе со студентами вариантов социального, аграрного, политического и общественного развития античных государств
Одной из основных задач изучения истории является достижение понимания общего и особенного, формирование умения вычленять главное и второстепенное при запоминании основных идей и заключений, существующих в историографии, умения прослеживать сквозных линий в развитии того или иного государства или сообщества стран в целом.
3. Содержание и структура дисциплины
3.1 Сводные данные об учебной дисциплине
Тематический план учебного курса «История Древней Греции»
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Лекции (час.) | Семинары (час.) | Самостоятельная работа студентов (час.) | ВСЕГО (час) |
1. | Введение в курс. Источники, историография. | 4 | 3 | 7 | |
2. | Крит и Ахейская Греция в III-II тыс.до н.э. | 4 | 4 | 8 | |
3. | Греция в Х1- 1Х вв.до н.э. Гомеровский период. | 2 | 2 | 4 |
8 |
4. | Архаическая Греция.Социально-экономическое развитие. Великая греческая колонизация. | 2 | 2 | 3 | 7 |
5. | Спарта в VIII-VI вв. до н.э. | 2 | 2 | 3 | 7 |
6. | Аттика вVIII-VI вв.до н.э. | 2 | 2 | 3 | 7 |
7. | Греческий полис как социально-политический организм. Культура архаического периода. | 2 | 4 | 6 | |
8. | Классическая Греция (18ч). Греко-персидские войны. | 2 | 4 | 6 | |
9. | Социально-экономическое развитие Греции в V-IV вв. до н.э. | 2 | 2 | 3 | 7 |
10. | Афины в V в. до н.э.: расцвет рабовладельческой демократии. | 2 | 2 | 3 | 7 |
11. | Пелопонесская война. | 2 | 3 | 5 | |
12. | Кризис полисной системы. | 2 | 2 | 2 | 6 |
13. | Культура Греции классического периода. | 2 | 4 | 6 | |
14. | Период эллинизма. | 2 | 2 | 3 | 7
|
ИТОГО 32 16 46 94
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА (48 час)
3.1 Сводные данные об учебной дисциплине
Тематический план учебного курса «История Древнего Рима»
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Лекции (час.) | Семинары (час.) | Самостоятельная работа студентов (час.) | ВСЕГО (час) |
1. | Введение. Источники, историография. | 2 | 3 | . 5 | |
2. | Ранний Рим и Италия. Царский период истории Рима. | 2 | 4 | 6 | |
3. | Рим и Италия в V-III вв. до н.э.Социально-экономическое и политическое развитие. | 2 | 2 | 4 | 8 |
4. | Создание Римской средиземноморской державы. | 4 | 4 | 8 | |
5. | Социально-экономическое развитие Рима во II-I вв. до н.э. | 2 | 2 | 4 | 8 |
6. | Классовая и социальная борьба в Римской республике во II-I вв. до н.э. | 4 | 2 | 4 | 10 |
7. | Кризис и падение Римской республики. | 4 | 2 | 4 | 10 |
8. | Римско-италийская культура республиканского периода. | 2 | 3 | 5 | |
9. | Принципат Августа. | 2 | 2 | 4 | 8 |
10. | Ранняя Римская империя в I-II вв. | 2 | 2 | 4 | 8 |
11. | Кризис Римской империи. Культура ранней Римской империи. | 4 | 4 | 8 | |
12. | Империя в период домината. | 2 | 2 | 4 | 8 |
13. | Падение Западной Римской империи. | 2 | 4 | 6 | |
14. | Итого | 32 | 16 | 50 | 98 |
4. Список источников и литературы по дисциплине
Основные источники и литература:
Источники и воспоминания
Хрестоматия по истории древнего мира./ Под ред. В.В.Струве. – М.,1951.
Хрестоматия по истории древнего мира./ Под ред. В.Г.Боруховича и В.И.Кузищина. – Саратов, 1989.
Хрестоматия по истории Древней Греции./ Под ред. Д.П.Каллистова. – М., 1964.
Хрестоматия по истории древнего Рима./ Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1987.
Хрестоматия по истории древнего Рима. / Под ред. С.Л.Утченко.- М., 1962.
Учебная и обобщающая литература:
Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник. - М.,1994.
Античное общество и государство. - Л.,1988.
Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и античность. - М.,1976.
Богомолов А.С. Античная философия.. – М., 1985.
Ботвинник М.Н.Жизнеописания знаменитых греков и римлян. - М..1987.
Вардиман Е. Женщина в древнем мире. - М..1990.
Введение в специальные исторические дисциплины. - М., 1990.
Власть, человек, общество в античном мире. – М.,1997.
Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима.- М.,1988.
Всемирная история. - М.,1956, тт.1-2.
Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. В 2-х томах. Донецк,1997.
Древние цивилизации. /Под ред. Г.М.Бонгард-Левина.- М.,1989.
Женщина в античном мире. - М., 1995.
Историография античной истории. /Под ред. В.И.Кузищина.-М., 1980.
История древнего мира. /Под ред.И.М.Дьяконова. - М.,1989.
История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. - М.,1992. - Т. 1.
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. – СПб., 1998.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.
Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. –М., 1996.
Немировский А.И. Античность : история и культура. В 2-х томах. – М.,1994.
Словарь античности. – М., 1993.
Торговец и торговля в античном мире. – М., 1997.
Человек античности. Идеалы и реальность. – М.,1992.
Человек и общество в античном мире. – М.,1998.
Научная историческая литература:
ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Андреев Ю.В. Раннегреческий полис.- Л.,1976.
Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. – Л., 1989.
Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. - СПб., 1998.
Античная Греция. – М., 1983. Т.1, 2.
Васильева Т.В. Афинская школа философии: философский язык Платона и Аристотеля. – М., 1985.
Бартонек А. Златообильные Микены. – М., 1991.
Блаватская Т.В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н.э. – М., 1966.
Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячеления до новой эры и его куцльтура. – М., 1976.
Боннар А. Греческая цивилизация. – М.,1995.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. - М., 1998.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – СПб.,1995.
Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин 1У в. до н.э. – Л., 1975.
Доватур А.И. Рабство в Аттике в У1- У вв.до н.э. – Л., 1980.
Доватур А.И. Феогнид и его время. – Л.,1989.
Древняя Греция./ Под ред. В.В.Струве, П.Д. Каллистова.- М., 1956.
Дюрант В. Жизнь Греции. – М., 1997.
Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в У1 в.до н.э. – М., 1964.
История Древней Греции. / Под ред. В.И. Кузищина. – М.,2000.
Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. – М., 1979.
Левек П. Эллиниститческий мир. – М., 1989.
Ленцман Я.А. Рабство в Микенской и гомеровской Греции. – М.,1963.
Лурье С.Я. Язык и культура Микенской Греции. – М., 1957.
Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. – М.-Л., 1947.
Маринович Л.П. Греческое наемничество 1У в. до н.э. и кризис полиса. –М., 1975.
Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. – М., 1962.
Радциг С.И История древнегреческой литературы. – М., 1977.
Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. – М.,Л., 1950.
Сергеев В.С. История Древней Греции. – М.,1963.
Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М., 1957.
Соловьева С.С. Раннегреческая тирания. – М.,1964.
Шахермайр Ф. Александр Македонский. – М., 1984.
Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. – Л., 1991.
Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. – СПб, 1999.
Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. – Л., 1988.
Эллинизм : Восток и Запад./ Под ред.Е.С.Голубцовой. –М.,1992.
Эллинизм: экономика, политика, культура. – М.,1990.
Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.
Яйленко В.П. Греческая колонизация У11-111 вв. до н.э. – М., 1982.
ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА.
Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. – М., 1981.
Буасье Г. Цицерон и его друзья. – М.,1915.
Дуров В.С. Юлий Цезарь. Человек и писатель. – Л.,1990.
Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблема рождения и формирования принципата. – Л., 1985.
Ельницкий Л.А. Возникновение и развитие рабства в Риме VIII-III вв. до н.э. – М., 1965.
История Древнего Рима./ Под ред. В.И.Кузищина.- М.,2001.
Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. -М., 1964.
Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. – М., 1984.
Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. – М., 1990.
Кузищин В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии ( II вв. до н.э.- I в.до н.э.).- М., 1976.
Кузищин В.И. Очерки по истории земледелия Италии II в.до н.э. – М.,1966.
Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – М., 1973.
Культура Древнего Рима. / Отв.ред. Е.С.Голубцова. – М., 1985. Т.1,2.
Кучеренко Л.П. Сословная борьба патрициев и плебеев в древнем Риме. – Сыктывкар., 1990.
Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М., 1956.
Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность.-М.-Л., 1949.
Маяк И.Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. – М., 1983.
Моммзен Т. История Рима. – М., 1936-1941, 1949. Т.I-III,V.
Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Возникновение рклассового общества и государства. – Воронеж., 1962.
Парфенов В.Н. Рим от Цезаря до Августа. Очерки социально-политической истории. – Саратов, 1987.
Портнягина И.П. Сенат и сенаторское сословие в эпоху раннего принципата. Уч.пособие. – Калинин, 1989.
Свенцицкая И.С. Раннее христианство : страницы истории. – М., 1987.
Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима (очерки быта). – Л., 1964.
Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. – М.-Л., 1958.
Сергеенко М.Е. Ремесленники Древнего Рима. – Л., 1968.
Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. – М., 1965.
Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима III-I вв. до н.э.- М., 1977.
Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М.,1973.
Утченко С.Л. Юлий Цезарь. – М., 1976.
Ученые земледельцы древней Италии. – Л., 1970.
Штаерман Е.М. Дрений Рим : проблемы экономического развития. – М.,1978.
Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. – М., 1957.
Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике.- М., 1964.
Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987.
Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). – М., 1974.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Предмет изучения и периодизация истории древней Греции.
Основные источники по истории древней Греции.
Крито – Микенская эпоха: история и культура.
Великие археологические открытия конца 19 – начала 20 вв. и их значение для развития науки об античности.
Гомеровский вопрос: его возникновение, развитие и современное состояние.
Греция XI-IX в.в. до н.э.: экономика, социальный и политический строй.
Великая греческая колонизация в VIII-VI в.в. до н.э.: причины,характер, основные направления.
Греческий полис как тип экономической, социальной и политической организации.
Причины, ход и результаты реформ Солона.
Режим Писистрата в Афинах и роль тирании в развитии архаической Греции.
Реформы Клисфена как этап демократизации государственного строя Афин.
Развитие демократии в Афинах при Перикле.
Древняя Спарта.
Греко-персидские войны и их историческое значение.
Экономика Греции классического периода: рабство и его источники, свободный труд, торговля и финансы.
Пелопонесская война: причины, поводы, основные события и результаты.
Политическая история Греции IV в. до н.э. в период гегемонии Спарты.
Кризис греческого полиса в IV в. до н.э. в социально-экономической области и его отражение в политической и идеологической жизни Греции.
Македония IV в. до н.э. и реформы Филиппа II. Борьба Филиппа за гегемонию Греции и Коринфский конгресс 338-337 г.г.до н.э..
Александр Македонский, его походы и образование греко-македонской державы.
Основные аспекты древнегреческой культуры: условия развития, периодизация, всемирно-историческое значение. Греческая мифология и религия.
Греческое изобразительное искусство и архитектура.
Древнегреческая литература и театр.
Греческая философия. Развитие научных знаний. Историография.
Сущность и особенности эллинизма.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
Предмет изучения, периодизация истории древнего Рима. Место и значение римской истории во всемирно-историческом процессе.
Основные источники по истории древнего Рима.
Возникновение Рима. Царский период истории Рима. Реформы Сервия Туллия.
Рим в эпоху ранней республики V-III в.в. до н.э.. Социально-экономическое развитие, государственное устройство.
Завоевание Римом Италии. Образование римско-италийского союза в III в. до н.э., его особенности.
Борьба Рима с Карфагеном за преобладание в Западном Средиземноморье.
Экспансия Рима в Восточном Средиземноморье.Образование Римской державы.
Социально- экономическое развитие Рима и Италии во 2-1 в.в. до н . э . ( источники, предпосылки).
Классическое рабство в Риме, его характеристика.
Борьба патрициев и плебеев, причины, основные этапы, итоги.
Обострение классовой и социальной борьбы в Риме во 2 половине 2 в. до н.э. Политическая деятельность братьев Гракхов.
Военно - политические реформы Гая Мария. Обострение социально- политических противоречий в Риме на рубеже 2-1 в.в. до н.э.Борьба оптиматов и популяров.
Гражданская война в Риме в 80-е г.г. до н.э.. Диктатура Суллы.
Движение рабов в Риме. Восстание под предводительством Спартака.
Первый триумвират. Деятельность Юлия Цезаря.
Гражданские войны 40-30хгг 1 в.до н.э. Падение республиканского Рима.
Приципат Октавиана Августа.
Развитие принципата в период правления династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев, деспотические тенденции.
«Золотой век» Римской империи.
Диоклетиан и создание системы домината.
Происхождение христианства и его ранняя история.
Развитие колоната в Римской империи.
Падение Западной Римской империи.
Кризис римского рабовладельческого общества и государства в III веке н.э.
. Основные аспекты культуры древнего Рима, высшие достижения.
Похожие документы:
Рабочей программы учебной дисциплины история искусств Уровень основной образовательной программы (1)
ДокументЦелями освоения дисциплины являются: ознакомление с сущностью произведений мирового искусства, с закономерностями возникновения и развития национальных и мировых стилей и художественных направлений, влиянием искусства на другие сферыРабочая программа учебной дисциплины история государства и права зарубежных стран
Рабочая программаИстория государства и права зарубежных стран – обязательная юридической дисциплина на юридических факультетах и в юридических вузах, изучаемая в ряду других фундаментальных общих юридических дисциплин (теории государства и права,Рабочая программа учебной дисциплины «История мировой культуры» Специальность
Рабочая программаСоставлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность
Рабочая программаФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им.Рабочая программа учебной дисциплины «История» Направление подготовки (1)
Рабочая программаФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им.