Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образован...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Конституцией Российская Федерация является правовым и социальным государством. Однако на территории нашего Края проживает значительн...полностью>>
'Документ'
Итак, ваш ребенок скоро пойдет в школу. Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребе...полностью>>
'Анкета'
в рамках контроля и мониторинга исполнения мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставлени...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины «История Древней Греции», «История Древнего Рима» По подготовке

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Историко-филологический факультет

Кафедра истории

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан историко-филологического факультета,

доцент Е.А. Калашникова

« » марта 2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История Древней Греции», «История Древнего Рима»

По подготовке – специалиста (учителя истории)

По направлению (специальности) – 032600–история

курс – I, семестры – 2-й

Нормативная трудоемкость дисциплины

Семестр

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации (зач., экз.)

Всего часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа студентов

2-й

192

64

32

96

экзамен

Петрозаводск, 2008

Рабочая программа составлена на основании примерной программы курса «История Древней Греции и Древнего Рима», разработанной в МГПУ под редакцией Г.Т.Залюбовиной и З.В.Сердитых.- Всеобщая история: Сб. типовых программ для пед. высш. учеб. заведений: В 2 ч.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.; Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) – 032600–история.

Разработчик программы – старший преподаватель Т.Б. Егорова

3 марта 2008 г.

(Т.Б. Егорова)

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории, протокол № от марта 2008 г.

Заведующий кафедрой истории,

кандидат исторических наук, доцент

« » марта 2008 г.

(Г.В. Чумаков)

Настоящая программа не может быть использована

другими вузами или подразделениями университета

без разрешения разработчика программы.

  1. Внешние требования (Требования ГОС)

Шифр

дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Часы

ДПП.

Ф. 01

Древняя Греция. Особенности природных условий и населения древней Эллады. Ахейская культура и «гомеровская» Греция. Становление греческих городов-государств. Греческая колонизация и специфика древнегреческого полиса. Специфика рабства в Афинах и Спарте. Расцвет афинской демократии, её институты и особенности. Возвышение Македонии. Особенности эллинизма и сущность эллинистического периода в истории античной цивилизации. Формирование понятия античной культуры. Мифология, религия и культура древней Эллады.

Древний Рим. Древнейшее население Апеннинского полуострова. Основание Рима и его борьба за гегемонию в Италии. Этнические процессы и формирование римского рабовладельческого государства, латинской культуры. Политические институты в Риме. Социальная структура римского общества. Типы рабовладельческого хозяйства и особенности рабства в Риме. Развитие экономики и роль свободного труда. Гражданские войны и переход к монархической форме правления. Принципат и доминат. Раннее христианство и его особенности. Развитие римской культуры как заключительный этап формирования античной культуры.

192

2. Цели и задачи преподавания дисциплины

Программа по истории Древней Греции и Рима имеет целью дать студентам целостное представление о становлении первых цивилизаций в античном Средиземноморье, показать единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, раскрыть действие общих закономерностей исторического развития, проанализировать научные концепции как по общим проблемам истории древнего мира, так и по отдельным, наиболее важным вопросам истории античности.

С учетом того, что история античности изучается на первом курсе, когда студенты недостаточно хорошо знакомы с основными положениями и закономерностями исторической науки, в программу заложен принцип формирования понятийного аппарата. Особое внимание в программе уделяется центральным вопросам фундаментальной подготовки студентов, таким как типология государств, роль общины в социальной и государственной структуре античных обществ, особенности рабства. Основное внимание сосредоточено на темах, связанных с концепцией полиса, его сущностью, этапами развития.

Программа учитывает современные требования к качественной подготовке учителя и к преподаванию самого предмета в школах разного типа. Поэтому программа включает не только теоретические проблемы и фактическую историю античности, без которых не может быть фундаментальных исторических знаний, но также и вопросы культуры и идеологии античного общества, формы жизни, семьи, быта, знание которых обогатит и самого будущего учителя, даст материал для школьных факультативов по истории.

2.1 Цели:

1. Воссоздать на доступном для студентов уровне событийную историю;

2. Ознакомить учащихся с понятийным аппаратом научного исторического знания;

3. Сформировать у них достаточно ясное представление о существенных аспектах рабовладельческих отношений в разных регионах мира на этапе их складывания, расцвета и разложения;

4. Вырабатывать навыки научного анализа и индивидуальной работы

5. Пробудить в них интерес к мировоззренчески значимым аспектам истории европейской цивилизации;

6. Развивать творческое мышление учащихся.

Курс «История Древней Греции и Древнего Рима» – составная часть базового курса истории древнего мира на историческом отделении историко-филологического факультета. Главным содержанием курса истории в обозначенный период являются кардинальные изменения социально-экономического, политического и культурного характера, происходившие в европейских странах. Данная программа охватывает исторические процессы в период с III тыс.до н.э. по 476 год. Программа написана в проблемно-хронологическом плане. Используется традиционная для отечественной историографии периодизация.

2.2 Задачи:

В результате изучения курса студент должен знать:

  • базовый материал учебной дисциплины (понятия, имена, даты) за указанный период;

  • причины, периодизацию и значение исторических процессов и потрясений, происходивших в указанный период в европейских странах;

  • специфику и периодизацию истории развития Древней Греции и Древнего Рима;

  • основные направления политического, социально-экономического, идеологического и культурного развития Древней Греции и Древнего Рима в указанный период;

  • общие и особенные черты в процессе изменения социальной структуры античных обществ;

  • развитие общественной мысли, характер, цели, содержание и особенности деятельности различных общественных сил на всех этапах развития;

  • причины возникновения и сущность религиозных воззрений, характерных для античных государств;

  • зарождение и развитие христианской идеологии, её основные направления, организационную структуру.

В результате изучения курса студент должен уметь:

  • характеризовать и оценивать деятельность субъектов античной истории;

  • давать оценку основным историографическим проблемам изучаемого курса;

  • отбирать, анализировать и объективно интерпретировать материал для семинарских занятий, научно-исследовательской, образовательной и культурно-просветительской деятельности.

В результате изучения курса студент должен владеть:

  • знаниями теории и методов исторических исследований;

  • способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию по античной истории.

Проблемный принцип выстраивания учебного курса позволяет формулировать общую задачу изучения истории античности как задачу сопоставительного прослеживания вместе со студентами вариантов социального, аграрного, политического и общественного развития античных государств

Одной из основных задач изучения истории является достижение понимания общего и особенного, формирование умения вычленять главное и второстепенное при запоминании основных идей и заключений, существующих в историографии, умения прослеживать сквозных линий в развитии того или иного государства или сообщества стран в целом.

3. Содержание и структура дисциплины

3.1 Сводные данные об учебной дисциплине

Тематический план учебного курса «История Древней Греции»

п/п

Наименование темы (раздела)

Лекции (час.)

Семинары (час.)

Самостоятельная работа студентов (час.)

ВСЕГО

(час)

1.

Введение в курс.

Источники, историография.

4

3

7

2.

Крит и Ахейская Греция в III-II тыс.до н.э.

4

4

8

3.

Греция в Х1- 1Х вв.до н.э. Гомеровский период.

2

2

4

8

4.

Архаическая Греция.Социально-экономическое развитие. Великая греческая колонизация.

2

2

3

7

5.

Спарта в VIII-VI вв. до н.э.

2

2

3

7

6.

Аттика вVIII-VI вв.до н.э.

2

2

3

7

7.

Греческий полис как социально-политический организм. Культура архаического периода.

2

4

6

8.

Классическая Греция (18ч).

Греко-персидские войны.

2

4

6

9.

Социально-экономическое развитие Греции в V-IV вв. до н.э.

2

2

3

7

10.

Афины в V в. до н.э.: расцвет рабовладельческой демократии.

2

2

3

7

11.

Пелопонесская война.

2

3

5

12.

Кризис полисной системы.

2

2

2

6

13.

Культура Греции классического периода.

2

4

6

14.

Период эллинизма.

2

2

3

7

ИТОГО 32 16 46 94

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА (48 час)

3.1 Сводные данные об учебной дисциплине

Тематический план учебного курса «История Древнего Рима»

п/п

Наименование темы (раздела)

Лекции (час.)

Семинары (час.)

Самостоятельная работа студентов (час.)

ВСЕГО (час)

1.

Введение.

Источники, историография.

2

3

.

5

2.

Ранний Рим и Италия.

Царский период истории Рима.

2

4

6

3.

Рим и Италия в V-III вв. до н.э.Социально-экономическое и политическое развитие.

2

2

4

8

4.

Создание Римской средиземноморской державы.

4

4

8

5.

Социально-экономическое развитие Рима во II-I вв. до н.э.

2

2

4

8

6.

Классовая и социальная борьба в Римской республике во II-I вв. до н.э.

4

2

4

10

7.

Кризис и падение Римской республики.

4

2

4

10

8.

Римско-италийская культура республиканского периода.

2

3

5

9.

Принципат Августа.

2

2

4

8

10.

Ранняя Римская империя в I-II вв.

2

2

4

8

11.

Кризис Римской империи.

Культура ранней Римской империи.

4

4

8

12.

Империя в период домината.

2

2

4

8

13.

Падение Западной Римской империи.

2

4

6

14.

Итого

32

16

50

98

4. Список источников и литературы по дисциплине

Основные источники и литература:

Источники и воспоминания

  1. Хрестоматия по истории древнего мира./ Под ред. В.В.Струве. – М.,1951.

  2. Хрестоматия по истории древнего мира./ Под ред. В.Г.Боруховича и В.И.Кузищина. – Саратов, 1989.

  3. Хрестоматия по истории Древней Греции./ Под ред. Д.П.Каллистова. – М., 1964.

  4. Хрестоматия по истории древнего Рима./ Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1987.

  5. Хрестоматия по истории древнего Рима. / Под ред. С.Л.Утченко.- М., 1962.

Учебная и обобщающая литература:

  1. Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник. - М.,1994.

  2. Античное общество и государство. - Л.,1988.

  3. Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и античность. - М.,1976.

  4. Богомолов А.С. Античная философия.. – М., 1985.

  5. Ботвинник М.Н.Жизнеописания знаменитых греков и римлян. - М..1987.

  6. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. - М..1990.

  7. Введение в специальные исторические дисциплины. - М., 1990.

  8. Власть, человек, общество в античном мире. – М.,1997.

  9. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима.- М.,1988.

  10. Всемирная история. - М.,1956, тт.1-2.

  11. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. В 2-х томах. Донецк,1997.

  12. Древние цивилизации. /Под ред. Г.М.Бонгард-Левина.- М.,1989.

  13. Женщина в античном мире. - М., 1995.

  14. Историография античной истории. /Под ред. В.И.Кузищина.-М., 1980.

  15. История древнего мира. /Под ред.И.М.Дьяконова. - М.,1989.

  16. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. - М.,1992. - Т. 1.

  17. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. – СПб., 1998.

  18. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.

  19. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. –М., 1996.

  20. Немировский А.И. Античность : история и культура. В 2-х томах. – М.,1994.

  21. Словарь античности. – М., 1993.

  22. Торговец и торговля в античном мире. – М., 1997.

  23. Человек античности. Идеалы и реальность. – М.,1992.

  24. Человек и общество в античном мире. – М.,1998.

Научная историческая литература:

ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

  1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис.- Л.,1976.

  2. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. – Л., 1989.

  3. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. - СПб., 1998.

  4. Античная Греция. – М., 1983. Т.1, 2.

  5. Васильева Т.В. Афинская школа философии: философский язык Платона и Аристотеля. – М., 1985.

  6. Бартонек А. Златообильные Микены. – М., 1991.

  7. Блаватская Т.В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н.э. – М., 1966.

  8. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячеления до новой эры и его куцльтура. – М., 1976.

  9. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.,1995.

  10. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. - М., 1998.

  11. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – СПб.,1995.

  12. Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин 1У в. до н.э. – Л., 1975.

  13. Доватур А.И. Рабство в Аттике в У1- У вв.до н.э. – Л., 1980.

  14. Доватур А.И. Феогнид и его время. – Л.,1989.

  15. Древняя Греция./ Под ред. В.В.Струве, П.Д. Каллистова.- М., 1956.

  16. Дюрант В. Жизнь Греции. – М., 1997.

  17. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в У1 в.до н.э. – М., 1964.

  18. История Древней Греции. / Под ред. В.И. Кузищина. – М.,2000.

  19. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. – М., 1979.

  20. Левек П. Эллиниститческий мир. – М., 1989.

  21. Ленцман Я.А. Рабство в Микенской и гомеровской Греции. – М.,1963.

  22. Лурье С.Я. Язык и культура Микенской Греции. – М., 1957.

  23. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. – М.-Л., 1947.

  24. Маринович Л.П. Греческое наемничество 1У в. до н.э. и кризис полиса. –М., 1975.

  25. Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. – М., 1962.

  26. Радциг С.И История древнегреческой литературы. – М., 1977.

  27. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. – М.,Л., 1950.

  28. Сергеев В.С. История Древней Греции. – М.,1963.

  29. Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М., 1957.

  30. Соловьева С.С. Раннегреческая тирания. – М.,1964.

  31. Шахермайр Ф. Александр Македонский. – М., 1984.

  32. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. – Л., 1991.

  33. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. – СПб, 1999.

  34. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. – Л., 1988.

  35. Эллинизм : Восток и Запад./ Под ред.Е.С.Голубцовой. –М.,1992.

  36. Эллинизм: экономика, политика, культура. – М.,1990.

  37. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.

  38. Яйленко В.П. Греческая колонизация У11-111 вв. до н.э. – М., 1982.

ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА.

  1. Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. – М., 1981.

  2. Буасье Г. Цицерон и его друзья. – М.,1915.

  3. Дуров В.С. Юлий Цезарь. Человек и писатель. – Л.,1990.

  4. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблема рождения и формирования принципата. – Л., 1985.

  5. Ельницкий Л.А. Возникновение и развитие рабства в Риме VIII-III вв. до н.э. – М., 1965.

  6. История Древнего Рима./ Под ред. В.И.Кузищина.- М.,2001.

  7. Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. -М., 1964.

  8. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. – М., 1984.

  9. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. – М., 1990.

  10. Кузищин В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии ( II вв. до н.э.- I в.до н.э.).- М., 1976.

  11. Кузищин В.И. Очерки по истории земледелия Италии II в.до н.э. – М.,1966.

  12. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – М., 1973.

  13. Культура Древнего Рима. / Отв.ред. Е.С.Голубцова. – М., 1985. Т.1,2.

  14. Кучеренко Л.П. Сословная борьба патрициев и плебеев в древнем Риме. – Сыктывкар., 1990.

  15. Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М., 1956.

  16. Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность.-М.-Л., 1949.

  17. Маяк И.Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. – М., 1983.

  18. Моммзен Т. История Рима. – М., 1936-1941, 1949. Т.I-III,V.

  19. Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Возникновение рклассового общества и государства. – Воронеж., 1962.

  20. Парфенов В.Н. Рим от Цезаря до Августа. Очерки социально-политической истории. – Саратов, 1987.

  21. Портнягина И.П. Сенат и сенаторское сословие в эпоху раннего принципата. Уч.пособие. – Калинин, 1989.

  22. Свенцицкая И.С. Раннее христианство : страницы истории. – М., 1987.

  23. Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима (очерки быта). – Л., 1964.

  24. Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. – М.-Л., 1958.

  25. Сергеенко М.Е. Ремесленники Древнего Рима. – Л., 1968.

  26. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. – М., 1965.

  27. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима III-I вв. до н.э.- М., 1977.

  28. Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М.,1973.

  29. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. – М., 1976.

  30. Ученые земледельцы древней Италии. – Л., 1970.

  31. Штаерман Е.М. Дрений Рим : проблемы экономического развития. – М.,1978.

  32. Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. – М., 1957.

  33. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике.- М., 1964.

  34. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987.

  35. Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). – М., 1974.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

  1. Предмет изучения и периодизация истории древней Греции.

  2. Основные источники по истории древней Греции.

  3. Крито – Микенская эпоха: история и культура.

  4. Великие археологические открытия конца 19 – начала 20 вв. и их значение для развития науки об античности.

  5. Гомеровский вопрос: его возникновение, развитие и современное состояние.

  6. Греция XI-IX в.в. до н.э.: экономика, социальный и политический строй.

  7. Великая греческая колонизация в VIII-VI в.в. до н.э.: причины,характер, основные направления.

  8. Греческий полис как тип экономической, социальной и политической организации.

  9. Причины, ход и результаты реформ Солона.

  10. Режим Писистрата в Афинах и роль тирании в развитии архаической Греции.

  11. Реформы Клисфена как этап демократизации государственного строя Афин.

  12. Развитие демократии в Афинах при Перикле.

  13. Древняя Спарта.

  14. Греко-персидские войны и их историческое значение.

  15. Экономика Греции классического периода: рабство и его источники, свободный труд, торговля и финансы.

  16. Пелопонесская война: причины, поводы, основные события и результаты.

  17. Политическая история Греции IV в. до н.э. в период гегемонии Спарты.

  18. Кризис греческого полиса в IV в. до н.э. в социально-экономической области и его отражение в политической и идеологической жизни Греции.

  19. Македония IV в. до н.э. и реформы Филиппа II. Борьба Филиппа за гегемонию Греции и Коринфский конгресс 338-337 г.г.до н.э..

  20. Александр Македонский, его походы и образование греко-македонской державы.

  21. Основные аспекты древнегреческой культуры: условия развития, периодизация, всемирно-историческое значение. Греческая мифология и религия.

  22. Греческое изобразительное искусство и архитектура.

  23. Древнегреческая литература и театр.

  24. Греческая философия. Развитие научных знаний. Историография.

  25. Сущность и особенности эллинизма.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА

  1. Предмет изучения, периодизация истории древнего Рима. Место и значение римской истории во всемирно-историческом процессе.

  2. Основные источники по истории древнего Рима.

  3. Возникновение Рима. Царский период истории Рима. Реформы Сервия Туллия.

  4. Рим в эпоху ранней республики V-III в.в. до н.э.. Социально-экономическое развитие, государственное устройство.

  5. Завоевание Римом Италии. Образование римско-италийского союза в III в. до н.э., его особенности.

  6. Борьба Рима с Карфагеном за преобладание в Западном Средиземноморье.

  7. Экспансия Рима в Восточном Средиземноморье.Образование Римской державы.

  8. Социально- экономическое развитие Рима и Италии во 2-1 в.в. до н . э . ( источники, предпосылки).

  9. Классическое рабство в Риме, его характеристика.

  10. Борьба патрициев и плебеев, причины, основные этапы, итоги.

  11. Обострение классовой и социальной борьбы в Риме во 2 половине 2 в. до н.э. Политическая деятельность братьев Гракхов.

  12. Военно - политические реформы Гая Мария. Обострение социально- политических противоречий в Риме на рубеже 2-1 в.в. до н.э.Борьба оптиматов и популяров.

  13. Гражданская война в Риме в 80-е г.г. до н.э.. Диктатура Суллы.

  14. Движение рабов в Риме. Восстание под предводительством Спартака.

  15. Первый триумвират. Деятельность Юлия Цезаря.

  16. Гражданские войны 40-30хгг 1 в.до н.э. Падение республиканского Рима.

  17. Приципат Октавиана Августа.

  18. Развитие принципата в период правления династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев, деспотические тенденции.

  19. «Золотой век» Римской империи.

  20. Диоклетиан и создание системы домината.

  21. Происхождение христианства и его ранняя история.

  22. Развитие колоната в Римской империи.

  23. Падение Западной Римской империи.

  24. Кризис римского рабовладельческого общества и государства в III веке н.э.

  25. . Основные аспекты культуры древнего Рима, высшие достижения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочей программы учебной дисциплины история искусств Уровень основной образовательной программы (1)

    Документ
    Целями освоения дисциплины являются: ознакомление с сущностью произведений мирового искусства, с закономерностями возникновения и развития национальных и мировых стилей и художественных направлений, влиянием искусства на другие сферы
  2. Рабочая программа учебной дисциплины история государства и права зарубежных стран

    Рабочая программа
    История государства и права зарубежных стран – обязательная юридической дисциплина на юридических факультетах и в юридических вузах, изучаемая в ряду других фундаментальных общих юридических дисциплин (теории государства и права,
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «История мировой культуры» Специальность

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
  4. Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность

    Рабочая программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «История» Направление подготовки (1)

    Рабочая программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им.

Другие похожие документы..