Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Календарно-тематический план'
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. Федосеев А. А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новац...полностью>>
'Документ'
14 травня 2010 р. в Калинівці вдруге пройшла акція «Творець, природа, людина». Мешканці нашого селища в 2008 році звернулися по допомогу до Голови Ук...полностью>>
'Программа'
«Об итогах работы Министерства труда и социального развития Ульяновской области и Департамента занятости населения Ульяновской области в 2011 году и ...полностью>>
'Курсовой проект'
В 1996 г. в России отметили 150 лет с начала массового строительства вагонов магистрального транспорта. Вагоны строили на Александровском за­воде в П...полностью>>

Методические рекомендации по проведению первого урока 2007-08 учебного года «урок чтения. 860-летие москвы»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРВОГО УРОКА 2007-08 УЧЕБНОГО ГОДА

«УРОК ЧТЕНИЯ. 860-ЛЕТИЕ МОСКВЫ»

МОСКВА

2007 г.

Авторы-составители – С.И. Козленко, А. Л. Семенов, Н. Б. Тралкова,
Т. А. Фиалкова

Под общей редакцией А. Л. Семенова

(при подготовке справочных материалов использовался официальный сервер Правительства Москвы)

Вопросы и предложения просим направлять по адресу:

1urok2007@mioo.ru

Предисловие. К учителю

Дорогие учителя!

Первый урок в День Знаний – особый жанр в образовательном процессе. Он задает тон, настроение для всего года. Такова традиция московских школ.

Также традицией является и интегративность нашего первого урока, объединяющего разные школьные предметы. Сейчас, однако, интегративность намного более явно выражена и новом Московском базисном учебном плане.

Наконец, тема Москвы и литературы также традиционна для первого урока. "В День 860-летия города москвичи и гости столицы услышат в метро стихотворения Василия Лебедева-Кумача "Москва", Евгения Долматовского "Ленинские горы", отрывок из поэмы Александра Пушкина "Евгений Онегин" - "Москва ... как много в этом звуке для сердца русского слилось!", песни: "Дорогая моя столица", "Москва майская", "Я шагаю по Москве" и "Дорогие мои москвичи", пишет "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу Московского метро.

В этом году при проведении Первого урока мы рекомендуем в намного большей степени полагаться на использование средств информационных и коммуникационных технологий, в частности, Интернета. Действительно, благодаря мерам Департамента образования, Правительства Москвы, Приоритетного национального проекта «Образование» сегодня почти во всех московских школах есть надежный Интернет. А если где-то его скорости или иных возможностей не хватает, то Первый урок – хороший повод задуматься на эту тему. Применение ИКТ также является «сквозной темой» Московского базисного учебного плана. Вероятно, многие из Вас уже активно используют ИКТ в своей деятельности. Тем не менее, обратим Ваше внимание на некоторые обстоятельства:

  • Надежнее все же, не искать всю информацию в Интернете по ходу уроку, а заранее «скачать» то, что Вам заведомо понадобится, на свой компьютер

  • Всегда заботьтесь о грамотном цитировании авторов и координат сайтов.

Интернету в нашем пособии посвящена отдельная глава в Приложении.

Еще одной традицией московской системы образования является участие Мэра Москвы Ю. М. Лужкова, избранного в преддверии нового учебного года на новый срок, в Первом уроке. В московских школах есть книга Лужкова «Мы дети твои, Москва». В тексте данного методического пособия мы даем Интернет-ссылки на важные для этого урока произведения Ю. М. Лужкова из его «Избранного». Мы надеемся, также, что в вашей школе есть достаточное количество экземпляров энциклопедии «Москва».

Желаем вам интересного первого урока, успешной и увлекательной работы в наступающем учебном году.

Председатель Городского методического совета,

Ректор МИОО,

Член-корреспондент РАО

А. Л. Семенов

Содержание

Предисловие. К учителю 3

Вступление 9

Принципы организации урока 12

Общая часть сценария урока 14

О форме проведения занятия 15

Вариативное содержание урока в основной и старшей школе 15

Занятие в начальной школе 21

Урок для учащихся 1-го класса 21

Урок для учащихся 2-го класса 25

Урок для учащихся 2-го и 3-го классов 27

Урок для учащихся 3-го и 4-го классов 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Современная Москва 33

1. Общие сведения 33

2. Московские власти 33

3. Экономика, строительство, промышленность 36

4. Бюджет города на 2007 год 37

5. Занятость населения 37

6. Городское хозяйство 37

7. Торговля, рынки, общественное питание, бытовое обслуживание 38

8. Транспорт 38

9. Культура 39

10. Спорт 39

11. Образование, детские учреждения 40

12. Здравоохранение 40

13. Зарубежные связи 41

14. Городские средства массовой информации 42

15. Религиозные организации, вероисповедание 42

Национальный состав населения Москвы по переписи 2002 г. 44

Символика Москвы 48

Знамя города Москвы 48

Герб города Москвы 49

Флаг города Москвы 50

Гимн города Москвы 51

Звание «Почетный гражданин города Москвы» 52

Знаменательные даты в истории города Москвы 58

Концепция Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года 60

Правительство Москвы о «Годе Ребенка» 66

Материал для обсуждения. Структура стратегии Правительства Москвы в сфере детства до 2017 года «Московские дети» 91

Изобретение книги 97

Поиск в Интернете 99

Тексты. Проза 102

Ю. М Лужков 102

Н.М.Загоскин 115

Н.М.Карамзин 116

М.Ю.Лермонтов 116

Г.Н. Владимов 119

Тексты. Поэзия 120

Александр Полежаев 120

Александр Пушкин 121

Николай Языков 123

Михаил Лермонтов 124

Федор Глинка 124

Каролина Павлова 126

Михаил Дмитриев 127

Аполлон Майков 129

Николай Некрасов 130

XX - XXI век  133

Аделина Адалис 133

Георгий Адамович 133

Геннадий Айги 133

Михаил Айзенберг 134

Максим Амелин 134

Павел Антокольский 135

Николай Асеев 135

Белла Ахмадулина 136

Анна Ахматова 136

Иван Ахметьев 137

Константин Бальмонт 137

Анна Баркова 138

Агния Барто 138

Андрей Белый 139

Татьяна Бек 140

Александр Блок 140

Сергей Бобров 141

Виктор Боков 142

Иосиф Бродский 142

Валерий Брюсов 143

Евгений Бунимович 143

Иван Бунин 143

Александр Величанский 144

Евгений Винокуров 145

Андрей Вознесенский 145

Игорь Волгин 146

Константин Гадаев 147

Олег Гайнутдинов 147

Сергей Гандлевский 147

Николай Глазков 148

Наталья Горбаневская 148

Александр Городницкий 149

Семен Гринберг 149

Семен Гудзенко 149

Григорий Дашевский 150

Андрей Дмитриев 150

Олег Дмитриев 151

Евгений Евтушенко 152

Николай Заболоцкий 152

Вячеслав Иванов 152

Игорь Северянин 153

Игорь Иртеньев 154

Василий Казин 154

Дмитрий Кедрин 155

Бахыт Кенжеев 156

Тимур Кибиров 156

Семен Кирсанов 157

Павел Коган 157

Наум Коржавин 157

Владимир Корнилов 158

Станислав Красовицкий 158

Виктор Кривулин 159

Юрий Кублановский 159

Михаил Кузмин 159

Михаил Кукин 160

Александр Кушнер 160

Александр Левин 161

Юрий Левитанский 161

Семен Липкин 161

Константин Липскеров 162

Инна Лиснянская 162

Серго Ломинадзе 163

Осип Мандельштам 163

Новелла Матвеева 164

Владимир Маяковский 165

Александр Межиров 165

Юнна Мориц 166

Сергей Наровчатов 166

Всеволод Некрасов 167

Николай Никишин 167

Денис Новиков 168

Булат Окуджава 168

Владимир Орлов 175

Вера Павлова 175

Надежда Павлович 175

София Парнок 176

Борис Пастернак 176

Григорий Петников 178

Дмитрий Александрович Пригов 178

Евгений Рейн 179

Роберт Рождественский 179

Борис Рыжий 179

Рюрик Ивнев 179

Давид Самойлов 180

Генрих Сапгир 182

Ян Сатуновский 182

Ольга Седакова 183

Илья Сельвинский 183

Андрей Сергеев 184

Борис Слуцкий 184

Юрий Смирнов 184

Владимир Соколов 185

Арсений Тарковский 186

Ирина Токмакова 187

Андрей Туркин 188

Дмитрий Усов 188

Иосиф Уткин 189

Алексей Фатьянов 189

Игорь Федоров 190

Велимир Хлебников 190

Владислав Ходасевич 191

Игорь Холин 191

Марина Цветаева 191

Алексей Цветков 193

Олег Чухонцев 193

Варлам Шаламов 193

Александр Шапиро 194

Вадим Шершеневич 194

Геннадий Шпаликов 195

Илья Эренбург 195

Вступление

В наступающем учебном 2007-2008 году во всех школах Москвы тема первого урока 1 сентября – «Урок чтения. 860-летие Москвы».

Каким уроку быть?

Как учителю подготовиться к этому уроку?

Первый урок и другие, следующие за ним, развивающие его подход, могут стать принципиальными в формировании исторического сознания учащихся, основывающегося на восприятии исторического процесса через:

  • историю своего города и, еще ближе – отдельных районов, улиц, домов, семей

  • эмоционально насыщенные литературные произведения, судьбы их героев и авторов.

Первый урок нового, 2007-2008 учебного года, посвящен 860-летию Москвы. При всей условности этой даты (научные исследования позволяют говорить, что Москва значительно старше), она принята как возраст нашей столицы. Века, которые существует Москва, были насыщены различными событиями, в том числе и тяжелыми испытаниями, через которые наш город прошел с честью, став одним из самых крупных и известных мегалополисов мира. Он, приобретая вид огромного, многофункционального агломерата начала XXI века, сохраняет при этом культуру многих веков своего существования, оправдывая давно известное выражение: «Москвы – древняя и вечно молодая».

Москва вошла в историю как древний город с богатым культурным наследием и добрыми традициями, как центр политической, экономической и культурной жизни России. Наша Москва – один из крупнейших городов мира, гордость России.

Здесь все нам дорого: холмы и низины, парки и извивы Москвы-реки, шпили зданий и блеск куполов, лица родных и гостей, праздничная суета и деловитость будней. Это наш город, и у него своя душа. Словно годовые кольца на срезе многовекового дерева, на карте Москвы ее прошлое, настоящее, будущее – и вечное. Город хранит тайну своего обаяния и доверяет тем, кто умеет читать его «каменную книгу».

Нет случайных совпадений: юбилей города мы отмечаем в Год чтения, ведь именно в Москве Иван Федоров выпустил первую печатную книгу. Чтение как вид интеллектуальной деятельности не потеряло своей ценности и сегодня. В парадигме «массовая культура – истинное духовное наследие» современный человек может разобраться, только обладая читательской культурой, постоянным интересом к книге, русскому языку как национальному феномену. Сегодня понятие «книга» не потеряло своей значимости. Оно приобрело новые измерения. Книга сегодня может быть намного богаче иллюстрирована, главное, однако, не в этом. Книга постепенно становится цифровой, электронной. Сегодня чтение книги с экрана намного менее удобно и полезно для здоровья, чем работа с традиционной, бумажной книгой. Однако в ближайшие годы этой проблемы не будет. При этом цифровая книга будет включать и динамические иллюстрации – видеоклипы и разветвленные ссылки и аудиокомпоненты. Развитие умений читать, понимать, слушать и говорить будет становиться Новой грамотностью, расширяться умениями самостоятельно создавать мультимедийные произведения, выступать, пользуясь экранной поддержкой. Самое главное – как все эти технические новшества направить на то, чтобы человек (в нашем случае – ребенок) думал над книгой и благодаря ей обогащал свой внутренний мир, совершал выбор, не превращался в пассивного зрителя и переключателя телевизионных программ.

«Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе» – утверждает в своей статье «Чтение детей как национальная ценность» зав. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки В.П. Чудинова. Опираясь на исследования и выводы социолога культуры и чтения С.Н.Плотникова, она дифференцирует читателей и нечитателей по сущностным признакам: «Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении».

Исследования ученых, опыт работы с детьми педагогов и библиотекарей позволяют сделать вывод о чтении как фундаментальной составляющей человеческой деятельности, во многом определяющей не только интеллектуальное развитие личности, но и формирующей «духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека».

Чтение неотделимо от письма. Формирование тех навыков, о которых идет речь выше, идет намного успешнее, если оно сопровождается творческим письмом учащихся. Особенно это верно в современный цифровой век, когда легко:

  • найти в Интернете, процитировать, прокомментировать чужую информацию (обязательно сославшись на автора), высказать свое мнение о литературном произведении

  • менять и дорабатывать свой текст

  • разослать свой текст другим для чтения, обсуждения и совместной работы

  • распечатать текст и дать почитать другу, родителям и т. д.

Хороший читатель сегодня – это и активный «писатель».

Наконец, заметим, что чтение – это не только чтение художественной литературы. Сегодня это и чтение газетных сообщений, правительственных документов, статистических таблиц. Мы даем примеры всех этих материалов в приложении к настоящему пособию.

Особое внимание обращаем на документы Правительства Москвы. Мы размещаем в нашем тексте вводную часть программы «Года Ребенка», идущего сейчас, и подготовительные материалы – структуру еще не принятой стратегии Правительства Москвы в сфере детства. Надеемся, что эти материалы станут поводом для серьезных обсуждений в Ваших классах. Возможно, у Ваших учащихся возникнут предложения, которые можно направлять в Московский институт открытого образования по адресу: 1urok2007@.

Единые первые уроки, которыми традиционно в День Знаний открывается учебный год в школах города, в новейшей истории Москвы проводятся с 1996 г. Тогда прошло занятие по теме «Дорогая моя столица». С тех пор к тематике Москвы в ходе первого урока обращались постоянно: прямо (например, в 2003 г. – «Город, в котором мы живем и учимся», в 2006 г. – «К 65-летию Московского сражения») или в контексте урока, выходящего на более широкую тематику (например, в 2005 г. – «Россия – Родина моя»).

В образовательных учреждениях столицы накоплен богатый опыт проведения первого занятия по москвоведческий тематике.

Московская тематика стала составной частью учебного процесса (московский региональный компонент ряда учебных предметов, прежде всего, истории, обществознания, литературы, географии, экологии), внеклассной работы. В части школ в качестве отдельной дисциплины или интегрированного преподается курс москвоведения.

Все вышеназванное говорит о том, что урок, посвященный 860-летию Москвы, является элементом системы патриотического воспитания учащихся, где важным элементом является эмоционально окрашенная, лично мотивированная учебная деятельность.

Большинство учителей московских школ, опираясь на свой опыт проведения занятий, открывающих учебных год, профессионально готовы разработать урок самостоятельно.

Но методические рекомендации всегда полезны даже опытному и знающему педагогу как ориентиры при подготовке собственного варианта урока, они содержат информацию, которую можно использовать при проведении занятия.

Представленные ниже рекомендации построены так, что они:

  1. предлагают целеполагание занятия;

  2. определяют принципы организации урока;

  3. содержат перечень примерных вопросов для раскрытия на занятии с рекомендуемым информационным материалом;

  4. предлагают возможные формы проведения занятия;

  5. содержат приложения, которые могут быть использованы учителем не только для данного урока, но и в дальнейшей учебной и внеурочной работы.

Таким образом, данные материалы напоминают некий «конструктор», на основе которого учитель будет создавать свой урок.

Если же Вам, учитель, нужно не развернутое методическое пособие, а начальный эмоциональный и интеллектуальный импульс, который Вы могли бы превратить в движение души, передаваемое детям, то мы советуем вам прочитать два текста. Один поэтический и один немного длиннее, в прозе. Эти тексты имеются в приложениях:

  • М. Цветаева, Домики старой Москвы

  • Ю. М. Лужков Мистика.

Свои соображения и комментарии можете направлять по адресу: 1urok2007@mioo.ru

Принципы организации урока

1. Основой организации урока должна быть его воспитательная направленность. Занятие должно способствовать решению задач гражданского, патриотического, нравственного воспитания. При любом варианте содержания урока важно, чтобы учащиеся ощущали себя россиянами, москвичами.

Урок является малой частицей работы по формированию у юных москвичей чувства сопричастности к тому, что происходит в Москве. Остаются актуальными слова, сказанные Мэром Ю.М. Лужковым: «Надо, чтобы москвич почувствовал себя хозяином не только собственных комнат. Чтобы понятие «мой дом» не кончалось порогом квартир. И даже дверью подъезда. Чтобы двор, улица, набережная – все вновь стало «своим» как было когда-то. А значит, пробудилось желание обживать городскую среду по собственному разумению». К этому можно добавить не только пространственное «освоение» и «присвоение» города, но и временной, ощущение прошлого и будущего города, как своего прошлого и будущего.

Важно направить внимание школьников на размышления о том, что объединяет нас всех – москвичей, какое место они, учащиеся, как юные москвичи занимают в столице уже сегодня, какие задачи развития города смогут решать в дальнейшем.

Целесообразно найти линии связи рассказа о современной столице, планах ее развития с планируемой работой класса во внеурочной деятельности, с теми делами, которые юные граждане России – школьники-москвичи будут делать в новом учебном году.

Важно опираться на знания, полученные школьниками на уроках литературы, истории, географии, экологии, всех тех предметов, которые имеют в своем содержании московский региональный компонент. Уж тем более, если учащиеся изучали курс москвоведения.

2. Одним из принципов организации урока является его эмоциональное воздействие на школьников. Важна тональность занятия, те эмоции, которые возникнут у школьников. Проведение урока в День Знаний выдвигает требование создания атмосферы праздника для учащихся. Этим, однако, нельзя ограничиться, мы должны поставить перед учащимися учебные и жизненные задачи, обратить внимание на реальные противоречия и нерешенные проблемы.

3. Ключевым является отбор содержания и формы проведения занятия. В условиях значительной вариативности и дифференциации москвоведческой подготовки учащихся важно учитывать:

- проводилось ли преподавание курса москвоведения (как отдельного предмета или интегрировано) в данном классе, в каком объеме и каким образом;

- какая работа москвоведческой тематики была проведена в рамках внеклассной деятельности;

- как проходили первые уроки в данном классе в предыдущие годы;

- какие возможности (наличие соответствующей литературы, наглядного материала, компьютерных технологий, Интернета) есть для проведения занятия;

- какова степень Вашей собственной готовности к уроку.

Все это позволяет и обязывает учителя самостоятельно определять содержание и формы занятий, выбирая из предложенного и (или) предлагая свое.

4. Важным принципом проведения занятия является активность учащихся, при возможности – участие каждого в подготовке и проведении урока.

5. Целесообразно использовать на уроке местный материал (по истории и современному развитию округа, муниципального района…). Хороший пример из Интернета – сайт / рассказывающий о Теплом стане, Юго-западном административном округе столицы и содержащий много информации обо всем городе. Этот сайт можно использовать в школах всех округов и предлагать учащимся создавать свои «малые сайты».

6. Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором целесообразно представить, по возможности, следующие элементы:

- выставку книг о Москве;

- фотографии, альбомы, стенды, репродукции картин на московскую тематику;

- творческие работы учащихся (сочинения, рефераты, отзывы об экскурсиях, стихи, макеты) о Москве;

- ученические коллекции, посвященные столице (марки, открытки, этикетки, значки и т.д.);

- выставку быта москвичей разных времен;

и т. д.

Очень важно, чтобы на уроке была представлена символика столицы: Герб, Флаг, Гимн, Знамя Москвы (см. Приложение). Целесообразно обратить внимание учащихся на появление с 2006 г. такого нового элемента столичной символики, как Знамени Москвы, рассказ о нем можно найти на странице: /issue/2006/08/30/article2481/. Нужно прочитать с учащимися Гимн, обсудить его текст, понять его общую структуру и отдельные упоминающиеся в нем реалии. Можно завершить урок пением гимна (используя записанное инструментальное сопровождение), имея его текст на экране. Конечно, хорошо, и надо это подчеркнуть, если все школьники уже хорошо знают, о чем идет речь в Гимне, и помнят его текст наизусть.

Возможно, кому-то из старшеклассников покажется интересным уточнить детали создания песни, ставшей Гимном. Они могут найти эти детали в Интернете. Вот, для примера, координаты двух страничек: /cgi-bin/pbl_web?vid=2&osn_id=0&id_rub=28&news_unom=506, http://www.rg-rb.de/ch&k/2003/106/08.shtml. Сравнение приведенной там информации может послужить темой интересного исследования об «исторической правде».

Как видно из уже сказанного, Первый урок обладает значительной вариативностью. Тем не менее, мы считаем полезным рекомендовать некоторую общую часть и возможные варианты вариативной части этого урока.

Общая часть сценария урока

Проведите с классом беседу, включающие следующие вопросы:

  • Какие книги вы больше всего любите читать и почему?

  • Какие герои вам нравятся? Назовите героя, книгу и автора.

  • Как вы думаете, почему писатель пишет книгу?

  • Расскажите, как вы читаете?

  • Попробуй убедить своего друга, а еще лучше – всех в классе, прочитать книгу, которая тебе понравилась

  • В каких книгах, которые вы читали, говорится о Москве? Узнали ли вы в них что-то новое, интересное, неожиданное?

Расскажите ученикам о первопечатнике Иване Федорове и значении его инициативы для развития Москвы. Можно показать на экране памятник Ивану Федорову, страницы первых книг. Достаточно подробная информация может быть получена через Российский общеобразовательный портал: /index.php?page_id=189, /index.php?page_id=194

В Приложении имеется специальный раздел об изобретении книги.

Попросите учащихся рассказать о своих любимых местах в Москве и поделитесь с ними своими впечатлениями. Начните вместе с учащимися составление плана экскурсий по литературной Москве, которая может включать литературные музеи и памятные места, где жили писатели, или о которых говорится в их произведениях.

О форме проведения занятия

В зависимости от целей урока, его содержания и других факторов возможны различные формы проведения урока. В том числе традиционные:

- урок, в котором сочетается монолог учителя, его диалог с учащимися, мини-доклады школьников, элементы практикума (работа с картой, статистическим материалами и т.д.);

- урок-конференция. Он может пройти, если есть возможность и целесообразность организовать заранее подготовку выступлений учащихся;

- урок-встреча с интересными москвичами (ветеранами войн и труда, представителями рабочих, инженерно-технической и творческой интеллигенции, спортсменами, представителями власти и т.д.) и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (1)

    Методические рекомендации
    Учебный год в школах Москвы традиционно начинается с Первого урока, который проходит в День Знаний и задает тон новому этапу работы образовательных учреждений города.
  2. Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (2)

    Методические рекомендации
    Учебный год в школах Москвы традиционно начинается с Первого урока, который проходит в День Знаний и задает тон новому этапу работы образовательных учреждений города.
  3. Анализ итогов работы школы в 2007 2008 учебном год

    Анализ
    Повышение качества образовательной подготовки учащихся за счет освоения здоровьесберегающих технологий, способствующих развитию учащихся и педагогов и в творческом взаимодействии и сотрудничестве
  4. «О состоянии и результатах деятельности системы образования города Горно-Алтайска Республики Алтай в 2007-2008 учебном году»

    Доклад
    Развитие системы образования г. Горно-Алтайска осуществляется в соответствии с Программой развития образования города Горно-Алтайска на 2007 – 2011 годы, которая была утверждена решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов
  5. 2009 учебно-программная документация нормативные документы в образовании учебно-методическая литература дидактические материалы учебно-наглядные и справочные пособия видеофильмы Москва 2008 г г

    Литература
    Одним из направлений деятельности ФИРО является разработка стандартов профессионального образования, учебно-программной и учебно-методической документации.

Другие похожие документы..