Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе (К проблеме русско – французских литературных связей конца XVIII –первой трети XIX в.)....полностью>>
'Курс лекций'
Курс лекций: Разработка распределенных приложений ориентируемых на Интернет-Интранет и WEB сервисы с помощью продуктов: Delphi, JDeveloper, Eclipse д...полностью>>
'Курсовая'
Современное состояние технологии – это постоянное, безостановочное движение вперед. В общем случае, новые технологии и способы обработки заготовок по...полностью>>
'Пояснительная записка'
В данном дипломном проекте рассмотрены некоторые вопросы эксплуатации резервуарного парка ЛПДС «Черкассы» Уфимского Производственного Отделения «Урал...полностью>>

Программа дисциплины «Современная организация государственных учреждений в России» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

Исторический факультет

Кафедра архивоведения и истории госуправления

Современная организация государственных учреждений в России

Программа курса

Стандарт 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Екатеринбург

2006

Утверждаю

Проректор

________ В.П. Прокопьев

(подпись)

_________

(дата)

Программа дисциплины «Современная организация государственных учреждений в России» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности (350800) «Документоведение и документационное обеспечение управления» по циклу «Общепрофессиональных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр V

Общая трудоемкость дисциплины 225 часов, в том числе:

Лекций 72

Практических работ 36

Контрольные мероприятия:

Контрольные работы – 2 чел./час,

тестирование

Автор – Сафронова Алевтина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры архивоведения и истории госуправления.

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры документационного и информационного

обеспечения управления

от 15 февраля 2006 г., протокол № 1

© Уральский государственный университет

© А. М. Сафронова, 2006

Введение

История государственных учреждений является составной частью истории страны. Изучение курса «История государственных учреждений России (1917–2000-е гг.)» расширяет кругозор историка, обогащает знания о прошлом и настоящем нашего Отечества.

Цель курса: дать студентам системные знания о процессе возникновения и эволюции государственного аппарата как неотъемлемой части отечественной государственности; показать организацию и сущность проблем, стоящих на пути совершенствования российского государственного механизма.

Задачи курса:
· раскрыть современную научную трактовку основных терминов и понятий теории и истории государства;
· познакомить с проблематикой новейших исследований истории Российского государства и его аппарата, а также с существующими представлениями о главных этапах и явлениях их истории;

· проследить основное содержание единого исторического процесса развития государственного аппарата Руси - России на протяжении X - XX вв.;
· рассмотреть организационные формы, взаимосвязи и место в государственном аппарате важнейших учреждений Российского государства XV - XX вв.;
· проанализировать историческую эволюцию организационного устройства и функционирования основных звеньев российского государственного аппарата.

История государственных учреждений - специальная историческая дисциплина, которая изучает многовековой процесс становления и эволюции государственного аппарата нашей страны, рассматривая внутреннюю организацию, практическую деятельность, реальный удельный вес конкретных учреждений в механизме власти и управления.

Этот курс занимает важное место в подготовке специалистов по историко-архивоведению, поскольку дает знания, необходимые для проведения различных видов работы с документами — фондирования, экспертизы ценности, систематизации и классификации, организации научно-справочного аппарата, публикации и т. д.

Знание истории государственных учреждений помогает студентам при изучении других курсов — отечественной истории, истории и современной организации делопроизводства, источниковедения, теории и практики архивного дела, истории архивного дела, значительно облегчает поиск материалов для научной работы, т. к. большинство документов в отечественных архивах систематизировано по фондам-комплексам, отложившимся в деятельности отдельных учреждений.

От смежных по объекту изучения дисциплин историю госучреждений отличает существенная исследовательская специфика. С одной стороны, это системность и детальность анализа всех основных характеристик конкретного учреждения и госаппарата в целом: перемены в функциях, компетенции, организационной структуре, методах деятельности, персональном составе, источниках и объемах финансирования и т. д. Это выделяет историю госучреждений из российской политической истории как таковой. С другой стороны, от правоведческих дисциплин ("административное право", "конституционное право") историю госучреждений отличают ретроспективный подход, а также, - особенно сравнительно с "историей государства и права", - широкая источниковая база: далеко не только нормативные акты, но и, главным образом, делопроизводственная документация, эпистолярные, мемуарные источники, что, в свою очередь, определяется стремлением изучать государственные институты в реальной динамике развития. Историю госучреждений отличают также учет многообразия экономических, социальных, политических, идеологических факторов и взаимовлияний (например, взаимосвязей госаппарата с аппаратами политических партий, общественных организаций) и, - что принципиально важно, - особое внимание к кадровой, персональной стороне организации деятельности конкретных учреждений.

Без преувеличения можно утверждать, что все важнейшие события российской истории связаны с деятельностью государства в лице его учреждений. Реализация международных интересов страны, решение как общенациональных проблем, так и вопросов регионального и местного значения неизменно осуществлялись в России через конкретные государственные учреждения: высшие, центральные, местные.

В процессе исторического развития нашей страны накоплен, таким образом, колоссальный опыт государственного строительства, руководства государства в сфере экономики, обеспечения национальной безопасности, развития культуры, науки, социальных отношений. Многие стороны этого опыта, - как позитивные, так и негативные, - далеко не утратили своего практического значения и требуют самого серьезного учета при решении проблем настоящего времени.

В делопроизводстве госучреждений России сформировались огромные массивы документов, которые в совокупности составили абсолютно преобладающую часть фондов российских архивов - основу источниковой базы отечественной исторической науки. Систематизация этих фондов, а, следовательно, и поиск необходимой информации, опираются на реально существовавшие организационно-структурные взаимосвязи между подразделениями конкретных учреждений - фондообразователей.

В этой связи знание истории государственных учреждений России необходимо историкам-архивистам в их практической деятельности, а также при исследовании проблем социально-экономической, политической, культурной истории нашей страны, специалистам в области практической и теоретической политологии, государственного и муниципального управления, организации государственной службы и делопроизводства.

Студент, прослушавший курс истории государственных учреждений, должен знать:
1. Современную трактовку базовых понятий государствоведческой теории.
2. Существующие в историографии основные взгляды на закономерности, специфику, периодизацию процесса возникновения и исторического развития российского государства.
3. Современные научные представления (в том числе альтернативные) об основном содержании важнейших этапов и явлений создания и эволюции отечественного государственного аппарата.
4. Основную проблематику новейших исследований истории механизма власти и управления России.
5. Основную отечественную и зарубежную справочную литературу по курсу.
6. Важнейшие публикации документальных и мемуарных источников по истории государственных учреждений России.
7. Основной круг отечественных и зарубежных исследований по истории государственного аппарата России.
8. Основные этапы возникновения и развития Российского государства.
9. Основные этапы эволюции российского государственного аппарата: предпосылки, нормативное обеспечение, реальное организационное содержание.
10. Основные тенденции поэтапной эволюции организационного устройства высшего, центрального, местного звеньев государственного аппарата России в XV-XX вв.
11. Самобытные и заимствованные элементы в истории развития высшего, центрального, местного звеньев государственного аппарата России.
12. Основные трудности и противоречия, проявлявшиеся на конкретных этапах государственного строительства в России.
13. Организационное устройство важнейших государственных учреждений и ведомств России XVIII-XX вв.

Студент должен уметь:
1. Выявлять необходимые опубликованные источники и литературу по конкретным вопросам истории государственных учреждений России.
2. Ориентироваться в массиве неопубликованных (архивных) источников истории государственных учреждений России.
3. Анализировать и обобщать (в т.ч. в форме графических организационно-структурных схем) информацию источников, отражающую состояние и развитие организационного устройства государственного аппарата в целом и его конкретных подразделений.
4. Использовать опыт прошлого при решении перспективных задач современного государственного строительства.

Содержание курса

Введение

Предмет и задачи курса, его место в цикле исторических и архивоведческих дисциплин. Источники и литература. Понятия «политический режим», «государственное учреждение», «государственный орган», «ведомство» и др. Классификация государственных учреждений.

Раздел 1. Советское государство и его учреждения. Общая характеристика советской государственности

Ленинская теория советского государства и ее cсовременная оценка. Политическая система советского общества. Место и роль государства, общественных организаций, политических партий в политической системе. Особенности взаимоотношений партии и государственной власти в СССР, проявления руководящей роли КПСС в деятельности государственных органов. Складывание административно-командной системы, ее сущность, основные черты. Авторитаризм, тоталитаризм советского госудаоства и их проявления.

Унитарное государство, федерация, конфедерация как основные формы государственного устройства. Формирование и развитие Российской Федерации, ее особенности. Конституции РСФСР 1918, 1937, 1978 гг. Выработка принципов создания союзного государства. Договор об образовании СССР. Развитие СССР как союзного государства. Конституции СССР 1924, 1936, 1977 гг. Новое в федеративном устройстве России в начале 90-х гг. «Федеративный договор» 1992 г. Конституция РФ 1993 г. о федеративном устройстве страны.

Раздел 2. Высшие органы государственной власти и высшие органы управления 1917 – 1991 гг.

II Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Приход большевиков к власти. Выборы во Всероссийское Учредительное собрание, отношение большевиков к его созыву, разгон собрания.

Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и его Президиум: порядок формирования, состав, полномочия. Съезды советов СССР и ЦИК. Особенности избирательной системы и законодательного механизма в советском государстве до середины 30-х гг.

Перестройка высших органов власти по Конституции СССР 1936 г. Изменения в избирательной системе. Верховный Совет СССР: порядок формирования, состав, полномочия, формы деятельности. Компетенция палат, Президиума, комиссий Верховного Совета СССР, основные недостатки в его деятельности.

Законы СССР 1988 г. о реформе высших органов власти. Съезды народных депутатов СССР: особенности формирования, состав, полномочия, основные решения. Изменения в порядке формирования, составе и деятельности Верховного Совета СССР в 1989–1991 гг. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и его последствия. Закон СССР от 5 сентября 1991 г. «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период». Новое в формировании и деятельности Верховного Совета СССР (октябрь–декабрь 1991 г.).

Главы государства в 1917–1990 гг. Введение поста Президента СССР, выборы первого Президента, его полномочия. Президентский Совет.

Первое советское правительство. Особенности его формирования. Вопрос о создании коалиционного правительства. Изменения в персональном и партийном составе СНК РСФСР. Функции правительства. Совет рабочей и крестьянской обороны, СТО, Малый Совнарком, Управление делами.

Правительство СССР: порядок формирования, состав, компетенция. Институт постоянных представительств союзных республик при правительстве СССР. СТО СССР, ЭКОСО, Бюро, Президиум СМ СССР. Изменения компетенции правительства в 1954–1957 гг. Правительство СССР в условиях «перестройки». Председатели правительства. Порядок их утверждения.

Раздел 3. Высшие органы государственной власти России
в 1990–2000 -е годы

Съезды народных депутатов и Верховный Совет России в 1990–1993 гг.: порядок формирования, состав, полномочия. Основные решения съездов. Президиум, комитеты Верховного Совета, комиссии палат. Особенности законодательного механизма. Роспуск этих органов (сентябрь–октябрь 1993 г.).

Федеральное собрание как высший представительный и законодательный орган РФ по Конституции 1993 г. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Изменения в порядке формирования Совета Федерации с 2000 г., в формировании Госдумы с 2007 г. Полномочия палат, их комитеты. Порядок принятия и публикации законов. Условия роспуска Государственной Думы Президентом РФ.

Введение поста Президента России, особенности выборов на эту должность. Полномочия Президента по Закону 1991 г., условия отрешения его от должности. Расширение полномочий Президента в 1991 г. Президент как глава РФ по Конституции 1993 г. Полномочия Президента, условия досрочного их прекращения, порядок отрешения Президента от должности. Органы при Президенте РФ. Полномочные представители Президента. Администрация Президента.

Правительство Российской Федерации в 1990–1993-е гг. Формирование, состав, полномочия. Главы Правительства, порядок их утверждения. Изменения в формировании правительства России с введением поста Президента в 1991 г. Правительство как высший орган исполнительной власти по Конституции РФ 1993 г. Порядок назначения Председателя Правительства. Роль Президента и Председателя Правительства в формировании состава Правительства. Полномочия Правительства, порядок его деятельности, структура. Вопрос об отставке Правительства. Главы Правительства России в 1990-2000-е гг.

Раздел 4. Местные органы госвласти и органы самоуправления

Административно-территориальное устройство. Многообразие форм территориальных образований в первые месяцы советской власти. Реформа административно-территориального устройства в 1923–1930-х гг. Разукрупнение краев, областей, районов с конца 30-х до середины 50-х гг. Сокращение числа районов и сельских единиц в 1956–1960 гг. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства и его изменение в 1957 г. Высшее, среднее и низовое звено административно-территориальных единиц. Проблема административно-территориального устройства РФ в 1990-е гг., изменения в формах и названиях низовых единиц.

Советы как органы местной власти. Организационные формы местных Советов в 1917–1918 гг. Конституция РСФСР 1918 г. о Советах. Съезды Советов, Советы и исполкомы. Порядок их формирования, полномочия, структура. Перестройка местных органов власти на основе Конституции СССР 1936 г. и конституций республик 1937 г. Постоянные комиссии Советов. Советы в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Изменения в деятельности местных органов власти по Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г.
Основные недостатки в деятельности Советов как органов госвласти. Кризис власти Советов. Советы в условиях «перестройки». Реформирование Советов на основе законов СССР 1988 г., Закона СССР 1990 г. “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”.

Органы государственной власти в субъектах РФ
в 1991 –2000-х гг.
Реорганизация местных органов госвласти в августе 1991 г. Упразднение исполкомов Советов, формирование администраций. Порядок назначения глав администраций. Закон РФ о краевом, областном Совете и краевой, областной администрации (март 1992 г.). Изменения в организации государственной власти в субъектах РФ по указу Президента и “Положению” от 22 октября 1993 г. Органы представительной (законодательной) и исполнительной власти в субъектах РФ по Конституции 1993 г. Порядок их формирования, полномочия. Новый порядок наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации с 2004 г. Органы госвласти Свердловской области.

Раздел 5. Чрезвычайные органы власти

Петроградский военно-революционный комитет: состав, функции, основные направления деятельности. Военревкомы на местах: порядок формирования, задачи деятельности.

Сельские и волостные комитеты бедноты. Цели создания, функции. Социальная база комбедов.

Ревкомы. Задачи деятельности ревкомов в освобожденных районах, в прифронтовой полосе, в тылу.

Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО) как высший чрезвычайный орган власти в период Великой Отечественной войны. Состав ГКО, его компетенция. Спецорганы при ГКО.

Городские комитеты обороны (КО). Их задачи, полномочия, особенности формирования, подчиненность.

Раздел 6. Органы юстиции. Суд. Прокуратура

Наркомат юстиции РСФСР, его задачи. Декрет о суде № 1. Народные суды и ревтрибуналы. Порядок их формирования. Система судебных органов по Декрету о суде № 2. Судебная реформа 1922–1923 гг. Верховный суд СССР. Специальные суды. Изменения в судебной системе по Конституции СССР 1936 г. НКЮ СССР, его функции. Новое в формировании судебных органов. Изменение функций Верховного суда СССР. Судебные органы в годы Великой Отечественной войны. Реорганизация судебных органов в 1953 г. Ликвидация Министерства юстиции и ее последствия. Юридические комиссии при СМ СССР. Восстановление МЮ СССР, его функции. Курс на проведение правовой реформы в СССР в условиях «перестройки». Закон «О статусе судей в СССР» (1989 г.). Госарбитраж, его задачи.

Концепция судебной реформы в РФ 1991 г. Закон о статусе судей (1992 г.). Изменения в системе территориальных (общих) судов в 1993 г. Появление судов с участием присяжных. Конституция РФ 1993 г. о судебной системе РФ. Закон «О судебной системе в РФ» 1996 г. Понятие федеральных судов и судов субъектов РФ. Судебные приставы.
Конституционный суд РФ: порядок формирования, компетенция. Верховный Суд РФ. Система арбитражных судов. Военные суды. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Мировые судьи. Судебный департамент Верховного Суда РФ и др. органы судейского сообщества. Основные направления судебной реформы в России в начале XXI в.

Упразднение прокуратуры советской властью, воссоздание ее в составе НКЮ РСФСР. Функции прокуратуры. Прокуратура Верховного Суда СССР. Появление Прокуратуры СССР в 1933 г., ее полномочия. Централизация прокуратуры по Конституции СССР 1936 г. Изменения в прокуратуре в годы Великой Отечественной войны, по Конституции СССР 1977 г. Новое в порядке назначения Генерального прокурора СССР в 1989–1991 гг.

Законы «О прокуратуре РФ» 1992 и 1995 гг. Конституция РФ 1993 г. о прокуратуре. Цели и направления прокурорской деятельности. Система и структура органов прокуратуры. Общие, военные, транспортные, природоохранные прокуратуры. Генеральные прокуроры РФ.
Адвокатура, ее функции. Упразднение адвокатуры по Декрету о суде № 1. Коллегии правозаступников при Советах. Восстановление адвокатуры в 1922 г. как самоуправляющейся организации. Положение об адвокатуре 1939 г. Коллегии адвокатов. Органы управления коллегией. Инюрколлегия. Новое в деятельности адвокатуры в 19900-е–2000-е гг. «Альтернативные» или «параллельные» коллегии адвокатов. Нотариат.

Раздел 7. Органы управления народным хозяйством

Управление промышленностью. ВСНХ РСФСР. «Главкизм», его сущность и значение. ВСНХ СССР. Трестирование и синдицирование в промышленности. Свертывание НЭПа. Ликвидация ВСНХ СССР. Создание отраслевых промышленных наркоматов. Их «разукрупнение» в 30-е гг. Перестройка управления промышленностью в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. «Общая реорганизация министерств» 1953 г. Попытки реформ в 1957–1965 гг. Замена отраслевого управления территориальным. Совнархозы. СНХ СССР. ВСНХ СССР. Объединения (ВПО, ПО, НПО) в промышленности как форма управления. “Перестройка” и изменения хозяйственного механизма. Органы управления промышленностью в Российской Федерации в 1990-е – 2000-е гг.

Управление сельским хозяйством. Наркомат земледелия РСФСР. Управление колхозами и совхозами. Аграрно-индустриальные комбинаты. Создание Наркомата земледелия СССР (1929 г.), Наркомата зерновых и животноводческих совхозов (1932 г.) Реорганизация управления сельским хозяйством в 1939 г. Расширение сети сельскохозяйственных наркоматов после Великой Отечественной войны. «Союзсельхозтехника» и реформа МТС. Крах аграрных реформ 1962 и 1965 гг. Министерство сельского хозяйства СССР. Агропромышленные объединения, межхозяйственная кооперация. Госагропром СССР. Местные органы управления сельским хозяйством в 1917–1990 гг. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Сужение его компетенции. Реорганизация колхозов, совхозов, приватизация сельскохозяйственных предприятий.

Управление заготовками сельхозпродуктов. Наркомат продовольствия РСФСР, его функции в условиях хлебной монополии. «Продовольственная диктатура». Продармия. Наркомпрод СССР. Комитет по заготовкам сельхозпродуктов при СНК СССР. Наркомат (министерство) заготовок СССР. Отмена обязательных поставок, переход к единой форме госзаготовок. Перестройка заготовительного аппарата. Госрезерв СССР, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Особенности заготовок сельхозпродуктов в 1990-е гг.

Управление торговлей. Наркомат торговли и промышленности РСФСР. Введение монополии внешней торговли. Наркомат внешней торговли РСФСР, его преобразование в Наркомвнешторг СССР. Торгпредства. Главное управление по делам экономических связей со странами народной демократии при Совете Министров СССР. Министерство внешней торговли СССР, система внешнеторговых объединений. Министерство внешних экономических связей СССР. Реорганизация управления таможенной службы. Министерство торговли СССР. Органы управления внешней и внутренней торговлей в Российской Федерации. Таможни.

Управление планированием и статистикой. Госплан РСФСР, его функции. Плановые комиссии ведомственного характера. Государственная плановая комиссия при СТО СССР, ее задачи. Планирование отраслевое и территориальное. Изменение системы планирования в годы Великой Отечественной войны. Разграничение перспективного и текущего планирования. Госкомитет цен при Госплане СССР (1965).

ЦСУ РСФСР и его местные органы, их функции. ЦСУ при СНК СССР. Реорганизация органов статистики в 1926 г. Передача статучета Госплану СССР (1930 г.). ЦУНХУ при Госплане СССР. Восстановление ЦСУ СССР, его преобразование в Госкомитет СССР по статистике. Органы статистического учета в РФ.

Управление финансами. Наркомат финансов РСФСР, его местные органы. Национализация банков, ревизия сейфов, аннулирование госзаймов царского правительства. Народный банк РСФСР. Источники финансирования. Наркомат финансов СССР. Денежная реформа 1922–1924 гг. Госбанк СССР и отраслевые банки. Реформы «единства кассы» 1925–1927 гг. Создание банков долгосрочного кредитования. Поиск новых источников финансирования в годы Великой Отечественной войны. Министерство финансов СССР и кредитная система. Сбербанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР, сеть советских банков за границей. «Перестройка» и реформа налогового обложения и банковского дела. Появление коммерческих банков в СССР. Управление финансами РФ в 1990-е гг. Министерство финансов. Центральный банк РФ и его управления. Коммерческие банки. Министерство РФ по налогам и сборам и его местные органы. Федеральная служба налоговой полиции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины "семейное право россии" составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки

    Программа дисциплины
    составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных
  2. Программа дисциплины "история права и государства зарубежных стран" составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму

    Программа дисциплины
    История права является базовой юридической дисциплиной культурологического порядка. Ее задача - воспитание правовой культуры будущего юриста, его мышления и расширение кругозора.
  3. Программа дисциплины «Документоведение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Документоведение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
  4. Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI начала XX в.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI – начала XX в.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
  5. Программа дисциплины «Автоматизированные архивные технологии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальностям

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Автоматизированные архивные технологии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

Другие похожие документы..