Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. Методические рекомендации по оснащению транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим ...полностью>>
'Документ'
На рабочих местах администраторов системы и программистов надо будет выбрать «Client Components\Connectivity Components» и «Client Components\Manageme...полностью>>
'Конкурс'
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»...полностью>>
'Документ'
1.1. юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, гражд...полностью>>

Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества Томской области в 2009 году Томск 2010 Введение

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Грантовая поддержка на муниципальном уровне была организована при проведении городского конкурса социальных проектов «60 лет Северску – 60 добрых дел». Активное участие в конкурсе приняли 22 МОУ и 2 учреждения дополнительного образования детей. Сотрудничество с общественными объединениями и оказание им финансовой поддержки в 2009 г. принесло ощутимые результаты для городского сообщества Северска, способствовало улучшению социальной и экономической жизни города.

Город Стрежевой

На территории города по состоянию на 31.12.2009 года действуют 53 института гражданского общества, в числе которых 9 общественных организаций, местные отделения 2 политических партий, представительство регионального отделения политической партии, 33 профсоюзные организации, 3 религиозные организации, община коренных малочисленных народов Севера, 3 некоммерческих фонда, 1 некоммерческое партнерство (ассоциация). Кроме того, в муниципальном образовании действуют товарищества собственников жилья, садоводческие, дачные, огороднические НКО. в 2009 году образовались новые некоммерческие общественные объединения: Ассоциация молодёжного предпринимательства, Садоводческое некоммерческое товарищество «Труд», 10 новых ТСЖ.

Общественная активность в 2009 году, как и в предыдущие годы, проявляется на базе учреждений и организаций социальной сферы (школы, библиотеки, музеи), коммерческих организаций и СМИ. Эти организации в течение 2009 года выступили с инициативой ряда общественно – значимых проектов и благотворительных акций. На территории г. Стрежевой нет зарегистрированных молодёжных общественных организаций, однако, действует Молодёжный Совет, охватывающий своим влиянием практически все подразделения градообразующего предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК и сервисных нефтяных предприятий. В рамках Года Молодёжи члены Совета инициировали проведение ряда социальных проектов.

В направлении распространения практики социального проектирования состоялась защита социальных проектов обучающихся учреждений общего образования, конкурс социальных проектов в рамках реализации городской целевой программы «Улучшение демографической ситуации в городском округе Стрежевой на 2009-2011 годы», конкурс социальных проектов детских и молодёжных объединений «Мы – команда». В направлении общественного участия в молодежной политике в Стрежевом прошел городской молодёжный форум, IV городской молодёжный фестиваль, X молодёжный фестиваль гражданских инициатив «Россия – это мы!», городской фестиваль и конкурс детских объединений «Молодые лидеры России». В целях развития благотворительной деятельности в 2009 г. проведена акция «Весенняя неделя добра», организован праздник творческих достижений детей и молодёжи с ограниченными возможностями – фестиваль «Тёплый дом» в рамках декады инвалидов. Общественные акции и проекты были реализованы также в сфере национальной культуры, патриотического воспитания, общественной правоохранительной деятельности.

Общественный фонд «Культура» г. Стрежевого стал одним из 9 НКО Томской области, которые выиграли в 2009 году средства на реализацию социальных проектов в рамках общероссийского конкурса, проводимого Общественной палатой РФ на основании распоряжения президента Российской Федерации «Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества». В привлечении внешних ресурсов для осуществления своей деятельности также преуспели общественная организация родителей детей с ограниченными возможностями «Добродея» и общественная организация по защите прав инвалидов и онко больных «НОРДОН». Спонсорами этих организаций явились в 2009 году ОАО «Томскнефть» ВНК, ООО «Энергонефть», «Стрежевское ДРСУ», «Управление социального развития», «Управление рабочего снабжения», «Подземный ремонт скважин», Томская областная организация Всероссийского нефтегазстройпрофсоюза и др. Поддержка этими предприятиями была оказана не только финансовая, но и посредством выделения путёвок в оздоровительные учреждения, ремонта жилых помещений инвалидов, приобретения лекарств, мебели, бытовой техники, одежды, выделения новогодних подарков, билетов на зрелищные мероприятия, проведение правовых консультаций.

Наиболее значимыми результатами деятельности Совета общественных объединений при Мэре города Стрежевого в 2009 году стали открытые и гласные обсуждения по таким вопросам как: «О социальной политике Администрации городского округа Стрежевой в условиях финансового и экономического кризиса», «О доступности и качестве медицинских услуг МУЗ «Городская больница» для населения г. Стрежевого», «О ценообразовании в аптечной сети и обслуживании льготных категорий граждан в ООО «Аптека №59», «О выполнении Постановления Администрации городского округа Стрежевой от 22.01.2007 № 27 «Об упорядочении стоянок автомобильного транспорта на территории городского округа Стрежевой», «О работе участковых уполномоченных милиции по профилактике преступлений и административных правонарушений». Советом общественных объединений вырабатываются рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления города Стрежевого в различных сферах городской жизни, открыта страница сайта органов местного самоуправления «Совет общественных объединений», благодаря чему доступ населения к социально значимой информации расширен.

На заседании Совета 29.06.2009 г. приняты приоритетные механизмы взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления в развитии гражданского общества на территории городского округа Стрежевой. В настоящее время они используются в качестве системообразующих видов деятельности при планировании работы с общественностью.

Значительная часть предпринимательского сообщества г. Стрежевого занимается благотворительной деятельностью, принимает активное участие в общественных акциях, общегородских мероприятиях. Более сотни предпринимателей перечисли денежные средства на строительство в предыдущие годы православного храма, а в 2009 году на возведение мусульманской мечети в городе. Представители малого и среднего бизнеса оказывают поддержку Совету ветеранов Великой отечественной войны, перечисляя благотворительные пожертвования на специальный счет, созданный для улучшения качества жизни ветеранов. Ко Дню Победы коммерческие компании уведомили о предоставлении ветеранам ряда бесплатных услуг, среди которых уборка квартир, парикмахерские услуги, проезд на такси. Ряд торговых предприятий и аптек предоставили значительные скидки на лекарственные препараты и продукты. Многие предприниматели принимают активное участие в общегородской благотворительной акции «Неделя добра», оказывают адресную помощь детскому приюту села Александровское, дошкольным и школьным учреждениям города, пенсионерам и малоимущим, спонсируют участие творческих и спортивных команд в различных выездных соревнованиях, фестивалях и конкурсах.

Город Кедровый

В муниципальном образовании «Город Кедровый» В 2009 году особое внимание уделялось реализации муниципальной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан на 2008-2010 годы». Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания граждан, проживающих на территории муниципального образования «Город Кедровый», формирование у граждан патриотического сознания и социальной активности. В муниципальном образовании действуют грант Мэра города Кедрового для выпускников-медалистов, победителей и призеров районных олимпиад школьников. Грант Мэра города Кедрового учреждается в целях поддержки и стимулирования одаренных и талантливых учащихся общеобразовательных учреждений муниципального образования. В 2009 году Грант вручен 3 выпускникам-медалистам. Конкурс социальных проектов «Поддержка инициатив по профилактике социального сиротства» профинансирован в 2009 г. ООО «Газпром трансгаз Томск» на сумму 100 тыс. рублей. 2008 год – Год семьи – послужил основой для разработки социальных проектов «Сохраним и поддержим семью». В течение нескольких месяцев шла реализация проекта «Семь-я» в Пудинской средней школе и проекта «Семейный клуб «Гармония» в Кедровской средней школе. Повышение статуса семьи, организация совместного проведение свободного времени, приобретение новых навыков – такую задачу ставили перед собой разработчики проектов. В марте 2009 года в Администрации города Кедрового проведено отчетное заседание по реализации социальных проектов «Профилактика социального сиротства в муниципальном образовании «Город Кедровый».

Александровский район

В Александровском районе существенных изменений с точки зрения динамики общественной активности в 2009 г. не произошло. Наибольшую активность проявляют Советы ветеранов и инвалидов, общественные советы при участковых уполномоченных милиции, ТСЖ и ТОС, а также волонтерское движение «Life Style». Основными направлениями общественного участия продолжают оставаться работа с ветеранами, инвалидами, охрана общественного порядка, благоустройство и культура. Для председателей и правления ТОС и ТСЖ Администрацией района было организовано обучение и методическое сопровождение. Также как и в большинстве иных районов Томской области собственного конкурса, направленного на поддержку проектов общественных объединений в Александровском районе не проводится. Финансирование общественных инициатив осуществляется из средств бюджета района, поселений и отчасти со стороны бизнеса.

Асиновский район

В Асиновском районе видимая общественная активность сконцентрирована вокруг помощи ветеранам и общественного контроля над ЖКХ, однако, количественный или качественный рост инициатив граждан не наблюдается. Основное внимание Администрации района уделено задачам стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса. В целях привлечения хозяйствующих субъектов к реализации проектов Про­граммы социально-экономического развития Асиновского района на 2008-2012 годы сформирована «Карта заинтересованных сторон». Активно ведется работа по взаимодействию с некоммерческой организацией «Ассоциация работодате­лей Причулымья». В течение 2009 г. были проведены ряд круглых столов, встреч с Главой района, органи­зованы рабочие группы по направлениям. Представители малого и среднего бизнеса принимают участие в поддержке об­щественных инициатив на территории Асиновского района путем оказания финансовой поддержки.

Бакчарский район

В Бакчарском районе в период 2008-2009 года количество зарегистрированных общественных объединений и некоммерческих организаций не изменилось. Основными направлениями, в которых проявляется общественная активность среди действующих общественных объединений является экономическая, культурная и спортивная деятельность, а также адресная социальная помощь. Наибольший вклад в общественную жизнь вносят Совет ветеранов войны и труда, участников боевых действий и ветеранов правоохранительных органов в районе и сельских поселениях, Молодежный парламент, Церковь-Приход Успения Божьей Матери, профсоюзы и Совет представителей малого бизнеса. Местные отделения политических партий организуют работу общественных приемных.

С 2004 года работает некоммерческое партнерство «Центр поддержки предпринимательства», основной целью которого является оказание различных видов услуг субъектам малого предпринимательства. В течение 2009 г. на общественных началах Центр оказывал услуги информационно-консультационного центра по сельскохозяйственным видам деятельности. В 2008 году создан Совет представителей малого бизнеса Бакчарского района, который является консультативно-совещательным органом. Члены Совета включены в состав действующих при Администрации района комиссий и в течение 2009 г. принимали участие в разработке и корректировке программы «Социально-экономического развития муниципального образования «Бакчарский район» до 2012 года», муниципальной программы по поддержки малого и среднего бизнеса на 2008-2009. Активное участие в разработке муниципальных программ принимали также члены районного Совета ветеранов. Особенно активны в этой работе члены советов ветеранов в сельских поселениях.

В связи с недостаточностью денежных средств в местном бюджете отсутствуют грантовые программы и конкурсы для поддержки общественных организаций. Однако, большинство субъектов малого и среднего бизнеса, работающих на территории района, оказывают регулярную поддержку культурных и спортивных мероприятий в районе и поселениях. Благотворительная деятельность организуется путем сбора средств на конкретное мероприятие, учреждением призов для победителей, а также непосредственным предоставлением соответственных услуг и продукции. Церковью-приходом Успения Божьей Матери в 2009 г. была организована деятельность по привлечению внешних финансовых ресурсов для завершения строительных работ Прихода. Пожертвования поступили как от представителей бизнеса, так и от прихожан.

Верхнекетский район

В районе наибольшую общественную активность проявляют общество инвалидов, клуб молодых учителей, общественный совет при Главе Верхнекетского района, молодежные советы ряда поселений и совет лесозаготовителей. Общественное участие выражено в направлениях работы с молодежью и проведении культурно-спортивных акций, целью которых является повышение социальной активности молодежи и вовлечение граждан в массовые мероприятия с позитивной направленностью. Молодежь района в 2009 г. стала участником областного проекта «Волонтерская сборная Томской области», в рамках которого был проведен обучающий семинар для 60 участников.

В рамках общественного совета при Главе Верхнекетского района в 2009 г. состоялось 2 заседания, на которых были поддержаны общественные инициативы «Дети войны», по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, по созданию официального герба района, изданию книги памяти «Земляки» и созданию сквера и аллеи Почета граждан. В 2009 г. началось возрождение практики общественного участия в решении вопросов профилактики правонарушений и преступлений. В 9 поселениях были созданы Общественные советы при участковом уполномоченном милиции. В 2009 г. в рамках Года молодежи созданы 2 новых молодежных совета в Степановском и Катайгинском сельских поселениях.

Зырянский район

Основными направлениями проявления общественного участия в Зырянском районе являются образование, благоустройство и профилактика асоциальных явлений. Развивается сеть Центров гражданского образования. Высокую эффективность в привлечении внешних грантовых ресурсов в 2009 г. показали сельские среднеобразовательные школы. Так, например, МОУ «Цыгановская ООШ» стала победителем областного грантового конкурса, организованного ВПП «Единая Россия» за проект «Зов Чулыма» и победителем конкурса Департамента по вопросам семьи и детей за проект «Социальная гостиная», школе удалось привлечь на проектную деятельность более 260 тыс. рублей. Дубровская СОШ выиграла грант Облкомприроды и реализовала проект «Школьный сад», а «Дом детского творчества» в этом же конкурсе получил финансирование на реализацию проекта «Дом, в котором мы живем».

Каргасокский район

Особенностью общественной активности в Каргасокском районе является деятельность семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера. Сегодня их насчитывается 8. Основной деятельностью общин района является защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, сохранение, возрождение и развитие традиционных отраслей деятельности, рационального природопользования, обеспечение традиционного уклада жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера. Общины активно участвуют в культурных мероприятиях района, а также за его пределами. Культура коренных малочисленных народов Севера представляет этнографический интерес с точки зрения организации въездного туризма, поэтому как со стороны общественных организаций, так и со стороны власти и бизнеса в северных районах Томской области набирает силу инициатива создания туристически привлекательных объектов и маршрутов. К сожалению, на текущий момент Администрация Томской области не предпринимает усилий по формированию региональных туристических брендов.

К активным общественным организациям Каргасокского района относится Совет ветеранов ВОВ, труда и правоохранительных органов. Благодаря его активности на 2008 – 2009 годы была принята целевая программа «Старшее поколение», которая предполагает предоставление помощи и услуг для граждан пожилого возраста, а также включает патриотическое направление. Традиционно активны ветеранская организация афганцев и общество инвалидов. Дополняют структуру гражданского общества на территории района 230 общественных инициативных групп, участвующих в художественной самодеятельности, а также кружки различной направленности, которые работают при сельских домах культуры.

На протяжении нескольких последних лет в Каргасокском районе действует гуманитарный проект «Прощение и память». Его можно назвать событием политического, гражданского и социального значения не только для района, но и для Томской области. Проект, посвященный сталинским репрессиям – синтез совместной работы учителей и школьников. Он поддержан со стороны муниципальной власти, благодаря чему стали возможными летние экспедиции по Васюганью. За годы реализации проекта у него появилось много соратников и единомышленников. Проект поддержали православная церковь, администрации сельских поселений, работники библиотек и школ, а также огромное количество людей, проживающих в разных уголках страны и за ее пределами: Томске, Омске, Новосибирске, Искитиме, Тайге, Асино, Кемерово, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Абхазии, Украине, Литве, Швеции, США, Германии, Израиле. По мнению Общественной палаты Томской области данный проект и подобные ему нуждаются в регулярной поддержке, т.к. выполняют несколько важных функций, главная из которых восстановление исторической правды и коллективной памяти народа.

Колпашевский район

Администрация Колпашевского района на протяжении многих лет оказывает финансовую помощь традиционно многочисленным общественным организациям ветеранов, инвалидов, воинов-афганцев по содержанию помещений, которые они занимают для выполнения своей уставной деятельности, поощрению актива, выпуску общественных периодических изданий и другим аспектам деятельности. Так за период 2004-2009 годы сумма денежных средств на оказание материальной поддержки общественным объединениям за счет средств бюджета района, резервного фонда Главы Колпашевского района и внебюджетных источников (спонсорская помощь) составила более 1,6 млн. руб. Органами местного самоуправления муниципального образования «Колпашевский район» с 2005 года проводится районный конкурс социальных проектов «Развитие общественных инициатив» по привлечению местных инициатив в решении социальных проблем своей территории, с предоставлением им финансовой поддержки из средств местного бюджета на реализацию социальных проектов через конкурс грантов. Конкурс проводится по номинациям, представляющим весь спектр общественной активности: создание детских игровых и дворовых спортивных площадок; патриотическое воспитание населения проживающего на территории Колпашевского района; обустройство мест отдыха населения; организация спортивно-дворовых команд; возрождение национальных традиций населения, проживающего на территории Колпашевского района; лучшая работа по созданию выставок художественно-прикладного направления. Экономический эффект проводимого конкурса в среднем превышает в 5 раз суммы вложенных местным бюджетом средств за счет привлечение внебюджетных ресурсов.

Кривошеинский район

Наряду с политическими партиями, профсоюзными и религиозными организациями в районе зарегистрировано 7 общественных и некоммерческих организаций. Еще 11 общественных объединений не имеют государственной регистрации. Наибольшая положительная динамика общественной активности наблюдается в молодежной среде. Если в 2005 г. на территории района действовала только 1 детская организация, то на сегодняшний день зарегистрированы 2 общественных организации и 9 молодежных инициативных групп. Общее количество участников молодежного движения составляет 916 человек. В районе активно работает Молодежный парламент, который в 2009 г. организовал сбор средств и игрушек для детей из детского сада в с. Малиновка, провел ряд акций по популяризации здорового образа жизни. На базе филиала Томского экономико-промышленного колледжа работает дискуссионный клуб, на котором молодые люди выражают свою точку зрению на происходящие события.

Начиная с 2006 г. с целью вовлечения широких слоев населения в процессы самоуправления реализуется целевая программа «Развитие общественных инициатив на территории Кривошеинского района». За это время было проведено 4 конкурса социальных проектов «Инициатива», реализация которых позволила вовлечь в местное самоуправление значительное число граждан в разных поселениях района, появились новые услуги для пенсионеров, малоимущих граждан и молодежи. В 2009 г. на реализацию социальных проектов в бюджете района было заложено 200 тыс. рублей, однако, проектные коллективы смогли привлечь дополнительно еще 320 тыс. руб. Реализованные проекты связаны с благоустройством территорий общего пользования, адресной помощью пенсионерам и ветеранам, профилактикой правонарушений среди трудных подростков.

На сегодняшний день в каждом поселении района есть инициативная группа граждан, владеющая техниками эффективного взаимодействия между властью и общественностью. Помимо участия инициативных групп в целевой программе, наблюдается рост активности организаций и учреждений социальной направленности в привлечении внешних ресурсов. Так, в 2009 г. психолого-педагогическая служба выиграла грант в конкурсе «Достойную рекламу детским телефонам доверия», МОУ «Кривошеинская СОШ» стала победителем конкурса, проводимого Фондом поддержки детей, выиграв 700 тыс. рублей и в настоящее время реализует проект «Фабрика мастеров». Детская общественная организация «Планета счастья» реализовала проект «Дед Мороз и компания».

Таким образом, в районе активно задействованы молодежные инициативы, однако, граждане среднего и старшего возрастов принимают участие в меньшей степени, что особенно заметно при проведении публичных слушаний. Тем не менее, на территории Кривошеинского сельского поселения удалось создать инициативные советы граждан, Ассоциацию собственников жилья. Одной из активных форм общественного участия стали уличные комитеты, действующие на территории Красноярского сельского поселения. Члены 27 уличных комитетов стали активными помощниками администрации поселения в решении вопросов незаконной торговли спиртными напитками, соблюдения правил пожарной безопасности, поддержки санитарного состояния улиц, усадеб, ремонта дорог. При территориальных пунктах милиции работают советы общественности. В районе их создано 4, их основная задача заключается в профилактике правонарушений на территории поселений.

Невысокую активность в поддержке общественных инициатив проявляет малый и средний бизнес. На сегодняшний день активность ограничена предоставлением небольших подарков и сувениров для проведения культурно-массовых мероприятий, бизнес редко становится инициатором социально значимых акций.

Молчановский район

Общественное участие в Молчановском районе сосредоточено на помощи ветеранам, организации спортивных мероприятий по месту жительства, военно-патриотической работе, культурных событиях и детском волонтерском движении на базе школ и учреждений дополнительного образования. В течение последних нескольких лет в районе не отмечены тенденции к нарастанию гражданской активности: как официальные НКО, так и неформальные общественные группы остаются неизменны. Однако, в школах Молчановского района все большее внимание уделяется программам, обучающим социальному проектированию, проводится ежегодная «Весенняя неделя добра».

При Главе Молчановского района создан Общественный Совет, заседания которого проводятся один раз в два месяца. В Молчановском районе нет действующих грантовых конкурсов, финансируемых из местного бюджета, тем не менее, малый и средний бизнес принимает участие в благотворительной деятельности социальной направленности.

Первомайский район

В Первомайском районе общественная активность строится вокруг незарегистрированных в Минюсте районных и поселковых Советов ветеранов (6 Советов), общественных групп при централизованной библиотечной системе (11 объединений), централизованной клубной системе (40 объединений), районном управлении образования (18 объединений), при краеведческом музее и ПУ-38. Всего в районе известны около 80 различных общественных объединений, численность которых колеблется в пределах 850-1200 человек. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. количество общественных групп возросло на 8. Основными направлениями самодеятельности граждан являются культурные проекты, спортивно-оздоровительное движение, патриотическое воспитание молодежи, рукоделие, совместное проведение досуга. Основная активность исходит от районного и поселенческих советов ветеранов, Педагогического клуба, военно-спортивного объединения «Пантера», клубов «Цветовод», «Хозяюшка» и др.

В 2009 г. на основании договоров о социальном партнерстве предприятия и частные предприниматели оказали общественным инициативам поддержку в реализации социальных проектов, благоустройстве населенных пунктов района, ремонтных и других работах на общую сумму 3,5 млн. рублей. В 2008 г. этот показатель составлял 5,5 млн. руб.

Тегульдетский район

В муниципальном образовании «Тегульдетский район» зарегистрировано 5 общественных объединений, однако, незарегистрированных общественных инициативных групп насчитывается более 30. Общественное участие наиболее заметно в таких сферах как культура, спорт, ветеранское движение, молодёжная политика, охрана общественного порядка, благотворительность и попечительство. В районе приняты целевые программы, направленные на повышение гражданской активности, воспитание патриотизма у подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, развитие массовой физкультуры и спорта. Администрация района стимулирует и поощряет добровольное общественное участие. В 2009 году в рамках Года Молодёжи в районе был объявлен конкурс «Молодой человек года –2009». В шести номинациях победителей поощрили денежными призами.

По районной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тегульдетском районе на 2009-2013 годы» из средств областного бюджета было получено 60 тысяч рублей на развитие центра поддержки предпринимательства – ООО «Бизнес-Центр» и на подготовку, проведение и участие школьников района в олимпиадах и конкурсах, направленных на развитие навыков в сфере предпринимательства. Ряд общественных объединений являются соисполнителями в некоторых муниципальных программах, например районный Совет ветеранов, общество инвалидов, Совет предпринимателей. Необходимо отметить, что представители малого и среднего бизнеса района регулярно участвуют в поддержке общественных инициатив. Ни одно значимое мероприятие в районе не проходит без финансовой поддержки предпринимателей.

В каждом сельском поселении района уже не первый год при участковых пунктах милиции работают Советы общественности, которые оказывают неоценимую помощь органам местного самоуправления в охране общественного порядка и профилактике правонарушений.

Одним из значимых событий 2009 г. для общественности района стало награждение Дипломом III степени в конкурсе среди муниципальных образований «Сохранение и использование культурного наследия территории». Награждение состоялось в рамках форума «Культурное наследие Томской области».

Томский район

В Томском районе действует Совет общественности при Главе Томского района (Главе Администрации) – постоянно действующий совещательный орган, целью которого является улучшение связей общественности Томского района с органами местного самоуправления, учет интересов населения при решении вопросов местного значения. Основное направление деятельности Совета – обсуждение и участие в слушаниях по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и интересы жителей района. В обязательном порядке Совет участвует в обсуждении проекта бюджета Томского района и отчета об его исполнении. Общественные объединения ветеранов, инвалидов, афганцев, многодетных семей, молодежные организации являются соисполнителями таких районных программ как «Улучшение демографической ситуации муниципального образования «Томский район» на 2008-2012 годы», «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Томского района на 2008-2010 годы». К проектам, направленным на повышение гражданской активности, необходимо отнести районные этапы конкурсов «Молодые лидеры России», «Я – гражданин России», обучающую программу «Развитие молодежного предпринимательства в сельской местности», семинары для предпринимателей.

В 2009 г. получила свое развитие адаптационная программа для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата «Служба спасения от одиночества», подпрограмма «Адаптация детей-инвалидов в здоровое общество сверстников средствами культуры и искусства», подпрограмма «Гарденотерапия», а также программу «Сказка и рогоза» для развития мелкой моторики рук детей-инвалидов. На общественных началах была реализована программа «Семья традициями крепка», продолжение получили историко-экологические маршруты «Музей истории г. Томска – Лагерный сад – Ярское», «Музей истории г. Томска – Лагерный сад – Нагорный Иштан». От международных фондов и российских грантовых программ получили поддержку в 2009 году программы «Служба спасения от одиночества» и «Сказка из рогоза».

Общественная организация «Горница» объединила многие направления творческой деятельности детей и их родителей по всей территории Томского района. Деятельность организации направлена на создание культурно-образовательного пространства для семей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных, неполных, опекунских, дезадаптированных семей. Дети из организации осуществляют волонтерскую деятельность по помощи престарелым людям, инвалидам. Ведется большая работа с детьми-инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата (и не только), организуются встречи, конкурсы, концерты в обществе со здоровыми людьми. Организация устанавливает на дому у малоподвижных детей компьютеры для связи с внешним миром, разрабатывает и внедряет различные программы, направленные на поддержку детей с особенностями развития.

В Томском районе продолжил свою работу Школьный парламент, основная цель которого заключается в защите прав и интересов молодежи. Депутаты парламента избираются сроком на 2 года. Ежегодно депутаты парламента обучаются в летнем лагере Актива и Академии Лидерских Наук. Парламент участвует в экологических и просветительских акциях, а также в конкурсах всероссийского и регионального уровня.

Шегарский район

На территории Шегарского района на конец 2009 г. зарегистрированы 5 общественных организаций: Общественная организация «Шегарское районное общество охотников и рыболовов», Шегарская районная организация ТРО общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Общественная организация Шегарского района Томской области «Рука в руке», Шегарская районная организация ТРО общественной организации инвалидов «Союз «Чернобыль» России». Также на территории осуществляет свою деятельность Шегарская районная организация общероссийской политической общественной организации «Единство». Численность НКО на протяжении многих лет остается стабильной. Общественное участие проявлено в основном в организации культурных и спортивных событий, а также в мероприятиях, посвященных памятным датам.

В иных районах Томской области общественное участие выражено в меньшей степени, а его направления в той или иной степени повторяют сделанный выше обзор.

Общественное участие в сельских районах Томской области неравномерно. Гражданская активность на селе имеет ряд существенных отличий от городов, что обусловлено спецификой удаленности, малонаселенности и затрудненности общественной коммуникации. Сельское население в большей степени ориентировано на традиционные формы общественной активности: культурный и спортивный досуг, организуемый администрациями поселений, творческими работниками и спортивными инструкторами. Гражданское участие в большей степени сводится к деятельности клубов по интересам, однако, заметно возрастает роль общественных организаций, в фокусе которых работа с дезадаптированными семьями, профилактика наркомании, пьянства и иных социальных болезней. Некоторые из сельских НКО имеют собственные авторские разработки и выступают в качестве профессиональных методических площадок по решению острых социальных вопросов на всероссийском уровне (например, шегарская организация «Рука в руке»). Тем не менее, уровень местной организационной и ресурсной поддержки общественных организаций является крайне низким, что не позволяет их лидерам брать на себя решение по-настоящему серьезных, застарелых социальных проблем.

Не первый год при подготовке настоящего доклада Общественная палата Томской области сталкивается с отсутствием не только аналитики, но и базовой информации, статистики по общественному участию во многих муниципальных образованиях. По всей видимости, этот факт говорит о том, что в системе местного самоуправления аспект гражданской активности и вовлечения далеко не всегда рассматривается в качестве ключевого. Кроме того, готовность населения брать на себя инициативу и ответственность в реализации своих идей все еще крайне низкая. Усугубляется эта ситуация снижением доходов всех уровней бюджетов в связи с экономическим кризисом и невозможностью внедрения для большинства территорий таких надежных инструментов повышения активности как, например, конкурсы социальных проектов.

В настоящий момент из всех муниципальных образований Томской области только в г. Томске развитие местного сообщества является приоритетным стратегическим направлением, включенным в долгосрочную программу социально-экономического развития. Еще в нескольких муниципалитетах приняты программы «Развития общественных инициатив». Общественная палата Томской области рекомендует муниципальным образованиям Томской области принимать и реализовывать собственные программы, в которых предусмотрены хорошо зарекомендовавшие себя организационные формы работы с общественностью.

Заключение

К основным выводам, подводящим итог развитию гражданского общества Томской области в 2009 году, можно отнести следующие:

1. Как и годом ранее основной проблемной зоной остается устойчивость сектора общественных организаций. В данном направлении затруднительно назвать какой-то очевидный механизм, внедрение которого приведет к однозначному снижению данной проблемы. Основными затруднениями для устойчивой деятельности НКО согласно опросу руководителей являются вопросы материально-финансового обеспечения, слабая и бессистемная поддержка со стороны спонсоров, нехватка транспортных средств, невозможность получить у муниципалитета помещение на безвозмездной основе и другие. Руководители НКО ждут помощи в решении проблем своих организаций, прежде всего, от местной власти; в меньшей степени от властей регионов и отчасти надеются на помощь федеральных органов власти. В кризис надежда на специальные обеспеченные ресурсами бюджетные программы остается очень слабой. Тем не менее, для полноценной работы одной общественной организации нужны довольно серьезные ресурсы: необходимо содержать постоянный штат сотрудников, обеспечивать минимальные потребности офиса в коммуникациях, оплачивать аренду помещения. В течение года одна НКО на программную деятельность расходует от 600 000 руб. и более. Сегодня при финансировании через действующие муниципальные и областные конкурсные программы общественные организации могут зарабатывать в среднем от 20 до 60 000 руб. за один победивший проект (максимальный «минимум» гранта в Томской области предлагает Департамент по вопросам семьи и детей – 200-300 000 руб. за проект). Следовательно, для обеспечения собственной устойчивости НКО в течение года должны реализовывать от 10 до 30 проектов. Конечно, подобный размах деятельности не под силу даже самым сильным организациям.

Самый ресурсным на сегодняшний день из «внешних» финансовых механизмов поддержки гражданского общества является федеральный грантовый конкурс, однако, из этого источника ежегодно в Томскую область направляются ресурсы, рассчитанные на реализацию лишь 5-10 проектов, что явно не решает проблему выживания всего общественного сектора. Грантовые программы крупного бизнеса работают только в отдельных муниципалитетах Томской области, причем от случая к случаю. Следовательно, выход из ситуации видится лишь в правильно организованном фандрайзинге, т.е. системной и профессиональной деятельности по привлечению средств от населения, частных и корпоративных спонсоров, навыками которой должен обладать каждый руководитель НКО. Государственная поддержка на инфраструктурном уровне может быть выражена в организации полноценной образовательной программы для лидеров и активистов общественных организаций. Запрос на специальные знания, требующиеся в сфере работы с общественностью, исходит от НКО самой различной направленности. Сотрудникам организаций не хватает знаний в вопросах фандрайзинга, координации со СМИ, создания ярких культурных и общественно-просветительских событий, бухгалтерского учета благотворительных и целевых средств. Создание инфраструктурного образовательного проекта «Школа НКО» с привлечением успешного опыта и обладающих им экспертов поможет создать в Томской области крепкий костяк общественных организаций, умеющих диверсифицировать свою деятельность и услуги, ориентироваться на разные источники ресурсов.

2. Кризис существенно не повлиял на динамику гражданской активности. Как и ожидалось, несколько выросло количество протестных акций, достигнув отметки 2007 года. Количество зарегистрированных НКО осталось в пределах 2008 г., зафиксированная динамика несущественна. Однако, несколько тревожным симптомом является снижение количества сотрудников НКО, усугубляющее проблему устойчивости общественного сектора. Согласно общероссийским данным в каждой 4 НКО прошли сокращения.

3. Наиболее развитым механизмом развития гражданского общества в Томской области являются общественные совещательные структуры при органах власти. Тем не менее, именно публичную политику общественные организации, органы власти и структуры бизнеса, воспринимают рассогласованно, преимущественно оценивая переговорный процесс пессимистично. Без создания в Томской области реальных диалоговых механизмов вряд ли удастся сблизить позиции различных секторов общества, а значит, и выработать пути устранения «разрывов» и поиска совместных стратегий развития. Позитивным шагом, опробованным в 2009 г. Администрацией Томской области, является создание механизма прямого доверительного диалога первых лиц с общественными организациями. Результативность переговорных площадок должна измеряться внедрением достигнутых договоренностей и принятых решений в реальную жизнь, только в этом случае качество публичной политики получит позитивную оценку общественных лидеров.

4. Необходимо формировать актуальную повестку дня для НКО, взаимодействующих с профильными Департаментами власти. Сегодня нет базовых концепций взаимодействия НКО и органов власти в решении конкретных вопросов развития Томской области (как текущих проблемно-кризисных, так и стратегически перспективных). Нужно инициировать процесс создания таких концепций и планов: как НКО, так и профильные департаменты власти должны понимать на какую конкретную цель они совместно работают, что является приоритетом, какая деятельность дает перспективное стратегическое развитие и какие общественно-полезные продукты из нее возникают.

При написании доклада были использованы

следующие источники

  1. Отчет по результатам исследования, посвященного анализу ситуации в области работы некоммерческих организаций в Томской области, подготовленного Томским областным благотворительным общественным Фондом «Сибирь-СПИД-помощь», 2007г.

  2. Отчет по результатам исследования, посвященного анализу ситуации в области работы некоммерческих организаций в Томской области, подготовленный Томским областным общественным фондом «Центр общественного развития», 2009 г.

  3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. – М.: Общественная палата Российской Федерации, 2009. – 88 с.

  4. Эмпирические исследования гражданского общества: сборник материалов общественных слушаний (24.09.09)/Сост. А.М. Лопухин. – М.: Общественная палата Российской Федерации, 2009. – 152 с.

  5. Ответ Управления Министерства юстиции РФ по Томской области на запрос Общественной палаты Томской области.

  6. Ответ Управления федеральной налоговой службы по Томской области на запрос Общественной палаты Томской области.

  7. Отчет о работе Молодежного парламента Томской области II созыва за 2009 г.

  8. Ответ Государственной думы Томской области на запрос Общественной палаты Томской области.

  9. Отчеты по итогам деятельности Совета общественных инициатив при Государственной думе Томской области.

  10. Ответы Администраций Александровского, Асиновского, Бакчарского, Верхнекетского, Зырянского, Каргасокского, Кожевниковского, Колпашевского, Кривошеинского, Молчановского, Парабельского, Первомайского, Тегульдетского, Томского, Шегарского районов и городских округов г. Томска, ЗАТО Северск и г. Стрежевого на запрос Общественной палаты Томской области.

  11. Информация об основных мероприятиях, организованных совместно с общественными организациями в 2009 году, по Департаментам социальной защиты населения Томской области, здравоохранения Томской области, вопросам семьи и детей Томской области, молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области, общего образования Томской области, Управления начального профессионального образования Томской области, комитета по высшему и среднему профессиональному образованию, комитета общественной безопасности Администрации Томской области, предоставленная по запросу Общественной палаты Томской области.

  12. Данные экспертного опроса, проведенного ТООФ «Центр общественного развития» среди членов Общественной палаты Томской области, а также представителей региональных общественных организаций.

Оглавление

Наименование разделов доклада страницы

1. Введение 3

2. Гражданское общество и реакция на кризис 3

3. Численность и динамика НКО Томской области 4

4. Механизмы взаимодействия общественных организаций и

государственной власти 6

  1. Межсекторное социальное партнерство и публичная

политика в Томской области 10

6. СМИ как субъекты гражданского общества 13

7. Крупные общественные структуры и переговорные площадки 15

8. Тенденции развития благотворительности в Томской области 22

9. Деятельность общественных организаций в системе социальной

защиты населения 29

10. Общественная активность в решении вопросов семьи и детей 32

11. Деятельность молодежных организаций 36

12. Общественное участие в здравоохранении 42

13. Общественная природоохранная деятельность 47

14. Общественное участие в сфере образования и просвещения 55

15. Общественные инициативы в сфере культуры, укреплении

межэтнического и межконфессионального согласия 63

16. Общественное участие в развитии экономического

потенциала Томской области 69

17. Особенности общественной активности в муниципальных

образованиях Томской области 73

18. Заключение 95

19. Список использованной литературы при разработке доклада 97

20. Оглавление 98

Доклад «О состоянии гражданского общества Томской области в 2009 году» утвержден на пленарном заседании Общественной палаты

Томской области 25 мая 2010 года.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ - 2010

Адрес Общественной палаты Томской области:

634050, г. Томск, пл. Ленина, д.8 а

Телефон/факс: 517 – 254, E-mail: lelik@tomsk.gov.ru

Интернет сайт: www.tomsk.gov.ru

1 Опросы проводились сотрудниками Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики.

2 О методологии проведения обследования и его результатах см.: Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. – 200 с. (Сер. «Мониторинг гражданского общества». Вып. II).

3 Данные социологических исследований, проведенных ГУ-ВШЭ в 2007 и 2009 гг.

4 Социологическое исследование проводилось группой ЦИРКОН (АНО «Социологическая мастерская Задорина»). Опрос руководителей НКО в режиме on-line (в сотрудничестве с компанией OMI Russia).

5 Акрамовская А.Г., Якимец В.Н. АЯ-рейтинг регионов по уровню продвижения механизмов межсекторного социального партнерства //Актуальные проблемы управления – 2007: Материалы 12-й Международной научно-практической конференции; Государственный университете управления. – М.: ГУУ, 2007. – С. 3-10.

6 Подробнее см.: Якимец В.Н. Индекс для оценки и мониторинга публичной политики. В кн.: «Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт взаимодействия». – М.: РАПН, РОССПЭН, 2008. – С.107-121; Никовская Л.И., Якимец В.Н. Публичная политика в современной России: между корпоративно-бюрократическим и гражданско-модернизаторским выбором // «Полития», №1, 2007. – С.30-51.

7 Аналитическое исследование проведено Коммуникационной группой INSIDERS при участии пресс-службы Общественной палаты РФ. Подробнее см.: Динамика позиционирования проблем развития гражданского общества в СМИ в период 2006-2009гг. – М., 2009.

8 «Изучение особенностей медиаповедения жителей Томской области». ВЦИОМ. – М.,2009.

9 Леонова М.В., Якимец В.Н. Индекс оценки полноты и качества обратных связей информационных ресурсов государственной власти. Труды ИСА РАН, т.34. //Инновации в общественной сфере. – М.: ЛКИ, 2008. – С.351-363.

10 См. подробнее /export/sites/ru.gov.tomsk/ru/civil_society/common_organization/institute_interaction/common_chamber/civil_league/2009-08-30.doc

11 Репрезентативный опрос молодежи (14-17 лет) Российской Федерации (2009) и всероссийский репрезентативный опрос населения (2008) проводились сотрудниками Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики при участии Фонда «Общественное мнение».

12 «Итоги переходного периода муниципальной реформы и пути совершенствования местного самоуправления в Томской области». А.М. Емельянов, Председатель Совета муниципальных образований Томской области. /conference.html



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профсоюз Работников Народного Образования и Науки РФ информационно-аналитические материалы

    Аналитические материалы
    О ходе выполнения постановления Исполкома Профсоюза от 8 июня 2010 г. № 1 «О первоочередных мерах профсоюза, его организаций по защите трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования,
  2. Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества томской области томск – 2009 оглавление

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества подготовлен Общественной палатой Томской области на основании требований Закона Томской области от 06.06.2006 № 110-ОЗ «Об Общественной палате Томской области».
  3. Доклад о состоянии гражданского общества

    Доклад
    Межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты по подготовке Доклада: Велихов Е.П. (руководитель группы), Ачкасов Е.Е., Бычков В.В., Глазычев В.Л.
  4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35
  5. Доклад о состоянии (2)

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации”.

Другие похожие документы..