Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Нарастающие темпы компьютеризации уже приблизили время, когда в контакте с компьютерами оказываются не только относительно немногочисленные профессио...полностью>>
'Документ'
Как правило, основную стоимость объекта недвижимости составляет именно земельный участок, для эксплуатации здания необходимо проведение реконструкции...полностью>>
'Документ'
проф. Власов В.В. , доц. Гладков Б.В., доц. Ивашев-Мусатов О.С. , доц. Камзолов А.И., доц. Козко А.И., доц. Кудрявцев Н.Л., доц. Макаров Ю.Н. , проф....полностью>>
'Документ'
море На улице Каштановой Не говорите мне прощай Апина – Женская дружба, Лёха, На теплоходе музыка Электричка А-Студио – Джулия, Нелюбимая Анастасия –...полностью>>

Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества Томской области в 2009 году Томск 2010 Введение

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СМИ как субъекты гражданского общества

Если сравнивать структуру информационного поля, формируемого федеральными, региональными и интернет-СМИ вокруг проблематики гражданского общества, то за последний период (2008-2009гг.) серьезные изменения не выявлены7. Зафиксированная тенденция снижения упоминаемости большинства категорий анализа связана с уменьшением в принципе различных проявлений общественной деятельности, что свидетельствует о том, что мировой экономический кризис в России не стал стимулятором гражданской активности. Так, в период 2008-2009гг. в сегменте интернет-СМИ наблюдается падение упоминаемости по всем направлениям активности общественных организаций. Причем, падение упоминаемости произошло ниже не только уровня 2007-2008гг., но и 2006-2007гг. (кроме направления, отражающего активность профсоюзных организаций).

Заметной тенденцией последних лет становится перенос общественной коммуникации из традиционной медиа-сферы в Интернет и блогосферу. Авторы и читатели блогов испытывают к информации, распространяемой блоггерами, непосредственно находящимися на месте развития событий, больше доверия, чем к информации, распространяемой традиционными СМИ. Авторы доклада о состоянии гражданского общества в РФ за 2009 г. делают вывод, что на современном этапе развития виртуальные социальные сети в целом и блогосфера, в частности, являются альтернативными средствами массовой информации, к которым доверие со стороны большинства пользователей Интернета выше, чем к традиционным СМИ. При этом становится все более заметной роль блоггеров, число постоянных читателей которых превышает 1000 человек. Часто высказанное ими мнение вызывает горячие споры, находит перепечатки и обсуждения в других блогах и сообществах, после чего уже выливается на страницы традиционных медиа. Объектами гражданской коммуникации в социальных медиа чаще других становятся общественно-значимые инфраструктурные, культурные и природные объекты. На втором месте – изменения в законодательстве, на третьем – правонарушения, расследования, суды.

В 2009 г. в Томской области Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен социологический опрос, целью которого стало определение особенностей медиаповедения жителей Томской области8. Согласно полученным данным основным источником получения информации о событиях, происходящих в стране и мире, для жителей области является телевидение (86%). Существенно меньшее количество респондентов получают информацию из газет и других печатных изданий (28%). Далее с небольшим разрывом в 4% - радиоканалы (24%). Пятая часть опрошенных получает информацию из сети Интернет (20%), и относительно небольшой процент жителей в качестве основного источника получения информации указали знакомых и родственников (4%). По сравнению с 2005 годом незначительно увеличилась доля тех, для кого основным источником является радио (на 7%), и значительно - тех, для кого основным источником информации является сеть Интернет (на 15%). Более половины опрошенных (54%) придерживаются той точки зрения, что средства массовой информации нуждаются в более широком контроле государства. И лишь треть населения (33%) полагает, что контроль над СМИ со стороны государства должен быть сведён к минимуму. По сравнению с 2005 г. процент граждан, считающих контроль государства над СМИ необходимым, возрос на 9%. Уровень доверия государственным средствам массовой информации значительно выше по сравнению с частными: половина населения выказывает доверие только им, тогда как только частным – лишь 13%. В одинаковой степени доверяют тем и другим 17% населения и не доверяют СМИ не зависимо от их статуса – 14%. Чаще всего жители области полагают, что томские журналисты работают в интересах власти (35%). Примерно одинаковая доля населения считает, что работники СМИ действуют в интересах населения (29%) и в своих собственных интересах (26%). Мнения о том, что томские журналисты работают в интересах коммерческих структур, придерживаются 19% опрошенных.

Почти пятая часть жителей области (18%) удовлетворены качеством томского телевидения, сопоставимое количество (16%) не удовлетворены актуальностью информации, а так же объективностью материалов. 14% опрошенных не довольны узким спектром предоставляемых для просмотра передач и хотели бы видеть большее разнообразие тем, материалы о региональных событиях, детские и образовательные передачи. У ряда газет заметно снизилось число читателей. Наибольшее предпочтение жители Томской области отдают общественно-политической тематике изданий, включающей темы экономики, образования, политики, спорта, культуры и т.п. – 41%. К менее предпочтительным для жителей области можно отнести популярные газеты (т.н. «желтая пресса») - 20%, издания о здоровье, семье (19%), деловые издания и издания по типу вопрос-ответ с консультациями специалистов (по 18%). Газеты для детей и молодежи, а также посвященные спорту интересны чуть более десятой части жителей области. К видам печатной прессы, которая пользуется наименьшим интересом, относятся рекламная пресса (9%) и посвященная культуре и искусству. 53% населения муниципальных образований Томской области пользуются услугами сети Интернет. За прошедшие три года данный показатель увеличился на 22%. Основным мотивом выхода в сеть Интернет для жителей области является поиск информации по работе или учебе (45%). Чуть меньше жителей преследуют коммуникационные цели: они общаются с друзьями, знакомыми (42%). Далее по распространенности – поиск какой-либо иной интересной информации (39%). Возможность узнать о событиях в стране и мире – на четвертом месте среди причин выхода в интернет (36%). Не менее важен развлекательный аспект (35%). Чем моложе жители, тем более важен для них такой источник получения информации о действиях и решениях властей Томской области, как межличностное общение (родственники и знакомые) (его используют 17% людей до 25 лет и лишь 6% среди тех, кому за 60). Напротив, с возрастом растет интерес к печатным изданиям для получения новостей о работе административных органов (13% у самой молодой группы и 30% у пожилых респондентов).

Очевидно, что с внедрением новых коммуникационных технологий тенденция получения информации из Интернета и виртуального сетевого общения в ближайшее время будет только усиливаться. Это означает, что на разных уровнях как для небольших НКО, так и для региональных органов власти возрастает актуальность задачи усиления информационного присутствия и взаимодействия в сети Интернет, создания удобных для пользователей коммуникационных площадок и сервисов.

Немаловажным аспектом конструктивного межсекторного диалога становится оснащенность официальных региональных Интернет-сайтов механизмами обратной связи и участия граждан в обсуждении и принятии решений. Налаживание этих процессов является ключевой задачей в реализации модели электронного правительства. Один из выводов специального всероссийского исследования, посвященного этим вопросам, выдвигает требование «максимально нарастить число механизмов обратных связей на сайтах, имеющих отношение к здравоохранению, образованию, трудоустройству, деятельности правоохранительных органов и ряда иных областей, значимых для граждан и их объединений9».

Крупные общественные структуры

и переговорные площадки

В Томской области согласно данным Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» (г. Новосибирск) зарегистрировано 20 механизмов развития гражданского общества. К механизмам относятся грантовые конкурсы для НКО, общественные совещательные структуры при органах власти, целевые программы власти по развитию общественного сектора, нормативные документы, поощряющие добровольчество и благотворительность, а также инфраструктурные сервисы (ресурсные центры).

Наиболее развитым механизмом развития гражданского общества в Томской области являются общественные совещательные структуры при органах власти. Однако, согласно данным социологического исследования среди общественных организаций, проведенного в 2009 г. ТООФ «Центр общественного развития», вопросы, которые поднимаются на советах рядом общественных организаций, «буксуют» на протяжении многих лет. 48% НКО оценивают качество диалога с властью негативно против 52% позитивных оценок.

Самыми известными объединениями общественных организаций и общественно-государственными переговорными площадками на областном уровне являются Гражданская лига, Общественная палата Томской области и Совет общественных инициатив. В направлении молодежной политики свою деятельность осуществляет Молодежный парламент Томской области, интересы работающего населения представляет Федерация профсоюзных организаций Томской области, а вопросы старшего поколения поднимаются Советом ветеранов войны, труда и вооруженных сил.

Начиная с 2007 г., в Томской области действует аналог всероссийского гражданского форума – Гражданская Лига Томской области «Власть-бизнес-общество». 30 июня 2009 года совместно с Общественной палатой Томской области, общественностью и бизнес-сообществом, органами государственной власти и местного самоуправления области подготовлено и проведено третье заседание Гражданской лиги, на котором рассмотрено «Взаимодействие власти, бизнеса и общества в вопросах формирования современной молодежной политики в Томской области». Впервые заседание Гражданской лиги проведено в режиме видеоконференции с городами и районами области. По результатам Гражданской лиги была опубликована резолюция. С целью дальнейшего развития и повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-сообщества и общественности в формировании и проведении современной молодёжной политики Гражданская лига Томской области рекомендовала:

  • приступить к развитию инфраструктуры учреждений по работе с молодежью;

  • обеспечить ресурсное наполнение сферы молодежной политики, создав условия для привлечения в эту сферу ресурсов бизнеса, некоммерческого сектора, частных лиц;

  • проводить мастер-классы и стажировки для молодежи на успешных малых и средних предприятиях области;

  • ввести региональные премии и звания для поощрения достижений руководителей научно-технического творчества молодежи, поощрения образовательных организаций, развивающих эти направления, и организаций - партнеров, поддерживающих развитие научно-технического творчества молодежи;

  • разработать стратегию взаимодействия органов власти, общества и СМИ в формировании у населения и молодежи мотивации к здоровому образу жизни, разработать механизм создания и реализации социальной рекламы по формированию здорового образа жизни;

  • способствовать созданию фондов поддержки проектов молодежных и детских общественных объединений;

  • Провести конкурс грантов молодежных социальных инициатив, направленных на формирование конкурентной творческой среды, повышение общественной активности молодежи, выявление инновационных идей по решению проблем, актуальных для молодого поколения.

Здесь приведена лишь малая часть рекомендаций, озвученных во время Гражданской лиги. С полным текстом резолюции можно ознакомиться на сайте Администрации Томской области10. На основании данного документа Губернатор Томской области поручил разработать план мероприятий по выполнению всех рекомендаций Гражданской лиги.

Продолжает свою работу второй созыв Общественной палаты Томской области. В 2009 г. проведены 2 пленарных заседания, 24 заседания Совета Палаты, 22 заседания комиссий, в том числе 9 в расширенном составе, 4 круглых стола и 4 общественных слушания. Общественная палата поднимала такие вопросы как: «О развитии межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений в духе толерантности», «О методической и организационно-правовой помощи общественным организациям, осуществляющих свою деятельность на территории Томской области», «О программе реконструкции Томского Богородице-Алексеевского монастыря», «О введении в программу общеобразовательных учреждений курса «Основы религиозных культур и светской этики» и т.д. Темами общественных слушаний стали такие как: «О роли общественных институтов и органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципальных образований Томской области»; «О положении дел в экономике Томской области и о социальных проблемах, складывающихся в условиях мирового кризиса»; «Оценка воздействия строительства Северской АЭС на окружающую среду»; «О формировании здорового образа жизни и задачах общественного участия в его формировании».

Кроме того, Общественной палатой подготовлен и опубликован ежегодный доклад «О состоянии гражданского общества Томской области», проведена общественная экспертиза ряда областных законопроектов и нормативно-правовых актов, в частности: «О музеях и музейном деле в Томской области», «О реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на территории Томской области», «О коренных малочисленных народах в Томской области» и др. Рабочей группой палаты проведена определенная работа, благодаря которой членом Общественной палаты Российской Федерации третьего состава от межрегиональных и региональных общественных организаций Сибирского федерального округа избран ректор ТПУ П.С. Чубик.

В марте 2009 г. при организационной и информационной поддержке Общественной палаты Томской области была создана Общественная наблюдательная комиссия (ОНК), на которую возложены функции общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. ОНК вошла в комиссию по помилованию Томской области, а также в состав коллегии УФСИН России по Томской области. В ходе общественного контроля мест принудительного содержания ОНК посетила 33 места, в результате которых было подготовлено 14 заключений и рекомендаций администрациям учреждений, проведено 204 беседы в ходе приёма по личным вопросам в местах принудительного содержания, подготовлено и отправлено несколько писем администрациям области и города. Члены ОНК самостоятельно посетили места принудительного содержания свыше 80 раз. Общественная палата Российской Федерации за подписью секретаря общественной палаты РФ Е.П. Велихова выразила общественной наблюдательной комиссии за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Томской области благодарность за большой вклад в дело становления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, совершенствования взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти.

В состав старейшей общественной дискуссионной площадки Совета общественных инициатив при Государственной Думе Томской области сегодня входит 63 человека. В 2009 г. было проведено 4 заседания Совета. Рассматривая вопросы, связанные с положением на рынке труда, членами Совета был предложен ряд мер по преодолению кризисных явлений и стабилизации ситуации в сфере занятости населения. По каждому из предложений членов Совета получен официальный ответ из органов исполнительной власти Томской области. Некоторые предложения нашли отражение в антикризисной программе Администрации Томской области. Предложения Совета также нашли отражение в проекте законов «О противодействии коррупции в Томской области», «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов». Последнее в 2009 г. заседание Совета было посвящено рассмотрению проекта «Кодекс томича», по результатам обсуждения которого была создана рабочая группа по доработке.

Начиная с 2004 г. в Томской области осуществляет свою деятельность Молодежный парламент. Он был создан с целью вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь, защиты и продвижения ее интересов. Этот орган является уникальным институтом гражданского общества на территории Томской области, т.к. в его состав входят молодые лидеры и руководители различных молодежных общественных объединений, студенты томских Вузов, представители профсоюзных организаций, а также молодые предприниматели. В 2009 г., который стал общероссийским Годом молодежи, было проведено 3 собрания Молодежного парламента. На собраниях были подняты и рассмотрены следующие темы:

  • О проблемах и перспективах развития рынка труда молодежи;

  • О работе студенческих отрядов в Томской области;

  • О механизмах поддержки молодежного предпринимательства в Томской области;

  • О строительстве АЭС на территории Томской области;

  • О подведении итогов Года молодежи.

Кроме того, Молодежным парламентом были организованы общественные слушания на тему «Деятельность студенческих отрядов Томской области», первый областной семинар-совещание молодежных парламентских структур, на котором присутствовали представители 13 районных молодежных коалиций. Молодые парламентарии приняли участие в видеоконференции Центральной избирательной комиссии с докладом «Развитие института молодежного парламентаризма в России», а также стали соорганизаторами целого ряда всероссийских и областных конкурсов и фестивалей молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия», «Лидер XXI века», «Мы – команда».

Молодежный парламент наряду с другими общественными переговорными площадками в 2009 г. принимал участие в законотворческом процессе. Общественную экспертизу молодых парламентариев прошли законы «Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 гг.», «Об утверждении областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области на 2006-2010 гг.», «О внесении изменений в Закон Томской области «О государственной молодежной политике в Томской области». Экспертные предложения томской молодежи были направлены в проект федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации».

Продолжена реализация образовательного проекта «Создание молодежных дум в районах Томской области», в рамках которого проведены «Школа современной молодежи», «Молодежная парламентская школа», организован слет молодежи «Будущее Сибири за молодыми». При непосредственном участии членов Молодежного парламента начал работу молодежный портал www.molodoy.tomsk.ru Выпущены 1000 дисков для молодых людей, находящихся в поисках работы в рамках еще одного образовательного проекта «Линия успеха – практические рекомендации тем, кто ищет работу». Помимо этого Молодежным парламентом был организован ряд мероприятий культурно-развлекательного характера для студентов и молодежи г. Томска и Томской области.

Крупнейшей общественной организацией, объединяющей интересы молодых специалистов на селе, является общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи» (РССМ). Основными целями и задачами организации, созданной в конце декабря 2008 года, стала поддержка социальных, творческих, образовательных и предпринимательских инициатив сельской молодежи; содействие социальному, духовному и физическому развитию сельской молодежи, воспитание гражданственности и патриотизма; создание условий для более полного включения сельской молодежи в социально-экономическую, культурную и иную жизнь общества; пропаганда здорового образа жизни, образования и труда; содействие осуществлению мер по развитию сельских территорий, возрождению села, его духовного и культурного наследия, традиций сельской жизни; обеспечение социальных, экономических, организационных, правовых и иных условий для развития молодежной политики в Российской Федерации; взаимодействие с государственными органами и общественными молодежными объединениями, а также обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан; участие в разработке совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами и учреждениями системы мер экономической, организационной, правовой поддержки молодежного предпринимательства, приобщение молодежи к практическому решению социально-экономических, экологических и иных проблем.

В 2009 году накануне 22 июня, Дня памяти и скорби, на томских кладбищах прошла акция по уборке могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. В уборке на Южном кладбище приняли участие волонтеры РССМ, Молодой гвардии, поискового отряда «Патриот», движения «Наши», «Новая молодежь» и «Здоровые университеты». В июне 2009 г. представители РССМ приняли участие в выездном заседании Общественной палаты Томской области в селе Кожевниково. Летом 2009 г. команда сельской молодежи приняла участие в молодежном форуме «Селигер-2009» и представила проект «Строим веСЕЛО», а 27 октября во Всероссийском слете сельской молодежи. Слет проходил в Алтайском крае и собрал более 400 представителей из 23 регионов страны. В насыщенной программе присутствовали круглые столы с лучшими российскими специалистами и выездные совещания в передовые хозяйства. При активном участии РССМ в конце 2009г. был проведен Слет Сельской Молодежи Томской области.

В 2009 году на территории области уставную деятельность осуществляли 7 региональных отделений политических партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Патриоты России», а также созданное в конце 2008 года на базе Демократической партии, «Гражданской силы» и СПС региональное отделение партии «Правое дело». Практически все региональные отделения политических партий приняли активное участие в выборах Мэра Томска в марте 2009 года, а также в подготовке и проведении дополнительных выборов депутата Государственной Думы Томской области, глав и депутатов представительных органов местного самоуправления в ряде районов области, которые проходили в единые дни голосования.

5 региональных отделений имеют своих депутатов в Государственной Думе Томской области и представительных органах местного самоуправления. В Государственной Думе Томской области сформировано четыре фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»). Региональное отделение ВПП «Единая Россия» представляет Томскую область в высшем законодательном органе страны двумя депутатами: М. Коробовым и А. Губкиным. Региональные отделения в своей деятельности соблюдают положения Кодекса этики, разработанного руководителями отделений политических партий, входивших в состав Политического консультативного совета при Губернаторе Томской области. Руководители 5 региональных отделений вошли в состав Совета по содействию развитию институтов гражданского общества при Губернаторе Томской области, созданного распоряжением Губернатора № 275-р от 21.09.2009 года.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профсоюз Работников Народного Образования и Науки РФ информационно-аналитические материалы

    Аналитические материалы
    О ходе выполнения постановления Исполкома Профсоюза от 8 июня 2010 г. № 1 «О первоочередных мерах профсоюза, его организаций по защите трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования,
  2. Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества томской области томск – 2009 оглавление

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества подготовлен Общественной палатой Томской области на основании требований Закона Томской области от 06.06.2006 № 110-ОЗ «Об Общественной палате Томской области».
  3. Доклад о состоянии гражданского общества

    Доклад
    Межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты по подготовке Доклада: Велихов Е.П. (руководитель группы), Ачкасов Е.Е., Бычков В.В., Глазычев В.Л.
  4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35
  5. Доклад о состоянии (2)

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации”.

Другие похожие документы..