Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Асоциальное поведение - (от α - отрицательная приставка и лат. socialis - общественный) поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, вы...полностью>>
'Документ'
Аннотация. Рассмотрены причины искажения представлений о природе электромагнитных волн, сложившиеся в современной физике. Дано объяснение наблюдаемым...полностью>>
'Документ'
Необходимость анализа положения молодежи на рынке труда Волгоградской области обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые лю...полностью>>
'Учебный курс'
Электронный учебный курс «Химия общая и неорганическая» является дополнением к учебно-методическим средствам обучения и предусмотрен для изучения с и...полностью>>

Программа учебной дисциплины является частью магистерской программы «Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности» по направлению 010500. 68 (510200) (2)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа учебной дисциплины

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ

Программа учебной дисциплины является частью магистерской программы «Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности» по направлению 010500.68 (510200) «Прикладная математика и информатика».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель дисциплины – сформировать у студентов-магистрантов комплекс теоретических знаний и практических навыков использования современных интеллектуальных информационных систем в экономике.

Задачи дисциплины – научить студентов принципам применения интеллектуальных информационных систем в профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Применение интеллектуальных информационных систем в экономике» студент-магистрант должен

знать:

  • принципы построения, структуры и области применения интеллектуальных информационных систем в экономике;

  • современное состояние разработки и применения инструментальных и программных средств интеллектуальных информационных систем в области моделирования экономических процессов;

уметь:

  • формировать концептуальную модель экономического процесса в определенной предметной области ;

  • выбирать адекватную экономическую модель представления знаний в интеллектуальной информационной системе для задачи управления экономическим процессом в конкретной предметной области.

  • применять выбранную модель к основным расчетам в сфере экономики.

получить навыки:

  • разработки математического и программного обеспечения интеллектуальных информационных систем и технологий;

  • использования специализированных программных сред для решения задач в области моделирования и управления экономическими процессами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Объем аудиторных занятий в часах

Объем

сам. раб. студентов

(в час.)

лекции

лаб.

раб.

пр.

зан

сем.

зан.

Итого

Введение. Интеллектуальные информационные системы. Основные направления и принципы построения искусственного интеллекта. Аппаратные и программные средства моделирования принятия решений. Применение в экономике.

1

-

2

-

3

15

Тема 1. Интеллектуальные информационные системы, основанные на представлении и обработке знаний. Модели и алгоритмы вывода решений и обработки знаний.

1

-

2

3

12

Тема 2. Моделирование экономических процессов методами технологии обработки знаний.

1

-

-

2

3

12

Тема 3. Искусственные нейронные сети. Нейросетевые модели и технологии обработки информации.

1

-

-

2

3

12

Тема 4. Моделирование экономических процессов методами нейронных сетей.

1

-

-

2

3

12

Тема 5. Интеллектуальные мультиагентные системы в экономике. Эволюционные алгоритмы и прогнозирование.

1

-

-

2

3

12

Тема 6. Применение специализированных программных средств для моделирования и анализа экономических процессов и принятия решений в экономике.

1

-

2

3

12

Всего:

7

-

1

14

22

85

Формы итогового контроля:

Курс. работа (проект)

Контр. работа

Зачет

Экзамен

Семестры:

-

-

2

-

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Введение. Интеллектуальные информационные системы. Основные направления и принципы построения.

Информационные потоки, компьютерная обработка информации. Разработка информационных систем управления, информационных технологий.

Человеческий фактор информационных технологий управления, роль информационных технологий в повышении качества управленческих решений.

Основные понятия и терминология: искусственный интеллект, интеллектуальные информационные технологии (ИИТ), интеллектуальные информационные системы (ИИС).

История появления и развития ИИТ. Классификация ИИС. Основные направления исследований, разработки и применения: логическое и нейрокибернетическое. Характеристика этапов создания ИИС. Современные направления разработки и сферы применения ИИС. Характеристика программных и аппаратных средств разработки современных ИИС.

Практическая работа:

Характеристики современных программных и аппаратных средств ИИС для решения задач в сфере экономики

Тема 1.. Интеллектуальные информационные системы основанные на представлении и обработке знаний. Модели и алгоритмы вывода решений и обработки знаний.

Понятие категории «знания». Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знания. Декларативная и процедурная формы представления знаний. Формализованная модель знаний. Классификация и характеристики основных моделей знаний (продукционной, логической, фреймовой, семантических сетей). Основные понятия о логической модели знаний и средствах ее построения (синтаксис и семантика языка Пролог).

Основные понятия логического вывода: формальная система, исчисление, аксиоматический метод, правило вывода. Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС. Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии. Понятие логического программирования. Основы формализации логического вывода решений и логического программирования на языке Пролог. Метод резолюций в логическом выводе. Язык логического программирования Пролог как инструмент создания приложений искусственного интеллекта и универсальная среда разработки экспертных систем.

Практическая работа:

Применение алгоритма ДСМ-метода индуктивного вывода в задачах экономического анализа.

Тема 2. Моделирование экономических процессов методами технологии обработки знаний.

Основные модели и алгоритмы вывода решений. Основные направления формализации недостоверных и неточных знаний в «неклассической логике» (логики модальная, немонотонная, вероятностная). Использование аппарата теории вероятностей (формула Байеса). Основные понятия нечеткой логики Л.Заде: лингвистическая переменная и функция принадлежности. Основные операции над нечеткими множествами («мягкие вычисления») и их моделирование.

Практическая работа:

Прогнозирование развития предприятия с применением интеллектуальной системы на базе нечеткой логики.

Тема 3. Искусственные нейронные сети. Нейросетевые модели и технологии обработки информации.

Основные понятия и принципы построения. Модели и алгоритмы вывода решений и технологии обработки информации. Методы обучения нейронных сетей.

Практическая работа:

Моделирование финансового рынка в режиме самообучения нейронной сети.

Тема 4. Моделирование экономических процессов методами нейронных сетей.

Построение моделей нейронных сетей для задач прогнозирования и классификации. Решение задач классификации и прогнозирования с использованием технологии нейронных сетей. Отбор переменных и понижение размерности. Представление данных и выделение полезных данных.

Практическая работа:

Построение моделей нейронных сетей для задач прогнозирования и классификации.

Тема 5. Интеллектуальные мультиагентные системы в экономике. Эволюционные алгоритмы и прогнозирование.

Понятия эволюционного моделирования (ЭМ). Основные направления ЭМ: генетические алгоритмы, эволюционные стратегии, эволюционное программирование, классифицирующие системы, интеллектуальные мультиагентные системы. Программные средства эволюционного программирования. Примеры практического применения в экономических и социальных системах.

Практическая работа:

Оптимальное распределение работ (информационных ресурсов и услуг) предоставляемых в сети Интернет при создании виртуального предприятия.

Тема 6. Применение специализированных программных средств для моделирования и анализа экономических процессов и принятия решений в экономике.

Моделирование задач экономического анализа в среде программирования Visual Prolog.

Моделирование задач анализа прогнозирования временного ряда с использованием программного пакета MATLAB Neural Networks Toolbox.

Применение нейросетевого пакета STATISTICA для моделирования финансовых рынков.

Моделирование финансового рынка для решения задач прогнозирования и классификации. Создание набора данных. Создание, запуск и обучение сети. Моделирование задач анализа прогнозирования временного ряда в программном пакете STATISTICA.

Роль и значение информационных технологий в принятии управленческих решений. Методология и инструментальная база технологии знаний. Роль и значение консалтинга в создании условий эффективного управления предприятием. Особенности экспертной системы, предназначенной для аналитиков предприятия. Построение системы управления предприятием на основе технологии знаний.

Практическая работа:

Анализ демонстрационных программ интеллектуальных информационных технологий с примерами задач в сфере экономики.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА-МАГИСТРАНТА

Самостоятельная работа магистранта по дисциплине включает:

  • изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора, повторение и углубленное изучение лекционного материала;

  • изучение теоретических разделов дисциплины с использованием прилагаемого списка основной и дополнительной литературы и подготовку к практическим занятиям;

  • выполнение практических работ с анализом результатов и подготовкой отчета;

  • подготовку к зачету.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

  1. Текущий контроль:

  • отчет по результатам выполнения практических занятий;

  • рубежный контроль.

  1. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

  • зачет проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие «Интеллектуальная Информационная Система - ИИС». Истории и этапы развития исследований в области ИИ.

  2. Современные направления разработки и сферы применения ИИС.

  3. Основные понятия о технологии и методах решения задач в ИИС.

  4. Характеристики наиболее известных инструментальных и программных средств построения ИИС.

  5. Понятия «экспертная система» и «знания». Классификация, назначение и области применения ЭС.

  6. Структура ЭС и функции, выполняемые ее компонентами.

  7. Основные принципы построения программ ЭС, обеспечивающие технологию логического вывода в решения задач.

  8. Основные этапы создания ЭС и инструментальные средства их разработки.

  9. Понятие и значение категории знания в интеллектуальных информационных технологиях. Характеристики, определяющие классификацию знаний.

  10. Формализованная модель знаний. Классификация и характеристики основных моделей знаний, используемых в современных ИИС.

  11. Современные направления представления и формализации знаний в ИИС.

  12. Логическая модель знаний и средствах ее построения (синтаксис и семантика языка логики).

  13. Основные понятия и термины логического вывода в формальных системах: «формальная система», «исчисление», «аксиоматический метод», «правило вывода».

  14. Методе резолюций в исчислении высказываний и исчислении предикатов.

  15. Логические принципы построения и выполнения программы решения задачи на языке логического программирования Пролог.

  16. Основы программирования на языке Visual Prolog.

  17. Формализация недостоверных или неточных знаний: основные понятия, терминология, и характеристики.

  18. Байесовский метод получения вывода решения задачи в системах ИИ

  19. Основные положения аппарата нечеткой математики и виды функций принадлежности. Отличие операций выполняемых на базе правил нечеткой логики от операций для четких множеств.

  20. Структура и принцип работы системы, построенной на базе нечеткой логики.

  21. Основные положения аппарата нечеткой математики и виды функций принадлежности. Отличие операций выполняемых на базе правил нечеткой логики от операций для четких множеств.

  22. Структура и принцип работы системы, Базы знаний и их классификация. Понятие адаптивной информационной системы.

  23. Основные задачи, методы и стратегии получения и структурирования знаний при разработке ЭС.

  24. Методы автоматизации разработки базы знаний.

  25. Понятия «система управления знаниями» и «хранилище данных». Методы обработки данных в системах управления знаниями.

  26. Принципы организации и функционировании мозга человека в сопоставлении их с принципами построения и функционирования современного компьютера.

  27. Описание и схематическое изображение модели математических нейронов составляющих нейронную сеть.

  28. Персептрон Ф. Розенблата и правила (алгоритмы) его обучения.

  29. Направления практического использования нейросетевых технологий.

  30. Основные алгоритмы поиска решения, используемые в искусственных нейронных сетях (обобщенное правило и правило обратного распространения ошибки).

  31. Правило Хебба обучения нейронной сети.

  32. Дельта-правило обучения нейронной сети.

  33. Алгоритм обратного распространения ошибки.

  34. Однослойные и многослойные нейронные сети.

  35. Рекуррентные и самоорганизующиеся нейронные сети.

  36. Вероятностные и обобщенно-регрессионные сети.

  37. Этапы построения нейронной сети и методы ее обучения.

  38. Направления практического использования нейросетевых технологий.

  39. Основные алгоритмы поиска решения, используемые в искусственных нейронных сетях (обобщенное правило и правило обратного распространения ошибки).

  40. Понятие «активационная функция». Виды активационных функций и их характеристики.

  41. Модель нейронной сети Хопфильда.

  42. Модель нейронной сети Кохонена. Правило обучения сети.

  43. Саморганизующиеся карты Кохонена. Использование для мониторинга банковской системы.

  44. Модель стохастического обучения нейронной сети. Последовательность шагов обучения.

  45. Принципы организации нейронных сетей, имеющих сложные структуры. Их классификация и схемы.

  46. Принципы проектирования и методы обучения нейронных сетей.

  47. Понятие «активационная функция». Виды активационных функций и их характеристики.

  48. Принципы организации нейронных сетей, имеющих сложные структуры. Их классификация и схемы.

  49. Принципы проектирования и методы обучения нейронных сетей.

  50. Искусственные нейронные сети. Области применения в экономике.

  51. Эволюционное моделирование: история развития идей и эволюционных методов. Основные направления эволюционного моделирования.

  52. Понятие генетического алгоритма: используемая терминология, основные отличия генетических алгоритмов от других алгоритмов оптимизации.

  53. Генетический алгоритм отбора входных данных.

  54. Мультиагентные системы (МАС): основные понятия и характеристики. Примеры применения МАС.

  55. Мультиагентные системы поиска информации. Преимущества поисковых МАС перед традиционными средствами.

  56. Понятие нейросетевой нечеткой системы и области ее преимущественного практического применения.

  57. Функции принадлежности и логические операторы в нейросетевой нечеткой системе.

  58. Особенности организации нечеткого вывода с использованием нейронных сетей.

  59. Особенности алгоритма обучения нечеткого персептрона.

  60. Аппаратная и программная реализация нейрокомпьютеров и нейронных сетей.

  61. Назначение, основные характеристики и возможности моделирования прикладных задач с использованием программного пакета STATISTICA Neural Networks (STNN).

  62. Решение задач анализа прогнозирования временного ряда в программном пакете STATISTICA.

  63. Назначение, основные характеристики и возможности моделирования прикладных задач с использованием программного пакета MATLAB Neural Networks Toolbox.

  64. Особенности и основные характеристики системы MATLAB и ее пользовательского интерфейса.

  65. Основные направления и сферы применения нейрокомпьютеров.

  66. Понятие, задачи и возможности консалтинга в управлении предприятием.

  67. Особенности ЭС, используемой аналитиком в процессе управления предприятием.

  68. Характеристика информационной структуры ЭС, предназначенной для решения задач управления предприятием.

  69. Основные виды моделей и инструментальных средств, используемых в технологиях системного анализа.

  70. Характеристики наиболее известных инструментальных и программных средств построения ИИС.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Балдин, К. В. Информационные системы в экономике : учеб. / К. В. Балдин, В. Б. Уткин. - 5-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2008.

  2. Новые информационные технологии : учеб. пособие / ред. В. П. Дьяконов. - М. : СОЛОН-ПРЕСС, 2005.

  3. Романов, В. П. Интеллектуальные информационные системы в экономике : учеб. пособие / В. П. Романов. - 2-е изд., стер. - М. : Экзамен, 2007.

  4. Саак, А. Э. Информационные технологии управления : учеб. / А. Э. Саак, Е. В. Пахомов, В. Н. Тюшняков. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009.

  5. Ясницкий, Л. Н. Введение в искусственный интеллект : учеб. пособие / Л. Н. Ясницкий. - М. : Академия, 2005.

Дополнительная:

  1. Интеллектуальные информационные системы : метод. указ. по выполнению контр. работы для студентов специальности 351400 "Прикладная информатика (в сфере сервиса)" / авт.-сост. : В. М. Пестриков, И. Ю. Попова. - СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2005.

  2. Уткин, В. Б. Информационные системы и технологии в экономике : учеб. / В. Б. Уткин, К. В. Балдин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  3. Шпаргалка по информационным системам в экономике : экспресс-информация. - М. : Окей-книга, 2006.

  4. Яковлева, А. В. Информационные технологии в экономике / А. В. Яковлева. - М. : Юрайт-Издат, 2005.

  5. Ясницкий, Л. Н. Искусственный интеллект : учеб. пособие / Л. Н. Ясницкий. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Практические работы и семинарские занятия проводятся в компьютерном классе укомплектованном учебно-наглядными материалами и оснащенном соответствующим оборудованием и проекционной техникой.

Составитель: к.т.н., доц. кафедры «Информационные технологии» Е.В. Савин.

Рецензент: к.п.н., проф. кафедры «Информационные технологии» Г.В. Абрамян.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины является частью магистерской программы «Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности» по направлению 010500. 68 (510200) (1)

    Программа
    Программа учебной дисциплины является частью магистерской программы «Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности» по направлению 010500.

Другие похожие документы..