Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В конце XIX в. возникли противоречия между возрастающими масштабами изучения отдельных легкодоступных пещер (которых только в Европе насчитывалось уже...полностью>>
'Документ'
Встречу открыл директор НИЦ МКУР г-н Эсенов П.Э. После приветсвенной речи, участники выразили предложение поменять предварительную повестку и заслушат...полностью>>
'Закон'
Сноска. В тексте слова "посольства или консульские учреждения Республики Казахстан за границей", "посольствах или консульских учреждени...полностью>>
'Лекция'
Отнесем точку А пространства к натуральной системе координат OXYZ (рис.53). Построим горизотальную проекцию а и тем самым закрепим поло­жение точки А...полностью>>

Министерство образования Московской области гоу дод мо «Центр развития творчества детей и юношества» Отдел мониторинга и программно-методической поддержки Анкетирование. Основные правила составления анкет (методические рекомендации)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Московской области

ГОУ ДОД МО «Центр развития творчества детей и юношества»

Отдел мониторинга и программно-методической поддержки

Анкетирование. Основные правила составления анкет

(методические рекомендации)

Составитель:

методист Козловцева О.С.

Москва - 2010

Аннотация

Рекомендации посвящены анкетированию и основным правилам составления анкет. Данная разработка, включившая в себя обобщенный положительный опыт предыдущих исследователей, предназначена в помощь специалистам, занятым в системе дополнительного образования детей и призвана облегчить процесс составления анкет.

Сведения об авторе:

Козловцева Ольга Сергеевна, методист отдела мониторинга и программно-методической поддержки.

Телефон: (499) 150-18-15

Пояснительная записка

Анализ работы специалистов отдела мониторинга и программно-методической поддержки ГОУ МО ЦРТДЮ по разработке инструментария мониторинговых исследований, а также консультативные обращения специалистов Центра и УДОД Московской области по вопросам проведения анкетирования и процессу разработки анкет вызвали необходимость создания данных методических рекомендаций. Целью которых является оказание методической помощи специалистам системы дополнительного образования детей при разработке анкет и проведении процедуры анкетирования.

Был проведен анализ работ различных авторов по социологии, психологии и маркетингу в результате которого выделены основные аспекты, как самой процедуры анкетирования, так и процесса составления анкет в частности. Составителем данных методических рекомендаций сформулированы основные правила, о которых нельзя забывать при составлении анкет. Они представлены в данном документе в виде примечаний.

В любом опросе до начала его проведения необходимо продумать и оценить следующие факторы:

  • главный вопрос (или вопросы), на который надо получить ответ, - цель опроса;

  • затраты, которые придется произвести для получения результатов;

  • техника и форма проведения опроса;

  • продолжительность исследования;

  • надежность и точность полученной информации;

  • методы обработки получаемой информации;

  • форма представления результатов.

В данных методических рекомендациях рассматриваются методы, способствующие практической реализации вышеперечисленных факторов. Они направлены на качественное улучшение методического обеспечения разработки инструментария мониторинговых исследований.

Анкетирование. Основные правила составления анкет

Нельзя начинать разговор о правилах составления анкет, не рассмотрев, что же такое анкетирование, какие виды анкетирования и основные этапы в проведении анкетирования существуют.

1. Что же такое – анкетирование?

АНКЕТИРОВАНИЕ (англ. survey; нем. Befragung) - метод  получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса;  применяется в общественных науках,  при переписях населения, в изучении общественного мнения1.

АНКЕТИРОВАНИЕ - одна из основных разновидностей метода социологического опроса,  при котором общение  между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой2.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

2. Виды анкетирования.

По числу респондентов:

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент);

  • Групповое анкетирование (несколько респондентов). Методическая и организационная разновидность группового анкетирования - аудиторное анкетирование, состоящее в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте охвата:

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки);

  • Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентом:

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

  • Заочное (анкетёр отсутствует):

    • Рассылка анкет по почте;

    • Публикация анкет в прессе;

    • Публикация анкет в Интернете;

    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

3. Этапы проведения анкетирования.

Шаг 1. Выявление цели анкетирования.

Шаг 2. Подбор целевой аудитории.

Шаг 3. Составление анкеты.

Шаг 4. Тестирование анкеты.

Шаг 5. Проведение анкетирования и повторная проверка анкеты.

4. А что представляет собой АНКЕТА?

АНКЕТА - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные3.

Анкета, состоит не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.

Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную. Конечно, достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом.

5. Составление анкет.

Составление анкет - процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов - сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты - как правило, коллективная работа.

Необходимо произвести:

  • постановку целей;

  • анализ вопросов и выдвижение гипотез;

  • формулирование вопросов и вариантов ответов;

  • разработку выборки;

  • выбор способа анкетирования.

Анкета, как правило, состоит из:

  • вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;

  • как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т.д.);

  • затем в анкете идут основные вопросы. Их не должно быть много (на весь опрос не более 15 - 25). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём говорится ниже).

В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

Первый этап в разработке - определение содержания анкеты.

Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок.

Второй этап в разработке анкеты - выбор нужного типа вопросов.

Вопросы могут быть:

1. По форме:

Открытые - позволяют строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме (предполагают произвольный ответ). В таких вопросах отсутствует желание навязать определенный ответ. Информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых. Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.

Кроме того, они могут быть неоднозначно интерпретированы. Поэтому при анкетировании их значительно реже используют.

Закрытые - предусматривают готовые варианты ответов, допускающими обычно лишь ответы "да" или "нет". Респондент, выбравший вариант, который более других соответствует мнению респондента, отмечает его в перечне вопросов галочкой. Если фиксированное количество вариантов ответов составляет два, такой вопрос называется дихотомическим. Другим типом вопросов с фиксированными вариантами ответов является шкала ответов. Например, задан вопрос: как часто вы покупаете ветчину? Варианты ответа:

  • никогда

  • изредка

  • иногда

  • часто

Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком - менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.

Полузакрытые вопросы - содержат наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.

2. По функции вопросы могут быть:

  • основными

  • наводящими

  • контрольными

  • уточняющими и пр.

Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа.

Требования к формулированию вопросов:

  • они должны быть понятны для исследуемой категории людей;

  • лаконичны;

  • исключать двусмысленность в понимании;

  • не раздражать, не унижать достоинства;

  • хорошо и чётко напечатаны.

Самые типичные ошибки при составлении анкет:

1) Скрытая заданность ответа;

2) Сверхдетализованность;

3) Двусмысленность вопросов;

4) Недостаточная различительная сила вопросов.

Последний этап в составлении анкеты связан с определением количества и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов различна для разных типов анкетного опроса.

Примечания:

1. Надо противостоять «синдрому жадности» и не ставить лишних вопросов, без которых можно обойтись. В то же время переупрощение проблемы, постановка ограниченного числа вопросов дает возможность интерпретировать полученные результаты в желаемом направлении.

2. Анкета не должна быть большой и утомительной (не более 20-25 вопросов).

 

3. Следует ограничивать количество открытых вопросов (где требуется вписать свой вариант ответа). Объяснение простое - у всех мало времени, поэтому, либо ответ будет логичным, но бессмысленным (например: "Почему Вы выбрали именно это творческое объединение?" - "Захотел"), либо ответа не будет вообще.

 

4. Опрашиваемый должен просто читать вопросы и обводить подходящие варианты ответов. Это позволит сэкономить время и получить ответы на большинство вопросов. При перечислении вариантов ответов постараться перечислить все возможные, но также избегать бессмысленных.

 

5. Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

 

6. Непосредственно перед началом опроса проведите небольшое тестирование составленной анкеты, желательно не на своих сослуживцах. Достаточно будет десяти заполненных анкет и Вы сможете исправить несколько явных недочетов в анкете.

Использованная литература

  1. Андpеева Г.М., 1979. Лекции по методике конкpетных социальных исследований. - М.: МГУ. - 110 с.

  1. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. - М. 2001.

  1. Большой словарь по социологии, проект .ua

  1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. с. 45.

  1. Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.

Приложение 1

Схема разработки опросного листа

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ:

    1. Какая требуется информация?

    2. Кто является целевым респондентам?

    3. Какой метод сбора информации будет использован при опросе респондентов?

РАЗРАБОТКА ВОПРОСНИКА:

  1. Определить структуру опросного листа.

  2. Сократить вероятность ошибок при заполнении анкет.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ:

  1. Определить вид вопросов: «открытые», «полузакрытые» или «закрытые»;

  2. Предлагать четкие форматы ответов на вопрос;

  3. Определить, какую цель преследует каждый вопрос;

  4. Добиться предельной точности формулировки вопроса;

  5. Предлагаемый набор ответов не должен даже частично пересекаться;

  6. Использовать действующий язык среды исследования;

  7. Не использовать слов и выражений, показывающих пристрастие;

  8. Избегайте вопросов с двойным смыслом;

  9. Предлагайте однозначно-понятные варианты ответов;

  10. Вопросы должны быть реальными и имеющими ответ.

ТЕСТИРОВАНИЕ ВОПРОСНИКА:

  1. Проанализировать всю анкету, согласовать последовательность опроса.

  2. Предварительное тестирование вопросника должно проводиться в условиях и окружении, идентичных проведению основного опроса.

  3. Провести предварительный инструктаж для опрашивающих.

1 Большой словарь по социологии (проект .ua)

2 Социологический словарь (проекта Socium, 2003 г.)

3 Головин С.Ю. Словарь практического психолога.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство культуры астраханской области областной методический центр народной культуры отчет – 2007 г. Астрахань 2008 г

    Публичный отчет
    Отчетный 2007 год был весьма результативным в реализации методического обеспечения социально значимых целевых программ, предполагающих решение актуальных духовно-культурных задач по совершенствованию досуговой деятельности, сохранению
  2. Публичный отчёт «О состоянии и результатах деятельности системы образования городского округа Королёва Московской области в 2007-2008 учебном году» Согласован

    Публичный отчет
    Авторы: Абидуллина Р.З., Астапенко Т.С., Алхимова В.Н., Булаева А.М, Ващенко Н.А., Грищенкова С.А., Дмитриенко С.В., Дунаева Т.В., Захарова М.В., Зорина С.
  3. Правительство московской области комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области

    Доклад
    О состоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области
  4. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  5. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) ЦО № 1438 Западного округа Департамента образования г. Москвы опирается на возрастные особенности младшего школьника.

Другие похожие документы..