Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во исполнение части (2) статьи 189/1 Таможенного кодекса Республики Молдова N 1149-XIV от 20 июля 2 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2 г.,...полностью>>
'Документ'
Самоопределение — это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственн...полностью>>
'Документ'
Глава 1. Предвизантийская эстетика. Раннее христианство. II—III века.Богом освященное творчество В прекрасном камень преткновенья По образу и подобию...полностью>>
'Документ'
Кафедра металловедения цветных металлов НИТУ «МИСиС» приглашает Вас принять участие во II-ой Молодежной школе-конференции «Современные проблемы металл...полностью>>

«Нравственные основы русской семьи»

Главная > Исследовательская работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»

г. Владимира

Исследовательская работа по творчеству А. С. Пушкина на конкурс,

посвященный 210-летию со дня рождения поэта.

Тема: «Нравственные основы русской семьи».

Выполнила:

Учащаяся 8 А класса

Пчелина Татьяна

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Морозова Л. Б.

Владимир 2009

Содержание

  1. Введение ………………………….. ……………………………………..3

  2. Основная часть …………………………………………………………4

  3. Заключение ……………………………………………………………..12

  4. Список литературы ……………………………………………………13

  1. Введение

История старинного пушкинского рода тесно переплетена с историей нашего Отечества, у поэта были все основания гордиться своими предками.

Пушкин с гордостью писал, что происходит «от предков, коих имя встречается почти на каждой странице истории нашей».

Многие страницы отечественной истории отмечены ратными подвигами предков поэта, начиная с битвы великого князя Александра Ярославича со шведами в 1240 году на реке Неве. Особенно отличились предки Пушкина во второй половине XVII – XVIII веках. Ярким представителем Петровской и послепетровской эпохи был Абрам Петрович Ганнибал – любимец и сподвижник Петра I.

Высокой целью своего творчества А. С. Пушкин считал служение России.

Для нас, россиян XXI столетия, обращение к его жизни и произведениям – попытка найти что-то близкое, наиболее важное, ценное, ведь великий поэт и мыслитель способен ответить на вопросы, волнующие нас сегодня, стать источником духовного обогащения и формирования высокой нравственности.

Изучая произведения А.С. Пушкина, я сформулировала для себя основной вопрос: являются ли нормы семейных отношений, существовавших в прошлом, устаревшими, или современной семье, стремящейся к укреплению своих основ, необходим опыт предшествующих поколений?

Цели исследования:

- изучить семейные традиции, существовавшие в России;

- рассмотреть проблему взаимоотношения детей и родителей;

- проследить, к чему приводят нарушения традиций русской православной семьи;

- отойти от некоторого стереотипного восприятия произведений А. С. Пушкина;

- выяснить, как влияет на воспитание попытка перенести несвойственные русской жизни иностранные традиции;

- показать красоту и духовность семейных отношений, существовавших в прошлом, сформулировать принципы культуры семейных отношений русского народа.

  1. Основная часть

Рисунок Татьяны Пчелиной

В творчестве А. С. Пушкина раскрывается во всей красоте и привлекательности жизнь русской семьи, ее незыблемые традиции, культура взаимоотношений, нравственная суть людей.

Жизнь семей в пушкинских произведениях проходит на фоне исторических событий, где участвуют герои, и эти события становятся источником духовного становления молодого поколения.

Повесть «Капитанская дочка» начинается словами: «Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе»1

Миних Бурхард Кристоф (1683 - 1767) – граф, русский военный и государственный деятель, командовал русской армией в русско-турецкой войне 1735 – 1739 гг.

В VII главе «Приступ» Василиса Егоровна, оплакивая своего Ивана Кузмича, «удалую солдатскую головушку», восклицает: «Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие, не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!»

Таким образом, отец Петруши, Андрей Петрович Гринев, и отец Маши, Иван Кузьмич Миронов – участники одной военной кампании (русско-турецкой войны 1735 – 1739 гг.). И Петр Гринев, выполняя наказ отца «беречь честь смолоду», в свои 18 лет храбро сражается против Пугачева.

А. С. Пушкин постоянно вкрапляет историю в жизнь героев, и это не просто фон, а средство характеристики.

«Гусарский полковник Бурмин с Георгием в петлице» был ранен в 1812 году. Герой этого же произведения («Метель») Владимир – «в числе отличившихся и тяжело раненных под Бородином», память о нем свято хранит Мария Гавриловна.

Религиозное воспитание – основа формирования нравственности в семье

Пятая заповедь гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».

Православная культура, основа духовного воспитания, прививается в русских семьях с «младых ногтей».

Интересная деталь: к родителям за благословением обращаются все герои Пушкина.

  1. А.С.Пушкин. Сочинения в 3-х томах. Том 3. Проза.- М.: Художественная литература,1987

На поступки Гринева во многом повлияло благословение отца: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Отец понимает, что может никогда не увидеть сына, но главное – сохранить честь, а не жизнь. Нарушить присягу – значит погубить свою душу.

Со слезами на глазах, стоя на коленях, Мария Миронова слушала благословение идущего на смерть отца: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит…».

Подходят к благословению родителей Мария Гавриловна («Метель»), Мария Кирилловна («Дубровский»). Интересно, что Дуню отец Самсон Вырин («Станционный смотритель») никогда не благословлял, и она была лишена защиты свыше. Может быть, в этом порочность воспитания: «Я-то, старый дурак, не нагляжусь бывало, не нарадуюсь; уже я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»

Собственно, смысл противопоставления Петра Гринева и Алексея Швабрина в отличии верующего и неверующего человека.

Петр Гринев

Алексей Швабрин

- воспитывался в православной семье

- оказался в Белогорской крепости по воле отца: «…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…»

- любит Машу по-настоящему, сражается за ее честь на дуэли

- остается верным: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице…»

- перед казнью читает молитву о спасении души

- получает прощение Екатерины II, обретает семейное счастье

- о семье ничего не известно – человек без корней, без основы. «Алексей Иванович, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние» (Маша о Швабрине)

- сослан в Белогорскую крепость за «душегубство»

- предает Машу и ее родителей, на дуэли наносит Петру подлый удар в спину

- присягает самозванцу Пугачеву, изменяет присяге, предает Отечество

- «Алексей Иванович … за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует…» (Василиса Егоровна после дуэли)

- казнен как изменник

Отношение к браку как к священному союзу – основа семейного воспитания

Родители подают пример детям своим. Капитан Миронов, благословляя дочь, говорит: «Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной».

Три вдовца: Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский («Дубровский»), Самсон Вырин («Станционный смотритель») не вступали в брак, жили ради своих детей.

Молодое поколение: Мария Троекурова после венчания с князем Верейским на слова Дубровского: «Вы свободны!» - отвечает: «Я обвенчана, я жена…», «князь мой муж…». Мария Гавриловна и Бурмин («Метель») три года хранят верность, потому что венчались, считают невозможным вступить брак, так как уже дали клятву верности.

А что будет с теми, кто пренебрегает родительской волей?

В этом отношении примечательна история Дуни («Станционный смотритель»). Интересно, что в обители Самсона Вырина на стене висели картинки, изображающие историю блудного сына. Отец называет Дуню «заблудшей овечкой» - прямое сходство с библейским сюжетом.

Притча о блудном сыне

История Дуни

- оба героя уходят из дома

- нарушают родительскую волю

- предаются греховной жизни

- сын возвращается к отцу, кается

- отец прощает заблудшую душу

- радость семьи, очищение души

- запоздалая попытка вернуться к отцу и получить прощение

- отец умирает от горя

- прощения от отца нет

- возвращение к греховной жизни

Притча о блудном сыне имеет светлый финал, история Дуни – мрачное предупреждения автора тем, кто нарушает законы семьи, творит беззаконие – губит близких и свою душу.

Но ведь Мария Гавриловна («Метель») и Мария Кирилловна («Дубровский») тоже готовы бежать из дома без родительского благословения.

Автор раскрывает причину такого желания.

«Мария Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик», пробудивший «романтическое воображение Марии Гавриловны» («Метель»).

«Маша,… перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание, начатое под руководством мамзель Мими». («Дубровский»)

После сцены с медведем: «Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего перед ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение».

Глава VII: «Может быть, она не была еще влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце…»

В обоих случаях мы видим сходство с сюжетами из французских романов – благородные девушки влюбляются в юношей из низшего сословия, слова «воображение поражено», «влюбилась» (а не полюбила), «пламя страсти», «гонения судьбы» как будто взяты из французских романов.

Примечательно, что у Швабрина на столе лежало несколько французских романов, а перед наступлением Пугачева Алексей Иванович н6асвистывал какую-то французскую арию.

А. С. Пушкин, поборник просвещения, литературного чтения, показывает, какое скверное влияние могут оказать французские романы, учителя-французы, чуждые русской культуре, русской душе.

Маша Миронова не читает французские романы, у нее не было воспитателей-иноземцев, поэтому она тверда в своих убеждениях (на предложение Петра обвенчаться без родительского благословения отказалась)

Маша Миронова: «Нет, Петр Андреевич, а не выйду за тебя без благословения твоих родителей… без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божьей…» Покорятся – и будут потом счастливы.

К счастью, по воле свыше обе героини из повестей «Метель» и «Дубровский» не сотворят задуманного. Если бы Мария Гавриловна и Мария Кириловна убежали из дома, то это была бы уже история Дуни Выриной.

В произведениях А. С. Пушкина мотивом заключения брака нигде не является выгода, и это еще один закон русских семей.

Мария Миронова отказывает более богатому Швабрину, так как не любит его, и родители дочь не неволят. Отец Петра не дает благословение на брак, так как считает сына сорванцом, мальчишкой, не созревшим для женитьбы: «Ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин,… она пожалована тебе на защиту отечества…»

Причиной отказа Марии Гавриловны («Метель») вовсе не в том, что Владимир небогат (ведь родители, не понимая причины болезни любимой дочери, соглашаются на брак). Может быть, родители, в силу своего опыта, чувствуют, что Владимир – не тот человек, еще молод, несерьезен, он внушает Маше мысль о побеге и тайном венчании, что неблагородно и недостойно.

И излюбленная пушкинская стихия – метель – становится орудием Провидения – божественной силой, управляющей судьбами людей: «Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу».

Излюбленный пушкинский прием – «пророческий» сон. Перед поездкой в церковь Маше снится, как она летит в темное бездонное подземелье, олицетворяющее ад. Этот сон указывает на то, что ослушаться воли родителей – страшный грех.

А может быть, своенравный Кирилла Петрович Троекуров («Дубровский») отдает Машу за князя Верейского только по расчету?

Уже в I главе приводятся слова Троекурова Дубровскому: «Коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол».

У В. Даля читаем: «Путный человек – дельный, полезный, толковый, годный, изрядный, порядочный, хороший, надежный.

Соответствуют ли эти слова характеру Владимира Дубровского?

Дубровский

Верейский

«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

«Отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

В церкви на отпевании отца: «Он не плакал и не молился, но лицо его было страшно…»

«Страшные мысли рождались в уме его» (перед пожаром).

О Дубровском и его сообщниках: «грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим…»

Дубровский «предводительствовал отважными злодеями»

Везде: «разбойники», «разбои», «шайка его», «кровавый подвиг».

(В. Даль: «Шайка – скопище дурных людей, ватага вольницы, грабителей, воров, мошенническое товарищество». «Волки шайками бродят (посл.)»)

«Антон Пафнутьич открыл глаза и … увидел перед собой Дефоржа: француз в одной руке держал карманный пистолет, а другою отстегивал заветную сумку…»

«Я мог бы избавить вас от ненавистного человека» (Дубровский о Верейском).

Своим сообщникам: «Вы разбогатели под моим начальством, но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».

«Наружность его была приятна, замечательна…»

Кирила Петрович, посещая Верейского: «знак уважения от человека, знающего свет».

Верейский «любил английские сады и … природу».

«Был поражен ее красотой» (о Марии Кириловне), «был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами…»

Когда рассказывали о Дубровском: «Верейский выслушал с глубоким вниманием, нашел все это очень странным и переменил разговор». (т. к. Маша «сидела как на иголках» - Верейский почувствовал это)

Арбатово (имение Верейского):

«Он [Троекуров] не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян…»

В галерее: «Потом они занялись рассматриванием галереи картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марии Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантичного знатока, но с чувством и воображением. Мария Кириловна слушала его с удовольствием».

«Князь Верейский радовался ее восхищению».

«Почтительно поцеловал ей руку».

«Князь обратился к ней с ласковыми словами» (после венчания).

«Он не стал докучать ее приторными изъяснениями и смешными восторгами, слова его были просты…»

«Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника… Над ним засверкали ножи…»

Пушкин не случайно подробно описывает внешность, манеры, интересы, характер князя Верейского, которого в критике часто оценивают тенденциозно, необъективно, хотя в этом человеке есть неоспоримые достоинства. Владимиру Дубровскому автор дает шанс, когда вкладывает в его уста такие слова: «В сердце моем нет места ненависти.» Родилась любовь – ненависть пропала, исчезла, и герой готов изменить свою жизнь.

Любовь, по Пушкину, - основа жизни и то, на чем строится семья.

Это великое чувство пронизывает каждое творение замечательного русского писателя:

«Отец любил ее до безумия», «он меня так любит» (об отношениях Марии Кириловны и ее отца в повести «Дубровский»).

«Дети! Придите в наши объятия!» («Метель»)

«Уж я ли не любил моей Дуни!» («Станционный смотритель»)

«Родители мои благословили меня», «Свет ты мой, Иван Кузмич!...», «Прощай, ангел мой! Прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мной ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!». «Маша… подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю» («Капитанская дочка»).

Этот земной поклон благодарной дочери перед отцом-героем – символ великой любви, соединяющей родителей и детей.

  1. Заключение

2008 год был объявлен годом семьи, а 2009 годом молодежи не случайно, значит, возникла необходимость в укреплении семьи и духовном возрождении молодого поколения. В произведениях А.С. Пушкина на примере литературных образов подробно разрабатывается семейная тема, и многое из того, что казалось утраченным и устаревшим, в настоящее время вновь возвращается в жизнь. Русский писатель помогает нам сегодня вернуться к истокам русской православной культуры, возродить лучшие традиции прошлого. Автор подводит к выводу, что укрепление основ семьи способствует укреплению России.

  1. Литература:

  1. Евангелие

  2. В. И. Даль Большой иллюстрированный толковый словарь русского народа. - М., АСТ, астрель, транзиткнига 2005

  3. Советский энциклопедический словарь. - М., «Советская энциклопедия» 1979

  4. Исхаков Х. Пушкин и религия - М., 1998

  5. Корольков Н. Историзм в творчестве Пушкина. - Владимир 1998

  6. Манько А. В. «Бояр старинных я потомок»: исторические сюжеты об А. С. Пушкине, его предках и потомках. - М., Просвещение 2007

  7. Сквозников В. Пушкин: историческая мысль поэта.- М., 1999



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье во второй половине XIX начале XX в. (По материалам вологодской губернии)

    Автореферат
    Актуальность и постановка проблемы исследования. «Национальная доктрина образования Российской Федерации» на одно из первых мест выдвигает задачу сохранения и развития отечественной культуры.
  2. Основа: «русская доктрина», журнал "Главная тема", №8 2005г, участие приветствуется

    Документ
    1. Манифест России не является:- предвыборной и партийной программой;- политтехнологическим инструментом;- умозрительной утопией;- очередной теорией “национальной идеи”;- законченной в себе идеологией;- монологическим сценарием будущего,
  3. «Основы русской педагогики»

    Доклад
    После Крещения Руси жизнь русского народа, включая и образовательный процесс, строилась на учении Православной Церкви, святоотеческом наследии. Основы русской педагогики нашли свое отражение в трудах отечественных святых - замечательных
  4. Основы русской национальной идеологии (проект «наша россия»)

    Документ
    1. Государство не возможно без сформулированной и общенародно поддерживаемой государственной идеологической доктрины, так как именно она представляет собой форму политического сознания народа и общества, которая определяет в свою
  5. Задачи: Образовательные: учить детей ориентироваться в природной среде обитания используя краеведческий принцип образования дошкольников; приобщать детей к духовно нравственным традициям русского народа

    Документ
    Теме «Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» я уделяю особое внимание не случайно, так как считаю, что на сегодняшний день это одно из самых важнейших направлений образовательной политики, что и подтверждает

Другие похожие документы..