Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Мы живём в Святой Руси, в любимой нашей России. У нас нет запасной Родины. Здесь могилы наших предков, здесь останемся и мы. Никто не вечен Но бесс...полностью>>
'Интервью'
Сегодня, когда средства массовой информации оказывают такое огромное влияние на жизнь общества, на сознание и представления людей, а также на национа...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Исследование конкурентоспособности кондитерских товаров....полностью>>
'Документ'
Участие студентов во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях п...полностью>>

Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

БЕЛАН Наталья Алексеевна

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ ПО ХИМИИ

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(химия)

Автореферат

диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2010

Работа выполнена на кафедре химии и методики преподавания химии ГОУ ВПО Тобольской государственной социально - педагогической академии им. Д.И. Менделеева

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор Н.Н. Суртаева

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор П. А. Оржековский

кандидат педагогических наук,

доцент Н. А. Титов

Ведущая организация:

Московский педагогический государственный университет

Защита состоится «___» _________ 2010 года, в ___ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.155.03 при Московском государственном областном университете по адресу: 104114,г. Мытищи, ул. В.Волошиной, д..24, ауд. 627

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: Москва, ул. Радио, д.10а и на сайте

Автореферат разослан «__» марта 2010 г.

Ученый секретарь Диссертационного

Совета кандидат биологических

наук, доцент: А.П.Коничева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Многие учителя в своей педагогической практике испытывают серьезные затруднения, сталкиваясь с проблемами развития школьников. В методике обучения химии этой проблеме давно уделяется большое внимание В.Я. Вивюрским, Е.О. Емельяновой, М.В. Зуевой, Р.Г. Ивановой, Г.В. Лисичкиным, Е.Е. Минченковым, П.А.Оржековским, Р.П. Суровцевой.

О химической направленности ума как особой системной характеристики индивидуальной психики высказывались Е.В. Волкова, Е.И. Горбачева, О.С. Зайцев, Д.А. Эпштейн.

В большинстве исследований процесс развития умственных способностей школьников рассматривается на уроках. Однако известно, что формирование приёмов умственных действий происходит и на других занятиях со школьниками. Так, подготовка к олимпиаде – это большая система особой методической работы учителя, значительное место в которой занимает развитие школьников. Несмотря на многообразие исследований, посвященных процессу развития мышления, в психологии и методике химии в настоящее время отсутствуют работы, в которых бы изучался процесс развития учащихся при подготовке к олимпиаде и дальнейшая реализация их индивидуального потенциала в условиях самой олимпиады.

Из анализа результатов анкетирования учителей и учащихся выявлено, что наибольших успехов в развитии умственных способностей достигают те школьники, с которыми педагоги работали вне урока, по отдельной программе.

В настоящее время отсутствуют работы, в которых бы содержались результаты исследований по методическому сопровождению учащихся в олимпиадном движении по химии, направленного на развитие мышления, где была бы отражена система работы учителя химии при подготовке школьников к олимпиаде, хотя положительный опыт учителей химии в данном направлении имеется. Необходима универсальная методическая система, помогающая учителям готовить учеников к разным турам олимпиад по химии. Эта система должна преодолеть рецептурный уровень подготовки школьников, где образовательный процесс сведен к решению сложных химических задач по образцу, процесс должен быть развивающим, нацеливающий учащихся на более совершенное мышление.

В ходе проводимого исследования нами были выявлены следующие противоречия:

- между значимостью олимпиадного движения по химии, способствующего повышению интереса учащихся к предмету, развитию их мышления и слабым включением школьников в это движение;

- между имеющимися дидактическими возможностями химических олимпиад в развитии школьников и недостаточной разработанностью методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении, направленном на реализацию этих возможностей.

Необходимость решения этих противоречий обусловило актуальность исследования.

Цель исследования состоит в обосновании и разработке методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии, направленного на развитие их способностей и повышение интереса к предмету.

Объектом исследования является образовательный процесс по химии.

Предметом исследования является методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии, направленное на развитие их способностей и повышения интереса к предмету.

Гипотеза исследования: методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии будет способствовать развитию их способностей, и повышению интереса к предмету, если оно представлено:

− образовательно-развивающим комплексом, включающим специально отобранное содержание, средства обучения, помогающие школьникам осваивать предлагаемое содержание и механизмы сопровождения индивидуальной деятельности, учитывающие индивидуальные характеристики учащихся;

− различные формы вовлечения учащихся в интеллектуальную деятельность, как на уроках химии, так и вне урока.

Задачи исследования:

1) Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития способностей учащихся и повышения их интереса к предмету в условиях олимпиадного движения по химии.

2) Изучить опыт организации методического сопровождения учащихся в условиях олимпиадного движения по химии.

3) Разработать модель методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии, направленного на развитие их способностей и повышения интереса к предмету.

4) Разработать образовательно-развивающий комплекс, включающий специально отобранное содержание, средства обучения, обеспечивающие развитие способностей учащихся, механизмы их сопровождения в олимпиадном движении по химии.

5) Выявить эффективность разработанной модели методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

1. Теория развивающего обучения в психологии (Л.С.Выгодский, В.В. Давыдов и др.).

2. Идеи развивающего обучения в методике химии (М.В.Зуева, А.А. Макареня, И.М.Титова, Е.Е.Минченков и др.).

3. Вопросы творческого развития школьников (П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Н.В. Богомолова и др.).

4. Технология индивидуальных образовательных траекторий, применительно к преподаванию химии (Е.И. Казакова, Г.М. Чернобельская, Н.Н. Суртаева, И.М. Титова и др.).

5. Теоретические вопросы организации олимпиад (Г.В. Лисичкин, Ю.Н. Медведев, П.А. Оржековский, А.В. Чураков, С.С. Чуранов и др.).

Методы исследования:

- теоретические − анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование;

- экспериментальные − наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, собеседование, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент;

- статистические − качественная и количественная обработка экспериментальных данных.

Научная новизна исследования:

- Разработана модель методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии.

- Разработан образовательно-развивающий комплекс, включающий следующие элементы: УМК; информацию о дополнительной учебно-методической и научной литературе по химии; программу методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии; варианты индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; методические пособия по химии для учителя и учащихся при подготовке к олимпиаде; банк олимпиадных заданий и решений; дидактические средства по организации индивидуальной познавательной деятельности учащихся к олимпиаде (алгоритмы, креативные карты, информационные карты, олимпиадные познавательные ситуации на химическом материале и т.д.); экспериментальную базу.

- Разработана система методов, форм, средств, приемов методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии (эвристические, самоорганизации, совместной деятельности, взаимообучения, игровые, творческие дискуссии и др.).

- Разработаны критерии (образовательный, социальный) и показатели оценки результатов деятельности учащихся в олимпиадном движении по химии, (сформированность химических знаний и умений, уровень владения основными приемами мышления, успешность выступления на олимпиадах разного уровня и др.), определены уровни их проявления.

Теоретическая значимость исследования состоит в том что:

- Расширено знание в области методики обучения химии за счет обоснования процесса методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении.

- Впервые показано, что системно продуманное методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении положительно влияет как на развитие школьников, так и на их интерес к предмету.

- Полученные результаты могут быть использованы для разработки образовательно-развивающих комплексов сопровождения школьников в олимпиадном движении по другим предметам.

- Разработанная система методов, форм и средств воздействия на учащихся может послужить основой для разработки программ дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- Разработаны материалы методического характера, включающие: методическое пособие «Эффективные методы работы с одаренными детьми», предназначенное для учителей, методистов, студентов педагогических вузов; методическое пособие «Подготовка к олимпиаде по химии. Методические рекомендации, справочные и дидактические материалы», для учителей и учащихся. Пособия рекомендованы к применению Институтом развития образования Омской области.

- Предложена система (методы, формы, средства, приемы) методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии, определяющие развитие их способностей.

- Разработаны инструктивно-дидактические материалы (технологические карты, карты-инструкции для учащихся). Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учащихся к олимпиаде по химии, как общеобразовательных школ, так и гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования;

- Разработаны рекомендации по применению образовательно-развивающего комплекса по химии в ходе методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении как средство развития их способностей.

Проверка и внедрение результатов диссертационного исследования

Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня: на межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (Санкт-Петербург, 2007); на научно-практических конференциях БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (Омск, 2006, 2007, 2008, 2009); на заседаниях кафедры естественно-географического и технологического образования БОУ ДПО «ИРООО», кафедре химии и методики преподавания химии ТГПИ им. Д.И. Менделеева.

Внедрение в практику осуществлялось в школах г. Омска и Омской области; в БОУ ДПО «ИРООО» на курсах повышения квалификации по теме «Деятельность учителя в рамках программы «Одаренные дети» (2005-2009); через спецкурс «Работа учителя химии с одаренными детьми» (2001-2002); факультатив «Методика организации деятельности учащихся в олимпиадном движении» (2008, 2009); семинар «Методика разработки олимпиадных заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии» (2008, 2009).

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается применением комплекса методов, адекватных природе изучаемого объекта; проведением педагогического эксперимента; качественным и количественным анализом экспериментальных данных, практической проверкой результатов исследования.

База исследования:

Эксперимент проводился в 1994 – 2009 гг. в школах г. Омска (№ 86, гимназии № 9, 84, 88) и Омской области (Евгащинская СОШ, Шербакульский лицей). В зависимости от целей и вида эксперимента в нем участвовало от 15 до 400 человек. Внедрение разработанной методики осуществлялось учителями, специально подготовленными на курсах повышения квалификации в БОУ ДПО «ИРООО».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Олимпиадное движение по химии способствует развитию способностей школьников и повышению их интереса к предмету при реализации разработанной модели методического сопровождения.

2. Для эффективного методического сопровождения школьников в олимпиадном движении по химии необходим образовательно-развивающий комплекс, включающий специально отобранное содержание, средства обучения, обеспечивающие развитие способностей учащихся, их интерес к предмету и механизмы сопровождения.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные результаты исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, конструируется гипотеза, раскрываются методы опытно-экспериментальной работы, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, отражаются достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов.

В первой главе «Теоретические аспекты развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в контексте олимпиадного движения» приведены существующие научные подходы к определению понятий «способности», «интеллект» и «креативность». Проведен сравнительный анализ существующих подходов к определению понятий «интеллект» и «креативность»; установлена их взаимосвязь, что позволило выявить дидактические возможности учебного предмета химии при их формировании.

При всем разнообразии теоретических подходов к изучению понятий «интеллект» и «креативность» можно выделить некоторые наиболее общие положения. Современные педагоги и психологи определяют креативность как творческую одаренность, способность к творчеству, составляющую относительно устойчивую характеристику личности – процесс преобразования знаний, способность придумывать нечто новое, представляющее определенную ценность, способность преодолевать традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи (Дж. Гилфорд, П. Джексон, Д. Мессик, К. Урбан). Интеллект мы вслед за Д.В. Ушаковым, Ч. Спирменом рассматриваем как способность к применению знаний, возможность решать задачи на основе имеющихся знаний, умственную способность, влияющую на выполнение любой деятельности, проявляющуюся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и социальной адаптивности.

Здесь же нами показаны возможности обучения и развития учащихся в рамках образовательно-развивающих программ, являющихся частью методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии, существующих в едином образовательном пространстве урочной и внеурочной деятельности. Однако, внеурочная деятельность включает, как правило, предметные кружки и факультативы по определенным темам, а подготовка к олимпиаде, как отдельный вид деятельности учителя, как творческое обучение учащихся, отсутствует. Нами рассматривается подготовка к олимпиаде как обучение, ориентированное на поддержание и развитие творческого потенциала школьника, его способностей к самостоятельной творческой работе в той или иной области.

В связи с современными тенденциями в российском образовании складывается новый взгляд на олимпиадное движение. Через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы. Участие в предметных олимпиадах предоставляет школьникам массу возможностей для их личностного роста, интеллектуального и творческого развития. В процессе подготовки к олимпиаде школьники учатся анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, рассматривать проблемы с разных точек зрения, проверять, доказывать, устанавливать последовательность, причинно-следственные связи, делать умозаключения, комбинировать, преобразовывать, предсказывать, придумывать новое, искать оригинальные способы решения химической проблемы и т.д. – что и является значимым в процессе формирования интеллекта и креативности учащихся.

Идеи моделирования подготовки учащихся к олимпиаде по химии высказывают О.С. Зайцев, Э.Г. Злотников, Г.М. Можаев, П.А. Оржековский и др. Все авторы отмечают положительную роль кружков, консультаций, самостоятельной работы учащихся в подготовке к олимпиаде по химии. Однако, существование этих форм работы не гарантирует успешное выступление учащихся на олимпиаде. В ходе исследования (анализа литературы, анкетирования учителей и учащихся, на практических занятиях педагогов при повышении квалификации) нами выявлены основные проблемы учащихся и учителей в подготовке к олимпиаде по химии на современном этапе. Это недостаток методической литературы для учителя и учебно-методической для учащихся, затруднения в разработке программ подготовки школьников к олимпиадам, затруднения в решении задач. Выявлены возможности их преодоления в ходе методического сопровождения, направленного на развитие способностей учащихся, представленного в общей модели сопровождения учителя и учащегося в олимпиадном движении по химии.

Теоретический анализ и результаты исследования позволили обозначить следующие направления реализации модели сопровождения учащегося в олимпиадном движении по химии:

1) Индивидуальное методическое сопровождение учащихся, осуществляемое по следующим направлениям:

- психолого-педагогическое сопровождение;

- методическое сопровождение;

- ресурсное сопровождение;

- социальное сопровождение.

2) Индивидуальное методическое сопровождение учителя, осуществляемое по тем же направлениям.

При конструировании модели методического сопровождения учащихся мы учитывали:

- задачи, поставленные перед учителем в документах об образовании;

- результаты изучения затруднений педагогов и учащихся при подготовке к олимпиаде;

- уровень интеллекта и креативности учащихся;

- материальные, психолого-педагогические условия в образовательном учреждении.

В результате всех видов сопровождения у школьников развиваются интеллектуальные и творческие способности, интерес к предмету, повышается результативность выступления на олимпиаде, учитель приобретает педагогическое мастерство.

Разработанная модель методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении нами представляется как альтернативная форма организации образования в школе, так как не ограничивается стандартными образовательными стереотипами, отличается неформальным общением, возможностью выбора содержания образования, его корректировки в ходе обучения, индивидуальным подходом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическая служба – образованию г. Гуково

    Реферат
    Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт.
  2. Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2009/2010 учебном году Москва 2009

    Методические рекомендации
    по содержательному и организационно-методическому обеспечению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2009/2010 учебном году
  3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим предметно-методическим комиссиям в составлении заданий и проведении школьного и муниципального этапов
  4. Методическое сопровождение подготовки к внедрению фгос стр Совершенствование профессионального уровня педагогов стр

    Документ
    Публичный отчет (далее Отчет) МБОУ «Муниципальный методический центр» (далее ММЦ) – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности ММЦ, форма информирования общественности, социальных партнеров о
  5. Данные по исполнению регионами первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год по направлению Развитие системы поддержки талантливых

    Документ
    Указываются отставания и перевыполнения по региону. Если в регионе сделано много того, что идет сверх указанных мероприятий федерального плана, то про это тоже пишем

Другие похожие документы..