Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ввиду появления отдельных английских и немецких переводов этого «Рассуждения» некоторые лица высказали желание, чтобы появилось также французское изд...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «22» марта 2011 года в 15-00 на заседании диссертационного совета Д 002.079.01 в Институте проблем региональной экономики РАН по адре...полностью>>
'Технический регламент'
"Казахстанская правда" от 17 февраля 2009 года № 40-41 (25784-25785); "Егемен Қазақстан" газетi 2009 жыл 13 наурыз № 98-99 (25496...полностью>>
'Урок'
В Головинской школе работаю с 1991 года, большое внимание уделяю формированию познавательного интереса к предмету, как условию успешного изучения ист...полностью>>

План изучения нового материала. 1 Дмитрий Донской

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема «Москва – центр борьбы с ордынским игом». 6 класс.

Цель урока: раскрыть значение Куликовской битвы для ослабления ордынского владычества и для объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Задачи:

Обучающая: способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории; создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Дмитрия Донского; показать прогрессивную роль политических деятелей и русского народа Московского княжества в борьбе за объединение страны и против завоевателей.

Развивающая: формирование умения работать с различными источниками информации (текстом учебника, иллюстрациями, историческими источниками, ресурсами Интернет), умения выделять главное, выяснять причины исторических явлений, их значение, решать проблемные задания, оценивать рол личности в истории.

Воспитательная: формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе данного исторического материала, а также умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения; воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: карта, презентация, мультимедийная установка, учебник А. А. Данилова «История России». 6 класс.

Организационный этап.

Этап актуализации опорных знаний.

  1. Выполнение тестового задания.

Этап изучения нового материала.

План изучения нового материала.

1) Дмитрий Донской.

2) Русь и Орда накануне сражения.

3) Куликовская битва.

4) Значение Куликовской битвы.

5) Дмитрий Донской и церковь.

6) Набег Тохтамыша.

Неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, раскинулось «поле чисто и велико зело». Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий чугунный столб, на котором затейливой славянской вязью вырезана надпись: «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство». Это – Куликово поле, поле русской славы. Давайте перелистнем еще одну трагическую и героическую страницу в истории нашей Родины и познакомимся подробно с событиями, происшедшими здесь 630 лет тому назад.

Тема нашего урока «Куликовская битва». СЛАЙД 1.

План урока:

1.Московское княжество перед Куликовской битвой.

2.Дмитрий Донской и церковь.

3.Куликовская битва.

4.Набег Тохтамыша.

СЛАЙД 2.

В ходе урока вам необходимо найти ответ на вопрос. СЛАЙД 3.

В 1359 году на московском престоле оказался 9-летний внук Ивана Калиты Дмитрий. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную и смелую политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами… Он вел успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили союз с опасным противником Москвы великими князем Литовским Ольгердом…

Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси для борьбы с Золотой Ордой.

- Давайте запишем в тетрадь годы правления Дмитрия Донского – (1359-1389г.)

СЛАЙД 4.

- Ребята сейчас мы с вами рассмотрим положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы.

Русь и Орда накануне сражения.

Золотая Орда

Русские земли

-В начале 60-х годов XIV века раскололась на две части, границей стала Волга.

- В левобережной части Орды были бесконечные усобицы, смена правителей.

- В Правобережной части власть неустойчива.

- В 60-х г. XV века постоянным правителем Правобережной Орды стал военачальник Мамай.

- Ханом стать он не мог, т.к. не был потомкам Чингисхана. Стремился доказать завоеванием Руси, что является продолжателем дела Чингисхана и Батыя

- Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды.

- Князь стал защитником русских земель.

- Князь увеличил дружину.

-Заключил военные соглашения с другими князьями.

- В 1377 году в Нижегородском княжестве московские полки потерпели поражение.

- В 1378 году князь возглавил полки и разгромил ордынцев на реке Воже.

СЛАЙД 5.

Вывод: впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении у реки Вожи. Эта битва поставила под сомнение власть Орды над Русью.

Мамай не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества, поэтому обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

СЛАЙД 6.

Задание: Давайте сравним силы Мамая и Дмитрия накануне решающего сражения. Для этого прочитаем на с. 150 два абзаца.

? - Из каких отрядов состояло войско Мамая?

? - Кто поддержал Дмитрия Ивановича?

СЛАЙД 7.

Куликовская битва

В 1380 году Дмитрий Иванович собрал войско и выступил как глава Северо - Восточной Руси. Дмитрий опасался соединения рязанских и литовских полков. Поэтому он решил дать сражение Мамаю за пределами Руси и ускорил своё продвижение к Дону, навстречу Мамаю. Когда войско собралось в Москве, «готовое умереть за Русь», Дмитрий Иванович поехал по древнему обычаю за благословением на бой к Сергию Радонежскому - игумену и основателю Троицкого монастыря под Москвой. Сергий Радонежский благословил Дмитрия на бой, дал ему двух монахов - Пересвета и Ослябю. Участие этих людей придало ей «священный характер». СЛАЙДЫ 8,9.

Из Москвы рать выступила в августе 1380 г. Замысел Дмитрия Ивановича состоял в том, чтобы не допустить соединения враждебных сил. В ночь с 7 на 8 сентября русское войско перешло Дон, уничтожив переправы, тем самым почти отрезав себе путь к отступлению.

СЛАЙД 10,11.

? -Какие черты характера Дмитрия Ивановича проявились в этом поступке?

Давайте послушаем отрывок из стихотворения Николая Старшинова.

Ученик рассказывает отрывок из стихотворения Николая Старшинова « Там, за Непрядвою, за Доном».

ТАМ, ЗА НЕПРЯДВОЮ, ЗА ДОНОМ…

Позади у воинов – Непрядва,
Слева – затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.

Вот сейчас – не в дальней дали где-то
Здесь сойдутся, как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с Темир-Мурзой.

До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга
Встретились, и – кони на дыбы!

Копья устремив ожесточенно,
Оба пали под ноги коней…
И тогда сошлись полки у Дона –
Кто из них отважней и сильней?

Н. Старшинов.

Задание. Слушая рассказ, определите причины победы русского народа в Куликовской битве.

С использованием схемы идёт рассказ о ходе битвы, показываются действия засадного полка.

Утро 8 сентября было туманным. Битва началась с нескольких стычек передовых отрядов, после чего произошёл знаменитый поединок инока Пересвета и Челубея. Оба воина пали мёртвыми.

СЛАЙД 12,13.

Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков. Одолев передовой полк, татары стали врезаться в большой полк. Стойко бились воины этого полка. Полк понёс большие потери, но устоял.

Тогда Мамай бросил все силы на полк левой руки. Не смог удержать полк этой лавы и начал отступать к Непрядве. Татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка. Русские боевые порядки окончательно перемешались. Лишь на правом фланге атаки монголов не увенчались успехом, так как монголам приходилось взбираться на высокий холм.

Владимир Андреевич, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его. А когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы стал решающим. Монгольская конница была перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.

Ход боя преломился. Мамай, наблюдавший за ходом сражения издали, увидев поражение, бежал с малыми силами. Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив» их «бесчисленное множество». Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать войско. Сам великий князь был ранен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы в бессознательном состоянии.

СЛАЙДЫ 14-17.

8 сентября 1380 года - Куликовская битва. Ребята, запомните эту дату! Давайте запишем в тетрадь.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу». Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.

СЛАЙД 18.

? - Известно ли вам такое выражение: «Как Мамай прошел»? Как выдумаете, что оно означает?

Чтобы уяснить причины победы русского народа в Куликовской битве, необходимо помнить слова Сухомлинского «Человечество уже в глубокой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная, - это верность своим убеждениям, уверенность в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие».

? - Так в чём же состоят причины победы русского народа в этой великой битве?

? Какова роль Дмитрия в победе над Мамаем?

Он сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей перед решающей схваткой, примирить самые острые противоречия, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско.

? В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

Он выбрал удобное место для сражения. Удачно расставил полки. Спрятал в лесу засадный полк.

? Кто ещё, на ваш взгляд, внёс неоценимый вклад в исход битвы.

Сергий Радонежский, Владимир Храбрый, Пересвет, Дмитрий Боброк.

? Сделайте прогноз: Что было бы, если бы победа оказалась на стороне Мамая и войска литовского князя Ягайло и Олега Рязанского принимали участие в битве?

Причины победы русских войск.

1. Москва объединила русские княжества для борьбы.

2. Быстрый сбор народного ополчения и княжеских дружин.

3. Умелые действия разведки русского войска.

4. Правильный выбор места битвы.

5. Умелое построение русского войска.

6. Стойкость русских воинов.

7. Своевременный удар засадного полка.

8. Русское войско сражалось за свою родину.

СЛАЙД 19.

Вероятнее всего, вы считаете, что победа в этой битве означала окончательный разгром ига. Но, как оказалось, эта битва не положила конец нападениям татар.

Набег Тохтамыша.

? Почему Дмитрий Донской выступил против Мамая, но не боролся с Тохтамышем?

СЛАЙД 20.

Этап обобщения и закрепления пройденного материала

Проблемный вопрос. Учитывая последствия набега Тохтамыша, нужна ли была Куликовская битва?

? - Как вы можете объяснить тот факт, что, когда через 2 года Тохтамыш взял Москву, ярлык на великое княжение все равно достался московскому князю?

(Хан напал внезапно, воспользовавшись отсутствием князя и ослаблением Москвы после Куликовской битвы. Но после Куликовской битвы Орда вынуждена была признать первенство Москвы и ее силу, поэтому ярлык был отдан Московскому князю).

Значение Куликовской битвы.

  1. Москва стала центром объединения русских земель.

  2. Московские князья получили право на великое княжение.

  3. Впервые одержана победа над главными силами орды.

  4. Русские поняли, что сила – в объединении.

  5. Битва ускорила распад Орды.

СЛАЙД 21.

Итак, подведем итог.

Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков...

Этап информации о домашнем задании

Параграф 18, вопросы

СЛАЙД 22.

Этап рефлексии

В ходе урока мне открылись:

Три самых важных имени –

Три самых важных события –

Три самых важных качества –



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План изучения нового материала. Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы

    Урок
    Оборудование: карта «Образование и расширение Российского централизованного государства», картосхема «Куликовская битва», учебная картины «Утро Куликовской битвы», «Поединок Пересвета с Челубеем», тесты по теме «Предпосылки объединения русских земель».
  2. Тема: «Куликовская битва» Цели

    Рассказ
    «После смерти Ивана II 1359г., оставившего малолетнего сына Дмитрия, ярлык на великой княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но скоро (в 1362г.
  3. Барышева Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, моу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Щучье Тема урок

    Урок
    Продолжить формировать представление о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия.
  4. Портреты Дмитрия Донского, Сергия Радонежского. Данилов А. А. справочник

    Справочник
    Цель беседы: выяснить, что нужно знать для определения причин феодальной раздробленности; иметь сведения об изменениях в экономической и политической жизни, проанализировать их и сделать вывод.
  5. План урока: 1 Организационный момент. 2 Сообщение темы урока и объяснение нового материала (беседа с использованием выставки и иллюстраций учебника) 3

    Урок
    5 Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры , уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

Другие похожие документы..