Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Г.Маркес «Сто лет одиночества». Х.Кортасар «Выигрыши». Г.Канафани Рассказы (1- ) Дж.Фаулз «Волхв». Дж.Барнс «История мира в 10½ главах»....полностью>>
'Лекция'
ЛЕКЦИЯ 1.1. Философско- педагогические идеи «Французской группы нового образования» GFEN - основа педагогической технологии мастерских (историко-педа...полностью>>
'Закон'
демографическая безопасность - состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цель – ознакомление студентов с основными этапами расогенеза и этногенеза; классификациями народов мира; этнической психологией и культурой; особенно...полностью>>

Арт-терапия

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Арт-терапия

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества.

Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения.

Практически арт-терапия применяется для более ясного, тонкого выражения своих проблем, для стимулирования общения, для самоосуществления этого движения выражения и самоутверждения.

Рисунок в арт-терапии - способ познания и особый вид коммуникации, уникальный способ избежать внутренней цензуры: сообщение о себе того, на что не отважился бы словом.

Форма, цвет, размер и многие другие характеристики продуктов творчества могут раскрыть истинные, глубинные желания, страхи, надежды, истинное отношение к кому-то или чему-то, настроение в данный момент времени (возможно, скрываемое и не осознаваемое).

Кроме предоставления возможности понять самого себя, арт-терапия в силах помочь изменить что-то в жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия.

Арт-тарапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания".

Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

И, конечно же, интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.

Арт-терапевтическая работа может помочь наладить более тесный контакт с маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка разноцветных гномов из пластилина или сочинение собственной сказки. Попросите сочинить ребенка сказку, и вы сразу узнаете все о том, как ваш ребенок ощущает себя в этом мире, что его волнует, а что совершенно не трогает, чего он боится, чему радуется. Самое трудное для родителей при выслушивании сказки - это дослушать ее до конца без того, чтобы вносить свои коррективы и замечания. Постараться дать возможность ребенку сочинить СВОЮ сказку. Для ребенка сказка - совершенно особый мир, позвольте ему развернуться перед вами. Потом вы можете проанализировать сочиненное, обсудить персонажей, выразить свое мнение по их поводу. Попросите ребенка вылепить или нарисовать персонажей сказки. Если же вас что-то смутит и насторожит в творчестве вашего ребенка, проконсультируйтесь с психологом.

Таким образом, арт-терапия позволяет:

  • Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);

  • Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

  • Решать проблемы легко и красиво;

  • Научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);

  • Просто само выражаться, доставляя удовольствие себе и другим. 

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, помочь человеку понять в чем заключается проблема и, рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арттерапия – использование художественного творчества и иных форм экспрессии с терапевтической целью. Выделяют такие направления арттерапии, как собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, артсинтезтерапию и др.

Техники арттерапии показали свою высокую эффективность при решении широкого спектра проблем: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства; в консультировании и терапии детей и подростков.

Преимущества арттерапевтического метода:

  • Арттерапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

  • Через работу с многогранными и неисчерпаемыми символами искусства развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия.

  • Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

  • Арттерапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и "зигзагами судьбы", умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая "вдохновения" или особых условий для творчества.

  • Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленной реконструкции личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно - ИСКУССТВО ЖИТЬ, то есть умение складывать из мозаики событий, явлений, представлений цельную картину окружающего мира, вносить порядок в хаос и сделать из него нечто, имеющее смысл.

АРТ-ТЕРАПИЯ: ИСЦЕЛЯЮЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940х гг. Направления арт-терапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию и др.

 

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО ИСКУССТВО?

Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми и через которые бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие особым языком о перипетиях душевной жизни.

Поэтический язык образов сновидений и фантазий, чувств и переживаний непривычен для разума логически мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько он и важен, потому что, каждый раз, обращаясь к искусству, мы с его помощью пытаемся приспособиться к изменениям в нашей жизни, и снова ищем смысл того, что мы делаем, чувствуем, думаем, смысл того, как мы живем.

 

КАКИМ ОБРАЗОМ ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСТВО МОГУТ ИСЦЕЛЯТЬ?

1.Самовыражение. Искусство вообще и арт-терапия в частности является просто незаменимой в тех ситуациях, когда невозможно выразить свои переживания словами, например, при исследовании определенных сторон внутреннего мира человека (глубинных слоев бессознательного), требующих выражения или гармонизации (исцеления). Поэтому искусство (арт-терапия) подчас становится единственным видом «связи» между человеком и обществом, клиентом и консультантом.

2.Искусство и творчество. Мы можем легко выстроить ассоциативный ряд: искусство – творчество – переживание – креативность. Креативность изначально присуща человеку как виду, задумана природой и является одним из основополагающих смыслов. Человек творческий всегда найдет решение в любой ситуации. Найти творческое (креативное) решение – это значит сделать то, что (как чаще всего кажется) никто до тебя не делал, то есть адаптироваться к новой ситуации, в которой человек оказывается. Кроме того, искусство и арт-терапия апеллируют к внутренним силам человека, происходящим из его творческих возможностей.

3.Творчество и удовольствие. Творчество как процесс неразрывно связано с понятием удовольствия. Основой для творчества является переживание, и это понятие говорит о преходящей природе любого чувства, о том, что любую боль можно пережить, переболеть, пропустить через себя и отпустить. Арт-терапия является одним из наиболее безболезненных и экологичных способов решения проблем.

4.Искусство и научение. Главное свойство искусства состоит в том, что это уникальный способ передачи человеческого опыта, который способен эффективно и элегантно разминуться с проблемой отцов и детей. Это – средство фиксации опыта, которое не обладает качеством обязательности, морализаторства, навязчивости. Искусство (в отличие от науки) не претендует ни на объективность, ни на истинность, ни на поучительность, и не ставит перед собой прикладных, прагматических целей.

Искусство дает зрителю (слушателю, участнику) возможность самому делать выводы, определять свое отношение к предлагаемому, принимать или не принимать любое содержание, любой смысл, любой урок из множества содержащихся в каждом произведении искусства.

5.Искусство и игра. Деятельность, связанная с собственным художественным творчеством, является для большинства людей, кроме профессионалов именно в этой области, совершенно непривычной, новой, неисследованной. Если вы не профессио-нальный художник, то, видимо, рисовали вы последний раз в начальной школе. А в куклы играли и того раньше. В арт-терапии и искусстве появляется игра (в отличие от «серьезной» деятельности), имеющая бесценные достоинства.

Играя, мы попадаем в комфортное и безопасное пространство, где вдруг оказывается, что я на самом деле очень многое могу, и в частности – могу быть таким, каким еще никогда не был в реальной жизни. Такой колоссальный ресурс грех не использовать.

 

ЧЕМ АРТ-ТЕРАПИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ?

  •           Арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

  •           Через работу с символическим в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия.

  •           Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

  •           Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

  •           Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленного изменения личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – искусство жить.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков. Кроме того, одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление невротически нарушенных связей между аффектом и интеллектом, развитие целостности личности, обнаружение личностных смыслов через творчество.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Арт терапия Взаимодействие с агрессивным ребенком

    Документ
    Во всех случаях проявления агрессии со стороны ребенка работа воспитателя заключается прежде всего в том, чтобы научить его не совершать те действия, которые неприемлемы, то есть наносят вред другим людям и самому ребенку.
  2. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольников 19. 00. 07 педагогическая психология

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре психологии Автономной некоммерческой образовательной организации высшего профессионального образования «Воронежский экономико - правовой институт» (АНОО ВПО ВЭПИ).
  3. [Об истории психологической мысли, арт-терапии и формировании психологической готовности будущего учителя]. // Народное образование. 2004. N с

    Документ
    [Об истории психологической мысли, арт-терапии и формировании психологической готовности будущего учителя]. Народное образование. – 2004. – N 8. – С.
  4. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред. А. И. Копытина. Спб. Питер, 2001. 448 с. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / Копытин А. И. Спб. Питер, 2002. 368 с

    Практикум
    Представленная в списке литература раскрывает современные методы и техники терапии творчеством. Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др.
  5. Вопросы, связанные с развитием арт-терапии в условиях глобализации

    Документ
    Материалы второй московской международной конференции по терапии искусством «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», Москва, 9-11 апреля 2010 г.

Другие похожие документы..