Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
(Принята на 5-ой сессии Всекитайского собрания  народных представителей пятого созыва, обнародована и официально введена в действие Всекитайским собр...полностью>>
'Конкурс'
УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП «Почта России» (далее также – Заказчик) настоящим приглашает юридических лиц к участию...полностью>>
'Конкурс'
Конкурс проводится в целях духовного, нравственно-эстетического и патриотического воспитания детей и подростков, выявления и поддержки юных дарований...полностью>>
'Документ'
Современный этап развития общества характеризуется постоянно возрастающей ролью информации и коммуникаций. Исходя из этого, система образования должн...полностью>>

Сборник методических материалов, посвящённых 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования Курганской области

ГОУ « Житниковский детский дом» Каргапольского района Курганской области.

Нет выше долга – Родине служить

Сборник методических материалов, посвящённых 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

(из опыта работы Падаруевой Л.А., воспитателя ГОУ «Житниковский детский дом» Каргапольского района Курганской области).

Курган 2010

Нет выше долга - Родине служить: сборник методических материалов, посвящённых 65-летию победы Советского народа в Великой Отечественной войне из опыта работы / автор – сост. Л.А. Падаруева; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области – Курган, 2010. - 104 с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ИПКиПРО от _____ 2010 года.

Авто-составитель:

Падаруева Любовь Александровна – воспитатель Государственного образовательного учреждения «Житниковский детский дом» Каргапольского района Курганской области

Рецензенты:

Ушакова Надежда Николаевна, профессор кафедры гуманитарного образования ИПК и ПРО Курганской области, кандидат педагогических наук.

Фролова Зоя Григорьевна, зав. кабинетом интернатных общеобразовательных учреждений ИПК и ПРО Курганской области.

В данном сборнике представлена система работы воспитателя детского дома по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков. Разнообразные по формам материалы направлены на формирование убеждённых патриотов, достойных граждан, умеющих гордиться и защищать свою Родину.

Издание предназначено в помощь педагогом детских домов, школ-интернатов, классным руководителям общеобразовательных школ.

© Падаруева Л.А. 2010

© Институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Курганской области, 2010

Введение

В 90-е годы ХХ века в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования гражданско-патриотических качеств.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Патриотическое воспитание в современных условиях – это целеноправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитее своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Патриотическое воспитание особенно актуально сегодня, когда страна готовится отмечать 65-летний юбилей со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Именно воспитанники детского дома, имеющие негативный жизненный опыт, характеризующиеся отсутствием многих нравственных ценностей, должны знать героическое прошлое своей страны, равняться на богатый исторический опыт предков и осознавать, что на их плечи ложится защита Родины в ХХ1 веке.

Педагоги детского дома должны помочь воспитанникам ощутить себя гражданином страны, в которой они живут, чувствовать свою сопричастность к великим свершениям и героическим подвигам своего народа, помочь в пробуждении национального самосознания, сохранении национального характера.

В Житниковском детском доме сложилась система работа по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков. Уже несколько лет у нас существует «агитпоезд», в состав которого входят и дети, и сотрудники детского дома. Составляются различные тематические и концертные программы, посвящённые юбилейным и праздничным датам: юбилею области, юбилею района, к дню защитника Отечества, к дню Победы. Мы выезжаем с концертами в соседние сёла, в неперспективные деревни. Принимаем активное участие в жизни села, в организации сельских праздников: дне села, празднике Пасха, митинге, посвящённом дню Победы, праздновании Житниковского престольного праздника «Архистратига божья Михаила». Каждый год 22 июня у нас проходит мероприятие «Утро мирной зорьки». Проводится организация социально-значимого дела – это помощь ветеранам войны и труда, уход за обелиском. Проводятся спортивные соревнования. К 60 –летию юбилея Победы был организован легкоатлетический пробег на расстояние 1418 метров. Протяженность данного маршрута равнялась количеству дней продолжения Великой Отечественной войны. В пробеге принимали участие и дети, и сотрудники детского дома. К 65-летию Победы, проводится спартакиада по одиннадцати видам спорта. В ней также принимают участие и дети, и взрослые.

Работа по военно-патриотическому воспитанию имеет положительные результаты. Повысился интерес воспитанников детского дома к историческим событиям прошлого Родины. Это возросший интерес к художественной и научной литературе русских и советских писателей, отражающих военные события разных эпох. Дети целенаправленнее стали участвовать в организации и проведении экскурсий в областной, районный и сельский краеведческие музеи. С большим интересом принимают участие в различных конкурсах, беседах, занятиях, посвящённых юбилею Победы. Эти результаты обусловлены систематической работой по военно-патриотическому воспитанию, направленной на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников.

В данном сборнике представлены материалы на тему военно=патриотического воспитания детей и подростков. Материалы представляют обобщенный опыт работы воспитателя детского дома Падаруевой Любовь Александровны, педагога с 20-летним стажем работы в детском доме. Материалы систематизированы по формам работы познавательного плана (информационные часы, встречи за круглым столом, беседы-разговоры), эстетической направленности (литературно-музыкальные композиции, концерт-поздравление), познавательно-соревновательной направленности (Виктора, КВН, интеллектуальная игра).

Представленные материалы могут быть использованы заместителями директоров по ВР, воспитателями, классными руководителями учреждений государственной поддержки детства.

Методические разработки внеклассных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию

1. Информационный час «Люди мира помните»

Задачи:

1. Создать условия для формирования патриотических чувств у детей и подростков через знакомство с ужасающими фактами злодеяния фашистских захватчиков на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны.

2. Способствовать формированию у воспитанников чувств сопереживания, отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав и свобод человека..

Оформление: рисунки детей, творческие работы детей ( стихи и сочинения о войне…), ксерокопии фотографий, статистические данные.

Ход занятия.

1. Чтец.

Мы мечтаем, учимся и строим,

На просторах родной земли,

Потому, что бойцы – герои

От огня планету спасли.

Мы по тропинке школьной в жизнь вступаем,

И понимаем, помним до конца,

Что эту тропинку проложил солдат наш,

И заслонил собой от свинца.

2.Чтец.

Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим…

Это нужно не мёртвым!

Это надо живым!

Педагог.

За три года оккупации на территории Белоруссии фашисты уничтожили 9200 сёл и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли заживо свыше двух миллионов двухсот тысяч советских граждан.

Хатынь…ни на одной самой подробной карте вы не найдёте сегодня этой деревни. Она была уничтожена фашистскими карателями весной 1943 года.

Это произошло 22 марта 1943 года. Специальный карательный отряд фашистов окружил деревню. Ни один из взрослых жителей деревни не смог остаться не замеченным. Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Остальное всё население Хатыни согнали в сарай, гитлеровцы заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли.

Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от мук людских.

149 жителей Хатыни сгорели заживо в огне. Среди них 75 детей. Деревню каратели разграбили и сожгли.

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь».

Бежит, устремляясь вперёд, широкая асфальтированная лента шоссе Минск – Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. И вдруг справа, на 54км – тревожный указатель.

Смолкают песни, обрываются оживлённые беседы. Машины меняют маршрут – поворачивают вправо, к месту трагедии. Каждый километр чётко отбивают беломраморные глыбы – первая, вторая, третья, четвёртая, пятая. И вот мемориал! (рассмотреть фотографии).

В центре возвышается бронзовая скульптура Непокорённого Человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на лице его. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держали тело замученного ребёнка. И, кажется, бронзовые уста Непокорённого Человека говорят: «Будь проклят фашизм!»

Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Чёрные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно рассказывают о разыгравшейся здесь трагедии.

Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши – плиты.

Воспитанница.

Прислушайтесь, люди! Сердцем прислушайтесь! И вы услышите тяжёлый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 хатынцев: женщин, стариков, детей. Они навсегда слились с многострадальной землёй Хатыни. Их остатки покоятся в братской могиле. Над могильным холмом – Венец Памяти из белого мрамора. На нём – обращение, вставших из пепла хатынцев к тебе, ко мне, к нам – живущим: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить на вечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

Воспитанник.

И наш ответ погибшим: «Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, но пламя любви вашей, к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно солнце над нею! Склоните головы!»

(Минута молчания)

Педагог.

Дорожка из серых железобетонных плит ведёт экскурсантов к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из бетона, и цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба – тревожный силуэт обелиска, увенчанного колоколом. На обелиске – мемориальная плита с фамилиями и именами не покорившихся врагу, заживо сожжённых хатынцев.

Невообразимо волнует сердца открытая перед каждым домом калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет. Больно становится при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет дымком из печных труб – обелисков и никто не напьётся студёной воды из четырёх деревенских колодцев, никогда и никто не услышит на улице звонкого смеха жизнерадостной хатынской детворы…

Воспитанник.

Если пройдёте влево по бывшей деревенской улице. Увидите крайний мемориальный знак. Здесь стоял дом семьи Желобковичей. Это она, Анна Викентьевна Желобкович, своим телом прикрыла от пуль карателей семилетнего сына Витю. В его памяти до сих животрепещет кровавый ужас того страшного мартовского дня, когда природа возвращалась к жизни после долгого зимнего сна, а Хатынь умирала мучительно, тяжело.

Какое преступление совершил Юзик Иотко, которому исполнился всего лишь год? В чём провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новацкий, Вова Кабан исотни, тысячи других детей? Кто даст ответ на этот вопрос?

Чтец. (см. стихотворение Муссы Джалиля Варварство в литературно-музыкальной композиции «Женское лицо войны»).

Педагог. Нигде в мире не увидите «кладбища деревень», деревень, уничтоженных фашистами вместе с людьми, уничтоженных не восстановленных. В Хатыни установлены урны с землёй не возрождённых деревень.

Могила деревни… Не одного человека и не двух, и не трёх, а целой деревни, в которой жили десятки и сотни людей.

В Белоруссии не было такого района, где бы фашисты не сжигали населённых пунктов, не грабили и не убивали мирных людей. Водном только Соружском районе Витебской области на территории восьми сельсоветов за июнь 1942 года было ограблено и сожжено 1918 крестьянских дворов из общего количества 2270.

На «кладбище деревень» есть могила деревни Ала, Светлогорского района, в которой было расстреляно и сожжено 1758 человек, в том числе 950 детей. Утром 14 января более 1000 фашистов ворвалось в деревню Ала. Они согнали сюда мирных жителей из окрестных населённых пунктов и учинили над ними зверскую расправу. Людей запирали заживо в домах и сжигали. Тех, кто пытался укрыться от страшной смерти, расстреливали из пулемётов и автоматов. (Просмотр фотографий)

Верхнедвинский район, могила деревни Ладеево.

…Это было в феврале 1943 года. Фашистские солдаты окружили деревню. Силой оружия мужчин согнали в один из крестьянских домов, а женщин и детей – в колхозный амбар.

42 человека и все постройки деревни были сожжены.

Жабинковский район, могила деревни Дремлёво.

Кровавая трагедия в деревне Дремлёво произошла 11 сентября 1942 года. На рассвете в деревню на автомашинах ворвался карательный отряд пьяных эсэсовцев. Угрожая смертью, гитлеровцы согнали всех жителей в сарай и бросились грабить дома, с кинжалами в руках гонялись по дворам за курами и поросятами.

В 10 часов утра начался расстрел жителей деревни. Запылали крестьянские хаты. Все 43 двора сгорели дотла. 286 человек было уничтожено, из них детей – 124.

Только трое обгоревших и раненых подростков – Ярмошук Николай, Данилюк Михаил, Юрасик Дмитрий – остались в живых. Они являются свидетелями и обличителями этого чудовищного злодеяния.

Педагог.

Характерным выражением преступных действий гитлеровских захватчиков против населения Белоруссии является дневниковая запись первых дней войны одного из членов нацистской партии, фашистского солдата Эмиля Гольца: «По дороге от Мира до Столбцов мы разговаривали с населением языком пулемётов, никакого сострадания мы не ощущали. В каждом местечке, в каждой деревне при виде людей у меня чешутся руки. Хочется пострелять из пистолета по толпе».

Другой фашист, обер-ефрейтор Иоганн Гердер, писал: «Мы бросаем ручные гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище. Люди плачут, а мы смеёмся над слезами»,- откровенное признание и яркая характеристика фашистских молодчиков.

В скорбном молчании, склонив головы, проходят люди по кладбищу деревень, с болью глядят на урны, в которых покоится земля уничтоженных деревень. И коль носит земля убийц, то нет покоя ни днём, ни ночью – звонят колокола Хатыни. И во веки веков, не умолкая, будут взывать они: «О люди! Как бы не умён и не учён был враг, какие бы блага не сулил, какими бы тонкими манерами не Щеголял, - он враг!» И вот его истинное лицо – Хатынь!

Чтец1.

Именем солнца, именем Родины, клятву даём.

Именем жизни клянёмся павшим героям:

То, что отцы не допели,

Мы допоём!

То, что отцы не построили,

Мы построим!

Чтец2.

Люди!

Покуда сердца стучатся,

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт, помните!

О тех, кто уже никогда не споёт, помните!

Чтец 1.

Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы запомнили!

Убейте войну! Прокляните войну!

Люди земли!

Чтец 2.

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придёт никогда,

Заклинаю вас: Помните!

2. Встреча за круглым столом «Ордена и люди»

Задачи:

1. Способствовать расширению кругозора детей и подростков о героических годах Великой Отечественной войны через встречи и знакомства с жителями с.Житниково, которые воевали или трудились в тылу.

2. Учить уважать людей старшего поколения через формирования умений воспитанников приглашать, встречать, общаться в ходе подготовки и проведения занятия.

3. Развивать эстетические качества детей через умение красиво оформить зал; выразительно читать стихи, исполнять песни.

Оборудование: изображение орденов и наград, запись гимна «Вставай, страна огромная…», магнитофон.

Предварительная работа.

1. Подбор пословиц, поговорок, афоризмов о мужестве героизме, о труде.

2. Изготовление пригласительных открыток.

3. Экскурсия по селу. Цель. Приглашение гостей на нашу встречу за круглым столом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по проведению урока 1 сентября 2009 г

    Методические рекомендации
    Данные методические рекомендации предназначены для проведения 1 сентября 2009 г. урока, посвященного 65-летней годовщине Победы и последующей организации работы по этой теме на протяжении учебного года.
  2. Отчёт о деятельности Комитета по делам национальностей и казачества Администрации Волгоградской области за 2009 год

    Документ
    Межнациональные отношения на территории Волгоградской области в целом можно охарактеризовать как стабильные. Благодаря конструктивной совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных
  3. Аналитический доклад (4)

    Доклад
    «Об итогах работы управления культуры области, государственных учреждений культуры и искусства, органов культуры муниципальных образований области в 2010 году,
  4. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  5. Мониторинг сми год учителя 14 мая 21 мая 2010 >

    Краткое содержание
    В новом 2010-2011 учебном году у каждого учащегося Орска будет несколько необычный дневник школьника. На ней помещен логотип города, посвященный 275-летию Орска, и есть надпись: «Год учителя 2010».

Другие похожие документы..