Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Примерная программа'
Целью учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» является обучение студентов навыкам ухода за больными терапевтиче...полностью>>
'Урок'
Ведущий: Наше сегодняшнее соревнование называется « Литературный ринг». Мы побываем в удивительной стране « Литературии», узнаем, какие в ней есть обл...полностью>>
'Документ'
від 03.03.2004 № 20/5 „Про затвердження Інструкції про порядок вчинення нотаріальних дій нотаріусами України”, зареєстрований у Міністерстві юстиції ...полностью>>
'Документ'
З метою поглибити знання учнів молодших класів відомостями про виникнення писемності, про історію та розвиток рідної мови, показати її красу і багатст...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 01 «География религий» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

Утверждено

на заседании кафедры

от «____» ____________2010 г.

Протокол №______

Зав.кафедрой _____ /Р.А Бураев/

Согласовано

«___» _________________ 2010 г.

Декан БФ ______ /А.Ю. Паритов/

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ДС.01 «География религий»

для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География

Нальчик 2010

Автор-составитель:

Петшак Е.З.

Старший преподаватель кафедры социально-экономической географии

Учебно-методический комплекс по дисциплине Д.С.01 «География религий» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География.

Шифр Д.С.01 «География религий»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Содержание

Стр.

Введение

1. Рабочая учебная программа дисциплины

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.1. Методические рекомендации для преподавателя

2.2. Методические указания для студентов

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов

2.4. Обеспеченность образовательного процесса по

дисциплине специализированным и лабораторным

оборудованием

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных

программ, мультимедиа и интерактивные материалы

(набор видео- и аудиоматериалов, анимированные

электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт

(набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий),

Интернет-ресурсы по дисциплине и др.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов

по дисциплине

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся

по дисциплине

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых

контрольных мероприятий по дисциплине

3.1.3. Шкала оценки по дисциплине

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий

по дисциплине

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине

3.2. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет)

аттестации студентов по дисциплине

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины

4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

Аннотация

Многие профессиональные географы рассматривают современную географию как динамично развивающуюся науку, способную оказать значительно влияние на жизнь общества. География – «наука об искусстве жить», - крылатое выражение основателя географической науки нисколько не потеряло своего значения за прошедшие столетия.

Процесс дифференциации и синтеза социальной, политической и экономической географии привёл к становлению многих самостоятельных научных дисциплин, образующих в то же время бинарную систему «География культуры» и «Философская география». Как и многие новейшие научные дисциплины, они оказались на стыке географии населения, демографии, этнографии, политической географии, истории, культурологии, социологии и религиоведения.

География религии исследует процессы образования и организации духовного, пространства общества, формирование современных цивилизационных ареалов, «сакральной вертикалью» которых являются универсальные и этнические религии.

Воздействие религиозной структуры населения на состояние и развитие того или иного общества, так же находится в фокусе внимания Географии религии.

Таким образом, география религии – междисциплинарная отрасль знания, «наводит мосты» между географической наукой, философией, искусством и культурологией. Она занята поиском и анализом взаимосвязей между науками о природе, обществе и ноосфере. Её объект – мир религий вокруг нас, социальные и исторические явления, формирующие территориальные аспекты зарождения и распространения религиозных верований, ареалы веры во времени и пространстве.

В условиях нарастающего кризи­са ценностей и мировоззренческой дезориентации, курс «Географии религий» способствует реальному включению молодых людей в контекст культуры, усиливает гуманитарную, духовную составляющую классического университетского образования.

Важная цель курса «География религий» – ознакомление студентов к одному из проявлений общечеловеческой культуры — культу­ре религиозной. В современном мире религия – основа большинства региональных культур.

Религиозные характеристики общества, в отличие от социальных, экономических, политических реалий, наиболее стабильны, консервативны, устойчивы и поэтому могут быть использованы как важные индикаторы, диагностирующие признаки, той или иной региональной культуры.

В начале третьего тысячелетия в России и мире происходит процесс религиозного возрождения, в связи с этим, как никогда, актуальной стала способность образованного человека ориентироваться в мультикультурных сообществах где взаимодействуют самые различные этнорелигиозные группы.

География религия проводит исследования на локальном, региональном и глобальном уровнях, формируя целостный взгляд на культурную сферу Земли, как единую систему со многими сложными взаимодействиями и обратными связями между биосферной и ноосферной подсистемами современного общества.

Географический характер современным исследованиям в географии религий придает акцент на на пространственно-временную организацию изучаемого объекта и понимание его места в сложной суперсистеме развивающегося геосоциума. Человечество в начале 21 века оказалось не только свидетелем, но и основной причиной трансформации всей природно-антропогенной системы планеты. Состояние и динамика сферы культуры, неотъемлемой частью которой с древнейших времён до наших дней является религия, оказывает на этот необратимый процесс существенное явление. Ключевая проблема географии религий – углубление знаний об общих закономерностях развития человеческого общества в эпоху сложного сочетания в нем процессов секуляризации и сакрализации.

Выписка из ГОС ВПО

Данная дисциплина (Д.С.01 «География религий») составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению (специальности) (Государственный образовательный стандарт 2-го поколения, 2000. №89/26 СП). Рабочая программа курса является авторской разработкой Петшак Е.З.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/

«___» _________________ 2010 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Д.С.01 «География религий»

для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География

Нальчик 2010 г.

Рабочая программа составлена на основании ____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)

Разработчик: ст.преп. Петшак Е.З. ____________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии

Протокол №____

от «___»_________________2010 г.

Заведующий кафедрой________________ Бураев Р.А.

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета

«___»_________________2010 г.

Председатель ______________ А.Ю. Паритов

1. пояснительная записка

Дисциплина «География религий» необходима для понимания феномена духовной культуры общества, что чрезвычайно важно в современный период времени, когда на постсоветском пространстве происходят сложные и противоречивые процессы сакрализации общественного сознания. Современный образованный человек должен быть оснащен адекватными представлениями о географической картине мира, в котором отражены политические, социально-экономические, культурно-исторические и цивилизационные аспекты жизни человеческого сообщества.

В курсе «География религий» освещаются процессы образования и организации духовного, пространства современного общества, рассматриваются территориальные аспекты зарождения и распространения религиозных верований. Актуальность курса определяется новейшими тенденциями синтеза географии с другими общественными науками, глубоким пространственным подходом в освещении теоретических вопросов, общей гуманистической направленностью современной науки. Курс полезен для повышения уровня компетенций студентов, углубления их географической и общечеловеческой культуры.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины «География религий»

Цель дисциплины: формирование религиозной картины современного мира.

Задачи дисциплины:

- исследование процессов образования и организации духовного,

пространства общества;

- анализ направлений религиозных миграций;

- осмысление воздействие религиозной структуры населения на

состояние и развитие современного общества;

- изучение первоначальных, этнических и универсальных религий в

аспекте их пространственного распространения;

- повышение уровня географической культуры.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «География религий»

Студент, освоивший дисциплину«География религий» должен:

- знать пространственные границы распространения ранних, этнических

и универсальных религий;

- иметь представления о регионах и странах - мировых лидеров по

числу верующих различных религиозных конфессий;

- знать крупнейшие центры религиозных паломничеств;

- понимать направления крупнейших религиозных миграций;

- сформировать представление об особенностях религиозной культуры в

различных регионах мира;

- знать законодательство РФ о свободе совести и вероисповедания.

При чтении лекционного курса и проведении семинарских занятий по дисциплине «География религий»

будут использованы различные демонстрационные материалы: карты,

фотографии, видеофильмы.

номер

семестра

У Ч Е Б Н Ы Е З А Н Я Т И Я

число

курсовых

проектов

форма

итог.

аттест.

7

общий

объём

А У Д И Т О Р Н Ы Е

зачёт

всего

лекции

семинары

практ.

СРС

52

18

8

8

17

-

2. Тематический план дисциплины

ТЕМА

Всего

часов

Лекции

Семинары

и практика

1

Сущность географии и религии в современном мире. Цели и задачи курса

«География религий»

4

2

2

2

Традиционные религии первобытных племён и колыбельных цивилизаций

4

2

2

3

Христианский мир: география и особенности вероучения

4

2

2

4

Ислам в современном мире

4

2

2

5

Буддизм: философия или религия

4

2

2

6

Этнические религии мира. Индуизм – крупнейшая национальная религия.

4

2

2

7

Религиозные системы Дальнего Востока

4

2

2

8

Синто - национально-государственная религия Японии.

4

2

2

9

Современные религиозные культы – регионы распространения.

Свобода совести в России и мире

4

2

2

Итого

38

18

18

3. Содержание дисциплины

3.1. Лекции, их содержание, объем в часах –18 ч.

3.1.1 Тема 1 Цели и задачи курса «География религий».

Сущность географии и религии в современном мире.

Объекты исследования социальной и философской географии. Цивилизации и культурные миры планеты. Религия и общество. Мировая мысль о природе и сущности религиозных верований.

Религия как культурный и исторический феномен. Наука и религия. Классификация религий.

3.1.2. Тема 2 Традиционные религии первобытных племён и колыбельных

цивилизаций

Подходы к вопросу о зарождении религий. Происхождение и ранние формы религий.

Обряды инициации. Табу. Культ огня и мирового дерева. Адыгские культы. Промысловые обряды и традиции. Родоплеменные религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Современные ареалы распространения первоначальных верований. Роль «прарелигий» в жизни ранних обществ.

3.1.3. Тема 3. Христианский мир: география и особенности вероучения.

Восточное Средиземноморье – место рождения христианства. Миграции населения и распространение религиозных идей. Библия – памятник мировой культуры. Основные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм. Европа, Америка, Австралия -области распространения христианства. Очаги религиозного паломничества: Ватикан, Лурд, Фатима. Центры православия в России.

3.1.4. Тема 4. Ислам в современном мире

Аравия – родина ислама. Возникновение и распространение ислама. Основы исламского вероучения и религиозная практика мусульман. Основные направления в исламе. Малайский архипелаг, Южная Азия, Ближний Восток, Север Африки: страны Магриба и Машрика – основные ареалы ислама в современном мире. Ислам в России и странах СНГ. Святыни мусульман: Мекка и Медина. Хадж как один из столпов веры. Фундаментализм и исламизм. Ислам – религия мира, элемент социокультурной общности народов.

3.1.5. Тема 5. Буддизм – древнейшая мировая религия

Буддизм – самая древняя из мировых религий. Возникновение буддизма.

Основы вероучения. Четыре благородные истиныбуддизма. Особенности региональных форм буддизма: ламаизм, дзэн-буддизм. Ареалы распространения буддизма в современном мире: Восточная и Юго-Восточная Азия. Центры религиозного паломничества: Лумбини, Варанаси. Лхаса – резиденция Далай-Ламы. Области распространения буддизма в России: Калмыкия, Бурятия, Тува.

3.1.6. Тема 6. Индуизм – крупнейшая национальная религия.

Универсальные и национальные религии мира. Индуизм – основная религия Южной Азии. Индуистский пантеон. Основа вероучения и религиозная практика индуизма. Сансара и карма. Соотношение морали и закона в индуизме. Джайнизм, йога. Сигхи. Индуизм в общественной жизни современной Индии.

3.1.7. Тема 7. Религиозные системы Дальнего Востока.

Этнические религии Восточной Азии. Великая китайская «духовная триада»: сосуществование буддизма, конфуцианства и даосизма. Культ Неба в культуре Китая. Почитание предков в системе конфуцианства. Конфуцианство – сакральный стержень китайской цивилизации. Философия Пути Лао-Цзы. Дзэн-буддизм в Китае.

3.1.8. Тема 8. Синтоизм - национально-государственная религия Японии.

Становление синтоизма на островах Японского архипелага. Синто как классическое воплощение политеизма в мире религий. Синто – «путь богов», религия или эстетика японцев? Саби, ваби, сибуй, югэн – культы природы, чистоты и красоты, - религиозные традиции Японии. Картина мира в религии синто. Эстетические и этические каноны синтоизма. Религиозный синкретизм в Японии.

3.1.9. Тема 9. Современные нетрадиционные культы – регионы

распространения. Свобода совести в России и мире.

Причины возникновения, классификация и особенности практики современных нетрадиционных культов. Новые религиозные движения в России. Нетрадиционные культы как угроза правосознанию человека.

Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Формирование и развитие представлений о свободе совести и вероисповедания.

3.2. Семинарские и практические занятия – 18 ч.

3.2.1. Сущность географии и религии в современном мире. 2 ч.

3.2.2. Религии ранних обществ. 2 ч.

3.2.3. География христианства. 2 ч.

3.2.4. Ислам в современном мире. 2 ч.

3.2.5. Буддизм – древнейшая мировая религия. 2 ч.

3.2.6. Индуизм – крупнейшая национальная религия. 2 ч.

3.2.7. География религий стран Дальнего Востока. 2 ч.

3.2.8.Синтоизм - национально-государственная религия Японии. 2 ч.

3.2.9. Свобода совести в России и мире. 2 ч.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ

Другие похожие документы..