Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
План мероприятий по охране здоровья обучающихся и обеспечение и санитарно-гигиенического режима МОУ «СОШ№9»Волжского района г. Саратова на 2010-2011 ...полностью>>
'Сказка'
При выполнении заданий укажите авторов учебника. В случае несовпадения заданий с текстами учебника, выполните только те задания, которые соответствую...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческие решения» составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандарто...полностью>>
'Документ'
А.С.Пушкин. Лирика. («Цыганы», «Борис Годунов», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Маленькие тра...полностью>>

Программа дисциплины Управление организационными изменениями  для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Менеджмента

Программа дисциплины Управление организационными изменениями



для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Автор программы:

Чилипенок Ю.Ю., доцент, кандидат социологических наук, YuChil@

Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического менеджмента «___»________ 2011г.

Зав. кафедрой Городнов А.Г._______________________

Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2011г.

Председатель Радаев Т.В.__________________________

Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2011г.

Председатель Петрухин Н.С. ________________________

Нижний Новгород, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Управление организационными изменениями».

Программа разработана в соответствии с:

  • ГОС ВПО по направлению 080500.62 «Менеджмент»

  • Образовательной программой по направлению 080500.62 «Менеджмент»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент», утвержденным в 2011г.

1Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Управление организаионными изменениями» являются обучение студентов базовым знаниям, навыкам и умениям в области управления организационными изменениями, формирование у студентов системного представления о природе организационных изменений, его основах как теоретической отрасли управленческого знания и формах профессиональной практики, развитие у студентов технологической культуры управления организационными изменениями как фактора повышения качества эффективности деятельности организации.

Основными задачами изучения учебной дисциплины являются:

- углубленное понимание студентами действия закономерностей и принципов управления организационными изменениями, их взаимосвязи с изменениями внешней среды и жизненным циклом организации;

- получение студентами практических зананий и навыков диагностики организационных изменений и методов управления изменениями и сопротивлениями изменениям;

- ознакомление обучаемых с технологиями организационного проектирования и организационного развития и прогнозирования как динамических и сложноорганизованных процессов, понимания организационной культуры как объекта изменений и инструмента развития организаций;

- формирование знаний, навыков и умений студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности и дальнейшего самообразования как руководителей и специалистов организаций различного типа.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: содержание понятийно-категориального аппарата учебной дисциплины «Управление организационными изменениями»; закономерности, принципы и технологические параметры процесса управления изменениями в организациях;

  • Уметь: анализировать процессы и проблемы практики управления организационными изменениями, находить пути их эффективного разрешения в управленческой практике; проектировать и осуществлять практическую реализацию организационных изменений; использовать организационный опыт для повышения показателей эффективности деятельности организации.

  • Иметь навыки (приобрести опыт): принятия управленческих решений, связанных с организационными изменениями.

3Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Общий менеджмент

  • Стратегический менеджмент

  • Принятие управленческих решений

  • Управление проектами

    Управление персоналом

    Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть основными знаниями и

    компетенциями, сформированными в процессе освоения дисциплин общенаучного и базовой части профессионального циклов.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы студентов, при выполнении выпускной квалификационной работы, а также в профессиональной деятельности.

4Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Теоретические основы организационных изменений. Организация и

окружающая среда.

12

2

2

8

2

Методологические аспекты управления изменениями.

12

2

2

8

3

Жизненный цикл организации и особенности управления изменениями на его этапах.

14

2

2

10

4.

Основные стратегии организационных изменений: организационное проектирование и организационное развитие

14

2

2

10

5.

Организационная культура как объект изменений и инструмент развития организаций. Концепция организационного обучения

14

2

2

10

6.

Сопротивление организационным изменениям и методы их преодоления: мотивация и коммуникации в управлении изменениями

14

2

2

10

7.

Сопротивление организационным изменениям и методы их преодоления: управление групповым поведением в процесе изменений: власть и стили руководства

14

2

2

10

8.

Модели выбора стратегий развития организации

14

2

2

10

ИТОГО

108

16

16

76

5Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

2

3

Текущий

(неделя)

Работа на семинарских занятиях

*

*

Выступления, презентации

Эссе

7

3-4 тыс. слов

Итоговый

Зачет

*

Устный зачет

5.1Критерии оценки знаний, навыков

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

- Эссе. Эссе оценивается по 10-балльной системе, при этом принимается во внимание правильность оформления текста, умение применять теоретиченские занаия, полученные на лекционных занятиях для раскрытия темы, степень самостоятельности и аргументированность авторского мнения.

- Семинарские занятия, на которых учитывается степень активности студента и его домашняя подготовка к занятию.

- Итоговый контроль осуществляется в виде зачета, на котором проверяется степень владения материалом. Оценка итогового контроля выставляется по 10-бальной системе.

Оценка производится по 10-бальной шкале. Студент получает: за выполнение эссе – 3 балла; за работу на практических занятиях – 4 балла (8 практических занятий по 0,5 баллов каждое); за зачет в конце курса – 3 балла.

В зачетную ведомость ставится зачет и в скобках итоговая оценка, если итоговая оценка больше трех баллов. Если же итоговая оценка меньше четырех баллов, то ставится незачет и в скобках итоговая оценка.

6Содержание дисциплины

Тема 1. Теоретические основы организационных изменений. Организация и окружающая среда.

Лекции - 2ч., семинарские занятия – 2ч.

Системный подход: основные характеристики и свойства системы. Процессный подход: основные функции процесса управления. Интеграция системного и процессного подхода: «процесс в системе» в модели «черного ящика», Процессно-системный подход: «система в процессе», модель «белого ящика»; «бизнес-процесс-реинжиниринг».

Комплексный, интеграционный, ситуационный, маркетинговый, нормативный, поведенческий и функциональный подходы к исследованрю изменений.

Взаимодействие организации с окружающей средой. Роль факторов внешней среды в управлении изменениями: теория монополистической конкуренции (Д.Робинсон, Э.Чемберлин), Теория ресурсной зависимости (К.Акъоно), теория операционных (транзакционных) издержек (Р.Коуз), популяционно-экологическая теория (теория естественного отбора), теория формирования жизнеспособной структуры (Г. Минтцберг), теория рациональной случайности (теория случайных трансформаций), теория «социального партнерства».

Основная литература:

1. Адизес И.К. Управляя изменениями./пер. с англ.. - СПб, Питер, 2011 - 224 с.

2. Дак, Д. Д. Монстр перемен : Причины успеха и провала организационных преобразований / пер. с англ. В. Ионов; Науч. ред. А. Шакирова. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 320 с.

3. Распопов В.М. Управление изменениями: Учебное пособие – М., Магистр, 2008 – 333 с.

4. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях. Учебник. - СПб, Высшая школа менеджмента, изд-во СПб университета, 2008 - 480 с.

Дополнительная литература:

1. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: российский менталитет и практика бизнеса. – М., Альпина Бизнес Букс, 2004. – 392 с.

2. Ливитт, Г. Д. Сверху вниз: почему не умирают иерархии, и как руководить ими более эф-фективно / пер. с англ. Анны Данишевской. - СПб. : Питер, 2005. - 213 с.

3. Приходько В.И. Современная организационная парадигма./ Менеджмент в России и за рубежом - 1999, № 3.

4. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для ме-неджеров "Управление развитием организации". Модуль 2 / науч. ред. А. И. Наумов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 192 с. - Библиография: стр. 170-172.

5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Учебник для вузов./ пер. с англ. Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. – М, Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 – 576 с. (или любое издание).

6. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями - СПб, Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.- 432 с.

7. Фрайлингер К. и Фишер И. Управление изменениями в организации. Управление изме-нениями в организации: Как успешно провести преобразования ./ Пер. с нем. Береговой Н.П., Сергеевой И.А.. – М., Книжная палата, 2002 - 264 с.

Тема 2. Методологические аспекты управления изменениями.

Лекции - 2ч., семинарские занятия – 2ч.

Виды изменений и их причины. Политики изменений: директивная политика, политика переговоров, политика достижения общих целей, аналитическая политика, политика проб и ошибок. Модели управления изменениями: модели переходного периода, модель постепенного наращивания, модель «EASIER», модель управления изменениями с позиций процессно-системного подхода. Принятие решений при управлении изменениями в организации: модель Карнеги, модель инкрементального процесса принятия решений, модель «мусорного ящика».

Основная литература:

1. Адизес И.К. Управляя изменениями./пер. с англ.. - СПб, Питер, 2011 - 224 с.

2. Дак, Д. Д. Монстр перемен : Причины успеха и провала организационных преобразований / пер. с англ. В. Ионов; Науч. ред. А. Шакирова. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 320 с..

3. Литке Х, Кунов И. Управление проектами. – М., 2006.

4. Распопов В.М. Управление изменениями: Учебное пособие – М., Магистр, 2008 – 333 с.

5. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях. Учебник. - СПб, Высшая школа менеджмента, изд-во СПб университета, 2008 - 480 с.

Дополнительная литература:

  1. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: российский менталитет и практика бизнеса. – М., Альпина Бизнес Букс, 2004. – 392 с.

  2. Карпов, Ю. Г., «Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5» / Ю.Г. Карпов. - СПб.: БХВ–Петербург, 2005

  1. Ливитт, Г. Д. Сверху вниз: почему не умирают иерархии, и как руководить ими более эф-фективно / пер. с англ. Анны Данишевской. - СПб. : Питер, 2005. - 213 с.

  2. Локк Д. Основы управления проектами. – М., 2004.

  3. Пащенко, Ф.Ф., Зернов, С.В., Жилкин, М.В. Моделирование социальных процессов. [Электронный ресурс] // Н. Новгород. – Режим доступа: Интернет: /4biblioteka/2fond/fondV/zernovmodel.htm

  4. Плотинский, Ю.М. Модели социальных процессов/ Ю.М. Плотинский. – изд.2-е, перераб и доп. – М., Логос, 2001

  5. Каталевский, Д.Ю. Системная динамика и агентное моделирование: необходимость комбинированного подхода. [Электронный ресурс] // Н. Новгород. – Режим доступа: Интернет:

www.sysdynamics.ru/system/files/5/original/Katalevsky_article_agents_SD.pdf

7. Приходько В.И. Современная организационная парадигма./ Менеджмент в России и за рубежом - 1999, № 3.

8. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для ме-неджеров "Управление развитием организации". Модуль 2 / науч. ред. А. И. Наумов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 192 с. - Библиография: стр. 170-172.

9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Учебник для вузов./ пер. с англ. Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. – М, Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 – 576 с. (или любое издание).

10. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями - СПб, Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.- 432 с.

  1. Macal, C.M., an M.J. North: Tutorial on Agent-Based Modeling and Simulation, Winter Simulation Conference, Orlando, 2005. [Электронный ресурс] // Н.Новгород. – Режим доступа: Интернет: /products/ds/FlexsimABS.pdf

  2. Фрайлингер К. и Фишер И. Управление изменениями в организации. Управление изме-нениями в организации: Как успешно провести преобразования ./ Пер. с нем. Береговой Н.П., Сергеевой И.А.. – М., Книжная палата, 2002 - 264 с.

Тема 3. Жизненный цикл организации и особенности управления изменениями на его этапах.

Лекции - 2ч., семинарские занятия – 2ч.

Модели жизненных циклов организации: модель И. Адизеса, А.И. Пригожина, модель организационного развития Л. Данко, модель развития и кризисов роста Л. Грейнера. Управление изменениями по этапам жизненного цикла организации. Управление изменениями организационных структур по стадиям жизненного цикла организации.

Управление изменениями организационных структур по стадиям жизненного цикла.

Основная литература:

1. Адизес И.К. Управляя изменениями./пер. с англ.. - СПб, Питер, 2011 - 224 с.

2. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации./пер. с англ..под науч. Ред. А.Г. Сеферяна. - СПб, Питер, 2011 - 384 с.

3. Дак Д. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. / пер. с англ. - М, Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2007 г. - 320 с.

4. Дафт, Р. Л. Менеджмент / пер. с англ. С. Жильцова. - 6-е изд. - СПб. : Питер ; IMISP, 2006. - 864 с. - (Классика МВА). (или любое издание)

5. Распопов В.М. Управление изменениями: Учебное пособие – М., Магистр, 2008 – 333 с.

Дополнительная литература:

1.Баринов В.А. Организационное проектирование. – М., 2005.

2.Гейзер П.С., Завьялова О.В. Управление проектами. – Минск, 2005.

3.Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д. Х-мл. Организации: поведение, структуры, процессы./пер. с англ. – М., ИНФРА-М, 2000 – 662 с.

4.Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. - СПб, прайм – ЕВРОЗНАК, 2001, - 352 с.

5.Знаменский О.В., Краснов И.В. Организационные структуры субъектов внешнеторговой деятельности. – М., 2005.

6.Масленникова Н.П. Управление развиттем организации. – М., 2002.

7.Мильнер Б.З. Теория организации. – М.,2006.

8.Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М., 2003.

9.Рамперсад К., Хьюберт Универсальная система показателей деятельности. – М., 2005.

10. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями - СПб, Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005 г. - 432 с.

11. Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса и российская действительность - Социс,1996, № 10, - с. 63-71.

12. Фрайлингер К. и Фишер И. Управление изменениями в организации. Управление изме-нениями в организации: Как успешно провести преобразования ./ пер. с нем. Береговой Н.П., Сергеевой И.А.. – М., Книжная палата, 2002 - 264 с.

13. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь.– М., ИНФРА – М, 2000. - 264 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Финансовые рынки и институты для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Авторы: Лебедева Л. Н., Паршаков П. А

    Программа дисциплины
    Программа разработана доцентом базовой кафедры государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ – Пермь Лебедевой Л.Н. и преподавателем кафедры финансового менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь Паршаковым П.
  2. Программа дисциплины «Экономика города и управление урбанизированными территориями» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Авторы программы: Г. Ю. Ветров, А. С. Пузанов (gvetrov@hse ru, apuzanov@hse ru)

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  3. Программа дисциплины История предпринимательства  для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Программа дисциплины Теория организаций для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра Автор: профессор Романов Павел Васильевич

    Программа дисциплины
    Студент должен: обладать базовыми знаниями по социологии и психологии, экономике; знаниями по курсу общего менеджмента; уметь оперировать такими понятиями как: организация, бюрократия, контроль, современное и постсовременное общество
  5. Программа дисциплины Теория и история менеджмента для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра Автор доцент, к э. н. М. Д. Предводителева

    Программа дисциплины
    Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.

Другие похожие документы..