Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
    В небоскребе, вознесшемся над улицами огромного современного города, мастер рун вплетает свою волю в ткань жизни. Он вырезает на дереве старшие ру...полностью>>
'Программа'
муниципального образовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №1” обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной...полностью>>
'Документ'
По характеру измеряемых величин РИП делятся на подгруппы, по основной выполняемой функции — на виды, а по совокупности технических характеристик и оч...полностью>>
'Заседание'
22 ноября 2011 года в Таллинском Институте Пушкина (г. Таллин, Эстония) состоялось пленарное заседание научно-практической конференции «Актуальные пр...полностью>>

Рабочая программа Наименование дисциплины «логика и теория аргументации» Рекомендуется для направления (ий) подготовки специальности (ей)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

(РГТЭУ)

Кафедра Философии

Одобрено УМС факультета Социальных

технологий

Протокол № 3 от «16»__марта_ 2011 г.

Председатель _______________В. Н. Галиев

Рабочая программа

Наименование дисциплины «ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ»

Рекомендуется для направления (ий) подготовки специальности (ей)

________041200 «Политология»_ ______________________________________________

(указваются код и наименования направления (ий) подготовки (специальности (ей))

Квалификации (степени) выпускника _бакалавр политологии________________________

Согласовано:

Учебно-методическое управление

РГТЭУ

«____» ________________20__г.

____________________________

Рекомендовано кафедрой:

Протокол № ____

От «___» _______________________20__г.

Зав.кафедрой _______________В.А. Титов

(ФИО)

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

Москва, 2011 г.

Содержание

стр.

  1. Цели и задачи дисциплины. 3

  2. Место дисциплины в структуре ООП. 3

  3. Требования к результатам освоения дисциплины. 3

  4. Объём дисциплины и виды учебной работы. 4

  5. Содержание дисциплины. 4

    1. Содержание разделов и тем дисциплины. 4

    2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 8

    3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. 9

  6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ. 9

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 9

а) основная литература;

б) дополнительная литература;

в) базы данных, поисково-справочные и информационные системы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 10

9. Образовательные технологии. 10

10. Оценочные средства (ОС). 14

    1. Оценочные средства для входного контроля. 14

    2. Оценочные средства текущего контроля. 17

    3. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся. 23

    4. Оценочные средства для промежуточной аттестации. 26

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель – формирование основ логической культуры мышления и аргументации, необходимых для профессиональной деятельности в сфере политических отношений, научно-компетентного анализа политического процесса и политической жизни.

Задачи курса:

Сформировать последовательное, правильное мышление на основе качеств, выражающих логическую культуру и обеспечивающих безошибочное аргументирование в процессе профессионально ориентированной коммуникации:

– рациональность,

– обоснованность,

– непротиворечивость,

– устойчивость,

– интерсубъективность и структурированность,

– демонстративность и выводимость одних форм мышления из других.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Логика и теория аргументации» относится к вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина является предшествующей для дисциплин «Философия»,

Для изучения дисциплины студент должен обладать следующими входными знаниями, умениями и компетенциями:

– иметь представление об идеально-духовной природе мышления;

– знать о существовании рационально-логической и обыденной коммуникации, правильного и ошибочного мышления и стремиться к их разграничению;

– иметь начальное представление о необходимости обоснования и доказывания (аргументирования) положений в профессиональной и общественной деятельности,

– уметь выделять в процессе вербальной коммуникации содержание и форму передаваемой информации: лексико-грамматическую, научную и логическую.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1: Владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

ОК-2: Умения логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

ОК-11: Стремления к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способности критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения.

ОК-22: Свободного владения навыками публичной и научной речи; умения анализировать логику рассуждений и высказываний.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: формы теоретического мышления – понятие, суждение, умозаключение; основные законы и язык логики; систему логических категорий; общие и специальные методы и правила аргументирования.

Уметь: логически правильно оперировать (совершать действия) с формами мысли; выводить сложные логические формы из простых; формализованно выражать структуру научного мышления и логических действий; доказывать и опровергать суждения.

Владеть: системой логической символизации и формализации будущего профессиональ­ного мышления, методами аргументирования и анализа демонстративности компетент­ностных рассуждений и возможных социально-практических мер с целью определения логически обоснованных, безошибочных профессиональных решений в политической жизни и социально-культурной сфере в целом.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

34

2

В том числе:

-

-

Лекции

12

2

Практические и семинарские занятия (ПЗ)

22

2

Самостоятельная работа (всего)

38

2

В том числе:

-

-

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям

22

2

Подготовка к зачету

16

2

Вид промежуточной аттестации

зачет

2

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

2

2

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел 1. Логика и теория аргументации в системе наук о мышлении

    1. Логика как философская наука (лекция)

Объект и предмет логики. Логика в системе наук о мышлении. Теория аргументации как прикладная логическая дисциплина. Основные методы логического мышления: анализ, синтез, идеализация, абстрагирование, обобщение. История становления логи­ки. Античная логика. Риторика и эристика в процессе генезиса логики аргумента­ции. Логика средних веков и Нового времени. Классическая и неклассические логики. Понятие и классификация логических законов. Закон тождества. Закон исключённого третьего. Закон противоположности. Закон достаточного основания.

    1. Предмет и генезис логики и теории аргументации (семинар)

1. Объект и предмет логики.

2. Генезис логики и теории аргументации

3. Общие законы логики

4. Логика Нового времени

Раздел 2. Понятие как логическая форма

2.1. Понятие и его структура (лекция)

Основы логического учения о понятии. Логическая форма. Логические предметы и признаки. Классификация признаков. Понятие и представление. Понятие и слово. Структура понятия: содержание и объём. Закон понятия. Классификация понятий. Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость. Схемы Л. Эйлера. Классификация логических действий с понятиями. Структура и виды дефиниций. Правила и ошибки определений. Структура и виды деления. Правила и ошибки деления. Операции с классами. Ограничение и обобщение понятий.

2.2. Понятие (практическое занятие)

1. Понятие и его структура.

2. Виды понятий по количеству и по качеству.

3. Отношения между понятиями. Схемы Л. Эйлера.

4. Операции с объёмами понятий (классами).

2.3. Логические действия с понятиями (практическое занятие)

1. Дефиниция, её структура и виды.

2. Правила и ошибки при определении понятий.

3. Деление понятий, его структура и виды.

4. Правила и ошибки деления.

5. Обобщение и ограничение понятий.

Раздел 3. Логический анализ высказываний

3.1. Суждение, его классификация и логическая структура (лекция)

Суждение как логическая форма. Суждение и предложение. Структура суждения. Кванторы и модальные операторы. Классификация суждений. Понятие простого суждения. Категорические и релятивные суждения и их логическая структура. Объединенная качественно-количественная классификация простых атрибутивных категорических суждений. Характеристики распределённости терминов простых атрибутивных категорических суждений. Модальность суждений. Суждения логической и нелогической модальности.

Понятие сложного суждения. Виды логических союзов и сложных суждений. Открытая и закрытая конъюнкция и дизъюнкция. Строгая и нестрогая дизъюнкция. Матрицы истинности (структурные законы) сложных суждений.

3.2. Логические отношения и операции с суждениями (лекция)

Сравнимость и несравнимость суждений. Отношения совместимости и несовместимости суждений. «Логический квадрат». Отношения между суждениями логической модальности. «Логический шестиугольник». Логические операции с простыми атрибутивными категорическими суждениями. Отрицание и превращение. Обращение и его виды. Специфика обращения частноотрицательных суждений. Противопоставление. Противопоставление простых атрибутивных категорических суждений субъекту и предикату. Специфика противопоставления с учетом исключений из правил распределённости предикатов простых утвердительных суждений.

3.3. Суждение как форма мысли (практическое занятие)

1. Общая характеристика суждения. Простое суждение и его структура.

2. Классификация простых атрибутивных категорических суждений.

3. Отношение и характеристики распределённости терминов простых атрибутивных категорических суждений.

4. Сложные суждения.

3.4. Отношения между категорическими и модальными суждениями (практическое занятие)

1. Отношения сравнимости и несравнимости, совместимости и несовместимости простых атрибутивных категорических суждений.

2. «Логический квадрат» и его правила.

3. Модальность суждений. Виды модальности.

4. «Логический шестиугольник» и его правила.

3.5. Логические действия с простыми категорическими суждениями (практическое занятие)

1. Отрицание и превращение.

2. Обращение. Виды обращения.

3. Противопоставление суждений субъекту и предикату.

Раздел 4. Умозаключение

4.1. Умозаключение как форма логического вывода (лекция)

Общая характеристика умозаключения. Структура умозаключения: посылки, заключение, термины. Классификация умозаключений. Простые и сложные, сокращённые, несокращённые и сложносокращённые умозаключения. Дедуктивное умозаключение и его виды. Категорические, условные, разделительные, условно-разделительные (лемматические), условно-категорические и разделительно-категорические силлогизмы. Дилемма, полилемма. Простые и сложные, конструктивные и деструктивные леммы. Энтимема, эпихейрема, полисиллогизм, сорит.

Индуктивные и традуктивные умозаключения. Виды индукции. Научная индукция и ее методы. Виды аналогии по количеству и по качеству.

4.2. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма (лекция)

Определение и структура простого категорического силлогизма. Больший, средний и меньший термины; большая и меньшая посылка; заключение. Общие правила посылок и терминов простого категорического силлогизма.

Фигуры и модусы силлогизма. Основные и неосновные, правильные и неправильные модусы. Специальные правила фигур. Аксиома и проверка демонстративности простого категорического силлогизма. Действия с модусами простого категорического силлогизма.

4.3. Простой категорический силлогизм (практическое занятие)

1. Общая характеристика и структура простого категорического силлогизма.

2. Общие правила простого категорического силлогизма.

3. Фигуры простого категорического силлогизма.

4. Модусы простого категорического силлогизма и логические действия с ними.

4.4. Классификация силлогизмов (практическое занятие)

1. Условный и разделительный силлогизмы

2. Условно-категорический силлогизм

3. Разделительно-категорический силлогизм

4. Условно-разделительный силлогизм (лемма). Дилемма и полилемма.

4.5. Индукция и традукция как логические формы аргументации (практическое занятие)

1. Понятие, структура и виды индуктивных умозаключений.

2. Учение Ф. Бэкона – Дж. Милля о методах научной индукции.

3. Традуктивное умозаключение. Виды аналогий.

Раздел 5. Основы демонстративной аргументации

Доказательство и его структура: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства. Опровержение тезиса и его виды. Критика и опровержение аргументов. Логические ошибки при доказательстве и опровержении. Логические парадоксы. Софизмы.

5.1. Доказательство и опровержение в структуре аргументации (практическое занятие)

1. Понятие и структура аргументации.

2. Понятие спора. Виды и критерии продуктивности спора,

3. Доказательство, его структура и виды.

4. Опровержение. Виды опровержения.

5.2. Логические ошибки аргументации (практическое занятие)

1. Логические и нелогические методы и приёмы аргументации. Паралогизмы и софизмы.

2. Ошибки по отношению к тезису.

3. Ошибки по отношению к аргументам.

4. Ошибки демонстрации.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

(вписываются разработчиком)

1.

История философии

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

3.4

4.4

4.5

2.

Философия

1.1

1.2

2.1

2.2

2.3

4.4

4.5

3.

Риторика

1.1

1.2

5.2

4.

Сравнительная политология

4.3

4.4

4.5

5.2

5.

Политический анализ и пронозирование

1.1

3.1

3.2

5.1

5.2

5.3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Логика и теория аргументации в системе наук о мышлении

2

-

-

2

4

8

2.

Понятие как логическая форма

2

4

-

-

6

12

3.

Логический анализ высказываний

4

6

-

-

10

20

4.

Умозаключение

4

6

-

-

12

22

5.

Основы демонстративной аргументации

-

4

-

-

6

10

ИТОГО

12

22

-

2

38

72

6. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ

№ п/п

№ раздела (модуля) и темы дисциплины

Наименование семинаров, практических и лабораторных работ

Трудо-емкость

(часы)

Оценоч-ные средства

Форми-руемые компе-тенции

1

2

3

4

5

6

1.

Логика и теория аргументации в системе наук о мышлении

Предмет и генезис логики и теории аргументации (семинар)

2

тематика эссе, банк контрольных вопросов

ОК-1,

ОК-2

2.

Понятие как логическая форма

Понятие (практическое занятие)

Логические действия с понятиями (практическое занятие)

2

2

банк логических заданий,

банк контрольных вопросов

ОК-1,

ОК-2

3.

Логический анализ высказываний

Суждение как форма мысли (практическое занятие)

Отношения между категорическими и модальными суждениями (практическое занятие)

Логические действия с простыми категорическими суждениями (практическое занятие)

2

2

2

ОК-1, ОК-2, ОК-22

4.

Умозаключение

Простой категорический силлогизм (практическое занятие)

Классификация силлогизмов (практическое занятие)

Индукция и традукция как логические формы аргументации (практическое занятие)

2

2

2

ОК-1, ОК-2, ОК-22

5.

Основы демонстративной аргументации

Доказательство и опровержение в структуре аргументации (практическое занятие)

Логические ошибки аргументации (практическое занятие)

2

2

ОК-1,

ОК-2, ОК-11, ОК-22



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  2. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (1)

    Основная образовательная программа
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  3. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (2)

    Основная образовательная программа
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  4. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
  5. Рабочая программа по дисциплине «Конфликтология» для специальности «связи с общественностью»

    Рабочая программа
    5.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам.

Другие похожие документы..