Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Возникновение и эволюция аудита. Понятие аудита, его цели, задачи, функции. Основные элементы, определяющие сущность аудита: предмет, объекты, субъект...полностью>>
'Документ'
– система питания «ультра всё включено»: питание и напитки местного и импортного производства в течение дня sgl/sng Single – одноместное размещение db...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н....полностью>>
'Урок'
Чат-занятия занимают особое место в организации образовательного взаимодействия дистанционного педагога и учащихся, поскольку позволяют школьникам, н...полностью>>

Восприятие выражения целого и частично закрытого лица

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Болдырев Андрей Олегович

ВОСПРИЯТИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЦЕЛОГО И

ЧАСТИЧНО ЗАКРЫТОГО ЛИЦА

Специальность: 19.00.01 –

общая психология, психология личности, история психологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва

2006

Работа выполнена в лаборатории системных исследований психики

Института психологии Российской академии наук

Научный руководитель:

член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук, профессор,

Барабанщиков Владимир Александрович

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Нагибина Наталья Львовна

кандидат психологических наук, доцент

Блинникова Ирина Владимировна

Ведущая организация:

Психологический институт РАО

Защита состоится «27» декабря 2006 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 002. 016. 02 при Институте психологии РАН по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института психологии РАН.

Автореферат разослан «___» _____________г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Савченко

I. Общая характеристика работы

Проблема: Несколько адекватно воспринимаются индивидуально-психологические особенности людей по выражению их лица? Меняется ли характер восприятия, если лицо коммуниканта частично скрыто от наблюдателя?

Актуальность: Глядя на собеседника или коммуниканта наблюдатель воспринимает не только его внешность, но и внутренний мир: состояние, намерение, черты характера, интеллект и др. Человек как бы проникает в личность другого, собирая полезную для себя информацию. Несмотря на исключительное значение данного явления как для теории, так и для практики, и солидной научный задел (Барабанщиков, 2002; Барабанщиков, Носуленко, 2004; Бодалев, 1999; Изард, 2000; Лабунская, 1999; Bruce, Yang, 2000; Ekman, 2004; Ekman, Rosenberg, 2005; Peterson, Rhodes, 2003; Russell, Fernandez-Dols, 2002 и др.), оно пока еще слабо изучено в психологии. В частности, остается неясной связь психологического содержания личности и ее проявлений в выражениях лица, а также соотношение индивидуально-психологических особенностей наблюдателя с чертами лица партнера по общению.

Ранее было показано, что по фотоизображению целого лица две трети индивидуально-психологических свойств натурщиков оцениваются верно (Барабанщиков, Носуленко, 2004). Изменятся ли эти оценки, если наблюдателю в силу окклюзии (частичного загораживания) будет открыта лишь часть лица, например, правая (левая) или верхняя (нижняя) половины? Подобная ситуация представляет интерес в трех отношениях. Во-первых, она отвечает требованиям экологической валидности исследования восприятия выражения лица. Во-вторых, ее анализ проливает свет на механизмы формирования образа личности человека в процессе общения. В-третьих, она позволяет определить эффективные способы маскировки и распознавания выражения лица, значимые для широкого круга профессий.

Объектом исследования является оценка наблюдателем индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению лица.

Предмет исследования - зависимость выполняемых оценок от типа лица коммуниканта и окклюзии его лица.

Цель: изучить закономерности восприятия личностных черт (индивидуально-психологических особенностей) человека, на основе целого и фрагментарного изображения лица.

Гипотезы исследования:

  • Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека меняется в зависимости от того, какая часть его лица оказывается скрытой (подвергается окклюзии).

  • Адекватность восприятия выражения «фрагментарного лица» обусловлена рядом обстоятельств: его открытостью – закрытостью для стороннего наблюдателя, расположением окклюзии, принадлежностью к определенному полу, гендерными различиями наблюдателей, их проницательностью и др.

Задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ проблемы восприятия целого и «фрагментарного лица».

  • Разработать методику оценки восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по целому и частично открытому лицу;

  • Экспериментально изучить особенности восприятия личностных черт человека в зависимости от наличия окклюзии, ее расположения, типа лица натурщика и гендерных различий наблюдателей.

Методологическая база и теоретическая основа исследования:

  • принцип системности в психологии (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина);

  • коммуникативный подход к анализу восприятия (В.А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко, С.Е. Самойленко);

  • положения, развиваемые в работах по социальной перцепции (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев; В.А, Лабунская, В.Н.Панферов) и психологии личности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов; Н.Л. Нагибина и др.).

Методы исследования:

  • Окклюзии фотоизображения мужского и женского лица.

  • Оценка (шкалирование) индивидуально-психологических особенностей натурщика, наблюдателя (испытуемого) и представления наблюдателя об особенностях личности натурщика по фотоизображению его лица.

  • Математическая обработка эмпирических данных осуществлялась о помощью пакета компьютерных программ SPSS 10.0

Этапы исследования:

На первом этапе (2003 – 2004 гг.) анализировалась история и современное состояние проблемы, уточнялись цели и задачи исследования, определялись методические подходы, подбирался адекватный понятийный аппарат.

На втором этапе (2004 – 2005 гг.) разрабатывалась и апробировалась методика исследования восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по целому и частично открытому лицу, проводилась основная серия экспериментальных исследования.

На третьем этапе (2005 – 2006 гг.) велись обработка полученных данных, анализ и осмысление результатов исследования, их включение в сложившуюся систему психологического знания.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретические положения отечественной и зарубежной науки, репрезентативностью выборки (120 испытуемых, 2400 ситуаций восприятия выражения лица), обширностью и тщательностью анализа полученных материалов, применением адекватных методов математической обработки данных.

Научная новизна исследования:

  • Разработана и апробирована методика исследования восприятия личностных особенностей человека с полностью и частично открытым лицом (окклюзия изображения лица), позволяющая получать новые данные, касающиеся общепсихологической природы межличностной перцепции.

  • Выявлены тенденции изменения восприятия выражения лица при различном расположении окклюзии (справа – слева, сверху - снизу).

  • Раскрыта динамика основных процессов межличностного восприятия (резонанса, проекции, интроекции и атрибуции) в зависимости от пола и структуры личности натурщика, типа его лица, разновидности окклюзии и пола зрителя.

  • Описаны предикторы эффективного восприятия индивидуально-психологических особенностей натурщика по целому и фрагментарному изображению лица.

Теоретическая значимость исследования.

Показана равнозначность способов построения образа личности партнера по общению (Он-образа) при демонстрации целого и фрагментарного лица. Экспрессивный потенциал последнего не только достаточен для адекватного восприятия личностных черт натурщика, но и способен превышать потенциал целого. Популярная формула, согласно которой целое всегда больше своих частей (Коффка, 1935), применительно к выражению лица характеризует лишь частный случай межличностного восприятия.

Практическая значимость исследования.

Закономерности распознавания индивидуально-психологических особенностей человека с частично закрытым лицом, выявленные в работе, позволяют сформулировать практические рекомендации по эффективной маскировке и инспекции выражения лица и могут быть положены в основу:

а) тренинга распознавания выражения маскируемого лица;

б) профессионального отбора людей, обладающих высокой личностный проницательностью.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Окклюзия лица закономерным образом меняет характер его оценок. Адекватность восприятия выражения фрагментарного лица по сравнению с целым может быть как более высокой, так и более низкой. Конечный перцептивный эффект определяется структурой личностных свойств натурщика, типом его лица, расположением окклюзии и полом зрителя.

2. В оценках выражения фрагментарного лица зрители преимущественно опираются на представления о характере людей с определенными чертами лица. Частота обращения к Я-концепции непостоянна и зависит от типа лица натурщика и расположения окклюзии.

3. Какие-либо преимущества в точности распознавания отдельных черт целого лица по отношения к фрагментарному отсутствуют. И в том, и в другом случае индивидуально-психологические особенности натурщиков представлены зрителю анизотропно: какие-то из личностных черт воспринимаются эффективно, другие – не очень, третьи – могут едва различаться.

4. Успешное распознавание выражения целого и фрагментарного лица предполагает различные предикторы: при демонстрации целого лица – высокий самоконтроль зрителя, при демонстрации горизонтально разделенного лица – его зависимость от группы, при демонстрации вертикально-разделенного лица - слабый социальный контакт.

Апробация исследования.

Материалы исследования обсуждались на заседаниях лаборатории системных исследований психики Института психологии РАН (2005, 2006) и кафедры психологии личности и педагогики МосГУ (2004) и были представлены на V Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2006) и V Международного научно-практического конгресса «Человек в экстримальных условиях: здоровье, надежность и реабилитация» (Москва, 2006).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений.

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируется цель и задачи.

Первая глава посвящена обсуждению основных понятий и подходов к изучению восприятия выражения лица. В последние десятилетие проблема восприятия выражения лица получила широкое распространение и интенсивно разрабатывается в обшей и социальной психологии, психофизиологии и клинической психологии. Активный интерес к проблеме проявляют информатика, нейронауки, этнография, эстетика. Являясь комплексной по существу она представляет одну из точек роста современного научного знания, открывающую широкую перспективу в тех областях практики которые имеют непосредственное отношение к индивидуальности людей: в театральном искусстве, масс-медиа, криминалистике, таможенному и пограничному контролю, робототехнике, рекламе, имиджмейкерстве, переговорных процессах и во многом другом.

Общая характеристика исследований. На сегодняшний день исследования восприятия лица ведутся неправомерно подчиняясь преимущественно запросам практики. В общей и клинической психологии, а также в психофизиологии наиболее полно и глубоко изучены феномены и механизмы распознавания лица, природа лицевых актов (особенно выражения эмоциональных состояний) и закономерности их восприятия другими людьми (Барабанщиков, Носуленко, 2004; Bruce, Young, 2000; Ekman, 2004; Ekman, Rosenberg, 2005; Peterson, Rhodes, 2003; Russell, Fernandez-Dols, 2002). В социальной психологии хорошо исследованы особенности формирования первого впечатления о человеке, роль экспрессий лица в регуляции непосредственного (лицом к лицу) общения, специфика взгляда и взаимного взгляда, интерпретация выражений лица и понимания личности другого (Андреева, 2005; Бодалев, Васина, 2005; Лабунская, 1999; Argyle, Cook, 1976; Kenny, 1994; Moskowitz, 2005; Rytter, 1984; Schneider, Hastorf, Ellsworth, 1979).

Экстенсивное накопление эмпирического материала во многом происходит за счет роста методической базы проблемы, позволяющей создавать экологически валидный стимульный материал. К числу наиболее значимых средств экспериментального исследования можно отнести:

  • cистему кодирования лицевых движений – FACS (Ekman, Friesen, 1978; Ekman, Rosenberg, 2005);

  • пространственный морфинг изображений лица (Hahcock, Bruce, Burton, 1998; Rowland, Perrett, 1995; Calder, Young, Rowland, Perrett, 1997);

  • автоматизированное распознавание лица и микродинамики его выражений (Bänninger-Huber, 2005; Bartlett, Littlword, Braathen, Sejnowski, Movellan, 2003; Cohn, 2005; Schnidt, Cohn, Tian, 2003);

  • компьютерная анимация выражений лица на основе отдельных фотографий (Waters, Terzopoulos, 1992);

  • трехмерное лазерное сканирование поверхности головы (Hill, Bruce, 1996) и возможность компьютерной манипуляции с ее изображением (Coomhes, Moss, Linnet, Richards, James, 1991; Fright, Linney, 1993).

Названные методы эффективно сочетаются с традиционными методиками: тахистоскопией, окулографией, вербальными и графическими оценками экспрессий, шкалированием индивидуально-психологических свойств и отношений и др. (Барабанищков, Носуленко, 2004; Бодалев, Васина, 2005; Harrigan, Rosental, Scherer, 2005). В психофизиологических и клинических исследованиях наряду с регистрацией ЭЭГ, миографией и др. применяется сканирование мозга наблюдателя методом магнитного резонанса (Bruce, Young, 2000; Evans, Hegg, Antoun, Hogges, 1995).

Общепринятой теории восприятия выражения лица пока не создано. Существует ряд специальных концепций, касающихся отдельных сторон явления. В их число входят:

  • Нейрокультурная теория эмоций (Ekman, 2004);

  • Теория дифференциальных эмоций (Изард, 2000);

  • Бихевиорально-психологический подход к исследованию выражения лица (Fridlund, 1994);

  • Теория многомерного контекста выражений лица (Russel, 2002);

  • Концепция выражения лица как готовности к действию (Frijda, Tcherkassof, 2002);

  • Теории распознавания лица (Bruce, Young, 2002; Tanaka, Farah, 2003);

  • Гипотеза о самосинхронизации движений тела в процессе межличностного взаимодействия (Kenden, 1990);

  • Коммуникативный подход к анализу восприятия (Барабанщиков, Носуленко, 2004; Носуленко, Самойленко, 2001).

Ряд важных идей и представлений касающихся природы межличностного восприятия разработан в российской социальной психологии (Андреева, 2005; Бодалев, 1994; Бодалев, Васина, 2005; Лабунская, 1999 и др.), а также в психологии личности (Абульханова, 2002; Асмолов, 1998; Нагибина, 2000).

С точки зрения предметного содержания ведущиеся работы дифференцируется на две группы: 1) изучение восприятия состояния и 2) изучение восприятия индивидуально-психологических свойств личности. Объем эмпирических исследований первого направления многократно превышает объем исследований второго. Первые преимущественно ведутся в рамках общей психологии, психофизиологии и клинической психологии, вторые - социальной психологией. Каждое из направлений акцентирует разные стороны общего предмета, оставляя другие открытыми.

Проблема адекватности межличностного восприятия. Описываемое положение дел относится даже к таким стержневым и, казалось бы, универсальным проблемам как адекватность восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица. В литературе накоплен значительный материал, показывающий степень адекватности восприятия базисных (гнев, страх, радость, удивление, презрение, отвращение) и ряда производных эмоциональных состояний человека (Ekman, 2004; Изард, 2001). Сказать же что-либо определенное в отношении восприятия свойств личности весьма сложно. Согласно Дж. Шеферду дать достоверное заключение о восприятии интеллектуальных качеств человека по выражению лица почти невозможно (Shepherd. 1989). С. Кук отмечает, однако, что даже при ошибочных оценках интеллекта по фотоизображению лица существует их высокая согласованность (Cook. 1969). Н.Г. Артёмцева (2003) указывает на общую адекватность оценок свойств личности по правой и левой половинам лица, установленную на основе анализа биографических данных. В.А. Барабанщиков и С.М. Федосеенкова доказывают, что в среднем две трети индивидуально-психологических свойств личности натурщика воспринимаются наблюдателями верно (Бабабанщиков, Носуленко, 2004; Федосеенкова, 2003).

Результаты положительного решения проблемы адекватного восприятия личности контрастируют с установками диспозиционного подхода, получившего широкое распространение в западной социальной психологии (Бэрон, Бирн, Джонсон, 2003; Росс, Нисбетт, 1999; Hogg, 2002; Knapp, Day, 2002). Описания восприятия человека человеком больше напоминают здесь работу воображения, создающего виртуальный образ коммуниканта или партнера по общению. В качестве решающих детерминант коммуникативного поведения рассматриваются аттитьюды, установки, социальные стереотипы, атрибуции, проекции и т.п. Роль объективных качеств личности остается непонятной, как, впрочем, и способ их адекватного восприятия. То, что последний действительно имеет место – факт повседневной жизни любого конкретного человека, проявляющийся в способности прогнозировать поведение незнакомых людей. Очевидно, что проблема адекватного восприятия индивидуально-психологических свойств личности по выражению лица должна решаться в связи с анализом структуры перцептивного события в целом, включающего как объективные (действительные свойства личности коммуниканта), так и субъективные (коммуникативный опыт, Я-концепция) составляющие, развертывающиеся в реальном жизненном контексте. Анализ их соотношений представляет собой самостоятельную научную задачу.

В более раннем исследовании было показано, что атрибуция, резонанс и интроекция (экстракция) личностных свойств коммуниканта находятся в конкурентных отношениях, а влияние проекции на процесс межличностного восприятия выражено слабо (Барабанщиков, Носуленко, 2004). Сохранится ли это соотношение в других условиях, когда, например, лицо экспонируется наблюдателю частично (правая/левая, нижняя/верхняя половины)? Какие индивидуально-психологические особенности наблюдателя содействуют адекватному восприятию личности, а какие мешают? Оказывает ли влияние на межличностное оценивание пол натурщика или зрителя?

Проблема часть-целое в межличностном восприятии. Изучение восприятия личности по неполностью открытому лицу представляет интерес и в связи с проблемой целого и части, поставленной и детально проработанной гештальтпсихологами на материале восприятия абстрактных геометрических конфигураций (Koffka, 1935; Osgood, 1955). Главный результат этих исследований утверждает примат целого над частью («целое больше своих частей»), который проявляется не только в трансформации свойств элементов внутри целого, но и в более адекватной оценке целого по отношению к его частям. Однако, лицо (в том числе изображаемое) является особой реальностью, отличной от вещи, биологического объекта и тем более абстрактных фигур (Хрисанфова, 2004; Farah, Wilson, Drain, Tanaka, 1998; Mondloch, Le Grand, Maurer, 2002). Действует ли ключевое положение гештальтпсихологии и в этом случае? Если да, то насколько эффективней (более адекватно) воспринимаются индивидуально-психологические особенности человека по его целому лицу, чем на основе половинок? Существуют ли различия в восприятии горизонтального (верх-низ) и вертикального (право-лево) разделения лица?

Имеющиеся данные позволяют высказать лишь общие предположения. Лицо как предмет восприятия представляет собой самостоятельное целое, или систему, любой элемент (часть) которой тесно связан с другими элементами (частями) и с лицом как таковым. Исследования природы образа лица говорят о том, что в его основе лежат интегративные механизмы, а лицо как целое оказывается более информативным, чем совокупность его частей (Ellis, 1986; Tanaka, Farah, 2003). Поэтому неполная экспозиция лица может означать утерю или преобразование конфигуративпых связей и отношений, которые ведут к падению адекватности восприятия свойств личности. Косвенно это подтверждается снижением эффективности распознавания химерических (Skinner, Mullen, 1991; Yovel, Paller, Levy, 2005) и композиционных (Carey, Diamond, 1994; Young, Hellawall, Hay, 1987 ) лиц, эффектами инверсии лица (Yin, 1969; Leder, Bruce, 2000; Murray, Rhodes, Schuchinsky, 2003) и трудностями идентификации экспрессии по неполному выражению лица (Барабанщиков, Малкова, l986; Ekman,Friesen, 1975).

Вместе с тем, любая половина лица относительно автономна и несет определенную функциональную нагрузку: левая - более экспрессивна и изменчива, правая стабильна и больше привлекает внимание; в верхней располагается смысловой центр лица (глаза), в нижней главный источник информации о состоянии человека и его готовности действовать (рот) (Барабанщиков, 2002; Ekman, Friesen, 1975; Izard, 2001). Несмотря на различие ролей каждая из половин переживается как репрезентативная часть лица в целом. Это позволяет допустить, что в каких-то случаях впечатления об индивидуально-психологических особенностях человека по отдельным половинам лица суммируются, а в каких-то совпадают с впечатлениями от выражения лица в целом. Если это действительно так, то гештальтпсихологическое решение проблемы части и целого по отношению к восприятию черт личности в общей форме неприемлемо.

К сожалению сопоставительный анализ восприятия горизонтального и вертикального разделения лица никогда не проводился. Поэтому преимущества/ограничения того или иного разделения или половины лица при «прочитывании» свойств личности могут быть раскрыты только в результате специального исследования.

Методика исследования описывается во второй главе диссертации. Она построена на сопоставлении черт личности натурщика, зрителя (испытуемого) и оценок зрителем индивидуально-психологических особенностей натурщика по фотоизображению его лица – целого либо фрагментарного. В значительной степени эта технология повторяет методику В.А. Барабанщикова и С.М. Федосеенковой (Барабанщиков, Носуленко, 2004; Федосеенкова, 2003) с одним существенным добавлением: вводятся окклюзии различных частей фотоизображения лица.

В качестве тест-объектов использовались черно-белые фотографии (9 х 12 см) двух мужских (25 и 33 года) и двух женских (24 и 28 лет) лиц до плечевого пояса в анфас. Испытуемым демонстрировалось пять разновидностей каждого из фотоизображений: полное и четыре фрагментарных, представленных нижней (подбородок, рот, кончик носа), верхней (глаза, брови, лоб), правой и левой половинами лица. Фрагментарность изображений достигалась окклюзией (загораживанием) противоположной части лица, причем таким образом, чтобы его контур оставался неизменным (Рис. 1).

Рис. 1. Пример стимульного материала

Фотографии демонстрировались в случайном порядке на экране дисплея. От испытуемого требовалось оценить черты характера человека, изображенного на фотографии, с помощью шестнадцати семибальных шкал, построенных на основе 16 PF Кеттелла. В отличие от более ранней методики каждому фактору Кеттелла ставилось в соответствие не три, а только одна из особенностей личности, получившая наивысший экспертный балл (см. Барабанщиков, Носуленко, 2004, с. 377 - 379). До выполнения основного задания оценивались индивидуально-психологические особенности натурщиков и испытуемых.

В экспериментах приняли участие 120 испытуемых (80 женщин и 40 мужчин) – студентов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в возрасте 16-25 лет. Это дало 2400 ситуаций восприятия выражения лица, образовавших поле первичных данных.

В ходе исследования было получено три ряда личностных профилей: 1) испытуемого (зрителя), 2) натурщика и 3) его оценок испытуемым по фотографии. Последний характеризует состав и структуру восприятия черт личности натурщика, изображенного на фотографии. Степень соответствия оценочного профиля профилю натурщика рассматривалась как мера адекватности восприятия его личности. Величина согласования оценочного профиля и профиля личности испытуемого указывала на включенность в перцептивный процесс Я-концепции зрителя (в форме резонанса либо проекции). Рассогласование оценочного профиля с профилями личности и натурщика, и зрителя давало информацию о коммуникативном опыте зрителя, его представлении о других людях (в форме интроекции либо атрибуции).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  2. Цель программы «Мастер делового администрирования»

    Программа
    на оказание услуг по обучению руководителей и специалистов предприятий,относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы, по программе «Мастер делового администрирования»со специализацией «Маркетинг и управление
  3. Х педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инвалидов)

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  4. Книга адресуется тем, кто наделен Даром творческого поиска, кто устремлен к цели, стать Художником, стремится найти свой стиль, направление, путь на Театре

    Книга
    Запрещается издание и переиздание, размножение и перевод на иностранные языки, копирование без письменного разрешения праводержателей. Публикации, цитирование, использование данной информации в СМИ и сети Internet только с обязательным указанием В.
  5. Концепция здорового удовлетворения Феномены, частично детерминированныебазовым удовлетворением (1)

    Реферат
    Окружающая среда Интеграция Немотивированное поведение Возможность осуществления Влияние реальности К вопросу о необходимости исследования здоровой мотивации Глава 4 Теория человеческой мотивации Введение Базовые потребности

Другие похожие документы..