Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Контрольная работа'
В конце прошлого столетия человечество вступило в новый этап своего развития, который был назван постиндустриальным (буквально – «послепромышленным»)...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 25 марта 2011 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.198.01 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Российский госуда...полностью>>
'Документ'
Официальное открытие Форума «5pEXPO-2011» Павильон №3Церемонию открывает и ведетМалькевич Владислав Леонидович – Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр»...полностью>>
'Пояснительная записка'
Д 54 Дневник учета работы врача-интерна по специальности хирургия. Учебно-методическое пособие / В.И. Петухов, А.К. Зеньков - Витебск, ВГМУ, 2010 – 5...полностью>>

Методические указания для студентов V курса медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по педиатрии

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Сахарный диабет занимает первое место среди эндокринных заболеваний детского возраста. Это заболевание отличается длительным течением с развитием различных осложнений, которые приводят к инвалидизации и сокращению жизни больного. Своевременная диагностика и лечение сахарного диабета определяют более легкое течение заболевания, уменьшение числа осложнений, возможность ведения полноценного образа жизни. Знание этиологических факторов способствует правильному проведению профилактики данного заболевания у детей.

Цели обучения.

Общая цель. Уметь проводить внутрисиндромную дифференциальную диагностику сахарного диабета у детей, определять тактику ведения детей с сахарным диабетом.

Конкретные цели

Исходный уровень знаний-умений

Уметь

1. На основании жалоб, анамнеза, данных объективного обследования выделить и проанализировать ведущий синдром сахарного диабета у детей.

1.1 Выбрать из данных анамнеза сведения о факторах, которые способствовали развитию эндокринных заболеваний у детей (каф. пропедевтической педиатрии).

1.2. Выявить наиболее информативные признаки эндокринных заболеваний у детей при объективном исследовании и интерпретировать их (каф. пропедевтической педиатрии).

2. Составить схему диагностического алгоритма сахарного диабета у детей.

2. Определить необходимый объем и последовательность дополнительных методов исследования (лабораторных и инструментальных), интерпретировать их результаты (каф. пропедевтической педиатрии).

3. Провести дифференциальный диагноз сахарного диабета у детей на основании диагностического алгоритма.

3. Трактовать ведущие синдромы при эндокринных заболеваниях у детей (каф. пропедевтической педиатрии).

4. Определить тактику ведения детей с сахарным диабетом.

4. Назначать средства патогенетической, симптоматической терапии и интерпретировать механизмы действия основных групп препаратов, которые применяются при эндокринных заболеваниях у детей (каф. фармакологии).

Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.

Задания для проверки исходного уровня.

Задание 1.

Ребенок, 10 лет, поступил в клинику с жалобами на частые мочеиспускание, исхудание, слабость. Два месяца тому назад мальчик перенес эпидемический паротит, после чего появились указанные жалобы. За этот период дважды лечился у хирурга и дерматолога по поводу фурункулеза. Семейный и аллергологический анамнезы без особенностей. Врач заподозрил наличие у ребенка сахарного диабета.

Что из данных анамнеза могло повлечь развитие заболевания?

А. Перенесенный эпидемический паротит.

В. Повторные курсы лечения у хирурга.

С. Повторные курсы лечения у дерматолога.

D. Перенесенный эпидемический паротит, повторные курсы лечения у хирурга.

Е. Перенесенный эпидемический паротит, повторные курсы лечения у дерматолога.

Задание 2.

Отец мальчика 6 лет жалуется педиатру на низкую массу тела и низкий рост ребенка, "заеды" в уголках рта, наличие гнойничковых заболеваний на коже, частые мочеиспускания. Объективно: румянец на щеках, сухость слизистых оболочек и кожи, снижение тургора тканей и гнойничковые поражения кожи.

Какое из исследований будет наиболее целесообразным в этом случае?

  1. УЗИ надпочечников.

  2. Общий анализ мочи.

  3. Анализ крови на сахар.

  4. УЗИ органов ЖКТ.

  5. Определение содержания в крови общего Т3 и Т4.

Задание 3.

Девочка 9 лет жалуется на сильную жажду, сухость в роте, которые появились после тяжелой ГРВИ. При лабораторном исследовании обнаружено повышение уровня сахара в крови до 10 ммоль/л. Заболевание какой эндокринной железы имеет место у ребенка?

  1. Поджелудочной.

  2. Щитовидной.

  3. Половых.

  4. Надпочечников.

  5. Эпифиза.

Задание 4.

Больному сахарным диабетом I типа введен инсулин. Спустя некоторое время у него появились общая слабость, раздражительность, усиление потовыделения. Какой основной механизм развития проявлений возникшей гипогликемии?

  1. Усиление кетогенеза.

  2. Усиление гликогенолиза.

  3. Углеводное голодание головного мозга.

  4. Усиление липогенеза.

  5. Уменьшение глюконеогенеза.

Эталоны правильных ответов.

Задание 1. А. Задание 2. С. Задание 3. А.

Задание 4. С.

Источники информации

  1. Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С.111-118.

Дополнительная литература.

  1. Методика непосредственного исследования ребёнка. – Донецьк, 1998. - С. 3–17, 40–41.

  2. Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.-С.197-204, 440-447.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

  1. Сахарный диабет у детей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения, критерии компенсации сахарного диабета у детей.

  2. Особенности течения сахарного диабета в раннем и подростковом возрасте.

  3. Режим инсулинотерапии сахарного диабета у детей. Препараты инсулина.

  4. Особенности диеты при компенсированном и некомпенсированном сахарном диабете у детей.

Граф логической структуры темы: «Сахарный диабет у детей».

(См. приложение 1).

Источники информации.

  1. Майданник В.Г. Педиатрия.-Харьков: Фолио, 2002.-С.900-914, 920-939.

  2. Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С. 511-520.

Дополнительная литература.

  1. Дитячі хвороби /За ред. В.М. Сідельникова, В.В. Бережного.- К.:Здоров’я, 1999.- С. 616-621, 622-626.

  2. Медицина дитинства / Алексеєнко Л.І., Андрейчин М.А., Андрущук А.А. та ін.; За ред. П.С. Мощича.- К.: Здоров’я 1998.-Т.3.- С. 383-388, 397-402.

  3. Москаленко В.Ф., Волосовець О.П., Яворівський О.П., Булах І.Є., Остапик Л.І., Палієнко І.А., Мруга М.Р. (ред.) Крок 2. Загальна лікарська підготовка. Частина 2. Педіатрія, акушерство та гінекологія, гігієна. -Київ: Nova Knyha Publ.,2005.-С.12-125, 168-163.

  4. Шабалов Н.П. Детские болезни: В двух томах. Т.2.– С.Пб.: Издательство «Питер», 2002. – С.357-372, 375-377.

Ориентированная основа действия (ООД).

Алгоритм дифференциальной диагностики заболеваний,

характеризующихся полиурией и полидипсией.

(См. приложение 2).

Алгоритм дифференциальной диагностики заболеваний,

протекающих с глюкозурией.

(См. приложение 3).

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.

Задание 1.

У ребенка 6 лет на протяжении двух месяцев отмечается жажда, полиурия, повышенный аппетит, снижение массы тела на 3 кг. За последнюю неделю присоединился ночной энурез. При обследовании обнаружена гипергликемия - 14 ммоль/л. Установлен диагноз сахарный диабет тип I. Какой генез данного заболевания?

A. Бактериальный.

B. Вирусный.

C. Аутоиммунный.

D. Нейрогенный.

E. Вирусно-бактериальный.

Задание 2.

Девочка 10 лет жалуется на жажду, частые мочеиспускания, исхудания. Считает себя больной в течение месяца. Объективно: патология внутренних органов не обнаружена. Какое лабораторное обследование необходимо провести?

  1. Тест толерантности к глюкозе.

  2. Анализ мочи на сахар.

  3. Анализ мочи на ацетон.

  4. Анализ крови на сахар натощак.

  5. Глюкозуричний профиль.

Задание 3.

Больному 7 лет. Жалуется на периодическое появление фурункулов на коже. Фурункулы периодически беспокоят в течение месяца. 6 месяцев назад перенес тяжелую форму гриппа. Объективно: внутренние органы без патологии. Содержание сахара в крови 6,6 ммоль/л, ТТГ натощак 6,16 ммоль/л, через 30 мин. после еды - 7,7 ммоль/л, через 60 мин. - 12,1 ммоль/л, через 90 мин. - 10,54 ммоль/л. через 120 мин. - 7,7 ммоль/л. Укажите наиболее вероятный диагноз.

  1. Сахарный диабет.

  2. Нарушение толерантности к глюкозе.

  3. Болезнь Иценко-Кушинга.

  4. Транзиторная глюкозурия.

  5. Гнойничковая инфекция кожи.

Задание 4.

Ребенку 6 лет. Мать отмечает, что за последние 2 недели ребенок постоянно несколько раз за ночь ходит в туалет, много пьет воды, исхудал, периодически жалуется на боль в животе. При осмоте кожа бледная, сухая, шелушение на подошвах, на щеках румянец. Губы и язык ярко-красные, сухие. Внутренние органы без особенностей. Запах ацетона из рта. Гликемия – 12 ммоль/л. Установлен диагноз сахарный диабет.

Какая терапия является самой необходимой в ближайшее время?

A. Диетотерапия.

B. Простой инсулин.

C. Бигуаниды.

D. Инсулин длительного действия.

E. Инсулин среднего действия.

Эталоны правильных ответов.

Задание 1. С. Задание 2. D. Задание 3. А.

Задание 4. В.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия преподаватель определяет исходный уровень знаний студентов с помощью тестовых заданий.

После этого студенты проводят курацию больных, самостоятельно собирают анамнез, выполняют обследование больных, работают с медицинской документацией, ситуационными заданиями. В этот период преподаватель проверяет тестовые задания, контролирует ход курации.

Потом в учебной комнате преподаватель дает оценку выполненным заданиям, обращает внимание на допущенные ошибки. Студент докладывает данные анамнеза, составляет индивидуальную схему диагностического поиска, докладывает полученные данные объективного обследования с учетом деонтологических особенностей взаимоотношений врача и больного ребенка. Преподаватель обращает внимание на дифференциальный диагноз заболевания. Куратор докладывает тактику лечения больного и основные реабилитационные мероприятия. К обсуждению привлекаются другие студенты. После этого проводится анализ и коррекция самостоятельной работы студентов. Преподаватель оценивает практическую работу студентов.

После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов.

Приложение 3.

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Значительный рост заболеваемости сахарным диабетом, ранняя инвалидизация и высокая смертность больных требуют от каждого врача глубоких знаний данной патологии. Сахарный диабет у детей имеет общие закономерности с этим заболеванием у взрослых, но существуют и его особенности, понимание которых значительно повысит эффективность диагностики, лечения и профилактики осложнений у больных детей.

Цели обучения.

Общая цель. Уметь проводить внутрисиндромную дифференциальную диагностику неотложных состояний при сахарном диабете у детей, определять тактику ведения детей с неотложными состояниями при сахарном диабете.

Конкретные цели

Исходный уровень знаний-умений

Уметь

1. На основании жалоб, анамнеза, данных объективного обследования выделить и проанализировать ведущий синдром неотложных состояний при сахарном диабете у детей.

1.1 Выбрать из данных анамнеза сведения о факторах, которые способствовали развитию эндокринных заболеваний у детей (каф. пропедевтической педиатрии).

1.2. Выявить наиболее информативные признаки эндокринных заболеваний у детей при объективном исследовании и интерпретировать их (каф. пропедевтической педиатрии).

2. Составить схему диагностического алгоритма неотложных состояний при сахарном диабете у детей.

2. Определить необходимый объем и последовательность дополнительных методов исследования (лабораторных и инструментальных), интерпретировать их результаты (каф. пропедевтической педиатрии).

3. Провести дифференциальный диагноз неотложных состояний при сахарном диабете у детей на основании диагностического алгоритма.

3. Трактовать ведущие синдромы при эндокринных заболеваниях у детей (каф. пропедевтической педиатрии).

4. Определить тактику ведения детей с неотложными состояниями при сахарном диабете.

4. Назначать средства патогенетической, симптоматической терапии и интерпретировать механизмы действия основных групп препаратов, которые применяются при эндокринных заболеваниях у детей (каф. фармакологии).

Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.

Задания для проверки исходного уровня.

Задание 1.

Ребенок, 10 лет, болеет сахарным диабетом, в состоянии комы доставлен в больницу. Дыхание шумное, частое, глубокие вдохи чередуются с усиленными выдохами при участии экспираторных мышц. Какая форма нарушения дыхания наблюдается у ребенка?

  1. Тахипноэ.

  2. Дыхание Биота.

  3. Дыхание Куссмауля.

  4. Стенотическое дыхания.

  5. Дыхание Чейна-Стокса.

Задание 2.

Больной сахарным диабетом после инъекции инсулина потерял сознание. Какой результат дал биохимический анализ крови на содержание глюкозы у этого больного?

    1. 2,5 ммоль/л.

    2. 3,3 ммоль/л.

    3. 5,5 ммоль/л.

    4. 8,0 ммоль/л.

    5. 10,0 ммоль/л.

Задание 3.

Подростка доставили в медицинское учреждение в коматозном состоянии. Со слов сопровождающих удалось выяснить, что больной потерял сознание на завершающем этапе марафонской дистанции. Какой вид комы диагностирован?

  1. Печеночная.

  2. Ацидотическая.

  3. Гипотиреоидная.

  4. Гипогликемическая.

  5. Гипергликемическая.

Задание 4.

Больной сахарным диабетом утром натощак получил назначенную дозу инсулина пролонгированного действия. Пропустил очередной прием пищи и вскоре почувствовал признаки гипогликемии. Применения глюкозы состояние не облегчило. Какой препарат необходимо ввести для купирования данного состояния?

  1. Адреналин.

  2. Триамцинолон.

  3. Норадреналин.

  4. Преднизолон.

  5. Гидрокортизон.

Эталоны правильных ответов.

Задание 1. С. Задание 2. А. Задание 3. D.

Задание 4. А.

Источники информации.

  1. Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С.111-118.

Дополнительная литература.

  1. Методика непосредственного исследования ребёнка. – Донецьк, 1998. - С. 3–17, 40–41.

  2. Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.-С.197-204, 440-447.

Содержание учебы в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

    1. Гипергликемическая кетоацидотическая кома у детей. Причины, клиника, диагностика, неотложная помощь.

    2. Гипогликемическая кома у детей. Причины возникновения, клиника, диагностика, неотложная помощь.

    3. Дифференциальная диагностика гипергликемической и гипогликемической ком у детей.

Граф логической структуры темы

«Неотложные состояния при сахарном диабете у детей.

Диабетический кетоацидоз».

(См. приложение 1).

Источники информации.

  1. Майданник В.Г. Педиатрия.-Харьков: Фолио, 2002.-С.914-920.

  2. Шабалов Н.П. Детские болезни: В двух томах. Т.2.– С.Пб.: Издательство «Питер», 2002. – С.372-375.

Дополнительная литература.

  1. Дитячі хвороби /За ред. В.М. Сідельникова, В.В. Бережного.- К.:Здоров’я, 1999.- С. 621-622.

  2. Медицина дитинства / Алексеєнко Л.І., Андрейчин М.А., Андрущук А.А. та ін.; За ред. П.С. Мощича.- К.: Здоров’я 1998.-Т.3.- С. 388-397.

  3. Москаленко В.Ф., Волосовець О.П., Яворівський О.П., Булах І.Є., Остапик Л.І., Палієнко І.А., Мруга М.Р. (ред.) Крок 2. Загальна лікарська підготовка. Частина 2. Педіатрія, акушерство та гінекологія, гігієна. -Київ: Nova Knyha Publ.,2005.-С.12-125, 168-163.

Ориентированная основа действия (ООД).

Дифференциально диагностический алгоритм заболеваний, которые сопровождаются гипергликемией.

(См. приложение 2).

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.

Задание 1.

Мальчик 11 лет, болеет сахарным диабетом. Доставлен в реанимационное отделение в обморочном состоянии. Со слов матери утром ребенку вместо 10 ЕД инсулина было введено 18 ЕД, после чего у мальчика появились тремор, слабость, потливость, беспокойство, и через 20 минут он потерял сознание. При осмотре – ребенок в обморочном состоянии. Кожа бледная, холодная, влажная, повышенное потоотделение. Мышечный тонус повышен, ригидность затылочных мышц. Дыхание поверхностное, 36 в минуту. Живот мягкий. Диурез сохранен. Какие факторы привели к развитию подобного состояния?

  1. Злоупотребление в еде жирами.

  2. Злоупотребление в еде углеводами.

  3. Введение избыточных доз инсулина.

  4. Недостаточный прием углеводов с едой.

  5. Злоупотребление продуктами, которые содержат пуриновые основания.

Задание 2.

У мальчика 10 лет установлен диагноз сахарный диабет. При осмотре отмечается запах ацетона из рта. В анализе крови уровень глюкозы 20,5 ммоль/л, сахар в моче – 20 г/л, ацетон в моче (+++). Чем можно объяснить появление запаха ацетона в выдыхаемом воздухе и ацетона в моче у этого ребенка?

  1. Ослаблением процессов гликолиза.

  2. Нарушениями кислотно-щелочного баланса.

  3. Нарушениями водно-электролитного баланса.

  4. Нарушениями процессов фосфорилирования глюкозы.

  5. Усиленным распадом кетогенных аминокислот и липидов.

Задание 3.

Подросток, 15 лет, который болеет сахарным диабетом, госпитализирован в обморочном состоянии, которое возникло после значительной физической нагрузки. Дыхание поверхностное, артериальное давление – 80/40 мм рт. ст., уровень глюкозы в крови – 1,8 ммоль/л. Какой вид комы развился у ребенка?

  1. Лактатацидемическая.

  2. Гиперкетонемическая.

  3. Гипогликемическая.

  4. Гиперосмолярная.

  5. Гипоосмолярная.

Задание 4.

Девочка, 8 лет, болеет сахарным диабетом. После утренней инъекции инсулина не позавтракала, через час потеряла сознание. Кожные покровы влажные. Повышенные тонус мышц и глазных яблок, сухожильные рефлексы. Тахикардия. Артериальное давление 125/90 мм рт.ст. В моче сахара и ацетона нет. Какой препарат необходимо применить в первую очередь?

  1. Инсулин.

  2. Преднизолон.

  3. Натрия оксибутират.

  4. 5 % раствор глюкозы внутривенно капельно.

  5. 20 % раствор глюкозы внутривенно струйно.

Эталоны правильных ответов.

Задание 1. С. Задание 2. Е. Задание 3. С.

Задание 4. E.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия преподаватель определяет исходный уровень знаний студентов с помощью тестовых заданий.

После этого студенты проводят курацию больных, самостоятельно собирают анамнез, выполняют обследование больных, работают с медицинской документацией, ситуационными заданиями. В этот период преподаватель проверяет тестовые задания, контролирует ход курации.

Потом в учебной комнате преподаватель дает оценку выполненным заданиям, обращает внимание на допущенные ошибки. Студент докладывает данные анамнеза, составляет индивидуальную схему диагностического поиска, докладывает полученные данные объективного обследования с учетом деонтологических особенностей взаимоотношений врача и больного ребенка. Преподаватель обращает внимание на дифференциальный диагноз заболевания. Куратор докладывает тактику лечения больного и основные реабилитационные мероприятия. К обсуждению привлекаются другие студенты. После этого проводится анализ и коррекция самостоятельной работы студентов. Преподаватель оценивает практическую работу студентов.

После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов.

Граф логической структуры темы

«Неотложные состояния при сахарном диабете у детей. Диабетический кетоацидоз»

Приложение 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии

    Методические указания
    Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль 1. Наиболее распространенные соматические заболевания у детей) студентов IV курсов медицинских факультетов Донецкого национального
  2. Полной Биоэнергетической Коррекции (пбэк), созданный автором. Описаны этапы духовного развития человека, ознакомительно даны Высшие закон

    Закон
    Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неоднократно изданные ранее; разделы информации о здоровье, духовном развитии,
  3. Методические разработки к практическим занятиям для студентов 6 курса педиатрического факультета по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия» специальности «Педиатрия» Содержание

    Методические разработки
    Тема № 1. Структура и организация работы детской поликлиники; основные задачи и направления деятельности. Режим и порядок работы. Разделы работы участкового педиатра.
  4. Методические указания к проведению практических занятий для студентов 3 курса педиатрического факультета по лучевой терапии утверждено на методическом совещании кафедры 2009г

    Методические указания
    ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Непрерывное развитие медицины предъявляет высокие требования к современному врачу. В курсе лучевой терапии изучают теоретические и практические вопросы радионуклидной диагностики и общей лучевой терапии, необходимые
  5. План работы студентов VI курса педиатрического факультета в поликлинике

    Документ
    Студенты VI курса работают в поликлинике 4-5 дней - 20% от всего практического курса (4-5 дней = 24-35 часов), в течение которых выполняют следующую практическую работу:

Другие похожие документы..