Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Участники городской учительской конференции, обсудив достижения муниципальной системы образования в рамках федеральных и региональных приоритетов раз...полностью>>
'Методические рекомендации'
Информационный час – форма просветительной работы среди учащихся, направленная на воспитание идейной, гражданской культуры молодежи, формирование ее к...полностью>>
'Регламент'
Міжнародні науково-технічні конференції з Системного аналізу та інформаційних технологій є одними з авторитетних форумів фахівців із системного аналі...полностью>>
'Урок'
1. Предложить учащимся записать текст с доски, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Определить стилевую принадлежность текста, обосновать о...полностью>>

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Харлашина Светлана Леонидовна

Муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение «Лицей города Полысаево»

Email: polysaevolyceum@rambler.ru

Открывать, искать, исследовать - эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном уроке.

Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал,- научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной»,- писал М.Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях.

При таком подходе к урокам преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию. В результате учащийся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности. 

Рассмотрим специфику ученического исследования по литературе и русскому языку, методику организации исследовательской деятельности школьников в МНОУ «Лицей г.Полысаево». Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: «Значение цвета в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Цветовая и числовая символика в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева», «Язык жестов, мимики, символов в произведениях А.И. Куприна как способ создания психологического подтекста».

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, «Традиции Ф.М. Достоевского в произведениях В.Г. Распутина», «Образ "маленького человека" в русской литературе», «Мотив сна в русской литературе ХІХ века».

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Конфликт поколений в произведениях русских писателей ХІХ-ХХ веков», «"Говорящие фамилии" героев комедии Н.В. Гоголя "Мёртвые души"», «Современные комментарии к роману Л.Н. Толстого "Война и мир"».

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: «Феномен Виктора Цоя», «Достоевский и современные аналитики о предпосылках терроризма».

Теперь о структуре исследовательской работы. Начинается исследование с выбора темы, которая должна быть интересна ученику, и хорошо, если инициатива исходит от него. Учитель может быть советчиком, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку.

Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументировано доказать её решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято для научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа.

Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.

Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

• Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.

• Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).

• Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, доклад, тезисы докладов и выступлений.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе учитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-конференция, урок-круглый стол и т. д.

Мои ученики в 10 классе при изучении творчества Достоевского познакомились со статьей Кожинова о значении цвета в романе «Преступление и наказание». Решили проверить выводы ученого на отдельных эпизодах. Исследовали эпизод, посвященный сну Раскольникова, в котором герой видит, как пьяные мужики убивают лошадь. Составили спектр и увидели, что определяющий цвет отрывка — красный. Говоря образно, эти страницы будто залиты кровью. Красные лица, пунцовая рубаха, кумачовый платок... Исследовали числовую символику и заметили, что определяющее число эпизода —  6. Обратились к «Словарю символов» и выяснили, что 6 (шесть) значит «мир без Бога», так как 7 — значит «мир», а 1 — «Бог»(7—1=6).

Цветовую и числовую символику мы исследовали и в романе «Отцы и дети». Причем в критической литературе не нашли материалов на эту тему. То есть были первооткрывателями. Выводы учащихся были неожиданными и для меня. Оказалось, что спектр романа состоит почти из красного и белого (остальные цвета несущественны, встречаются редко). Сапунцова Анастасия сделала вывод, что роман — это предсказание великого противостояния «отцов» и «детей» 20 века — Красной и Белой армии. Еще одна интересная находка — по мере развития сюжета роман от ярких тонов начала приходит почти к полной бесцветности (ахроматичности) в конце.

Интересны и такие формы уроков, как «Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской деятельности. И в связи с большим количеством творческих заданий позволяют даже слабым ученикам участвовать с большой отдачей в общей работе класса.

Например, «Мой Толстой», «Мой Достоевский» (На уроке, посвященном Достоевскому, завязалась нешуточная дискуссия, так как для подготовки были предложены такие высказывания:

  • Анатолий Чубайс: «У меня физическая ненависть к Достоевскому»;

  • Итальянский режиссер Франко Дзефирелли: «Достоевский — депрессивный писатель»;

  • Юрий Трифонов: "Достоевский — пророк, угадавший будущую судьбу человечества (в романе «Бесы» предвидит будущую беду — терроризм).

Итогом этого урока явилась исследовательская работа: «Достоевский и современные аналитики о предпосылках терроризма».

Но здесь речь только об уроках литературы. А как же уроки русского языка? Какие исследования там возможны?

Во-первых, элементы исследовательской деятельности на уроке:

  • самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке;

  • сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов);

  • групповая работа — составление тезисов к определенной теме (Интересно прошел такой урок по составлению тезисов к теме «Язык как фактор общественного развития»).

С большой отдачей проходят уроки-исследования на основе современного материала.

По каким темам работа проводилась? Вот лишь некоторые примеры:

«Употребление диалектных и просторечных слов в прозе М.А. Шолохова»;

«Жаргонная лексика в сфере информационных технологий»;

«Типичные орфоэпические ошибки в речи полысаевцев»;

«Языковая игра в заголовках современных российских газет»;

«Употребление жаргонизмов в современных российских журналах».

Большой удачей считаю работу «Опасные эвфемизмы». В ходе исследования «модного словаря» ученица выявила, что в последнее время в языке вместо привычных понятий употребляются слова-пришельцы, лишенные эмоциональной окраски. Пример: киллер вместо убийца. После замены на киллер слово приобретает романтический ореол, и общество к такому понятию не относится негативно. Ученица делает после анализа подобных примеров вывод о том, что язык — показатель духовного здоровья общества.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Выпускники с большой благодарностью говорят о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями — курсовыми и дипломными работами.

Литература

  • Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

  • Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

  • Леонтович А. В.  Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. № 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- № 1-2.- C. 132-137.

  • Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- № 1.- C. 85-95.

  • Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И

    Урок
    Говоря в широком смысле об исследовательской деятельности, мы имеем в виду участие в работе научного общества наиболее одарённых ребят, деятельность чаще всего внеурочную, внешкольную.
  2. «Организация и содержание проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка»

    Урок
    Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка
  3. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

    Урок
    Социальный заказ школе на формирование творческой личности школьника, способностей беззаветно трудиться во имя и для блага Родины, может выполнить только творчески работающий учитель.
  4. Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2010-2011 учебный год (1)

    Анализ
    МО учителей русского языка и литературы в 2010- 2011 учебном году работало над проблемой: «Использование новых информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных предметам».
  5. Работы учителя по развитию творческих способностей и исследовательской культуры у учащихся на уроках русского языка и литературы

    Урок
    «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению».

Другие похожие документы..