Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Об утверждении Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008–2010...полностью>>
'Документ'
Организация налогового учета в «1С:Предприятии 7.7» описана на основе типовой конфигурации «1C:Бухгалтерии 7.7» (конфигура­ция «Бухгалтерский учет»)....полностью>>
'Документ'
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА. Понятие П. з. приобрело существенное значение во всех направлениях психологии и психотерапии. При заболеваниях с биологически...полностью>>
'Публичный отчет'
Первоначально это была школа для горских евреев. Она была открыта в 1920 году в доме, принадлежавшем ранее местному богачу. Тогда в ней обучалось 16 ...полностью>>

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им.Х.М. Бербекова»

Кафедра « Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»

К.м.н., доцент Кимова Л.Ф., к.м.н. Карданова Л.Д.

ГИГИЕНА С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

ЧЕЛОВЕКА. ВГ

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности

060101 «Лечебное дело»

Нальчик 2009

УДК 613

ББК 512

Рецензенты: Кусова А.Р., зав. кафедрой общей гигиены ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Каранашева В.А., зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, к.м.н., доцент.

К.м.н., доцент Кимова Л.Ф., к.м.н. Карданова Л.Д.

Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009. – 197 с.

Дисциплина «Гигиена с основами экологии, ВГ» преподается студентам 3-4-го курсов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, рабочая программа, задания для самостоятельной работы, ситуационные задачи, тестовые задания, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

«Согласовано» __________________декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.

«Согласовано» __________________председатель УМК факультета КБГУ

Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы ..8

1.3. Учебно-тематический план ..8

2. Программа дисциплины .16

2.1. Темы лекций .16

2.2. Темы лабораторных занятий .26

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по

их выполнению .41

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания .45

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины .45

6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении ..47

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) 47

6.2. Формы итоговой аттестации 49

6.3. Перечень контрольных вопросов 50

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ..66

7.1. Рекомендуемая основная литература 66

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература 67

7.3. Рекомендуемые сайты 70

8. Приложения 71

1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель дисциплины «Гигиена с основами экологии человека. ВГ» - выработка у студентов медицинских ВУЗов осознанного понимания связи здоровья человека с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью является необходимой предпосылкой для их активного участия в проведении научно-обоснованных и эффективных лечебных мероприятий, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.

Задачи:

  • изучение студентами медицинских ВУЗов гигиенических вопросов эпидемиологии и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии;

  • приобретение умений по использованию факторов окружающей среды и достижений научно-технического прогресса в оздоровительных целях;

  • выработка экологического мышления у студентов с учетом существующей сложной экологической обстановки;

  • формирование у будущих врачей навыков правильного планирования и проведения в жизнь профилактических мероприятий среди обслуживаемых ими контингентов населения.

  • знание гигиены необходимо врачу для правильной индивидуализации гигиенического режима больного (лечебное питание, режим дня, физические нагрузки и т.д.), для решения вопросов трудовой экспертизы, трудоустройства и т.д.

Место дисциплины в образовательной программе

Преподавание дисциплины «Гигиена с основами экологии человека. ВГ» базируется на знаниях, полученных по предшествующим основным фундаментальным и клиническим дисциплинам.

При изучении курса гигиены студенты получают теоретические и практические знания по всем основным разделам гигиенической науки (гигиена питания, труда, коммунальная, возрастная, военная гигиена) из курса лекций, учебников и учебно-методических пособий.

При изложении курса гигиены обращается внимание на соответствующие статьи Конституции, новые законодательные акты об охране природы и другие государственные решения, оказывающие прямое и косвенное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Чтение лекций и проведение лабораторного практикума осуществляется в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы.

Некоторые практические занятия проводятся на объектах (промышленные предприятия, школы, детские дошкольные учреждения, лечебные учреждения, предприятия общественного питания).

По завершении курса гигиены

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • Основы взаимодействия организма и окружающей среды.

  • Особенности влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека, пути их воздействия и формы их проявления.

  • Принципы организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на человеческий организм.

  • Принципы гигиенического нормирования и прогнозирования факторов окружающей среды.

  • Современные гигиенические проблемы профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной природы.

  • Роль гигиены в научной разработке проблем укрепления здоровья, повышения работоспособности, продления активной жизни человека.

  • Гигиенические основы здорового образа жизни.

  • Гигиенические аспекты работы врача лечебного профиля в различных медицинских, детских учреждениях, на промышленных предприятиях.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ОЦЕНИВАТЬ:

  • Статус питания и индивидуальное питание с использованием расчетных и лабораторно-клинических методов исследования.

  • Рационы питания организованных коллективов и давать рекомендации по их коррекции.

  • Доброкачественность основных пищевых продуктов и консервов.

  • Санитарное состояние, режим работы пищеблока (соблюдение гигиенических требований при приготовлении, хранении, транспортировке и реализации пищи).

  • Качество питьевой воды по данным лабораторного анализа.

  • Условия пребывания больных в стационарах различного типа по данным микроклимата, инсоляции, освещения, вентиляции лечебных помещений.

  • Санацию воздуха лечебных учреждений с использованием УФ ламп.

  • Систему радиационной защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.

  • Условия труда на производстве (микроклимат, шум, вибрация, запыленность, загрязнение химическими веществами ) по данным санитарно-гигиенического обследования и лабораторным исследованиям.

  • Физическое развитие детей и подростков.

  • Режим и условия обучения школьников (режим учебных занятий, организация физического воспитания, медицинское обслуживание).

  • Объекты размещения, питание, водоснабжение военнослужащих и влияние различных факторов военного времени на организм военнослужащего.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:

  • Методикой организации питания в лечебных, детских и других учреждениях.

  • Методикой улучшения качества воды в полевых условиях.

  • Технологией отбора проб пищевых продуктов, биологических материалов на бактериологические исследования при подозрении на пищевые отравления и оформления соответствующей сопроводительной документации.

  • Способами организации гигиенических мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций.

  • Методикой расследования случаев профессиональных заболеваний.

  • Методами проведения санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам среди различных контингентов населения.

1.2. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

виды работы

осенний

семестр (7)

весенний семестр (6)

Кредиты за год

Лекции

34

16

1,5

Лабораторные занятия

41

34

2,0

Самостоятельная работа

27

35

2,0

Итоговый контроль

Экзамен

Зачет

­­­1,5

всего часов

102

85

7,0

1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия, в т.ч.

СРС

Л

ЛЗ

Предмет гигиены

10

4

-

6

Гигиена питания

38

14

16

8

Гигиена воды и водоснабжения

14

6

8

__

Гигиена почвы

4

2

-

2

Коммунальная гигиена

26

6

10

10

Гигиена труда

69

12

29

28

Возрастная гигиена

22

2

12

8

Военная гигиена

4

4

__

___

1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМА КОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование тем

Содержание самостоятель-ной работы, часы

Форма контроля

Методическое обеспечение

1.

История развития гигиены

Работа с учебной литературой, подготовка выступлений, 6 ч.

Устный опрос, оценка выступлений

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 2. – С. 12-30.

  • Рубан Э.Д., Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека. Учебное пособие, 2007, 351 с.

2.

Профессиональ-ные яды: бензол, бериллий, окись

углерода, сернистый газ, мар

ганец, хром.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов, 6 ч

Устный опрос, оценка выступлений

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 13. – С. 462-499.

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В,, Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Под ред. . М., 2007.

3.

Медико-санитарное обслуживание сельскохозяйственных рабочих.

Работа с дополнительной литературой, 4 ч.

Устный опрос, тестирование

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 13. – С. 544-554.

  • Тутельян В.А., Керимова М.Г., Суханов Б.П. и соавт. Санитарный надзор за безопасным применением пестицидов и минеральных удобрений. 2001 г. Изд. – «ГЭОТАР-МЕД», Практическое пособие для врачей.

4.

Канцерогенные вещества

Работа с учебной литературой, подготовка выступлений, 4 ч.

Устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 13. – С. 525-526.

  • Новиков С.М. , Прохоров Н.И. , Румянцев Г.И. Гигиена. Учебник - 2 изд. М., ГОЭТАР-МЕДИА, 2008.

5.

Микроэлементы и здоровье:

Кобальт, марганец, молибден

цинк, селен.

Работа с учебной литературой, просмотр демонстрацион-ных слайдов, 8 ч.

Устный опрос, тестирование

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 13. – С. 505-514.

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В,, Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Под ред. . М., 2007.

  • Тутельян В.А., Суханов Б.П., Керимова М.Н, Елизарова Е.В, Батурин А.К., Хотимченко С.А., Бессонов В.В. Методы анализа пищевых и биологически активных веществ (метод определения макро- и микроэлементов). Изд. – «ГЭОТАР-МЕД», 2004 г.

6.

Гигиенические проблемы акклиматизации человека.

Работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 4 ч.

Устный опрос, разбор и оценка задач

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 7. – С. 197-221.

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В,, Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Под ред. . М., 2007.

7.

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.

Подготовка выступлений, 4 ч.

Устный опрос

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 14. – С. 554-576.

  • Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека - Учебник. Москва, 2001.

8.

Пищевые добавки, гигиеническая характеристика.

Работа с учебной литературой, 4 ч.

Устный опрос, оценка выступлений

  • Нечаев А.П., Смирнов Е.В. Пищевые ароматизаторы //Пищевые ингредиенты (сырье и добавки). – 2000. - №2. – С. 8-14.

  • Нечаев А.П., Болотов В.М. Пищевые красители //Пищевые ингредиенты (сырье и добавки). – М., 2001. – 214с.

  • Патрушев М.В., Возняк М.В. Партнеры и конкуренты //Лабораториум. – 2004. - №6. – С. 19-28.

1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

п/п

Наименование тем

Контроли-руемая СРС, часы

Форма контроля

Методическое обеспечение

1.

Пищевой статус как показатель здоровья.

Работа с учебной литературой, 2 часа.

Устный опрос /разбор и оценка ситуационных задач

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 8. – С. 244-250.

  • Пятковский В.М. Гигиенические основы питания и экспертизы продовольственных товаров. – Новосибирск, 1999. – 431с.

2.

Урбанизация и здоровье.

Работа с учебной литературой, просмотр демонстрационных слайдов, 2 часа

Устный опрос, разбор и оценка ситуационных задач

  • Румянцев Г.И. Гигиена. Учебник. М., ГЭОТАР-МЕД, 2008

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В,, Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Под ред. . М., 2007.

3.

Солнечная радиация и ее гигиеническое значение.

Просмотр демонстрационных слайдов, 2 часа

Оценка выступлений, разбор и оценка ситуационных задач

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 4. – С. 105-111.

  • Коршевер Е.Н., Шилов В.Н. Гигиена: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. Владос-Пресс. 2005. 216 с.

4.

Научные основы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.

Подготовка выступлений, 4 ч.

Устный опрос

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 10. – С. 309-360.

  • Агаджанян Н.А., Торшин В.И.- Экология человека (избранные лекции). Под ред.акад.РАМН Н.А. Агаджаняна. Москва, 1994.

  • Захаренко М.П., Гончарук Е.И., Кошелев Н.Ф., Сидоренко Г.И. Современные проблемы экологии. - Киев, 1993.

5.

Гигиенические проблемы современных крупных городов.

Работа с учебной литературой, подготовка выступлений, 4 ч.

Устный опрос

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 9. – С. 286-309.

  • Рубан Э.Д., Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека. Учебное пособие, 2007, 351 с.

6.

Гигиена почвы.

Работа с учебной литературой, 2 ч.

Устный опрос, разбор и оценка ситуационных задач

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В, Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Под ред. . М., 2007.

  • Трушкин А.Г. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. – Феникс, 2004.

7.

Гигиеническая характеристика основных вредных производствен-ных факторов. Производствен-ный травматизм и охрана труда.

Работа с учебной литературой, 4 ч.

Устный опрос, разбор и оценка ситуационных задач

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 13. – С. 526-527.

  • Кириллов В.Ф. Гигиена труда. М., ГОЭТАР-МЕДИА, 2008.

2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ В 6-м СЕМЕСТРЕ

п/п

тема лекции

рассматриваемые вопросы, количество часов

исполь-зуемые

иллюстрации

1.

Введение в гигиену.

  • Гигиена как научная дисциплина. Современное содержание и задачи.

  • История развития гигиены.

  • Основные понятия и терминологии.

  • Основные разделы гигиенической науки.

  • Методы гигиенических исследований.

  • Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

  • Основные факторы, определяющие здоровье.

Количество часов -2.

power point презентация

21 слайд

2.

Гигиена питания - раздел гигиенической науки.

  • Питание и здоровье населения. Гигиенические основы рационального питания.

  • Биологические и экологические проблемы питания.

Количество часов -2.

power point презентация

18 слайдов

3.

Методы гигиенической оценки питания. Санитарная экспертиза пищевых продуктов.

  • Пищевые продукты, их санитарно-гигиеническая характеристика.

  • Методы кулинарной обработки пищи.

  • Методы санитарной экспертизы пищевых продуктов.

  • Порча и фальсификация пищевых продуктов. ГОСТ и ВТУ.

  • Методы гигиенической оценки питания.

Количество часов -2.

power point презентация

14 слайдов

4.

Пищевые отравления.

  • Алиментарные заболевания.

  • Пищевые отравления, их

классификация.

  • Вопросы профилактики.

Количество часов -2.

power point презентация

12 слайдов

5.

Принципы организации лечебного питания.

  • Диетология – наука о питании больных

  • Краткая гигиеническая характеристика основных лечебных столов.

Количество часов -2.

power point презентация

26 слайдов

6.

Санитарно-пищевой надзор, его задачи.

  • Текущий санитарно-пищевой надзор, задачи.

  • Предупредительный санитарно-пищевой надзор, задачи.

  • Санитарно-ветеринарный надзор, задачи.

Количество часов -2.

power point презентация

14 слайдов

7.

Основы организации и проведения санитарного надзора за питанием войск в полевых условиях.

  • Обязанности врача войсковой части по вопросам питания.

  • Состав и разновидности рационов военнослужащих.

  • Характеристика основного пайка солдатского питания, режим питания.

  • Загрязнение продуктов питания в военное время РВ, ОВ, БС и методы их очистки.

  • Походные кухни, ПХД.

Количество часов -2.

power point презентация

14 слайдов

8.

Вода и здоровье населения.

  • Физиологическое, санитарно-гигиеническое и народно-хозяйственное значение воды.

  • Водный фактор заболеваемости населения инфекционной этиологии.

  • Органолептические свойства воды как фактор здоровья.

Количество часов -2.

power point презентация

19

слайдов

9.

Химический состав воды как причина заболеваний неинфекционной природы.

  • Химический состав воды, основные показатели.

  • Уровская болезнь, или болезнь Кашина-Бека.

  • Эндемический зоб.

  • Значение фтора в воде (флюороз, кариес).

  • Влияние солевого состава воды на организм человека.

  • Значение токсических примесей в воде.

Количество часов -2.

power point презентация

15

слайдов

10.

Водоснабжение населенных мест. Основные источники водоснабжения.

  • Водоснабжение населенных мест – одна из важнейших сторон их благоустройства.

  • Атмосферные воды, их гигиеническая характеристика.

  • Открытые (поверхностные) источники водоснабжения.

  • Подземные воды, их гигиеническая характеристика.

  • Улучшение качества воды.

Количество часов -2.

power point презентация

18 слайдов

11.

Основы организации и проведения санитарного надзора за водоснабжением войск

  • Задачи военно-медицинской службы по обеспечению солдат доброкачественной водой.

  • Санитарно-эпидемиологическая разведка источников водоснабжения.

  • Пункты водоснабжения.

  • Требования к качеству водоснабжения в полевых условиях.

  • Нормы водоснабжения.

  • Очистка воды от РВ, ОВ, БС.

  • Защита источников водоснабжения.

  • Хранение и перевозка воды.

Количество часов -2.

power point презентация

20 слайдов

12.

Почва и ее влияние на здоровье населения.

  • Физические, механические, химические, биологические свойства почвы.

  • Эпидемиологическая роль почвы.

  • Загрязнение и охрана почвы как эколого-гигиеническая проблема.

  • Гигиенические аспекты санитарной очистки населенных мест.

Количество часов -2.

power point презентация

22 слайда

13.

Гигиена жилых и общественных зданий.

  • Гигиеническая характеристика условий жизни в современных крупных городах и их влияние на здоровье населения.

  • Оздоровление условий жизни в городах как социально-гигиеническая и экологическая проблема.

  • Основные гигиенические требования к жилищам.

Количество часов -2.

power point презентация

16 слайдов

14.

Больничная гигиена.

  • Этапы больничного строительства.

  • Основные структурные подразделения больницы.

  • Гигиеническая оценка микроклимата, отопления, освещения лечебно-профилактических учреждений.

  • Гигиенические мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия пребывания больных в лечебных учреждениях.

Количество часов -2.

power point презентация

22 слайда

15.

Гигиена труда и состояние здоровья медицинских работников

различных специальностей.

  • Гигиенические мероприятия и санитарный режим в стационарах различного типа: терапевтических, хирургических, детских, инфекционных.

  • Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций.

  • Гигиена труда врачей различных специальностей.

Количество часов -2.

power point презентация

19 слайдов

16.

Возрастная гигиена.

  • Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей.

  • Классификация возрастных периодов жизни человека.

  • Анатомо-физиологические особенности органов и систем растущего организма.

  • Основные критические возрастные периоды жизни человека.

  • Изучение здоровья детей.

  • Основные вопросы профилактической работы врачей детских учреждений.

  • Герогигиена. Теории старения. Профилактика преждевременного старения.

Количество часов - 4.

power point презентация

23 слайда

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ В 7-м СЕМЕСТРЕ

п/п

тема лекции

рассматриваемые вопросы, количество часов

исполь-зуемые

иллюс-трации

1.

Гигиена труда – отрасль гигиенической науки.

Гигиена производственного микроклимата

  • Гигиена труда, задачи.

  • Трудовая деятельность и здоровье населения.

  • Гигиеническая характеристика основных производственно-санитарных факторов.

  • Оздоровительные мероприятия в гигиене труда.

  • Показатели заболеваемости на производстве.

  • Гигиенические мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний. Специфические и неспецифические профессиональные заболевания, профилактика.

  • Климат и здоровье. Микроклимат, определение.

  • Производственный микроклимат, классификация.

  • Теловой обмен организма человека в различных производственных условиях.

  • Питьевой режим в горячих цехах.

Количество часов - 2.

power point презентация

28 слайдов

2.

Физические факторы на производстве.

  • Гигиеническая характеристика воздушной среды.

  • Загрязнение атмосферного воздуха как экологическая проблема, основные источники загрязнения.

  • Охрана атмосферного воздуха.

Количество часов -2.

power point презентация

16 слайдов

3.

Атмосферное давление как производственно-санитарный фактор.

  • Атмосферное давление как производственно-санитарный фактор.

  • Повышенное атмосферное давление, влияние на организм, профилактика.

  • Пониженное атмосферное давление, влияние на организм, профилактика.

  • Классификации гипоксических состояний.

Количество часов -2.

power point презентация

26 слайдов

4.

Производственный шум.

Производственная вибрация.

  • Гигиеническая характеристика шума.

  • Классификация шума.

  • Влияние шума на организм. Профилактика.

  • Гигиеническая характеристика вибрации.

  • Биологическое действие вибрации.

  • Профилактика влияния вибрации на организм.

Количество часов -2.

power point презентация

23 слайда

5.

Гигиена труда при работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.

  • Радиационная гигиена – отрасль гигиенической науки.

  • Гигиеническая характеристика радиоактивных частиц.

  • Источники радиоактивных излучений как производственно-санитарный фактор.

  • Естественный радиоактивный фон. Основные источники.

  • Методы защиты от ионизирующей радиации и радиоактивных веществ при внутреннем облучении.

  • Методы защиты от ионизирующей радиации и радиоактивных веществ при внешнем облучении.

  • Гигиеническая характеристика лазерного излучения.

Количество часов -2.

power point презентация

28 слайдов

6.

Химические факторы на производстве.

  • Промышленная токсикология – раздел гигиенической науки.

  • Пути поступления ядов в организм и пути их выведения.

  • Распределение ядов в организме.

  • Характер действия ядов.

  • Комбинированное действие производственных ядов.

  • Классификация промышленных ядов.

  • Методы установления ПДК основных токсических химических веществ.

  • Профилактика в промышленной токсикологии.

Количество часов -2.

power point презентация

30 слайдов

7.

Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в военное время. Гигиена размещения войск.

  • Содержание и задачи военной гигиены на современном этапе.

  • Особенности жизни и деятельности войск в современных условиях.

  • Характеристика санитарно-гигиенических сил и средств медицинской службы вооруженных сил.

  • Санитарно-гигиеническая характеристика военного городка (казармы).

  • Санитарно-гигиенические требования к лагерному расположению войск.

  • Фортификационные (оборонительные) сооружения, классификация, гигиеническая характеристика.

Количество часов -2.

power point презентация

17 слайдов

8.

Гигиена труда в основных родах сухопутных войск.

  • Гигиена труда в бронетанковых и мотострелковых частях.

  • Гигиена передвижения войск.

  • Гигиена труда в радиотехнических войсках.

Количество часов -2.

power point презентация

19 слайдов

2.2. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тематический план лабораторных занятий в 6-м семестре

п/п

Тема лабораторного занятия,

количество часов

Лабора-торный практикум

Компетенции

1

Медицинский контроль за адекватностью питания. Расчетный метод оценки адекватности питания. Решение ситуационных задач.

Количество часов - 4

Методические разработки для студентов, таблицы, ситуационные задачи по составле-нию меню-раскладки

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • адекватность питания;

  • рациональное питание, основные требования;

  • физиологические основы питания;

  • значение основных пищевых веществ в рационе питания (белки, жиры, углеводы, мин. вещества, витамины);

Уметь:

  • составлять меню-раскладку по предлагаемой преподавателем ситуационной задаче с учетом требований (пол, возраст, проф. принадлежность, кратность приема пищи и т.д.).

Владеть:

  • навыками составления и использования в практической деятельности диетического питания и рекомендаций основных диетических столов больным разного профиля.

2

Пищевая ценность и санитарная экспертиза основных продуктов питания (молоко, хлеб, мука, мясо).

Усвоение методов гигиенической оценки питания.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки по санитарной экспертизе пищевых продуктов, таблицы, ситуацион-ные задачи.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • пищевая ценность отдельных продуктов питания;

  • методы кулинарной обработки пищи. ГОСТ, ВТУ;

  • методы санитарной экспертизы пищевых продуктов;

  • методы гигиенической оценки питания.

Уметь:

  • осуществлять санитарную экспертизу основных пищевых продуктов, используя разные методы, и сравнивать полученные результаты с существующими гигиеническими нормативами.

Владеть:

  • методикой применения в практической деятельности результатов санитарной экспертизы, зная гигиенические нормативы.

3

Пищевые отравления, их профилактика и расследование. Решение ситуационных задач. Оформление формы № 058/ У.

Количество часов - 4

Методические разработки для студентов, таблицы, ситуационные задачи, учетные формы № 058/у.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • классификация пищевых отравлений;

  • клиника пищевых отравлений микробной природы;

  • клиника пищевых отравлений немикробной природы;

  • пищевые отравления невыясненной этиологии.

Уметь:

  • проводить диагностику пищевых отравлений и определять меры по их профилактике в соответствии с условиями ситуационной задачи.

Владеть:

  • методикой заполнения учетной формы № 058/у.

4

Основы организации и проведения санитарного надзора за питанием войск в мирное и военное время.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • обязанности врача войсковой части по вопросам питания;

  • состав и разновидности рационов военнослужащих;

  • характеристика основного пайка солдатского питания, режим питания;

  • загрязнение продуктов питания в военное время РВ, ОВ, БС и методы их очистки;

  • походные кухни, ПХД.

Уметь:

  • определять бомбаж, считывать с банок цифровую информацию;

  • проводить экспертизу продуктов питания, используемых в военное время.

Владеть:

  • техникой приготовления витаминного настоя из листьев деревьев и трав;

  • методикой составления суточного рациона солдатского пайка в различных родах войск.

5

Гигиеническая оценка качественного состава питьевой воды. Решение ситуационных задач.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • физиологическое, гигиеническое, народно-хозяйственное значение воды;

  • основные гигиенические требования к качеству питьевой воды;

  • физические, химические, бактериологические показатели качества воды;

  • водный фактор заболеваемости населения инфекционной природы;

  • водный фактор заболеваемости населения неинфекционной природы;

Уметь:

  • давать развернутое гигиеническое заключение по данным ситуационной задачи.

Владеть:

  • методикой оценки качества воды по готовым анализам.

6

Усвоение лабораторных методов улучшения качественного состава питьевой воды.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • основные источники водоснабжения;

  • основные методы улучшения качества питьевой воды:

- очистка;

- обеззараживание;

  • специальные методы улучшения качества питьевой воды (фторирование, обесфторивание, дезодорация и т.д.);

Уметь:

  • определять количество активного хлор в хлорной извести, предназначенной для хлорирования воды;

Владеть:

  • методиками определения качества питьевой воды.

7

Основы организации и проведения санитарного надзора за водоснабжением войск в полевых условиях. Усвоение лабораторных методов исследования качественного состава воды в полевых условиях.

Количество часов - 2

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • задачи военно-медицинской службы по обеспечению солдат доброкачественной водой;

  • санитарно-эпидемиологическая разведка источников водоснабжения;

  • пункты водоснабжения;

  • требования к качеству водоснабжения в полевых условиях;

  • нормы водоснабжения;

  • очистка воды от РВ, ОВ, БС;

  • защита источников водоснабжения;

  • хранение и перевозка воды.

Уметь:

  • определять оптимальную дозу сухого коагулянта (Al2SO4, Fe2SO4, FeCl3).

Владеть:

  • различными методами определения качества питьевой воды в военно-полевых условиях.

8

Больничная гигиена. Оценка условий пребывания больных лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях.

Количество часов - 8

Методичес-кие разработки для студентов, схемы обследова-ния ЛПУ.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • этапы больничного строительства;

  • внутрибольничные инфекции, профилактика;

  • основные структурные подразделения больницы;

  • особенности деятельности специализированных отделений больницы (терапевтическое, хирургическое и т.д.)

  • гигиеническая оценка микроклимата, отопления, освещения лечебно-профилактических учреждений.

Уметь:

  • исследовать основные светотехнические параметры помещений в ЛПУ;

  • оформлять акт обследования разных отделений больниц.

Владеть:

  • методикой определения и оценки основных показателей отопления, освещения, микроклимата в ЛПУ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060101- лечебное дело Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 - Лечебное дело).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Семейная медицина (общая врачебная практика)» преподается на 6-ом курсе для студентов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, тематический план, тестовые задания,
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья

Другие похожие документы..