Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом, закон...полностью>>
'Документ'
20. Страховые взносы организации в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социаль...полностью>>
'Документ'
С изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Кабинету Министров Украины от 23 апреля 2003 года N 583, от 24 июля 2003 года N 1145, от 12 ...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре новой и новейшей истории стран Запада и Востока исторического факультета Московского педагогического государственног...полностью>>

Кластерная модель системы логистики рассредоточенного строительства

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Никулин Максим Юрьевич

кластерная модель системы логистики рассредоточенного строительства

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(логистика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2010

Работа выполнена во Всероссийском государственном научно-исследовательском институте проблем научно-технического прогресса и информации в строительстве (ВНИИНТПИ)

Научный руководитель –

кандидат технических наук, доцент

Сборщиков Сергей Борисович

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук

Прокофьева Татьяна Анатольевна, «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка»

кандидат экономических наук

Матвеев Михаил Юрьевич, «Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве»

Ведущая организация –

Институт Макроэкономических исследований при Минэкономразвития РФ

Защита диссертации состоится 25 марта 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 520.029.01 при ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ИТКОР) по адресу: 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 16.

Автореферат размещен на сайте

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИТКОРа

Автореферат разослан 24 февраля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, к.э.н.

Клепацкая  И. Е.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. За последнее время международная практика в сфере организации производственных систем выработала новые подходы и идеи в отношении управления на корпоративном уровне, а также его месте в общей системе управления строительным комплексом.

Формирование эффективной организационной структуры строительной компании является достаточно трудоемким процессом, требующим больших затрат времени и ресурсов. Одним из основных элементов организационной структуры и видом деятельности строительных компаний является материально-техническое обеспечение. В настоящее время организация материально-технического обеспечения строительства на корпоративном уровне характеризуется наличием ряда негативных моментов, приводящих к недостаточной его эффективности, а порой и прямых материальных и финансовых потерь. При этом необходимо отметить, что эти причины характерны в целом для материально-технического снабжения компаний и лишь в определенной доле зависят от строительного производства.

Основными причинами, требующими пересмотра системы управления материально-техническим обеспечением (МТО) строительства, являются:

  1. Проектирование объектов запаздывает к моменту планирования МТО, готовая проектная документация часто содержит неточности и ошибки, требующие корректировки. Поскольку расчеты потребности и сроки заказа (прежде всего оборудования) напрямую связаны с проектами строительства, указанное обстоятельство приводит к ошибкам в их определении. Отсюда и недостаточная взаимная увязка плановых решений, принимаемых подразделениями ресурсного обеспечения с проектными и оперативными графиками строительства.

  2. Нормативная база расхода материальных ресурсов, на основании которой, исходя из заданных объемов строительства, формируется план МТО (объемы потребления ресурсов, завоза, поставок), не обладает достаточной надежностью.

  3. Необоснованный план МТО порождает дефицит материально-технических ресурсов или сверхнормативные запасы (нереализуемые излишки).

  4. Планирование осуществляется на один год, тогда как строительство ведется, как правило, более одного года.

  5. Разорванность функций организации снабжения между различными службами.

  6. Нет увязки в оценочных показателях работы подразделений строительной компании, нацеленных на единый конечный результат. Внутрифирменный коммерческий расчет заложил мотивацию каждого центра прибыли, но утратил корпоративную заинтересованность в общем экономическом эффекте.

  7. Недостаточно регламентированы отношения между подразделениями строительных компаний по разделению функций и ответственности – по срокам и качеству их выполнения, по взаимодействию, по взаимной ответственности.

  8. Слабая управляемость остатками товарных запасов в структурных подразделениях строительных компаний с вытекающими из этого последствиями. Нет гибкости в управлении запасами материальных ресурсов, сосредоточенных на складах из-за отсутствия централизации учета их размещения и потребления.

Данные причины особенно сильно проявляются и, как следствие сказываются на эффективности строительства, в случае рассредоточения объектов на значительной территории, возведение которых осуществляет одна компания, т. е. в случае рассредоточенного строительства

Снизить или минимизировать негативное влияние указанных выше факторов возможно на основе стратегического управления на строительных предприятиях и формирования гибких организационных структур, базирующихся на кластерной системе строительного производства и его материально-технического обеспечения. Реализация данного направления при проектировании организационной структуры материально-технического обеспечения позволит строительным предприятиям в своем развитии перейти на качественно новый уровень – к инжиниринговой схеме организации строительства.

Целью исследования является научное обоснование, разработка методических подходов к совершенствованию материально-технического обеспечения рассредоточенного строительства на основе создания логистических центров и логистических кластеров, а также выработка системы основных мероприятий по повышению эффективности организационной структуры строительных компаний, функционирующих на значительной территории.

В соответствии с целью исследования в рамках работы решаются следующие задачи:

  • анализ существующей практики управления материально-техническим обеспечением рассредоточенного строительства;

  • выявление резервов в системе совершенствования материально-технического обеспечения строительного производства, функционирующего на значительной территории и условий их реализации за счет создания системы «логистический центр – логистический кластер»;

  • развитие теоретико-методических принципов эффективной организации материально-технического обеспечения на корпоративном уровне инвестиционно-строительной деятельности, обоснование структуры подразделений логистики и рационального состава их материальной базы;

  • разработка семантических моделей взаимодействия логистического кластера с подразделениями компании, функционирующей в условиях рассредоточенного строительства;

  • построение математической модели оптимизации структуры производственной деятельности логистического кластера, функционирующего в условиях рассредоточенного строительства.

Объектом исследования является рассредоточенное строительство, а также основные факторы, определяющие его состояние и развитие на корпоративном уровне.

Предметом исследования выступает система взаимодействий в рамках материально-технического обеспечения строительного производства, а также комплекс научно-практических проблем, связанных с построением эффективной организационной структуры предприятия в условиях рассредоточенного строительства.

Научная новизна диссертации заключается в развитии методической базы формирования организационной структуры, а также систем управления строительных организаций, осуществляющих строительство объектов на обширной территории на основе методов логистики, путём:

  1. проведения оценки организационных структур систем управления, их оценочных критериев и показателей с учетом логистической составляющей строительства;

  2. разработки методического подхода по формированию организационных структур корпоративного уровня, функционирующих в условиях рассредоточенного строительства, а также логико-информационных моделей взаимодействия подразделений в процессе инвестиционно-строительной деятельности;

  3. обоснования комплекса мероприятий по совершенствованию организационных структур МТО и систем управления строительных компаний в условиях рассредоточенного строительства на основе системы «логистический центр – логистический кластер»;

  4. разработки математической модели оптимизации структуры производственной деятельности логистического кластера, функционирующего в условиях рассредоточенного строительства.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных авторов и нормативные акты РФ. В работе над диссертацией автор опирался на теоретические и практические разработки отечественных ученых в области логистики, материально-технического обеспечения, реформирования управления инвестиционно-строительной сферы. При решении конкретных задач применялся системный подход к изучаемым явлениям, математические и статистические методы анализа, методы экономической динамики и имитационного моделирования.

Методологическая схема исследования представлена на рис. 1.

Практическая значимость. Обоснована возможность совершенствования инвестиционно-строительной деятельности в корпоративном секторе на основе методов логистики.

Разработанные методы формирования организационных структур распределения материально-технических ресурсов (МТР) между строительными объектами позволяют наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы в условиях изменения режимов финансирования программы капитального строительства и рассредоточенности объектов по значительной территории.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены и получили одобрение на научно-практических конференциях. Методические положения использовались при выполнении прикладных научно-исследовательских работ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 20 печатных работ (в том числе 4 из списка, рекомендуемого ВАК) общим объемом 7,1 печатных листа, в том числе лично автором 3,1 п.л.

Рис. 1.  Методологическая схема исследования

На защиту выносится:

  1. Предложения по совершенствованию системы МТО строительной компании, осуществляющей возведение объектов на значительной территории на основе методов логистики.

  2. Обосновываются целесообразность использования логистики в организации строительного производства и возможность формирования на её основе интегрированной организационной структуры управления материально-техническим обеспечением строительных организаций.

  3. Метод формирования организационных структур корпоративного уровня, функционирующих в условиях рассредоточенного строительства, а также логико-информационная модель взаимодействия подразделений в процессе инвестиционно-строительной деятельности.

  4. Комплекс мер по совершенствованию организационных структур материально-технического обеспечения строительных организаций в условиях рассредоточенного строительства на основе системы «логистический центр – логистический кластер».

  5. Математическая модель оптимизации организационной структуры производственной деятельности логистического кластера, функционирующего в условиях рассредоточенного строительства

Объем диссертации и её структура. Работа состоит из введения, четырех глав, общих выводов, списка литературы из 91 наименования и приложений. Содержание диссертации изложено на 162 страницах машинописного текста и приложения на 24 страницах, включая 37 таблиц и 36 рисунков.

Содержание работы

Современные тенденции развития инвестиционно-строительной деятельности указывают, что организационные структуры материально-технического обеспечения строительных компаний проходят через процессы трансформации, вызванные следующими факторами:

  • растущий динамизм внешнего окружения;

  • необходимость размещения функций принятия решения по ликвидации негативных возмущений в МТО строительного производства как можно ближе к месту их возникновения;

  • возрастающая географическая разбросанность производственной деятельности строительных компаний, усиливающая значимость их центральных стратегических функций – управления, координации, обслуживания, финансирования всей системы производственных операций;

  • растущая сложность функций материально-технического обеспечения, определяющаяся усложнением процессов строительного производства и его управления, а также стремлением строительных компаний делегировать функции МТО специализированным компаниям, работающим по контракту;

  • наличие специализированных на МТО компаний, способных учитывать сложность оказываемых услуг, своевременно реагировать на возникающие непредвиденные ситуации при строительстве объекта;

  • прямая зависимость между увеличением объема и номенклатуры, передаваемых строительными компаниями на аутсорсинг функций по МТО, и снижением сложности выбора места размещения её материально-технической базы (в некоторых случаях приводящих к полному отказу от неё).

Как видно данные факторы имеют разнонаправленные вектора, но в тоже время наиболее полный их учет в формировании организационной структуры материально-технического обеспечения строительного производства позволит придать ей гибкость, минимизировать влияние негативных возмущений, повысить эффективность строительного производства.

В условиях рассредоточенного строительства, когда объекты разбросаны на обширной территории, вопросы материально-технического обеспечения стоят особенно остро, и их влияние на сроки, стоимость, качество строительства превалируют в вопросах управления. В этой связи значение формирования адекватной организационной структуры МТО еще более возрастает.

В подобных условиях базой формирования системы материально-технического обеспечения рассредоточенного строительства может стать интегрированная система «логистический центр – логистический кластер». В основе данного организационного построения лежит логистический кластер, специализирующийся на обслуживании строительного производства (строительного кластера). Принципиальная схема формирования кластерной модели материально-технического обеспечения строительного производства в условиях рассредоточенности представлена на рис. 2.

Рис. 2.  Принципиальная схема кластерной модели материально-технического обеспечения рассредоточенного строительства

В зависимости от характера, масштаба строительного производства, а также иных условий конкретного объекта логистический кластер может быть частью строительного кластера (внутренний логистический кластер) или занимать обособленное место на строительной площадке (внешний логистический кластер).

Представляется обоснованным дать следующие определения указанным выше структурным элементам.

Строительный кластер – это объединенные кооперационными связями и сконцентрированные на одной площадке строительные организации, осуществляющие совместную деятельность и дополняющие друг друга в процессе строительного производства.

Логистический кластер – это объединенные кооперационными связями и сконцентрированные на строительной площадке организации, дополняющие друг друга и осуществляющие совместную деятельность по материально-техническому обеспечению строительного производства на объекте.

Преимуществами кластерного подхода являются следующие аспекты функционирования.

Во-первых, кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему, которая опирается на четкую технологическую последовательность операций по возведению объекта строительства и его материально-техническому обеспечению, закрепленных в нормативной базе строительства.

Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные сравнительные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, а также за счет активной инновационной политики.

В-третьих, специализированные предприятия кластера, функционирующие на основе договорных отношений, имеют возможность быстрой и адекватной реакции на возмущения как во внешнем окружении строительного производства, так и внутри него.

В-четвертых, развитие кластеров чрезвычайно важно для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, облегчают доступ к ресурсам, а также способствуют активному трансферу новаций.

Отталкиваясь от сущности логистического кластера, можно определить его основные идентификационные признаки:

  1. Производственно-технологическая взаимосвязь самостоятельных компаний, формирующих логистический кластер;

  2. Территориально-производственная общность взаимосвязей;

  3. Наличие развитой инфраструктуры;

  4. Гибкость состава и структуры, отсутствие жестких формальных ограничений и барьеров, препятствующих расширению и сужению логистического кластера;

  5. Открытость логистического кластера как системы.

По своей сущности логистический также как и строительный кластер является структурой, формируемой на основе кооперации самостоятельных предприятий в процессе создания строительной продукции. При этом необходимо отметить, что масштабы подобных кластерных образований существенно зависят от специфики строительного производства, обеспечивающего создание конечного продукта в каждом конкретном случае. Количество кластерных образований может быть весьма значительным, как и число предприятий, их составляющих. Каждый крупный кластер может представлять собой систему малых кластеров. Подобное иерархическое построение кластеров МТО рассредоточенного строительства вызвано возможностью использования преимуществ синергетического свойства, обеспечиваемых взаимодействием её элементов.

Как было приведено выше, логистические кластеры обладают всеми преимуществами, которые дает интеграция на основе кооперационных взаимодействий самостоятельных специализированных компаний в его рамках, их генезисом являются следующие механизмы:

  1. Затратно-распределительный механизм, позволяющий обеспечить оптимальное использование производственного потенциала всех компаний, участвующих в процессе кооперации на основе субподряда и аутсорсинга. При этом возможно совместное использование информационных и производственных ресурсов в целях оптимизации затрат участников процесса кооперации.

  2. Кредитно-кооперационный механизм, позволяющий использовать взаимное кредитование участников кластера, а также взаимные гарантии и поручительства в случае устойчивых долговременных кооперационных связей.

  3. Информационный механизм предполагает формирование общего информационного пространства для обеспечения эффективных коммуникаций на строительной площадке.

Таким образом, предприятия, функционирующие в рамках одного логистического кластера, имеют взаимосвязанную стратегию на строительной площадке, определяемую не только экономическими побудительными мотивами, но и организационными аспектами, которыми руководствуются при реагировании на изменения во внешней среде. В подобном построении МТО строительного производства сочетаются элементы саморегуляции, иерархического построения, а также кооперационные, информационные и в некоторых случаях имущественные связи. Учитывая приведенный выше материал, в диссертации разработана принципиальная схема функционирования логистического кластера (рис. 3).

С точки зрения формирования структуры, в логистическом кластере можно выделить два типа взаимодействий:

  • вертикальные – это взаимодействия подчиненности внутри управления материально-техническим обеспечением рассредоточенного строительства;

  • горизонтальные – это функциональная интеграция различных элементов (материально-техническое снабжение, производственно-технологическая комплектация, диспетчеризация, складское хозяйство, внешний и внутрипостроечный транспорт) в единое целое.

Организационная схема построения логистического кластера в условиях рассредоточенного строительства представлена на рис. 4.

Рис. 3.  Принципиальная схема функционирования логистического кластера

Рис. 4.  Организационная схема логистического кластера

Функциональное содержание логистического кластера определяется наличием структурных элементов материально-технического обеспечения, а также функцией управления этими элементами. В соответствии с существующей нормативной базой строительства составляющими материально-технического обеспечения строительства являются: материально-техническое снабжение (реализуемое посредствам централизованных и децентрализованных поставок материально-технических ресурсов), производственно-технологическая комплектация (переработка поставочных и транспортных комплектов в монтажные), диспетчеризация (управление поставками комплектов на строительной площадке), складское хозяйство (хранение необходимого запаса материально-технических ресурсов), транспортирование строительных грузов внешним и внутрипостроечным транспортом.

В рамках проводимого исследования разработана математическая модель оптимизации структуры производственной деятельности логистического кластера в условиях рассредоточенного строительства. Целевая функция модели имеет следующий вид:

,

где: - коэффициент, учитывающий степень приоритетности развития каждого элемента логистического кластера в момент времени t; - потребность в трудовых ресурсах в производственном элементе i в момент времени t; - техническая вооруженность производственного элемента i в момент времени t;

Анализ представленной модели помогает установить зависимость роста логистического кластера от динамики подрядных работ, наличия трудовых, а также технических ресурсов, в то время как ограничения модели определяют область развития каждого элемента и отражают характер использования материально-технических ресурсов.

Другим элементом интегрированной системы МТО рассредоточенного строительства является логистический центр строительной организации типа «трест». В диссертации рассматриваются два варианта организационной структуры: 1) логистический центр является равноправным блоком наряду со строительным; 2) логистический центр входит в состав блока строительного производства, при этом вся деятельность строительной компании разделена на две составляющие: сфера заказчика и подрядчика, взаимодействие которых регулирует аппарат управления. В обоих случаях блок логистики включает в себя несколько отделов (служб): материально-технического снабжения; производственно-технологической комплектации; диспетчеризации; маркетинга.

Выделение этих отделов (служб) в структуре строительной компании обусловлено теми же причинами, что и в случае логистического кластера, а это в свою очередь служит основой их функционального взаимодействия. С этой целью была разработана функциональная схема взаимоотношений в логистическом центре (рис. 5).

1 – поставки материально-технических ресурсов на склады службы ПТК;

2 – производственно-технологическая комплектация (формирование транспортных комплектов);

3 – контроль за поставками;

4 – поставка транспортных комплектов в соответствии с графиками поставок материально-технических ресурсов.

Рис. 5.  Функциональная схема взаимоотношений в логистическом центре



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа "развитие и размещение производительных сил республики татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года" Основные направления

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Программу развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года.
  2. Т н. Михаил Георгиевич Ерошенков. Сайт: www eac-ras ru Г. В. Рожков Генезис инновационной экономики в России Монография

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.
  3. Экспертно-аналитический Центр ран

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.
  4. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ\ на 2008 2010 годы и на период до 2017 года; Генеральный план городского округа «Город Улан-Удэ»

    Программа
    Выборка положений, решений с обосновывающей аргументацией основных документов стратегического, социально-экономического и территориального планирования в части развития Улан-Удэнской территориальной транспортной системы
  5. Инновационное развитие и региональная интеграция российской экономики

    Документ
    И66 Инновационное развитие и региональная интеграция российской экономики : материалы II Всероссийской научно-практической конференции (апрель 2008 года).

Другие похожие документы..