Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Слово «алхимия» стало сейчас очень популярным. Обложки книг пестрят названиями «Алхимия успеха», «Алхимия финансов», «Медицинская алхимия» и т.п. Инт...полностью>>
'Обзор'
Кандидат в президенты премьер-министр Владимир Путин собрался создавать новую экономику. Однако тезис о "новой индустриализации" кажется эк...полностью>>
'Лекция'
Материал к лекции №6 (в том числе и дополнительный для самостоятельного изучения). Лекция – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа, практикум – 2 час...полностью>>
'Методические рекомендации'
Оборудование зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигна...полностью>>

Материалы российской научно-практической конференции с международным участием Ульяновск, 15-16 декабря 2010г. (сайт: ) Ульяновск 2010

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СДЮСШОР, Россия, Нижневартовск

Актуальность исследования. В начале 90 годов двадцатого столетия Всероссийские федерации кёкусинкай, каратэ и кикбоксинга получили государственную аккредитацию и были признаны как государственные виды спорта. Отсутствие Олимпийского статуса не способствовало научно-методическому сопровождению данных единоборств. Традиционная тренировка в стилевом каратэ, кёкусинкай, основанная на традициях восточных единоборств имела ряд положительных сторон. Но конверсировать техническую подготовку с целью показания высокого спортивного результата было проблематично. Началась спортизация восточных единоборств. Постепенно ценности российского спортивного образования (разряды и звания) трансформировались в систему подготовки спортсменов. Учитывая перспективу дальнейшего развития стилевого каратэ, кёкусинкай и кикбоксинга ведущие специалисты начали развивать данные спортивные специализации в государственных учреждениях дополнительного образования, в спортивных школах, центрах высшего спортивного мастерства. В ВУЗах страны появились кафедры каратэ и кикбоксинга.

Сегодня в России наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли каратэ, кёкусинкай и кикбоксинга. Она проявляется в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Более пятисот тысяч человек активно занимаются контактными ударными единоборствами во всех регионах России (стилевое каратэ, кикбоксинг, кёкусинкай). При этом профессионализм педагогов-тренеров, занимающихся подготовкой спортсменов такого типа, к сожалению, часто не соответствует современным профессиональным требованиям, предъявляемым к специалистам этого направления.

Спортивные поединки по каратэ приобретают большую популярность в обществе, особенно в подростковой и молодёжной среде, получают широкое распространение и признание как виды спорта, входящие в Государственный реестр России, с присвоением спортивных разрядов и званий. Однако, методическая база построения образовательного процесса обучения как целостная методика, технология, доступная для применения в данных видах спорта, до сих пор недостаточно разработана.

В связи с недостаточным уровнем профессионализма у спортсменов и их тренеров в ходе соревновательной и учебно-тренировочной практики нередки случаи травматизма и возникновения стрессовых ситуаций. Последствия нежелательных факторов приводят к потере интереса к занятиям на фоне формирующегося отрицательного эмоционального отношения к данному виду спорта, как со стороны спортсменов, так и со стороны людей, которые непосредственно сталкиваются с контактными ударными единоборствами.

Таким образом, налицо противоречия:

  • между необходимостью научного подхода к созданию образовательной системы обучения и подготовки спортсменов-профессионалов в контактных видах единоборств (каратэ и кикбоксинг) и отсутствием концептуальных основ этой подготовки;

  • между необходимостью и практической реализацией использования в практике личностно – ориентированных технологий воспитания гармонично развитой личности и имеющих место в практике негативных технологий манипуляций личности (уход представителей контактных видов единоборств в криминальные структуры);

  • между необходимостью обеспечения образовательного процесса, и отсутствием эффективного инструментария, позволяющего тренеру отслеживать динамику профессиональных и личностных изменений спортсменов и на ее основе оптимизировать процесс их профессионального и личностного становления в обозначенной области спорта.

Недостаточно разработанным, на наш взгляд, остается вопрос теоретических основ образовательного процесса для подготовки спортсмена -профессионала с детского возраста в области контактных ударных единоборств, который должен учитывать личностные особенности занимающихся, новейшие достижения в различных областях современной науки.

Спортсмены-профессионалы – это честолюбивые люди, ищущие в спорте возможность самовыражения, чему в немалой степени способствует сама атмосфера деятельности. Только такие спортсмены имеют шансы пройти через многолетнее сито отбора и подняться на вершину успеха. Таким образом сама атмосфера профессионального спорта оказывает сильнейшее воздействие на процесс воспитания людей, увлеченных им. Потребности самовыражения и самоутверждения которые во многом присущи профессионалам, необходимо учитывать тренерам, работающим с новичками, поскольку этот фактор может оказаться решающим для спортивной карьеры их учеников.

Профессиональный спорт как социальное явление трудно ограничить одним определением. Н.И.Пономарев характеризует профессиональный спорт как феномен субкультуры, которая понимается как культура социальной общности, обладающей специфическими особенностями. По мнению В.И.Жолдака, В.А.Квартального, профессиональный спорт имеет особенности, главная из которых в том, что результат деятельности спортсмена выступает товаром на рынке зрелищ.

Профессиональный спорт все больше влияет на отдельные компоненты системы физической культуры и спорта, в том числе воспитание, образование, тренировку. Профессиональный спорт является стимулом для занятий физическими упражнениями миллионов людей. Его влияние распространяется на обучение физическим упражнениям, технику движений, тренировочный процесс спортсменов различной квалификации, воспитание нравственных, волевых и физических качеств, организацию и проведение соревнований различного уровня. Он – полигон для отработки новых технологий в методике подготовки. Воздействие профессионального спорта определяет профессиональную деятельность тренеров, работающих со спортсменами различной квалификации.

Считаем, что актуальность нашего исследования заключается в доказательстве приоритета педагогических подходов к подготовке спортсменов-профессионалов, а не только в получении прибыли от «эксплуатации спортсмена» коммерческими спортивными организациями.

Цель исследования – теоретическое обоснование содержания образования и воспитания многолетней подготовки спортсмена-профессионала в контактных ударных единоборствах (на примере стилевого каратэ, кёкусинкай, кикбоксинга).

Объект – учебно-тренировочный процесс в образовательных учреждениях развивающих контактные ударные единоборства (стилевое каратэ, кёкусинкай, кикбоксинг).

Предмет исследования – личностное становление спортсмена-профессионала в процессе многолетней подготовки в системе контактных ударных единоборств.

Гипотеза исследования:

Подготовка спортсмена-профессионала в системе контактных ударных единоборств будет успешной, если:

• Многолетняя тренировка спортсмена будет иметь шесть этапов подготовки (предварительная физическая и духовная; базовая физическая и духовная; базовая спортивная и духовная, углубленная базовая, спортивная и духовная; завершающая базовая спортивная духовная; базовая мастерская) и будет представлять собой непрерывный учебно-тренировочный процесс, помогающий спортсмену развиться до уровня спортсмена-профессионала;

•Личностное становление спортсмена до уровня профессионала будет главным в многолетней тренировке и будет основано на адаптации личности к социальным условиям ( сначала к условиям в которых организован учебно-тренировочный процесс, затем к условиям спортивных соревнований, далее к условиям жизни и участия в соревнованиях спортсменов-профессионалов);

•Научно-методическое сопровождение подготовки спортсмена-профессионала в системе контактных единоборств будет включать в равной степени диагностику физической, функциональной, специальной (авторские методики) подготовленности, а также диагностические методики личностного становления (модифицированные и апробированные автором), методику формирования ценностных ориентаций и своевременно вносить коррекции в общие и индивидуальные планы подготовки спортсмена на различных этапах его профессионального становления;

это позволит сместить приоритет в формировании спортсмена-профессионала в сторону:

* сохранения здоровья как условия спортивного долголетия;

* использования технологий гармоничного спортивного совершенствования;

* максимального приближения содержания и форм реализации спортивной тренировки к индивидуально приемлемым для каждого атлета.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстоит решить следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ исследования проблемы содержания образования в системе контактных ударных единоборств.

  2. Обосновать и разработать содержание образования как процесса, влияющего на личность обучающихся в системе контактных ударных единоборств.

  3. Разработать целостную совокупность учебно-воспитательных программных комплексов, как содержания образования в системе контактных ударных единоборствах (на примере кикбоксинга, единоборств кёкусинкай, стилевого единоборств);

  4. Выбрать, адаптировать, разработать личностно-ориентированные технологии формирования и развития обучающихся, которые позволят гарантировано обеспечить реализацию запланированных результатов.

  5. Спроектировать объективные измерители продвижения обучающихся спортсменов в формировании и развитии личности.

  6. Выявить рациональные дидактические условия успешного формирования и развития личности обучаемых спортсменов.

  7. Провести экспериментальную проверку результативной модели содержания образования, влияющего на формирование и развитие личности обучаемых в системе контактных ударных единоборствах.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования на территории Российской Федерации выступали: МОУ ДОД детская юношеская спортивная школа № 2 г. Ульяновска, МОУ ДОД детская юношеская спортивная школа г. Димитровграда Ульяновской области, федерация стилевого каратэ России (г. Москва), Федерация кикбоксинга России (ВАКО г. Москва) стали научно-исследовательской базой для внедрения программных комплексов и изучения психологических и личностных изменений, под влиянием корректировок. В данных организациях исследовались спортсмены всех уровней подготовленности.

Эмпирическая база исследования составила 2653 человека спортсменов различного уровня профессионализма, занимающихся контактными ударными единоборствами в возрасте от 10 до 36 лет (среди которых  чемпионы и призеры мировых чемпионатов и первенств, международных турниров, победители Всероссийских соревнований, всего 202 спортсмена- профессионала).

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые:

- раскрыто значение профессионального спорта как социального явления оказывающего воздействие на различные сферы жизнедеятельности общества: культуру, экономику, образование, политику, отдельные компоненты системы физической культуры и спорта, в том числе воспитание, образование, тренировочный процесс спортсменов различной квалификации, воспитание нравственных, волевых и физических качеств;

- разработаны методики определения параметров специальной технической подготовленности, показывающие динамику становления спортсмена от новичка до спортсмена-профессионала: оценка запаса скорости ударов, индекс выносливости, коэффициент выносливости, методика определения соотношения мышечных локомоций между основными и вспомогательными биомеханическими звеньями двигательных компонентов – это позволило проектировать и использовать в тренировочном процессе (начиная со спортсмена-любителя) соревновательные параметры спортсмена-профессионала: скоростную выносливость и удароустойчивость в поединке, запас скорости нанесения ударов, стабильность выполнения технического действия в поединке при экстремальных обстоятельствах за короткий промежуток времени;

- раскрыто содержание уровней многолетней подготовки в системе контактных ударных единоборств от новичка до спортсмена-профессионала: предварительная физическая и духовная подготовка, базовая физическая и духовная, углубленная спортивная и духовная, мастерская и духовная подготовка спортсмена-профессионала и его взаимосвязь с уровнями физической и технической подготовленности, а также с уровнями профессиональной компетенции и этапами личностного становления;

- выявлено изменение важности для спортсменов компонентов профессиональной компетентности в зависимости от их возраста: в 13 лет преобладает волевой компонент, начиная с 14 волевой и отношение к спорту, после 17 – интеллектуальный;

- раскрыты особенности работы тренера при многолетней подготовке спортсмена от новичка до спортсмена-профессионала, которые заключаются в различных его функциях по отношению к спортсмену в зависимости от его возраста и повышающейся квалификации; охарактеризованы три этапа: тренер – учитель и воспитатель, тренер – советчик и партнер, тренер – фасилитатор;

- доказано, что в результате опытно-экспериментальной работы авторская программа многолетней подготовки спортсмена-профессионала в системе контактных ударных единоборств существенно повлияла на личностное становление спортсменов экспериментальной группы у которых более развитыми оказались интеллект и моральные качества;

- выявлена ведущая роль тренера для сохранения контингента занимающихся в системе многолетней подготовки спортсменов-профессионалов, что доказывает приоритет педагогических, а не коммерческих подходов в развитии профессионального спорта в России.

Теоретическое значение исследования:

- обоснованы методические принципы подготовки спортсменов-профессионалов в системе контактных ударных единоборств: принцип единства общей и специальной подготовки, постепенного наращивания нагрузок, принцип волнообразной динамики нагрузок, принцип цикличности, принцип возрастной адекватности физических нагрузок, принцип единства пяти разделов, составляющих базовые основы каратэ;

- предложена система образования спортсменов-профессионалов на примере контактных ударных единоборств в которой выделены функции: прогностическая, социальная, гуманистическая, интеграционная, профессионально-технологическая; представлены интегративно-дифференцированные образовательные комплексы: общенаучный,общеобразовательный, общепрофессиональный, частно-профессиональный; обозначены результаты обучения: сформированность знаний, умений и навыков, мировоззренческая направленность личности, уровень воспитанности, овладение техникой и тактикой единоборств, готовность к самореализации, высокий уровень работоспособности, профессиональная мобильность, толерантность;

- разработано содержание системы многолетней подготовки единоборцев, включающее шесть этапов и в каждом из них: задачи подготовки, содержание тренировочного процесса, экзаменационные требования;

- выявлены факторы, влияющие на сохранность контингента занимающихся в системе контактных ударных единоборств: макросоциальные – семейные, ближнего окружения; микросоциальные – семейные, ближнего окружения; индивидуальные – врожденные; личностно-приобретенные;

- предложены условия обеспечения сохранности контингента занимающихся: педагогическая компетентность тренера-преподавателя, наличие материально-технической базы, создание родительских и попечительских советов.

Практическая значимость:

Предложен комплекс авторских диагностических методик исследования технической подготовленности: оценка запаса скорости ударов, индекс выносливости, коэффициент выносливости, методика определения отношения мышечных локомоций между основными и вспомогательными биомеханическими звеньями двигательных компонентов, что позволяет на уровне диагностики проектировать и использовать в тренировочном процессе начиная с этапа спортсмена-любителя соревновательные параметры спортсмена-профессионала: скоростную выносливость и удароустойчивость в поединке, запас скорости нанесения ударов, стабильность выполнения технического действия в поединке при экстремальных обстоятельствах за короткий промежуток времени.

Выявлен и обоснован новый подход к разрешению противоречий между необходимостью использования специфических методов профессиональной подготовки спортсменов, учитывающих их личностные особенности.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ГРУППАМИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ В СДЮСШОР НА ПРИМЕРЕ ТХЭКВОНДО ВТФ

Головихин Е.В., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер РФ, мастер спорта международного класса,

СДЮСШОР, Россия, Нижневартовск

Существующие образовательные программы по тхэквондо ВТФ изданы более 10-ти лет и значительно отстали от существующей спортивной практики работы тренеров-преподавателей, работающих в системе СДЮСШОР.

Программы для образовательных учреждений опираются на нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность государственных и негосударственных образовательных учреждений и основополагающие принципы спортивной подготовки различных категорий граждан РФ.

Автор статьи разработал и апробировал программы по тхэквондо ВТФ, переработанную и дополненную новыми материалами спортивной практики. Программа по ТХЭКВОНДО (ВТФ) для образовательных учреждений Российской Федерации составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-фз, типовым положением об образовании детей – Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, нормативными документами Министерства Образования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» от 25.01.1995 г. и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму за № 390 от 28 июня 2001 г.

Стаж педагогический работы автора программы более 25 лет. Программа по ТХЭКВОНДО (ВТФ) для образовательных учреждений рассчитана на четыре основных этапа:

  • 3 года обучения в группах начальной подготовки (ГНП);

  • 4 года обучения в учебно-тренировочных группах (УТГ);

  • 3 года обучения в группах спортивного совершенствования (ГСС);

  • необходимое время в группах высшего спортивного мастерства (ГВСМ).

Цель исследования образовательный процесс в СДЮСШОР в ГНП 1.

Гипотеза исследования предполагается, что понижение возраста детей для зачисления в группу ГНП 1 с пяти лет позволит к одиннадцати годам эффективно подготовить учащегося СДЮСШОР для участия в первенстве России среди юношей.

Предмет исследования программный материал в ГНП 1.

Объект исследования дети, в возрасте 5-7 лет.

Актуальность Спортивные поединки по ТХЭКВОНДО (ВТФ) последнее время приобрели большую популярность в обществе, получили широкое распространение и признание как вид спорта, входящий в Государственный реестр России, с присвоением спортивных разрядов и званий. Однако, методологическая база построения процесса обучения искусству ведения спортивного поединка как целостная методика технология, доступная для применения в данном виде спорта, до сих пор разработана недостаточно.

На фоне социальных и экономических катаклизм общества идет увеличение количества общественных организаций, спортивных клубов, кружков, секций и других образовательных учреждений, причем большую долю среди них составляют различные клубы и секции, где готовят спортсменов единоборцев различного уровня. Приём детей и подростков в спортивные группы осуществляется на основе уставных документов организаций.

Типовое положение для спортивных школ, развивающих тхэквондо ВТФ, предусматривает возраст занимающихся с 9-ти лет. Данный документ является основополагающим для организации занятий в спортивных школах.

Авторы статьи, под влиянием возникших обстоятельств, внесли изменения в организацию работы по месту преподавания тхэквондо ВТФ. С 2000 года в ряде городов России (Северная Осетия, Республика Дагестан, Ульяновск, Москва, Московская область, Оренбургская область, Смоленск, Свердловская область, Якутия, Камчатка, Санкт-Петербург, и др.) начали осуществлять набор в группы детей в возрасте 5 – 7 лет. Данная категория детей не могла быть тарифицирована в ДЮСШ, так как возраст занимающихся не соответствовал требованиям типового положения «организации занятий в спортивных государственных школах». Педагогическая целесообразность привлечения детей пятилетнего возраста заключалась в возникшей потребности подготовки спортсменов для участия в первенствах России по тхэквондо ВТФ среди юношей. К участию в первенстве допускались спортсмены с одиннадцати лет. Интересен опыт работы по предпрофильной подготовке детей дошкольного возраста ведущих спортивных стран (Южная Корея, Китай, Испания, Мексика, Куба, Канада, США и др.) и российских специалистов, которые за восьмилетнюю практику выработали и апробировали систему организации занятий с детьми пятилетнего возраста.

Авторы статьи набрали в 2000 году 4 группы по 15 человек в каждой. В 2001 году были набраны еще две группы по 20 человек в каждой. Гендерный состав 52% мальчиков, 48% девочек. Цель работы, создание дополнительной образовательной структуры предпрофильной подготовки, которая даст возможность двум заинтересованным сторонам получить запланированный результат. Первая сторона – родители. Их интересует физическое развитие и групповые взаимодействия между занимающимися. Вторая сторона – тренеры-преподаватели. Им интересен дополнительный людской ресурс, который ранее не использовался в образовательных учреждениях развивающих тхэквондо ВТФ. На данном этапе необходимо заинтересовать занимающихся юных спортсменов, используя средства и методы воспитания и обучения. Педагогические умения, яркий эмоциональный фон способствовали выработке устойчивой внутренней мотивации.

Каждые полтора месяца проводился мониторинг, в форме спортивного праздника, где дети сдавали простейшие тесты:

  • вис на шведской стенке на время (сек);

  • прыжок через гимнастическую палку за 30 секунд;

  • бег 10 метров на время;

  • шпагаты;

  • прыжки через скакалку за 30 секунд;

  • приседание за 30 секунд;

  • отжимания от гимнастической скамейки за 30 секунд.

Параллельно дети изучали основы техники тхэквондо ВТФ.

В период с 2000 года по 2007 год было проведено 35 соревнований по ОФП. В мониторинге приняли участие 560 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Полученные результаты интерпретировались. На основе анализа выработаны средние статистические показатели, для переводных нормативов (см.таблицу № 1)

Таблица № 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Этнолингвистические дифференциации в формировании лексико-грамматических категорий у татар-билингвов и русских в системе преодоления речевых дисфункций (на материале Тюменской области) 10.

    Автореферат
    Этнолингвистические дифференциации в формировании лексико-грамматических категорий у татар-билингвов и русских в системе преодоления речевых дисфункций
  2. Ученые записки скагс (3)

    Ученые записки
    В.И. Стрюковский, доктор философских наук, профессор: Старостин А.М. Философские инновации: Когнитивная и аксиологическая репрезентации. LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2011.
  3. Влияние экспериментальной и природной гипоксии на функциональные резервы организма и физическую работоспособность спортсменов 03. 03. 01 физиология

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре адаптивной физической культуры в Федеральном Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»
  4. Iii-я междисциплинарная научно-практическая конференция: «Современные методы диагностики и лечения кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем»

    Документ
    Материалы III-ей междисциплинарной научно-практической конференции кафедры дерматовенерологии Казанского Государственного медицинского университета. Казань, 25 марта 2010г.
  5. Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения

    Документ
    Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения : Материалы всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк, 17-18 марта 2011 года) /Под ред.

Другие похожие документы..