Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 25 февраля 2009 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.295.04 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический...полностью>>
'Документ'
Вода является необходимым условием существования человека как биологического вида. Живые организмы не могут обойтись без воды. Вода входит в состав к...полностью>>
'Обзор'
По экспертной оценке экономистов платежеспособный спрос на ЛКМ быстро увеличивается на 11-12% в год. Насыщение спроса происходит в основном за счёт у...полностью>>
'Документ'
1.1. Положення про порядок визначення розмірів орендної плати при укладанні договорів оренди землі в Зміївському районі, право розпорядження якими ма...полностью>>

Материалы российской научно-практической конференции с международным участием Ульяновск, 15-16 декабря 2010г. (сайт: ) Ульяновск 2010

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организационно-управленческая деятельность. Новые формы организации лечебно-профилактической и медико-санитарной помощи населению

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ – ОРГАНИЗАТОР ДВИЖЕНИЯ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ

Бахметьев В.И.,Кашин А.В.

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко

Россия, г. Воронеж

Пирогов Николай Иванович является гордостью и славой отечественной медицинской науки и народного образования. Своей деятельностью и достижениями в медицине и просвещении он заслужил признание не только в России, но в Европе. Он был членом многих Академий и почетным профессором европейских университетов и медицинских обществ. Личность Н.И.Пирогова - одна из самых выдающихся в ХIХ веке. Тот вклад, который он внес в развитие медицины России, настолько велик, что сравним с достижениями таких великих гениев как М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев. Не потеряли значение его открытия в области хирургии и анатомии, многие операции носят его имя, столь же актуальными остаются его идеи в области педагогики и общественной жизни. Сегодня мы, спустя 200 со дня его рождения, снова обращаемся к его наследию! В детстве его любимой игрой была игра в лекаря. Возникновению она обязана болезни старшего брата, которого лечил профессор медицинского факультета Московского университета Евгений Осипович Мухин. Он же принял участие в судьбе 14-летнего Николая, посоветовал готовить его на медицинский факультет, который он окончил успешно, получив золотую медаль. В числе лучших выпускников был направлен на профессорский факультет при Дерптском университете. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии в том же университете, а затем был назначен на ту же должность в медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге. В 1832 году становится доктором медицины после защиты диссертации, завершая подготовку к профессорской работе, уезжает в командировку в Германию для совершенствования по анатомии и хирургии. Таков путь целеустремленного молодого человека, в котором профессор Е.О.Мухин увидел будущего подвижника на медицинском поприще. В 1841 году молодой профессор возглавил госпитальную хирургическую клинику петербургской Медико-хирургической академии, совмещая с работой главного врача хирургического отделения военного госпиталя и директора завода хирургического инструментария. В 1846 г. стал академиком Медико-хирургической академии. В эти годы отмечается наибольший вклад в хирургическую науку неутомимого профессора.

В 1854 г. по личной просьбе был направлен на фронт боевых действий в осажденный Севастополь во главе организованной им Кресто-воздвиженской общины сестер милосердия, где проявился его организаторский талант в области военно-полевой хирургии и привлечения обученных медицинской помощи раненым женщин – «сестер-милосердия».

В 1856 году Н.И.Пирогов принял предложения занять должность попечителя Одесского учебного округа, а затем Киевского. Его волновала несовершенная система воспитания молодого поколения России. Его 10-летний период деятельности в области просвещения позволил организовать духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения, внедрить прогрессивные разработки отечественных педагогов. Выйдя в отставку, он в своем имени Вишня, организует бесплатный госпиталь для российских ветеранов войн. Выезжает консультантом по организации хирургической помощи на театры военных действий франко-прусской и русско-турецкой войн. Свой опыт Н.И.Пирогов изложил в сочинении «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и тылу действующей армии в 1877-1878 гг». Только в конце 1879 года он стал писать мемуары исключительно для самого себя.

В 1881 году Российское общество хирургов торжественно отметило 70-летие великого хирурга. Ему было присвоено почетное звание гражданина Москвы. Юбилейное торжество было омрачено тяжелой болезнью, он сам себе поставил диагноз онкологического заболевания. Николай Иванович Пирогов скончался 23 ноября 1881 года. В Вишне, что под Винницей, в Никольском храме, находится склеп с забальзамированным телом ученого.

Медицинская общественность России при проведении конференций Виннице считает своим долгом посетить это место, ставшее музеем. Один из нас был в усадьбе Пирогова во время съезда, проводимого НИИ Пульмонологии в Виннице. Научные достижение Пирогова многогранны. Основатель научного анатомо-топографического подхода в хирургии и обезболивания при операциях. В 1847 году он произвел первую операцию под эфирным наркозом. В последующем на Кавказе во время войны с горцами оперирует по эфиризацией и обучает методике военных врачей этому виду обезболивания. Пирогов первый в мире применил эфирный наркоз на поле сражения. За год он сделал около 300 операций. Затем предложил введения эфира ректальным путем. Опыт Н.И.Пирогова стал известен в Европе. Предложил идею внутривенного обезболивания.

Научная школа. Возглавляя хирургическую кафедру в Дерпте и Санкт-Петербурге основал российскую школу хирургов[1,2]. Приехавшие из Юрьевского университета в Воронеж в 1918 году привезли часть архива трудов Н.И.Пирогова, который исчез в годы оккупации Воронежа (1942-43гг). Медицинский факультет, возглавляемый сотрудниками кафедры анатомии и хирургии (Н.Н.Бурденко, И.В.Георгиевский) продолжил «пироговскую» школу хирургии.

Сестры-милосердия. Первыми в мире женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители. Это событие произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. А в 1854 г. великая княгиня Елена Павловна учредила первую в России и Европе специализированную общину сестер милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии, называлась она «Крестовоздвиженская». Непосредственное руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института осуществлял знаменитый врач, основоположник полевой хирургии Николай Пирогов. О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя", среди них - Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово и др. Из 120 сестер Крестовоздвиженской обители, которые работали в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей, а баронесса Юлия Вревская умерла от тифа в полевом лазарете. Следуя их примеру, сестры милосердия появились и в войсках союзников по антироссийской коалиции. Толчком к этому послужила битва при Балаклаве, которая произошла 13 октября 1854 г. С военной точки зрения это сражение не особенно выделяется на фоне всей Крымской кампании. Куда важнее другое. Во время лихой атаки попала под огонь русских артиллерийских батарей и понесла большие потери английская гвардейская бригада легкой кавалерии, которой командовал лорд Карлиган - из 673 кавалеристов в ней погибли 272. В этой бригаде служило много отпрысков аристократических семейств, а потому ее разгром наделал в Европе много шума - одно дело, когда гибнут простолюдины, и другое, когда лорды и баронеты. В Лондоне разразился скандал, лорда Карлигана отдали под суд, французский генерал Боске язвительно высказался в адрес оконфузившегося союзника: "Это великолепно, но это - не война".

Именно после того, как крымскую землю оросила голубая кровь представителей благороднейших британских семейств, в войска антироссийской коалиции прибыла первая группа женщин во главе с Флоренс Найтингейл, в честь которой позднее, в 1912 г., была учреждена медаль - высшая награда Международного Красного Креста медицинским сестрам. Они приплыли в ряды интервентов тогда, когда их русские коллеги уже год разделяли с воинами ужасы и тяготы блокадного бытия! Хочется попутно коротко остановиться еще на одном обстоятельстве. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. при Российском обществе Красного Креста был образован Комитет "Христианская помощь".

В 1882 г. этот Комитет создал первую во всей всемирной системе Красного Креста общину сестер милосердия, а через два года - курсы для их подготовки. Это история организации сестричества милосердия [3].

Высшее сестринское образование (ВСО). За последние 15 лет в медицинских ВУЗа России появились факультеты ВСО для подготовки специалистов-организаторов (менеджеров) сестринского дела, отделения сестринского дела. Духовное воспитание сестер в современной ситуации в российском обществе становится актуальным и должно стать важным компонентом гуманитарного образования. Нравственно воспитанный специалист в трудовой деятельности, особенно в медицине, будет примером должного отношения в профессиональной культуре и в служению больному человеку. Учитывая потребность в духовно-нравственной культуре, в нашем вузе введены факультативные дисциплины духовно-нравственной культуры для студентов медиков. Медицинский персонал (врачи, сестры) нуждаются в изучении основ религиозных конфессий и вытекающих отсюда культурологических традиций региона, в котором располагается лечебной учреждение. Для нашего центрально-черноземного региона – это православная культура. В ВГМА им. Н.Н. Бурденко разработана программа для факультативного образования по «Основам духовно-нравственной культуры для медиков». Она имеет варианты, рассчитанные для всех факультетов, включая и ВСО – 9 лекций и семинарских занятий (2004).

Слушатели знакомятся с основными религиозными конфессиями, милосердием как общечеловеческой нравственной ценностью, историей Русской православной церкви, традициями милосердия, благотворительности в общественной и духовной жизни России, Библией в контексте культуры, православной культурой и народными традициями края. православной медициной, подвижниками на этом поприще - врачами, сестрами. Получают знания о деструктивных сектах и противосектантской защите. Такое религиозное культурологическое просвещение дает возможность в условиях современного «религиозного ренессанса» разобраться в особенностях тех или иных течениях. Кроме того, в свете православия становится понятны традиции народной культуры края. У самих студентов ВСО появляется интерес к самостоятельному изучению духовной культуры своего народа и компетентность в религиозных вопросах. Предусмотрено паломничество в монастыри, где слушатели знакомятся деятельностью монастыря и социальным служением монастырского прихода.

Недавно состоялся первый выпуск группы «сестер милосердия». Это результат взаимодействия нашего ВУЗа с Воронежской православной духовной семинарией. Наши сестры милосердия получили среднее медицинское образование и изучали духовные дисциплины в семинарии. В специалистах такой подготовки испытывают потребность дома для престарелых, инвалидов, службы МЧС и т.д.

Таким образом, специалист ВСО, наряду с инновационными технологиями, должен знать основы духовно-нравственной культуры для организации качественной работы коллектива сестер в условиях новых технологий. Об этом свидетельствует исторический опыт сестринского дела милосердия в России, организатором которого был Николай Иванович Пирогов.

Литература:

  1. А.Н.Максименков. Николай Иванович Пирогов. Его жизнь и встречи в портретах и иллюстрациях// Медгиз, Ленинградское отделение, 1961. - 212 С.

  2. А.П. Брежнев. Пирогов// М.: «Мол. гвардия», 1990. - 476 С.

  3. Сергей Филимонов, священник, д.м.н. Учебник для сестер милосердия// Изд-во «Сатис», 2006. – 430С.

Гносеологические аспекты формирования парадигмы развития научной деятельности менеджеров с высшим сестринским образованием

Блохина М.В., Вахитов Ш.М., Потапова Е.В. Прокофьева Л.В.,

Ульяновский государственный университет,

Казанский медицинский университет, Россия, Ульяновск, Казань

С точки зрения диалектики, отечественное здравоохранение находится сейчас на этапе зарождения и становления нового направления научной деятельности: научной деятельности менеджеров с высшим сестринским образованием (НД МВСО). И мы должны осознать важность задачи, уже на стадии зарождения определиться с его последующим развитием. Задача осознано и целенаправленно сейчас решить, какая модель постановки и решения исследовательских задач будет заложена в основу этого направления, т.е. сформулировать парадигму развития НД МВСО.

Предпосылки формирования парадигмы НДМВСО с позиций теории познания лидеры сестринского дела объединили в следующие основные группы:

  1. Исторические аспекты. Выделение сестринского дела (СД) в особую сферу деятельности и отделение его от врачебного дела, внедрение новой модели сестринской деятельности – на определенном этапе развития отечественного здравоохранения (и соотносительно с ролью и местом СД в здравоохранении развитых стран) надо считать абсолютно оправданным и перспективным шагом, обеспечивающим дифференциацию понятий «врач» и «медсестра». Однако медицина как наука существует, действует и развивается в целом ради сохранения здоровья людей. И с этих позиций делить науку на «сестринскую» и «врачебную» - нельзя. Соответственно и говорить о развитии сугубо сестринских исследований (исследований сестринской деятельности, научной деятельности медсестер и т.п.) представляется не вполне корректным. Из выше сказанного понятия следует признать: научная деятельность менеджеров с высшим сестринским образованием. Это и соответствует квалификационной характеристике данных специалистов.

  2. Понятийно-терминологические аспекты.Со времен Ф. Найтингейл, т.е. со времен зарождения нового отношения к СД, практически все адепты этой идеи уделяли внимание и используют такие понятия как миссия и философия СД, эволюция подходов и школ, формирование моделей СД, сестринский процесс, сестринский диагноз и т.п. Этим изначально были заложены основы особого отношения к современному СД. Осмелимся характеризовать их как осознанно гносеологические.

  3. Методологические аспекты. Безусловно, методология преподавания и структура изучаемых дисциплин на факультетах ВСО дисциплин должны и будут совершенствоваться. Но можно считать чрезвычайно удачной находкой выделение в государственном образовательном стандарте трех основных блоков – административно-управленческого, психолого-педагогического и дисциплин клинической сестринской подготовки с включением в программу обучения большого количества часов, посвященных входящим в эти блоки дисциплинам, их взаимодополняемости, взаимообусловленности и завершение обучения защитой дипломной работы, по форме и содержанию приближающейся к диссертации.

  4. Политико – идеологические аспекты. В настоящее время факультеты ВСО являются единственным в РФ институтом подготовки профессионалов – управленцев для здравоохранения на вузовском додипломном уровне! И менеджер с ВСО – единственная категория медицинских работников, имеющих, в соответствии с ГОС образовательным стандартом, возможности:

а) дифференцированно подойти к оцениванию деятельности, сестринской и врачебной;

б) интегрированно анализировать организацию и качество медицинской помощи населению силами различных категорий персонала;

в) профессионально проводить организационно-управленческую работу на различных иерархических уровнях управлению отраслью;

г) четко и адекватно осознавать межведомственный характер функционирования системы охраны здоровья населения (особенно – в области профилактики заболеваний).

5. Экономические аспекты. Сложившаяся система подготовки МВСО чрезвычайно выгодна с экономических позиций. Проведенные расчеты показывают, что подготовка менеджера из числа студентов (выпускников) других факультетов во много (до 10 раз!) дороже подготовки МВСО.

Все перечисленное выше касается становления и развития СД как такового. И может послужить нам отправной точкой для формирования парадигмы научной деятельности МВСО. Если взять за основу развития НД МВСО то, что «лежит на поверхности»: административно-управленческую, психолого-педагогическую, клиническую деятельность и указанные аспекты и, подходя с философских позиций (т.е. с позиций развития общих законов социума), представляется оптимальным вариантом закладка в основу развития НД МВСО идей общественного здравоохранения, определяемого как наука предупреждать болезни, продлевать жизнь людей и укреплять их здоровье с помощью организованных усилий общества, это обеспечит изначальную ориентировку всего общества на межсекторальную ответственность за здоровье людей с использованием менеджеров с ВСО в качестве управляющего звена в разработке и внедрении различных проектов в области здравоохранения.

В таком случае, в основу идеологии НД МВСО (как системы формирования представлений и понятий об этой деятельности в различных формах общественного сознания) «напрашиваются» принципы доказательной медицины. Но в «чистом» виде применять их по многим причинам затруднительно, поэтому предлагается адаптированное к здравоохранению понятие «доказательное здравоохранение» - как систему организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих комплексную оценку правильности процесса и процедуры выработки и принятия определенного решения, его адекватности сложившейся ситуации и степени воздействия на здоровье населения и состояния системы здравоохранения.

Политика же НД МВСО, как регулятор отношений между различными субъектами науки, требует рассмотрения, по крайней мере, четырех позиций:

Первая. Психологические аспекты взаимоотношений в системе «врач-медсестра» еще более усугубляется с получением медсестрой не только высшего образования, но уже и научной степени. Следовательно, требуется тщательно регламентировать статус МВСО с ученой степенью по отношению к другим медицинским работникам. В настоящее время еще не во всех муниципалитетах определен статус специалиста с ВСО по отношению к специалистам со средним медицинским образованием.

Вторая. Предоставление шифра научной специальности в ВАК РФ.

Третья. Специфика НИР МВСО показывает, что очень часто их работы касаются науки в двух и более областях – в области общественного здоровья и здравоохранения и каких-либо клинических. С этой точки зрения МВСО надо предоставить возможность в качестве научного консультанта соответствующего клинициста.

Четвертая. Установление рамок НД МВСО. В настоящее время таковыми считаются требования, указанные в паспорте специальности 14.00.33. Однако тут возможны существенные дополнения, ибо в силу своего вузовского, более широкого кругозора и компетентности по ряду дисциплин (экономике, менеджменту, маркетингу, делопроизводству и др.), МВСО значительно легче и шире в своей научной деятельности смогут использовать в прикладном виде эти науки. Исходя из необходимости подводить НД МВСО под шифр 14.00.33, в схематичном виде начинающему исследователю можно рекомендовать ряд формулировок НИР, чтобы сориентироваться в выборе пути.

  1. Организационно-управленческие аспекты: улучшения…; повышения качества…; оптимизации…; профилактики и ранней диагностики…

  2. Изучение … как комплексной многофакторной проблемы для оптимизации управления…

  3. Разработка и внедрение оптимальной модели организации…

  4. Реализация экономических интересов … как фактор повышения…

  5. Научно-методические подходы к совершенствованию системы…

  6. Научно-методическое обеспечение системы управления персоналом…

  7. Организация системы оздоровления … в условиях…

  8. Профессиональная подготовка … в системе…

  9. Совершенствование медико-социальной помощи больным…

  10. Социально-экономические аспекты организации службы дезинфекции…

  11. Роль сестринского персонала в…

  12. Повышение эффективности деятельности … на основе новых организационных форм.

  13. Информационное обеспечение … как основа повышения эффективности…

  14. Роль и место менеджера с ВСО в…

  15. Управление процессом … в … учреждениях.

  16. Социально-экономическая эффективность оптимизации графиков работы…

  17. Унификация требований к делопроизводству в учреждениях…

  18. Стандарты качества медицинского обслуживания как…

  19. Оздоровительная работа в ДДУ для детей с ослабленным здоровьем

Как следующий шаг после ориентировочного определения НИР рекомендуется ознакомление с методологией ее планирования, построения, ведения.

РАЗРАБОТКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Блохина М.В., Уразова О.Н., Гилазетдинова Л.И., Моисеева Г.А.

ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»

Россия, Казань

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования защита дипломов может быть одной из частей итоговой государственной аттестации (ИГА) студентов факультетов высшего сестринского образования (ВСО), получающих по завершении вузовского образования квалификацию «менеджер». На наш взгляд дипломный проект (ДП) является оптимальным способом выявления профессиональных знаний, умений и навыков у выпускников факультетов ВСО, ибо профессиональный менеджмент связан со специфическими видами деятельности по выявлению организационно-управленческих проблем, проведению анализа, получению выводов, разработке рекомендаций и управленческих решений. В соответствии с этим в КГМУ все выпускники факультета ВСО (а насчитывается их до 130 человек в год) разрабатывают ДП и защищают дипломы.

Нами разработаны требования к ДП и оформлены они в виде Положения о выпускной (дипломной) работе (уже вторым изданием), которое представлено в Интернете на сайте Казанского медицинского университета в разделе «Методическая работа» кафедры менеджмента и организации сестринского дела. Кроме того, студентам предоставлена возможность общаться со своими руководителями через кафедральный почтовый ящик (адрес – на том же сайте).

В структуре дипломных работ в соответствии с Положением выделяются:

  • введение (с обоснованием актуальности темы, формулировкой цели, задач, выносимых на защиту положений, определением научной новизны и практической значимости, личного вклада автора в НИР);

  • глава 1 – обзор литературы;

  • главы 2-3 (не более) – описание методики исследования и полученных результатов;

  • выводы и предложения.

К диплому прилагаются: рецензия на него от преподавателя университета; отзыв руководителя базового учреждения на студента; справка о внедрении результатов исследования в практику; аннотация; иллюстративный материал (в произвольной форме).

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают два момента: определение темы ДП и структура заключительной оценки при его защите.

В Положении приведены как типовые варианты построения работы (исследования), так и ориентировочные названия тем. Однако при этом оговаривается, что привнесение студентом любых рациональных идей по построению и тематике работы будет приветствоваться. И с каждым студентом его руководитель проводит своеобразный творческий поиск, в результате чего очень часто формируются весьма интересные и оригинальные темы. Позволим себе привести некоторые примеры (в произвольной трактовке названий): Организация оздоровления подростков из «трудных» семей в условиях летних оздоровительных лагерей; Построение графиков работы врачей поликлиники с учетом необходимости обслуживания пациентов как по линии ОМС, так введения платных услуг; Изучение психологических особенностей подростков, страдающих детским церебральным параличом, для разработки стандартов их медико-социального обслуживания; Оптимизация делопроизводства в ЛПУ района; Сравнительная оценка обслуживания населения по участковому принципу и в условиях введения общей врачебной практики и разработка рекомендаций по совершенствованию медицинского обслуживания в современных условиях; Организационно-методическая модель оздоровления детей с ослабленным зрением в условиях детских дошкольных учреждений; Развитие профилактической направленности в работе фельдшерско-акушерских пунктов и т.п.

Заметим, что подобные оригинальные темы ДП часто служат основой для кандидатских диссертаций.

Структуре заключительной оценки ДП мы изначально, еще даже до первого издания Положения, уделяли особое внимание и постоянно работаем над совершенствованием методики оценивания. В действующем Положении приведены критерии оценки различных разделов работы, подобранные так, чтобы в сумме максимально возможная оценка получалась равной пяти баллам.

Но обсуждение процедуры ИГА в 2007 и 2008 гг. с членами Государственной аттестационной комиссии подвигло нас к разработке новой, более совершенной (на наш взгляд) методики оценивания дипломных работ.

В структуру оценки мы включили следующие 11 критериев с указанием максимально возможного количества баллов по каждому из них (при этом сумма максимальных оценок составляет 100 баллов):

  1. Оформление работы в соответствии с Положением. В Положении четко описана как структура дипломной работы (перечень и названия частей работы), так и требования к оформлению этих частей. Цель руководителя ДП – обеспечение максимального соответствия дипломной работы этим требованиям.

  2. Обоснование актуальности темы. Актуальность темы фактически означает описание проблемы, которая имеет важное значение для исследуемой студентом системы, организации, но до настоящего времени не решена.

  3. Наличие в формулировке цели работы конструктивного компонента. Дипломная работа не может ограничиваться только лишь изучением чего-либо; в обязательном порядке в формулировке цели должен присутствовать конструктивный компонент: разработка и внедрение новых методов, методик, организационных технологий или моделей и т.п.

  4. Научная новизна и практическая значимость. Поскольку дипломная работа хоть и небольшое, но научное исследование, научная новизна и практическая значимость являются обязательными его атрибутами. При этом не следует от студентов требовать каких-то сверх высоких результатов, наоборот, и новизна, и значимость могут определяться на учрежденческом уровне или даже на уровне определенного структурного подразделения учреждения. Главное, чтобы студенты умели данные атрибуты обозначить и раскрыть их суть. Подчеркнем, что учрежденческий уровень не ограничение, а рекомендация, т.к. могут планироваться и выполняться работы, которые впоследствии будут перерастать в кандидатские диссертации и, соответственно, новизна и практическая значимость таких работ может быть выше учрежденческого.

  5. Личный вклад автора в НИР. Данный параметр предусмотрен для того, чтобы студенты заранее настраивались на проведение исследования своими силами, а не на переписывание чьих-то опубликованных результатов.

  6. Соблюдение соотношений: 1 задача – 1 положение – 1-2 вывода с соблюдением единого смыслового содержания по этим позициям. Безусловно, в исследованиях более высокого, чем ДП, уровня могут встречаться и другие соотношения между задачами, выносимыми на защиту положениями и выводами. Однако опыт показывает, что если не определить заранее указанное соотношение, студенты, как начинающие исследователи, могут не просто дать совершенно произвольное соотношение этих позиций, но, главное, уйти от смысловой их связи. Поэтому в целях обеспечения дисциплины научного мышления мы считаем целесообразным введение данного требования.

  7. 7. Адекватность рекомендаций уровню компетенции автора. Уже отмечалось, что студенческое исследование не может носить глобального характера, но должно выполняться преимущественно на учрежденческом уровне. Отсюда и требования к уровню внедрения рекомендаций – преимущественно учрежденческий и ни в коем случае не глобальный.

  8. «Прикованность» к тексту. Одно из направлений профессиональной подготовки студентов факультетов ВСО – психолого-педагогическое. Поэтому среди приобретенных в процессе обучения навыков, которые студент должен продемонстрировать на защите ДП – умение не «зачитывать» текст, но установление контакта с аудиторией (пользуясь, при необходимости, текстом).

  9. Ответы на вопросы. На защитах дипломов в обязательном порядке должны задаваться вопросы. А студенты в своих ответах должны показать умение соответствующим образом реагировать на них и формулировать ответы.

  10. Использование иллюстративного материала. Мы не оговариваем, какого вида иллюстративные материалы студенты могут использовать при выступлении. Но для повышения наглядности выступления считаем обязательным наличие таковых. И, естественно, в выступлении студента должны быть органически предопределенные ссылки на те или иные материалы.

  11. Выступления на конференциях, публикации. Данный параметр оценки представляется нам очень важным, ибо означает, что студент сделал значительный шаг на пути овладения навыками научной работы, а материалы ДП в определенной мере уже апробированы. Не вдаваясь в нюансы, предлагаем выставлять до: двух баллов – за выступление на какой-либо конференции; до пяти – за публикации в сборниках студенческих конференций; до 10 – в сборниках местного уровня; до 15 – в сборниках российского уровня.

В заключение хотим отметить, что в настоящее время в университете практикуется проведение предзащит дипломов недели за 3-4 до официальной ИГА – для выявления недостатков в работах, репетиции выступлений, приобретения студентами опыта публичных защит.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Этнолингвистические дифференциации в формировании лексико-грамматических категорий у татар-билингвов и русских в системе преодоления речевых дисфункций (на материале Тюменской области) 10.

    Автореферат
    Этнолингвистические дифференциации в формировании лексико-грамматических категорий у татар-билингвов и русских в системе преодоления речевых дисфункций
  2. Ученые записки скагс (3)

    Ученые записки
    В.И. Стрюковский, доктор философских наук, профессор: Старостин А.М. Философские инновации: Когнитивная и аксиологическая репрезентации. LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2011.
  3. Влияние экспериментальной и природной гипоксии на функциональные резервы организма и физическую работоспособность спортсменов 03. 03. 01 физиология

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре адаптивной физической культуры в Федеральном Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»
  4. Iii-я междисциплинарная научно-практическая конференция: «Современные методы диагностики и лечения кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем»

    Документ
    Материалы III-ей междисциплинарной научно-практической конференции кафедры дерматовенерологии Казанского Государственного медицинского университета. Казань, 25 марта 2010г.
  5. Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения

    Документ
    Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения : Материалы всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк, 17-18 марта 2011 года) /Под ред.

Другие похожие документы..