Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится « » 2009 года, в часов, на заседании диссертационного совета Д 212.298.12 при Южно-Уральском государственном университет...полностью>>
'Документ'
Любое незавершенное психологическое событие, даже по прошествии длительного времени, продолжает подспудно влиять на человека и его поведение. Испытыва...полностью>>
'Расписание'
Однако сегодня от мастера требуется не только точность исполнения, но и умение с помощью деталей сделать стрижку современной, модной. Какую роль в ст...полностью>>
'Документ'
«Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведён...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (История образования и педагогической мысли)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

Кафедра педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ОПД.Ф.01 ПЕДАГОГИКА

(История образования и педагогической мысли)

Направление 540200 Физико-математическое образование

Уфа 2011

Модуль I

Нормативные материалы

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ I

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Выписка из ГОС

5

1.

Цели и задачи

5

2.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

6

3.

Объем дисциплины и виды учебной работы

6

4.

4.1.

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

6

4.2.

Содержание разделов дисциплины

7

4.3.

Лабораторный практикум (содержание семинаров и лабораторных работ)

10

5.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

18

5.1.

Рекомендуемая литература

18

5.1.1.

Основная

18

5.1.2.

Дополнительная

19

5.2.

Средства обеспечения освоения дисциплины

21

6.

Материально–техническое обеспечение дисциплины

21

6.1.

Оборудование аудитории

21

6.2.

Технические средства обучения

21

6.3.

Аудио, видеоаппаратура

21

6.4.

Учебно-наглядные пособия

22

7.

7.1.

Содержание итогового и промежуточного контроля

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

22

7.2

Примерный перечень вопросов к зачету

22

7.3.

Примерная тематика рефератов

24

8.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

24

9.

Учебная практика по дисциплине

25


ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№720 пед/бак от «_31 января __2005__ г.

Направление (специальность) _Физико-математическое образование;

Индекс дисциплины

Наименование дисциплины и основные дидактические единицы

Всего часов

ОПД.Ф.01

История образования и педагогической мысли

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

56

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

Кафедра педагогики

«Согласовано»

Председатель УМК

Лисейчикова Л.З.

«Утверждаю»

Начальник учебно-методического управления Г.И. Калимуллина.

Зам. Зав. кафедрой, профессор

Сытина Н.С.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ОПД.Ф.01

Направление 540200 Физико-математическое образование

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью курса является формирование индивидуальной педагогической культуры студента, его педагогического мировоззрения как необходимого компонента его профессионального становления, развитие творческого мышления будущего педагога.

В процессе изучения курса «История образования и педагогической мысли» его цель реализуется через комплекс следующих задач:

  • выявление закономерностей развития образовательной сферы как общечеловеческого и социального явления во всех аспектах её функционирования;

  • установление зависимости образовательного процесса от изменяющихся потребностей общества; зависимости целей, содержания, организации образования от уровня социально-экономического, научного, культурного развития общества в каждую историческую эпоху;

  • раскрытие путей развития образования, характера взаимодействия педагогической теории и педагогической практики; выявление рациональных и гуманистически ориентированных педагогических средств, обобщение всего положительного, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи;

  • подведение студентов через изучение истории образования и педагогической мысли к осмыслению современных проблем сферы образования, пониманию современной философии образования;

  • подготовка студентов к усвоению современной педагогики, осуществление межпредметных связей, формирование у студентов системного видения педагогики и образования.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса «История образования и педагогической мысли» студент должен:

- знать педагогические понятия и термины в их историческом развитии;

  • знать основные факты истории образования как мирового педагогического процесса;

  • знать педагогические теории, концепции в их исторической взаимосвязи;

  • знать закономерности развития образования как целостного педагогического процесса в единстве его практической и теоретической составляющих;

  • понимать сущность и логику развития образования как общечеловеческого и социального явления;

  • понимать зависимость образования от изменяющихся потребностей общества, от уровня его развития в каждую историческую эпоху;

  • понимать роль и значение образования в историческом развитии человечества;

  • понимать сущность педагогических теорий и концепций, их значение в развитии педагогической практики;

  • уметь конспектировать, тезировать, цитировать, аннотировать при работе с педагогическими источниками;

  • уметь осуществлять системный анализ педагогических явлений, теорий, концепций;

  • уметь осуществлять межпредметные связи при изучении явлений в образовательной сфере;

  • уметь обобщать и систематизировать педагогические явления, представляя исторически верную картину мирового педагогического процесса;

  • уметь оценивать педагогические факты, теории, концепции с позиции исторического подхода, выявляя их новизну и значимость для педагогической практики по сравнению с предшествующими эпохами;

  • уметь вычленять рациональные педагогические средства и творчески использовать их в педагогической практике;

  • уметь представлять собственную точку зрения на изучаемые явления, видеть перспективы развития образования.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

56

5

Аудиторные занятия

36

Лекции

14

Практические занятия (семинары)

18

Контроль самостоятельной работы

4

Самостоятельная работа

28

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля: экзамен

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практиче-

ские занятия, семинары

Самост.

работа

1

2

3

4

5

Раздел 1. Становление образования и педагогической мысли в донаучный период

1.

История образования и педагогической мысли как область педагогической науки и учебный предмет. Возникновение образования. Становление образования в первобытном обществе

2

2

2.

Образование и педагогическая мысль в цивилизациях Древнего Востока. Зарождение школы как социального института образования. Системы образования и педагогическая мысль в эпоху античности

2

4

2

3.

Образование и педагогическая мысль в Византии и Средневековом Востоке. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе в эпохи Средних веков и Возрождения

1

2

4.

Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси, русском государстве, на Украине и в Белоруссии (X – XVII в.)

1

2

Раздел 2. Образование и педагогическая мысль в Новое время. Становление и развитие педагогики как науки

5.

Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая система Я.А.Коменского

2

2

6.

Педагогические теории эпохи Просвещения. Становление и развитие идеи воспитывающего и развивающего обучения в западноевропейской педагогике

2

7.

Теория и практика образования в европейских социальных учениях XIX в.

2

8.

Образование и педагогическая мысль в России в XVIII - XIX веках (до 90-х гг.)

2

2

9.

Педагогическая система К.Д.Ушинского – основоположника научной педагогики в России

2

2

10.

Развитие и реализация идеи «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого

2

Раздел 3. Образование и педагогика в Новейшее время

11.

Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX- первой половины XX в.

2

2

12.

Образование и педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в.

2

13.

Образование и педагогическая мысль в России после Октябрьской революции. Реформы и контрреформы в области образования в советской России в 20-30-е гг.

2

2

14.

Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко. Теория воспитания в коллективе

2

2

15

Педагогика Российского Зарубежья 20-30-х гг.

2

16.

Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского

2

2

2

17.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

2

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Становление образования и педагогической мысли в донаучный период

Цель изучения раздела: раскрыть сущность образования как общечеловеческого и конкретно-исторического явления; усвоить категориальный аппарат курса, его методологические и теоретические основы; установить зависимость образования как педагогической системы от изменяющихся потребностей общества, от уровня социально-экономического, культурного, научного развития общества в каждую историческую эпоху; вычленить и усвоить основные педагогические идеи, зародившиеся в рамках философии.

Основные понятия: образование, педагогическая система, генезис образования, закономерности образования, исторический, культурологический и цивилизационный подходы, деятельностная сущность человека, инициация, инфатицид, агеллы, лаконическая речь, криптии, калокагатия, мусические школы, дидаскал, педагог, палестра, пентафлон, гимнасия, эфебия, философия, схоластика, семь свободных искусств, семь рыцарских добродетелей, университет, гильдейские школы, цеховые школы, магистратские школы, мастера грамоты, братские школы, греко-латинские школы, гуманизм.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. О1 Новая история стран востока основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Китай после маньчжурского завоевания. Начало европейской экспансии и «закрытие» Китая. Первая «опиумная война» и начало «открытия» Китая Западом. Тайпинское восстание.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения истории основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (70)

    Учебно-методический комплекс
    П Педагогика начального образования: Педагогические технологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.И. Беляева; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..