Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (История образования и педагогической мысли)
Лекция 1.3. Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси, русском государстве, на Украине и в Белоруссии (Х - ХVII вв.). (1 ч.)
Этапы развития образования в средневековой России. Основные факторы, обусловившие развитие образования в Древней Руси: становление государства, принятие христианства, создание славянской письменности. Характер и особенности образования в Киевской Руси. Роль народной педагогики в семейном воспитании. Школьное обучение. «Мастера грамоты». Характер образования в Русском государстве XIV-XVII вв. Роль монастырей в распространении просвещения. Создание книгопечатания И.Федоровым. «Братские школы» на Украине и в Белоруссии. Возникновение классно-урочной системы в практике работы братских школ. Демократический характер «братских школ», их значение для развития образования в России в ХVII в. Создание греко-латинских школ. Начало высшего образования в России. Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.
Раздел 2
Образование и педагогическая мысль в Новое время. Становление и развитие педагогики как науки
Лекция 2.4. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая система Я.А.Коменского (2 ч.)
Предпосылки выделения педагогики в самостоятельную область знания. Я.А.Коменский как основоположник научной педагогики. Жизнь и деятельность Я.А.Коменского. Философская основа педагогического учения Я.А.Коменского. Обоснование им дидактики как науки о воспитании и обучении. Роль образования в жизни человека. Цель и задачи образования. Обоснование принципа природосообразности образования. Возрастная периодизация, система школ, содержание обучения в них. Обоснование классно-урочной системы как организационной формы обучения. Разработка и обоснование дидактических принципов и правил. Нравственное воспитание и проблема дисциплины в школе. Требования к учителю. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для дальнейшего развития мировой педагогики.
Лекция 2.5. Педагогическая система К.Д.Ушинского – основоположника научной педагогики в России (2 ч.)
Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К.Д.Ушинского. Обоснование педагогики как науки и искусства. Идея народности воспитания. К.Д.Ушинский о воспитательном значении труда. Дидактическое учение Ушинского. К.Д.Ушинский о деятельности и активности ребенка в процессе обучения. О роли учителя и его подготовке. Значение педагогической деятельности и взглядов К.Д.Ушинского для дальнейшего развития педагогики в России.
Раздел 3
Образование и педагогика в Новейшее время
Лекция 3.6. Педагогическая система А.С.Макаренко
Основные этапы педагогической деятельности А.С.Макаренко. А.С.Макаренко о целях коммунистического воспитания. Учение А.С.Макаренко о детском коллективе как важнейшем факторе воспитания. Законы и принципы воспитания в коллективе, сформулированные А.С.Макаренко. О воспитании дисциплины. Роль труда в жизни коллектива. Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С.Макаренко. А.С.Макаренко о роли советского учителя, его подготовке и педагогической технике. Значение учения А.С.Макаренко о детском коллективе для современной теории и практики.
Лекция 3.7. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского
Жизнь и педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского. Организация деятельности Павлышской средней школы. Теоретическое наследие В.А.Сухомлинского. Воспитание коммунистической гражданственности. Творческое развитие учения А.С.Макаренко о коллективе. Соотношение индивидуального и коллективного воздействия. Трансформация педагогических взглядов В.А.Сухомлинского от сугубо классовых к общечеловеческим. Система нравственного, умственного, трудового, эстетического воспитания личности в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского. Нравственное воспитание как центральное звено гуманистической педагогики В.А.Сухомлинского. Использование средств природы в формировании личности. Детское творчество в педагогической системе В.А.Сухомлинского. «Школа радости» – преемственность дошкольного воспитания и школьного обучения. Организация работы учительского коллектива школы. Вопросы семейной педагогики.
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
2.2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Семинар № 1.
Тема: Системы образования и педагогическая мысль в эпоху античности.
На основе анализа систем образования и философско-педагогических идей мыслителей Древней Греции и Древнего Рима проследить становление, развитие и реализацию идеи всесторонне гармонично развитой личности и выявить такую закономерность как социальная обусловленность образования.
Семинар №2
Тема: Педагогические теории эпохи Просвещения. Становление и развитие идеи воспитывающего и развивающего обучения в западноевропейской педагогике
Знать основные факты биографий и характерные черты мировоззрения Д.Локка и Ж.-Ж.Руссо, содержание таких педагогических произведений как «Мысли о воспитании» Д. Локка, «Эмиль или о воспитании» Ж.-Ж. Руссо, понимать объективную потребность возникновения и социальную обусловленность их педагогических идей, уметь осуществлять системный анализ педагогических взглядов вышеуказанных авторов
Семинар №3
Тема: Теория и практика образования в европейских социальных учениях XIX в.
Знать взгляды социалистов-утопистов начала XIX в. на образование, содержание социально-педагогических экспериментов Р.Оуэна, понимать их ограниченность, обусловленную социально-экономическими условиями того времени и значение, которое они оказали на дальнейшее развитие образования и педагогической мысли; знать и понимать основные положения марксизма в области образования, уметь оценивать их с позиции исторического подхода.
Семинар №4
Тема: Основные направления в развитии педагогической мысли в России XIX в. в дореформенный период
Знать основные направления в развитии педагогической мысли в России до 60-х гг. XIX в.: государственная идеология в образовании 30-х - 40-х гг., славянофильство, революционно-демократическое направление, буржуазно-демократическое направление в развитии педагогической мысли.
Семинар №5
Тема: Становление и реализация идеи «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого
Знать общественно-педагогическую деятельность Л.Н.Толстого, его основные педагогические идеи, практику работы Яснополянской школы Л.Н.Толстого, понимать значение педагогической деятельности Л.Н.Толстого для России 2-ой половины XIX в., особенности его теории свободного воспитания крестьянских детей.
Семинар №6
Тема: Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX- первой половины XX в.
Семинар №7
Тема: Реформы и контрреформы в области образования в советской России в 20-30-е гг.
Знать содержание декларации Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы» и декрета ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР», понимать их демократический характер
Семинар №8
Тема: Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.
2.2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
2.2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Организационными формами НИРС по дисциплине «История образования и педагогической мысли» могут являться:
учебно-исследовательская работа в рамках выполнения учебных заданий по дисциплине;
индивидуальные научно-исследовательские работы студентов по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины; участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, в том числе и в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ;
участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующих индивидуальное научное творчество студентов.
2.1. Календарно-тематическое планирование
ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Направление (специальность) _Физико-математическое образование.
Курс 3 семестр 5
Преподаватель Арасланова А.Т.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Примечания |
1. | 1 нед | История образования и педагогической мысли как область педагогической науки и учебный предмет. Возникновение образования. Становление образования в первобытном обществе | 2 | |
2. | 4 нед | Образование и педагогическая мысль в цивилизациях Древнего Востока. Зарождение школы как социального института образования. Системы образования и педагогическая мысль в эпоху античности | 2 | |
3. | 6 нед | Образование и педагогическая мысль в Византии и Средневековом Востоке. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе в эпохи Средних веков и Возрождения | 1 | |
4. | 6 нед | Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси, русском государстве, на Украине и в Белоруссии (X – XVII в.) | 1 | |
5. | 7 нед | Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая система Я.А.Коменского | 2 | |
6. | 8 нед | Педагогическая система К.Д.Ушинского – основоположника научной педагогики в России | 2 | |
7. | 9 нед | Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко. Теория воспитания в коллективе | 2 | |
8 | 10 нед | Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
720 пед/бак от «_31 января __2005__ г.
Направление (специальность) _Физико-математическое образование;
Курс 3 семестр 5
Преподаватель Арасланова А.Т.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Примечания |
1. | 4 нед 5 нед | Образование и педагогическая мысль в цивилизациях Древнего Востока. Зарождение школы как социального института образования. Системы образования и педагогическая мысль в эпоху античности | 4 | |
2. | 9 нед | Педагогические теории эпохи Просвещения. Становление и развитие идеи воспитывающего и развивающего обучения в западноевропейской педагогике | 2 | |
3. | 10 нед | Теория и практика образования в европейских социальных учениях XIX в. | 2 | |
4. | 1 1нед | Образование и педагогическая мысль в России в XVIII - XIX веках (до 90-х гг.) | 2 | |
5. | 12 нед | Развитие и реализация идеи «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого | 2 | |
6. | 13 нед | Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX- первой половины XX в. | 2 | |
7. | 14 нед | Образование и педагогическая мысль в России после Октябрьской революции. Реформы и контрреформы в области образования в советской России в 20-30-е гг. | 2 | |
8. | 15 нед | Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского | 2 |
2.3.3. ПЛАН-ГРАФИК СРС
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОБРЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ»
Физико-математическое образование
Курс 3 семестр 5
Преподаватель Арасланова А.Т.
День и время консультаций: понедельник, 14 ч. 05 минут, ауд. 315 ФМФ
№ | Тема | Задание на СРС | Срок сдачи |
1. | Идея всесторонне гармонично развитой личности в трудах философов античности и эпохи Возрождения и её реализация в образовании | Составьте кроссворд на предложенную тему | 2 нед. сентября 2011 |
2. | Раздел 1 Становление образования и педагогической мысли в донаучный период | Ответить на вопросы, предложенные для СРС, подготовиться к тестированию | 4 нед. сентября 2011 |
Законспектировать предложенные первоисточники | октябрь 2011 | ||
3. | Раздел 2 Образование и педагогическая мысль в Новое время. Становление и развитие педагогики как науки | Ответить на вопросы, предложенные для СРС, подготовиться к тестированию | октябрь 2011 |
Законспектировать предложенные первоисточники | |||
4. | Педагогика Российского Зарубежья 20-30-х гг. | Ответьте на предложенные вопросы и подготовьтесь к коллоквиуму | ноябрь 2011 |
5. | Раздел 3Образование и педагогика в Новейшее время | Ответить на вопросы, предложенные для СРС, подготовиться к тестированию | ноябрь2011 |
Законспектировать предложенные первоисточники | Декабрь 2011 | ||
6. | Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. | Написать рефераты по предложенной тематике | Декабрь 2011 |
МОДУЛЬ III
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. О1 Новая история стран востока основная образовательная программа подготовки специалиста
Учебно-методический комплексКитай после маньчжурского завоевания. Начало европейской экспансии и «закрытие» Китая. Первая «опиумная война» и начало «открытия» Китая Западом. Тайпинское восстание.Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения истории основная образовательная программа подготовки специалиста
Учебно-методический комплексМетодика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования.Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке
Учебно-методический комплексчеткое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (70)
Учебно-методический комплексП Педагогика начального образования: Педагогические технологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.И. Беляева; Бийский пед. гос.