Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Кампания проводится одновременно во всех регионах Российской Федерации под эгидой Пенсионного фонда России с целью повышения пенсионной и социальной ...полностью>>
'Документ'
Миниатюризированный Мессбауэровский Спектрометр (MIMOS) был предложен в начале 1990х годов российскими учеными из ИКИ для российской миссии Марс-96. ...полностью>>
'Задача'
Введение. По всем признакам, мы живем сейчас в переломное время, когда «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь», когда «оскудеет ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (История образования и педагогической мысли)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1.3. Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси, русском государстве, на Украине и в Белоруссии (Х - ХVII вв.). (1 ч.)

Этапы развития образования в средневековой России. Основные факторы, обусловившие развитие образования в Древней Руси: становление государства, принятие христианства, создание славянской письменности. Характер и особенности образования в Киевской Руси. Роль народной педагогики в семейном воспитании. Школьное обучение. «Мастера грамоты». Характер образования в Русском государстве XIV-XVII вв. Роль монастырей в распространении просвещения. Создание книгопечатания И.Федоровым. «Братские школы» на Украине и в Белоруссии. Возникновение классно-урочной системы в практике работы братских школ. Демократический характер «братских школ», их значение для развития образования в России в ХVII в. Создание греко-латинских школ. Начало высшего образования в России. Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.

Раздел 2

Образование и педагогическая мысль в Новое время. Становление и развитие педагогики как науки

Лекция 2.4. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая система Я.А.Коменского (2 ч.)

Предпосылки выделения педагогики в самостоятельную область знания. Я.А.Коменский как основоположник научной педагогики. Жизнь и деятельность Я.А.Коменского. Философская основа педагогического учения Я.А.Коменского. Обоснование им дидактики как науки о воспитании и обучении. Роль образования в жизни человека. Цель и задачи образования. Обоснование принципа природосообразности образования. Возрастная периодизация, система школ, содержание обучения в них. Обоснование классно-урочной системы как организационной формы обучения. Разработка и обоснование дидактических принципов и правил. Нравственное воспитание и проблема дисциплины в школе. Требования к учителю. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для дальнейшего развития мировой педагогики.

Лекция 2.5. Педагогическая система К.Д.Ушинского – основоположника научной педагогики в России (2 ч.)

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К.Д.Ушинского. Обоснование педагогики как науки и искусства. Идея народности воспитания. К.Д.Ушинский о воспитательном значении труда. Дидактическое учение Ушинского. К.Д.Ушинский о деятельности и активности ребенка в процессе обучения. О роли учителя и его подготовке. Значение педагогической деятельности и взглядов К.Д.Ушинского для дальнейшего развития педагогики в России.

Раздел 3

Образование и педагогика в Новейшее время

Лекция 3.6. Педагогическая система А.С.Макаренко

Основные этапы педагогической деятельности А.С.Макаренко. А.С.Макаренко о целях коммунистического воспитания. Учение А.С.Макаренко о детском коллективе как важнейшем факторе воспитания. Законы и принципы воспитания в коллективе, сформулированные А.С.Макаренко. О воспитании дисциплины. Роль труда в жизни коллектива. Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С.Макаренко. А.С.Макаренко о роли советского учителя, его подготовке и педагогической технике. Значение учения А.С.Макаренко о детском коллективе для современной теории и практики.

Лекция 3.7. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского

Жизнь и педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского. Организация деятельности Павлышской средней школы. Теоретическое наследие В.А.Сухомлинского. Воспитание коммунистической гражданственности. Творческое развитие учения А.С.Макаренко о коллективе. Соотношение индивидуального и коллективного воздействия. Трансформация педагогических взглядов В.А.Сухомлинского от сугубо классовых к общечеловеческим. Система нравственного, умственного, трудового, эстетического воспитания личности в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского. Нравственное воспитание как центральное звено гуманистической педагогики В.А.Сухомлинского. Использование средств природы в формировании личности. Детское творчество в педагогической системе В.А.Сухомлинского. «Школа радости» – преемственность дошкольного воспитания и школьного обучения. Организация работы учительского коллектива школы. Вопросы семейной педагогики.

2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

2.2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Семинар № 1.

Тема: Системы образования и педагогическая мысль в эпоху античности.

На основе анализа систем образования и философско-педагогических идей мыслителей Древней Греции и Древнего Рима проследить становление, развитие и реализацию идеи всесторонне гармонично развитой личности и выявить такую закономерность как социальная обусловленность образования.

Семинар №2

Тема: Педагогические теории эпохи Просвещения. Становление и развитие идеи воспитывающего и развивающего обучения в западноевропейской педагогике

Знать основные факты биографий и характерные черты мировоззрения Д.Локка и Ж.-Ж.Руссо, содержание таких педагогических произведений как «Мысли о воспитании» Д. Локка, «Эмиль или о воспитании» Ж.-Ж. Руссо, понимать объективную потребность возникновения и социальную обусловленность их педагогических идей, уметь осуществлять системный анализ педагогических взглядов вышеуказанных авторов

Семинар №3

Тема: Теория и практика образования в европейских социальных учениях XIX в.

Знать взгляды социалистов-утопистов начала XIX в. на образование, содержание социально-педагогических экспериментов Р.Оуэна, понимать их ограниченность, обусловленную социально-экономическими условиями того времени и значение, которое они оказали на дальнейшее развитие образования и педагогической мысли; знать и понимать основные положения марксизма в области образования, уметь оценивать их с позиции исторического подхода.

Семинар №4

Тема: Основные направления в развитии педагогической мысли в России XIX в. в дореформенный период

Знать основные направления в развитии педагогической мысли в России до 60-х гг. XIX в.: государственная идеология в образовании 30-х - 40-х гг., славянофильство, революционно-демократическое направление, буржуазно-демократическое направление в развитии педагогической мысли.

Семинар №5

Тема: Становление и реализация идеи «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого

Знать общественно-педагогическую деятельность Л.Н.Толстого, его основные педагогические идеи, практику работы Яснополянской школы Л.Н.Толстого, понимать значение педагогической деятельности Л.Н.Толстого для России 2-ой половины XIX в., особенности его теории свободного воспитания крестьянских детей.

Семинар №6

Тема: Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX- первой половины XX в.

Семинар №7

Тема: Реформы и контрреформы в области образования в советской России в 20-30-е гг.

Знать содержание декларации Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы» и декрета ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР», понимать их демократический характер

Семинар №8

Тема: Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.

2.2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

2.2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Организационными формами НИРС по дисциплине «История образования и педагогической мысли» могут являться:

  • учебно-исследовательская работа в рамках выполнения учебных заданий по дисциплине;

  • индивидуальные научно-исследовательские работы студентов по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины; участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, в том числе и в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ;

  • участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующих индивидуальное научное творчество студентов.

2.1. Календарно-тематическое планирование

ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Направление (специальность) _Физико-математическое образование.

Курс 3 семестр 5

Преподаватель Арасланова А.Т.

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Примечания

1.

1 нед

История образования и педагогической мысли как область педагогической науки и учебный предмет. Возникновение образования. Становление образования в первобытном обществе

2

2.

4 нед

Образование и педагогическая мысль в цивилизациях Древнего Востока. Зарождение школы как социального института образования. Системы образования и педагогическая мысль в эпоху античности

2

3.

6 нед

Образование и педагогическая мысль в Византии и Средневековом Востоке. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе в эпохи Средних веков и Возрождения

1

4.

6 нед

Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси, русском государстве, на Украине и в Белоруссии (X – XVII в.)

1

5.

7 нед

Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая система Я.А.Коменского

2

6.

8 нед

Педагогическая система К.Д.Ушинского – основоположника научной педагогики в России

2

7.

9 нед

Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко. Теория воспитания в коллективе

2

8

10 нед

Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.

2

Календарно-тематическое планирование

СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

720 пед/бак от «_31 января __2005__ г.

Направление (специальность) _Физико-математическое образование;

Курс 3 семестр 5

Преподаватель Арасланова А.Т.

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Примечания

1.

4 нед

5 нед

Образование и педагогическая мысль в цивилизациях Древнего Востока. Зарождение школы как социального института образования. Системы образования и педагогическая мысль в эпоху античности

4

2.

9 нед

Педагогические теории эпохи Просвещения. Становление и развитие идеи воспитывающего и развивающего обучения в западноевропейской педагогике

2

3.

10 нед

Теория и практика образования в европейских социальных учениях XIX в.

2

4.

1 1нед

Образование и педагогическая мысль в России в XVIII - XIX веках (до 90-х гг.)

2

5.

12 нед

Развитие и реализация идеи «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого

2

6.

13 нед

Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX- первой половины XX в.

2

7.

14 нед

Образование и педагогическая мысль в России после Октябрьской революции. Реформы и контрреформы в области образования в советской России в 20-30-е гг.

2

8.

15 нед

Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского

2

2.3.3. ПЛАН-ГРАФИК СРС

ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОБРЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ»

Физико-математическое образование

Курс 3 семестр 5

Преподаватель Арасланова А.Т.

День и время консультаций: понедельник, 14 ч. 05 минут, ауд. 315 ФМФ

Тема

Задание на СРС

Срок сдачи

1.

Идея всесторонне гармонично развитой личности в трудах философов античности и эпохи Возрождения и её реализация в образовании

Составьте кроссворд на предложенную тему

2 нед. сентября 2011

2.

Раздел 1

Становление образования и педагогической мысли в донаучный период

Ответить на вопросы, предложенные для СРС, подготовиться к тестированию

4 нед. сентября 2011

Законспектировать предложенные первоисточники

октябрь 2011

3.

Раздел 2

Образование и педагогическая мысль в Новое время. Становление и развитие педагогики как науки

Ответить на вопросы, предложенные для СРС, подготовиться к тестированию

октябрь 2011

Законспектировать предложенные первоисточники

4.

Педагогика Российского Зарубежья 20-30-х гг.

Ответьте на предложенные вопросы и подготовьтесь к коллоквиуму

ноябрь 2011

5.

Раздел 3

Образование и педагогика в Новейшее время

Ответить на вопросы, предложенные для СРС, подготовиться к тестированию

ноябрь2011

Законспектировать предложенные первоисточники

Декабрь

2011

6.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Написать рефераты по предложенной тематике

Декабрь

2011

МОДУЛЬ III



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. О1 Новая история стран востока основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Китай после маньчжурского завоевания. Начало европейской экспансии и «закрытие» Китая. Первая «опиумная война» и начало «открытия» Китая Западом. Тайпинское восстание.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения истории основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (70)

    Учебно-методический комплекс
    П Педагогика начального образования: Педагогические технологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.И. Беляева; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..